WordPress

Критерии при оказании социальной поддержки населения

Критерии при оказании социальной поддержки населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Критерии при оказании социальной поддержки населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Электронная библиотека

Социальная защита населения – это совокупность законодатель­но закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав в достижении социально-приемлемого уровня жизни.

Составным элементом социальной зашиты является социальная помощь. В начальной стадии перехода к рыночной экономике на пе­редний план выступает социальная помощь малоимущим гражданам. Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг и льгот, осуществляемое с учетом законода­тельно установленных государством социальных гарантий, за счет средств федерального бюджета, мастных органов власти, предприятия (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

Социальная помощь должна оказываться наиболее нуждающимся контингентам граждан. Право на получение социальной помощи пре­доставляется гражданам (семье в целом, или каждому нетрудоспособ­ному члену семьи отдельно) после проверки доходов и материаль­но-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение кото­рых характеризуется следующими основными критериями:

· отсутствием средств существования;

· наличием среднедушевого совокупного дохода ниже установлен­ного прожиточного минимума для данного региона:

· одиночеством (отсутствием родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособностью к самообслуживанию;

· наличием материального ущерба или ущерба причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий и катастроф;

· отсутствием постоянного моста жительства;

· невозможностью получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин (уход за нетрудоспособным, ин­валидность и др.);

· невозможностью по объективным причинам обеспечить уход и присмотр за детьми.

Конкретный контингент лиц, виды и формы помощи, ее размеры определяются органами социальной защиты, отделами по проблемам семьи, органа­ми других министерств и ведомств в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Правительства Российской Федерации, с учетом местных условий. Минимальный размер социаль­ной помощи в денежном выражении, как правило, не должен быть ниже величины доплаты до прожиточного минимума на члена семьи, уста­новленного для нетрудоспособных граждан и семей с детьми на реги­ональном уровне.

Социальная помощь может предоставляться бесплатно или с час­тичной оплатой. Критерием такого дифференцированного подхода яв­ляется, прежде всего, учет материального

положения. Бесплатная со­циальная помощь должна оказываться, в первую очередь, лицам, у ко­торых совокупный доход на члена семьи равен про­житочному минимуму, сложившемуся в данном регионе, или ниже его. Необходим анализ материального положения се­мей основных типов (полных, неполных, многодетных, одиночек) и категорий (инвалидов, молодых, пенсионеров).

При определении среднедушевого совокупного дохода члены семьи, находящиеся на полном государственном обеспечении, из рас­чета должны исключаться.

При определении материального положения пенсионеров следует учитывать, прежде всего, размер получаемой пенсии. Кроме того, не­обходимо учитывать и другие денежные выплаты (пособия, алименты, компенсационные выплаты, выплаты от предприятий в порядке возме­щения ущерба, доходы от занятия промыслом любого вида, доходы от личного имущественного страхования, акций и др.), а также объем льгот и бесплатных услуг, которые предоставляются (по опла­те жилья и коммунальных услуг, проезду, лекарственному обеспече­нию и др.). Это позволит выявить группу граждан и семей с детьми, наиболее остро нуждающихся в социальной помощи и не имеющих дру­гих источников средств существования и удовлетворения жизненно важных потребностей.

К лицам с низкими доходами относятся также безработные граждане (и, прежде всего, те, кто не имеет право на получение пособия по безработице), а также женщины определенных категорий (неработающие или неработавшие), так как пособие по бере­менности и родам неработающим, уволенным в связи с ликвидацией предприятия женщинам, выплачивается в размере минимальной зара­ботной платы, а другая категория (неработавших) – вообще не имеет права на получение пособия по беременности и родам, и в период ухода за ребенком до 1,5 лет не имеет никаких собственных дохо­дов.

Среди семей, имеющих детей-инвалидов, в первую очередь, следует выделять неполные семьи и семьи, в составе которых один из родителей является инвалидом, пенсионером или безработ­ным.

Критерии определения нуждающихся граждан могут быть различными в зависимости от видов предоставляемой социальной помощи.

При наличии в семье работающих членов, необходимо учитывать виды и объемы помощи, оказываемой органами социальной защиты, с помощью, предоставляемой администрацией предприятий, организаций, учреждений, а также общественными организациями и фондами.

Исходя из оценки возможностей семей и отдельных граждан собственными силами увеличить доход, органы социальной защиты совместно с органами занятости должны оказывать помощь в подборе работы (временной, сезонной) трудоспособным пенсионерам, женщи­нам, имеющим детей; содействовать участию их в оплачиваемых общественных работах.

При разработке региональных программ наряду с критериями предоставления социальной помощи большое значение имеет определе­ние контингентов населения, нуждающихся в ней.

К контингентам населения, которые нуждаются в первоочередном порядке в социальной помощи относятся:

· престарелые граждане 80 лет и старше;

· одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, неспособ­ные к самообслуживанию;

· инвалиды I и II группы;

· одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

· дети-сироты, выпускники детских домов и школ-интернатов,

· семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

· лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, лица без определенного места жительства, вынужденные переселенцы, лица, пострадавшие в результате стихий­ных бедствий и т.п.);

· другие группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке. .

Из всех указанных контингентов лиц, нуждающихся в социаль­ной защите, помощь, как правило, в первую очередь, должна оказы­ваться тем. у кого совокупный доход на члена семьи ниже прожиточ­ного минимума, сложившегося в данном регионе, а затем, по мере возможности, всем другим группам населения.

Круг лиц, нуждавшихся в социальной помощи и защите, может быть расширен местными органами власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других регио­нальных особенностей.

Особое значение при разработке указанных региональных прог­рамм имеет определение контингентов населения, нуждающихся в социальной защите. При этом используются два основных метода:

· 1-й метод – по личному обращению (заявлению) граждан или третьих лиц (общественных организаций, лечебных учреждений и т.п.). При поступлении этих обращений органы социальной защиты проверяют обоснованность просьбы и принимают соответствующее решение. Для того чтобы метод по заявлению обеспечивал максималь­ный охват остронуждающихся в социальной защите, необходимо органи­зовать широкую информированность населения о возможности получе­ния социальной помощи, используя все средства информации (радио, телевидение, печать и др.).

· 2-й метод – по выявлению, предусматривает активное определе­ние наиболее нуждающихся путем проведения очного или заочного оп­роса (корреспондентским способом), подворных обходов. Работа по выявлению этих лиц осуществляется органами социальной защиты при содействии служб занятости, комитетов обществ Красного Креста, общественных и иных организаций. Для выявления семей с детьми, нуждающихся в социальной защите, следует использовать данные поликлиник по месту жительства.

С целью изучения потребностей наиболее нуждающихся лиц в различных видах и формах социальной помощи следует использовать специальную карту (приложение Б). Обобщение материалов этой карты позволит органам социаль­ной защиты создать полный банк данных о нуждаемости отдельных контингентов населения региона в различных формах социальной за­щиты, проводить группировку их по возрасту, типам семей, видам и формам социальной помощи, рационально планировать и использовать финансовые средства на ее оказание.

При наличии возможности автоматизированной обработки инфор­мации создается банк данных о лицах, нуждающихся в социальной по­мощи. Для создания указанного банка данных и выявления контингентов, остро нуждающихся в социальной помощи и защите, можно ис­пользовать методику выявления и учета граждан, остро нуждающихся в различных видах социальной помощи (приложение В).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/6-1-1-kriterii-predostavleniya-social-noy-pomoschi-opytdeatelnosti/

Основные критерии предоставления помощи

При оказании помощи органы социальной защиты преимущественно используют двойной критерий:

принадлежность к социально-уязвимой группе населения. В социально-уязвимые группы включены традиционные категории — инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери и т.п.

среднедушевой доход ниже определенного порогового значения (прожиточного минимума или близкого к нему значения, а также стоимостной оценки продуктовой корзины).

Нередки случаи, когда в качестве критерия нуждаемости выступает минимальная заработная плата или производные от нее. Например, в Протвино льготы по оплате услуг реабилитационного центра предоставляются малообеспеченным семьям, к которым относятся семьи со среднедушевым доходом ниже минимальной заработной платы. Жители Омска с доходом ниже пяти минимальных зарплат могут получить талоны на льготный помыв в бане.

Использование минимальной заработной платы в качестве критерия нуждаемости неправомерно, так как она не является измерителем уровня жизни. Кроме того, укоренившаяся практика «привязки» к минимальной заработной плате социальных трансфертов и административных штрафов способствует замораживанию заработной платы.

В Омске пороговый показатель нуждаемости, который используется при оказании помощи, близок к прожиточному минимуму. Он варьирует по округам и составляет 250-380 руб. в зависимости от округа, типа семьи и условий проживания. Дополнительно могут быть введены другие условия. Например, в Ленинском округе семьи, где трудоспособные члены не трудятся без уважительной причины (т.е. не зарегистрированы в службе занятости), малообеспеченными не считаются и могут получить социальную помощь только в порядке исключения.

При оказании помощи (по разным социальным программам, а также по одним и тем же социальным программам в разных округах города) за порог нуждаемости принимаются:

при предоставлении государственной социальной помощи

(1) стоимостная оценка продуктовой корзины;

(2) без объяснения происхождения цифры — 250 рублей;

(3) без объяснения происхождения цифр — сетка значений:

(3.1) 300 рублей — для семей, воспитывающих ребенка-инвалида; семей с детьми, где родители не трудятся по уважительным причинам и других нетрудоспособных или малотрудоспособных групп населения;

(3.2) 250 рублей — для семей, где родители трудятся и имеют низкий доход;

(3.3) 300 или 350 рублей — для одиноко проживающих пенсионеров (в зависимости от округа);

(3.4) 380 — 400 тысяч рублей — для семей, проживающих в частном секторе.

при предоставлении местной социальной помощи

  • (1) пять минимальных заработных плат (для льготного помыва в бане);
  • (2) наименьший фактический совокупный среднедушевой доход внутри определенной квоты по численности получателей помощи (для городского пособия наиболее нуждающимся семьям).

Четкое методическое обоснование выбора критерия нуждаемости отсутствует. Вероятно, что при таких пороговых значениях круг семей, обслуживаемых органами социальной защиты, интуитивно ограничивается 25%. Возможно, это максимальная «пропускная способность» системы.

На получение статуса малоимущей семьи влияет также метод определения фактического среднедушевого дохода. Дооценка доходов с учетом имущественного положения семьи органами социальной защиты в обоих городах не проводится. В денежный доход не включается стоимостная оценка материальной помощи. Выплаты по жилищным субсидиям не включаются в доход, который определяется органами социальной защиты. И, наоборот, пособие по бедности и другие виды помощи не учитываются Центром жилищных субсидий при определении совокупного дохода и, соответственно, не влияет на размер начисляемой субсидии.

http://studwood.ru/639635/sotsiologiya/osnovnye_kriterii_predostavleniya_pomoschi

фЕУФЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС

1. уПГЙБМШОБС РПМЙФЙЛБ — ЬФП:

НЕТЩ РПНПЭЙ УПГЙБМШОП УМБВЩН УМПСН ОБУЕМЕОЙС;

НЕТЩ РПНПЭЙ УПГЙБМШОП ХСЪЧЙНЩН УМПСН ОБУЕМЕОЙС

ПТЙЕОФБГЙС ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ НЕТ ОБ ВМБЗПУПУФПСОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ;

ТЕБМЙЪБГЙС УПГЙБМШОЩИ РТПЗТБНН.

2. уПГЙБМШОБС ЪБЭЙФБ — ЬФП:

РПМЙФЙЛБ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭБС ЙОДЙЧЙДХ ТБЪОПУФПТПООЕЕ ТЕЫЕОЙЕ РТПВМЕН;

РПМЙФЙЛБ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭБС УПГЙБМШОПК ЗТХРРЕ Ч ГЕМПН ТБЪОПУФПТПООЕЕ ТЕЫЕОЙЕ РТПВМЕН;

ТЕЫЕОЙЕ РТПВМЕН, ПВХУМПЧМЕООЩИ УПГЙБМШОЩНЙ ТЙУЛБНЙ;

ТЕБМЙЪБГЙС РТБЧ Й ЪБЛПООЩИ ЙОФЕТЕУПЧ ЗТБЦДБОЙОБ;

3. лТЙФЕТЙСНЙ РТЙ ПЛБЪБОЙЙ УПГЙБМШОПК РПДДЕТЦЛЙ СЧМСАФУС:

ТБЪНЕТ УТЕДОЕДХЫЕЧПЗП ДПИПДБ ОБ ЮМЕОБ УЕНШЙ ОЙЦЕ РТПЦЙФПЮОПЗП ХТПЧОС;

ТБЪНЕТ УТЕДОЕДХЫЕЧПЗП ДПИПДБ РТЙВМЙЦЕО Л РТПЦЙФПЮОПНХ ХТПЧОА;

ХЮЙФЩЧБЕФУС ФТХДОБС ЦЙЪОЕООБС УЙФХБГЙС;

ЛПМЙЮЕУФЧП ОЕФТХДПУРПУПВОЩИ ЮМЕОПЧ Ч УЕНШЕ.

4. пДЙОПЛП РТПЦЙЧБАЭЙЕ ЗТБЦДБОЕ ЬФП:

ЗТБЦДБОЕ ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ДЕФЕК;

ЗТБЦДБОЕ РПМХЮБАЭЙЕ УПГЙБМШОЩЕ РЕОУЙЙ;

ЗТБЦДБОЕ ЙНЕАЭЙЕ ДЕФЕК, ЛПФПТЩЕ РТПЦЙЧБАФ ПФДЕМШОП ПФ ТПДЙФЕМЕК;

ЗТБЦДБОЕ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ РПМХЮБФШ РЕОУЙЙ.

5. нЕФПДБНЙ УПГЙБМШОПК ТБВПФЩ СЧМСАФУС:

ПТЗБОЙЪБГЙПООП-ТБУРПТСДЙФЕМШОЩЕ, РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙЕ, РТБЧПЧЩЕ;

ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ, УПГЙБМШОЩЕ, УПГЙБМШОП-НЕДЙГЙОУЛЙЕ;

РТБЧПЧЩЕ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ, УПГЙБМШОЩЕ;

ОЕФ РТБЧЙМШОПЗП ПФЧЕФБ.

6. пТЗБОБНЙ, РТЙОЙНБАЭЙНЙ ТЕЫЕОЙЕ ПВ ПЛБЪБОЙЙ УПГЙБМШОПК РПДДЕТЦЛЙ Ч ЗПТПДЕ СЧМСАФУС:

ПФДЕМЕОЙС УПГЙБМШОПК ЪБЭЙФЩ ТБКПОПЧ ЗПТПДБ;

ЧУЕ ПФЧЕФЩ ЧЕТОЩ;

ОЕФ РТБЧЙМШОПЗП ПФЧЕФБ.

7. чУЕПВЭБС ДЕЛМБТБГЙС РТБЧ Й УЧПВПД ЮЕМПЧЕЛБ 1948 ЗПДБ ЪБЛТЕРЙМБ:

РТБЧП ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ ПВЭЕУФЧБ ОБ ДПУФПКОЩК ХТПЧЕОШ ЦЙЪОЙ;

РПОСФЙЕ Й РЕТЕЮЕОШ ХУМПЧЙК ОБУФХРМЕОЙС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩИ УПГЙБМШОЩИ ТЙУЛПЧ;

ТЙУЛЙ, ЧМЕЛХЭЙЕ РТБЧП ОБ УПГЙБМШОПЕ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ;

ПУПВЩЕ ЧЙДЩ УПГЙБМШОПЗП РПРЕЮЕОЙС Й УПГЙБМШОПК РПНПЭЙ.

8. гЕОФТБМШОЩН РТЙОГЙРПН ТЕБМЙЪБГЙЙ ЛПОУЕТЧБФЙЧОПК НПДЕМЙ СЧМСЕФУС:

ХРПТ ОБ ТЩОПЛ Й РТЙОГЙР УФТБИПЧБОЙС РПД ЗПУХДБТУФЧЕООЩН ОБВМАДЕОЙЕН;

ЧЪБЙНОЩЕ ПВСЪБФЕМШУФЧБ ОБОЙНБЕНЩИ Й ОБОЙНБФЕМЕК.

9. мЙВЕТБМШОБС НПДЕМШ РТЕДРПМБЗБЕФ:

ТЩОПЛ, ЛБЛ ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОХА УЖЕТХ ДМС ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС;

УФБВЙМШОП ДЕКУФЧХАЭЙЕ РТПЖУПАЪЩ;

ДПЗПЧПТОЩЕ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ТБВПФПДБФЕМСНЙ Й ТБВПФПРПМХЮБФЕМСНЙ;

РПМОХА ЪБОСФПУФШ ОБУЕМЕОЙС.

10. гЕОФТБМШОЩН РТЙОГЙРПН ТЕБМЙЪБГЙЙ УПГЙБМ-ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПК НПДЕМЙ СЧМСЕФУС:

ХРПТ ОБ ТЩОПЛ Й РТЙОГЙР УФТБИПЧБОЙС РПД ЗПУХДБТУФЧЕООЩН ОБВМАДЕОЙЕН;

ЧУЕ МАДЙ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЧПЪТБУФБ Й РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ ЙНЕАФ ПДЙОБЛПЧХА ГЕООПУФШ;

УПГЙБМШОЩЕ ХУМХЗЙ Й УЕТЧЙУ РТЕДПУФБЧМСАФУС ОБ ДПВТПЧПМШОЩИ ОБЮБМБИ.

http://cde.osu.ru/demoversion/course160/test1.html

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки на муниципальном уровне

1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого до­хода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной под­держке.

Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потре­

бительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора ме­няются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.

2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самооб­служивания.

3. Утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке, приведены на рис. 5.5.2.

Критерии при оказании социальной поддержки населения - картинка 3

Рис. 5.5.2. Категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются спе­цифические программы социальной защиты, а на местном уровне — программы социальной поддержки.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объект­ные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблем­ные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликви­дацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки насе­ления в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов. Она представлена рис. 5.5.3.

Критерии при оказании социальной поддержки населения - картинка 4

Рис. 5.5.3. Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании. Примечание: муниципальные службы пенсионного обеспечения в настоящее время переданы в ведение Пенсионного фонда РФ

Основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждаю­щихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды со­циальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, ма­газины, торгующие по льготным ценам, и т. д.

Ниже рассмотрены основные направления деятельности муниципальных ор­ганов управления и учреждений социальной защиты населения.

http://knigi.news/munitsipalnoe/kriterii-mehanizmyi-okazaniya-sotsialnoy-53847.html

Критерии и инструменты социальной защиты

Критерии социальной защиты

В условиях рыночных отношений, чтобы социальная защита населения была реализована, важно разработать её концепцию.

Организовать социальную поддержку населения при отсутствии системы взглядов на понимание данного процесса, в принципе невозможно. Как показывает практика, лучшая форма материализации замысла – это разработка соответствующих программ.

Если говорить о предыдущих годах, то многие специалисты в области социальной защиты населения считают, что в стране не было подобных замыслов или концепций. Но, здесь идет подмена понятий.

Концепция была частью социальной политики, а не самостоятельной идеей. В то время существовало безоговорочное убеждение в том, что социальная политика государства и общенародная собственность каждому гражданину гарантируют защиту.

Подобная убежденность затрудняла восприятие осуществляемых мер по социальной защите в рамках концепции, к тому же она не была сформулирована.

Рассмотрим критерии социальной защиты населения, потому что их трактовка неодинакова в России и за рубежом.

Готовые работы на аналогичную тему

Выбор критериев предоставления социальной защиты по различным регионам может иметь свои, неадекватные подходы. Критерии существуют для того, чтобы иметь возможность определять объект социальной защиты.

Для определения объекта могут использоваться признаки, которые его характеризуют. Критерии, на основе которых осуществляется социальная защита, должны иметь такое количество признаков, каково население страны, потому что все граждане государства являются объектом социальной защиты, но их возраст, социальное положение, доходы и другие характеристики различны.

Можно выделить общий критерий социальной защиты населения – это защищенность трудоспособных и социально уязвимых слоев населения.

Они должны иметь гарантированный прожиточный минимум. Этот критерий может содержать систему показателей, но в основе должен быть показатель уровня социальной защищенности.

Вывод населения из числа бедных, находящихся в критической ситуации, через оказание конкретных видов временной помощи есть критерий социальной поддержки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По мнению ряда специалистов, статус нуждающихся в социальной поддержке, можно определять по некоторым признакам:

  • признак малообеспеченности налицо, когда совокупный среднедушевой доход семьи ниже регионального прожиточного минимума;
  • признак остронуждаемости проявляется в неконкурентоспособности на рынке труда, потере места работы, экстремальности ситуации (бомжи, беженцы, пострадавшие от аварий и стихийных бедствий), состояние здоровья и др.

Все виды и формы помощи определяются на районном уровне управления. Безусловно, что такая работа от местных органов власти требует больших усилий. Выполнить её только одни работники аппарата или только сотрудники служб социального обеспечения вряд ли смогут. Для проверки нуждаемости важно привлекать и депутатов местных Советов, и представителей общественных организаций, и активистов органов местного самоуправления.

Программы социальной защиты населения и их разработка

Реализация государственной социальной политики происходит через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основная часть этих программ направлена на ликвидацию социальных проблем в экстренном порядке, но не на решение этих проблем.

Социальные проблемы, как любые другие, имеют свои причины и свои следствия. Попытки государства улучшить жизнь населения страны являются всего лишь смягчением следствий, а не решением проблемы.

В рыночных отношениях социальная защищенность населения должна быть разграничена по уровню дохода, по степени нетрудоспособности, а иногда и по принципу занятости в общественном производстве, а некоторые слои населения вообще нуждаются в специальных социальных программах.

Социальные программы финансируются как за счет государственных средств, так и за счет средств местных бюджетов, средств организаций, предприятий, за счет населения.

Социальная политика России относится к слабому звену государственного управления в течение уже многих лет. Это вызывает недовольство всех слоев населения.

Очень большое значение для стратегического планирования имеет четкое представление таких понятий, как «социальная программа» и «социальная проблема».

Под социальной программой понимается план деятельности и содержание, где изложены основные цели и задачи решения социальных проблем. Изложен характер мероприятий, уточняются сроки их исполнения и определены участники процесса с их функциями.

В процессе деятельности и в ходе развития общества возникают те или иные противоречия, требующие своего решения средствами социального управления – это уже будет социальная проблема.

Существующие виды социальных программ в российской практике:

  • программа доходов и цен;
  • программа занятости и социально-трудовых отношений;
  • программа охраны здоровья и развитии здравоохранения;
  • программа социальной защиты населения и отдельных групп (инвалидов, военнослужащих и др.);
  • программа по развитию образования;
  • программа семьи, материнства, детства;
  • программа «дети России» и др.

Как правило, долгосрочные социальные программы формируются на 10 лет и более. Целевые программы предусматривают взаимодействие всех участников-исполнителей намеченных мероприятий. Они должны быть скоординированы по целям, срокам, содержанию и направлены на решение социальных проблем на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Чтобы создать социальную программу надо провести поэтапные разработки:

  • определение проблемной ситуации;
  • разработка концепции планируемой программы;
  • поиск водимых данных;
  • формирование самой программы;
  • прогнозирование результатов;
  • разработка стандартов показателей эффективности;
  • разработка управления реализацией программы.

Свои моменты должна предусматривать концептуальная разработка программы: концепция решения проблемы разрабатывается в данном временном периоде, обязательно определяются цели и подцели программы, формируется план мероприятий, разрабатываются модели организационной инфраструктуры, определяются источники информации, виды и формы входных и выходных данных.

Механизм реализации программ социальной защиты

Реализация программ социальной поддержки происходит с помощью многоуровневого механизма. Он дает возможность ресурсные базы разных уровней управления объединить.

Таким образом, этот механизм включает в себя систему социального обеспечения, службы переподготовки и профессионального обучения, предоставление финансовой помощи.

Исходя из того, что субъектов и объектов социальной помощи много и требуется дифференцированный подход, то этот механизм нуждается в обработке. Если этого не произойдет, то рациональное использование выделенных средств для социальной поддержки, может быть исключено.

Для начала определяется порядок выдачи посемейных пособий по принципу малообеспеченности. Выдача этих пособий финансируется из областного бюджета.

Данная форма социальной поддержки не исключает и традиционных форм помощи по остронуждаемости. Основная задача всех заинтересованных ведомств состоит в оказании социальной поддержки малообеспеченным семьям независимо от причин бедности.

Для оказания помощи устанавливается состав и численность таких семей, делается расчет ресурсного обеспечения мер поддержки и утверждается объем финансирования.

Выделяемые из областного бюджета средства в первую очередь направляются в одноименные фонды для финансирования посемейных пособий и развития инфраструктуры социальной помощи.

На районном и городском уровне осуществляется практическая работа по оказанию социальной поддержки и изыскивается дополнительная возможность помощи тем, кто в ней остро нуждается.

В зависимости от численности малообеспеченных семей районам города и области выделяются дотации этим семьям. Средства из областного бюджета идут городским фондам социальной поддержки при отделах социальной защиты.

Исходя из прожиточного минимума, эти средства идут на обеспечение питанием малообеспеченных семей. Средства означенного порядка на местном уровне аккумулируются районным фондом социальной поддержки и распределяются отделами социальной защиты, труда и занятости. Эти отделы принимают решение о праве, форме и очередности получения адресной помощи в ней нуждающихся.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/kriterii_i_instrumenty_socialnoy_zaschity/

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1. Социальная защита — система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека [15].

Также под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Данная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой — институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих государство, суд, профсоюзы и другие.

Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудовому человеку возможности своим трудом обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту [8, с. 9-13].

Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

-пособия по безработице;

-пособия по болезни, инвалидности;

-пособия по получению образования;

-гарантирование государством минимального уровня дохода [16].

В системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

— защита всех социально-демографических групп населения;

— социальные гарантии трудоспособным членам общества;

— меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы

Методы социальной защиты:

1. Социальная помощь осуществляется как в денежной, так и в натуральной формах на условия безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении(инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы).

2. Социальное страхование- система предоставления финансовой помощи на счет взносов (обязательных или добровольных).

3. Социальное попечительство- метод социальной защиты, при которой помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью, например, когда дети остались без родителей.

4. Социальная поддержка- способ соц. Защиты граждан, чти доходы ниже установленного прожиточного минимума.

5. Социальное обслуживание-система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Для проведения политики соц. защиты создается и развивается система соц. защиты, которая представляется собой совокупность мер и форм, которые обеспечивают подержания жизнедеятельности тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях сильного риска по независящим от них обстоятельствах [4 с.226-227].

Функции социальной защиты населения:

1. Экономическая заключается в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособности или потеряй кормильца, оказание минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

2. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровни жизни различных слоев населения.

3. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития населения.

4. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита — это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

2. социальная защита населения — это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты является размер среднемесячного дохода населения на члена семьи, наличие источника средств существования(нетрудоспособные, безработные), потребности в помощи (ветераны войны, беременные женщины), экологическое и социальное неблагополучие(беженцы, жители экологически неблагополучных территорий). Для каждой категории уязвимых слоев населения разрабатывается своя система защиты населения.

Главная цель разработки критериев эффективности работы учреждений социального обслуживания системы и управлений (отделов) социальной защиты населения городов и районов- это «при минимальных затратах бюджетных средств добиваться более эффективной социальной защиты действительно нуждающихся в ней граждан, используя, в первую очередь, их собственные возможности»

1. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости)

Эффективность работы учреждений социального обслуживания оценивается по группам: дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего и специального типа; психоневрологические интернаты для взрослых инвалидов; другие учреждения Такая классификация учреждений, оправдана, так как позволяет произвести оценку эффективности изначально «равных» по типу между собой учреждений.

2. В группу критериев финансовой деятельности включены следующие критерии (пункты) — это критерии эффективности целевого использования бюджетных средств на содержание учреждения; кредиторской задолженности; финансового состояния иной деятельности (критерий эффективности работы по получению дохода от иной деятельности); организации и проведения государственных закупок; своевременного освоения средств для строительства и капитального ремонта; работы со спонсорами.

3. К показателям нарушений отнесли такие критерии эффективности: критерий нарушений, зафиксированных актом или другим документом (правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и другие); критерий наличия фактов привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и наличия обоснованных жалоб на социальное обслуживание.

4. В группу критериев оценки эффективности работы самого учреждения и его отчетности представляется целесообразным внести такие показатели: исполнительская дисциплина, характеризующаяся качеством и сроками представления информации на запросы отделов управления социальной защиты населения; организационно — правовая работа с персоналом учреждений, оцениваемая через организацию трудовых отношений в учреждении; показатель внедрения новых эффективных форм и методов социальной работы в учреждении; участие в конкурсах, спартакиадах, фестивалях. Критерий эффективности, называющийся «организационно — правовая, профилактическая работа с персоналом учреждений», содержит в себе показатели состояния документации по социально- трудовым вопросам.

В состав системы социальной защиты населения включают следующие подсистемы:

— субъекты-граждане и члены их семей, на которых распространяется соц. Защита населения и социальные работники.

— виды и формы соц. Защиты

-механизмы соц. Защиты

-органы в соц. Защиты, в т.ч.:

1. Органы управления соц. защиты

2. Органы финансирования соц. Защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соц. страхования.

3. Сеть организаций и предприятий соц. Защиты и соц. Обслуживания различных организационно-правовых форм [11, с.10-15].

http://studbooks.net/666366/sotsiologiya/sotsialnaya_zaschita_ponyatie_kriterii_otsenki

Новое в законе о соцобслуживании: инд. нуждаемость и соцсопровождение

— Законопроект разрабатывался два года. Были сложности при работе над ним? Какие итоги вы можете подвести?

— Минтруд, как инициатор закона, считает его удачным. Мы очень долго обсуждали проект на разных площадках — для того, чтобы учесть все многообразие точек зрения. Поступило множество предложений, новаций, и по ним мы старались находить консенсус. Сейчас наша задача — обеспечить реализацию заложенных в законе норм. Нужно принять целый ряд нормативных правовых актов: постановлений правительства, ведомственных приказов Минтруда. Но главный массив нормотворчества — это региональные акты, которые находятся на стадии активной подготовки и принятия.

— Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм,маршрут оказания помощи. Как это будет работать на практике?

— К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой — в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка — ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

-Закон указывает, что кроме надомной работы (покупки продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления обедов) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?

— Речь идет о социальном сопровождении — новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций.

Приведу пример: мама, у которой есть ребенок-инвалид. Часто возникает ситуация, когда ребенок нуждается в направлении на лечение в другой город. В таком случае органы социальной защиты в рамках межведомственного взаимодействия связываются с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования — для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.

— По новому закону, надомное обслуживание будет распространяться и на семьи с детьми. От чего будет зависеть объем этой помощи и то, в чем она будет заключаться: от количества детей, от того, работают родители или нет, от дохода семьи, от чего-то еще?

— По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. В первую очередь, предоставление социальных услуг будет организовано для семей с детьми-инвалидами. Сейчас активно развиваются различные формы присмотра, чтобы родители могли работать, удовлетворять свои потребности, а не находиться постоянно с ребенком.

— По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?

— Как я уже сказал, все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума. Тем самым мы увеличили количество граждан-получателей услуг, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Также на региональном уровне может приниматься решение о расширении категорий бесплатных получателей. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние гарантии сохранятся.

— Будут ли помогать тем нуждающимся, у которых хоть и есть родственники, но не заботятся о них? Или в случае, когда родственники, помогая лежачему больному, вынуждены уходить с работы или получать очень мало, в результате чего семья влачит жалкое существование? Или же помощь будет приходить только одиноким людям?

— Да, таким семьям будут помогать, если будет установлена необходимость оказания социальной помощи. Это зависит от каждой индивидуальной ситуации.

Если сейчас необходимые услуги определяются органами соцзащиты, в основном, на основе преклонного возраста и одинокого проживания, то в новом законе содержится расширенный перечень критериев. Это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным – как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Бесплатность или платность услуг будет определяться для получателя на основе его среднедушевого дохода, о чем я говорил выше.

— В законе указываются новые принципы социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает?

— Когда мы вводили этот принцип в закон, мы исходили из логики, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.

— Сейчас много говорится о том, что стоит развивать поддержку семей, ухаживающих за пенсионерами без помощи социальных служб (так называемые «приемные семьи для пожилых»). Это пока не прописано в законе? Как им могут помочь органы соцзащиты?

— Сейчас это одна из технологий, которая реализуется в некоторых регионах за счет их средств. Суть ее в том, что одинокий пожилой человек живет в неравнодушной семье, которая ухаживает за ним и получает за это вознаграждение. Цель такой технологии — не помещать человека в стационар, а обеспечить ему ту самую привычную среду обитания. И притом за меньшие деньги, чем содержание в доме престарелых. В законе отдельно такая технология не прописана, но регион, если сочтет нужным, может ее внедрить у себя.

— Действительно ли, по новому закону, любой гражданин — пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома — сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить, а финансирование пойдет «за человеком»?

— Да, все верно. Вначале в каждом регионе будет сформирован реестр поставщиков, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг. Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная. Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.

Можно провести аналогию со школами, в которых сейчас действует принцип: куда ребенок пошел учиться, туда и направляются средства из бюджета. То же самое предполагается и в соцобслуживании. Кроме того, будет создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. Сейчас статистика, конечно, ведется, но она носит общий характер. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.

— В Законе указана необходимость оказания помощи в случае отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Каким образом будет оказываться помощь таким категориям граждан? Как будут помогать органы соцзащиты в подобных случаях?

— Услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе. Если человеку нужна помощь, он обращается в органы соцзащиты. Если у него нет возможности сделать это самому, то это право может делегироваться его законному представителю, органу власти или общественной организации. И по процедуре все ровно то же самое: устанавливается нуждаемость в получении социальных услуг, составляется индивидуальная программа, заключается договор с поставщиком о предоставлении социальных услуг. Другое дело, когда нужно оказать экстренную помощь. Допустим, обеспечить питанием или одеждой, оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Тогда человеку оказываются срочные социальные услуги, которые не требуют прохождения всей процедуры.

— Закон предполагает оказание помощи не только нуждающимся семьям или семьям с инвалидами, но и в таких случаях, как «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами», в случае наличия насилия в семье. Каким образом будет оказываться помощь в таких ситуациях, и какая?

— Социальная помощь таким семьям будет оказываться в обязательном порядке. Для этого в стране работают социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению. В них работают психологи, которые помогут семье справиться с трудностями. Эти учреждения могут оказывать при необходимости и социальное сопровождение.

— Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?

— Мы ни в коем случае не ставим перед собой задачи уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.

Это, к примеру, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, отсутствие возможности осуществлять самообслуживание, отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми. Регион вправе расширить этот перечень и взвешенно подойти к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

— Важный аспект закона — новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?

— Развитие государственно-частного партнерства — это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра. Не секрет, что бизнес неохотно идет в сферу социального обслуживания в силу невысокой рентабельности проектов. Чтобы привлечь его, разработан комплекс мер. Во-первых, вносятся изменения в Налоговый кодекс: чтобы обнулить налог на прибыль, сейчас он равен 20%.

Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания: например, дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Кроме того, были упрощены СанПиНы в этой сфере. Исключены такие избыточные нормы, как высота потолков, определенная площадь гостиных, обязательное наличие встроенного шкафа и т.п. Надеемся, что эти меры помогут сформировать благоприятную почву для вхождения на этот рынок, облегчит жизнь социальному предпринимательству.

— Также в следующем году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 160 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Да, в бюджете на следующий год эти деньги уже заложены. Они пойдут на поддержку инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Мы сейчас определяемся с проектами, и в ближайшее время будет понятно, в каких регионах заработают пилоты.

— С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? И какими силами вообще можно обеспечить выполнение программ закона? Будет ли достаточно нынешних собесов, или будут появляться новые структуры?

— Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь — на обучении специалистов нормам нового закона — особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время в регионах положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания, проводится разъяснительная работа среди населения.

В целях повышения квалификации специалистов проводятся семинары и круглые столы. Подключатся и профессиональные объединения, к примеру, Союз социальных педагогов и социальных работников. Я уверен, что благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

http://dislife.ru/articles/view/34321

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях