WordPress

Формы социальной поддержки и защиты населения

Формы социальной поддержки и защиты населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Формы социальной поддержки и защиты населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Формы социальной защиты

Методологическим основанием системы социальной защиты является социальный риск. К социальному риску относится ситуация, вследствие которой утрачивается материальное обеспечение гражданина, теряются источники дохода или радикально сокращается его объем по объективным, социально значимым причинам (увольнение в результате обвального кризиса, болезнь или травма, исключающая возможность исполнять служебные обязанности, и т.п.) или возникшая в связи с необходимостью существенных расходов на оплату жизненно значимых товаров и услуг (лечение, обучение, оплату жилья, переезд и т.п.), отсутствием средств существования.

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг гражданам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный, профилактический характер. К основным формам социальной защиты относятся следующие.

http://studref.com/427415/sotsiologiya/formy_sotsialnoy_zaschity

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Виды социальной защиты

Пенсионное обеспечение (Пенсия)

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

Меры социальной поддержки

Добровольное социальное страхование

Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Основные принципы социальной защиты:

Объектом социальной работы

являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы

– те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью

Страны – скандинавские государства. Характеризуется предоставлением стандартных денежных и натуральных пособий или определенного набора услуг, уравнительным подходом к социальной помощи. Цель – перераспределение доходов.

Скандинавская социальная модель развитияВ последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все больше и больше высвечивается феномен скандинавской социальной модели развития, которая не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко.

Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения. В порядке возрастания степени неравенства между различными социальными группами исследованные страны (13 наиболее развитых стран мира) располагаются следующим образом: Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, Норвегия, Япония, Бельгия, Германия, Канада, Франция, Австралия, США, Италия.

Три первых места (как наименее расколотые нации) занимают севе-роевропейцы (Дания, Швеция, Финляндия), что позволяет считать этот регион одним из самых благополучных мест в мире, хотя в абсолютных цифрах экономического роста они уступают сейчас большинству западноевропейских соседей. Принятая в оплате труда различных категорий работников западноевропейских и других стран разница социально неприемлема для скандинавских стран. Заработная плата итальянского менеджера высокого ранга может быть вдвое выше, чем у его коллеги в Финляндии. Зато жизненный уровень низкооплачиваемых работников и безработных в Италии значительно уст Интересные данные приводит газета «Труд» (13 января 1999 г.), которая опубликовала статистические данные международной консалтинговой фирмы «Тауэрз Перрин»: в Японии, Германии, Швейцарии руководители компаний получают в среднем заработную плату в 10-15 раз больше других сотрудников, в Канаде, Бельгии, Голландии, Испании, Франции — в 13-15 раз, в Великобритании, Австралии — в 18-19 раз, в США -в 24 раза. В России и в Украине такой статистики нет. Но ставшие известными факты (из публикаций и других источников) директорских доходов дают совсем иные соотношения: в 230 раз, 400.

На социальный мир североевропейцев работает скандинавская система, которая сочетает прогрессивное налогообложение с системой социальной помощи и гарантий. Налоговый пресс в этих странах самый «деньго-выжимающий» в мире. Скандинавцы его терпят потому, что перераспределение средств, поступающих в казну государства от законопослушных жителей, ощущает каждая семья. Например, если среднестатистические

фирмы с ежемесячным доходом 10 тыс.марок (несколько меньше 2 тысдолл.) отдают налоговому ведомству примерно 30% своего заработка (около 600 долл.), то те, кто получает 20 тыс.марок и больше, отдают налоговому ведомству 45-70% своих доходов.

В Швеции самые низкооплачиваемые рабочие получают 30-35 тыс.крон в год, самые высокооплачиваемые (строители, рабочие, занятые в непрерывном производстве) — до 180 тыс.крон. И налоги отчисляются по такой шкале, что соотношение доходов после их уплаты между любыми категориями населения не превышает 1-г2. Ни в одной стране мира нет столь малой дифференциации.

В Финляндии государство на полученные за счет высоких налогов с высокооплачиваемых работников средства обеспечивает качественное бесплатное среднее образование и основные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными поликли

никами, а также специализированными государственными медицинскими учреждениями, давать родителям небольшую, но значимую для семейного бюджета доплату на каждого ребенка до 18 лет и всем без исключения пожилым людям выплачивать базисную, не имеющую никакой зависимости от выслуги лет (можно не иметь ни одного дня рабочего стажа) так называемую «народную пенсию». А пенсию, которая напрямую обусловлена уровнем прежнего заработка и взносов, люди получают из различных по условиям накопления пенсионных фондов.

Существующая в скандинавских странах социальная модель, держащаяся на налоговых изъятиях с каждого вида доходов, будь то пенсия или помощь безработным, многодетным, дает возможность помочь самим обездоленным, в первую очередь, потерявшим работу, а их к примеру, только в Финляндии, пережившей затяжной экономический кризис, довольно много — свыше 10% трудоспособного населения. Суммарно прямые денежные выплаты и косвенная помощь безработным в виде покрытия счетов за квартиру, электроэнергию и пользование телефоном, другие мелкие льготы выражаются цифрой, составляющей от 60 до 80% от утерянного по причине увольнения заработка.

Когда в 1992-1993 годах безработица в Финляндии подскочила до 25% и каждые трое работающих кормили одного неработающего, система доказала свою жизнеспособность — выдержала удар, не позволила сотням тысяч семей опуститься до нищеты.

Рассматривая организацию оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой необходимо обратить особое внимание на опыт этих стран в области сочетания материального поощрения с различными системами социальных выплат, осуществляемых на уровне компаний и фирм.

Для осуществления этих выплат они формируют специальные социальные фонды или фонды социального потребления. Необходимость создания данных фондов очевидна: при помощи выплат из этих фондов происходит улучшение жизни совокупного работника, продлевается работоспособ-66

ность рабочей силы средней и высокой квалификации, совершенствуется профессионально-квалификационная и отраслевая структура рабочей силы, снижается текучесть кадров. Кроме того, улучшается материальное положение работников. Предоставляя им более широкие возможности квалификационного роста, повышая их заинтересованность в закреплении на определенных предприятиях, социальные фонды активно воздействуют на воспроизводство новой квалифицированной рабочей силы, а также на ее распределение и перераспределение. Социальные фонды образуются за счет взносов предпринимателей (примерно 50% от суммы выплаченной работникам, заработной платы), а также взносов работников (16% заработной платы) [13].

В структуре социальных фондов компаний и фирм выделяются следующие группы выплат и льгот:

1. Нерегулярные выплаты: премии, выплачиваемые по результатам работы за год, полгода, квартал, «тринадцатая зарплата», дополнительно «четырнадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии.

2. Выплаты по социальному обеспечению: по болезни, материнству, инвалидности, на случай смерти, по старости, в связи с потерей кормильца, семейные пособия и надбавки, на случай производственного травматизма, оплата услуг зубных врачей, частных медсестер, бесплатные услуги для отдыха и развлечений.

3. Добровольное социальное страхование: дополнительная пенсия, выплаты в кассы взаимопомощи, в страховые компании.

4. Оплата неотработанного времени: оплаченное время обеденных перерывов, перерывов для отдыха, оплата очередных отпусков и праздничных дней, отпусков по личным обстоятельствам.

5. Выплата пособий по частичной безработице (долевое участие в оплате которых наряду с государством принимают

компании и фирмы).

6. Натуральные выплаты: оплата жилища, оплата угля, электричества, газа, питания, одежды, продажа работникам предприятия по сниженной стоимости производимой им продукции.

7. Транспортные надбавки: оплата 50% транспортных расходов на проезд к месту работы; различные договорные надбавки и премии.

8. Расходы на непрерывную профессиональную подготовку.

Обобщая результаты изучения опыта, ведущие капиталистические страны с развитой рыночной экономикой можно разбить по принципу применения моделей оплаты труда на следующие три группы: США, Япония и страны Западной Европы. «Американская» и «японская» модели имеют специфические отличия. В «западноевропейской» модели оплаты труда (а также в странах с переходной экономикой) встречаются элементы как «американской», так и «японской» модели типа тарифа и надтарифных условий оплаты труда. В основе тарифной части модели в США и в Западной Европе лежит аналитическая оценка, при которой каждая работа оценивается по ряду факторов: сложность, ответственность и т.д.

http://poisk-ru.ru/s5258t10.html

Формы социальной поддержки и защиты населения

Формы социальной поддержки и защиты населения - картинка 3

Формы социальной защиты населения.

Существуют формы защищенности необходимые для поддержки и обеспечения минимальными благами населения.

Формы социальной защиты населения.

— минимальная заработная плата — нижний порог прожиточного минимума;

Прожиточный минимум — минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

— пособия по безработице, пособия на детей;

— компенсация потерь от инфляции (индексация доходов населения в условиях инфляции);

— компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске в связи с временным прекращение работы предприятия,

-социальное и медицинское страхование,

Виды социального обеспечения

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах:

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материаль­ная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, техни­ческие приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престаре­лых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

— пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

http://studopedia.ru/21_40709_glava—formi-i-vidi-sotsialnoy-zashchiti-naseleniya.html

Педразвитие

Автор: Стогний Венера Ахвальевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения города Лабытнанги»
Населённый пункт: город Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: статья
Тема: «Виды и формы социальной защиты населения»
Дата публикации: 04.04.2017
Раздел: дополнительное образование

Виды и формы социальной защиты населения

обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему

льгот для особо нуждающихся категорий населения.

престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система

социального обслуживания включает использование различных форм работы

с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные

социальную помощь на дому.

обеспечения минимальными благами населения.

минимальная заработная плата — нижний порог прожиточного

пособия по безработице, пособия на детей;

компенсация потерь от инфляции (индексация доходов населения

в условиях инфляции);

вынужденном отпуске в связи с временным прекращение работы

социальное и медицинское страхование.

социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах:

денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная

технические приспособления для инвалидов);

обслуживание на дому и т.д.);

компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением,

амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и

инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение

отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан

из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов

в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью

остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят

обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Социальное страхование — это основной институт социальной защиты,

Минимальные уровни социальных гарантий определяются в мировой

социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю

зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени

утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами.

населения, а социальные пособия представляют единую систему денежных

выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ.

обществами этой страны начиная с XVII в. были первоначально отработаны и

используются и в настоящее время. Толчком к развитию личного страхования

в Англии стал сильный пожар в Лондоне в 1666 г., унесший жизни более 70

тыс. человек. Именно после этой национальной трагедии в стране возникли

многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, было введено

государственное страхование жизни через учреждения почты.

В целом история становления и развития социального страхования

цивилизацией. Повышение уровня рисков утраты заработной платы наемным

персоналом и социальной незащищенности в условиях жизни в городе, где

отсутствовала поддержка большой семьи, явились главными экономическими

предпосылками создания системы социальной защиты.

оплаты труда стали использовать для двух целей: часть — для удовлетворения

(связанные с болезнями, несчастными случаями, старостью и т.п.).

Резервируемая (страхуемая) часть оплаты труда определяется исходя из

зависит от величины заработной платы работника, продолжительности его

трудовой деятельности, т.е. определяется с учетом трудового вклада. При

а) формирование средств самих работников на основе объединения

общих возможностей, когда используется механизм разделения социальных

рисков, наступающих для части работников;

б) выплаты осуществляются лишь в случаях потери трудоспособности,

в) перераспределение во времени, т.е. от времени работы к моменту

прекращения работы, а также между работниками (от здоровых — к больным и

нетрудоспособным; доживающим и не доживающим до выхода на пенсию).

Источниками финансирования страховой части являются как средства

сопровожда ло сь

с о о т в е т с т ву ю щ и м

корпоративными системами — состоит в том, что, во-первых, сами работники

н а ко п л е н и й

(стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности

выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их

Социальный риск и другие категории социального страхования. Под

необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным

причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов

общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве

болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может участвовать в

производственном процессе, для отдельного индивида явление случайное, а

для экономики в целом — массовое и постоянное.

обществе они прогнозируются как с точки зрения их численности (инвалиды,

больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так и с точки зрения стоимостных

затрат. Так как социальные риски носят объективный характер, механизм

социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них

обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при

этом финансовую нагрузку солидарно несут основные социальные субъекты:

работники и работодатели. Доля финансового участия для тех и других может

быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-

Социальные риски существуют в каждом обществе, в каждой стране.

Однако в условиях социализма они не признавались, а страховыми

пожары, землетрясения, наводнения и т.п. Вместе с тем социалистическое

социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за социальные

риски. С развитием частного сектора экономики, формированием рыночных

http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=1040

Формы социальной поддержки и защиты населения

Библиографическая ссылка на статью:
Сабанов З.М. Основные направления, формы и виды экономической деятельности в сфере социальной защиты населения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81550 (дата обращения: 02.02.2020).

В современном обществе в новых социально-экономических условиях происходит формирование системы социальной защиты населения как особого института, который работает на устранение условий, приводящих к социальной незащищенности граждан. Социальная защита – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Одним из основных нормативно-правовым документом, определяющим деятельность социальных служб, по социальной защите, в том числе инвалидов, является Федеральный закон от 01.01. 2015г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ». В нем закреплены основные правовые нормы, регулирующие управление, ресурсное обеспечение, а также предпринимательскую деятельность в сфере социального обслуживания. Установлены нормы и правила для бесплатного и платного социального обслуживания в государственной системе социальных служб.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную информацию о порядке, потенциалах, видах, формах и условиях социального обслуживания. Основными видами социального обслуживания считаются:

1. Материальная помощь, которая предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде средств санитарии, финансовых поступлений, необходимых продуктов питания, одежды, обуви, гигиены, ухода за детьми, различных предметов первой необходимости, топлива, технических средств реабилитации и ухода, специальных транспортных средств, медикаментов.

2. Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется через предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в стабильном или временном нестационарном социальном обеспечении.

3. Социальное обслуживание в условиях стационарного учреждения, оказывающего социальные услуги гражданам, частично или целиком утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в особых условиях жизнедеятельности, в постоянном постороннем уходе соответственно их состоянию здоровья и возрасту.

4. Предоставление гражданам в специализированных учреждениях социального обслуживания временного приюта. Данный вид социального обслуживания осуществляется для безнадзорных несовершеннолетних; детей-сирот; граждан, потерпевших от психического и физического насилия; детей, оставшихся без полного или частичного попечения родителей; детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях; граждан без определенного места жительства и определенных профессиональных занятий; потерпевших от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного социального приюта.

5. Организация стационарного пребывания в учреждениях социального обслуживания для сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению граждан пожилого возраста и инвалидов, а также других нуждающихся лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в трудных жизненных условиях. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.

6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обслуживания жизнедеятельности, психолого-педагогической поддержки, социально-правового обслуживания.

7. Реабилитационные услуги в социальной, профессиональной, психологической областях оказываются гражданам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним гражданам девиантного поведения, другим, нуждающимся в них лицам [1].

Таким образом, деятельность НКО, направленная на помощь клиентам социальных служб, и организующая общественное участие в решении их проблем, является еще и общественно полезной в самом широком смысле. Благодаря ей люди, нуждающиеся в помощи, не только получают ее как пассивные иждивенцы, но и сами оказывают услуги обществу и государству, реабилитируя себя как активных и социально эффективных граждан. Благодаря общественному участию не только выявляются и решаются проблемы, но усиливаются сами НКО – субъекты выражения мнения пациентов, помощи пациентам, реабилитации пациентов, субъекты общественного участия.

Одновременно можно выделить две стратегии действий НКО:

  1. Выделяется дефицитный участок оказания социальной помощи и предлагается какая-то тема.
  2. Определяется узкоспецифичная группа людей и потребности в помощи именно этой группы.

Так, например объективная невозможность охватить все стороны жизни инвалида системой государственной поддержки, недостаточность средств в государственной системе здравоохранения и социальной помощи, невозможность для государственных служб на нынешнем их уровне развития охватить все слои пациентов гибкой системой индивидуальных программ реабилитации, а также наличие значительного внешнего для государственной системы реабилитационного ресурса – возможностей самого пациента, его близких, добровольческих общественных структур, говорят в пользу необходимости создания общественно- государственной системы реабилитации. Такой, в которой в реабилитационном процессе в полной мере будут использованы разнообразные материальные и нематериальные ресурсы пациента, его семейного и референтного окружения, специалистов общественников, пациентского сообщества, широкого волонтерского движения и общества вообще. Катализаторами создания, организаторами, координаторами и даже методистами общественного сегмента реабилитации могут стать общественные организации – устойчивые структуры, действующие в соответствии с общественным запросом, глубоко погруженные в тематику проблем и запросов конкретных социальных групп, высоко мотивированные на помощь [2].

Основными направлениями партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных НКО, по обоюдному соглашению экспертов НКО и представителей различных ветвей государственной власти, могут быть следующие:

В социально-экономической сфере: привлечение негосударственных НКО к разработке и выполнению программ социально-экономического развития; поддержка негосударственных НКО, содействующих развитию отечественного производства; создание условий для реализации предпринимательских инициатив негосударственных НКО в целях обеспечения их уставной деятельности; совершенствование механизмов участия негосударственных НКО в реализации социальной политики; установление и развитие партнерства между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и работниками, взаимодействие с профсоюзами и другими общественно-профессиональными структурами; развитие благотворительности и мобилизация финансовых и материальных средств для социальной поддержки нуждающихся.

«Интерес органов власти к НКО, отмечают некоторые ученые, обеспечивается конструктивной позицией НКО, концептуальной завершенностью их предложений, готовностью НКО исполнять условия проекта. НКО должны обязательно сотрудничать с ветвями власти и помогать им в проведении социальной политики на благо реабилитируемым людям. Целью партнерства органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных НКО являются совместные согласованные и скоординированные действия, способствующие социально-экономическому развитию» [3].

Среди основных задач данного партнерства можно выделить: повышение уровня и качества жизни граждан; развитие демократических институтов и усиление процесса демократизации общества; укрепление доверия граждан к органам власти и сохранение социальной стабильности в регионе; активное участие общественных некоммерческих организаций в разработке и воплощение в жизнь политики администраций регионов; формирование готовности к дружественным межнациональным отношениям, укрепление национально-культурных прогрессивных традиций и т.д.

Таким образом, смыслом существования некоммерческой организации является общественное участие – в общественной жизни, государственном (и муниципальном) управлении, профессиональных и досуговых сферах. НКО с одной стороны удовлетворяют запрос общественности на самоорганизацию, те или иные виды деятельности и услуг, взаимной помощи, с другой – являются связующим звеном между обществом и государством, обществом и различными секторными структурами – бизнеса, профессиональных сфер и тд., проводником информации, делегатом общественности в органах власти и в социальных структурах. А с третьей стороны НКО являются катализаторами и организаторами процессов и структур, создаваемых в интересах целевых групп. Они привлекают внимание, ставят задачи, вовлекают социальных партнеров и их ресурсы. Работа НКО гибко оптимизирует социальную организацию общества, гуманизируя управление и перераспределяя ресурсы общества и государственной системы в соответствии с запросами локальных групп, нуждающихся в поддержке или готовых оказывать таковую. То есть НКО содействуют созданию социального капитала и способствуют наиболее оперативному и эффективному его вложению[4, с. 59].

Основным нормативно-правовым документом регулирующим адресную социальную помощь инвалидам, одиноко проживающим гражданам доходы которых ниже величины прожиточного минимума является закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В данном Законе впервые даны правовые определения таких понятий, как «государственная социальная помощь», «социальное пособие», «субсидия», «компенсация» (ст. 1).

Согласно статье 5 данного Закона, государственная социальная помощь оказывается на уровне местного, регионального и федерального бюджета, а также может быть предоставлена в единовременном порядке или на длительный срок (более трех месяцев). Вопросы установления продолжительности оказания социальной помощи нуждающейся семье решают органы МС, исходя из определенных обстоятельств, являющихся причиной бедности. Вследствие этого именно на местах представители социальной защиты обязаны установить правомерность обращения нуждающихся граждан за государственной социальной поддержкой и степень их нуждаемости.

При недостаточности финансовых средств пособие в первоочередном порядке назначается и выплачивается семьям, имеющим значительный дефицит семейного дохода по отношению к прожиточному минимуму. Регионы имеют право самостоятельно определять величину государственной социальной помощи в зависимости от потенциальных возможностей бюджета и финансового положения нуждающихся граждан [5, с. 19]. В соответствии со статей 12 Закона государственная социальная помощь может осуществляться как в финансовой форме, так и в естественном материальном виде. При этом Закон предусматривает снабжение органов местного самоуправления соответствующими бюджетными средствами для реализации передаваемых им расходных полномочий.

В части 2 статьи 12 Закона уточняется, что оказание государственной социальной помощи проводится органами местного самоуправления (МС), в рамках передаваемых им органами государственной власти для этих целей полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их реализации. Такая разъясняющая поправка сделана исходя из того, что органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти. Это, как правило, определяет специфику денежных обязательств местных органов власти по оказанию государственной социальной помощи нуждающимся гражданам.

Финансовые взаимоотношения между органами государственной власти и органами (МС), при наличии у органов МС определенных государственных полномочий, установлены Федеральным законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он является основой законодательства (ст. 2) о государственной социальной помощи социально незащищенным гражданам. В части 2 ст. 4 данного закона предусмотрено, что при наделении органов МС определенными государственными полномочиями и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются финансовые и материальные ресурсы, необходимые для более эффективной реализации этих полномочий. Указанная норма гарантирует право, предоставленное Конституцией Российской Федерации (ст. 132, ч. 2), в соответствии с которым: «Органы местного самоуправления законом могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их реализации финансовых и материальных средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» [2]. Порядок предоставления социальной поддержки определен статей 125, а определения прожиточного минимума – статья 94 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

Таким образом, в настоящее время система социальной защиты населения располагает определенной нормативно-правовой базой, позволяющей эффективно осуществлять свою экономическую деятельность. Вместе с тем существующие законы в недостаточной степени нацелены на введение альтернативных источников финансировании. Это касается, например таких структурных подразделений, как некоммерческие общественные организации. Основное направление осталось прежним: государственная поддержка и помощь. Система общественного участия в социальной поддержке раскрывает возможности общественности включаться в процесс социальной помощи – как контрольными функциями, так и прямыми финансово-экономическими полномочиями.

http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81550

Формы социальной поддержки и защиты населения

Социальная защита — в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное… … Экономический словарь

Социальная Защита — См. Защита социальная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Социальная защита — форма семейной политики государства, когда используются оградительные меры от отрицательного влияния среды, организаций, отдельных людей, событий, явлений. Социальная защита осуществляется как по отношению к отдельному человеку, так и по… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

социальная защита — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита,… … Словарь экономических терминов

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — – защита, предоставляемая в соответствии с законом, государством своим гражданам против ситуаций риска в нормальной (оптимальной) жизни, таких, как болезнь, безработица, смерть кормильца, старость, инвалидность … Терминологический ювенологический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — система государственных и общественных мер, направленных на охрану прав личности, ее общественных и экономических интересов … Профессиональное образование. Словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — – система мер и соответствующих институтов, предназначенных для защиты различных слоев населения от экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или сокращением дохода, производственной травмой или профессиональным… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Социальная защита — – средства, благодаря которым общество обеспечивает безопасность его членам, например обеспечивая равные права на образование или не позволяя преступнику совершать дальнейшие преступления … Словарь-справочник по социальной работе

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации — в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов (далее социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации), система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и… … Официальная терминология

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/224938

1.3 Формы социальной поддержки и защиты населения

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1 дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2 бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или другим способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

1 нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2 органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, а также вследствие ядерных испытаний на и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальной услугой является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1 гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3 несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ.

http://soc.bobrodobro.ru/2564

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях