WordPress

Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения

Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

geolike.ru

Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения

Одной из важнейших задач государственного управления является обеспечение и соблюдение основных социальных прав граждан. Искусство управления государством состоит в поддержании логического баланса между властью и обществом, в умении адекватно реагировать на потребности граждан и обеспечивать защиту их интересов. Деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти государства оценивается именно с этих позиций и не должна противостоять обществу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [59, 253], а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная поддержка населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальную поддержку следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова — это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам. Определение узкого смысла социальной поддержки граждан потребует дополнительного анализа не только юридического, но и филологического аспекта данного явления.

В соответствии с п.4.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации закрепляется необходимость разработать и реализовать комплекс мер, направленных на социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями. Данный комплекс мер является одним из направлений социальной поддержки в указанном генеральном соглашении. Заметим, что соглашение не отражает, какие меры включает социальная поддержка. В силу этого можно высказать предположение о том, что социальная поддержка есть вид социальной защиты. Однако с целью более точного определения правовой природы социальной поддержки граждан необходимо ее подвергнуть более тщательному анализу. Реализация социальной поддержки граждан в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный Закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки.

Система социальной поддержки включала в себя несколько самостоятельных систем. Во-первых, систему предоставления натуральной помощи (товаропроводящая сеть, благотворительные столовые и т.п.). Во-вторых, систему территориальных служб срочной социальной помощи, созданных на базе отделений социальной помощи, на дому и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров. В-третьих, помещения для создания благотворительных столовых, специализированных магазинов, домов временного проживания, служб срочной социальной помощи и других учреждений социальной поддержки населения (помещения выделялись в первоочередном порядке на льготных условиях общественным организациям и частным лицам при проведении приватизации муниципальной собственности). В-четвертых, система обеспечения продовольственными ресурсами предприятий общественного питания на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях. Отсюда следует, что первоначально социальная поддержка включала в себя не только денежные и натуральные виды помощи, но и такие аспекты, как предоставление помещений для учреждений социальной поддержки.

Основными принципами социальной поддержки населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. [58,29] Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной поддержки населения сводятся к следующим:

— избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

— оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

— содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. [55, 316]

Таким образом, одним из элементов социальной поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной поддержки осуществляется в следующих видах:

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). [60, 25]

Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). [74, 3]

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. [54, 114]

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

— социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

— социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— медицинское страхование. [54, 34]

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы.

Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной поддержки населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной поддержки населения — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне:

— организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

— реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

— социальная помощь семье и детям;

— подготовка законодательства по социальной защите населения;

— внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

— разработка положений по основам социальной политики;

— анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

— подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

— разработка социальных нормативов и т.д.. [55, 317]

Функции органов социальной поддержки населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

— обеспечение и решение производственно-экономических задач;

— плановую и финансово-экономическую деятельность;

— создание различных фондов социальной помощи;

— решение экономических проблем и др.. [55, 317]

Функции трудового коллектива:

— воспитательная. [55, 317]

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

— социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

— социальная реабилитация инвалидов;

— правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.. [59, 255]

В целом назначение системы социальной поддержки проявляется в ее общих функциях:

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. [54, 17]

Социальная поддержка населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В сущности, социальная поддержка граждан означает их обеспечение в результате каких-либо преимуществ этих граждан государства перед другими гражданами по определенным основаниям. В тоже время обеспечение может происходить либо самостоятельно гражданином, либо при помощи других лиц.

Таким образом, правовая природа социальной поддержки граждан заключается в соблюдении принципа солидарности граждан и поколений и основана на перераспределении части средств имущих в пользу малоимущих или неимущих слоев населения.

http://geolike.ru/page/gl_7213.htm

Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения

Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения - картинка 2

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

-поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

-адресного использования бюджетных средств.

-усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

-создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

-снижения уровня социального неравенства;

-повышения доходов населения.

право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

В состав предоставляемого гражданам услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.[xii]

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.[xiii]

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия — Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

33.Здоровье как личностная и социальная ценность. Система охраны здоровья населения России.

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья

Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

Принципы государственной системы здравоохранения

Государственный характер — выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения

Бесплатность и общедоступность

Организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости

Контроль за соблюдением гигиенических норм и правил

Санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни

Широкий охват населения динамическим наблюдением

Единство науки и практики, лечения и профилактики

Преемственность в оказании медицинской помощи

Охрана здоровья граждан в России — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.[1]

Вагон медицинского поезда «Терапевт Матвей Мудров» в Хабаровске

Число больничных учреждений в конце 2007 года составляло около 6,8 тыс., больничных коек — 1522 тыс. (107,2 на 10 000 человек населения).[2] Доля частных клиник в России не превышает 5-10 % от их общего количества.[3] В России 707 тыс. врачей различных специальностей (на конец 2007 года).[4] Средняя оплата труда врачей, среднего и младшего медперсонала в России ниже, чем в развитых странах.[источник не указан 847 дней] Доля ошибочных и заведомо ложных диагнозов остаётся высокой.[источник не указан 847 дней]

Средняя длительность лечения больного в стационаре в 2000 году — 15,4 суток, в 2004 году — 14.[источник не указан 847 дней]

Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году составляли 3,9 % ВВП (из них 3,2 % ВВП — государственные расходы, 0,7 % ВВП — частные), 2007 году — 4,4 % ВВП.[5][6]

Общие расходы на здравоохранение (в абсолютных цифрах) в 2007 году составили 493 долл. на человека [7]. Эта цифра включает государственные расходы на медицину, медицинские услуги оплачиваемые за счет пациента и услуги оплачиваемые через систему медицинского страхования (обязательное и добровольное медицинское страхование).

Первичная медико-санитарная помощь

Наиболее востребованный вид медицинской помощи — амбулаторно-поликлиническая помощь.

С 2009 года в системе первичной медико-санитарной помощи появился ещё один элемент — центры здоровья.[10]

фтизиатрическая служба (противотуберкулезные диспансеры, туберкулезные больницы и санатории)

дерматовенерологическая служба (кожно-венерологические диспансеры)

наркологическая служба (наркологические диспансеры)

психиатрическая служба (психоневрологичекие учреждения)

Родильные дома, родильные отделения муниципальных больниц.

Медицинская помощь детям

Медицинская помощь детям оказывается в детских поликлиниках и детских консультациях центральных районных и городских больницах.

Высокотехнологичная медицинская помощь – это медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами.

Это, в первую очередь, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности.

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утверждается приказом Минздрава России.

В ведении Минздрава России находятся большое количество различных санаториев, оказывающих санаторно-курортное лечение.

http://studopedia.ru/10_220909_gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomoshch-maloobespechennim-sloyam-naseleniya.html

Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения

Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения, как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.

Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.

Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

http://studwood.ru/635532/sotsiologiya/sotsialnaya_podderzhka_maloobespechennyh_sloev_naseleniya

Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследованния состоит в том, чтобы выявить причину и осветить проблему малообеспеченности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
— дать понятие малообеспеченности, выделить сущность;
— осветить малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения;
— рассмотреть структуру малообеспеченных слоев населения;
— охарактеризовать социальную защиту малообеспеченных слоёв населения;
— выделить, как осуществляется государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования малообеспечен-ности.……………………………………………………………………………. 6
1.1. Малообеспеченность: сущность, понятия…………………. 6
1.2. Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения…………………………………………………. 9
1.3. Понятие и структура малообеспеченных слоев населения.14
Глава 2. Основные формы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации………………………………. 18
2.1. Социальная защита малообеспеченных слоёв населения…..18
2.2. Государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….32

Содержимое работы — 1 файл

курсовая тср.docx

Бедность существует во всех странах, даже в Соединенных Штатах. До 1992 года мы использовали не термин «бедность», а понятие «малообеспеченность» . Можно сказать, что это одно и то же, но рассчитывались они по-разному. И «черта бедности», принятая в 1992 году, оказалась в два раза ниже «малообеспеченности». Раньше это было 130 рублей, а стало 65. Если бы использовалась предыдущая методика, то бедных было бы в два раза больше. Именно по этой причине в некоторых публикациях тех лет можно увидеть цифру 70—80% бедных. Но признать, что у нас 80% бедных, означало согласиться, что бедна вся страна. Поэтому сформировали так называемый прожиточный минимум на уровне биологического выживания, за чертой которого в 1992 году находилось 40% населения России. Большую часть этого прожиточного минимума занимала продуктовая корзина — целых 70%. Оставалось всего 30% на «неэластичные потребности», то есть те, которые невозможно отложить на завтра: транспорт, ботинки для ребенка и т. д. Для сравнения: в развитых странах лишь 10—15% от доходов расходуется на питание. 9

В 92-м считалось, что сформированный уровень бедности сохранится на год, максимум на полтора. Но жизнь складывалась таким образом, что эта черта бедности без изменения просуществовала до 2000 года. Уровень жизни, при котором 70% доходов тратится на питание, — это самая настоящая нищета. Было ясно, что нельзя сохранять эту черту бедности. И в 2000 году была разработана новая методика построения прожиточного минимума. Он был фактически увеличен на 20%. В результате чего вес продуктовой корзины в расходах в 2000-м стал равен 50%. 10

К сожалению, в сфере борьбы с бедностью много было неправильных решений. Это прежде всего плоская шкала. У нее много защитников. Но анализ говорит о том, что шкала не дала желаемого эффекта: люди по-прежнему не хотят легализовать свои доходы. Это отражает интересы довольно тонкого слоя — богатых людей. Основная масса населения (80%) проиграла. Если раньше подоходный налог был 12%, то сейчас — 13%. 11

Введение единого социального налога затормозило развитие социального страхования. Как такового социального страхования не существует, есть большой социальный налог. Деньги, попав в бюджет, становятся как бы общими, там уже распоряжаются ими как хотят, что-то, конечно, перепадает Фонду обязательного медицинского страхования. Кроме того, этот социальный налог взимается по регрессивной шкале.

По прогнозам аналитиков минимальная заработная плата достигнет прожиточного минимума только в 2015 году. В тот же год средний доход достигнет уровня 1991 года. Доля фонда оплаты труда в этом же году не увеличится в ВВП, а даже на 1% снизится, и так далее. Сегодня зарплата десятой части самых низкооплачиваемых и десятой части самых высокооплачиваемых работников различается в 30 раз. Этого нет ни в одной стране мира. Если не будет никаких корректив (а их нет ни в одной программе), то в 2015 году разница сократится только до 13 раз. Но в развитых странах, например в Штатах, уже сегодня этот показатель равен трем. 12

Люди, находящиеся за чертой бедности, условно делятся на три группы.

    • Первая группа — это так называемая экономическая бедность. Это бедность тех, кто никогда раньше не был бы бедным. Это так называемые новые бедные, бедные из-за того, что они имеют очень низкую оплату труда. Сюда же включаются безработные и те, у кого есть до сих пор задолженность по оплате труда. Хотя там в основном не государственный долг, а частных предприятий, но людям от этого не легче.
    • Вторая группа — пенсионеры. Хотя в малых городах и селах единственные, кто имеет деньги на руках, это пенсионеры, поскольку там никому не платят заработную плату. Но эти средства, конечно, очень невелики.
    • Третья группа — это так называемые традиционные бедные. Это бедные, которые есть во всех странах. Это либо одинокие матери, либо многодетные семьи, либо семьи с инвалидами или просто инвалиды, беженцы и переселенцы. И еще остается так называемое социальное дно, или маргиналы. 13

Население нашей страны каждый год уменьшается на 1 миллион человек. По всем оценкам, которые делают разные прогнозисты, в 2050 году нас останется 100 миллионов. Известно, что почти во всех европейских странах численность уменьшается, но по-разному. У нас на одну треть к 50-му году.

Таким образом, говоря о причинах бедности и перспективах ее преодоления, надо четко различать два самостоятельных аспекта этой проблем — объективное сокращение численности людей, испытывающих множественную депривацию, с одной стороны, и ощущение себя находящимися «на черте» или «за чертой» бедности как субъективное, социально-психологическое явление, связанное с реальным уровнем бедности не более, чем с целым рядом других факторов. В настоящее время все внимание сосредоточено лишь на борьбе с «объективной» бедностью, понимаемой к тому же как формальное несоответствие имеющихся доходов официально установленному прожиточному минимуму. Такая постановка задачи применительно к «объективной» бедности является по крайней мере недостаточной.

1.3.рПонятие и структура малообеспеченных слоев населения.

Годы реформ привели к коренным изменениям во всех сферах жизни россиян, в том числе и к изменению социальной структуры российского общества. Неудивительно, что вопросы богатства и бедности в современной России вызывают в настоящее время огромный интерес, причем не только в академической среде. Однако за пределами рассмотрения часто остается не менее важный и актуальный вопрос — проблема малообеспеченности в России. Между тем, без анализа масштабов малообеспеченности в стране, уровня жизни малообеспеченных слоев населения, динамики их положения и перспектив невозможно описать современное состояние российского общества и прогнозировать его возможные изменения.

Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления(прожиточный минимум),т.е. когда доходы семьи ниже прожиточного минимума. 14

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние пять лет увеличился с 4 до 15 раз. Исследования, проведенные в нашей стране, показали, что наше общество состоит из четырех социальных слоев,среди которых выделяют следующие грппы населения:

— бедные (на доход приходится 1 прожиточный минимум);

— малообеспеченные ( на доход приходится 2 — 2,5 прожиточных минимума; на сегодняшний день это приблизительно 25 % населения);

— средние ( на доход приходится 6-7 прожиточных минимумов);

— обеспеченные и богатые ( на доход приходится более 10 прожиточных минимумов).

В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

По доходам малообеспеченных существует дифференциация в зависимости от численности и типа населенного пункта. Как и стоило ожидать, более высоким уровнем дохода отличаются, прежде всего, города с численностью населения свыше 1 млн. — средние ежемесячные доходы на человека составляют там среди малообеспеченных 8117 рублей, в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек – 4904 рубля, а в селах доход самый низкий – 4541 рубль на человека. Однако учитывая разную стоимость жизни в различных типах поселений, положение малообеспеченных даже в крупных городах столь же неблагополучно, как и в малых городах и селах. 15

По результатам социологических исследований за последние пять лет ежемесячные среднедушевые доходы малообеспеченных (как, впрочем, и других групп населения) заметно выросли. Средние ежемесячные доходы малообеспеченных россиян за период с 2003 по 2010 год выросли более чем в два раза. Однако абсолютные показатели сами по себе не так информативны, так как за это время значительно выросли и цены, поэтому более интересен вопрос не о номинальных, а о реальных изменениях, произошедших в жизни малообеспеченных россиян за этот период.

Кроме того, низкие или высокие доходы сами по себе не могут являться достаточным основанием для отнесения домохозяйства или индивида к категории благополучных, бедных или малообеспеченных. Для того, чтобы понять, как различается жизнь россиян, принадлежащих к различным слоям населения, нужно проанализировать не только их текущие доходы, но и существующие различия в их уровне жизни, отражающие различия в уровне доходов.

В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными. К малообеспеченным категориям, т. е. категориям граждан, нуждающихся в поддержке государства, относят:

— инвалидов I и II групп;

— престарелых граждан (80 лет и старше);

— многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми – инвалидами, студенческие семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми;

— лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы, бомжи);

— девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным 2010 г., от 100% малообеспеченных к общей численности населения) :

    • дети (до 15 лет) – приблизительно 20,0%;
    • молодежь (от 16 до 30 лет ) – приблизительно 18,5%;
    • трудоспособные мужчины и женщины (от 31 до 54-59 лет) – приблизительно 40,0%;
    • лица пенсионного возраста (свыше 55-60 лет) – приблизительно 19,5%. 16

Разрыв в качестве жизни между малообеспеченными и благополучными слоями населения (средний класс и богатые) с каждым годом увеличивается. Но, несмотря на это, позитивный моральный настрой среди всех россиян растет — оптимистов становится больше. Причем собственная оценка гражданами своего положения и статуса в обществе зачастую выше, чем показывает независимое социологическое исследование.

Таким образом, в настоящее время в России бедность превратилась в массовое явление – треть населения (по разным оценкам, 20-40% населения) проживает за границей прожиточного минимума (для сравнения в 1990 г. – 1,6%), а примерно 2% наших сограждан живет в условиях прямого недопотребления. Но специфика малообеспеченных слоев в России заключается в том, что они имеют определенные, не учтенные статистикой, возможности поддержания своего потребления: подсобное хозяйство (сельское и ремесленное), торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить отсутствие массового голода.

Глава 2. Основные формы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации.

2.1. Социальная защита малообеспеченных слоёв населения.

Ни для кого не секрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровню материального положения различных слоёв и групп.

Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Такое положение, естественно, вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытается учитывать политическую власть.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого политического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулирование осуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковыми последствиями. Как правило, главную роль здесь играют отмеченные выше два фактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики.

http://www.turboreferat.ru/sociology/socialnaya-zashhita-maloobespechennyh-sloev-naseleniya/241146-1223065-page2.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях