WordPress

Эффективность мер поддержки бизнеса

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 1
Самое важное по теме: "Эффективность мер поддержки бизнеса" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Кремль признал низкую эффективность мер поддержки бизнеса и населения

Кремль признал низкую эффективность мер, принимаемых для поддержки населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, людям приходится сталкиваться с проблемами в банках.

«Мы фиксируем эти проблемы, они сейчас анализируются, и, безусловно, состоятся еще обсуждения того, как это все работает», ‒ отметил Песков. Он также добавил, что правительственная координационная комиссия также хорошо знакома с этими проблемами и ежедневно принимает меры. «Вы вчера видели, что Мишустин только вчера этим занимался и это обсуждал», ‒ сказал пресс-секретарь.

Накануне премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства поручил банкам контролировать выдачу беспроцентных кредитов на зарплаты. На проблему при выдаче таких кредитов обратил внимание министр экономического развития Максим Решетников, который под видом «тайного покупателя» не смог получить кредит в двух банках.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

http://www.vedomosti.ru/politics/news/2020/04/17/828317-kreml-priznal-nizkuyu-effektinost-meri-podderzhki

Ненужные услуги: чем плоха система поддержки малого и среднего бизнеса

Федеральный бюджет ежегодно тратит на поддержку малого и среднего бизнеса миллиарды рублей — более 100 млрд с 2010 года. Если посмотреть на созданную в России при участии Минэкономразвития инфраструктуру поддержки предпринимательства, то она покажется очень разветвленной — около 700 различных центров, фондов и других организаций. Есть региональные центры инжиниринга (РЦИ), кластерного развития (ЦКР), поддержки предпринимательства (ЦПП), поддержки экспорта (ЦПЭ) и много других. Они оказывают предпринимателям услуги бесплатно или на условиях софинансирования: проводят технический, финансовый или управленческий аудит, содействуют в получении господдержки или маркетинговых услуг, помогают разработать программу модернизации, технического перевооружения и развития производства. Но в большинстве регионов страны эта система работает неэффективно.

Центры, о которых идет речь, в основном поддерживают производственные предприятия, но в российском малом и среднем бизнесе их доля не так уж велика — не более 10%. В результате между чиновниками возникает конкуренция за производственников, стремление навязать им как можно больше услуг в целях выполнения своего KPI — количественного, но не качественного. Это неизбежно приводит к дублированию функций у разных объектов инфраструктуры поддержки. Например, и ЦКР, и РЦИ, и ЦПП предлагают услугу по составлению бизнес-плана.

Я видел результаты многих аудитов, проведенных такими структурами для своих клиентов, которые ни к чему не приводили — никакие реальные проекты в итоге не запускались. В чем смысл такой работы? Мне могут возразить: мол, на основе результатов аудита можно создать программу модернизации и развития предприятия. Но, во-первых, главное для предпринимателя — возможность привлечь деньги на оборотный капитал и развитие по минимальной ставке в кратчайшие сроки. Во-вторых, никакие рейтинги, аудиты и программы модернизации не могут убедить банки выдать кредит: им важны залоги и финансовое состояние заемщика.

Предпринимателю нужны услуги, итогом которых может стать привлечение инвестиций. Поэтому необходимо разделять техническое консультирование (подбор технологии и оборудования, разработку технологии), услуги маркетинга и продвижения на рынке, а также услуги, направленные на финансовое развитие предприятия (аудит с рекомендациями по корректировке отчетности, разработку бизнес-плана и финансовой модели, формирование «дорожной карты» по источникам финансирования с учетом всех мер господдержки, банковский консалтинг).

Сейчас от инфраструктуры поддержки бизнеса требуют максимального охвата подопечных, а не фокуса на конкретных проектах. Отчасти это объясняется снижением расходов федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса — с 21,5 млрд руб. в 2014 году до 7,5 млрд руб. в 2017-м. В 2017 году правительство решило «сосредоточить усилия на нефинансовых мерах поддержки» и на охвате такими мерами большего количества предпринимателей. Но такой количественный KPI не идет на пользу качеству.

Опыт показывает, что ценность услуги повышается, если предприниматель частично оплачивает ее за свой счет. В этом случае для него более важен результат, он жестче спрашивает за него. Системе поддержки бизнеса нужны сильные сервисные структуры с опытом работы, особенно в привлечении финансирования. Я убежден, что объем инвестиций в малые и средние предприятия должен быть главным критерием эффективности инфраструктуры поддержки, а услуги, связанные с организацией финансирования, должны оказываться по единому стандарту по всей стране.

Учитывая, что финансирование объектов инфраструктуры неуклонно снижается, наверняка встанет вопрос о возможности выхода центров поддержки бизнеса на самоокупаемость. Оказание платных услуг является очевидным выходом из ситуации. Главное, чтобы эти услуги были качественные и востребованные. Для этого крайне необходима онлайн-система — прикладной каталог всех существующих финансовых инструментов, как коммерческих (кредиты, лизинг, факторинг, банковские гарантии), так и государственных (субсидии, гранты, займы). Он должен быть интегрирован с существующими автоматизированными системами Минпромторга, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минсельхоза, институтов развития и крупнейших банков.

Чтобы повысить эффективность работы с инфраструктурой поддержки МСП (малое и среднее предпринимательство. — РБК), я бы дал предпринимателям три совета:

  • Четко определите конечную цель — создание нового продукта, выход на новые рынки, участие в закупках, пополнение оборотных средств, приобретение оборудования и т.п.
  • Пользуйтесь возможностями, которые дает государственная система поддержки. Консультируйтесь о ведении бухгалтерской отчетности, проведите финансовый аудит, чтобы получить рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности.
  • Не оттягивайте, занимайте активную позицию, ориентируйтесь на результат.

http://www.rbc.ru/opinions/business/25/04/2018/5ae076599a7947320cf55bce

В Кремле оценили эффективность мер поддержки в экономике

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 3

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 4

Новая коронавирусная инфекция была зафиксирована в Китае в конце 2019 года.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 5

Новая коронавирусная инфекция была зафиксирована в Китае в конце 2019 года.

За несколько месяцев болезнь распространилась более чем на 140 стран.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 6

За несколько месяцев болезнь распространилась более чем на 140 стран.

Всемирная организация здравоохранения признала вспышку COVID-19 пандемией.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 7

Всемирная организация здравоохранения признала вспышку COVID-19 пандемией.

Ученые из многих стран мира приступили к разработке вакцины от коронавируса.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 8

Ученые из многих стран мира приступили к разработке вакцины от коронавируса.

В России уже создали три прототипа вакцины, а также препарат для лечения COVID-19.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 10

В России уже создали три прототипа вакцины, а также препарат для лечения COVID-19.

Однако появления готовой вакцины стоит ждать не ранее чем через год, предупреждали в Минздраве.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 11

Однако появления готовой вакцины стоит ждать не ранее чем через год, предупреждали в Минздраве.

При этом отечественные ученые уже расшифровали геном коронавируса.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 12

При этом отечественные ученые уже расшифровали геном коронавируса.

Накануне американские медики опубликовали первые результаты испытаний вакцины.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 13

Накануне американские медики опубликовали первые результаты испытаний вакцины.

В процессе разработки ученые руководствовались опытом борьбы с вирусами SARS и MERS.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 14

В процессе разработки ученые руководствовались опытом борьбы с вирусами SARS и MERS.

Новая коронавирусная инфекция была зафиксирована в Китае в конце 2019 года.

За несколько месяцев болезнь распространилась более чем на 140 стран.

Всемирная организация здравоохранения признала вспышку COVID-19 пандемией.

Ученые из многих стран мира приступили к разработке вакцины от коронавируса.

В России уже создали три прототипа вакцины, а также препарат для лечения COVID-19.

Однако появления готовой вакцины стоит ждать не ранее чем через год, предупреждали в Минздраве.

При этом отечественные ученые уже расшифровали геном коронавируса.

Накануне американские медики опубликовали первые результаты испытаний вакцины.

В процессе разработки ученые руководствовались опытом борьбы с вирусами SARS и MERS.

http://ria.ru/20200417/1570180165.html

В Кремле заявили, что меры поддержки бизнеса недостаточно эффективны

В Кремле эффективность мер поддержки граждан и бизнеса на фоне пандемии коронавируса назвали недостаточными.

— Видим, что и участникам экономической жизни, и гражданам приходится сталкиваться с проблемами в банках. Мы фиксируем эти проблемы, они сейчас анализируются. И, безусловно, состоятся еще обсуждения того, как это всё работает, — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Представитель Кремля также отметил, что все подобные проблемы фиксируются и анализируются. Эффективность принятых шагов ещё будут рассматривать.

— Но в то же время это также хорошо известно и координационной комиссии, которая ежедневно принимает меры. Вы вчера видели, что Мишустин только вчера этим занимался, это обсуждал, — добавил Дмитрий Песков.

http://www.kp.ru/online/news/3840383/

В Кремле фиксируют недостаточную эффективность реализации мер поддержки бизнеса и граждан

Так он ответил на вопрос о том, что у бизнеса пока не получается воспользоваться теми мерам поддержки, которые объявлялись властями.

В то же время, отметил он, это также хорошо известно и Координационному совету правительства, ежедневно принимающему меры по преодолению негативных последствий коронавируса.

«Вы видели, что премьер-министр Михаил Мишустин только вчера этим и занимался и это обсуждал», — сказал Песков.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин накануне на заседании правительства попросил банки как можно быстрее включиться в программу выдачи беспроцентных кредитов малым предприятиям из отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса.

В свою очередь министр экономического развития Максим Решетников в ходе заседания отметил, что для предприятий кредиты являются бесплатными на 6 месяцев, проценты полностью оплачивает государство. Банк России открыл специальную программу рефинансирования банков под льготные 4%, но и эти проценты берет на себя государство. При этом 75% рисков по этим кредитам берет на себя государство.

«Мы активно зазывали банки в эту программу, но сразу надо сказать, что для банков это убыточно, так как административные расходы банкам приходится брать на себя. Но мы исходим из того, что это их инвестиции в поддержание экономики, своих клиентов — и текущих, и будущих, поэтому они должны быть в этом заинтересованы. На прошлой неделе под руководством Андрея Рэмовича Белоусова были проведены совещания с банками, и там, конечно, разговор уже шел такой уже жесткий, потому что банки очень медленно здесь разворачиваются. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки (. ) За прошлый день число уже выданных кредитов удвоилось, то есть темпы нарастают, но, конечно, их абсолютно недостаточно. «, — заявил министр.

Решетников отметил, что у банков своя бюрократия, «иногда гораздо более неповоротливая, чем в других сферах». «Там тоже идет большая перестройка всех процессов, будем контролировать очень жестко, Михаил Владимирович, еженедельный мониторинг, как вы сказали, наладим», — пообещал министр.

Он рассказал, что в понедельник сам проверил, как банки работают с предпринимателями. «Я сам вместе с предпринимателями обзванивал горячие линии трех банков, информацию в целом адекватно рассказывают, но кредиты получить нельзя. То рассказывают, что правительство что-то не приняло, то просто говорят, звоните позже, выдадим в мае. Поэтому с руководством этих банков проведены соответствующие беседы, коллеги изменили свою позицию. Поэтому дальше контролируем вместе с предпринимательскими организациями и вообще, наверное, вопрос контроля за реализацией этих программы — это самое важное, что необходимо наладить», — сказал он.

Банки в начале апреля начали выдавать малым и микропредприятиям беспроцентные кредиты на выдачу заработной платы сотрудникам. Часть затрат на реализацию этой программы несет правительство, которое выделит субсидию банкам в размере 2,6 млрд рублей. Максимальная величина выдаваемых предпринимателям кредитов определяется исходя из численности занятых и МРОТ в расчете на 6 месяцев.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила 10 апреля, что эта программа «раскачивается очень медленно». По данным ЦБ, предприятия малого бизнеса подали заявки на получение беспроцентных кредитов для выплаты заработной платы сотрудникам на 6 млрд рублей, из этой суммы заявок удовлетворено лишь на 76 млн рублей.

Предприниматели жаловались, что одной из основных причин отказов со стороны банков выдать беспроцентный кредит является отсутствие у компании зарплатного проекта в этом банке.

http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/69142/

Кремль оценил первый эффект от мер поддержки бизнеса

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 16Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 17

«Мы фиксируем пока недостаточную эффективность реализации этих мер», — сказал журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Видим, что и участникам экономической жизни, и гражданам приходится сталкиваться с проблемами в банках», — подтвердил он.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 18

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 18

«Они фиксируются. Они сейчас анализируются, и, безусловно, состоятся обсуждения, как это все работает», — заверил Песков.

«Также это хорошо известно и координационной комиссии, которая принимает меры», — заключил пресс-секретарь главы государства и напомнил, что премьер-министр этим вопросом занимался только 16 апреля.

http://rg.ru/2020/04/17/kreml-ocenil-pervyj-effekt-ot-mer-podderzhki-biznesa.html

«Не готов работать за подачку»: почему турфирмы закрываются

Турагент из Подмосковья назвал причины бесполезности продолжения бизнеса

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 20

В условиях временной остановки туротрасли из-за пандемии коронавируса некоторые турагенты разуверились в перспективах своего бизнеса. Они не видят шансов восстановить прежние доходы после того, как туррынок возобновит работу. Вот как обосновал порталу TourDom.ru свое решение уйти из туризма Руслан Собаев, представляющий «Магазин путешествий «Так просто» (г. Ногинск): «По самым оптимистичным прогнозам, возможность вновь зарабатывать появится не раньше октября. При этом доходы уже вряд ли когда-нибудь выйдут на прежние уровни. Если в лучшие времена наш оборот составлял до 10 млн руб., а в среднем 3–5 млн руб. ежемесячно, то сейчас – ноль. Субсидии и беспроцентные кредиты на зарплату, анонсированные государством, – это просто позорные суммы. У меня, как и у моих сотрудников, – семьи, которые надо кормить. У всех ипотека. Мы не готовы работать за подачку, минимальную зарплату в 12 тыс. руб. Поэтому приняли коллективное решение – исполнить оставшиеся обязательства перед туристами и уйти в другие, более доходные сферы».

По словам Руслана, у него 19-летний опыт работы в туризме. Его нынешнее турагентство – независимое, в сетевые объединения не входит, франчайзингом туроператоров не пользуется. На рынке с 2016 года, обслуживает преимущественно постоянную клиентуру. В штате – четыре сотрудника.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 21

Комментируя решение предпринимателя, специалисты турбизнеса не торопятся с выводами о том, что в наиболее сложном положении сейчас оказались небольшие и независимые представители туристической розницы. Трудно всем: и туроператорам – как крупным, так и нишевым, – и турагентствам, входящим в сетевые объединения или пользующимся франчайзингом известных брендов. Сергей Прокопьев, руководитель компании «Колумб» (г. Томск) образно ассоциирует текущую ситуацию на рынке с морской стихией: «Мы находимся в центре шторма. Когда он закончится – не знает никто. Всем придется считать потери и принимать решения индивидуально, в зависимости от собственных конкретных обстоятельств, – есть ли смысл оставаться в этой сфере деятельности или лучше искать себе применение в другой». Эксперт убежден – туризм рано или поздно возродится, возможно, в несколько иных формах. При этом в ближайшие два года турбизнес вряд ли вернется к прежним уровням доходов, но им продолжат заниматься те, для кого это не только способ заработать, но и шанс воплощать свои творческие идеи.

А вас посещают мысли об уходе из туристического бизнеса? Примите участие в опросе.

http://www.tourdom.ru/news/ne-gotov-rabotat-za-podachku-pochemu-turfirmy-zakryvayutsya.html

Песков: в Кремле видят недостаточную эффективность мер поддержки бизнеса

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 22

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 23

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 24

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 25

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 26

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 27

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 28

В Кремле видят, что принимаемые меры по поддержке бизнеса пока не приносят эффективного результата. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он отметил, что Кремль фиксирует проблемы, с которыми предприниматели и граждане столкнулись в банках в первую неделю после объявленных правительством инструментов и льгот.

Песков подчеркнул, что ведется работа над исправлением ситуации и все поступающие жалобы анализируются. Кроме того, профильный координационный совет ежедневно принимает меры, в том числе по вопросу реализации поддержки бизнеса.

«Безусловно, состоятся еще обсуждения того, как это все работает», — приводит ТАСС слова Пескова.

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 29

Ранее правительство РФ приняло пакет мер поддержки бизнеса в условиях распространения коронавируса. Предприятия малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей временно освободят от арендных и налоговых платежей, за исключением НДС. Кроме того, вводится мораторий на банкротство таких компаний.

Президент РФ Владимир Путин 15 апреля потребовал от правительства начать подготовку новых мер поддержки экономики. В частности, предприятия МСП смогут получать по 12 130 рублей в месяц на выплату зарплаты каждому сотруднику при сохранении не менее 90% количества работников к 1 апреля.

По поручению Путина кабмин расширит перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, в него войдет торговля непродовольственными товарами.

http://aif.ru/money/economy/peskov_v_kremle_vidyat_nedostatochnuyu_effektivnost_mer_podderzhki_biznesa

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

магистрант, Высшая школа государственного аудита (факультет) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

д-р юрид. наук, проф., Высшая школа государственного аудита (факультет) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 31

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ правовых основ государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.

В условиях современной экономики малый и средний бизнес являются неотъемлемой частью рыночного хозяйства и его существенной составляющей. Благодаря увеличению числа малых и средних предприятий происходит выравнивание макроэкономической ситуации, рост валового внутреннего продукта. Развитие малого и среднего бизнеса способствует вовлечению в хозяйственный оборот свободных денежных ресурсов и повышению налоговых доходов бюджетов всех уровней. Являясь гибким и мобильным, малый и средний бизнес обладает мощным антимонопольным потенциалом, благодаря которому становятся возможными развитие конкуренции, структурная перестройка экономики и развитие инновационных производств. Малым и средним предпринимательством (далее — МиСП) решается проблема занятости населения, благодаря чему происходит снижение социальной напряженности в стране.

Но малые и средние предприятия распоряжаются ограниченными ресурсами, в связи с чем они являются чувствительными к экономическим колебаниям в стране и поэтому им необходима соответствующая государственная поддержка.

Цель поддержки МиСП состоит в управлении экономикой страны в целом, а самый эффективный способ управления государством — управление посредством денег. Именно по этой причине наиболее результативной формой поддержки МиСП следует признать финансово-правовой механизм стимулирования его развития. То есть наиболее действенной формой поддержки МиСП следует считать финансовую поддержку, оказываемую в процессе финансовой деятельности государства.

Государственная финансовая поддержка МиСП является необходимой по ряду существенных причин: из-за ограниченности собственных финансовых ресурсов субъектов МиСП, в связи с труднодоступностью привлекаемых средств, требующихся для успешного хозяйствования и развития.

Несмотря на заявления официальных лиц о поддержке МиСП и важности развития данного сегмента, пока в нем наблюдается стагнация, отмечается экспертами Института комплексных стратегических исследований [4].

Специалистами общероссийской общественной организации «Опора России» указывается на то, что в 2018 году никаких улучшений административного климата не произошло, налоговая нагрузка растет [4].

Среди проблем, не дающих сектору МиСП, что называется, «вдохнуть полной грудью» называются: невозможность получить льготный кредит; повышение тарифов на услуги естественных монополий; продолжение практики проведения бесконечных проверок.

В ежегодном докладе президенту РФ бизнес-омбудсмена Бориса Титова о проблемах предпринимательства сообщается о том, что сокращаются и программы поддержки МиСП со стороны государства. В 2015 году общий объем поддержки малого и среднего бизнеса составлял 16,9 млрд рублей, а в 2018 году — всего лишь 5,02 млрд [3, с. 32]. Такая ситуация ставит под угрозу как саму эффективность программы Минэкономразвития по поддержке малого и среднего предпринимательства, так и развитие отечественного предпринимательства.

В связи с этим совершенно непонятно, как в подобных условиях правительство сможет решить стратегическую задачу, поставленную Президентом РФ о доведении вклада МиСП в ВВП страны к 2024 году до 40% [5], когда сейчас он не превышает 20%.

Начиная с 2005 г. Минэкономразвития России реализуется специальная программа поддержки МиСП, направленная на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях оказания государственной поддержки субъектам МиСП на региональном уровне [6].

Из федерального бюджета на реализацию Программы выделяются средства, которые распределяются между регионами на мероприятия региональных программ содействия предпринимательству.

Несмотря на длительную работу программы поддержки МиСП, стратегически значимой связи между объемами финансовой поддержки и развитием МиСП не обнаруживается [10, с. 49].

Среди возможных причин ее неэффективности можно выделить:

  1. Сдвиг мер финансовой поддержки от субъектов МиСП в сторону организаций, являющихся инфраструктурой поддержки.

Существенная часть субсидий адресуется именно организациям инфраструктуры поддержки и очень часто идущие через них денежные средства в них и «оседают». Кроме того, некоторые меры финансовой поддержки настроены на оказание поддержки юридическим лицам, учредителями и (или) соучредителями которых является субъект РФ или муниципальное образование. Именно эти организации получают безвозмездные и безвозвратные денежные средства.

  1. Закрепленными в ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [12] (далее — Закон № 209-ФЗ) видами деятельности, по которым не может осуществляться финансовая поддержка субъектам МиСП (производство и (или) реализация подакцизных товаров, а также добыча и (или) реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, игорный бизнес), только фрагментарно «улавливается» круг субъектов, субсидирование деятельности которых не является приоритетом государственной политики.
  2. Использование в большинстве случаев нерыночных форм финансовой поддержки.

В России используется скудный инструментарий форм финансовой поддержки субъектов МиСП. Как правило — это лишь выделение средств на безвозмездной и безвозвратной основе. Мнения о том, что их использование является неэффективным (например, субсидий для начинающих субъектов МиСП), высказывались неоднократно. Кроме этого, встречаются ситуации злоупотребления правом. На практике можно столкнуться со случаями, когда один и тот же предприниматель получает поддержку по разным каналам, чем искажаются условия конкуренции. При этом «бизнес» такого предпринимателя ориентируется не на производство или сбыт рыночного продукта, а на процесс по подготовке заявок на получение субсидий [1, с. 65].

  1. Консервативные требования бюджетного законодательства к применению и учету государственных гарантий.

В настоящее время государственным и муниципальным гарантиям принадлежит значительная роль как важного инструмента экономической политики. Программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов является приложением № 36 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ [1, с. 65]. Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета, так как увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. Увеличение объемов государственной гарантийной поддержки закономерно влечет значительный рост издержек федерального бюджета. При этом трудоемкость обслуживания государственных гарантий не зависит от их срока или суммы, поэтому на федеральном уровне актуальным является оказание гарантийной поддержки только крупным проектам [13]. Также, требование о включении Программы государственных гарантий в состав бюджета делает оправданным предоставление государственных гарантий только крупным проектам развития, а не как формы финансовой поддержки МиСП [2].

Формой предоставления гарантий субъектам МиСП является создание гарантийных фондов, которые в данном случае призваны частично взять на себя риск невозврата полученного ими кредита.

В России гарантийные фонды, основным видом деятельности которых является предоставление гарантий и поручительств по обязательствам (кредитным договорам, договорам займа, договорам лизинга) субъектов МиСП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, существуют немногим более 10 лет (с 2006 г.). На начало 2019 г. они образованы в 83 субъектах РФ.

Механизм действующей в России гарантийной системы действует на трех уровнях и учитывает сегментацию гарантийных институтов по размерам финансовых потребностей субъектов МиСП: от малых к крупным — региональные гарантийные организации (далее — РГО), АО «МСП-Банк», «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства» (далее — «Корпорация МиСП). Статистика свидетельствует, что «Корпорация МиСП» предоставила 12,4 тыс. гарантий (на 16.01.2019) [14].

В рамках реализации Стратегии по развитию национальной гарантийной системы [7] ожидается, что предлагаемые «Корпорацией МиСП» и РГО гарантийные продукты будут дополнять друг друга. Специализацией региональных гарантийных организаций станет предоставление прямых поручительств как основного продукта. А синдицированные гарантии, согарантии, контргарантии будут основными гарантийными продуктами, предоставляемыми «Корпорацией МиСП» для РГО.

Благодаря сформированной продуктовой линейке будут удовлетворены потребности целевых клиентских сегментов малых и средних предприятий в средне- и долгосрочном финансировании и созданы возможности для секьюритизации пулов кредитов, которые будут обеспечены гарантийной поддержкой [8].

Приведенная структура в целом соответствует общемировой практике, когда гарантийные агентства создаются на национальном, региональном и муниципальном уровнях и как правило являются самостоятельными юридическими лицами. Однако, в последние годы в некоторых странах, в частности в Дании, происходит смещение акцента с предоставления государственных гарантий на прямое кредитование ограниченного круга важнейших компаний за счет займов, которые привлекаются правительством на открытом рынке (так называемый re-lending) [10, с. 51].

  1. Недейственный механизм распределения субсидий между региональными бюджетами, не учитывающий реальных потребностей и возможностей субъектов РФ.

Развитие малого и среднего бизнеса на территории России происходит неравномерно. Субъекты МиСП по регионам распределяются с высокой степенью концентрации. Статистика свидетельствует, что на 10 субъектов РФ, где расположено наибольшее количество малых и средних предприятий юридических лиц, приходится порядка 46% общего количества субъектов МиСП юридических лиц. Аналогичная ситуация наблюдается среди индивидуальных предпринимателей [10, с. 51]. Основным препятствием ведению предпринимательской деятельности в качественно новых форматах являются низкий платежеспособный спрос и слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры на отдельных территориях (прежде всего в монопрофильных городах и муниципальных образованиях, удаленных от административных центров).

  1. Отсутствие связи между общими и специальными нормами законодательства, регулирующими деятельность субъектов МиСП.

Отдельные меры проводимой государственной политики в социально-экономической сфере не в полной мере обеспечили учет интересов субъектов МиСП. Такими мерами являются: отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ и др.

  1. Действующий механизм господдержки субъектов МиСП не прозрачен с точки зрения регионов и усиливает асимметрию развития предпринимательства между субъектами РФ. Вопросы развития МиСП «разбросаны» по разным государственным программам, субсидирование субъектов МиСП также осуществляют различные министерства. Это приводит к тому, что на региональном уровне проблематика развития МиСП в министерствах зачастую «теряется», а на первый план выходит решение отраслевых (ведомственных) задач [9].

Из благоприятных правовых новелл следует выделить разрешение субъектам МиСП не устанавливать лимит остатка наличных денег [11]. Ранее это требование, существенно увеличивало финансовую нагрузку на предприятие.

В заключение необходимо отметить, что многие из рассмотренных недостатков законодательства и предпринимательской практики, к сожалению, перешли в разряд постоянных. Несмотря на то, что они указывались и рассматривались уже и в других исследованиях, реформирование системы финансовой поддержки происходит крайне медленно и консервативно.

Таким образом, совершенствование правового регулирования мер финансовой поддержки субъектов МиСП по сей день остается актуальной задачей законодателя.

http://sibac.info/studconf/science/lxviii/139878

Десятки миллиардов рублей на поддержку малого бизнеса были потрачены напрасно

Эффективность мер поддержки бизнеса - картинка 32

Потраченные на поддержку малого бизнеса 80 млрд рублей за четыре года с 2014 по 2018 год не оказали влияния на положение этого бизнеса. Это обнаружила Счетная палата, проанализировав эффективность господдержки малого и среднего бизнеса (МСП). Forbes ознакомился с отчетом «Оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2015–2018 годах и первом полугодии 2019 года».

«В поддержку МСП в последние годы были вложены значительные средства, но масштабы влияния на развитие бизнеса этих конкретных мер оценить невозможно, их эффективность не очевидна», — сказал Forbes аудитор Счетной палаты, один из авторов доклада Данил Шилков.

Получили поддержку и прекратили работать

В ближайшие пять лет государство планирует потратить на поддержку малого и среднего бизнеса 244 млрд рублей, следует из паспорта соответствующего нацпроекта. С 2014 года по 2018 год оно уже направило на поддержку МСП через специализированные организации около 80 млрд рублей. Но количество субъектов МСП в эти годы почти не менялось, сохраняясь на уровне в 5,5–6 млн, а численность работников, занятых в сфере МСП, находилась в диапазоне 18,9–19,3 млн человек. Финансовые показатели предприятий, получивших поддержку государства, менялись по-разному, что не позволяет однозначно оценить эффективность потраченных на них госсредств. Отдельные субъекты МСП, получившие поддержку, и вовсе прекратили свою деятельность после ее получения, говорится в докладе СП.

Основную поддержку малому и среднему бизнесу государство оказывает через льготное финансирование. Этим занимаются специально созданные Корпорация МСП, МСП Банк и региональные гарантийные организации (РГО). Основное финансирование предоставляется бизнесу через банки-партнеры и МФО, которые выдают предпринимателям кредиты и займы на льготных условиях.

РГО и Корпорация МСП выступают в качестве поручителей для предпринимателей, которые хотят получить кредит в банке, но не могут это сделать — например, потому что им нечего отдать в залог по такому кредиту. Максимальный процент гарантии — 70% от суммы долга, если кредит предоставлен банком-партнером. Льготные займы выдают МФО и банки-партнеры, а также напрямую Банк МСП. За проанализированные годы объем льготных кредитов по этой программе составил всего 2% в общем объеме привлеченных малыми и средними предприятия банковских кредитов.

Тоже самое касается и МСП Банка. «Являясь профильным для сферы МСП, банк осуществил поддержку субъектов МСП в незначительных объемах, составляющих в общероссийском объеме кредитования субъектов МСП менее 2 %», — отмечают авторы отчета.

Невыгодные условия

Столь малый объем льготных кредитов объясняется невыгодными условиями, предлагаемыми профильными организациями. Так, например, некоторые РГО ставят своей целью не помощь предпринимателям, а заработок, говорит аудитор Данил Шилков.

РГО берут за выдачу гарантий комиссию, а размер ставки по ней, порядок и сроки уплаты могут определять самостоятельно. Комиссия за выдачу льготного кредита в последние пять лет составляла от 0,1 до 2,0 % годовых, начисляемых на сумму поручительства. И так как некоторые РГО просят бизнесменов выплачивать эту сумму единовременно и сразу при получении кредита, это приводило к тому, что стоимость кредита для предпринимателя резко вырастала. Брать займ оказывалось невыгодно.

«В итоге стоимость кредитных ресурсов, обеспеченных поручительствами РГО, зачастую превышала максимальный уровень средневзвешенной процентной ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП в целом по стране», — говорится в докладе СП.

Так, средневзвешенная ставка по кредитам, предоставляемая субъектам МСП по всей стране, составила в 2018 году 9,82%, кредита с поручительством Корпорации МСП — 16,85%, кредита с гарантией МСП Банка — 16,12%, а кредита с поручительством РГО – 11,71% годовых, говорится в докладе.

«Соответственно, брать кредиты в банках бизнесу становится выгоднее», — считает Шилков.

Что думает бизнес

Опрошенные Forbes представители бизнеса оценивают меры поддержки со стороны государства двояко. По их мнению, власти предлагают выгодные условия для кредитования, но с другой стороны, получить такой кредит слишком сложно.

Например, Вадим Якимов, владелец компании «Папа Панда», которая производит и доставляет суши, роллы и лапшу в Волгограде и Самаре, пока сотрудничеством с государством доволен. Его компания смогла взять по программе поддержки МСП займ на 3 млн рублей под 7,5 % годовых. «Ниже этого процента по кредитам никогда не находил. В залог взяли оборудование, которое другие коммерческие банки или в принципе не берут, или берут, но с огромным дисконтом», — рассказывает он. В то же время, все знакомые, которых предприниматель отправлял за похожей помощью, ничего не получили, потому что не смогли собрать все необходимые для этого документы.

По словам Антона Василенко, владельца компании «ДЖАСТ ЭППЛ», которая производит оборудование для продажи мороженого, получить помощь сложно. Его компания взяла в МСП Банке кредит на один год на 1 млн рублей под 6,5% годовых. По его мнению, плюсы программы – это маленький процент по кредиту, отсутствие страховок и поручителей. А вот минусы – это наличие большой бумажной волокиты.

«Мы очень долго показывали свои результаты, делали бизнес-план, какую-то часть денег нужно было потратить и подтвердить эти траты. Потом показали все бухгалтерские документы, все продажи, все договоры, это все долго рассматривалось. Потом после рассмотрения довозили еще бумаги, много времени тратили на согласование серийных номеров оборудования для залога. Пришлось на это двух сотрудников выделить», — рассказывает предприниматель.

В Корпорации МСП и МСП Банке на момент публикации материала не смогли предоставить комментарий.

http://www.forbes.ru/biznes/390127-desyatki-milliardov-rubley-na-podderzhku-malogo-biznesa-byli-potracheny-naprasno

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях