WordPress

Эффективность мер государственной поддержки

Эффективность мер государственной поддержки - картинка 1
Самое важное по теме: "Эффективность мер государственной поддержки" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Оценка эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса

Evaluating the effectiveness of state support of small business system

Дроздова Дарья Игоревна, Залешина Вероника Витальевна
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Научный руководитель
Уланова Надежда Климентьевна – канд.экон.наук доц.
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Г. Новосибирск

Drozdova Daria Igorevna, Zaleshina Veronika Vitalevna
Novosibirsk State University of Economics and Management
Scientific adviser
Ulanova Nadezhda Klimentevna — kand.ekon.nauk assoc.

Аннотация: Вопрос эффективности политики государства, проводимой в области поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретает всё большую актуальность. Повышение роли государственной поддержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от реализуемых программ. В статье осуществлена оценка эффективности государственной поддержки малого бизнеса и разработаны меры по повышению ее эффективности в депрессивных регионах

Abstract: The issue of efficiency of the state policy in the field of support for small businesses, is becoming increasingly relevant. Enhancing the role of the state support of small business makes it necessary to assess the effect of the implemented programs. The paper proposes a method of determining the effectiveness of state support and develop measures to improve the proper level of state support of small business in underperforming regions

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, территориальная динамика, эффективность

Keywords: small business, government support, territorial dynamics, efficiency

Малый бизнес обладает огромным потенциалом, придаёт необходимую гибкость рыночной экономике, мобилизует трудовые, производственные и финансовые ресурсы, решает многие проблемы социально-экономического развития, оказывает влияние на потребительский рынок страны. Поэтому поддержка предприятий малого бизнеса органами государственного управления становится важнейшей задачей. Отсутствие целостной и эффективной системы государственной поддержки развития малого бизнеса определяет актуальность данной статьи.

Малый бизнес признан важной сферой современной экономики России. Необходимость его развития – стратегическая задача, поставленная государством для формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности общества. Малый бизнес – наиболее незащищенный сектор экономики от внешних воздействий, источник экономических и социальных рисков. В своей деятельности малые предприятия сталкиваются с множеством административных, нормативно — правовых проблем и иных организационных ограничений, негативно влияющих на процесс предпринимательской деятельности, таких как недостаточный доступ к финансовым ресурсам, наиболее остро проявляющийся на ранних стадиях развития бизнеса, неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Основными видами государственной поддержки являются: субсидирование, обучение, гранты, стажировки, получение лизинга на льготных условиях, участия в бизнес – инкубаторах, организация выставочно — ярмарочной деятельности, бесплатные консультации узкопрофильных специалистов, предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Объем финансирования государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства стабилен и ежегодно составляет около 12,3 млрд. рублей в том числе:

10,2 млрд. рублей на предоставление прямых субсидий предпринимателям;

1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства.

Для сравнения объем финансирования государственных программ поддержки малого бизнеса в США составляет $30 млрд (1 913 498 822 250.41 RUB).

Одной из главных проблем является оценка эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса. В экономической литературе имеются различные подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса. Наиболее применяемым является традиционный подход, в соответствии с которым используются показатели, характеризующие долю малых предприятий :

в общем числе предприятий;

в общем обороте;

в налоговых поступлениях;

в формировании ВРП;

занятых на малых предприятиях от общей численности занятых[10]

Используя данный подход, нами был проведен анализ государственной поддержки малого бизнеса в территориальном разрезе. Были рассмотрены все регионы страны и определены регионы с наиболее эффективной государственной поддержкой.

Для анализа найдены и структурированы данные о количестве действующих программ государственной поддержки в выбранных регионах [9], в результате чего были выявлены 25 регионов с эффективной государственной поддержкой и разделены на 3 группы (наиболее эффективные, среднеэффективные, низкоэффективные). Анализ позволил сгруппировать регионы по следующим критериям – количество действующих программ и доля малых предприятий в регионе. На основе найденных данных составлена таблица эффективности государственной поддержки регионов от наибольших показателей к наименьшим (Табл. №1). Место региона в группе зависит от :

— количества реализуемых программ

— доли малых предприятий в общем числе предприятий.

Группировка регионов по эффективности государственной поддержки малого бизнеса в регионах РФ за 2015г.

Количество действующих программ

Архангельская область (55,40%), Ханты-Мансийский АО (65,34%), Алтайский край (57,64%), Москва (20,92%), Липецкая область (69,03%)

Ямало-Ненецкий АО (60,79%), Новосибирская область (53,42%), Республика Татарстан (42,58%), Пензенская область (57,97%), Свердловская область (48,70%), Хабаровский край (47,42%), Ростовская область (61,71%), Чеченская Республика (57,47%), Санкт-Петербург (61,43%), Тюменская область (75,48%), Сахалинская область (53,07%)

Республика Хакасия (59%), Республика Бурятия (57,47%), Пермский край (45,71%), Ивановская область (62,53%), Калужская область (49,63%), Воронежская область (41,48%), Ульяновская область (55%), Кировская область (62,47%), Красноярский край (70,11%)

Исходя из полученных данных, мы можем считать, что эффективнее всего государственная поддержка малого бизнеса работает в Архангельской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Алтайском крае, Москве и в Липецкой области. Самыми низкоэффективными регионами оказались Ульяновская область (4 действующих программы), Кировская область (3 программы) и Красноярский край (1 программа). В этих субъектах Федерации в последние годы наблюдалось значительное сокращение программ государственной поддержки: с 11 до 4 в Ульяновской области, с 7 до 3 в Кировской и с 8 до 1 в Красноярском крае.

Для развития малого бизнеса в регионах, признанных низкоэффективными, необходимо сосредоточиться на трех основных задачах:

увеличение доли малых предприятий в субъектах РФ.

повышение доли занятых в сфере малого бизнеса в регионе.

увеличение совокупного оборота малого бизнеса среди остальных компаний в регионе.

Повышение каждого из показателей может быть простимулировано за счет мер государственной поддержки, разработанных в рамках данного комплексного решения.

Приоритетными мерами поддержки, которые могут быть приняты в отношении малых предприятий в «отстающих» регионах, должны стать:

на этапе создания компании льготы (возможность вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, оформление срочных трудовых договоров, надзорные «каникулы» (запрет на проведение плановых неналоговых проверок), участие в госзакупках, возмещение части затрат по договору лизинга и др.);

На следующем этапе поддержка малых предприятий может осуществляться с помощью предоставления доступа к государственным заказам. Кроме этого, малые компании могут быть задействованы в процессе импортозамещения. Так же, необходимо повысить эффективность существующих программ поддержки, а также провести анализ причин закрытия программ, которые были свернуты в последние несколько лет.

Таким образом, проанализировав данные о количестве действующих программ государственной поддержки в каждом регионе можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса в России действует на уровне, который сложно признать идеальным. Несмотря на то, что 30% отобранных регионов были признаны эффективными, в 28% субъектов Федерации состояние малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Средними по эффективности были признаны 42% регионов. Неэффективные субъекты испытывают ряд проблем: они имеют критически низкие показатели по количеству малых предприятий, по доли занятых на малых предприятиях в регионе и количеству действующих программ государственной поддержки.

Для обеспечения должного уровня поддержки малого бизнеса следует принять ряд комплексных мер. Помимо популяризации предпринимательской деятельности, необходимо помогать бизнесменам на всех стадиях развития компании: обеспечивать льготными кредитами, дополнительным финансированием во время создания предприятия, а также помогать предпринимателям в реализации продукции путем предоставления доступа к государственным заказам.

В таком случае, экономика России будет развиваться в новом для нашей страны направлении. И, несмотря на то, что такая политика принесет свои плоды только в долгосрочной перспективе, эффективная поддержка малого предпринимательства уже через несколько лет начнет оказывать позитивное влияние на темпы экономического роста.

http://scipro.ru/article/06-04-16

Статья 15. Анализ эффективности мер государственной поддержки

Статья 15. Анализ эффективности мер государственной поддержки

С целью анализа эффективности мер государственной поддержки, установленных в настоящем законе, администрация области осуществляет текущий контроль и раз в полугодие составляет аналитический отчет о финансовых результатах оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области и представляет его в Новосибирский областной совет депутатов.

Аналитический отчет должен содержать следующую информацию:

— количество налогоплательщиков, получающих государственную поддержку для реализации инвестиционных проектов (отдельно по отраслям экономики);

— объем бюджетных средств, направляемых на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности в каждой из отраслей экономики;

— сумма налоговых платежей, недополученных в бюджет Новосибирской области в результате предоставления субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот;

— наличие фактов нецелевого использования средств, полученных инвесторами для реализации инвестиционных проектов;

— соответствие финансовых результатов инвестиционной деятельности показателям, указанным в инвестиционных проектах;

— объем налоговых платежей, полученных в результате реализации инвестиционного проекта;

— эффективность реализуемых инвестиционных проектов для областного бюджета;

— выводы об эффективности применения мер государственной поддержки.

Информация, необходимая для составления аналитических отчетов предоставляется субъектами инвестиционной деятельности в администрацию Новосибирской области.

ГАРАНТ:

См. Постановление Главы администрации Новосибирской области от 12 мая 2000 г. N 351

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/7110747/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Эффективность мер государственной поддержки

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

от 28 марта 2016 года N 159

О порядке оценки эффективности мер государственной поддержки, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, социально ориентированным некоммерческим организациям

(с изменениями на 4 июня 2018 года)

В целях повышения эффективности предоставляемых из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий, грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со статьями 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки эффективности мер государственной поддержки, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, социально ориентированным некоммерческим организациям.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства — Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.Н.Мазова.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ

Порядок оценки эффективности мер государственной поддержки, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, социально ориентированным некоммерческим организациям

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 28 марта 2016 г. N 159

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок оценки эффективности мер государственной поддержки, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — Порядок), определяет правила проведения оценки эффективности предоставленных в соответствии со статьями 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий и грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг и социально ориентированным некоммерческим организациям.

2. Оценка эффективности мер государственной поддержки, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — оценка эффективности мер государственной поддержки), проводится в целях оптимизации мер государственной поддержки, а также определения степени достижения задач, решение которых предполагалось при их предоставлении.

3. Оценка эффективности мер государственной поддержки проводится по направлениям государственной поддержки (по целевому признаку) в отношении каждого вида субсидий, грантов в разрезе получателей.

4. Оценка эффективности мер государственной поддержки проводится ежегодно за прошедший финансовый год (далее — отчетный год) главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющими предоставление субсидии, гранта.

5. Результаты оценки эффективности мер государственной поддержки являются основанием для принятия решений по корректировке или отмене мер государственной поддержки, признанных неэффективными.

6. Ответственность за полноту и достоверность сведений несут главные распорядители республиканского бюджета Республики Мордовия, их предоставившие.

Глава 2. Оценка эффективности мер государственной поддержки

7. Оценка эффективности мер государственной поддержки по итогам 2015 года осуществляется на основании показателей результативности использования субсидий, грантов, установленных нормативными правовыми актами Республики Мордовия, регулирующими предоставление мер государственной поддержки, исходя из достижения плановых значений, определенных соглашениями (договорами), заключаемыми исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия с получателями субсидий, грантов, включенных в Перечень показателей, характеризующих эффективность мер государственной поддержки, утверждаемый распоряжением Правительства Республики Мордовия.

Оценка эффективности мер государственной поддержки, начиная с итогов 2016 года, осуществляется на основании показателей результативности использования субсидий, грантов, установленных нормативными правовыми актами Республики Мордовия, регулирующими предоставление мер государственной поддержки, исходя из достижения плановых значений, определенных соглашениями (договорами), заключаемыми исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия с получателями субсидий, грантов.

Для оценки эффективности мер государственной поддержки применяются:

1) показатели результативности использования субсидии, гранта:

Результативность использования субсидии, гранта в целом, которая определяется как среднеарифметическое оценок результатов использования субсидии, гранта, и рассчитывается по формуле:

РР — результативность использования субсидии, гранта;

ОРi — оценка результата использования субсидии, гранта;

N — количество показателей результативности использования субсидии, гранта.

Оценка результата использования субсидии, гранта (ОРi) определяется исходя из начисления 1 балла за 1 процент результата использования субсидии, гранта (Рi), но не более 100 баллов.

Результат использования субсидии, гранта (Рi) рассчитывается по формуле:

Рi = iф / iп x 100,

iф — фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии, гранта;

iп — плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, гранта;

2) эффективность использования субсидии, гранта, которая устанавливает соотношение между результативностью использования субсидии, гранта за отчетный год и использованными ресурсами и рассчитывается по формуле:

Е — эффективность использования субсидии, гранта;

РР — результативность использования субсидии, гранта;

Fплан — плановая сумма субсидии, гранта на отчетный год;

Fфакт — фактически перечисленная сумма субсидии, гранта в отчетном году.

Сведения о результатах оценки эффективности мер государственной поддержки по видам субсидий и грантов в разрезе получателей формируются согласно приложению 1.

8. Оценка эффективности мер государственной поддержки по направлениям (целевому признаку) осуществляется на основании сведений о результатах оценки эффективности мер государственной поддержки по видам субсидий и грантов в разрезе получателей.

Результативность мер государственной поддержки по направлениям (целевому признаку) определяется по формуле:

РН — результативность мер государственной поддержки по направлению (целевому признаку);

m — количество видов субсидий, грантов.

Эффективность мер государственной поддержки по направлению (целевому признаку) рассчитывается по формуле:

ЕН — эффективность мер государственной поддержки по направлению (целевому признаку);

РН — результативность мер по направлению (целевому признаку) государственной поддержки;

Fплан — плановая сумма субсидий, грантов по направлению государственной поддержки;

Fфакт — фактически перечисленная сумма субсидий, грантов по направлению государственной поддержки.

Сводные результаты оценки эффективности мер государственной поддержки по направлениям (целевому признаку) и видам субсидий, грантов формируются по форме согласно приложению 2.

При значении эффективности предоставления субсидии, гранта, мер государственной поддержки по направлению (целевому признаку):

— от 95 баллов и выше — предоставление субсидии, гранта, меры государственной поддержки по направлению (целевому признаку) признается эффективным;

— ниже 95 баллов — предоставление субсидии, гранта, меры государственной поддержки по направлению (целевому признаку) признается неэффективным.

Глава 3. Организация проведения оценки эффективности мер государственной поддержки

9. Главные распорядители средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предоставившие в отчетном году субсидии, гранты, до 1 мая года текущего финансового года осуществляют сбор отчетов о достижении показателей результативности использования субсидий, грантов от их получателей по предусмотренным нормативными правовыми актами Республики Мордовия, регулирующими предоставление мер государственной поддержки, формам.

10. Главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предоставившими в отчетном году субсидии, гранты, проводится оценка эффективности мер государственной поддержки в соответствии с главой 2 настоящего Порядка.

Сведения о результатах оценки эффективности мер государственной поддержки по видам субсидий и грантов в разрезе получателей формируются согласно приложению 1.

11. Результаты оценки эффективности мер государственной поддержки по каждому виду субсидий и грантов в разрезе получателей, сформированные согласно приложению 1, направляются в срок до 1 июня текущего финансового года в Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия с приложением аналитической записки.

Аналитическая записка должна содержать информацию о результатах оценки эффективности мер государственной поддержки по видам субсидий и грантов, об объемах финансирования, а также предложения о необходимости сохранения, корректировки либо отмены неэффективных мер государственной поддержки с учетом необходимости решения основных задач (направлений субсидирования) социально-экономического развития Республики Мордовия.

12. Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия осуществляет обобщение результатов оценки эффективности мер государственной поддержки по направлениям (целевому признаку), видам субсидий, грантов, предоставленных главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в срок до 1 августа текущего финансового года представляет в Правительство Республики Мордовия сводный отчет о результатах оценки эффективности мер государственной поддержки за отчетный год, который должен содержать:

сводные результаты оценки эффективности мер государственной поддержки по направлениям (целевому признаку) и видам субсидий, грантов согласно приложению 2;

аналитическую записку с предложениями по корректировке направлений государственной поддержки, видов субсидий, грантов, определению оптимальных видов поддержки реального сектора экономики и отмене неэффективных ее направлений.

Приложение 1. Сведения о результатах оценки эффективности мер государственной поддержки по видам субсидий и грантов

Приложение 1
к Порядку оценки эффективности
мер государственной поддержки,
предоставляемых юридическим лицам,
индивидуальным предпринимателям, физическим
лицам — производителям товаров, работ,
услуг, социально ориентированным
некоммерческим организациям

о результатах оценки эффективности мер

государственной поддержки по видам субсидий

и грантов за 201___ год

Наименование государственной программы Республики Мордовия, подпрограммы, в

рамках которой предоставляется мера государственной поддержки _____________

Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета ______

Наименование меры государственной поддержки _______________________________

Общее количество показателей результативности использования субсидии,

гранта (N) ________________________________________________________________

Сведения об ответственном исполнителе: Ф.И.О. _____________________________

контактный телефон ______________ адрес электронной почты _________________

Результативность использования субсидии, гранта

Эффективность использования субсидии, гранта

Наименование показателя результативности использования субсидии, гранта (i)

Результат использования субсидии, гранта, %

(Рi = iф / iп x 100)

Оценка результата использования субсидии, гранта, баллов (ОРi

Результативность субсидии, гранта, баллов

Плановая сумма субсидии, гранта, тыс. рублей (Fп)

Фактическая перечисленная сумма субсидии, гранта, тыс. рублей (Fф)

Эффективность использования субсидии, гранта, баллов (Е = РР / (Fф / Fп))

http://docs.cntd.ru/document/438843206

Пресс-центр

Новости

На сессии ИННОПРОМ обсудили вопросы эффективности и совершенствования мер государственной поддержки

8 июля 2019 года в Екатеринбурге состоялась сессия РСПП «Господдержка 2.0 – открытый диалог или поиск ренты?»*, организованная при поддержке юридической фирмы VEGAS LEX, в рамках международной промышленной выставки и форума ИННОПРОМ.

Модератором сессии выступил Александр Ситников, управляющий партнер VEGAS LEX. Открывая дискуссию, г-н Ситников отметил, что в настоящее время, когда весь мир переживает третью и готовится к четвертой промышленной революции, связанной с искусственным интеллектом, подходы к господдержке также претерпевают серьезное изменение. «Сейчас мы видим, что глобальная конкуренция за участие в наиболее технологичных цепочках стоимости, в международной кооперации неизменно проходит с поддержкой ключевых отраслей – авиастроения, тяжелого машиностроения, инфраструктурного строительства. Это касается и всевозможных политических и экономических форматов». В данном контексте основным вопросом, по мнению Александра Ситникова, является вопрос о том, будет ли модернизация инструментов поддержки производиться локально, когда каждое ведомство использует свой инструментарий и подход, либо эволюция многочисленных инструментов поддержки и институтов развития будет подчиняться единому вектору.

С вступительным словом в рамках сессии выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.

В своем выступлении он назвал основные приоритеты и направления государственной поддержки промышленности на перспективу: «Необходимо сконцентрировать все средства налогоплательщиков, которые мы выделяем, на развитии промышленности, для того чтобы «бить в одну точку», чтобы все работали на одну цель — повышение уровня технологического развития, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и качества российской продукции, которая будет конкурировать не только на российском рынке, но и на мировом. И программа импортозамещения должна замениться программой повышения конкурентоспособности, для того чтобы российская продукция на внутреннем рынке конкурировала с лучшими мировыми образцами, чтобы российские потребители промышленной продукции получали такое же качество, надежность и доступность по цене».

Заместитель председателя Правительства РФ заявил, что количество существующих субсидий будет сокращено приблизительно вдвое: из примерно 56 субсидий будут сохранены только взаимоувязанные и нацеленные на решение единой задачи инструменты. Главным инструментом повышения конкурентоспособности на предстоящие годы он назвал реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Также вице-премьер Д.Н. Козак пригласил деловое сообщество к участию в работе, проводимой Минпромторгом совместно с научными учреждениями, по формированию перечня передовых технологий, которые сегодня отсутствуют в России. По его словам, инвесторам, которые будут внедрять (до стадии серийного производства) технологии, включенные в утвержденный Правительством перечень, будут предоставляться максимально широкие преференции как по налогам, так и по субсидиям.

«Хочу подчеркнуть, что цель предоставления субсидий не рост выручки предприятий, а достижение общественно полезного результата, который перед собой ставит государство», – подытожил Д.Н. Козак.

По словам президента РСПП Александра Шохина, инструменты поддержки импортозамещения довольно успешно были применены в отраслях, где были хорошие заделы и сработал эффект девальвации. Кроме того, он упомянул про такие институты и инструменты поддержки бизнеса, как ОЭЗ, ТОСЭР, региональные институты развития, кластеры, технопарки и т.д.

В рамках сессии А.Н. Шохин озвучил предложения бизнес-сообщества по повышению эффективности инструментов господдержки, необходимые для достижения амбициозных целей, которые поставлены в «майских» указах президента и национальных проектах повышения конкурентоспособности российской экономики.

«Во-первых, мы бы хотели, чтобы прозрачность инструментов поддержки была повышена, и здесь, безусловно, очень важно избегать излишней усложненности нормативной базы и громоздких правовых конструкций, которые зачастую не до конца понятны даже их разработчикам», – заявил г-н Шохин.

Также президент РСПП предложил включать представителей бизнеса в коллегиальные и экспертные органы, которые рассматривают как сами проекты нормативных правовых актов, так и заявки на получение господдержки. Экспертный совет Фонда развития промышленности служит, по его словам, примером сложившейся очень эффективной практики.

Среди других важных мер Александр Шохин назвал проведение комплексной оценки эффективности инструментов поддержки, «для чего необходимо выработать согласованную методику оценки влияния мер поддержки на повышение конкурентоспособности компаний», а также цифровизацию процедур предоставления и администрирования мер поддержки.

Однако, как заметил г-н Шохин, некоторые инструменты господдержки обсуждаются уже больше года, например соглашения о защите и поощрении капиталовложений. «Требуется зафиксировать ключевые «правила игры» в части поддержки на достаточно длительный период (5–10 и более лет)», – отметил он. Стабильность режима для уже реализуемых проектов при переформатировании системы мер поддержки критически важна и является необходимым условием для повышения предсказуемости деловой среды и уровня доверия бизнеса к реализуемой политике.

Председатель Правления АО «Объединенная металлургическая компания» Наталья Еремина рассказала о реализации инвестиционных проектов компании, а также о проблемах, с которыми сталкиваются компании в числе прочего в связи с отсутствием стабильности налогового режима для реализации инвестиционных проектов. По ее словам, инструменты поддержки должны более гибко учитывать возможные на долгосрочном горизонте планирования технологические и иные сдвиги, которые существенным образом могут влиять на параметры и итоговые показатели инвестиционных проектов.

По словам заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексея Забозлаева, регион активно использует региональные меры поддержки. В 2019 году выделено около 1,7 млрд руб. на обновление основных фондов и развитие инфраструктуры промышленных предприятий региона. Ожидается, что запущенные проекты создадут более 2 тыс. рабочих мест и дополнительные поступления в региональный бюджет будут составлять ежегодно более 3 млрд рублей. Вице-губернатор ХМАО предложил ряд инициатив, направленных на повышение эффективности стимулирования инвестиций, включая унификацию механизмов предоставления государственной поддержки бизнесу, сокращения нормативных сроков перевода земель лесного фонда в земли промышленности, расширения перечня пилотных регионов для создания специальных экономических зон.

Вице-президент РСПП Мария Глухова представила результаты исследования РСПП, в рамках которого был предложен возможный подход к методике оценки влияния мер поддержки на динамику развития компаний. Пилотная оценка была проведена на примере займов Фонда развития промышленности и субсидий на уплату процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов. По словам Марии, данный анализ необходимо дополнить данными, которых пока не хватает, например о динамике экспорта, но в целом данная методология может использоваться и для оценки эффективности других мер поддержки. При этом такая оценка не должна замещать стандартные регламентные методики и процедуры, заложенные в нормативных актах и документах, а, наоборот, должна дополнять их.

Директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев представил результаты исследования «Государственная поддержка предприятий: типология бенефициаров различных инструментов», основанного на опросе 1600 российских промышленных предприятий. Одним из основных выводов исследования стало то, что более активно пользуются поддержкой компании-экспортеры и предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. При этом чаще всего это крупные компании, а также фирмы с государственным участием либо работающие на госсектор.

Руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Инна Рыкова рассказала о новых инструментах Минфина для оценки бюджетной эффективности господдержки в части развития гражданской промышленности и реального сектора экономики.

По мнению Андрея Клепача, заместителя председателя (главного экономиста) ВЭБ, важно измерять не только финансовые эффекты поддержки. По его словам, государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» содержит более 100 показателей, в том числе по точечным сегментам в ряде отраслей промышленности, эффект от которых не всегда измеряется добавленной стоимостью или приростом налоговых поступлений, но является крайне важным с технологической точки зрения.

В дискуссии также приняли участие Игорь Вдовин, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, и вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.

О деятельности VEGAS LEX в сфере реализации инвестиционных проектов можно узнать здесь.

Об услугах VEGAS LEX в области государственно-частного партнерства можно узнать здесь.

http://www.vegaslex.ru/media/news/at_the_session_of_innoprom_discussed_the_issues_of_efficiency_and_improvement_of_the_state_support_m/

Аудит от Кудрина: почему неэффективна господдержка малого бизнеса

Эффективность мер государственной поддержки - картинка 5

Счетная палата выявила неэффективность мер господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Объем кредитов субъектам МСП уменьшается, а реализация госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса не способствует увеличению рабочих мест в этом секторе, следует из заключения аудиторов по итогам анализа мер господдержки МСП в 2014–2017 годах (есть у РБК).

Власти за три года в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» направили на развитие МСП 120,5 млрд руб. из федерального бюджета. Аудиторы Счетной палаты отмечают, что целевые показатели программы на 2017 год были в основном выполнены, но это было достигнуто за счет значительного снижения самих плановых значений по сравнению с 2014 годом. По одному из главных показателей госпрограммы — «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» — целевые ориентиры снизились с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017 году.

«Ежегодное снижение этого показателя свидетельствует о том, что реализация госпрограммы не оказывает существенного влияния на обеспечение занятости в сфере МСП», — отметил аудитор Андрей Перчян.

Пресс-служба Минэкономразвития сообщила РБК, что госпрограмма формировалась еще в 2013 году, а значения целевых показателей были рассчитаны на основании результатов в 2011–2012 годах: «Эти значения носили прогнозный характер при условии ежегодного финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в размере порядка 16 млрд руб.». При этом фактическое финансирование программы с тех пор сократилось на треть, а механизмы поддержки предпринимателей существенно изменились, а значительная сумма (66 млрд руб. в 2014–2017 годах) пошла на создание и развитие Корпорации МСП, указали в министерстве.

Аудиторы СП также выявили неравенство среди регионов в получении субсидий на развитие малого и среднего бизнеса. В 2014–2016 годах более 20% федеральных средств, предусмотренных на поддержку МСП, были направлены только в пять из 85 регионов. В 2017 году около 40% субсидий пришлось на 11 регионов, получивших более 200 млн руб. каждый, в то время как восемь регионов получили менее 0,7% субсидий. При этом пять из 11 регионов, получивших наибольший объем поддержки, не достигли плановых значений по показателю количества созданных рабочих мест в малом бизнесе.

В госпрограмме отсутствует взаимосвязь между установкой плановых значений и объемом субсидий, отметили в Счетной палате. В Республике Адыгея, приводится пример, при выделении более 209 млн руб. установлен показатель — создать 73 рабочих места, а в Ямало-Ненецком АО при предоставленных менее 9 млн руб. показатель был 81 рабочее место.

В МЭР же отмечают, что с 2018 года действует новый порядок распределения субсидий регионам, по которому «значительный объем средств» получают субъекты, в которых базовая инфраструктура для поддержки предпринимателей еще не сформирована.

В Счетной палате подчеркнули, что поставленная президентом Владимиром Путиным в 2016 году цель по доведению численности работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 году не достигнута. «Число хозяйствующих субъектов МСП в 2015–2017 годах выросло с 4,5 млн до 6 млн, вместе с тем число занятых в малом и среднем предпринимательстве в целом на 1 июля 2018 года составляет 19,2 млн человек», — указал Перчян. В новом майском указе глава государства поручил правительству увеличить количество занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к 2024 году.

Не достигнута и одна из главных целей Национальной гарантийной системы (НГС) по увеличению долгосрочного кредитования МСП, констатировали аудиторы. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках НГС, остается незначительной: от 1,5% на 1 января 2016 года до 4,8% на 1 января 2018-го. «Проведенный анализ показал, что в 2015–2017 годах объем кредитов субъектам МСП уменьшился», — следует из заключения аудиторов.

В Послании Федеральному собранию Путин поставил цель по доведению к 2024 году вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Но показатели «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» органами госстатистики сейчас не наблюдаются, отметили в Счетной палате. «Оценка достижения стратегической цели априори невозможна», — подчеркнули аудиторы. По оценкам Минэкономразвития (*.pdf), вклад МСП в российский ВВП составляет 19,9%.

Пресс-служба министерства сообщила РБК, что оно учло замечания Счетной палаты и уже начало переформатирование мер поддержки малого и среднего бизнеса. «Так, например, акцент при поддержке сместился в сторону производственных МСП, социальных предпринимателей и экспортно ­ориентированных субъектов МСП, а также повышения производительности труда», — отметило Минэкономразвития.

В правительстве обсуждается новый механизм финансирования Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП), сообщили ранее источники РБК. Минэкономразвития предлагает заменить прямую докапитализацию Корпорации МСП на субсидирование потерь по дефолтным кредитам малым предприятиям. Это позволит сократить бюджетные расходы на финансирование корпорации и увеличить объем гарантий по кредитам малому бизнесу.

http://www.rbc.ru/economics/07/08/2018/5b687b5e9a79477837be4cc6

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1380 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»

В целях повышения эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации постановляю:

1. Установить для ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций — исполнителей государственного оборонного заказа стипендии в размере 500 тыс. рублей каждая за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства:

а) в 2013 году — 201 стипендию;

б) в 2014 году — 228 стипендий;

в) начиная с 2015 года — 360 стипендий в год.

2. Установить начиная с 2013 года для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций — исполнителей государственного оборонного заказа 685 стипендий в год в размере 350 тыс. рублей каждая за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установить, что лица, получающие ежемесячные стипендии, назначенные в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 «О мерах государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» и от 29 апреля 2010 г. N518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», могут быть выдвинуты на назначение стипендий, предусмотренных настоящим Указом.

В случае назначения лицу, получающему ежемесячную стипендию, одной из стипендий, предусмотренных настоящим Указом, выплата ежемесячной стипендии прекращается с месяца, следующего за месяцем назначения соответствующей стипендии.

4. Установить, что стипендии, предусмотренные настоящим Указом:

а) назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

б) могут назначаться одному и тому же лицу неоднократно, но не чаще одного раза в три года;

в) назначаются за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период Министерству промышленности и торговли Российской Федерации с учетом завершения выплаты ежемесячных стипендий, назначенных в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 и от 29 апреля 2010 г. N 518;

г) выплачиваются единовременно.

5. Установить, что выплата ежемесячных стипендий, назначенных в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 и от 29 апреля 2010 г. N 518, осуществляется в течение срока и в размерах, которые установлены Президентом Российской Федерации.

6. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить положение об отборе кандидатов на назначение стипендии за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства и стипендии за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и на плановый период бюджетные ассигнования на выплату стипендий, предусмотренных настоящим Указом.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 «О мерах государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 765);

Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2005 г. N 1242с «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 «О мерах государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4534);

Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2006 г. N 1299 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 «О мерах государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 5012);

Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1389с «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 «О мерах государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5174);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1513 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 77);

Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 18, ст. 2210).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

http://rg.ru/2012/10/17/podderjka-dok.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях