WordPress

Меры государственной поддержки инновационного развития

Меры государственной поддержки инновационного развития - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры государственной поддержки инновационного развития" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Меры государственной поддержки инновационного развития

Работа Правительства в цифрах и фактах. В 2012 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,9% предприятий промышленного производства (против 9,6% в 2011 году и 9,3% в 2010 году). Наивысшие значения индикатора инновационной активности характерны для высокотехнологичных секторов. В 2012 году соответствующая величина достигла 30,1%, приближаясь к среднеевропейским показателям.

Правительство проанализировало эффективность существующих мер государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе в части обязательного социального страхования.

Государственная поддержка инновационной деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства России от 8 декабря 2011 года №2227-р.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также в рамках государственных программ, содержащих мероприятия по инновационному развитию в соответствующих отраслях.

В последние годы в результате реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности отмечается положительная динамика показателей инновационной активности. По данным статистики, в 2012 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,9% предприятий промышленного производства (против 9,6% в 2011 году и 9,3% в 2010 году). Наивысшие значения индикатора инновационной активности характерны для высокотехнологичных секторов. В 2012 году соответствующая величина достигла 30,1%, приближаясь к среднеевропейским показателям.

Выпуск инновационной продукции промышленных предприятий достиг в 2012 году 2,5 трлн рублей, что на 25% выше, чем в предыдущем году. В общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг её доля достигла 7,8%. Это самая большая величина за весь период наблюдения инновационной активности в экономике с середины 1990-х годов.

В высокотехнологичных секторах данный показатель вдвое выше.

Наблюдается существенный рост затрат на технологические инновации. В 2012 году их величина составила 583,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 15% превосходит уровень 2011 года. Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленном производстве России (их доля в общем объёме продаж промышленной продукции) в 2012 году также превысила показатель предыдущего периода и достигла 1,8% (в 2011 году – 1,5%). Максимальные значения данного индикатора, соответствующие среднеевропейским, отмечаются в высокотехнологичных секторах (5,1%).

Сформирована система институтов развития, позволяющих оказывать содействие в реализации инновационных проектов на каждой стадии инновационного цикла («инновационный лифт») и рассматриваемых как один из основных инструментов модернизации российской экономики. Её основными элементами являются Внешэкономбанк, ОАО «Роснано», ОАО «РВК», фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям. Благодаря росту активности частных инвесторов и запуску соответствующих механизмов российская индустрия венчурных инвестиций перестала зависеть от государственных средств.

За последние четыре года объём венчурных инвестиций в России вырос почти в 10 раз. На начало 2013 года общий объём венчурных фондов и венчурных секций фондов прямых инвестиций, действующих на российском рынке, по оценке ОАО «РВК», превысил 6,7 млрд долларов США, общий объём венчурных инвестиций на российском рынке за 2012 год составил 910,6 млн долларов США, что позволило Российской Федерации по итогам исследования Dow Jones Venture Source подняться на четвёртое место в Европе по объёму венчурных инвестиций в высокотехнологичных отраслях.

С 2011 года реализуются программы инновационного развития 60 крупнейших акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. Данные компании обеспечивают около 20% российского ВВП, более 60% добавленной стоимости добывающих и обрабатывающих производств и сектора транспорта и связи. Благодаря росту инновационной активности в данных компаниях в 2012 году объём патентования вырос на 17,5%. Прирост производительности труда за 2011–2012 годы в реальном выражении с учётом дефлятора ВВП составил 17,7% в среднем по компаниям и 11,4% при исключении нефтегазового сектора.

В сфере разработки и внедрения инноваций наиболее эффективно действуют предприятия сектора малого и среднего бизнеса. С 2010 года в число приоритетов программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, вошли мероприятия, направленные на содействие инновационному предпринимательству и производственным компаниям.

По итогам 2010–2012 годов за счёт реализации указанной программы создана сеть организаций инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства, включающая в себя в том числе 13 центров кластерного развития и два центра коммерциализации технологий. В 2012 году 58 регионам выделено около 2 млрд рублей на мероприятия по поддержке инновационных компаний, что позволило поддержать свыше 1,5 тыс. предпринимателей.

В части обязательного социального страхования законодательством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий налогоплательщиков.

Прослеживается положительная динамика роста численности категорий плательщиков страховых взносов по сниженным тарифам в период 2011–2013 годов. По данным Фонда социального страхования России, в 2013 году, в сравнении с итогами 2011 года, выросло количество страхователей и численность работников данных организаций:

— в хозяйственных обществах и хозяйственных партнёрствах количество страхователей увеличилось в 2,74 раза, а работников в 2,78 раза;

— в организациях, получивших статус участника проекта «Сколково», количество страхователей увеличилось в 4,66 раза, а работников в 4,82 раза.

В целях продолжения политики поддержки малого инновационного бизнеса проектом федерального закона №348507-6 «О внесении изменений в статьи 58 и 582 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»», принятым Государственной Думой 22 ноября 2013 года и одобренным Советом Федерации 27 ноября 2013 года, предусматривается продление периода применения льготного тарифа страховых взносов в размере 20,0% до 2018 года включительно, в частности для малого предпринимательства, применяющего упрощённую систему налогообложения и осуществляющего деятельность в производственной и социальной сферах, и некоммерческих организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения.

На рассмотрении Государственной Думы находится законопроект №385323-6, внесённый Правительством Российской Федерации 14 ноября 2013 года, предусматривающий для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, расширение условий применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

http://government.ru/orders/8696/

Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности

Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности

1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 93-ФЗ пункт 2 статьи 16.1 изложен в новой редакции

2. Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

3. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16.1 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/135919/266d182e188e4a6f2141e0546eeec17c/

АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

студент, Институт управления, экономики и финансов К(П)ФУ,

студент, Институт управления, экономики и финансов К(П)ФУ,

Меры государственной поддержки инновационного развития - картинка 2

Аннотация: Регулирование инновационной отрасли является важнейшим направлением в политике России. Одним из эффективных инструментов повышения уровня инновационной активности являются государственные программы в данной сфере. В статье проводится анализ региональных государственных программ в субъектах России, направленных на регулирование инновационной деятельности. Данное исследование поможет определить эффективность реализации инновационной политики в субъектах РФ. Оценка эффективности государственных программ необходима для принятия решений, связанных с корректировкой мероприятий, сроков, объемов финансирования. Основными критериями оценки эффективности являются полнота освоения средств бюджета и достижение заданных значений целевых индикаторов.

Ключевые слова: инновации, государственная программа, научно-техническое развитие, наноиндустрия.

Перед Российской Федерацией, которая уже давно идет по пути рыночной экономики, стоит задача интеграции во всемирное экономическое сообщество в новом качестве — в качестве производителя инновационных технологий. В последние годы научно-технический сектор в России показывает отрицательную динамику развития, в то время как в мире наоборот — наблюдается его активный рост. Российские инновации составляют чуть более 0,3% от их мирового объема, и этот показатель только уменьшается. Наблюдается необходимость в реальной, а не декларативной заинтересованности государства в решении этой проблемы, в программах различного уровня для развития инновационной деятельности, обеспеченных соответствующими источниками финансирования.

В исследовании будет проведен сравнительный анализ государственной программной поддержки инновационной деятельности в рассматриваемых регионах, состоящий из сравнительного анализа показателей инновационного развития регионов, а также поддержки инновационной деятельности, выражающейся принятием специальных региональных программ. Выборка регионов осуществлялась на основании результатов рейтинга инновационных регионов России 2016, и были выбраны 2 сильных и 2 слабых по инновационному развитию региона [1]. В качестве сильных субъектов будут проанализированы Республика Татарстан и Новосибирская область, а в качестве отстающих от лидеров – Республика Марий Эл и Республика Якутия.

Рассмотрим региональную поддержку инновационной деятельности, которая выражается принятием специальных региональных программ. В рамках каждой программы предусмотрено соответствующее финансирование, а также план мероприятий с планируемыми показателями, которые необходимо достигнуть.

Итак, рассмотрим, в рамках каких программ (подпрограмм) реализуется поддержка инновационной деятельности в Новосибирской области, Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Республике Саха (Якутия) (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Программы (подпрограммы) инновационного развития, принятые в регионах

Субъект РФ

Программа (подпрограмма) инновационного развития

Региональная программа «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы» [2];

Региональная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан» на 2014 – 2020 годы [3];

Подпрограмма: «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы»;

Подпрограмма: «Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы»

Республика Марий Эл

Региональная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2013-2020 годы [4];

Подпрограмма: «Развитие инновационной деятельности»

Республика Саха (Якутия)

Региональная программа «Научно-техническое развитие

Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы» [5]

В итоге можно отметить, что программа инновационного развития как таковая принята только в Нижегородской области и Республике Саха (Якутия). В остальных субъектах приняты подпрограммы в рамках более широких программ. Также заметим при сравнении, что в названиях программ (подпрограмм) ставится общий акцент на стимулирование инновационной деятельности и инновационное развитие, в том числе и в ключевых отраслях экономики региона.

Также определим государственных заказчиков программ в регионах, а именно, какие органы отвечают за исполнение программ (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Органы, отвечающие за реализацию программ (подпрограмм) инновационного развития

Субъект РФ

Государственный заказчик программы

Министерство экономического развития Новосибирской области

Министерство экономики Республики Татарстан

Республика Марий Эл

Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Можно заметить, что везде реализовывают программы исключительно министерства. В разных регионах исполнительные органы создаются в соответствии с потребностями. Так, например, отвечающие за инновационную активность органы в Республике Марий Эл совмещены с отраслью промышленности и транспорта, а в Республике Татарстан и Новосибирской области за инновационное развитие ответственны министерства экономики регионов. В Республике Саха (Якутия) ответственность несет министерство образования и науки.

Также стоит провести сравнительный анализ того, на что направлены программы (подпрограммы) инновационного развития, и какие ключевые целевые группы в них затрагиваются. Сделано это будет на основе задач программ (подпрограмм) (см. Таблицу 3);

Таблица 3.

Задачи программ (подпрограмм) инновационного развития

Субъект РФ

Особенности задач программ инновационного развития

1) формирование благоприятных условий, обеспечивающих эффективную реализацию инвестиционной, инновационной и кластерной политики;

2) стимулирование коммерциализации научных знаний и трансфера технологий;

3) развитие инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности и условий инновационного развития действующих предприятий и размещения новых высокотехнологичных производств;

4) развитие инфраструктурного комплекса действующих промышленно-логистического парка и научно-технологического парка в сфере нанотехнологий

1) создание и вовлечение в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной собственности, обеспечения ее охраны, поддержания и защиты прав на нее;

2) создание инфраструктуры поддержки развития, а также новых производств в сфере наноиндустрии;

3) продвижение нанотехнологических проектов с помощью «инновационного лифта»

4) создание системы опережающей подготовки и переподготовки кадров для предприятий наноиндустрии

Республика Марий Эл

1) совершенствование системы мер государственной поддержки организаций промышленности в области инновационной деятельности;

2) содействие в обеспечении эффективности работы инновационной инфраструктуры;

3) создание условий для роста инновационного производства;

4) повышение эффективности использования научно-технического потенциала

Республика Саха (Якутия)

1) формирование реестра научно-инновационных проектов, научно-исследовательское и опытно-конструкторское обеспечение их реализации;

2) стимулирование реализации научно-инновационных проектов на производстве;

3) интеграция научного потенциала региона в проведении фундаментальных и прикладных исследований;

4) формирование организационно-правовой основы и инфраструктуры развития биотехнологий

Очевидно, что все рассматриваемые нами регионы ставит целью создание условий для развития инновационной экономики. Для этого среди задач выделяется создание соответствующей инфраструктуры, стимулирование инновационной деятельности, совершенствование правовой базы и т.д. Однако во всех регионах есть и свои особенности, которые можно проследить через поставленные задачи.

В Новосибирской области задачи инновационного развития увязаны с развитием инвестиционного законодательства и государственной поддержкой инвестиционной деятельности. Таким образом, регион подчеркивает необходимость и приоритетность привлечения средств инвесторов в формирующийся инновационный кластер экономики региона.

В Республике Татарстан особое внимание уделено эффективному управлению интеллектуальной собственностью (охране, защите прав на нее). Кроме того, среди особенностей задачи можно выделить стимулирование развития наноиндустрии и нанотехнологических производств, в том числе за счет подготовки и переподготовки кадров и государственной поддержки нанотехнологических проектов.

В Республике Марий Эл внимание сосредоточено на государственной поддержке промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Однако так же стоит отметить, что одной из особенностей является содействие в обеспечении эффективности работы инновационной инфраструктуры, а не ее расширения или развития в целом.

В Республике Саха (Якутия) приоритетным является проведение фундаментальных и прикладных исследований, а также формирование организационно-правовой основы и инфраструктуры развития биотехнологий.

Стоит отметить, что отсутствие той или иной задачи в программе инновационного развития региона не означает ее невыполнения, ведь мероприятия по её реализации могут входить в рамки других задач. Однако выделение задачи в отдельную дополнительно отражает важность определенного вопроса для субъекта.

После того, как мы рассмотрели, на что направлены программы (подпрограммы) инновационного развития, следует проанализировать их финансирование (см. Таблицу 4).

Таблица 4.

Финансирование программ (подпрограмм) инновационного развития (всего)

Субъект РФ

Объем средств, тыс. рублей

Республика Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

4 784 155,0 — интенсивный вариант;

2 420 359 — базовый вариант

Исходя из финансирования, можно отметить, что самое большое количество средств предусмотрено в Республике Татарстан, 17,27 миллиардов рублей, при этом около 16 миллиардов было предусмотрено на реализацию подпрограммы развития наноиндустрии, которая началась в 2014 и закончилась в 2016 году. Это достаточно большое количество средств по сравнению с другими регионами, к тому же за такой короткий период. В Новосибирской области предусмотрен объем средств на финансирование программы в 7,4 миллиардов рублей, срок реализации, как и в Татарстане, составляет 6 лет. Еще меньше ресурсов предусмотрено в подпрограмме Республики Марий Эл ― 3,2 миллиарда рублей при сроке реализации, который составляет 7 лет. Аналогичный срок финансирования программы в Республике Саха (Якутия) при базовом варианте в 2,4 миллиардов рублей, а интенсивном ― 4,8 миллиардов рублей.

Также рассмотрим финансирование программ из различных источников и проанализируем, какие источники финансирования предусмотрены в регионах (см. Таблицу 5).

Таблица 5.

Финансирование программ (подпрограмм) инновационного развития из различных источников

http://sibac.info/journal/student/9/80391

Поддержка инноваций и производства

Условия для резидентов технопарков и промпарков

Помощь в продвижении продукции на российских и зарубежных рынках;

Сервисы по защите интеллектуальной собственности;

Консультационные, бухгалтерские и юридические услуги.

Посмотреть адреса технопарков и промпарков в вашем регионе можно на карте в разделе «Инфраструктура МСП»

.

Чем отличается промышленный (индустриальный) парк от технопарка?


Задачей промышленных (индустриальных) парков является создание лучших условий для производства, хранения и транспортировки различной продукции. Обычно промпарк находится вне города, но обеспечен необходимыми коммуникациями, инженерной и транспортной инфраструктурой.

В свою очередь, технопарки располагаются преимущественно в городской черте и объединяют на одной площадке разные инновационные компании. Резиденты разрабатывают и внедряют инновационные технологии в производстве, интеллектуальные проекты в сферах IT, медицины и т. п.

Какой инфраструктурой обладает ПРОМПАРК?

Промышленные парки ориентированы на производственную деятельность, на их территории есть необходимые инженерные сети, энергоносители, производственные, складские и офисные помещения. Для резидентов грамотно организована система подъездных путей, имеются стоянки для грузового и легкового автотранспорта, зоны погрузки-выгрузки и контрольно-пропускные зоны.

Типы промышленных парков

1) Greenfield создаётся на незастроенном земельном участке, изначально не обеспеченном никакой инфраструктурой;

2) Brownfield конструируется на основе уже существующих производственных площадок. Как правило, он имеет строения, сооружения и инфраструктуру, которые перестраиваются и модернизируются в соответствии со специализацией промпарка и потребностями его резидентов.

Вместо долгосрочного и ресурсозатратного поиска инвестиций для строительства или ремонта помещений, приобретения оборудования (которое нужно только на ограниченный период времени), резиденты могут сосредоточить свои усилия на самом производстве.

Отсутствие рисков на этапе запуска нового производства при строительстве или ремонте производственных помещений с созданием необходимой инфраструктуры;

Отсутствие рисков по срыву сроков, недобросовестным подрядчикам, удорожанию оборудования;

Резидент индустриального парка имеет льготы по налогу на прибыль, нулевые ставки земельного, транспортного налога, выгодные тарифы на электрическую и тепловую энергию.

Какой инфраструктурой обладает ТЕХНОПАРК?

Инфраструктура технопарка максимально нацелена на то, чтобы помочь резидентам в разработке и внедрении инновационных технологий в производстве. На его территории находятся: научно-технические и научно-производственные центры, позволяющие компаниям проводить исследования и разработки, технические испытания, анализ и сертификацию продукции; научно-исследовательские институты, университеты и центры; деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения.

Все технопарки также обеспечивают своих резидентов качественной системой инженерных коммуникаций: водопроводом, канализацией, тепло-, электро- и газоснабжением, связью, системой подъездных путей.

В технопарках, помимо офисных площадей, есть лаборатории, центры коллективного пользования оборудованием, инжиниринговые центры. Всё это позволяет резидентам существенно снизить издержки на разработку и испытания новой продукции.

Кто управляет промпарком/технопарком?

Территориями полностью управляет компания, которая может являться как некоммерческой организацией, так и частной. В её функционал входит создание бизнес-модели парка, привлечение резидентов и инвесторов, формирование партнёрских отношений. При этом она берёт на себя все обязательства по обеспечению резидентов инженерными коммуникациями, электроэнергией, водой, теплоснабжением, предоставляет транспортные, охранные, консультативные и другие виды услуг.

Резиденты технопарков и промпарков получают возможность сократить издержки по разработке и производству высокотехнологичной продукции на 30–35%.

Как стать резидентом промпарка/технопарка?

Резидентами могут стать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Каждый промпарк/технопарк устанавливает перечень видов компаний, которые могут получить статус резидента. Ознакомиться с требованиями и набором необходимых документов можно на сайте конкретного промпарка/технопарка. Если ваш бизнес соответствует установленным критериям, то вам нужно всего лишь заключить договор аренды с управляющей компанией. Адреса управляющих компаний можно найти в разделе «Инфраструктура МСП»

.

Государственные меры поддержки

Здесь вы найдете материалы о государственных мерах поддержки малого и среднего бизнеса.

Льготный кредит по ставке до 8,5%

Получить кредит можно до 2024 года в любом из отделений уполномоченного банка.

Банки, участвующие в льготной программе

На сегодняшний день в программе задействовано уже 99 кредитных организаций.

Микрозайм для бизнеса

Предоставление МСП микрозаймов до 5 млн рублей по льготной ставке на срок не более 3 лет.

Поддержка инноваций и производства

Одним из способов развития новых промышленных и инновационных проектов является предоставление готовой инфраструктуры и льготного доступа к ней.

Поддержка МСП в моногородах

В настоящее время в России официально зарегистрирован 321 моногород. На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в моногородах?

Кредиты под залог ИС и субсидии

На возмещение бизнесу части расходов по таким кредитам государство предоставляет субсидии.

Кредит под госгарантию

Банки не всегда одобряют предпринимательский кредит, если отсутствует имущество для залога. Тут на помощь может прийти государство и стать поручителем.

Оборудование в льготный лизинг

Как выгодно арендовать или приобрести оборудование для своего бизнеса.

http://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/support/podderzhka-innovatsiy-i-proizvodstva

Меры государственной поддержки инновационного развития

В настоящее время происходит коренная трансформация всех форм жизнедеятельности как в России, так и во всем мире, и в первую очередь в экономических системах, что создает благоприятные предпосылки для развития инновационной экономики. Используя законы, методы и механизмы инновационной экономики, Россия сможет справиться с нынешними экономическими проблемами и стать мировым лидером в экономическом развитии. В России задачи создания национальной инновационной системы и информатизации страны, возрождения науки, реформирования образования, наконец-то, признаны особо приоритетными, а соответствующие программы начинают постепенно финансироваться.

Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в стране сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от органов государственного управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в стране, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. [14, с. 71]

Главной формой такого взаимодействия должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные — с долевым финансированием государства и региона.

Считается, что когда существует изобилие ресурсов или возможность финансирования их недостатка, то потребности в инновациях практически отсутствуют. Но вот тогда, когда необходимо достичь высоких целей при существующих или сокращающихся ресурсных возможностях, тогда и появляется потребность в поиске путей дальнейшего развития, какую композицию составить, какова ее рыночная привлекательность, в чем можно выиграть в сравнении с конкурентами. В этот момент нация обращает свои взоры на наиболее образованную часть населения, правительство готово создать процессу максимально благоприятные условия (не только финансовые), а бизнес берет на себя ответственность за прорыв на мировые рынки. Такая консолидированная реакция бизнеса, общества и государства и называется инновационной экономикой. И это дает возможность нации занять достойное положение в мировой экономике.

Можно выделить четыре уровня инновационных прорывов (рис. 2.1):

Концептуальный уровень — инновации в концепции развития компании, парадигме управления, идеологии,

Стратегический маркетинг — инновации в продукции, рынках, каналах сбыта и пр.

Организационный уровень — инновационные решения в производстве, управлении, организационной культуре.

Операционный уровень — реинжиниринг процессов, преодоление ключевых ограничений.

Меры государственной поддержки инновационного развития - картинка 7Меры государственной поддержки инновационного развития - картинка 7

Рис. 2.1 — Уровни инновационных прорывов [5, с. 15]

Все указанные уровни связаны между собой и взаимно влияют друг на друга через систему обратных связей.

Для успешной реализации инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными из которых являются следующие. [15, с. 90]

1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в стране с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.

2. Разработка программы инновационного развития страны, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития.

3. Включение основных положений программы инновационного развития страны в программу его социально-экономического развития.

4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.

Эффективным механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного цикла являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры будут способны обеспечить эффективное производство наукоемких инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала с последующими (на основании полученных результатов) инвестициями в новые проекты и т.д. Из изложенного следует, что активизация формирования инновационной экономики связаны с форсированным созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам.

Необходимо создание условий для формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций в инновационную деятельность. Для этого на законодательном уровне необходимо предусмотреть преференции субъектам предпринимательства, участвующим в инновационной деятельности, включая льготное кредитование, использование залогов, лизинг дорогостоящего оборудования. Важно предусмотреть развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов и средств частных инвесторов через территориально-отраслевые программы и венчурные фонды. В отсутствие крупных инновационных проектов дать «зеленую улицу» малому и среднему бизнесу. Для этого необходимо изменить отношение государства и местных властей в России к данным субъектам предпринимательства.

Конкретным шагом в этом направлении может стать законодательное закрепление всех налоговых поступлений от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за местным бюджетом на долгосрочной основе. Только такой подход создаст у местных властей стимул к развитию соответствующих производств и привлечет дополнительные инвестиционные потоки в социальную и деловую инфраструктуру.

Необходимо определить основания и степень участия государства в инновационной экономике. Вариантом решения проблемы может быть законодательное введение понятия государственного заказа в сфере инновационной деятельности. Определение перечня видов деятельности, которые могут относиться к инновационным.

В 2009 году принят ряд решений, направленных на стимулирование инноваций в России. Создана Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. На реализацию сформулированных Комиссией технологических инициатив в бюджете 2010 года зарезервировано 10 млрд. рублей. [16, с. 19]

Среди мер, предполагаемых к реализации в 2010 году в рамках направлений антикризисных действий Правительства названы:

установление льготного переходного периода по росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных категорий инновационных предприятий;

постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности с учетом понесенных затрат на НИОКР;

расширение льготного (1,5-кратное списание расходов) перечня НИОКР, совершенствование администрирования данной льготы, в том числе через формирование перечня научных организаций, уполномоченных давать заключение налоговым органам о соответствии проводимых компаниями НИОКР льготному перечню;

предоставление льгот по уплате и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;

установление сроков амортизации для нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности (изобретения, полезные модели, патенты и т.д.) по выбору компании: от 2 до 10 лет или на основании имеющихся документов. [17]

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа.

Таким образом, инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов или иные виды инновационной деятельности, являются инновационно-активными.

Освоение новой продукции должно сопровождаться организационно-управленческими инновациями, применением эффективных схем управления. Для инновационного развития экономики необходимы система государственной поддержки инноваций, стратегическая программа развития бизнеса, оперативные и взвешенные управленческие решения.

http://studbooks.net/1740512/ekonomika/mery_gosudarstvennoy_podderzhki_innovatsionnoy_ekonomiki

Правительство Амурской области

Меры государственной поддержки инновационного развития - картинка 9

Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области

Меры государственной поддержки инновационного развития - картинка 9

Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области

Государственная поддержка инновационной деятельности

Поддержка инновационной деятельности возможна с использованием существующих механизмов и институтов развития федерального уровня, направленных на стимулирование инновационной активности в рамках государственных программ.

В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством ее финансового обеспечения создаются государственные фонды.

Информация о государственных фондах и мерах поддержки размещена на сайте http://innovation.gov.ru/page/1123/

Крупнейшими государственными фондами поддержки являются:

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Предоставление Фондом поддержки осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники в Российской Федерации.

Фонд реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности:

Для участия в конкурсном отборе на получение поддержки заявитель — малое инновационное предприятие самостоятельно направляет заявку в Фонд.

Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте http://fasie.ru/

— Фонд развития промышленности.

Фонд создан по инициативе Министерства промышленности и торговли России в 2014 году путем преобразования Российского фонда технологического развития (РФТР).

Фонд — важный элемент системных мер государства, направленных на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности и проведение политики импортозамещения.

Фонд предлагает софинансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Программы Фонда позволяют российским предприятиям получить доступ на льготных условиях к финансовым ресурсам, необходимым для налаживания производства уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок.

Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте http://rftr.ru/

Российский фонд фундаментальных исследований

Фонд поддерживает наиболее активный научно-технический потенциал страны, обеспечивает ученых России финансовой поддержкой, реализует конкурсные механизмы финансирования научных исследований по основным областям знаний: гуманитарных наук; наукам о Земле, о человеке и обществе; информационным технологиям и вычислительным системам; фундаментальным основам инженерных наук.

Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте http://www.rfbr.ru/

Российский гуманитарный научный фонд

Создан постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.1994 г. № 1023 в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, распространения гуманитарных знаний в обществе;

Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте http://www.rfh.ru/

Фонд перспективных исследований.

Фонд создан в соответствии с Федеральным законом от 16.10.2012 г. № 174-ФЗ. Его целью является содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем поддержка инициаторов инновационной деятельности возможна посредством участия в проектах Фонда «Сколково».

Для получения статуса участника проекта Инновационного Центра «Сколково» (осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ) юридические направляют проекты НИОКР по следующим направлениям в сферах:

  1. Биомедицинских технологий
  2. Информационных технологий
  3. Космических технологий
  4. Энергоэффективность
  5. Ядерных технологий.

http://economy.amurobl.ru/pages/innovatsii/gosudarstvennaya-podderzhka-innovatsionnoy-deyatelnosti/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях