WordPress

Меры государственного регулирования и поддержки

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры государственного регулирования и поддержки" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 2

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 4

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 5

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 6

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

http://bankiros.ru/wiki/term/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 7

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.11.2018 2018-11-26

Статья просмотрена: 457 раз

Библиографическое описание:

Миронов, И. А. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ / И. А. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54198/ (дата обращения: 12.05.2020).

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса развития экономики, так и для самих представителей малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации отстает от существующих возможностей и нужд. Для ликвидации подобного противоречия предлагается комплекс мер по государственному регулированию малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: государство, поддержка, малый бизнес, регулирование, предпринимательство, Российская Федерация, предприятие.

Problems of small business, its state regulation and support is a topic for constant disputes of the scientific community, government bodies and this is interpreted as its indisputable importance for the country, as the main resource for economic development, and for small business representatives themselves.

Small business development in the Russian Federation lags behind existing opportunities and needs. To eliminate this contradiction, a package of measures is proposed for the state regulation of small business, both at the federal level and at the regional level.

Keywords: state, support, small business, regulation, entrepreneurship, Russian Federation, enterprise.

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы граждане проявили инициативу и установили цивилизованные отношения между бизнесом и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает в себя как стимулирующие, так и контрольно-ограничительные меры для обеспечения того, чтобы участники рынка соблюдали определенные правила «игры», без каких управление невозможно. Государство регулирует как мелкий бизнес, так и монополию.

Малые и средние предприятия играют важную роль в формировании конкретной среды, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения ситуации, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет улучшить детальную и технологическую специализацию крупных промышленных и экономических комплексов, к каким они поставляют составные элементы готовой продукции. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживают общественные конфликты, создают рабочие места [2, с. 254].

Предпосылками для развития малого бизнеса в Российской Федерации являются недоразвитость рынков потребительских товаров и услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемые мощности на предприятиях и так далее.

Деятельность малых предприятий сосредоточена в основном на местном рынке, на решении региональных проблем. Они становятся основой для формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования.

Приоритетными областями малых предприятий, какие заслуживают особой государственной поддержки, являются [3, с. 155]:

– производство потребительских товаров,

– предоставление промышленных и бытовых услуг, строительство объектов социальной сферы, место назначения.

Меры поддержки малого бизнеса могут быть объединены в 3и группы [4, с. 454]:

– нормативно-правовое регулирование: упрощение процедуры регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступа к государственным (муниципальным) заказам и другим актам прямого действия;

– организационные и административные: создание фонда нежилых помещений, безопасность лица и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;

– финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.

Государственная поддержка малого бизнеса в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ним, указами Президента РФ, постановлениями Правительством РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами РФ [1].

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в следующих областях:

– формирование инфраструктуры для поддержки и развития малого бизнеса;

– создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материальных, технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– создание упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, в том числе содействие развитию их торговых, научных, технических, промышленных, информационных отношений с зарубежными странами;

– организация обучения, переподготовки и повышения квалификации для малых предприятий.

Для достаточно развитого сектора малого бизнеса необходимо [5, с. 217]:

  1. сосредоточить усилия государственной поддержки на стимулировании инновационного предпринимательства;
  2. перенести центр тяжести поддержки и создать условия для его развития с федерального до муниципального уровня;
  3. начать работу над конституционным статусом среднего бизнеса,
  4. создать условия для более тесного юридического и экономического взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом;
  5. создать условия для развития интегрированной системы поддержки бизнеса (лизинг, франчайзинг);
  6. сформировать систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого бизнеса, особенно для долговых инвестиций;
  7. ежегодно предоставлять в бюджеты субъектов РФ и муниципалитетов распределение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов для поддержки малого бизнеса.

Формирование политики государственного регулирования экономики и предпринимательства определяется главной целью, к какой стремится государство.

В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научного, технического и культурного потенциала. Малый бизнес в этом случае является экономическим и социальным инструментом, который поможет повысить местную экономику и станет эффективным средством экономического и социального развития на реструктурированных промышленных предприятиях. Поэтому сегодня главное — поддержка отечественных производителей, развитие государственной политики по стимулированию производства и производства конкурентоспособной продукции.

Государство должно устанавливать правила, обеспечивать реальную поддержку, устанавливать стратегическую концепцию, ставить цели, а задача менеджеров — использовать эти возможности и обеспечить развитие производства.

Это небольшие предприятия, особенно в случае эффективно развитой государственной политики в области малого бизнеса, какие могут стать основой рыночных структур во многих секторах, обеспечить поток инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым объединить процессы структурной политики и формирование Всероссийского рынка.

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
  2. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 494 c.
  3. Гегедюш, Н. С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н. С. Гегедюш, Е. В. Масленникова, М. М. Мокеев и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c.
  4. Иванов, В. В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 718 c.
  5. Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш и др. — М.: Дашков и К, 2016. — 556 c.

http://moluch.ru/archive/233/54198/

Государственное регулирование и государственная поддержка предпринимательства

Как свидетельствует мировой опыт, экономика в любой стране не может успешно развиваться, если государство не обеспечивает надлежащих для этого условий и не беспокоится о системе защиты прав субъектов рынка. В рыночной экономике государство и бизнес не противодействуют между собой, а наоборот наибольший социально-экономический эффект достигается на основе сотрудничества, взаимопонимания решения существующих проблем. Государственное регулирование — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей, осуществляемых органами исполнительной управления.

Государственное регулирование предпринимательства — это влияние государства на деятельность субъектов предпринимательской деятельности и рынок для обеспечения оптимальных условий их функционирования.

Предпринимательство, как и рыночная экономика, не имеет врожденного иммунитета против монополизма, инфляции и спадов деловой активности. Предпринимательство также не может самостоятельно решать сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика. Следовательно, без вмешательства государства, без государственного регулирования предпринимательство никогда не сможет сделать производство экономически безопасным, гарантировать реализацию социально-экономических прав человека, выровнять структурные и региональные диспропорции, обеспечить продовольственную безопасность страны и тому подобное. Для осуществления эффективного государственного регулирования предпринимательства необходимы соответствующие механизмы.

Механизмы государственного регулирования предпринимательства — это система мероприятий, разработанных государством, с учетом требований рынка и интересов субъектов предпринимательской деятельности — правовой, финансовый, стимулирования, поддержки, содействия, контроля, а также формы и методы реализации государственного регулирования, государственные органы и фонды, призваны заниматься деятельностью субъектов предпринимательства.

Государственное регулирование предпринимательства имеет свои функции, инструменты (методы) и соответствующие органы (рис. 2.1).

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 8

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на субъектов предпринимательской деятельности

Основные функции государственного регулирования предпринимательства таковы:

1) поддержка пропорциональности производства и потребления, анти циклическое регулирование;

2) поддержка и развитие конкуренции, антимонопольные меры;

3) перераспределение доходов и социальной защите предпринимателей и потребителей.

К инструментам, или методов государственного регулирования предпринимательства, относятся:

— Налогово-бюджетная система (фискальная)

— Внешнеэкономическое регулирование (таможенные пошлины, лицензии, квоты).

Органами государственного регулирования предпринимательства являются центральные органы исполнительной власти, а также местные органы исполнительной власти и органов самоуправления, которые реализуют государственную политику по регулированию, поддержки и развития предпринимательства. В частности, основным центральным органом власти по осуществлению государственного регулирования и поддержки предпринимательства и лицензирования предпринимательской деятельности является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Существуют и другие центральные органы власти, осуществляющих государственное регулирование предпринимательства, в том числе функции координатора макроэкономической политики государства в Украине выполняет Министерство экономики Украины, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты субъектов предпринимательства и потребителей от его нарушений — Антимонопольный комитет Украины и др.

Цели государственное регулирование предпринимательства:

— Создание правовой базы;

— Стабилизация экономики и осуществления ее структурной перестройки, создания условий для экономического роста, сглаживание товарных и региональных диспропорций;

— Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

— Потребность пополнения государственного бюджета, справедливого распределения доходов;

— Обеспечение эффективности отечественного производства и деятельности субъектов бизнеса;

— Рациональное использование различных видов ресурсов;

— Обеспечение надлежащего правопорядка и национальной безопасности государства;

— Защита национальных интересов в системе международных хозяйственных связей;

— Защита окружающей среды от негативных экологических последствий (эффектов) деятельности некоторых предпринимательских структур, обеспечение населению экологической безопасности.

Государство создает общеэкономические, правовые и социальные условия, обеспечивающие нормальное функционирование предпринимательства. Она определяет и внедряет правила рынка (бизнеса) путем издания мотивированных законодательных и нормативных актов, способствующих развитию рыночной конкуренции и соблюдению этико-правовых норм бизнеса; государство контролирует выполнение этих правил; защищает права собственности и свободы хозяйственной деятельности.

Государство разрабатывает и принимает меры поощрения развития бизнеса (субсидирование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация) и административные меры наказания (штрафы, судебные иски) за несоблюдение правил бизнеса. Такими средствами государство реализует регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, поощряя одни виды деятельности путем субсидирования и удерживая другие через налогообложение. Кроме того, государство осуществляет: обеспечение кредитования, гарантирования займов, страхование производство и продажа товаров и услуг предприятиями, находящимися в государственной собственности (частично или полностью).

Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности.

Методы государственного регулирования предпринимательства:

Экономические методы основаны на использовании различных экономических, финансовых рычагов. Это налоги, цены, кредиты, банковские проценты, экономические санкции (пеня, штрафы), целевые дотации, перераспределение доходов и ресурсов, льготы.

Административные методы осуществляются посредством принятия законодательных актов и обеспечения Их соблюдение путем контроля со стороны органов исполнительной власти в пределах своей компетенции. К административным рычагам относятся указы, приказы, постановления, инструкции, стандарты, импортные квоты, нормы, нормативы, лимиты, прямой запрет. Административные методы должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности доступа к материально-технических ресурсов. Обеспечение материально-техническими ресурсами и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляются только при условии выполнения предпринимателем работ и поставок для государственных нужд.

Государственная политика поддержки предпринимательства — это совокупность (комплекс) приоритетных народнохозяйственных подходов и решений, которые определяют основные направления и формы правового, экономического и организационного содействия развитию предпринимательства с учетом интересов государства и субъектов хозяйствования.

Под государственной поддержкой необходимо понимать, с одной стороны, государственное регулирование этого сектора экономики, предполагает прежде всего сознательное формирование государственных структур правовых, экономических и организационных условий становления и развития предпринимательства, а с другой — создание стимулов, использование материальных и финансовых ресурсов, привлекаемых в сферу предпринимательства на льготных условиях или бесплатно.

Основными целями государственной политики поддержки предпринимательства являются:

— Обеспечение роста внутреннего валового продукта за счет деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

— Привлечение субъектов предпринимательства к решению социально-экономических проблем на государственном и региональном уровнях;

— Совершенствование структуры субъектов предпринимательства;

— Повышение технологического уровня производства предпринимательских структур;

— Поощрение развития субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях и на территориях приоритетного развития;

— Создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы;

— Содействие максимальной самореализации граждан в предпринимательской деятельности;

— Формирование социального слоя собственников и предпринимателей.

Государственная поддержка предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

— Предоставляют предпринимателям земельные участки и имущество (производственные и нежилые помещения, объект незавершенного стройки, не используемое оборудование), которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности;

— Осуществляется первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с последующей продажей или передачей предпринимателям на условиях аренды, лизинга, кредита;

— Способствует организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимательства, подготовке и переподготовке необходимых кадров, способных эффективно хозяйствовать в рыночных условиях;

— Стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых кредитов, налоговых льгот) разнонаправленную инновационную деятельность, освоение новых видов продукции и услуг;

— Государство берет на себя функции по созданию рыночной инфраструктуры, то есть тех институциональных структур которые могут предоставить предпринимателям сопроводительные услуги, необходимые для успешного бизнеса (биржи, банки, страховые компании, склады, оптовые рынки, ярмарки, аукционы, лизинговые компании, консалтинговые фирмы, бизнес — инкубаторы, технопарки.

Государственное регулирование предпринимательства заключается в том, что государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от недобросовестной конкуренции и монополизма.

Органы государственного управления регулируют свои отношения с предпринимателями, используя налоговую, финансово-кредитную и ценовую политику; государственное имущество и систему резервов; социально-экономические и другие нормы и нормативы; научно-технические, экономические и социальные долгосрочные программы; договоры (контракты) на выполнение работ и поставок продукции для общегосударственных нужд.

Обеспечение реализации государственной политики по регулированию предпринимательства осуществляется в соответствии со своей компетенцией на общегосударственном уровне Украинский фонд поддержки предпринимательства, на региональном уровне — региональные фонды поддержки предпринимательства на местном уровне — местные фонды поддержки предпринимательства.

http://studbooks.net/80439/ekonomika/gosudarstvennoe_regulirovanie_gosudarstvennaya_podderzhka_predprinimatelstva

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее материальные и денежные средства приносят меньшую отдачу. Кроме того, оно медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Поэтому необходимым условием эффективного функционирования АПК является государственное регулирование.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.

Государственное регулирование часто отождествляют с государственной поддержкой. Однако это не одно и то же. Государственная поддержка является составной частью государственного регулирования, представляющей собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями. Помимо государственной поддержки государственное регулирование объединяет и такие составляющие, как административное и правовое воздействия, меры ограниченного характера.

В экономической литературе выделяют ряд принципов, на которых должна базироваться система государственного регулирования агро- продовольственного рынка. Основными из них являются:

  • государственная поддержка, которая играет дополнительную роль; товаропроизводители должны в основном работать на самофинансировании;
  • дифференцированный подход к осуществлению поддержки. При этом следует учитывать различия в эффективности хозяйствования, инновационности и экологичности производства, конкурентоспособности производимой продукции;
  • мотивационная направленность государственной поддержки, которая должна ориентировать товаропроизводителей на эффективное производство;
  • программно-целевой подход к осуществлению поддержки. Это означает, что любые меры поддержки должны быть элементом конкретной государственной программы;
  • максимально эффективное использование средств государственной помощи;
  • протекционизм, представляющий собой экономическую политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественных товаропроизводителей на нем;
  • доступность и адресность государственной поддержки;
  • обеспечение равных условий конкуренции на рынке;
  • последовательность осуществления мер государственной поддержки.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспечения, поддержание эквивалентного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, защита отечественных товаропроизводителей.

Государственное регулирование обеспечивается с помощью различных методов, представляющих собой способы воздействия на субъекты рынка. С развитием экономики спектр применяемых методов государственного регулирования постоянно расширяется.

Методы государственного регулирования агропродовольственно- го рынка можно классифицировать по нескольким признакам. По степени воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия.

Прямые методы государственного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К методам прямого воздействия относятся административные меры, оказывающие влияние непосредственно на объект, стимулируя и ограничивая его интересы. К ним можно отнести субсидирование процентных ставок по кредитам, дотации и компенсации части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, или таможенные пошлины, устанавливаемые на импорт отдельных видов продовольствия.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям государственной экономической политики. К методам косвенного воздействия относятся экономические, оказывающие опосредованное влияние — это товарные и закупочные интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

По организационно-институциональному признаку принято различать административные, организационные и экономические методы государственного воздействия.

Административные методы государственного вмешательства — система законодательно-правовых мер, направленная на обеспечение устойчивых условий воспроизводства в агропромышленном комплексе. Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Организационные методы означают создание соответствующих организационных структур — государственных агентств, компаний.

Экономические методы государственного вмешательства — система экономических инструментов, используемых правительством для косвенного воздействия на воспроизводственный процесс. Они представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

По целевому признаку все методы государственного регулирования можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Поддержка доходов производителей. Сюда входят: компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий, платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства.
  • 2. Ценовое вмешательство, предлагающее ряд мер воздействия на рынок продовольствия: поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установление квот; установление налогов на экспорт и импорт продовольствия.
  • 3. Компенсация издержек. Сюда входят меры по компенсации расходов по приобретению средств производства: удобрений, ядохимикатов, кормов и т.д.
  • 4. Содействие развитию агропродовольственного рынка (финансирование, разработка и осуществление рыночных программ).
  • 5. Содействие развитию производственной инфраструктуры (выделение государственных средств на создание базы хранения продукции и материально-технического снабжения, развитие транспорта, связи, станций защиты растений и т.п.)

Российская Федерация присоединилась к Всемирной торговой

организации (ВТО), являющейся главной международной организацией, регулирующей торговлю между государствами.

Все методы внутренней государственной поддержки агропромышленного комплекса можно классифицировать на основе признака: оказывают ли они «искажающее» воздействие на торговлю и производство.

В рамках так называемой «красной корзины» запрещены такие меры, как квотирование на ввоз, экспортные субсидии и некоторые другие, при этом сохраняются квоты на ввоз мясо птицы, говядины и свинины.

Группа методов «зеленой корзины» включает способы государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на деятельность предприятия агропромышленного комплекса и могут применяться без ограничений. Методы государственного регулирования в рамках «зеленой корзины» предусматривают: расходы на борьбу с вредителями и болезнями сельскохозяйственных животных и растений, компенсацию части затрат по страховым платежам, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, образования поддержка развития инфраструктуры и т.д.

Методы внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и производство, классифицируются как способы «желтой корзины» и должны постепенно сокращаться. Они включают субсидирование процентных ставок по кредитам, развития элитного семеноводства и племенного животноводства, закладки и ухода за многолетними насаждениями, приобретения энергоносителей и средств химизации и т.п.

Региональное субсидирование не входит ни в одну из корзин, а значит, может свободно использоваться. Таким образом, государственная поддержка сельского хозяйства может быть увеличена за счет того, чтобы больше средств направлялось через «зеленую корзину» и региональное софинансирование. Превысить лимит государственной поддержки можно за счет оказания неограниченной поддержки регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства.

Наша страна имеет возможность увеличить прямую государственную поддержки сельского хозяйства до 2017 г. с 5,2 до 9 млрд долл., но затем они должны быть снижены до 4,4 млрд долл.

У всех членов ВТО разные условия, например, разрешенное государственное финансирование сельского хозяйства у нас — 4,4 млрд долл., а в Швейцарии, которая в сотни раз меньше по площадям — 5,8 млрд долл. Если европейские страны выиграли от вступления в ВТО, то наша страна может пойти по пути Армении, Грузии, стран Прибалтики, где в результате вступления в ВТО заброшены сотни тысяч гектаров плодородных почв. Однако участие России в ВТО поможет продвижению нашей сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.

Государственное регулирование осуществляется с помощью экономического инструмента, к которому относятся:

  • • цены — целевые, гарантированные (защитные), залоговые;
  • • налоги — льготные, дифференцированные;
  • • кредит — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;
  • • бюджет — ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий;
  • • интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (закупочные и товарные);
  • • страхование (частичная уплата страховых взносов);
  • • таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Один из главных инструментов государственной поддержки — выделение дотаций, субсидий, компенсаций.

Дотации — это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых. За счет дотаций из федерального бюджета осуществляется также санация убыточных хозяйств.

Компенсацией называется возмещение государством понесенных хозяйствующим субъектом расходов. В настоящее время возмещается, в частности, часть затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, закладку многолетних насаждений и уход за ними.

Государственное финансирование хозяйственной деятельности может носить субсидиарный характер. Субсидия — это денежная помощь, служащая дополнительным источником покрытия расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и некоторые другие.

Государственное финансирование может производиться централизованно или через бюджеты субъектов РФ в виде так называемых субвенций. Субвенция — это фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования бюджетных расходов субъектов РФ.

В Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. расширен спектр государственной поддержки. При ее реализации намечены следующие основные направления поддержки:

Объем бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса из средств федерального бюджета возрастет с 158,9 млрд руб. в 2013 г. до 217,9 млрд руб. в 2020 г., или в 1,4 раза, и за указанный период составит 1509,7 млрд руб. Кроме того, на эти цели из бюджетов субъектов Российской Федерации будет израсходовано 777,6 млрд руб., или 33% от расходов на поддержку отраслей консолидированного бюджета страны. Следовательно, основная часть средств на поддержку агропромышленного комплекса будет выделяться из федерального бюджета.

http://studref.com/354908/ekonomika/gosudarstvennoe_regulirovanie_agropromyshlennogo_proizvodstva

Меры государственного регулирования и поддержки

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 11

Государственная экономическая политика выступает инструментом регулирования экономических общественных отношений. Существуют различные формулировки этого термина. Согласно К.Р. Макконнелу и С.Л. Брю экономическая политика или прикладная экономическая наука – это меры или решения, основанные на общем представлении об экономическом поведении, обеспечивающие исправление или устранение рассматриваемой проблемы.

Анализ и обобщение научной литературы позволяет предложить следующее определение рассматриваемой категории: государственное регулирование производства в сельском хозяйстве представляет собой процесс прямого и (или) косвенного воздействия государства как выразителя общественных интересов и субъекта рыночных отношений на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития [1].

Сущность государственного регулирования и поддержки эффективного аграрного производства раскрывается в его функциях (рисунок).

Важнейшей функцией государства должно стать формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и т.д. Роль государства должна сводиться к тому, чтобы с помощью научно обоснованных форм, методов, рычагов, подготовки и переподготовки кадров создать благоприятную среду для устойчивого воспроизводства эффективных субъектов рыночных отношений в АПК России, ее регионах, предпринимательских структурах.

Меры государственного регулирования и поддержки - картинка 12

Основные функции государственного регулирования и поддержки развития аграрного производства

Не менее важная функция государственной поддержки – формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей. Для выполнения этой функции государство должно воздействовать на формирование доходов основных групп населения, поддерживая необходимый уровень пенсий, пособий и т.д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства.

Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов аграрной сферы экономики в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами [2].

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если формирование системы такой поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации.

Прежде всего, важен принцип единства экономических и социальных целей: меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

Следующий принцип – сочетание индикативности и директивности в управлении аграрной сферой – предполагает, что директивные методы регулирования в условиях рыночной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости (в случае засухи, наводнения, экологических катаклизмов и т.п.).

Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта: внутриэкономический, он касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное дополнительное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Принцип программного регулирования основывается на том, что программы в аграрном секторе представляют собой, во-первых, метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия, во-вторых, позволяют согласовывать интересы, механизмы и инструменты регулирования.

Однако выделенные принципы не полностью раскрывают процесс воздействия государства на аграрную сферу и нуждаются в дополнении.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких. При этом, с одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как именно крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. С другой стороны, в настоящее время происходит значительный рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и трудовых ресурсов. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие различных по объемам производства предприятий предполагает использование и различных форм собственности. Таким образом, по нашему мнению, государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности [3].

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако она не должна развивать иждивенчество, необходимо исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип государственного регулирования, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

Краеугольным же должен стать принцип обеспечения расширенного воспроизводства, означающий необходимость преодоления межотраслевого диспаритета цен, устранения неадекватности потребности и поступлений материально-технических и финансовых ресурсов и создания благоприятной экономической среды в АПК на основе экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Принципы государственного регулирования находят свое проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей. Анализ специальной литературы позволяет объединить их в три группы: правовые, административно-организационные и экономические.

К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относят:

– контроль за соблюдением стандартов;

– систему лицензирования производства, переработки и реализации зерна;

– установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна и продукты его переработки;

– установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка;

– установление пороговых цен на зерно;

– определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования;

– установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.

В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим методам: прямым (бюджетным) и косвенным (денежно-кредитным).

В соответствии с Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства», его основными направлениями являются:

– формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия;

– финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

– защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

– развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

– развитие социальной сферы села.

Именно первые два направления и образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, включающее:

В современных условиях ведущим звеном государственного экономического регулирования АПК должно рассматриваться финансово-кредитное регулирование, основное назначение которого – образование, распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики [2].

Средства федерального бюджета выделяются на реализацию следующих мероприятий:

– поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

– повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельхозкультур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Следует отметить, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;

– кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

– компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

– развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

– организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

– иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Бюджетная поддержка АПК осуществляется по трем направлениям [5]:

– поддержка отраслей и предприятий по заготовке, хранению, переработке и доведению продукции до потребителя;

В состав бюджетной поддержки перерабатывающих отраслей АПК входят небольшие по масштабам компенсации производственных затрат перерабатывающих предприятий некоторых отраслей и финансирование отдельных долгосрочных вложений.

Бюджетная поддержка потребителей продовольствия осуществляется за счет средств местного бюджета посредством компенсации розничных цен на продовольствие, субсидий предприятий общепита и прямой продовольственной помощи малоимущим слоям населения.

Недостатком действующего механизма бюджетной поддержки АПК является отсутствие системного подхода и долгосрочной правовой базы, его вынужденный характер, сформированный и корректированный с учетом общих целевых установок.

Состояние аграрной сферы экономики во многом зависит от продуманной аграрной политики государства, одним из ключевых направлений которой является ценовое регулирование.

Ценовые отношения в рыночной экономике основываются на сочетании свободного ценообразования и государственного регулирования цен. Принципиальная схема оптимально функционирующей системы цен на сельскохозяйственную продукцию предполагает учет следующих моментов [4]:

– общественно необходимый объем и ассортимент продукции;

– территориальные и отраслевые различия в темпах воспроизводства и нормах рентабельности, обеспечивающих эти темпы;

– оптимальность пропорций между накоплением и потреблением;

– обеспечение максимальной эффективности производства при имеющихся ресурсах.

В системе ценовых отношений между субъектами аграрного рынка одной из наиболее острых и трудноразрешимых является проблема ценового паритета. Паритет по отношению к ценам аграрного рынка трактуется как научно обоснованное соотношение, формирующееся между ценами производителей на реализуемую продукцию сельского хозяйства и ценами на приобретаемые ими промышленные товары и услуги производственно-технического назначения.

Однако построение целостной, взаимоувязанной системы ценообразования в сельском хозяйстве во многом сдерживается противоречиями в действующих нормативных документах, что позволяет различным министерствам и ведомствам, в сферу которых входит формирование ценовых механизмов в агропромышленном комплексе, по-разному трактовать те или иные элементы системы цен, а также необходимость их применения.

http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40258

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях