WordPress

Меры государственной поддержки рождаемости

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры государственной поддержки рождаемости" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Минтруд рассказал о мерах поддержки семей с детьми с 2020 года

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 2Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 3

На этом фоне с целью максимального стимулирования рождаемости в последние годы были введены дополнительные меры.

На федеральном уровне это выплата ежемесячных пособий на первого, второго, третьего и последующих детей, льготная ипотека для семей с детьми, строительство детских садов для детей до трех лет и др. (данные меры с 2019 года входят в национальный проект «Демография»).

Действующие демографические меры постоянно пересматриваются и расширяются. В 2019 году были приняты следующие ключевые решения.

В Минтруде сообщили сегодня, какие изменения в законодательстве, определяющем меры поддержки семьям с детьми, произойдут с 1 января 2020 года.

1. Увеличивается срок, в течение которого семья (мать или отец, либо усыновитель) получает ежемесячное пособие в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. С 1 января 2020 года это пособие будет выплачиваться, пока ребенку не исполнится три года лет (сейчас до полутора лет).

2. Меняются правила определения права на получение этого пособия: сейчас семья его получает, если среднедушевой доход не превышает 1,5 региональных прожиточных минимума. С нового года «порог» увеличивается до двух прожиточных минимумов, утвержденных в регионе проживания семьи.

3. Расширяется число регионов, в которых из федерального бюджета софинансируются ежемесячные выплаты на третьего и последующих детей. Данная мера поддержки будет софинансироваться во всех без исключения регионах Сибирского и Уральского федеральных округов.

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 4

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 4

4. В законодательстве предусмотрена возможность при рождении третьего ребенка частично погашать ипотеку средствами федерального бюджета в размере 450 тысяч рублей.

5. С 2020 года на 1 тысячу рублей увеличивается стоимость родового сертификата. Эта сумма предусмотрена для оплаты психологической помощи женщинам, направленной на снижение числа абортов.

http://rg.ru/2019/12/13/mintrud-rasskazal-o-merah-podderzhki-semej-s-detmi-s-2020-goda.html

Меры по повышению рождаемости в России в 2019 году

Одной из приоритетных задач, стоящих перед государством в последние годы, является повышение рождаемости. Какие шаги по улучшению демографической ситуации предпринимает власть и насколько они эффективны?

Маткапитал и выплата за первенца

В 2018 году программу выдачи семейных сертификатов планировали завершить, но власть решила продлить ее до 2021 года. И это несмотря на то, что в последние годы она уже не дает таких же хороших результатов, как в первое время после запуска в 2007. Сегодня переломить ситуацию семейный капитал уже не может. Хотя тех, кто планировал родить малыша, программа отчасти мотивирует ускориться, но тех, кто не собирается становиться родителем, подкупить выплатой в 453 тыс.рублей не удается.

Еще одна мера – возможность направлять маткапитал не только на покупку жилья, пенсию мамы или обучение ребенка, но и оплату дошкольного образования. Деньги от государства позволят отдать малыша в частные ясли или пригласить для него няню, чтобы мама могла выйти на работу или продолжить учебу. Нововведения также позволяют расходовать деньги на адаптацию ребенка-инвалида. А еще разрешают взять небольшую сумму из перечисленных денег и потратить на текущие нужды, при этом отчитываться о тратах родителям не нужно. Расширение возможностей освоения маткапитала стимулирует рождаемость в еще меньшей степени, чем выдача семейных сертификатов.

С 2019 года по закону средствами материнского капитала также можно будет оплатить строительство жилого помещения на садовом земельном участке. А сертификат на маткапитал станут выдавать раньше (прежде срок принятия решения составлял 1 месяц, теперь жн он сократился до 15 дней (№390 ФЗ от 30.10.2018)).

Одной из новых мер по повышению рождаемости в России стала появившаяся с 1 января 2018 г. ежемесячная выплата за первенца . Рассчитывать на нее могут семьи, общий прожиточный минимум в которых не дотягивает до регионального. Размер выплаты привязан к детской «минималке» в регионе, но в среднем родители получают 10,5 тыс.руб. А 60 регионов получили субсидии из федерального бюджета на выплаты за третьего и последующего ребенка.

Важно! На программы по охране детства и материнства в 2019-2025 годы выделят на 40% больше денег, чем за 2012-2017 гг.

Страх и мода

В ежегодном послании Федеральному собранию глава государства явно дал понять, что необходимо скорректировать факторы, влияющие на повышение рождаемости.

Во-первых, это страх перед родами, особенно первыми. В связи с этим необходимо улучшить медицинскую составляющую и гарантировать женщинам облегчение процесса на этапе схваток.

На заметку! Сколько детей должна родить женщина, чтобы поддержать демографию? Двоих малышей вполне достаточно. На данный момент россиянки план не выполняют (в среднем на каждую семью приходится 1,7 ребенка).

Во-вторых, поработать над популяризацией многодетности. Здесь роль способна сыграть и социальная реклама, в которой участвуют большие звездные семьи, и ток-шоу, демонстрирующие счастье материнства. Поддержка должна оказываться не только на словах, но и на деле, например, в регионах должны проводиться специальные праздники для многодетных семей или предоставляться дополнительные льготы. Даже бесплатной возможности посетить кинотеатр всей семьей многие будут рады.

Интересно, что в Липецкой области количество многодетных семей за последние 3 года выросло на 18% благодаря комплексу мер, в том числе и весьма оригинальному решению выдавать 50 тыс.руб. на покупку коровы.

Наконец, для большинства главный останавливающий фактор – отсутствие денег и неблагоустроенность. Эти факторы были всегда, но в последнее время к ним добавилась еще и нехватка времени, а также повышенное чувство ответственности. Многие родители понимают, что современные реалии потребуют от них больших вложений в ребенка, чем еще лет 20-30 назад.

Строительство перинатальных центров

Возвращаясь к страху родов, вспомним, что на повышение рождаемости в России влияет и качество медицинских услуг. Их не слишком высокий уровень в регионах наряду с увеличением количества тех, кто собрался родить после 35, приводит к неутешительной статистике: из 10 тысяч малышей в первый год жизни погибает 55, а от бесплодия лечится 15% семейных пар.

Строительство современных перинатальных центров поможет решить ряд проблем:

  • избавить женщин от страха перед родами;
  • помочь выносить и родить ребенка тем, кто по показаниям здоровья еще лет 15 назад был лишен такой возможности (сегодня при надлежащем уровне медицины рожают и с сахарным диабетом, и с гипертонией, и даже после пересадки сердца);
  • внедрять репродуктивные технологии, которые позволят рожать здоровых детей.

В качестве примера — одна из региональных инициатив. В Курской области планируют создать центры подготовки к беременности и родам, чтобы снизить печальную статистику патологий у новорожденных. Кстати, там же молодоженам сразу после росписи выдают дородовые сертификаты, позволяющие пройти медицинское обследование и подготовиться к зачатию и благополучным родам.

Места в детсадах и яслях

На повышение рождаемости в России, по мнению президента, способно повлиять формирование комфортной среды для родителей, поэтому одним из поручений Путина стало создание 270 тысяч мест в яслях за ближайшие 3 года. К 2021 году малыши от 2 месяцев до трех лет должны получать место без какой-либо очереди.

В программу включены 82 российских региона, которым поручено построить не менее 730 новых детсадов. На ее реализацию в 2018-2019 гг. выделено почти 50 млрд.рублей. Но по подсчетам экспертов, этих денег хватит лишь на то, чтобы создать треть от запланированного количества мест, если учитывать, что на одно требуется 600 тыс.руб.

На заметку! С 2018 г. государством объявлено «десятилетие детства».

Выполнить поставленный президентский план удастся, если:

  • изыскать дополнительные деньги из федерального бюджета;
  • либо привлечь к софинансированию программы регионы;
  • либо упростить процедуру оформления семейных частных детсадов, в которых мамочки следят в течение дня не только за своим, но и за чужими детишками.

В последнем случае денег на строительство новых зданий или переоборудование уже имеющихся не потребуется, а субсидии пригодятся на поддержку частных начинаний. Госсубсидии помогут выплачивать заработную плату сотрудников (нянечек, поваров, медперсонала), приобрести необходимую мебель, развивающие игрушки и книги. К тому же частные детские садики, по опросам, вызывают доверие у родителей, которые уверены, что маленькие группы позволяют лучше следить за детишками.

На заметку! Работающим француженкам няню для ребенка до 3 лет оплачивает государство, а затем малышу гарантированно предоставляется место в детсаду.

Расширение сети дошкольных учреждений позволит женщинам не отказываться от карьеры и раньше выходить на работу, что приведет к увеличению количества желающих родить. Напомним, что в 90-е годы ясельные группы были упразднены, ведь из-за низкой рождаемости они пустовали.

В стадии обсуждения

Реализуемые шаги по увеличению численности населения имеют результаты, но не настолько ощутимые, как хотелось бы. Именно поэтому власти ищут новые пути. Вот лишь несколько интересных идей, которые находятся в стадии обсуждения:

  • дородовый сертификат или «детская премия» – 100 тысяч рублей будут выплачивать женщине за сам факт зачатия;
  • пересмотреть принцип выплаты детских соцпособий: претендовать на них смогут только те, кто действительно нуждается в деньгах (сегодня их получают и обеспеченные, и малоимущие);
  • ввести льготы для женщин, решивших родить до 30 лет;
  • создание Министерства счастья (идея Валентины Матвиенко, которую спикер Совфеда позаимствовала у властей ОАЭ) – работа ведомства поможет каждому гражданину страны чувствовать себя счастливым.

Какие-то из озвученных предложений носят, скорее, креативный характер. Их внесение – попытка привлечь внимание к демографической проблеме. Другие обсуждаются вполне серьезно.

Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится с 2000 года, когда наблюдался критически низкий уровень прироста населения. Сначала она была рассчитана до 2015, а затем продлена до 2025 г. Эксперты уверены, что, несмотря на отсутствие ошеломляющих успехов, требуется и дальше продолжать активную государственную политику, которая стимулирует молодежь обзаводиться детьми, а не ждать подходящего момента, который очень часто так и не наступает.

http://zen.yandex.ru/media/id/5c69206a9d7a9a00aff8cbb0/5c92158731b85a00b3096754

Меры государственной поддержки рождаемости

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 7

Согласно исследованию ФОМ, на сегодняшний день многодетность не является приоритетной целью репродуктивных намерений:
6% россиян хотели бы иметь одного ребенка,
43% — двоих детей (и это самый частый ответ),
30% — троих,
15% — четверых детей и больше.

Однако вовсе не иметь детей или иметь одного ребенка хотят значительно меньшее количество семей, чем количество тех, кто не имеет или имеет одного (9% хотят, 61% имеют); при том, что хотят иметь двоих и более детей большее количество семей, чем количество тех, кто их уже имеет (88% хотят, 39% имеют).

Таким образом, 67% семей хотят больше детей, чем имеют на данный момент. Иными словами, бездетная семья хочет родить ребенка, семья с ребенком хочет второго, семья с двумя детьми хочет стать многодетной.

Наиболее предпочитаемая модель семьи в России сегодня – это семья с двумя детьми. Однако многие из тех, у кого уже есть двое и более детей, в идеальных условиях хотели бы, по меньшей мере, еще одного ребенка. Связь в этом случае прямая: чем больше у респондента детей, тем больше он хотел бы «в идеале». Однако планирует завести еще одного ребенка лишь каждый четвертый из тех, у кого уже есть двое и более детей. Мужчины (особенно старше 36 лет) более склонны к многодетной модели семьи (как минимум, декларируют это), тогда как женщины чаще предпочитают «двудетную» модель семьи.

Среди выросших в «двудетной» семье большая часть также хотели бы иметь двоих детей. Исключение составляют единственные в семье дети: среди них лишь 12% хотели бы ограничиться одним ребенком, а большинство также предпочитают «двудетную» модель семьи.

На сегодняшний день наиболее распространенная желаемая модель семьи по количеству детей – двудетная. О том, что хотели бы иметь двоих детей, если бы для этого были все условия, сказали 41% опрошенных. Немало и тех, кто хотел бы (в идеальном случае) иметь и троих детей – 30%. Четверых и более детей хотели бы иметь 15%. Лишь 6% в идеальных условиях ограничились бы только одним ребенком и 3% в принципе не хотели бы иметь детей.

http://asi.ru/opros-fom/

Научная электронная библиотека

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 8

4.2. Укрепление семьи и стимулирование рождаемости

Задачей государственной социальной политики, направленной на развитие и накопление человеческого капитала, является принятие мер с целью стимулирования создания семьи, укрепления семейно-брачных отношений, улучшения условий рождаемости детей. Достижение названных целей обеспечит воспроизводство и прирост населения страны, вследствие чего воспроизводства потенциала человека, повышение качества жизни и улучшение функционирования рабочей силы.

В настоящее время в России значительная часть российских семей не может обеспечить удовлетворительное благосостояние. Ежемесячная государственная помощь семьям с доходом ниже черты бедности способна возместить только 5–7 % необходимых затрат на несовершеннолетних россиян. Рождаемость в России не обеспечивает воспроизводства населения, a тем более прирост. Коэффициент воспроизводства ниже единицы наблюдается в таких странах как Венгрия, Латвия, Эстония, Румыния, Япония. Постепенное снижение рождаемости произошло, по сути, во всех промышленно развитых странах. В 90-е гг. ХХ в. уровень воспроизводства населения повсеместно опустился ниже уровня, так называемого простого замещения поколений.

Рост рождаемости обусловлен созданием благоприятных условий для укрепления семьи, включая совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей. Повышение рождаемости в России действительно произошло (табл. 16 «Общий коэффициент рождаемости в России (на 1000 человек населения), 2000–2011 гг.»).

Общий коэффициент рождаемости в России
(на 1000 человек населения), 2000–2011 гг.[184]

Коэффициент меньший 10 идентифицируется как очень низкий уровень рождаемости.

Коэффициент 10–15 идентифицируется как низкий уровень рождаемости. Общий коэффициент рождаемости (количество новорожденных на 1000 человек) в России в 2000 г. составлял 8,73. В 2011 г. коэффициент был равен 12,60. Достигнутый в 2011 г. коэффициент был по-прежнему недостаточным для естественного воспроизводства населения и не являлся результатом государственного стимулирования. Примером того, что принимаемые Правительством меры были недостаточны, служат сведения о размерах материнских пособий (табл. 17 «Материнские пособия в 2000–2006 годах (руб.)»).

Материнские пособия в 2000–2006 годах (руб.)[185]

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении / усыновлении ребенка

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет

Ежемесячное пособие одиноким матерям на ребенка (выплачивается до достижения ребенком 16 лет)

Меры, принимавшиеся в 2000–2006 гг. с целью материальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми были недостаточными для стимулирования рождаемости. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком не компенсировало женщинам потерю заработка и составляло в 2004 г. только 500 руб., что составляло 21 % прожиточного минимума
(2376 руб. в 2004 г.).

Хотя Правительством Российской Федерации принимались и продолжают приниматься меры по материальной поддержке семей (в 2009–2012 гг.), достигнутый коэффициент материальной поддержки по-прежнему является недостаточным для естественного воспроизводства населения, поскольку реальные расходы на содержание новорожденного в достойных условиях значительно (в разы) превышают данные показатели (табл. 18 «Материнские пособия в 2009–2012 годах (руб.)»).

Материнские пособия в 2009–2012 годах (руб.)[186]

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении / усыновлении ребенка

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет

В настоящее время в области регулирования таких демографических процессов, как стимулирование рождаемости и укрепление семьи в Российской Федерации определены следующие направления: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; обеспечение условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности женщин с выполнением семейных обязанностей по воспитанию детей; повышение воспитательного потенциала семьи; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Задачами демографической политики российского государства в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи является: создание предпосылок для повышения рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи
при рождении ребенка.

Одним из главных условий создания и укрепления семьи, a также увеличения деторождаемости, т.е. в целом улучшения демографической ситуации, является развитие рынка доступного жилья. Правительством Российской Федерации был принят национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», выполнение которого было рассчитано на шесть лет. Данный проект включает подготовительный (2005 г.), первый (2006–2007 гг.) и второй (2008–2010 гг.) этапы.

На первом этапе должны были быть достигнуты такие ключевые приоритеты, как:

1) увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

2) повышение доступности жилья;

3) увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;

4) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Общий бюджет приоритетного нацпроекта на первом этапе составлял 212,9 млрд. руб., из них на прямые расходы выделялось 122,9 млрд. руб., государственные гарантии – 90 млрд. руб. Основную часть этих средств составляли средства федерального бюджета – 86,1 млрд. руб. и государственные гарантии – 60 млрд. руб. Средства региональных и местных бюджетов должны были составить – 36,8 млрд. руб. прямых расходов и 30 млрд. руб. – государственных гарантий[187].

Реализация проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» задерживается по причине недостатка финансовых средств у населения; отсутствия реальной возможности у подавляющей части населения приобрести комфортное жилье (несоразмерен с трудовым заработком первый взнос; велики процентные ставки по кредитам (15–19 %, в некоторых регионах доходит до 21 %); механизмы классической и социальной ипотеки оставляют желать лучшего.

Без содействия коммерческих организаций, в том числе крупных строительных компаний, эта государственная программа вряд ли может быть осуществлена.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте основные задачи государственной социальной политики России, направленные на укрепление и стимулирование рождаемости.

2. Приведите статистические даны о рождаемости в Российской Федерации с 2000 по 2006 гг.

3. Охарактеризуйте меры по материальной поддержке семей, направленные на стимулирование рождаемости.

4. Перечислите меры, принимаемые Правительством Российской Федерации в области стимулирования рождаемости с 2006 года по настоящее время.

5. Назовите направления и задачи демографической политики в Российской Федерации в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Охарактеризуйте этапы их выполнения.

6. Подготовьте эссе на тему: «Влияние материнского капитала на стимулирование рождаемости».

7. Познакомьтесь с проектом «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Укажите причины задержки его выполнения.

http://monographies.ru/ru/book/section?id=11083

Современные меры стимулирования рождаемости в госпрограммах РФ

Меры стимулирования рождаемости в госпрограммах РФ – это инструменты государственной политики, реализуемой в сфере демографии для поддержки семьи с целью увеличения численности населения.

Общая характеристика российской демографической ситуации

Официальная статистика дает положительную характеристику демографической ситуации в Российской Федерации. Меры государственной политики в сфере демографии, по признанию руководства страны, обеспечивают прирост населения, начиная с 2000 года. Отрицательную динамику численности населения показала только в 2005, 2013 и 2015 годах.

Численность родившихся детей демонстрирует прирост по сравнению с предыдущими периодами, однако имеет место отрицательная динамика рождаемости по отдельным регионам. Во многом этот факт обусловлен возрастной структурой населения страны. Европейская часть России, население которой имеет более высокие возрастные показатели по сравнению с другими регионами страны, характеризуется более низкой рождаемостью. Наиболее высокие показатели рождаемости приходятся на такие регионы как Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток, именно там население существенно моложе.

Готовые работы на аналогичную тему

Положительная динамика показателей рождаемости, отмеченная в XXI веке, все-таки проигрывает аналогичным показателям периода с 1970 по 1990 годы.

Прогнозные показатели рождаемости на отдаленную перспективу свидетельствует об ожидаемом демографическом спаде к 2025 году.

По мнению специалистов, Россия движется к неминуемой демографической яме, которая обусловлена сокращением численности женщин, находящихся в репродуктивном возрасте. Прогноз ООН обещает сокращение численности российского населения до 138 миллионов человек 2030 года.

Показатель рождаемости, в контексте численности населения страны, не может быть признан значительным. В суммарном выражении его величина составляет на одну женщину 1,8 ребенка. При этом в качестве «золотого стандарта» уровень этого показателя должен быть равен двум, при достижении показателя уровня 2,1 ребенка на одну женщину население страны может рассчитывать на простое долгосрочное воспроизводства. Это требует рождения минимум 2,5 миллиона детей на протяжении 10 лет ежегодно. В настоящее время этот показатель колеблется в пределах 1,7-1,8 миллиона человек.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Значимым источником обеспечение демографического роста Российской Федерации в настоящее время выступает миграционный ресурс, который не всеми специалистами рассматривается положительно, однако в условиях реалии сегодняшнего дня должен учитываться в обязательном порядке. За счет миграционного прироста России частично решает проблему компенсации естественной убыли населения.

Специалисты видят решения проблемы рождаемости детей в изменении политики абортов в России. Страна находится в числе мировых лидеров по количеству абортов. Законодательство страны разрешает аборты, государство финансирует их осуществления. Осуществление абортов ограничено по срокам:

  • до 12 недель беременности аборт может быть сделан в соответствии с желанием женщины;
  • до 22 недель аборт проводится по социальным показаниям, к примеру, при изнасиловании;
  • независимо от срока по медицинским показаниям.

Последние годы характеризуются сокращением числа абортов за счет применения более эффективных способов контрацепции.

Государственная политика стимулирования рождаемости

Российское государство ведет активную работу, направленную на решение демографических проблем на современном этапе существования государства.

Демографическая политика характеризуется отложенным действием, меры, которые принимаются государством в настоящий момент, могут показать результат только через длительное время.

Государство регулярно осуществляет работу по повышению рождаемости, в частности в виде Концепции государственной семейной политики на долгосрочный период. Эта Концепция определяет меры, которые впоследствии реализуются государством в практической деятельности.

К числу наиболее значимых мер, направленных на повышение рождаемости в стране, относятся:

  • во-первых, ежемесячные пособия, которые выплачиваются неработающим женщинам в связи с уходом за ребенком;
  • во-вторых, повышение величины пособий по беременности и родам;
  • в-третьих, повышение величины ежемесячного пособия, выплачиваемого работающим женщинам в связи с уходом за ребенком;
  • в-четвертых, родовые сертификаты;
  • в-пятых, налоговые льготы.

Величина пособия на детей зависит от возраста и численности детей. Регулирование этого показателя устанавливается региональным законодательством. Выплата пособий осуществляется ежемесячно.

С 2007 года в России применяются меры государственной поддержки семей в виде материнского капитала. В настоящее время материнский капитал выплачивается, начиная с первого рожденного ребенка.

Эксперты высказывают мнение, что наибольшей значимостью среди мер государственной поддержки рождаемости обладает именно материнский капитал. Однако изучение статистики показывает, что ожидаемого роста рождаемости эта мера не принесла.

Использование материнского капитала возможно для улучшения жилищных условий, получения образования, для лечения или накопления пенсии матери.

Активно государство поддерживает многодетные семьи. К мерам поддержки относят: скидки на коммунальные услуги, предоставление жилья в соответствии с договором социального найма, предоставление жилищной субсидии, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатное питание и так далее.

Меры государственной поддержки рождаемости не могут быть отделены от социальной политики государства и экономической стабильности в стране. Население, не уверенное в своем будущем, минимизирует количество детей в семье, стараясь оградить их от будущих проблем. Многим людям в настоящее время дети просто это не «по карману». Кроме того, ускорение ритма жизни, активное включение женщин в трудовую деятельность, иные факторы не способствуют росту рождаемости.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sovremennye_mery_stimulirovaniya_rozhdaemosti_v_gosprogrammah_rf/

logo_name

+7 (499)128-84-39
[email protected]

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 11

Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки

Архангельский В. Н.

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), зав. сектором Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия. [email protected]

Зинькина Ю. В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. [email protected]

Коротаев А. В.

Доктор философии (Ph.D.), доктор исторических наук, профессор, руководитель лаборатории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия [email protected]

Шульгин С. Г.

Кандидат экономических наук, зам. зав. лабораторией Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия. [email protected]

ID статьи на сайте журнала: 6597

Ссылка при цитировании:

Архангельский В. Н., Зинькина Ю. В., Коротаев А. В., Шульгин С. Г. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 43-50

Рождаемость в России значительно выросла после 2007 г., когда были введены новые государственные меры поддержки семей с детьми. В статье анализируется структура этого повышения, а также факторы, внесшие вклад в рост рождаемости. Наибольший рост в 2007 г. произошел по вторым и последующим рождениям, в то время как показатель рождаемости по первым рождениям остался практически неизменным. На основе проведенных статистических расчетов результативность осуществляемых с начала 2007 г. мер демографической политики в отношении рождаемости можно оценить в дополнительные 0,259 величины суммарного коэффициента рождаемости, что составляет 35,4% для вторых и последующих рождений или 17,1% для всех рождений. Есть основания говорить о позитивных сдвигах в показателях рождаемости не только для условных, но и для реальных поколений.

Фрейка Т., Захаров С. Эволюция рождаемости в России за полвека: оптика условных и реальных поколений // Демографическое обозрение. 2014. № 1. С. 106–143.

Захаров С.В., Богоявленский Д.Д., Исупова О.Г., Сакевич В.И., Комлева Р.Н., Чурилова Е. В. Дают ли тенденции рождаемости 2007–2012 гг. повод для оптимизма? // Население России 2012. Двадцатый ежегодный демографический доклад. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. С. 131–153.

http://socis.isras.ru/article/6597

Мировой опыт демографического регулирования

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 12

Перенаселение планеты и последующая борьба за выживание — один из главных страхов цивилизации на протяжении последних веков. Писатели-антиутописты не раз в мрачных тонах описывали мир, в котором нет контроля за рождаемостью.

Проблема глобальная и, что важнее всего, насущная. Общество всерьез взялось за решение задачи в середине 1900-х, запустив программы репродуктивного здоровья и планирования семьи: от пропаганды барьерных способов контрацепции до регулирования абортов и управления миграцией. Принимаемые меры предсказуемо вылились в ожесточенные демографические споры, большинство из которых упирались в основные права человека.

Контроль за рождаемостью выполняет и обратную, важную для многих стран функцию — способствуют росту населения. Например, одну из таких кампаний запускает правительство Таиланда. В этом году, начиная с Дня святого Валентина, то есть с 14 февраля, замужние дамы в возрасте от 21 до 34 лет могут бесплатно получать комплексы пищевых добавок, способствующие репродуктивному здоровью женщины.

Опыт различных стран, проводящих активную демографическую политику, — в материале «Известий». ​​​​​​​

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 13​​​​​​​

Россия

Наша страна занимает девятое место по численности населения, однако правительство рассчитывает улучшить показатели и повысить число граждан, учитывая размеры территорий. Переходным в этом вопросе стал 2013 год, когда был засвидетельствован первый с 1991-го естественный прирост населения. Позитивные изменения были отмечены в 43 субъектах федерации, а количество граждан увеличилось на 24 тыс. человек.

Одним из ведущих инструментов по стимулированию рождаемости в России является материнский капитал. За время существования программы пособие получили 7,8 млн семей, а размер выплат вырос почти вдвое — с 250 тыс. рублей до 453 тыс. Немаловажную роль сыграли еще два фактора: в стране уменьшилась смертность и увеличилась средняя продолжительность жизни. Например, в 1995 году гражданин России доживал до 65 лет, а сейчас порог увеличился до 71–72 лет.

Однако из 146 млн человек в РФ около 68% проживают на европейской части. Для привлечения населения на восток была разработана программа «Дальневосточный гектар», в рамках которой любой житель страны может бесплатно получить участок земли.

Норвегия

Чемпионами по демографическому стимулированию населения являются скандинавские страны. Коэффициент фертильности (отношения числа рожденных детей к числу женщин) в Норвегии составляет примерно 1,8. И такой показатель им удается удерживать далеко не первый год. При этом роль мигрантов в процессе невелика, поскольку рождаемость в наиболее насыщенных приезжими регионах близка к средним значениям по стране.

Активная демографическая политика проводится в Норвегии с 2000-х. Матери, ходившие на работу до рождения ребенка, в течение последующих 42 недель начали получать полное возмещение зарплаты. В качестве альтернативы им предлагают 80% от оклада, но на протяжении года.

В Норвегии предусмотрены также декретные отпуска для мужчин. Таким образом отцы могут больше времени проводить с супругами и детьми. Немногие знают, но такая программа существует и в России. Глава семьи точно так же может получать льготы, но тут действуют строгие ограничения: пособие отца составляет 40% от заработка, но общая сумма не может превышать 23 089 рублей.

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 14

Китай

Серьезные проблемы с перенаселением испытывают страны, численность которых близка или превышает миллиард человек. В Китае проживает свыше 1,3 млрд граждан — по разным данным, 138–144 человека на 1 кв. км. Вопрос контроля рождаемости стоит в КНР очень остро. В 1979 году китайское правительство запустило программу под говорящим названием «Одна семья — один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от четырех до восьми средних годовых доходов в регионе рождения за второго и последующих детей.

Кампания в целом дала свои плоды, и к 2000 году численность удалось уменьшить до 1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: со временем начал увеличиваться гендерный дисбаланс, и мужчин в стране стало почти на 20 млн больше, чем женщин.

В 2016 году власти пошли навстречу гражданам и позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций. Как отметил директор Национальной комиссии по вопросам здравоохранения и планирования семьи КНР Ван Пэйань, пройдет по крайней мере 20–30 лет до того момента, как программу решат прикрыть.

Стоит отметить, что у такой политики есть еще одна брешь — контроль за рождаемостью может привести к общему старению населения, но, по словам Пэйаня, основная задача КНР заключается не в увеличении количества рабочей силы, а в улучшении ее качества.

Индия

Один из наиболее жестких способов регулирования рождаемости был осуществлен в Индии. В 1976 году премьер-министр Индира Ганди одобрила массовую стерилизацию женщин и аборты для матерей с двумя или тремя детьми. Тех, кто отказывался проходить процедуру взамен на денежное вознаграждение, принудительно отправляли на операцию. Система поощрений работала также в пользу информаторов, которые сообщали властям о многодетных семьях. В итоге за год было стерилизовано около 8 млн мужчин и женщин.

Несмотря на суровость метода, Индия еще не раз к нему возвращалась. Сначала в 1980-е, когда на добровольную стерилизацию согласились около 5 млн человек, а потом в 2011–2012 годы, когда операциям подверглись порядка 4,6 млн женщин. Взамен им предлагали единовременную выплату в 1,4 тыс. рупий — сумму, превышавшую в некоторых особо бедных регионах двухнедельный заработок. Процедуры зачастую проводились в плохих условиях, и, как следствие, более 1,4 тыс. медицинских вмешательств привели к трагедиям. И только в 2016 году решением суда было принято постановление о закрытии всех лагерей стерилизации в течение трех последующих лет.

США

Интересный пример демографического регулирования демонстрируют США. Властям удалось увеличить уровень рождаемости без прямого вмешательства в дела семьи.

В 2011 году рождаемость достигла рекордно низких показателей за 90 лет: на свет появилось порядка 3,95 млн детей, то есть 63 ребенка на 1000 женщин. В качестве причин назывались как экономический кризис, так и тот факт, что иммигранты начали рожать меньше детей. За шесть последующих лет общая численность выросла с 311 млн до 325 млн человек.

В США созданы весьма благоприятные условия для привлечения иммиграционного потока, не говоря уже о социальной поддержке, оказываемой особо нуждающимся гражданам. Социальная и экономическая политика государства привела к тому, что продолжительность жизни в стране увеличилась до 78,4 года, что на семь лет превышает среднее значение в мире. Важную роль играет также система льгот, предоставляемая организациями. У многих крупных компаний есть программы поддержки семьи: будущим отцам и матерям предоставляют оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам, позволяют адаптировать под себя рабочие графики и оплачивают дошкольные учреждения.

http://iz.ru/news/664692

Владимир Путин продолжил борьбу с бездетностью

Главным расходным обязательством послания Владимира Путина Федеральному собранию стали новые продемографические меры стоимостью порядка полутриллиона рублей в год. Материнский капитал до 2026 года станет доступен для всех матерей новорожденных, правительство продолжает адресную поддержку бедных семей с детьми. Поможет ли это демографии и в борьбе с бедностью, неизвестно, но денег и детей у российских бедных семей после послания станет несколько больше.

Демография стала первой в списке тем, о которых Владимир Путин говорил в своем послании. Именно в этой сфере по сравнению с другими направлениями социальной поддержки он предложил максимальное число новых инициатив. По словам президента, низкие доходы семей с детьми — эта категория населения составляет 70–80% всех малоимущих — ставят под угрозу демографическое будущее России. Он напомнил, что сегодня в РФ живут почти 147 млн граждан, но страна вступила в «очень сложный демографический период» и нужны новые меры поддержки семей, чтобы к 2024 году коэффициент рождаемости был равен 1,7 ребенка на женщину.

Послание Владимира Путина Федеральному собранию—2020. Главное

Для этого президент предложил продлить программу материнского капитала до конца 2026 года и одновременно расширить число ее получателей — теперь на выплаты смогут претендовать родители не только второго, но и первого ребенка. Ее размер с учетом индексации вырастет до 466 тыс. руб. Для второго ребенка, если родители уже получили маткапитал за первенца, предусмотрена выплата в 150 тыс. руб., если нет — выплата составит 616 тыс. руб.

Также Владимир Путин предложил задним числом — с 1 января этого года — ввести ежемесячные выплаты на детей с трех до семи лет для семей с низкими доходами (ниже прожиточного минимума на человека) в размере половины прожиточного минимума (5,5 тыс. руб.).

С 2021 года в зависимости от эффективности меры, пояснил президент, выплата может удвоиться. Он напомнил, что сейчас в отношении бедных семей в пилотном режиме тестируются схемы социального контракта — к 2021 году они должны распространиться на всю страну.

Как АСИ предложило восстановить продемографические расходы бюджета до 2028 года

Для детей школьного возраста президент предложил расширить при необходимости программу строительства учебных заведений и обеспечить бесплатным горячим питанием тех, кто будет учиться в начальной школе, с 1 сентября 2023 года. Он также напомнил, что правительство уже выделяло деньги регионам на строительство яслей и до 2021 года число мест в них должно вырасти до 250 тыс. по всей стране.

В отношении здравоохранения единственной новацией стало предложение президента сделать в медицинских вузах 70% по специальности «лечебное дело» целевыми (по специальности «педиатрия» — 75%, по отдельным специальностям в ординатуре — до 100%) и дать возможность формировать квоты на прием регионам РФ. В остальном президент озвучил уже принятые правительством решения — модернизировать первичное звено здравоохранения, улучшить способ закупки лекарств из бюджета и наладить ввоз в РФ незарегистрированных препаратов.

Возможные источники новых расходов, по его словам,— резервный фонд правительства, улучшение налогового администрирования и использование переходящих остатков бюджета. В 2020 году материнский капитал по новым правилам смогут получить около 1,4 млн семей (половина из них — вторые дети), в последующих годах их число будет незначительно снижаться, исходя из нынешнего демографического прогноза Росстата.

С большой вероятностью реализовывать новые инициативы президента будет Татьяна Голикова, в ушедшем в отставку правительстве занимавшая должность вице-премьера по социальным вопросам; возможно, сохранит свой пост и глава Минздрава Вероника Скворцова. Впрочем, очевидно, что добиться поставленных в нацпроекте «Демография» целей по рождаемости, о которых сегодня напомнил президент, будет практически невозможно — как ей, так и любому другому чиновнику на той же должности. Хотя программа маткапитала применяется в России с 2007 года, до сих пор в экспертном сообществе ее потенциал влияния на численность детей в семьях оценивался как крайне скромный — гораздо эффективнее, по мнению специалистов, было бы бороться со смертностью путем улучшения образования и здравоохранения.

Чем началось и чем закончилось выразительное чтение послания

Новые меры, скорее всего, не позволят правительству приблизиться и к исполнению другого показателя — уровня бедности в стране (к 2024 году должен снизиться с 13% населения вдвое). По данным исследований экспертов Научно-исследовательского института Минфина и свежей работы РАНХиГС, стартовавшие в 2018 году выплаты на первого и второго ребенка — а они были шире по охвату, чем предложенные 15 января президентом,— хоть и позволили значительно снизить уровень бедности в семьях получателей новых пособий, мало повлияли на ее общий уровень. Доля их получателей (с доходом менее прожиточного минимума на человека) по отношению ко всем семьям с детьми составляет только около 6% — в результате потенциал снижения показателя бедности в стране в целом составляет лишь 0,6 процентного пункта, а среди других категорий граждан с детьми — 0,2 п. п., и то только на время получения пособий.

Центр принял льготы инвесторам на свой счет

Предложение компенсировать регионам две трети выпадающих доходов в случае применения ими инвестиционного налогового вычета стало одним из немногих пассажей послания, имеющих непосредственное отношение к экономике. Поясним, что право давать инвесторам «скидку» на налог на прибыль, в случае если они вкладывают деньги в покупку и модернизацию оборудования, появилось у регионов в 2018 году — после введения в Налоговый кодекс статьи 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет». В 2018–2019 годах этой опцией воспользовались всего 13 регионов, десять из них решили стимулировать обрабатывающую отрасль, отдельные территории дали льготу компаниям из таких сфер, как добыча полезных ископаемых, туризм, утилизация отходов и перевозки.

С 1 января 2020-го к льготе подтянулись и регионы-«тяжеловесы» (не дожидаясь компенсаций центра или, напротив, получив заверения, что такая помощь будет оказана). Свои законы об инвествычете среди прочих приняли Москва, Московская область и Санкт-Петербург. К примеру, в столице воспользоваться вычетом смогут компании, получившие статус московского инвестора (определяется объемом вложений и местонахождением). Они смогут зачесть в счет налога на прибыль до 90% средств, потраченных на покупку основных средств. Чтобы не остаться совсем без налога на прибыль, Москва установила ограничение: московские инвесторы первой категории после вычета должны платить налог по ставке минимум 12,5% (из стандартных 17%), второй категории — 8%. Санкт-Петербург выдал подобную льготу только для предприятий промышленности и железнодорожного транспорта.

Цена компенсации двух третей вычета для федерального бюджета не называется — она будет зависеть от того, сколько инвесторов получат в итоге эту льготу в регионах и в каком объеме. Минэкономики вчера сообщило лишь о том, что эффект всех названных вчера мер на рост инвестиционной активности составит 1 процентный пункт, совокупная прибавка к росту ВВП — 0,3 пункта.

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 16

Слева направо: руководитель администрации президента РФ Антон Вайно, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, премьер-министр Дмитрий Медведев, председатель Госдумы Вячеслав Володин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед оглашением послания

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 17

Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин (в центре)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 18

Руководитель администрации президента РФ Антон Вайно (справа) перед началом выступления Владимира Путина

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 19

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов (в центре)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 20

Слева направо: зампред Госдумы Ирина Яровая, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и лидер КПРФ Геннадий Зюганов

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 21

Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко (в центре) и председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин (справа)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 23

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов (в центре)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 24

Слева направо: председатель Центробанка Эльвира Набиуллина и министр здравоохранения Вероника Скворцова

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 25

Гендиректор Большого театра Владимир Урин (в центре) во время оглашения Послания

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 26

Генпрокурор Юрий Чайка (слева) и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 27

Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков (слева) и президент киноакадемии «Ника», режиссер Андрей Кончаловский

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 28

Губернатор Московской области Андрей Воробьев (справа)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 29

Слева направо: генпрокурор Юрий Чайка, полпред президента России в Западном федеральном округе Александр Гуцан (на заднем плане), председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 30

Министр юстиции России Александр Коновалов перед началом выступления Владимира Путина

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 31

Член Совета федерации Сулейман Керимов (слева)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 32

Слева направо: лидер КПРФ Геннадий Зюганов, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов, первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов, вице-премьер и глава аппарата правительства Константин Чуйченко

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 33

Секретарь генсовета «Единой России», зампред Совета федерации Андрей Турчак (слева) и министр транспорта Евгений Дитрих

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 34

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (в центре)

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 35

Помощник президента России Игорь Левитин (справа) и председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин (второй справа)

Коммерсантъ / Дмитрий Азаров

Меры государственной поддержки рождаемости - картинка 36

Член Совета федерации Елена Мизулина и председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков

http://www.kommersant.ru/doc/4220889

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях