WordPress

Меры государственной поддержки инновационной деятельности

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры государственной поддержки инновационной деятельности" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

О государственной поддержке инноваций и стартапов

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 2

Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.

Роль господдержки новаторской работы

Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 3

Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:

  • Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
  • Контроль и управление инновациями.
  • Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
  • Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
  • Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
  • Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
  • Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
  • Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.

Формы и методы государственной поддержки

Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 4

Виды помощи государства новаторам

К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 5

Список опосредованных форм включает:

  • Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
  • Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
  • Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
  • Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
  • Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
  • Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.

Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.

Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.

Методология господдержки

Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 7

Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.

Результаты господдержки в России

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 8

Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.

Нормативное регулирование

С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 9

Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.

Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Результаты развития регионов

Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 10

В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.

Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:

  • Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
  • Поддержка инноваторов.
  • Качество политики в сфере НИОКР.
  • Научно-технический потенциал.

В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.

Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.

http://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/gosudarstvennaya-podderzhka-innovatsij

Государственная поддержка инновационных предприятий в России

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

  • • программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
  • • доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
  • • публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационнотелекоммуникационной сети Интернет;
  • • приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
  • • защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
  • • приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования ииновациоиной деятельности;
  • • обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально- экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;
  • • целевой характер использования бюджетных средств па государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством РФ и субъектов РФ.

Формы государственной поддержки могут быть в виде:

  • • предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
  • • предоставления образовательных услуг;
  • • предоставления информационной поддержки;
  • • предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
  • • формирования спроса на инновационную продукцию;
  • • финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
  • • реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
  • • поддержки экспорта;
  • • обеспечения инфраструктуры;
  • • в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами РФ с учетом основных направлений государственной поддержки.

Меры государственной поддержки можно разделить на три группы.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванная ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определила цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза.

Стратегия задала долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:

  • • прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
  • • предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
  • • поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;
  • • совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;
  • • усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
  • • совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);
  • • определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике.

Постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в экономике за счет расширения процессов приватизации. Для повышения эффективности управления будет продолжена практика предложения государством компаниям с государственным участием кандидатов для избрания независимых членов советов директоров. В то же время в период сохранения участия государства в управлении деятельностью отдельных крупных компаний будет обеспечена реализация последовательной политики государства, связанной с введением рекомендаций по разработке программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и контроля со стороны государства как одного из собственников за их реализацией.

Указанные программы, как правило, будут формироваться на среднесрочный период (5–7 лет) с учетом государственных приоритетов научно-технологического развития и содержать оценку технологического уровня компании в сравнении с лучшими мировыми аналогами, а также мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, и на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса, включая:

  • • значительное повышение производительности труда (не менее 5 процентов ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;
  • • существенную экономию энергетических ресурсов как в процессе производства, так и при эксплуатации производимой продукции;
  • • существенное удешевление себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения пользовательских характеристик и снижения экологичности;
  • • существенное улучшение потребительских качеств производимой продукции.

В части определения ориентиров по расходам компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности крупнейших отечественных компаний отношение объема финансирования ими научно-исследовательских и опытноконструкторских работ к выручке компаний должно в целом соответствовать аналогичным показателям крупнейших зарубежных компаний, работающих в аналогичных отраслях, с установлением определенного переходного периода (3–5 лет) для их достижения.

В результате разработки программ будет составлен прогноз создания новых (для отечественного и мирового рынка) технологий, продуктов и услуг на период до 10 лет.

Планируется предусмотреть меры по повышению открытости корпоративной системы, что будет способствовать созданию дополнительного спроса со стороны крупных компаний на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечению малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей, участию в формировании технологических платформ и активизации внешнеэкономической деятельности.

Результаты проводимой политики позволили в 2011 г. повысить вложения компаний в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более чем на 30 млрд руб. (более 60% по сравнению с 2010 г.) и позволят закрепить финансовые планы по увеличению расходов на инновации в программах компаний.

Оценка хода реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием будет осуществляться Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Предоставление на конкурсной основе грантов для софинансирования проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более интенсивному осуществлению технологических и организационных инноваций, создать дополнительные стимулы для реализации более длительных инновационных проектов и расширения взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями.

Предоставление финансовой поддержки технологических инноваций предусматривается по следующим основным направлениям:

  • • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, а также финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции;
  • • внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий и программного обеспечения, а также приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
  • • проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.

Важнейшими институтами обеспечения поддержки инновационной деятельности предприятий, одновременно стимулирующими развитие негосударственного сектора исследований и разработок, должны стать федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В целях налогового стимулирования компаний к финансированию исследований и разработок, приобретению современного оборудования планируется реализовать следующие меры:

  • • оптимизация механизма администрирования расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;
  • • оптимизация освобождения от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности).

Наряду со стимулированием инновационной деятельности существующих компаний важное место в реализации Стратегии отводится поддержке создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в этом направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала.

В целях содействия появлению и развитию нового высокотехнологичного бизнеса предусматривается осуществление следующих мер:

http://studme.org/91218/investirovanie/gosudarstvennaya_podderzhka_innovatsionnyh_predpriyatiy_rossii

Как государство поддерживает инновационный бизнес

Компании и предприниматели, которые занимаются новыми разработками и/или технологиями, автоматически подпадают под особый правовой режим. И вот на чём основана государственная поддержка инновационной деятельности и инновационной проектов.

Основные документы

Цели и основные направления государственной поддержки инновационного предпринимательства определены в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации. Она утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

Отметим, что Минэкономразвития России периодически актуализирует Стратегию совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию страны от 19 декабря 2014 г. № 7.

Также распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 1817-р утвержден План мероприятий, направленных на инновационную поддержку в России и стимулирование такого развития.

Базовый закон о государственной поддержке инновационной деятельности – это Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Его отдельная глава IV.1 посвящена государственной поддержке инновационного развития предприятий.

Источники поддержки

Одна из основных форм поддержки инновационной деятельности – система государственных институтов развития в сфере инноваций. Она включает:

  • институты предпосевного и посевного финансирования;
  • венчурные фонды с государственным участием (АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК»), госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», АО «РОСНАНО», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее – Фонд).

Отметим, что механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства зависят от 2 факторов:

  • характера деятельности института развития;
  • типа инновационной продукции.

Основные меры поддержки инновационной деятельности

В рамках поддержки инновационного бизнеса и инновационных технологий основными направлениями взаимодействия перечисленных институтов развития по Соглашению являются:

  • оказание финансовой поддержки инновационным проектам малых и средних предприятий на разных стадиях их осуществления;
  • поиск перспективных для реализации инновационных проектов и представление их на рассмотрение другим участникам Соглашения;
  • привлечение частных инвестиций в проекты, поддержанные финансовыми институтами развития.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 13

Техноплатформы

Один из результатов работ по развитию партнерства государства и частного бизнеса в инновационной сфере – формирование 36 технологических платформ.

Это такой коммуникационный инструмент, обеспечивающий объединение заинтересованных сторон – бизнеса, научных и образовательных организаций, государства, потребителей – с целью координации усилий по развитию современных технологий.

Перечень таких технологических платформ утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол № 2. Он дополнен решениями:

  • Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 5 июля 2011 г., протокол № 3, от 30 января 2012 г., протокол № 1;
  • президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 21 февраля 2012 г., протокол № 2;
  • президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 20 ноября 2012 г., протокол № 1, от 31 июля 2013 г., протокол № 2, от 24 июня 2016 г., протокол № 3).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р создана автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).

Основная задача АСИ – содействие инициатив продвижения общественно значимых проектов.

Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

http://buhguru.com/spravka-info/kak-gosudarstvo-podderzhivaet-innovatsionnyj-biznes.html

Государственная поддержка инновационной деятельности

В целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения государство оказывает поддержку инновационной деятельности. Государственная поддержка инновационной деятельности — это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

  • — программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
  • — доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • — опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
  • — публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • — приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
  • — защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
  • — приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
  • — обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • — целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством РФ и субъектов РФ.

Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством РФ. В настоящее время реализуется Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике. Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу и предусматривает решение в первую очередь следующих задач:

  • — создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • — создание эффективной национальной инновационной системы;
  • — развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
  • — модернизацию экономики на основе технологических инноваций.

Разработчик Стратегии (Министерство образования и науки РФ) представил два варианта инновационного и технологического развития в России: инерционный сценарий и активный сценарий. Инерционный сценарий основывается на предположении о возможности увеличения притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии существующих позитивных тенденций.

В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые тенденции:

  • 1) ориентация сектора исследований и разработок на создание технологической основы для модернизации широкого круга отраслей российской экономики;
  • 2) де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на базе импортных технологий.

Основные элементы возможного плана действий по усилению этих тенденций.

  • 1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора российской экономики:
    • — концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов экономики, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и технологических заделов;
    • — государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах на период разработки отечественных технологий;
    • — реорганизация сектора исследований и разработок для расширения его возможностей по реализации широкомасштабных технологических программ.
  • 2. Стимулирование технологической модернизации российской экономики преимущественно на основе внедрения зарубежных технологий:
    • — создание благоприятных условий для размещения зарубежных технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и правовое обеспечение;
    • — обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на внедрение зарубежных технологий;
    • — использование сферы исследований и разработок прежде всего для улучшения качества системы образования в интересах развития импортируемых технологий.

В рамках активного сценария предлагаются следующие направления решения проблемы:

  • — опережающее развитие среды «генерации знаний»;
  • — обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений;
  • — создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития [1] в ограниченном числе секторов.

Основные элементы реализации активного сценария.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

  • — предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
  • — предоставления образовательных услуг;
  • — предоставления информационной поддержки;
  • — предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
  • — формирования спроса на инновационную продукцию;
  • — финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
  • — реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
  • — поддержки экспорта;
  • — обеспечения инфраструктуры;
  • — в других формах, не противоречащих законодательству РФ.

Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами РФ с учетом основных направлений государственной поддержки.

Оценка эффективности государственной поддержки с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей области и достижения поставленных целей осуществляется высшими органами управления субъектов государственной поддержки, а также иными органами и организациями в случаях, установленных законодательством. При опенке эффективности государственной поддержки осуществляется проверка выполнения установленного порядка, регламентирующего предоставление такой поддержки, а также соответствие указанного порядка требованиям, установленным ФЗ «О науке».

Кроме того, при оценке эффективности государственной поддержки проверяется наличие и соблюдение утвержденных субъектами государственной поддержки:

  • — документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
  • — документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.

При проверке документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, устанавливаются:

  • — их соответствие основным направлениям государственной поддержки;
  • — измеримость поставленных целей и задач;
  • — возможность определения эффективности предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
  • — взаимосвязь поставленных целей и задач с ключевыми показателями эффективности структурных подразделений и руководящего состава субъекта государственной поддержки, системой мотивации его работников (в случае, если указанное требование применимо к проверяемому субъекту государственной поддержки);

Меры государственной поддержки инновационной деятельности - картинка 14

Схема 2.1. Структура правового регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности

— наличие системы оценки ответственности за недостижение поставленных целей (в случае, если указанное требование применимо к проверяемому субъекту государственной поддержки).

При проверке документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, устанавливаются:

  • — наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием ответственных за принятие конкретных решений и санкций за нарушение установленных процедур;
  • — прозрачность внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также наличие и описание основных этапов предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием предельных сроков их проведения;
  • — наличие предусмотренных процедур коллегиального принятия решений и привлечения независимых профессиональных экспертов;
  • — соответствие указанных документов требованиям нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Изложенная структура правового регулирования научной, научно- технической и инновационной деятельности укрупненно представлена на схеме 2.1.

http://bstudy.net/701699/pravo/gosudarstvennaya_podderzhka_innovatsionnoy_deyatelnosti

Государственная поддержка инновационной деятельности

Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

· Программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

· Доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

· Опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

· Публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

· Приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

· Защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

· Приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

· Обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· Целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

· Предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

· Предоставления образовательных услуг;

· Предоставления информационной поддержки;

· Предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

· Формирования спроса на инновационную продукцию;

· Финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

· Реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

· В других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Варианта инновационной политики, которые были приоритетными в разные периоды в развитых странах:

· Политика «технологического толчка», исходящая из того, что основные направления развития науки и техники определяло государство, обладая для этого необходимыми материальными ресурсами, экспертизой и информационным обеспечением. При этом исходили из наличия научно-технических и социально-экономических проблем, предусматривая для их решения разработку различных государственных программ, крупные капиталовложения и другие прямые формы государственного участия.
Такого рода политика осуществлялась правительством США в 40—50 годах, в период бума научных открытий, когда были созданы новые технологические направления в области электроники, ЭВМ, средств связи, авиастроения. Такая же стратегия в разные годы была характерна для Франции и Англии.

· Политика рыночной ориентации, предполагает ведущую роль рыночного механизма в распределении дефицитных ресурсов и выборе перспективных направлений науки и техники. Предусматривается ограничение роли государства в стимулировании фундаментальных исследований, создании экономической и информационной среды для нововведений в фирмах, сокращение прямого участия госструктур в НИОКР и исследованиях рынка, а также существенное сокращение прямого государственного регулирования.

Такая государственная политика активно проводилась в Японии, Германии и стала преобладать в США в 70-х годах. А с начала 80-х к ней прибегли почти все ведущие промышленные страны.

· Политика социальной ориентации — предусматривает определенного рода социальное регулирование последствий НТП. Данный вариант инновационной политики никогда не являлся основным, в развитии разных стран находили применение только его отдельные элементы. Так, в 60—70-е годы значительное внимание уделялось оценкам технологий, в том числе оценкам переноса военных технологий в гражданскую сферу.

· Последний инновационной политики государства — это внесение изменений в экономическую структуру хозяйственного механизма. Это предполагает большое влияние передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры, внешнюю среду субъектов хозяйствования, уровень жизни населения и т. д. Все это требует внедрения новых механизмов менеджмента инновационного процесса.

Этой политики придерживалась единственная страна — Япония, а во Франции прослеживались лишь элементы такого подхода.

Направления государственного регулирования:

· Прямое государственное стимулирование развития науки и техники;

· Косвенное государственное стимулирование НИОКР коммерциализации нововведений;

· Формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок;

· Стратегия подготовки и переподготовки кадров.

http://lektsii.org/13-64194.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях