WordPress

Актуальные проблемы социальной поддержки отдельных категорий граждан

Актуальные проблемы социальной поддержки отдельных категорий граждан - картинка 1
Самое важное по теме: "Актуальные проблемы социальной поддержки отдельных категорий граждан" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Актуальные проблемы в формах и видах социального обеспечения в РФ

Система социальной защиты населения находится на стадии формирования. Характерной особенностью этой стадии является наличие проблем различного плана в формах и видах социального обеспечения РФ. От степени оперативности реагирования системы на возникающие проблемы зависит уровень ее развития. На сегодняшний день можно выделить ряд направлений, в которых происходят изменения системы социальной защиты населения.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения, это зависит от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен на товары и услуги.

К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие к инфляции.

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере. В том числе, создания высокоэффективной, ориентированной на ожидание общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты проблем, на протяжении всей его жизни — начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи, социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления и проблемы социальной защиты, и подходы к их реформированию:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества, должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей. Все дети, независимо от того в какой семье они родились и живут, должны иметь возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Одной из самых острых и актуальных социальных проблем современной России является демографическая проблема, для её решения была предложена программа стимулирования рождаемости. Она включает в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Одной из мер материальной поддержки женщины, родившей второго ребенка, стало предоставление в ее распоряжение первичного, базового материнского капитала, что должно поддержать в первую очередь повысить ее социальный статус.

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным и враждебным.

Также своевременным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Министерству образования и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Сформировать региональные целевые программы социальной профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп и периодов развития, от социальных рисков:

  • — мертворождение и патологические роды;
  • — врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
  • — голодание и нерациональное для детей питание;
  • — безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
  • — пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
  • — негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
  • — вовлечение в политическую активность и военные действия;
  • — проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
  • — охране здоровья;
  • — пребыванию ребенка в семье;
  • — получению образования и духовно-нравственного воспитания;
  • — формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
  • — развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
  • — приобщению к культурным ценностям;
  • — занятиям физической культурой и спортом;
  • — созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания;
  • — целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий, либо дать этим пособиям статус пособий по бедности. Тогда критерием их выплаты станет доход семьи. Либо следует рассматривать такие пособия, как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того, к какой по достатку семье принадлежит ребенок.

Проблемой функционирования системы социального обеспечения остается низкий размер некоторых видов социальных пособий, составляющий менее 10% прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения.

Также проблемой системы можно считать хронический дефицит мест в стационарных учреждениях социального обслуживания вследствие низкой степени обеспеченности населения стационарными учреждениями.

Сохраняется очень низкая доля граждан пожилого возраста и инвалидов, пользующихся различными услугами учреждений социального обслуживания — лишь около 14% общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов было охвачено различными услугами социального обслуживания.

Проблемой остается неполная укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания (например, в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов укомплектованность кадрами составляет около 73%). Очень низок уровень доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры из-за отсутствия специально оборудованных лестниц, лифтов, городского транспорта.

2. Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в оказании социальной помощи нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

  • — эффективной занятости человека;
  • — предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
  • — молодежи;
  • -одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • — лицам предпенсионного возраста;
  • — военнослужащим, уволенным в запас;
  • — бывшим воинам — участникам военных конфликтов;
  • — инвалидам;
  • — лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
  • — лицам, продолжительное время не имеющим работы;
  • -лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
  • — выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
  • — охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
  • — оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
  • — равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни.

В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

  • — реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый, должен, как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

http://studwood.ru/600286/sotsiologiya/aktualnye_problemy_formah_vidah_sotsialnogo_obespecheniya

Проблемы социальной защиты

Понятие социальной защиты

В научной литературе многие исследователи зачастую соотносят понятия «социальная защита» и «социальное государство», так как именно государство реализует социальную политику, в основе которой лежат правила и принципы социальной защищенности и справедливости в отношении каждого члена общества.

Социальное государство и его деятельность обеспечивает социальную ориентацию в разных областях жизни. Например, в рыночной экономике, где формирует жизнеспособную систему социальной защиты населения как в целом, так и в отдельности каждого гражданина.

Под социальной защитой авторы понимают систему мер. Функционально они направлены на соблюдение прав человека, а также на удовлетворение его социальных потребностей с целью поддержки жизнедеятельности.

Раскрывая понятие «социальная защита», необходимо исходить из той позиции, что социальная защита представляет собой совокупность всех общественных и экономических отношений в социуме, посредством которых обеспечивается:

Готовые работы на аналогичную тему

  • выработка принципов, правил и методов реализации конституционных прав, свобод и гарантий человека на высокий уровень жизни;
  • законодательное закрепление прав и свобод;
  • их защита от внешних неблагоприятных влияний.

Само понятие «социальная защита» было закреплено в 1953 году в законодательстве Соединенных Штатов Америки. Был создан институт социального страхования, а позднее это понятие использовалось в различных документах и рекомендациях по организации общественного порядка.

Проблемы социальной защиты в России

В качестве основной проблемы социальной защиты многие исследователи выделяют тот момент, что до настоящего времени в нашей стране не произошло формирования подходов к реформированию сложившейся системы. Можно сказать, что сейчас действуют приблизительно те же порядки и законы, что были приняты в 1996 году. Все документы, которые декларируют развитие сферы социальной защиты населения до 2020 года основаны на старых положениях, в которые были внесены незначительные правки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Это значит, что для системы социальной защиты в России сегодня характерны высокая патерналистская роль государства, и при этом деятельность других социальных институтов скудно обозначена. Это не значит, что не происходит подвижек в развитии, но все они не имеют инновационных идей, и технически их можно считать старыми переработками, которые пытаются адаптировать под совершенно новое, постоянно динамично меняющееся общество, что очень неправильно и может привести к плачевным последствиям.

В течение последних пятнадцати лет Россия ориентировалась на адресное оперативное решение самых актуальных и кризисных проблем отдельных категорий граждан на исключительно заявительной основе. Если до определенного момента этот принцип был действенен, то на данный момент, как показало время и итоги деятельности органов социальной защиты, такой подход неэффективен. Он не дает долгосрочного эффекта, не универсален и требует большого количества затрат, что делает его экономически неэффективным.

Все это происходит потому, что этот принцип не нацелен на профилактику, которая избавит от повторения уже случившихся ситуаций. Отсюда мы делаем вывод о том, что перспективная социальная защита человека невозможно: индивиду попросту не дают гарантии, что через определенный промежуток времени он снова не окажется в состоянии бедствия и кризиса в любой сфере своей жизни. А такие упадки в жизни одного означают упадки в жизни всего общества в целом.

Пути реформирования системы социальной защиты

Реформы, которые происходят в России в сфере социальной защиты, нуждаются в изменениях и нововведениях для повышения своей стабильности и, самое главное, эффективности.

Таким образом, социальную защиту важно рассматривать также и как защиту от рисков потери экономической самостоятельности, ее ограничений для некоторых социальных слоев. Каждому человеку важно чувствовать себя в безопасности и относительной стабильности, и это не зависит от его возраста, пола, профессионального и социально-экономического статуса.

Исследователи выделяют следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/problemy_socialnoy_zaschity/

Проблемы социальной политики в сфере социальной защиты населения

При всей внешней стройности, продуманности, тщательности обоснования структуры, нормативной базы и других элементов системы социальной защиты населения в ней все еще имеется множество резервов для дальнейшего развития, а также нестыковок, несуразностей и других проблем.

Каковы же результаты функционирования такой системы социальной защиты населения в современной России?

Если руководствоваться данными различных социологических исследовательских организаций [1] , то в целом можно отметить, что подавляющее большинство граждан России не чувствуют себя защищенными.

Граждане современной России действительно всего боятся: разного рода бесчисленных аварий, катастроф, пожаров, наводнений, заказных и «обыкновенных», привычных в «демократическом» обществе убийств, террористических актов, сексуальных маньяков, возродившихся страшных болезней и даже исчезнувшей было саранчи, непарного шелкопряда, уничтожающего леса. Россия превратилась в страну повального страха и перманентного траура. Боятся всего, даже милиции, переименованной, по-видимому, для пущего устрашения в полицию: 78,7% российских граждан считают для себя неприемлемым какое бы то ни было сотрудничество с правоохранительными органами.

53% населения России испытывает недовольство, готовность участвовать в акциях протеста и одобрительно относится к тем, кто в них участвует. 45% граждан России считают себя бедными и лишь 1% — богатыми. Собственное материальное положение считают хорошим 18% населения, 11% надеются на улучшение своего материального положения в будущем, 54% оценивают его как тяжелое, но терпимое, 29% полагают, что оно будет только ухудшаться, 24% заявили, что «больше терпеть невозможно».

Только 20% населения страны считают обстановку в России спокойной и благополучной.

Больше половины граждан (59%) убеждены, что Россия идет по неверному пути, и только 19% опрошенных говорят, что верят в правильность курса.

Деятельность правительства не одобряют 64% опрошенных.

Не станем углубляться в достаточно очевидный комментарий представленных данных. Легко понять, что жизнью в России довольны лишь две категории людей: те, кто не в курсе (т.е. идиоты), и те, кто в доле.

Для изменения ситуации средствами социальной защиты традиционно предлагается более четко соблюдать принцип соответствия расходов на социальную помощь возможностям государства; сворачивать систему бюджетных субсидий и заменять их на адресную помощь, более полно согласовывая таким образом меры социальной помощи с материальным положением семей; шире применять методы социального страхования применительно к небезнадежно бедным семьям [2] . Однако это лишь паллиативы, нисколько не меняющие самой существующей системы, ее принципа. Социальная защита населения должна функционировать не по остаточному принципу (как в настоящее время). Ее необходимо включить в число главных, важнейших приоритетов социальной политики и внутренней политики государства в целом. В этом случае, конечно, придется существенно отойти от рыночных установок.

http://studref.com/427416/sotsiologiya/problemy_sotsialnoy_politiki_sfere_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Льготы: проблемы и решения

Льготы: проблемы и решения

На состоявшемся вчера аппаратном совещании в администрации области подробно обсуждался весь круг проблем, связанный с обеспечением мер социальной поддержки льготным категориям граждан. О том, какая работа проводится в регионе по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, обстоятельно проинформировал собравшихся и.о.заместителя главы администрации области И.В.Тихонов.

На сегодня в области полностью сформирован федеральный регистр льготных категорий граждан в количестве 144 тыс. 971 человека.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) имеют 141 тыс. 295 человек. Вместе с получением ЕДВ 138 тыс. 214 человек имеют право на набор социальных услуг. 3 тыс. 81 человек (чернобыльцы и приравненные к ним граждане) права на набор социальных услуг не имеют. Заявлений на выкуп социального пакета за счет ЕДВ в области не поступало.

С учетом праздничных дней, пенсии и ежемесячные денежные выплаты получателям, дата выплаты которым установлена с 1 по 10 января включительно, были выданы с 25 по 31 декабря 2004 года.

Жилищно-коммунальные услуги федеральным льготникам будут предоставлены в натуральном выражении. В настоящее время разработан порядок возмещения расходов организациям за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, на оплату которых определено из федерального бюджета 266 965,9 тыс. рублей.

Много вопросов у льготников возникает по лекарственному обеспечению. На совещании было отмечено, что определен региональный уполномоченный аптечный склад — ОГУП «Фармация» (г. Ульяновск). Также определен федеральным конкурсом партнер программы — ООО «Биотек» (г.Москва).

Установлен список лечебно-профилактических учреждений (159 ЛПУ), врачам которых с 1.01.2005 разрешено выписывать льготные рецепты гражданам. Все они обеспечены бланками рецептов установленного образца. Приказом утвержден список врачей, имеющих право на их выписку.

Отпуск лекарственных средств по льготным рецептам будут осуществлять 70 аптечных предприятий. В каждом лечебном учреждении имеются объявления о закреплении аптек, которые обслуживают льготников. Заключены все необходимые договора.

Льготное лекарственное обеспечение федеральных льготников произведено за счет ресурсов фирмы ООО «Биотек» на сумму почти 26 миллионов рублей, поступления федеральных средств еще не было. Заявка на лекарственное обеспечение выполнена на 35%. На сегодняшний день в область доставлено и распределено по аптекам 386 (из 1218) наименований лекарственных средств, из 39 групп препаратов не закрыты 2 (противоастматические и гормональные средства). Сформирован запас более чем на 2 недели. Ведутся постоянные переговоры с фирмой-поставщиком. 13 января состоялась встреча с руководством ООО «Биотек», которое обещает выполнить взятые на себя обязательства.

В выходные и праздничные дни, как отметил И.Тихонов, осуществлялся контроль за выпиской рецептов в лечебных учреждениях и лекарственным обеспечением в аптеках — каких либо серьезных нарушений не отмечено.

Продолжается работа глав муниципальных образований с главврачами ЦРБ и врачами, выписывающими рецепты, по разъяснению важности проводимой работы и определению персональной ответственности руководящих должностных лиц за срыв в предоставлении мер социальной поддержки населению области.

Одной из наиболее острых проблем остается изготовление рецептурных бланков. На 1 квартал 2005 года изыскана возможность изготовления 4,5 млн. бланков на общую сумму 950 тыс. руб.

Необходимо отметить хорошо организованную работу сотрудников ОГУП «Фармация», обеспечивших в праздничные дни круглосуточный прием, обработку, распределение и доставку по аптекам области лекарственных препаратов, поставленных ООО «Биотек».

Что касается санаторно-курортного лечения, то уже заключены все необходимые договора. Определена численность нуждающихся в таком лечении — 14 433 человека. По итогам федерального конкурса были определены 1000 здравниц, среди них — 8 здравниц Ульяновской области, включая два областных реабилитационных центра. Фонд социального страхования уже организовал два заезда в санатории, выдано порядка 350 путевок.

Согласно принятому Закону Ульяновской области от 30.11.2004 №086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, с 1 января 2005 года в основном сохранены в полном объеме в натуральном выражении.

Исключением является предоставление услуг связи ветеранам труда по абонентной плате за телефон. За пользование данным видом услуг пользователю (ветерану труда) предусмотрена выплата денежной компенсации в размере 50 процентов от установленного тарифа. А реабилитированным лицам предусмотрена однократная бесплатная установка квартирного телефона.

В настоящее время принято решение о внесении изменений в законодательно-нормативные акты, касающиеся предоставления мер социальной поддержки областным категориям льготников в части монетизации оплаты услуг за радио. Предложен механизм, аналогичный возмещению затрат за абонентскую плату за телефон.

Органами социальной защиты населения сформирован областной регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, на 159 тыс. 284 человека. В областном бюджете предусмотрены средства в сумме 463 046,9 тыс. руб., из них на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, определено 210 011,9 тыс. руб.

Ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, законом сохранено право льготного проезда на территории Ульяновской области на всех видах транспорта (кроме такси). С этой целью разработан специальный талон, который действителен при наличии удостоверения ветерана труда, труженика тыла и свидетельства реабилитированного лица. В настоящее время практически все региональные льготники такими вкладышами обеспечены.

Все категории областных льготников имеют право на бесплатное зубопротезирование. Что касается лекарств, то труженики тыла (23 518 чел.), реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий (2 202 чел.) будут покупать их по рецепту врача за 50% стоимости.

Однако, несмотря на активную разъяснительную работу, у льготников возникает много во-просов, с которыми они обращаются в администрацию области, по телефонам «горячей линии».

Основная масса вопросов возникает в связи с отсутствием льготы на транспорт лицам, включенным в федеральный регистр. Это, например, инвалид (федеральная компенсация), имеющий удостоверение ветерана труда (областная льгота). Двойное предоставление льгот по федеральному законодательству запрещено. Таким гражданам разъясняется возможность перехода из федерального в областной регистр. Но при этом они теряют возможность получения бесплатных лекарств, так как ветеран труда такой льготы не имеет. Граждане, обратившиеся с заявлением в Пенсионный фонд или комитет социальной защиты населения о переходе в областной регистр, как правило, после разъяснений заявления забирают, оставаясь в федеральном регистре. Но есть уже случаи перехода и в областной регистр. Их всего 45. Эти лица в основном относятся к категориям последнего военного призыва (военнослужащих, служивших в годы войны вне действующей армии) и вдовам (члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий). По федеральному законодательству им положена компенсация 600 рублей минус 450 рублей соцпакет. Итого на руки они получают 150 руб. Работа с этими категориями граждан продолжается, разрабатывается механизм социальной поддержки.

Есть вопросы по льготному лекарственному обеспечению. Для выписки рецептов в лечебных учреждениях области тратится более 20 минут на одного больного. Это объясняется отсутствием компьютеров в поликлиниках, ЦРБ. Во многих лечебных учреждениях и аптеках почему-то требуют предоставления пенсионного страхового свидетельства. Как заявил И.Тихонов, отпуск лекарственных средств должен вестись без предоставления свидетельств, так как СНИЛС указан в регистре. То есть человек, придя выписывать рецепт в поликлинику, не должен нести с собой пенсионное свидетельство. Все главврачи ЦРБ еще раз ознакомлены с данным решением. Данная проблема существовала в течение первых дней со дня реализации закона и на сегодняшний день полностью снята.

Есть проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортными путевками. Фонд социального страхования отказывает в постановке на очередь льготникам, у которых истек срок действия медицинской справки. Требования обновить медицинскую справку вполне объективны и предъявляются с целью исключения противопоказаний к санаторно-курортному лечению отдельных граждан.

Выяснилось, что не во всех районах есть государственный и муниципальный транспорт, а значит, возникают проблемы с выездом на лечение по путевкам. В настоящее время Фонд социального страхования во взаимодействии с управлением транспорта администрации области решает эту проблему.

Следующей возникшей проблемой стала оплата доставки компенсаций за услуги связи областным льготникам через почту. В результате проведенной работы с руководством федеральной почтовой связи по Ульяновской области этот вопрос решен, 14 января подписано необходимое соглашение.

На днях проведено оперативное совещание с заместителями глав городов и районов по решению оперативных задач, связанных с реализацией закона и по предупреждению возрастания социальной напряженности в области.

Даны поручения, определены ответственные, установлены сроки контроля.

В течение всей недели будут организованы выезды сотрудников областных департаментов и управлений в муниципальные образования с целью оказания методической помощи и обеспечения контроля за выполнением поставленных задач.

Как сообщил на аппаратном совещании И.Тихонов, в области ведется активная работа по разъяснению населению области Федерального закона №122-ФЗ и Закона Ульяновской области “О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан Ульяновской области” через все средства массовой информации. С 3 декабря 2004 года в области работает “горячая линия”. Ведутся приемы граждан по личным вопросам. Проводятся сходы жителей в районах. Прорабатывается вопрос формирования единой справочно-информационной системы.

Администрацией области делается все необходимое по сохранению мер социальной поддержки льготных категорий граждан. На коллегии Министерства здравоохранения и социального развития РФ работа Ульяновской области по подготовке к реализации Закона №122 признана одной из лучших в России.

http://ulpressa.ru/2005/01/18/article3948/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Тема определения права и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в настоящее время является весьма актуальной и это можно обосновать несколькими причинами.

Во-первых, все аспекты осуществления социальной поддержки имеют большое значение как для государства и общества, так для отдельных категорий населения и многих граждан. Важная роль вопросов социальной поддержки следует из норм Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [1] (далее – Конституция РФ), а именно ст. 7, где Российская Федерация провозглашается как «РФРФ.

социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Если абстрагироваться от норм законодательства и рассматривать роль социальной поддержки в более широком аспекте, то можно отметить, что социальная поддержка является важнейшей функцией государства, важнейшим средством обеспечения социальной справедливости, средством снижения социальной напряженности в обществе, средством стабилизации политической, экономической ситуации в стране.

Во-вторых, социальная поддержка является одним из сложнейших и наиболее проблемных институтов общества. Социальная поддержка затрагивает политические, экономические, юридические и прочие аспекты жизни общества и государства. Поэтом решение каждого из вопросов в области правого регулирования социальной поддержки требует учета множества аспектов. А в условиях ограниченности финансовых и иных ресурсов эти проблемы становятся еще более сложными.

В рамках рассматриваемой темы научный интерес представляют не только вопросы определения права и реализации мер социальной поддержки в целом, но и вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов, участников и инвалидов боевых действия, инвалидов, не являвшихся участниками боевых действий, граждан, имеющих детей, также иных категорий граждан). Рассматриваемая сфера правоотношений требует пристального внимания, анализа и поиска путей совершенствования действующей системы социальной поддержки населения.

Указанные обстоятельства отражают актуальность темы, рассматриваемой в данной работе.

Степень научно-теоретической разработанности темы. Вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан посвящены научные труды многих исследователей. Среди них можно выделить таких авторов, как Е.И.Андреева, Д.Г. Бычков, В.П. Галаганов, С.В. Егорова, Ю.С. Ерохин, И.И. Корчагина, Е.Ю. Костина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, А.В. Фиошин, Е.И. Холостова, В.И. Шарин, Е.А. Юрина и др. Тем не менее, не смотря на наличие множества научных исследований, многие вопросы рассматриваемой темы остаются малоизученными, либо имеют спорный характер. Это характеризует тему как недостаточно разработанную и обосновывает необходимость ее дальнейшего изучения.

Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию системы социальной поддержки отдельных категорий граждан Российской Федерации.

  • — дать общую характеристику мер социальной поддержки в современной России;
  • — рассмотреть порядок определения права и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;
  • — проанализировать меры социальной поддержки инвалидов войны, ветеранов и участников боевых действия;
  • — проанализировать меры социальной поддержки инвалидов;
  • — проанализировать меры социальной поддержки граждан, имеющих детей;
  • — проанализировать меры социальной поддержки иных категорий граждан;
  • — выявить основные проблемы в области социальной поддержки отдельных категорий граждан и выполнить анализ указанных проблем;
  • — разработать рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Объект исследования: система социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации.

Предмет исследования: система правовых норм, регламентирующих порядок реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Методы исследования. Данное исследования проводится на основе методов анализа, синтеза, индукции, дедукции, также методов обобщения, конкретизации, сравнения, формально-логического, конкретно-юридического и др. научных методов.

http://studexpo.ru/28892/antikrizisnyy_menedzhment/vvedenie

Глава 2. Социальная защита отдельных категорий граждан.

2.1. Социальная защита ограниченно способных лиц, лиц с семейными обязанностями.

Нормы законодательства о социальной защите инвалидов позволяет установить, что оно состоит из:

— Федерального закона от 24 ноября 2005 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) 8 , и его подзаконной правовой базы с присущим только им предметом правового регулирования (медико-социальная экспертиза, реабилитация, обеспечение доступа инвалидов к объектам различных социальных инфраструктур и т.д.);

— правовых актов, нормы которых регламентируют иные отношения в области социальной защиты инвалидов (социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальная защита отдельных категорий инвалидов).

К правовым актам в области социальной защиты инвалидов следует относить также акты, нормы которых в рамках своих отраслей регламентируют отношения, так или иначе касающиеся инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт и т.д.).

В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» 10 .

Впервые упомянув термин «трудящиеся с семейными обязанностями», она признала одной из целей каждого государства — члена МОТ создание такой системы законодательства, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право, не подвергаясь дискриминации, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (ст. 3 Конвенции).

Приняв во внимание эту тенденцию, Трудовой кодекс РФ 11 выделил в отдельную главу 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», совместив при этом нормы по охране труда женщин и нормы, устанавливающие дополнительные гарантии занятости и трудоустройства лиц с семейными обязанностями, перейдя от охранного принципа к антидискриминационному.

Ряду императивных, обязывающих норм, касающихся труда работников с семейными обязанностями, законодатель предпочел придать диспозитивный характер, то есть допускающий выбор. Так, привлечение к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, направление в служебные командировки и т.д. производятся работодателем при согласии работника, но при условии, что он ознакомлен в письменной форме с правом отказаться от выполнения работы в таких условиях.

По мнению некоторых ученых, такое диспозитивное регулирование способно более гибко учитывать потребности работников с семейными обязанностями и обеспечивать их равенство и соответственно положительно влияет на уровень их занятости. Однако с такой позицией трудно согласиться. Работник, боясь потерять рабочее место, вряд ли будет настаивать на реализации своего права. В результате напрашивается вывод о том, что в такой редакции нормы не выполняют защитную функцию.

Отрицательно сказывается на занятости и частичная отмена трудовых льгот в связи с рождением и воспитанием детей для лиц с семейными обязанностями. По сравнению со статьей 170 КЗоТа РФ 12 в новой редакции ТК РФ не предусмотрена обязанность работодателя трудоустраивать беременных женщин в случае ликвидации организации.

Из этого можно сделать вывод, что помощь в трудоустройстве женщинам должны оказывать органы службы занятости. Подобная ситуация складывается и в случае истечения срочного трудового договора с работницей в период ее беременности — работодатель обязан только продлить трудовой договор до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам, но не обязан оказывать помощь в трудоустройстве, как это предусматривалось ст. 170 КЗоТа РФ.

Антидискриминационный способ законодательного регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, основанный на концепции равенства возможностей и обращения, должен включать в себя не только предоставление равных прав, но и выработку некоторых специальных мер, посредством которых выравниваются возможности работников в сфере занятости, что обеспечивается таким методом трудового права, как единство и дифференциация правового регулирования. В науке трудового права дифференциация традиционно проводилась по таким основаниям, как пол, возраст, состояние здоровья, то есть учитывала только биологические особенности индивида и не характеризовала его как социальное существо. В советский период семейные обязанности были уделом только женщин. В настоящее время такой критерий, как семейные обязанности, может рассматриваться в

качестве самостоятельного основания дифференциации, относящегося к работникам любого пола. Таким образом, в основе дифференциации должны находиться два различных обстоятельства: относящееся исключительно к женщинам (так называемые специальные основания дифференциации, учитывающие физиологические особенности женского организма — пол, беременность, роды и кормление ребенка) и относящееся к социальным семейным обязанностям безотносительно к полу работника. При этом необходимо учитывать, что эти социальные семейные обязанности несколько шире социальной функции по воспитанию детей и включают в себя также уход за другими родственниками, нуждающимися в помощи и поддержке.

Такие группы норм преследуют различные цели: в первом случае они направлены на предупреждение неблагоприятного воздействия вредных производственных факторов на организм матери и ребенка (например, законодательством ограничивается применение труда женщин на определенных видах работ, установлены особые гарантии охраны труда беременных женщин и т.д.), во втором — на обеспечение возможности сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей.

Одной из важных гарантий, направленных на возникновение трудовых отношений, является норма, запрещающая отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК РФ). Однако это положение вызывает ряд сомнений. В частности, почему такой признак, как наличие детей, относится только к женщинам, если семейные обязанности по воспитанию детей могут выполнять и другие члены семьи? Во-вторых, в подобной гарантии нуждаются и граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособными членами семьи. В результате рассматриваемое положение можно было бы представить следующим образом:

«Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью, а также работникам по мотивам, связанным с воспитанием несовершеннолетних детей или осуществлением ухода за нетрудоспособными членами семьи».

У нас очень часто работодатели и кадровые агентства прямо в объявлениях о вакансиях в качестве основного критерия указывают пол будущего работника — мужской. Во многих странах (Германия, Бельгия) законодательно установлены правила оповещения о найме: объявления о приеме на работу не должны обращаться только к женщинам или только к мужчинам без весомых на то оснований. При нарушении такого правила объявления считаются дискриминационными. Думается, включение подобного положения в трудовое законодательство России имело бы положительный результат для занятости прежде всего женщин.

Как правило, при трудоустройстве у мужчин редко интересуются наличием детей, и, даже если такой вопрос возникает, их наличие не создает трудностей для заключения трудового договора, поскольку априори считается, что вся тяжесть по воспитанию и заботе лежит на женщинах. В этой связи представляется актуальным предложение некоторых юристов запретить включать в документы, относящиеся к трудовой деятельности, сведения, которые могут послужить основанием для дискриминации. Этот тезис можно конкретизировать, указав в ТК РФ на то, что при составлении анкеты или резюме на этапе приема на работу запрещается истребовать от претендента на рабочее место информацию о семейном положении и наличии детей. И только после заключения трудового договора документы о составе семьи работника могут быть затребованы от работника и внесены в личное дело как имеющие правовое значение для предоставления ему гарантий, связанных с выполнением семейных обязанностей.

В последнее время стала популярной идея о том, что нормы, содержащие особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе и лиц с семейными обязанностями, которыми раньше было принято гордиться, наоборот, являются «перегрузкой», приводящей к снижению конкурентоспособности этих категорий граждан, и вместо того, чтобы устранять неравенство на рынке труда, становятся источником его усиления. Многие женские организации сами просили снять некоторые запреты для повышения шансов женщин на рынке труда, обращая внимания на то, что на практике они все равно не применяются.

Определенная доля правды в этом тезисе есть. Работодателю, стремящемуся получить хорошую прибыль, чтобы не попасть в кабалу закона, проще либо пойти на издержки «теневых» трудовых отношений с работником, либо найти возможность отказать в приеме на работу льготникам. Анализируя эту ситуацию, специалисты, занимающиеся проблемами в сфере труда и занятости, указывают на существование различных точек зрения на принципы и пути дальнейшего совершенствования законодательства. Крайние из них заключаются в следующем: либо отменить все закрепленные законодательством гарантии и льготы работающим женщинам как «дискриминирующие», так как их наличие делает женщин менее привлекательными на рынке труда, либо же, наоборот, предоставить женщинам дополнительные гарантии и льготы.

Изменения, внесенные в ТК РФ в соответствии с ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, не сократили объем предоставляемых лицам с семейными обязанностями гарантий, а, наоборот, расширили круг лиц, которым они предоставляются. Так, в частности, в соответствии с новой редакцией ст. 259 ТК РФ гарантии, связанные с направлением в служебные командировки, привлечением к сверхурочной работе, работе в ночное время и т.д., предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет.

Основная задача законодательства должна состоять в том, чтобы найти оптимальный вариант между дополнительными гарантиями, которые устанавливаются для нуждающихся в них лиц, и их конкурентоспособностью на рынке труда. А учитывая, что более 50 процентов незанятого населения составляют лица с семейными обязанностями, мероприятия, направленные на содействие занятости именно этой категории граждан, могут положительно повлиять на общую ситуацию на рынке труда.

http://studfile.net/preview/1727951/page:5/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях