WordPress

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 1
Самое важное по теме: "Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Стратегических приравняют к бедствующим

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 2

Такая отсрочка или рассрочка по закону может предоставляться на один—три года, и Минфин предлагает открыть такую возможность для предприятий, которые включены в правительственный перечень стратегических в соответствии с законом о банкротстве. В этом списке несколько сотен государственных и близких государству предприятий, в том числе оборонных («Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение», Уралвагонзавод и др.), НИИ, а также крупнейшие сырьевые компании — «Роснефть» (и ее материнский холдинг «Роснефтегаз»), «Газпром», «Транснефть». В этот же перечень входят крупнейшие государственные СМИ — ВГТРК, «Первый канал» и «РИА Новости».

Если предложение Минфина будет принято, любой участник перечня стратегических предприятий и компаний сможет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, сборов и страховых взносов за работников на срок до года, следует из ст. 64 НК, которую предлагает поправить Минфин. По уплате федеральных налогов (или части налогов, которая зачисляется в федеральный бюджет) отсрочка может быть еще больше — до трех лет, следует из Налогового кодекса. Количество налогов, по которым может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, законом не ограничено.

Существующий механизм не работает

Сейчас Налоговый кодекс предоставляет возможность отсрочки или рассрочки по налогам, как правило, тем предприятиям, которые попали в беду — оказались в сложном финансовом положении, пострадали от стихийного бедствия или технологической катастрофы, не получили своевременно положенные бюджетные ассигнования.

Действующие механизмы отсрочки или рассрочки по уплате налогов слишком сложны, и никаких гарантий по принятию решения об отсрочке (даже при наличии предусмотренных в Налоговом кодексе обстоятельств) законодательство не предоставляет, отмечает руководитель юридического отдела АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов. По его данным, на практике эти механизмы не востребованы и почти не применяются.

Управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин согласен, что инструмент отсрочки был бы востребован, если бы получение права на его использование не было столь затруднительным, а предоставление такого права не было столь редким. «Если упростить порядок получения такого права или сделать его обязательным для принятия налоговыми органами при предоставлении налогоплательщиком всех необходимых документов, то процедура станет востребованной, а пока налогоплательщики в нее не верят», — говорит Базыкин.

Овеснов не исключает, что в случае принятия поправок именно для стратегических предприятий (среди которых в основном компании оборонно-промышленного сектора) может быть принято некое отдельное решение, упрощающее получение ими налоговых рассрочек.

Льгота на общих основаниях

В ответе на запрос РБК представитель Минфина обратил внимание на то, что общим условием для предоставления отсрочки или рассрочки, согласно ст. 64 Налогового кодекса, является тот факт, что финансовое положение претендента «не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка». Это условие будет применяться и к стратегическим предприятиям. На них будут распространяться и пункты о том, что отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по уплате налога на сумму, не превышающую стоимость чистых активов предприятия, и о том, что на сумму отсроченной задолженности начисляются проценты по ставке, равной половине ставки ЦБ.

По его словам, решение выделить стратегические предприятия в отдельную категорию претендентов на отсрочку по налогам связано с тем, что во всех остальных случаях критерии тех компаний, которые могут получить отсрочку, утверждаются Министерством экономического развития (с прицелом на то, чтобы компания, получив льготу, не исчезла с высвободившимися деньгами). Но в отношении госкомпаний нет надобности проводить оценку по таким критериям — нет опасений, что они исчезнут, объясняет представитель Минфина.

Предприятиям выгодно

«Мы полностью поддерживаем это, — прокомментировал инициативу Минфина генеральный директор АО «Ангстрем» (входит в перечень стратегических предприятий) Константин Носов. — Многие компании из стратегического перечня из-за введенных санкций испытывают затруднения в финансировании текущей деятельности. Отсрочка по уплате даст возможность поддерживать уровень оборотных средств без привлечения банковских кредитов». Это позволит вовремя выполнять государственный заказ, заключил Носов.

«У нас нет проблем [с уплатой налогов], рассрочка для нас не очень актуальна, — сказала РБК главный бухгалтер НПО «Меридиан» (тоже входит в стратегический перечень) Елена Валова. — Нас устраивают рассрочки, уже предусмотренные действующим законодательством».

Представители «Роснефти» и «Газпрома» не ответили на запросы РБК. Представитель ВГТРК сообщил, что холдинг не комментирует проект поправок до их принятия; «Первый канал» отказался от комментариев. «МИА «Россия сегодня» не имеет и не планирует иметь какие-либо задолженности по налогам и сборам. Для нас эта поправка неактуальна», — сказал РБК представитель агентства.

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 3

Кроме стратегических предприятий Минфин предлагает дополнить круг потенциальных получателей налоговой отсрочки организациями, выполняющими «особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона» или предоставляющими «особо важные услуги населению» (критерий в такой широкой формулировке заимствован из статьи НК про инвестиционный налоговый кредит, см. врез ниже). Такие организации могут претендовать на льготу по срокам выплаты налогов, если приложат справку от региональных властей, подтверждающую «особо важный» статус, следует из проекта поправок.

Действующий НК позволяет финансово благополучным предприятиям претендовать на получение инвестиционного налогового кредита — отсрочки или уменьшения платежа по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам на один—пять лет. Формально этим правом могут воспользоваться и предприятия из перечня стратегических — такой кредит может быть предоставлен предприятиям, выполняющим гособоронзаказ или «особо важный заказ по социально-экономическому развитию» одного из регионов России, а также тем компаниям, которые предоставляют «особо важные услуги населению». Предприятия из правительственного перечня стратегических могут претендовать на налоговый кредит наряду со всеми — если докажут, что соответствуют предусмотренным законом условиям (само по себе присутствие в перечне стратегических права на налоговый кредит не дает).

Другие предложения

Среди предложенных Минфином поправок есть и другие, направленные на совершенствование налогового администрирования. В частности, законопроект оформляет полномочие налоговиков блокировать банковские счета компаний за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам за работников (так называемого единого расчета по страховым взносам). С 2017 года страховые взносы перешли в ведение налоговой службы, и в январе ФНС уже предупреждала в письме, что налоговики могут блокировать расчетный счет неплательщика взносов, хотя Минфин отмечал, что юридических оснований для этого нет.

Кроме того, Минфин предлагает ввести в Налоговый кодекс новый инструмент — «специальный авансовый взнос», то есть добровольное перечисление в бюджет от физлица в счет уплаты предстоящих платежей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Введение специальных авансовых взносов — попытка Минфина упростить для физических лиц уплату имущественных налогов через опцию единого платежа (с последующим разнесением по соответствующим бюджетным направлениям), считает Овеснов из «МЭФ-Аудита». «Но граждане нашей страны еще не готовы платить налоги авансом. Более того, практически у каждого налогоплательщика возникают проблемы с тем, что ему начислили, например, транспортный налог за автомобиль, который уже давно был снят с учета, или он не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимого имущества, и прочее», — рассуждает Базыкин.

При участии Анастасии Папандиной и Алины Фадеевой

http://www.rbc.ru/newspaper/2017/04/10/58e78d5c9a794772c2613a1d

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций

Распоряжение от 20 августа 2009 года №1226-р. В перечень включены 456 федеральных государственных унитарных предприятий и 643 открытых акционерных общества.

Документ

Распоряжение от 20 августа 2009 года №1226-р

Подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон №127-ФЗ).

Статьёй 190 Федерального закона №127-ФЗ установлены особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.

При этом под такими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые производят продукцию (выполняют работы, оказывают услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также другие организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, выполняющие работы в рамках государственного оборонного заказа.

Подписанным распоряжением утверждён перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.

В перечень включены 456 федеральных государственных унитарных предприятий и 643 открытых акционерных общества.

http://government.ru/docs/29118/

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 августа 2009 года N 1226-р

[Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций]

(с изменениями на 24 апреля 2020 года)

1. В соответствии со статьей 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» утвердить прилагаемый перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Приложение. Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

Приложение
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 20 августа 2009 года N 1226-р

Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 августа 2009 года N 1226-р

(с изменениями на 24 апреля 2020 года)

Наименование стратегической организации

Идентифи-
кационный
номер налогопла-
тельщика
(ИНН)

Основной государствен-
ный регистрацион-
ный номер (ОГРН)

Федеральный орган исполнитель-
ной власти, обеспечива-
ющий реализацию единой
государст-
венной политики в отрасли

экономики, в которой осуществляет деятельность стратегичес-
кая организация

I. Федеральные государственные унитарные предприятия

I. Федеральные государственные унитарные предприятия

437 Строительное Управление (региона) Министерства обороны Российской Федерации, Чеченская Республика

10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод Министерства обороны Российской Федерации, Мурманская область

30 судоремонтный завод Министерства обороны Российской Федерации, Приморский край

http://docs.cntd.ru/document/902172331

Ситуацию с 600 главными предприятиями страны возьмут под контроль

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил ко 2 апреля определиться с порядком мониторинга ситуации на 600 системообразующих предприятиях российской экономики. Пока их перечень не обнародован — в Белом доме предварительно одобрили соответствующий документ, теперь он обсуждается в регионах.

Ко 2 апреля Минэкономики должно согласовать с Минпромторгом и Минэнерго порядок мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих предприятий, следует из опубликованного сегодня распоряжения правительства. Как пояснил на совещании со своими заместителями Михаил Мишустин, отслеживание состояния таких организаций «важно для того, чтобы учесть риски для каждой из отраслей и своевременно на них отреагировать».

Три ведомства должны будут обеспечить проведение такого мониторинга — на основании полученных данных Минэкономики будет направлять в правительство сводный отчет о финансово-экономическом состоянии системообразующих мероприятий.

Пока в перечне около 200 организаций, прибыль которых формирует более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике. Среди них — «Почта России», «Россети», «Аэрофлот», аптечная сеть «36,6» и ООО «Ашан».

В рамках борьбы с последствиями распространения коронавируса правительство включило обновление этого списка в план первоочередных мер — после этого сообщалось, что перечень будет расширен до 600 предприятий. Как пояснял первый вице-премьер Андрей Белоусов, такие предприятия «будут находиться под особым контролем» — в частности, они смогут обращаться за поддержкой в части реструктуризации кредитов или даже прямого субсидирования.

Белый дом рассчитывает минимизировать распространение коронавируса самоизоляцией

Новый список пока не обнародован — в Минэкономики лишь отметили, что в него включены организации, «оказывающие существенное влияние на развитие экономики страны, обеспечивающие наибольшую занятость в своих отраслях и являющиеся крупнейшими налогоплательщиками». В Минстрое сообщали, что в перечень включат застройщиков, которые строят не менее 500 тыс. кв. м площадей (прежний критерий — не менее 4 млн кв. м на территории четырех регионов) а также крупных подрядчиков. Помимо уже признанных системообразующими ПИК и ЛСР, этот статус может получить значительное число девелоперов (например, «Инград», Setl Group).

Пока новый перечень был утвержден на заседании правкомиссии по устойчивому развитию и направлен в регионы. Сегодня вице-спикер Совета федерации Николай Журавлев подтвердил, что сейчас список обсуждается с субъектами РФ и дорабатывается.

http://www.kommersant.ru/doc/4308799

Перечень стратегических предприятий в России может быть сокращен на треть

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 6

Перечень стратегических предприятий в России может быть сокращен на треть, соответствующий документ подготовлен в правительстве и находится на рассмотрении в администрации главы государства, сообщил вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин на совещании у президента РФ Дмитрия Медведева.

«В соответствии с поручением по повышению эффективности участия государства в деятельности коммерческих организаций в целом, мы подготовили и внесли указ о сокращении перечня стратегических предприятий практически на треть», — сказал Собянин.

Принято также решение о передаче ряда полномочий по управлению государственными унитарными предприятиями и долями государства в акционерных обществах, сообщает РИА «Новости».

Как отметил вице-премьер, это решение приведет к более эффективному управлению непосредственно теми министерствами, в ведении которых находятся предприятия.

Правительство собирается исключить из числа стратегических объектов около 240 компаний — больше половины нынешнего списка. Стратегический статус предприятия означает, что оно обязано находиться под контролем государства, то есть в его собственности. Лишая компанию этого статуса, правительство фактически дает добро на ее приватизацию.

За последние шесть лет численность стратегических предприятий уже сократилась более чем вдвое, а после очередная радикальной чистки списка их в России останется меньше 20% от количества 2004 года, пишет «Наша версия».

Главный козырь компании со стратегическим статусом — гарантия ее поддержки со стороны государства. Такое предприятие вправе рассчитывать, что федеральная власть всегда обеспечит его либо госзаказом, либо временными субсидиями или дотациями.

В 2008 году по поручению премьера Путина правительство составило привилегированный список из 295 предприятий, которым была обещана комплексная финансовая поддержка. В список вошли 10 нефтяных, 36 энергетических, 13 машиностроительных, 32 металлургических, 30 транспортных, 5 автомобильных, 3 самолето-, 5 станко-, 6 двигателе- и 13 судостроительных, 6 угольных, 18 телекоммуникационных, 17 химических и нефтехимических, 19 ракетно-космических, 7 оборонных, 11 фармацевтических, 7 радиоэлектронных, 13 строительных, 7 торговых, 34 пищевых и сельскохозяйственных предприятия.

Всем этим компаниям была обещана помощь в виде льготного кредитования и государственных гарантий на 350 млрд рублей, а также государственные заказы, реструктуризация налоговой задолженности, докапитализация, реализация социальных программ.

При этом среди предприятий были не только стратегические ФГУП и АО, то есть находящиеся в федеральной собственности, но и множество частных — ТНК-ВР и НОВАТЭК, МТС и «Мегафон», строительные фирмы «Главстрой», «ПИК», СУ-15.

К концу прошлого года перечень стратегических предприятий «похудел» более чем вдвое по сравнению с 2004 годом — до 241 ФГУП и 216 ОАО.

А 1 марта, выступая на совещании по обеспечению Вооруженных сил РФ современными образцами вооружения и военной техники для авиации и ПВО, Путин объявил, что правительство готовит еще более радикальное сокращение списка, после чего в нем останется лишь чуть более 200 предприятий.

Среди намеченных жертв, пишет издание, Мурманское, Волжское, Северо-Западное, Енисейское и Сахалинское пароходства; Новороссийский, Мурманский, Ванинский и Туапсинский морские порты; аэропорты в Анапе, Екатеринбурге и Новосибирске, «Шереметьево»; Центральный телеграф, «Мосметрострой», «Мосгортранс», «Мосводоканал» и другие. Все они будут приватизированы, вероятно, в течение 2010-2011 годов.

А вот компаниям «Роснефть», «Аэрофлот», «РЖД», «ВТБ», «Сбербанк» и «Газпром нефть», как заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, это не грозит.

http://www.newsru.com/finance/16mar2010/strateg.html

Особенности и пошаговое описание процедуры банкротства стратегических предприятий и организаций

Процедура банкротства может затронуть любое юридическое лицо. Но процессу банкротства отдельных юрлиц уделяется особое внимание со стороны государственных инстанций: это направлено на недопущение негативных последствий банкротства.

Что такое стратегическое предприятие

Под стратегическими компаниями понимаются такие юридические лица, которые задействованы в производстве стратегически важных товаров и услуг для обеспечения обороноспособности, безопасности страны, а также защиты основ нравственности, здоровья, прав и интересов российских граждан.

Это различные компании ОПК, НПО, НИИ и прочие компании, которые задействованы в гособоронзаказе.

Такие компании могут иметь форму ФГУП (федеральных государственных унитарных предприятий) или ОАО (открытых акционерных обществ). При этом акции стратегической компании принадлежат государству.

Перечень стратегически важных предприятий утверждается и пересматривается Правительством РФ. С перечнем можно ознакомиться в открытом доступе по нормам законодательства.

Банкротство стратегических предприятий – это далеко не редкость. Судами уже рассматривались такие дела, и не всегда по результатам юрлицо ликвидируется. Это, например, дела в отношении ФГУП «Завод «Сельмаш», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского», НПО «Сибсельмаш» и пр. Процедура банкротства стратегических предприятий выделена в отдельный параграф 5 127-ФЗ Главы 9, где рассматриваются особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц. По нормам указанной главы также банкротятся градообразующие и сельскохозяйственные организации.

Условия для банкротства

По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.

Для стратегических предприятий по нормам ст. 190 127-ФЗ предусмотрено иное предельное значение. Они считаются неспособными погасить кредиторские требования (по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и оплате труда работающих по трудовому договору лиц, а также в части налоговых платежей) в следующих случаях:

  1. Просрочка по обязательствам составила 6 месяцев и более с того момента, когда они должны были быть исполнены (по п. 3 ст. 190 127-ФЗ).
  2. Для возбуждения дела о банкротстве требования должны составлять не менее 1 млн р. (по п. 4 ст. 190 127-ФЗ).

Лимит для объявления о банкротстве стратегического предприятия был пересмотрен в 2014 году и по решению законодателей его решено было увеличить в два раза: с 500 тыс. р. до 1 млн р.

Кто может быть инициатором

Признание предприятия банкротом традиционно начинается с подачи заявления о признании его финансовой несостоятельности в арбитражный суд. Признание банкротства происходит исключительно в судебном порядке.

Особенностью банкротства стратегического предприятия является то, что участником данного процесса может стать федеральный орган исполнительной власти, который проводит госполитику в сфере действия стратегического предприятия (на основании ст. 192 127-ФЗ).

Как проходит процедура. Пошаговое описание

Рассмотрим ключевые этапы признания стратегического предприятия банкротом.

Этап 1. Меры по предотвращению банкротства.

Отдельное внимание в 127-ФЗ уделяется превентивным мерам по недопущению банкротства. Перечень мероприятий, который направлен на это, приведен в ст. 191 127-ФЗ:

  1. Организация и проведение учета финансового состояния стратегических компаний и анализ их платежного баланса.
  2. Реорганизация стратегических предприятий и учреждений.
  3. Погашение задолженности федерального бюджета (дебиторской задолженности по отношению к стратегическому предприятию) при несвоевременной оплате за товары и услуги по государственному оборонному заказу.
  4. Проведение реструктуризации долговых обязательств в части основного долга и начисленных штрафных санкций перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  5. Содействие достижению соглашения стратегических предприятий с кредиторами о реструктуризации их долгов, в том числе через государственные гарантии.
  6. Осуществление досудебной санации.
  7. Прочие меры по недопущению задолженности.

Этап 2. Передача заявления о банкротстве в арбитражный суд и первое заседание по делу.

В ходе первого судебного заседания судья должен определить обоснованность требований о признании предприятия банкротом (в частности, соответствие должника признакам банкрота из п. 3, 4 ст. 190 127-ФЗ).

Этап 3. Проводится первое собрание кредиторов.

На этом собрании принимается решение о переходе к одной из процедур в деле о банкротстве юрлица. Если такое решение не было принято, суд может продлить сроки для того, чтобы кредиторы могли определиться. В случае если дальнейшее продление невозможно, суд может принять решение о переходе к одной из следующих процедур:

  • финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника и собственников имущества при условии предоставления обеспечений (в том числе в виде госгарантий);
  • внешнего управления – при отсутствии основания для введения этапа финансового оздоровления и если в суд поступило заключение от органа исполнительной власти о возможности восстановления платежеспособности через введение внешнего управления;
  • конкурсного производства – при отсутствии перспектив для восстановления платежного баланса и при официальном признании компании банкротом.

Этап 4. Финансовое оздоровление стратегических предприятий (по нормам ст. 194 127-ФЗ).

Для введения этапа финансового оздоровления должника требуется соблюдение ряда условий:

  1. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательства должника по бухгалтерскому балансу на дату проведения первого собрания кредиторов.
  2. По утвержденному графику погашения задолженность должна начинать погашаться не позднее месяца после вынесения определения о введении оздоровления.
  3. Требования кредиторов по графику должны предполагать внесение ежемесячных траншей равными частями в течение года.

На основании положений п. 2 ст. 194 127-ФЗ, даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться в суд с заявлением о введении внешнего управления или признании должника банкротом, суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника или собственников имущества о предоставлении обеспечения.

Этап 5. Внешнее управление стратегическими предприятиями (на основании ст. 195 127-ФЗ).

Внешнее управление при банкротстве стратегических предприятий имеет свои особенности по сравнению с аналогичным этапом при стандартном банкротстве юрлица. Назначенный внешний управляющий обязан разработать план деятельности и перед представлением его собранию кредиторов на согласование передать план в федеральный орган исполнительной власти в отрасли экономики, в которой работает стратегическое предприятие. Сделать это нужно минимум за 15 дней до проведения собрания кредиторов.

При этом исполнительный орган власти вправе направить собранию кредиторов и в арбитраж заключение о плане внешнего управления с анализом предусмотренных в документе мер по восстановлению платежеспособности.

Также на основании п. 3 ст. 195 127-ФЗ орган исполнительной власти может ходатайствовать о переходе к этапу финансового оздоровления, если такой ранее не вводился по отношению к должнику.

В рамках внешнего управления в отношении стратегического предприятия или компании могут быть предусмотрены сделки, которые не относятся к текущей хозяйственной деятельности должника, направленные на следующее (по п. 4 ст. 195 127-ФЗ):

  • продажу предприятия;
  • отчуждение и обременение (передача в залог) недвижимого имущества;
  • распоряжение прочим имуществом компании, которое превышает 5% от величины активов должника;
  • получение займов, кредитов, передачу поручительств и гарантий, организацию доверительного управления на предприятии, перевод долга;
  • покупку акций и долей в иных компаниях;
  • заключение договоров простого товарищества.

При этом внешнему управляющему запрещается отказываться от договоренностей, связанных с выполнением гособоронзаказа, отчуждать некоторые виды имущества, которые предназначены для оказания услуг по госзаказу для оборонных целей (на основании п. 5, 6 ст. 195 127-ФЗ).

При организации торгов для продажи имущества стратегического предприятия управляющий может воспользоваться открытыми и закрытыми процедурами. При этом при продаже предприятия, как имущественного комплекса, необходимо использовать такой способ продажи, как конкурс.

Профильное контролирующее ведомство в дельнейшем вправе расторгнуть действующий договор купли-продажи, если докажет, что покупателем не было сохранено целевое предназначение предприятия, как единого комплекса. В таком случае предприятие вернут обратно государству.

Если работа стратегического предприятия имеет оборонный профиль, то РФ обладает преимущественным правом его покупки. В отношении конкурсных кредиторов и аффилированных лиц законодательно введен запрет на участие в торгах.

Победитель конкурса должен в течение месяца после подписания итогового протокола по конкурсу подписать договор купли-продажи. Затем 30 дней отводится ему на оплату стоимости предприятия по акту.

Этап 6. Введение этапа конкурсного производства.

Этап конкурсного производства – завершающая стадия процедуры банкротства.

При продаже имущества должника должны учитываться правила и ограничения, которые прописаны в ст. 196 127-ФЗ. По результатам конкурсного производства компания перестает существовать.

Таким образом, стратегические предприятия также могут быть признаны банкротами. Сама процедура банкротства в отношении таких компаний происходит по общему алгоритму, но с некоторыми особенностями. Такие особенности связаны с правовым статусом стратегических предприятий и их социальной значимостью. Для признания стратегического предприятия банкротом требуется, чтобы сумма долговых обязательств превысила 1 млн р. (по сравнению с 300 тыс. р. в стандартном случае), а продолжительность просрочки составила более 6 месяцев (3 месяца в стандартном случае). Также по нормам 127-ФЗ о банкротстве ликвидация юрлица со статусом стратегического предприятия должна происходить в исключительных случаях: только если меры по восстановлению платежеспособности не будут иметь положительного эффекта. Суд наделен правом не учитывать мнение собрания кредиторов при введении этапа финансового оздоровления.

http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/strategicheskikh-predpriyatiy.html

Из списка стратегических предприятий России пропадает оборонка, зато остаются «ТНК-ВР», «Мегафон» и «Главстрой»

Продажная стратегия

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 9Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 10Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 11

Правительство собирается исключить из числа стратегических объектов около 240 компаний – больше половины нынешнего списка. Стратегический статус предприятия означает, что оно обязано находиться под контролем государства, то есть в его собственности. Лишая компанию этого статуса, правительство фактически даёт добро на её приватизацию. К какому результату приведёт отпущение предприятий на вольные хлеба и чем вызвано столь радикальное решение, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Само словосочетание «стратегический объект» вызывает у среднего россиянина образ чего-то жутко засекреченного с высоким забором вокруг и суровым КПП на входе, через который разрешается пройти только узкому кругу сотрудников, а также компетентных лиц c цепким профессиональным взглядом, в «штатских» пиджаках или как минимум в армейской форме. В наследство от СССР к России перешло свыше полутора тысяч предприятий оборонно-промышленного комплекса. Однако помимо них к числу стратегических относятся, например, и такие широко доступные объекты, как железные дороги, порты, аэропорты, связанные с «национальной безопасностью». Согласно закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» к стратегическим относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, «чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан».

Определение весьма расплывчато, а посему, вероятно, столь же туманна и неопределённа судьба таких предприятий. За последние шесть лет их численность уже сократилась более чем вдвое, а впереди – очередная радикальная зачистка, после чего в России останется лишь меньше 20% (!) количества 2004 года.

Главный козырь компании со стратегическим статусом – гарантия её поддержки со стороны государства. Такое предприятие вправе рассчитывать, что федеральная власть не позволит ему утонуть в бурном океане свободного рынка и всегда обеспечит либо госзаказом, либо на худой конец временными субсидиями или дотациями. Видимо, по этой причине в 1990-е годы реестр стратегических предприятий так и не был создан, несмотря на то что уже был подготовлен соответствующий законопроект.

В те времена темы «всемогущей руки рынка» и «невмешательства государства в экономику» были одними из любимых в государственных СМИ.

Когда прежние лозунги сменились кремлёвскими обещаниями «укрепления обороноспособности страны» и «возрождения державы», вполне органичным стало утверждение президентским указом Владимира Путина в 2004 году «Перечня стратегических предприятий». Все сделки по продаже акций вошедших в этот перечень компаний должны проходить через специальную правительственную комиссию, которая даёт одобрение на продажу стратегических активов. В заветный список попали 518 ФГУП и 546 АО. Возможно, их будущее под государственной «крышей» было бы и далее безоблачным, но на горизонте замаячил экономический кризис. Федеральная власть поступила в соответствии с принципом «Боливар не выдержит двоих» и сбросила лишних пассажиров со своего корабля.

Всем этим компаниям была обещана помощь в виде льготного кредитования и государственных гарантий на 350 млрд рублей, а также государственные заказы, реструктуризация налоговой задолженности, докапитализация, реализация социальных программ. При этом – самое главное! – среди счастливчиков были не только стратегические ФГУП и АО, то есть находящиеся в федеральной собственности, но и множество вполне частных – «ТНК-ВР» и «НОВАТЭК», МТС и «Мегафон», строительные фирмы «Главстрой», Пик, СУ-155…

Государственная поддержка стратегических предприятий и организаций - картинка 13

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил не утверждать жёсткий список системообразующих компаний, а поручить отраслевым министерствам постоянно мониторить ситуацию и вести свои списки.

По официальным данным на март 2009 года, все российские стратегические предприятия получили кредиты на 2 трлн рублей. Но правительственных пряников на всех не хватает. Поэтому с 2008 года список стал стремительно сокращаться. Президентскими указами или правительственными постановлениями из него вычёркивалась то одна, то другая компания – например, московский завод «Электроприбор», Камчатский гидрофизический институт, НИИ «Атолл» в наукограде Дубна, саратовское производственное объединение «Бином», столичный ЦНИИ «Курс».

Впрочем, одновременно шёл и другой процесс. Ряды избранных пополняли новые члены – например, столичное НПП «Гамма», ОАО «Информационные спутниковые системы» в Железногорске (Красноярский край), ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле (Свердловская область), московские ОАО «Объединённая зерновая компания» и «Оборонсервис». Но всё же вычёркиваний было гораздо больше, чем добавлений. В итоге к концу прошлого года перечень стратегических предприятий похудел более чем вдвое по сравнению с 2004 годом – до 241 ФГУП и 216 ОАО.

А 1 марта, выступая на совещании по обеспечению Вооружённых сил РФ современными образцами вооружения и военной техники для авиации и ПВО, Путин объявил, что правительство готовит ещё более радикальное сокращение списка, после чего в нём останется лишь чуть более 200 предприятий. По словам главы правительства, данная мера позволит «существенно повысить эффективность деятельности ВПК, сформулировать и реализовать планы по модернизации, организации выпуска конкурентоспособной продукции, повышению энергоэффективности и производительности труда». Разумеется, это касается лишь тех, кто сохранит своё место в «списке счастья». Выпавших же из гнезда ждёт незавидная участь в виде реальной угрозы потери государственных заказов – главного средства выживания для подавляющего большинства подобных предприятий.

Полный список предприятий, лишаемых стратегического статуса, пока не согласован. Известно, что все основные предприятия ОПК останутся. Для этого уже сформированы крупные холдинги – Объединённая авиастроительная корпорация, концерны «Оборонпром», «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение». ОПК получила беспрецедентную государственную поддержку – свыше 93 млрд рублей. Кроме того, принято решение о предоставлении госгарантий под привлекаемые кредиты на общую сумму 45,5 млрд рублей.

Зато стратегические гражданские предприятия, судя по всему, признаны обузой для государства и подлежат передаче в частные руки. Среди намеченных жертв – Мурманское, Волжское, Северо-Западное, Енисейское и Сахалинское пароходства; Новороссийский, Мурманский, Ванинский и Туапсинский морские порты; аэропорты в Анапе, Екатеринбурге и Новосибирске, Шереметьево; «Кавминкурортресурсы», Центральный телеграф, «Мосметрострой», «Мосгортранс», «Мосводоканал», «Мосгаз» и «Мособлгаз». Все они будут приватизированы, вероятно, в течение 2010–2011 годов. А вот компаниям «Роснефть», «Аэрофлот», РЖД, ВТБ, Сбербанк и «Газпром нефть», как заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, это не грозит.

Кроме того, к продаже предназначены 13,1% акций компании «Росгосстрах», 25% акций «Совкомфлота». По словам Путина, речь идёт или о привлечении инвестиций, или о включении в состав холдинговых структур, или о передаче в собственность субъектам РФ. Первый зампред правительства Игорь Шувалов пояснил, что приватизацию предполагается поручить крупнейшим банкам. В то же время Минэкономразвития разработало законопроект, открывающий возможность проведения приватизации госимущества через избранные правительством юридические лица, которые вовсе не обязательно будут являться банками. Согласно проекту правительство будет заключать договоры на продажу госимущества с конкретными фирмами – без какого-либо конкурса.

Главная ставка делается не на отечественных, а на зарубежных покупателей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по поручению главы правительства подготовила поправки в закон об иностранных инвестициях в российские стратегические отрасли, которые должны упростить доступ к российским недрам.

Уже начались консультации с правительством Сингапура, суверенные фонды которого превышают 400 млрд долларов. Эта юго-восточная страна проявляет живой интерес к морским портам и аэропортам России. По косвенной информации, к ним же присматривается и корпорация ADIA, управляющая суверенными фондами Объединённых Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии. Глава Сбербанка РФ Герман Греф на Всемирном экономическом форуме в Давосе предложил «приватизировать госбанки и начать со Сбербанка, очень выгодно продав большой пакет акций». По прогнозу Набиуллиной, российская казна получит от распродажи госсобственности почти 100 млрд рублей.

Либеральные эксперты поддерживают распродажу госсобственности. «Часто за словами о стратегических предприятиях скрываются корыстные интересы, далёкие от заботы о национальной безопасности страны, – уверяет завкафедрой Высшей школы экономики Иосиф Дискин. – Сокращение числа стратегических предприятий даст возможность органам госуправления детальнее заниматься оставшимися, глубже руководить их развитием, позволит повысить спрос с менеджмента, требовать большей эффективности».

Противоположной точки зрения придерживается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Есть функции, которые находятся исключительно в сфере компетенции государства, частный бизнес их просто не потянет. Если под разговор о «лишнем» всё распродавать, это будет возвратом к худшим чертам 90-х годов. А вот в те сферы, где государства и рядом быть не должно, чиновники вползают всем весом своих мерседесовских броневиков. Получается, что, с одной стороны, правы либералы, кричащие, что у государства много всего лишнего, а с другой – правы государственники, которые говорят, что у государства нет естественных, необходимых для исполнения им своих неотъемлемых функций инструментов».

http://versia.ru/iz-spiska-strategicheskix-predpriyatij-rossii-propadaet-oboronka-zato-ostayutsya-tnk-vr-megafon-i-glavstroj

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях