WordPress

Двухступенчатая система соц поддержки российского населения

Двухступенчатая система соц поддержки российского населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Двухступенчатая система соц поддержки российского населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Двухступенчатая система соц поддержки российского населения

Двухступенчатая система соц поддержки российского населения - картинка 2

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т. д.

Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» можно сделать вывод о том, что первое из названных, несомненно, более широкое и объемное, а второе понятие входит в него как одна из составных частей.

Социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально-значимыми (страховые риски).

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

2) негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством;

2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств;

3) государственная социальная помощь малоимущим гражданам, источником которой являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов — слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т. д.);

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Согласно статье 1 названного закона, государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. При этом под социальным пособием понимают безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; под субсидией — имеющую целевое назначение оплату предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; под компенсацией понимают возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; а также в целях адресного и рационального использования бюджетных средств.

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается по составу и объемах (в натуральных показателях).

http://studopedia.ru/4_15938_harakteristika-sistemi-sotsialnoy-zashchiti-naseleniya-v-rf.html

Развитие системы социальной поддержки населения в России до 2020 года

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная под держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется вследствие действия ряда объективных факторов, носящих:

  • • общецивилизационный, международный характер — демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания) и экологических (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
  • • национальный характер — социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры и пр.), социальнопсихологических (трудовая мотивация) и иных;
  • • региональный характер в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития производительных сил и социальной инфраструктуры и пр.;
  • • локальный характер, связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и

бюджетов государственных внебюджетных фондов на предоставление мер социальной поддержки, по данным годовых отчетов Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов 1 , ежегодно возрастают в абсолютном выражении.

Одновременно увеличивается и доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальную поддержку граждан в ВВП — с 2,52% в 2006 г. до 3,9% в 2011 г. 2 (табл. 2.1).

Расходы бюджета на социальную поддержку граждан за 2006-2011 гг.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальную поддержку граждан — всего, млрд руб.

на социальное обслуживание населения

социальное обеспечение населения

борьбу с беспризорностью, опеку, попечительство (охрану семьи и детей)

  • 1 Информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов размещается на официальном сайте Федерального казначейства по адресу: http:// www. roskazna. ru/reports/cb. html
  • 2 Рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.

другие вопросы в области социальной политики

Доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальную поддержку граждан в ВВП, %

Несмотря на принятые на федеральном и региональном уровнях решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан оказываются недостаточно результативными, в том числе с позиций:

  • • сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства. По данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, несмотря на тенденцию к снижению, находится на уровне 18,1 млн человек, уровень абсолютной бедности — 12,8%’; коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) составляет 16,1, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) — 0,416 (2011 г.);
  • • повышения уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, иных категорий населения, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки. Сохраняется неудовлетворенным спрос граждан на услуги социального обслуживания (около 33 тыс. человек стоит в очереди на начало 2012 г.), на предоставление санаторно-курортного обслуживания по медицинским показаниям. Значительная часть зданий стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проживают пожилые граждане и инвалиды, находится в ветхом или аварийном состоянии, требует реконструкции или капитального ремонта;
  • • сокращения физического неблагополучия, в том числе инвалидности, алкоголизма, наркомании, состояния психического здоровья, социально опасных заболеваний граждан;

Рассчитывается как отношение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения, в процентах.

• сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений, в том числе жестокого обращения, насилия в отношении женщин и детей; социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей; нестабильности семейных отношений, сложности решения жилищных проблем молодых и особенно многодетных семей, обеспечения занятости женщин, имеющих малолетних детей др. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, а также указами Президента Российской Федерации определен ряд направлений действий и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе:

  • • доведение охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. до 100%;
  • • решение к 2015 г. проблемы беспризорности;
  • • решение к 2020 г. проблемы полного удовлетворения потребности пожилого населения в постоянном постороннем уходе;
  • • преобладание к 2020 г. семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • • повышение к 2018 г. суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;
  • • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • • формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что в прогнозируемом периоде до 2020 г. потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится, и будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:

Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует:

  • • предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также путем оказания социальных услуг и соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;
  • • разработки и внедрения мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей.

В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:

  • • вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых «федеральных» [1] и «региональных» льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;
  • • вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей).

Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В результате взаимодействия этих двух тенденций можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения — и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации.

При прочих равных условиях потребность населения в мерах социальной поддержки и возможность ее удовлетворения будут определяться результатами проводимой экономической политики, темпами роста валового внутреннего продукта и объемов производства в базовых отраслях экономики, принимаемых мер по совершенствованию налоговой и инвестиционной политики, выравниванию уровней социально-экономического развития регионов.

В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 г. будет осуществляться в следующих основных направлениях:

  • • расширения сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семьи и детей;
  • • сокращения сферы предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в натуральной форме, при одновременном расширении мер их социальной продержки, предоставляемых в денежной форме;
  • • дальнейшего расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, исходя из критериев нуждаемости;
  • • развития системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий.

К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации можно отнести:

  • • модернизацию и развитие сектора социальных услуг;
  • • обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
  • • развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе: создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частногосударственного партнерства.

На реализацию программы «Социальная поддержка граждан» до 2020 г. предусмотрено более 42 млрд руб.

http://studref.com/433457/strahovoe_delo/razvitie_sistemy_sotsialnoy_podderzhki_naseleniya_rossii_2020_goda

Социальное обеспечение в России (стр. 3 из 16)

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

— принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

— принципа опоры на общественное участие:

— принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.[9] В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

3.1. Состояние и перспективы социальной работы.

Можно выделить три аспекта в области социальной работы: а) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; б) актуализацию потенциала самопомощи лиц; в) целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях.[10]

В настоящее время активно развиваются два уровня социальной работы. Первый уровень представляет собой социально-бытовое обслуживание: гуманитарная и благотворительная помощь особо нуждающимся. Второй уровень включает в себя такие аспекты социальной работы как психолого-социальный, медико-социальный, социально-педогагический, социально-правовой и социально-реабилитационный.[11]

Социальная деятельность осуществляется в рамках определенного социального пространства, которое представляет собой форму общественного бытия и предстает в виде «поля», где осуществляются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами.[12] В этом «поле» осуществляются так же все экономические связи, социально-экономические функции организаций и учреждений социального обеспечения, социального страхования, занятости, попечительства, образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и т.д.

Следует выделить необходимость принятия новой концепции социальной политики и социальной работы, которая должна основываться на принципах апробированных мировой практикой и связанных с моделями «социального государства» и «социальной рыночной экономики.[13]

3.2. Основные структуры, составляющие основу системы
социального обеспечения

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее время существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение не позволяет окончательно определить эту константу. Считается также, что минимум пенсии должен соответствовать минимуму заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое положение страны не позволяет прогрессивно увеличивать эти важнейшие социальные показатели.

Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению — пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Необходимым элементом федеральной системы социального обеспечения наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые в медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая помощь.

Система медицинской помощи и социальной помощи включает: диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Гарантии осуществления медико-социальной помощи закреплены законодательством. Также в условиях переходного периода большое значение приобретает такой самостоятельный вид социального обеспечения как бесплатная лекарственная помощь, либо со скидкой, и обеспечение нуждающихся в подобном виде услуг путевками для санаторно-курортного лечения либо бесплатно, либо со скидкой.

Система льгот по системе социального обеспечения предоставляемых государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.

4. Социальная поддержка населения

В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.).

Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства — три четверти. Такое положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат — ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии — предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать лишь появление дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.

В 1999г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела “Социальная политика” составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП или примерно 6,0% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15 процентов ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.

Сложившееся положение противоречит принципам федерализма. Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение федерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти на социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям.

http://mirznanii.com/a/211157-3/sotsialnoe-obespechenie-v-rossii-3

Система соцподдержки не поддерживает бедных – исследование

На социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП – 2,23 трлн руб. в 2015 г. (без учета пенсий и прочих страховых выплат): это около 9% всех их расходов. Но число бедных не снижается.

Лишь порядка четверти этих средств направлены на сокращение нуждаемости, посчитали эксперты Независимого института социальной политики (НИСП): у остальных выплат – другие цели. Если понимать под соцзащитой поддержку нуждающихся, то социальные расходы в России этому способствуют мало, заключает директор НИСП Лилия Овчарова.

Нецелевая поддержка

Регионы просят рубля

Федеральный бюджет направляет на соцзащиту 1,4 трлн руб., или около 9% всех своих расходов (2015 г.), из них лишь 40,5 млрд руб., или 3% соцвыплат, можно отнести к адресным – это федеральная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума. У регионов к адресной соцпомощи можно отнести около 25% выплат, посчитали в НИСП.

Почти половина всех нестраховых социальных выплат федерального бюджета приходится на материнский капитал – он выплачивается и бедным, и богатым, — и на денежную выплату инвалидам, где критерием нуждаемости служит понесенный ущерб. Еще четверть средств – выплаты за особые условия труда (северянам, врачам, учителям): по сути, это поддержка бизнеса и занятых в бюджетной сфере. Всего федеральный бюджет оказывает около 300 мер поддержки 210 категориям получателей, число которых составляет 20-22 млн человек (с учетом дублирования, так как один человек может получать несколько видов помощи). Региональные бюджеты оказывают помощь 38 млн граждан (также с учетом возможного дублирования), из них около 40% получают ее за особые заслуги перед государством и обществом.

Кроме выплат есть льготы (например, по оплате жилищно-коммунальных услуг), а также немонетизированные услуги (например, лекарственное обеспечение), вместо которых можно взять деньги. Но, к примеру, денежный эквивалент санаторной путевки – чуть более 100 руб.: люди выбирают, конечно, путевку, однако она достается лишь 10% претендентов. Эффективность подобных мер, тонким слоем «размазанных» на значительную часть населения, крайне низка, заключают эксперты НИСП. В то же время, например, детское пособие составляет лишь 7% прожиточного минимума – никого такое пособие поддержать не может, констатирует Овчарова.

Государство – акушер

Что делать

Нужно двигаться в сторону увеличения доли расходов на поддержку нуждающихся, «если, конечно, соглашаться, что социальная поддержка – это инструмент борьбы с бедностью, а не что-либо иное», говорит Овчарова. Критерием соцвыплат может быть прожиточный минимум или какая-то привязанная к нему величина, для некоторых выплат (например, на реабилитацию) сумма не должна превышать половину дохода получателя за вычетом прожиточного минимума, предлагает Овчарова. Правда, придется уточнять, что такое сам доход (по оценкам НИСП, до трети зарплат – в тени), что такое состав семьи (сейчас для одних форм поддержки – это дети и родители, для других – все прописанные в жилище, и т. д.) и сами критерии нуждаемости. Свои предложения НИСП представит Центру стратегических разработок, который готовит для президента стратегию долгосрочного социально-экономического развития.

«Развернуть» все соцрасходы в сторону адресности не получится, считает Овчарова. По оценкам НИСП, ее долю можно довести до 30% в региональных бюджетах и до 20% — в федеральном, т. е. перераспределить около 1% ВВП из 2,7%. Это нельзя сделать за год-два, предупреждает Овчарова: «Ремонт системы займет годы, мелкими шажками». Тем не менее вопрос остается открытым и политический выбор так и не сделан, фиксирует НИСП.

В маневре в пользу адресности соцподдержки могут быть заинтересованы исполнительные власти из-за бюджетных проблем. Население поддержит маневр, только если будет уверено в его справедливости: повышение адресности выплат должно сопровождаться повышением размера пособий для бедных, иначе оно может стать триггером социальной напряженности, считает Овчарова. Еще одно условие – подобный «разворот» возможен, только если у людей есть уверенность, что денег в бюджете действительно нет, – а такой уверенности у населения нет, полагает она. Так что потенциальных противников у разворота системы соцпомощи к бедным гораздо больше, чем сторонников, перечисляет НИСП: для тех же представителей власти сохранение широкого списка льгот и пособий – способ повысить доверие в условиях его дефицита. Органы соцзащиты видят издержки процесса перехода, но не понимают выгод; для бизнеса широкий спектр льгот работникам – способ минимизации собственных издержек.

http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/11/28/667221-sotspodderzhki-bednih

2.2 Государственная система социальной защиты в России

Российская Государственная система социальной защиты населения включает пенсии, пособия многодетным семьям, пособия по безработице, пособия по уходу за ребенком, жилищные пособия, пособия по болезни. Пособий по бедности в явной форме не существует, но вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме.

Официальная система социальной защиты населения захватывает около 12% ВВП и покрывает до 30% семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице выплачиваются из внебюджетных фондов и налогов с заработной платы, на текущий год составляющих 34% от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются многофункциональным пособием, которое финансируется за счет притоков в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Жилищные пособия, пособия и льготы индивидуального назначения финансируются полностью из местного бюджета.

Два основных элемента государственной системы социальной защиты в России – Государственный пенсионный фонд и Федеральная служба занятости. Еще один канал помощи – жилищные пособия. Рассмотрим виды пособий, выплачиваемых в России.

Пособия по временной нетрудоспособности. Данное пособие – это компенсация работнику утраченного из-за болезни или по некоторым другим факторам заработка. Пособие назначается, если нетрудоспособность наступила в период работы, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы.

Выплачивается оно по общему правилу за весь период временной нетрудоспособности до дня возобновления трудоспособности.

Гражданин имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в случаях:

утраты трудоспособности вследствие травмы или заболевания;

необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего детский сад, или другого недееспособного члена семьи;

осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Пособия по безработице. Сейчас максимальный размер пособия по безработице, если не учитывать ограничения правительства, составляет 75% от зарплаты бывшего работника. Однако каждый год правительство определяет, не более какой суммы может получать человек, потерявший работу. В 2014 году минимальный размер выплат по безработице в РФ составил – 850 р., а максимальный – 4900 р. Согласно статистике, пособие максимального размера получают не больше 20% вставших на учет, при этом в среднем уровень выплат составляет 1700-2000 руб.

Прожиточный минимум, в отличие от пособия по безработице, определяется ежеквартально, на основании расчета стоимости потребительской корзины, рассчитываемой Росстатом. По России в среднем в 2014 году прожиточный минимум составил 8 192 рубля[24].

Сейчас разница в величине прожиточного минимума и максимального размера пособия по безработице составляет 50%, но согласно утвержденной правительством РФ госпрограмме «Содействие занятости населения», к 2020 году максимальный размер пособия по безработице вырастет до прожиточного минимума.

В Российской Федерации установлена система государственных пособий гражданам, воспитывающим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку отцовства, материнства и детства.

Пособие по беременности и родам. Пособие выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью:

до родов — 70 дней;

после родов — 70 дней.

Отпуск по беременности и родам рассчитывается суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически истраченных до родов.

При усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка (детей). При параллельном усыновлении двух и более детей срок увеличивается до 110 дней.

Для застрахованных женщин размер пособия составляет 100% среднего заработка.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Право на такое пособие имеют женщины, которые встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, то есть до 12 недель.

Оно выплачивается в дополнение к пособию по беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей или лицо, его заменяющее. При рождении двух и более детей пособие выделяется на каждого ребенка.

Если хотя бы один из родителей работает, он получает пособие по месту своей работы. Если оба родителя не работающие, пособие выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Право на данное пособие имеют мать, отец или другое лицо, фактически ухаживающее за ребенком (ст.13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Пособие выплачивается до достижения ребенком полутора лет. Если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения, все равно право на данное пособие остается.

Тем, кто одновременно имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком и на пособие по безработице, нужно выбрать одно.

Если мать снова забеременеет в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, то она опять же должна выбрать только один вид пособия.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Поясним, что под передачей ребенка на воспитание в семью понимается усыновление, установление опеки (попечительства) и передача на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей. Право на данное пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Если на воспитание в семью передают двух и более детей, пособие назначается на каждого.

Пенсионные пособия. Введенный возраст выхода на пенсию, сложившаяся демографическая ситуация и потенциальный путь развития экономики страны указывают на то, что в скором времени система войдет в период хронического и растущего дефицита. Возможности для увеличения размеров взносов в пенсионный фонд незначительны, а повышение их собираемости не позволяет преодолеть фундаментальные диспропорции системы. Для этого требуется решение важных структурных вопросов, таких как возраст выхода на пенсию и особые льготы. Прогнозы демонстрируют, что без корректировки существующей политики, баланс доходов и расходов Пенсионного фонда будет постепенно ухудшаться. В конце декабря 2013 года, после бурных обсуждений, депутаты окончательно приняли решение о проекте пенсионной реформы. Федеральные Законы «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» подписаны президентом 28 декабря 2013г. Также внесены коррективы и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с пенсионным обеспечением.

Фонд социального страхования. В пределах своей деятельности Фонд осуществляет финансовое покрытие расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по гарантированному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выполнению возложенных на Фонд государственных функций. С 1 января 2005 года Фонду поручена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан, получателей социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. Отделения Фонда созданы в каждом регионе Российской Федерации. Фонд упорядочивает реализацию бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует расходование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую стойкость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по модернизации социального страхования, охраны здоровья работников.

Законодательная база. Социальная защита населения и способы ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Конституция Российской Федерации декларирует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), устанавливаются государственные пособия, пенсии и другие гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб. К источникам права социальных гарантий и защиты относят Указы Президента РФ, Федеральные законы и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ.

В связи со сложившейся ситуацией на Украине, на данный момент является актуальным вопрос о социальной помощи беженцам на территории Российской Федерации. Согласно законодательству России, каждому из беженцев положено предоставление жилья, обеспечение коммунальных услуг, питание и льготы. Если у беженцев имеются дети, им дается право на внеочередное определение в детский сад или школьное учреждение при условии наличия свободных мест. Беженцам, прибывшим в Россию, полагаются льготы, трудоустройство, а так же обеспечение, равноправное гражданам Российской Федерации. Одноразовая выплата социального пособия устанавливается решением правительства России. Мигрантам, распределенным в городах, помощь осуществляется в одноразовом порядке. Гражданам, размещенным в селах, помощь определяется двумя этапами: первоначально, после получения статуса мигранта, и вторично, после получения постоянного жилья и прохождения регистрации. На сегодняшний день минимальный оклад осуществляется в размере 5 700 рублей.

Социальная защита населения является важнейшей составной частью любого высокоразвитого государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим статусом страны. В России развитие социальной защиты населения стремительно набирает обороты, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, которая содействует людям в удовлетворении их социально-экономических и духовных потребностей в новых условиях рыночных отношений.

http://studfile.net/preview/6335985/page:5/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях