WordPress

Экономические меры социальной поддержки населения план текста

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 1
Самое важное по теме: "Экономические меры социальной поддержки населения план текста" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Распределение доходов

Урок 22. Обществознание 8 класс

Конспект урока «Распределение доходов»

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 2

На предыдущих уроках вы говорили о первой фазе экономического циклапроизводстве. Когда тот или иной товар произведён, наступает вторая фаза – распределение, то есть установление доли каждого участника производства в созданном богатстве. В условиях товарного хозяйства речь идёт о распределении денежного эквивалента этого самого богатства.

Ранее вы уже говорили о том, что приток денежных средств или получение каких-либо материальных благ называют доходом. Выделяли вы и основные виды доходов людей. Давайте вспомним.

Доходы можно получать в денежной и натуральной форме, а также в виде материальных благ. Например, бабушка, может получать пенсию – это денежный доход. На приусадебном участке она может завести огород, посадить плодовые деревья или держать корову. Выращенные для себя и любимых внуков картофель, овощи, яблоки, надоенное молоко – это натуральный доход. Ведь все эти продукты не надо покупать в магазине или на рынке и благосостояние семьи увеличивается. Как пенсионерка, бабушка может пользоваться некоторыми льготами, например, бесплатно ездить в городском транспорте или покупать со скидкой некоторые лекарства. Сокращение этих расходов также увеличивает доходы.

Денежные доходы можно разделить на несколько видов. Доходы, чаще всего, – плата владельцу тех или иных ресурсов за их использование. Так, зарплата – это цена рабочей силы. Она может быть повременной (за фактически отработанное время с учётом сложности, качества и условий труда), сдельной (за количество изготовленной продукции установленного качества) или смешанной. Прибыльдоход собственников предприятий, владельцев средств производства, капитала. Она представляет собой разницу между выручкой за реализованную продукции и затратами на её производство. Владельцы финансовых ресурсов, а также земли, недвижимости получают ренту, то есть процент дохода от их использования. Рентой можно, например, назвать проценты по банковскому вкладу или арендную плату.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Все эти виды доходов в экономике относят к первичным, то есть их получают в результате прямого или косвенного участия в какой-либо деятельности в сфере производства. Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных, в основном, через систему налогообложения. К вторичным доходам можно отнести различные выплаты из бюджета или социальных фондов: стипендии, пенсии, пособия, компенсации.

Существуют доходы, которые трудно отнести к какому-либо из перечисленных видов. Например, выигрыш в лотерее, подарок или наследство. Но их трудно считать планируемыми или регулярными.

Доходы людей отличаются не только по их видам, но и по размерам. Для всех обществ, за исключением далёких времён первобытности, характерна имущественная дифференциация, то есть разделение на богатых и бедных. Там, где эта самая дифференциация особенно велика, выделяют ещё очень богатых и очень бедных.

Имущественное неравенство может иметь вполне понятные и естественные причины. Начнём с того, что люди рождаются неравными: с разными способностями, физическими возможностями, состоянием здоровья. Кроме того, на стартовые возможности людей влияет то, в какой семье они родились, к какой социальной группе относятся, что получили в наследство. В большой степени благосостояние человека, особенно в современном обществе, зависит от его собственных усилий, работоспособности, настойчивости, целеустремленности. И наконец, на имущественное положение могут влиять случайные факторы: стихийное бедствие может уничтожить имущество человека и унести его здоровье, кому-то повезёт выиграть джек-пот и так далее.

Уровень имущественной дифференциации

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 4

Для того чтобы определить, насколько велик уровень дифференциации в доходах, выделяют 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан страны. Считается нормальным, если разница в доходах не превышает 5-7 раз. Такой является ситуация в большинстве развитых европейских стран: Германии, Австрии, Франции. В современной России этот показатель более тревожный. В 2012 г. доходы наиболее богатой части россиян превосходили доходы самой бедной части, по официальным данным, в 16 раз. Есть страны, где ситуация гораздо хуже. Например, в Бразилии разрыв в уровне доходов – 39 раз.

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 5

Большая имущественная дифференциация угрожает стабильности общества. Огромную поляризацию доходов трудно представить как справедливую. Такая ситуация может подтолкнуть беднейшие слои населения к бунту, революции или поддержке тех политических сил, которые обещают полный слом старой общественной системы. Создатель коммунистической идеологии Карл Маркс призывал рабочих к революции лозунгом: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир!». Когда человеку нечего терять, его поведение становится непредсказуемым.

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 6

Для смягчения имущественной дифференциации используется политика перераспределения доходов. Вы, вероятно, слышали о Робине Гуде, герое английских средневековых легенд. Он грабил богатых и помогал бедным. В современном обществе в роли Робина Гуда часто, причём на вполне законных основаниях, выступает государство.

В основном, перераспределение доходов происходит через государственные налоги. Вы уже говорили на одном из предыдущих уроков, что в некоторых странах применяется прогрессивная система налогообложения. То есть, с высоких доходов взимается налог по более высокой процентной ставке, чем с низких. Так, во Франции ставка подоходного налога в 2013 г. составляла от 5,5 до 45 %. Если доход семьи был выше 1 миллиона евро, то ставка налога увеличивалась до 75%.

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 7

Разные люди по-разному относятся к такой системе налогообложения. С одной стороны, кажется справедливым, что богатые платят больше. Но с другой стороны, большие налоги могут сделать бессмысленным стремление увеличивать свои доходы, что отразиться на состоянии экономики. Капиталы и имущество могут начать «убегать» из страны, где существует такая система.

Но и при пропорциональной системе налогообложения богатые платят больше. Одинакова ставка налога – в России она составляет 13%, но конкретная сумма зависит от величины дохода. 13% от 100 тысяч в 10 раз больше, чем 13% от 10 тысяч. Часть средств, поступивших в государственный бюджет через налоговую систему, а также из других источников, используется для осуществления различных социальных проектов для защиты и поддержки малоимущих слоёв населения.

Кто же считается малоимущим? Ведь представления о бедности и богатстве у разных людей могут очень сильно отличаться. В большинстве государств существует два экономических показателя для определения уровня благосостояния: потребительская корзина и прожиточный минимум.

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 8

Потребительская корзина – это сбалансированный набор товаров и услуг, с помощью которых можно удовлетворить важнейшие жизненные потребности человека. В потребительской корзине граждан России, составленной на 2013 – 2018 годы, 50% составляют продукты питания. В неё также входят одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства, а также коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия. В более развитых странах потребительская корзина «весит» гораздо больше, чем в слаборазвитых, да и набор товаров и услуг может быть намного шире. От состава потребительской корзины зависит бюджет прожиточного минимума. Он пересчитывается каждый год и зависит от установившихся цен на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину.

Если доходы на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, то её относят к бедным. Это значит, что такая семья может рассчитывать на социальную поддержку. К социально незащищённым группам населения относят также пенсионеров, инвалидов, многодетные и неполные семьи, беженцев, беспризорных.

Социальная политика государства

Социальная политика государства включает в себя несколько направлений деятельности. Есть старая притча о том, что голодным можно раздать рыбу, и они насытятся, но на следующий день снова могут голодать. А можно дать им удочку и научить их ловить рыбу. И тогда они сами смогут кормить себя.

Социальная политика государства

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 9

Государство даёт нуждающимся и то, и другое. Одни социальные программы нацелены на повышение доходов малообеспеченных, социально незащищённых граждан. Они предусматривают выплату пенсий, стипендий, пособий, предоставление льгот, например, на приобретение товаров и услуг.

Другие программы имеют целью ликвидацию причин бедности. Государство, например, проводит политику поддержки предприятий, создающих рабочие места для молодёжи или людей с ограниченными возможностями, предлагает бесплатно обучиться востребованной на рынке труда профессии, оказывает поддержку малому бизнесу. Кроме того, государство регулирует заработную плату, устанавливая её минимальный размер. Это гарантирует любому работающему человеку возможность удовлетворить свои важнейшие потребности.

Оба этих направления социальной политики одинаково важны. Люди, которые могут сами себя обеспечивать, должны получить такую возможность, а не становиться иждивенцами, надеясь лишь на помощь из бюджета. Но в любой стране всегда есть нетрудоспособные граждане. Общество должно протянуть им руку помощи. Именно в этом и заключается социальная справедливость.

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 10

«Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

http://videouroki.net/video/22-raspriedielieniie-dokhodov.html

Социальные права

1) Перечислите социальные(социально-экономические) права человека

Право на труд, право на отдых, право на материнство, а также детство, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на социальное обеспечение.

2) В статье 7 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация — социальное государство. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального государства

Ответы:
1) охрана труда и здоровья граждан
4) обеспечение государственной поддержки семьи
6) установление государственных пенсий, пособий

3) В ходе соц. опроса 2008 г. россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Какие из перечисленных проблем нашего общества тревожат вас больше всего?» Данные опроса приводятся в таблице.

Экономические меры социальной поддержки населения план текста - картинка 11

1 — Сгруппируйте проблемы по нескольких блокам

Название блокаНомера проблем
Экономические проблемы1; 3; 5; 10
Социальные проблемы2; 4; 6; 8; 15
Экологические проблемы9
Политические11; 13; 16
Безопасность населения7; 12; 14

2 — Какие проблемы опрошенные россияне считают наиболее острыми?
В первую очередь, это экономические проблемы, связанные с ростом цен на продукты питания, оплата счетов за жилье, а вторая проблема, это социальная — пока большая часть населения беднеют, а другие(верхушка) богатеют.

3 — Какие из перечисленных респондентами проблем не потеряли свою важность в наши дни?
Это инфляция(рост цен), бедность населения, ухудшение состояния окружающей среды, кризис в экономике, рост числа уголовных преступлений. И с года в год цены растут, преступность никуда не делась.

4) Заполните схему

Жилищный фонд РФ:
1) Частный: приватизация собственности
2) Государственный: Помещение в государственной собственности
3) Муниципальный: Городская библиотека, музей

5) Раскройте смысл понятия

Ипотекаэто залог недвижимого имущества для получения ссуды(кредита)

6) Используя текст учебника, проанализируйте следующие ситуации:

1 — Марина М. после окончания ПТУ 3 года проработала продавцом. В 55 лет обратилась в пенсионный фонд по месту жительства для получения пенсии но получила отказ.
Такое решение неправомерное, потому что социальные пенсии предоставляются независимо от трудового стажа.

2 — Студенту Аркадию 19 лет. Он серьезно пострадал в ДТП и стал инвалидом. Имеет ли он право на пенсионное обеспечение?
Да, имеет право. Социальная пенсия назначается инвалидам, которые не имеют трудового стажа и не были застрахованы в системе пенсионного страхования.

7) Для чего нужно медицинское страхование?

Медицинское страхование дает гарантии бесплатного оказания медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования. Целью мед. страхования является получение человеком гарантированной мед. помощи при возникновении случаев, предусмотренных данным видом защиты личности.

http://5urokov.ru/gdz/obshestvo_9/21_socialnie_prava

Тест по обществознанию Распределение доходов 8 класс

Тест по обществознанию Распределение доходов для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Цена за труд, измеряемая, как правило, в единицу време­ни -неделю или месяц, называется

1) доходом
2) сбережением
3) налоговым вычетом
4) заработной платой

2. Все виды хозяйственной деятельности людей для удовле­творения своих потребностей и обеспечения материальных условий жизни называются

1) материальным производством
2) экономической деятельностью
3) духовным производством
4) творческой деятельностью

3. Расходы населения на товары и услуги называются

1) потреблением
2) производством
3) налогообложением
4) прожиточным минимумом

4. Соперничество между продавцами и покупателями за пра­во наилучшего применения имеющихся у них экономиче­ских ресурсов называется

1) кооперацией
2) конкуренцией
3) корпорацией
4) монополией

5. Предприятия (фирмы) в структуре экономики выполняют функции

1) производства
2) распределения
3) обмена
4) потребления

6. Определённая сумма денег, которую каждому производи­телю товара, получателю дохода, владельцу имущества необходимо уплатить государству, называется

1) спросом
2) бюджетом
3) налогом
4) дефицитом

7. Стоимость минимума средств, необходимых для поддер­жания жизнедеятельности человека, называется

1) доходом
2) сбережением
3) прожиточным минимумом
4) потребительской корзиной

8. Перечень необходимых продуктов питания и непродоволь­ственных товаров и услуг называется

1) ассортиментом
2) номенклатурой товаров и услуг
3) прожиточным минимумом
4) потребительской корзиной

9. Верны ли следующие суждения о причинах неравенства в распределении доходов?

А. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах.
Б. Одной из причин неравенства в распределении доходов являются различия в уровне образования и профессио­нальной подготовки работников.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о причинах неравенства в распределении доходов?

А. Всё более значимым фактором дифференциации дохо­дов становится уровень образования и профессиональ­ной подготовки.
Б. Степень неравенства в распределении доходов гораздо выше в бедных странах, нежели в богатых.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Учёные считают, что распределение совокупного дохода в развитых странах характеризуется тенденцией к его более равномерному распределению. (2) За 1970-1997 гг. в среднем для всех развитых стран была харак­терна тенденция снижения доли богатейших 10% насе­ления, снижения разрыва в доходах примерно в 1,5 раза. (3) Считается, что в большинстве стран Запада практически одинакова степень уменьшения данного разрыва. (4) При этом наибольший разрыв в доходах в 1997 году оставался в США — в 19 раз, наименьший — в Западной Европе (7,9) и Японии (7,1).

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «доходы граждан».
Заработная плата, пенсия, полученное наследство, по­доходный налог, единовременное пособие по рождению ре­бёнка.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Как определяется бедность? В этих целях определяет­ся прожиточный минимум, согласно которому устанавли­вается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание __________(1) человека. Границей бедности признаётся стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на __________(2), позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность. Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень __________(3) на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных __________(4) людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уров­ня, относятся к категории бедных. На прожиточный ми­нимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер __________(5), пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной __________(6) имеет «адресная помощь» государства наиболее нуждающимся людям — со­циально незащищённым слоям населения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) оплата труда
Б) потребность
В) доход
Г) потребление
Д) жизнедеятельность
Е) политика
Ж) экономика

1. Прочитайте отрывок из романа Джека Лондона «Мартин Иден» и выполните задания.

1) Используя свои знания из курса обществознания, напи­шите определение понятия «неравенство доходов» и со­ставьте с ним не менее двух предложений, раскрывающих его смысл.

2) В романе «Мартин Иден» американского писателя начала ХХ века Джека Лондона главный герой — моряк Мартин Иден, родившийся в многодетной рабочей семье, влюбля­ется в дочь состоятельного капиталиста Руфь. Основным препятствием для их брака служит неравенство доходов, тем более что Мартин имеет возможность заработать лишь изредка, когда уходит в плавание. Несмотря на это, он не оставляет надежды прославиться литературным трудом, и в итоге, через несколько лет упорной работы, получает возможность печататься в буржуазных журналах. Приве­дите не менее двух примеров из литературы, кинемато­графа и общественной жизни, когда неравенство доходов зависело не от личных качеств людей, а от социального положения, полученного ими при рождении.

2. Назовите не менее четырёх экономических мер социаль­ной поддержки населения с низкими доходами в РФ.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Богатство служит умному и управляет глупцом» (Э. Воэсси).

2. «Излишние богатства — это священное бремя, которое накладывает на своего обладателя долг распорядиться им в течение своей жизни так, чтобы эти богатства по­шли на пользу обществу» (Э. Карнеги).

3. «Богачи из людей, которые добывают деньги, чтобы жить, превращаются в людей, которые живут, чтобы сте­речь деньги, которых им некуда девать» (В. Ключевский).

Ответы на тест обществознанию Распределение доходов
Часть 1
1-4, 2-2, 3-1, 4-2, 5-1, 6-3, 7-3, 8-4, 9-3, 10-3
Часть 2
1. БАБА
2. подоходный налог
3. бедности
4. ДГВБАЕ

http://testschool.ru/2017/11/27/test-po-obshhestvoznaniyu-raspredelenie-dohodov-8-klass/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях