WordPress

Меры поддержки бизнеса в кризис

Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры поддержки бизнеса в кризис" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 2

Архив

№3-4(10-11), 2009

Научная жизнь

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Соединённые Штаты Америки

Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В качестве других мер предложено следующее:

  • Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
  • Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
  • Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
  • Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
  • Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
  • Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта


Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.

Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.

Европейский союз

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?

  • Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
  • Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
  • Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
  • Помощь безработным в организации своего бизнеса
  • Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов

Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.

Заключение

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.

Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

http://mirec.mgimo.ru/2009-03-04/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa-v-usloviyah-krizisa

Поддержка малого бизнеса в кризис 2020

Правительство реализует меры поддержки малого бизнеса на период эпидемии коронавируса. По распоряжению Михаила Мишустина до 1 мая текущего года приостановлены все выездные налоговые и таможенные проверки . Их буду проводить только в исключительных случаях, связанных:

  • с причинением вреда жизни и здоровью граждан;
  • с возникновением чрезвычайных ситуаций;
  • с выдачей разрешений и лицензии.

Текущие выездные проверки должны быть приостановлены с 20 марта.

В качестве другой меры предлагается ввести мораторий на уплату страховых взносов. Если проект закона будет принят и утверждён, отсрочку предоставят с марта 2020 года сроком на 3 месяца . Однако она будет дана исключительно микропредприятиям , то есть компаниям и ИП с годовой выручкой до 120 млн рублей и с количеством работников в среднем за год до 15 человек включительно.

С 27 марта может быть предоставлена отсрочка или введён мораторий на оплату арендных платежей теми предприятиями малого и среднего бизнеса, которые арендуют помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Также планируется увеличить капитализацию региональных микрофинансовых и гарантийных организаций. Цель этой меры – увеличить выдачу льготных кредитов и микрозаймов .

Для субъектов малого и среднего бизнеса, которые участвуют в государственных закупках, снизят требования к обеспечению контрактов. А для тех, кто является исполнителем договоров, заключенных в рамках закона 223-ФЗ (закупки у государственных компаний и корпораций), будут отменены штрафные санкции.

На предприятиях отдельных отраслей экономики – транспорта, туризма, культуры, физкультуры и спорта, а также для застройщиков и подрядных организаций – разработают специальные меры поддержки.

Ставьте лайк ?? и подписывайтесь на наш канал ✉️ , если хотите узнавать актуальные новости бизнеса!

http://zen.yandex.ru/media/regberry/podderjka-malogo-biznesa-v-krizis-2020-5e79ff4694c1cf1552ae8ba6

Меры поддержки бизнеса в кризис

Добро пожаловать в дивный новый мир правового нигилизма!

Еще не совсем понятно, что будет с экономикой дальше, но многое точно поменяется во время этой борьбы за здоровье.

Президент много говорил, различные оргАны принимали разные умные постановления, соберем теперь это в кучку и резюмируем. Основное — в стране так и не введен режим чрезвычайной ситуации и карантин, есть лишь два кадавра: самоизоляция и нерабочие дни, под которые лихорадочно правят нормативную базу.

Это означает, что форс-мажор надо доказывать в региональной Торгово-промышленной палате по каждому договору отдельно, но хотя бы бесплатно.

Нерабочие дни для расчетов по кредитам являются рабочими — ЦБ рекомендовал всем не просрАчивать платежи.

Кредитные каникулы для физиков надо доказывать снижением дохода. Возможно, повезет, хотя свежее постановление Правительства очень хорошо порезало суммы кредитов, по которым можно воспользоваться.

Меры поддержки организаций

Тем не менее, были приняты и некоторые положительные меры.

Перед их описанием надо выделить три группы организаций, к которым, помимо малых и средних предприятий (МСП), будут применяться эти меры:

  1. Самые пострадавшие по мнению правительства — это 28 видов деятельности (ОКВЭДов, не отраслей!): часть авиаперевозок, вся культурка, физо и спорт, туризм, гостиницы, общепит, часть негосударственного образования, организация выставок и часть бытовых услуг. Для включения в эту группу указанный вид деятельности должен быть основным.
  2. Те, кто должен работать по указу Президента: непрерывно действующие, медицина и аптеки, торговля продуктами и товарами первой необходимости, неотложные ремонты, погрузо-разгрузочные работы. В эту группу попали пассажирские перевозки, банки, стройка со всеми обеспечениями, гиперы, в т.ч. строительные и ряд других организаций.
  3. Те, кому разрешили работать, в дополнение к тем, кто должен. Их расшифровали в конкретных регионах, для Питера — это автосервисы и торговля запчастями, салоны связи, торговля табаком, ветеринарка, гостиницы только для проживания, услуги погребения, связи, жилищно-коммунальные.

Меры поддержки ИП, малого и среднего бизнеса

  • Срок сдачи деклараций 3-НДФЛ переносят на 3 месяца, актуально тем, кто должен подавать, для возврата налога все по-прежнему — чем раньше, тем лучше.
  • Для всех малых и средних предприятий (МСП) — с апреля и до конца 2020 года страховые взносы снижаются до 15% с сумм, превышающих 1 МРОТ, в этом году — 12130 рублей. НКО сюда не попадают, кстати.
  • Только что «подъехало» еще одно постановление Правительства, в котором развернули перенос сроков:
  • Срок сдачи декларации по НДС и расчета по страховым взносам за 1 квартал перенесен на 15 мая.
  • Остальная отчетность, которую надо было сдать в марте-мае перенесена на три месяца.
  • Срок ответов на требования и пояснения (кроме НДС), полученные с 1 марта по 31 мая — переносится на 20 рабочих дней, по НДС — на 10 рабочих дней.
  • Для малых и средних предприятий (МСП) меры взыскания откладываются до 1 мая.
  • Сроки уплаты налогов — НЕ переносятся!
  • Для МСП продлили сроки уплаты налогов за 2019 год и 1 квартал 2020 — на 6 месяцев, за 2 квартал 2020 — на 4 месяца, кроме НДС и НДФЛ.
  • Для микропредприятий дополнительно продлили сроки уплаты страховых взносов за март-май на 6 месяцев, за июнь-июль — на 4.
  • Для ИП срок оплаты 1% свыше 300 тыс. руб. перенесли с 1 июля на 1 ноября.
  • Для не МСП есть возможность получить отсрочку или рассрочку по налогам и взносам на срок до года, в постановлении есть приложение на 6 страниц с описанием критериев.

  • Для пострадавших есть возможность получить беспроцентный кредит на выплату зарплаты в размере 1 МРОТ на сотрудника в месяц на 6 месяцев, выдают пока Сбербанк и ВТБ, условия в Сбербанке:
    • Не менее 12 месяцев с даты регистрации.
    • Действующий клиент банка.
    • Действующий зарплатный проект.
    • Отсрочка погашения на 3 месяца.

  • Для пострадавших введен мораторий на стороннюю подачу на банкротство, сами подать могут.
  • Дополнительная нагрузка на бизнес тоже появилась

    Это были послабления, теперь про дополнительную нагрузку на предприятия.

    • Те, кто должен и те, кому разрешили, должны предоставить до 7 числа данные о сотрудниках, которые продолжат работу на рабочих местах и удаленно. Перечень данных и форму информирования, естественно, еще не придумали.
    • Письмо ФНС от 01.04.20 говорило о том, что переносы сроков отчетности не распространяются на тех, кто должен работать по указу — возможны санкции со стороны налоговой.
    • До 30 апреля не ведут прием граждан налоговые (подача документов электронно, почтой России или через ящик у входа) и МФЦ (работа через госуслуги).

    Таким образом, из всей полезной поддержки — перенос сроков отчетности, и, для пострадавших, перенос сроков уплаты налогов и возможность кредитов. Для остальных — «держитесь там, хорошего здоровья вам и успехов».

    «Бухгалтерия для Вас» не останавливает работу и готова помочь подготовить и сдать отчетность, рассчитать налоги и взять бухгалтерию на полное удаленное ведение.

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 8

    Программы для удаленной работы. Увеличиваем эффективность на удаленке

    http://exiterra.com/blog/dlya-biznesa/mery-podderzhki-biznesa-v-krizis/

    Титов пожаловался Путину на неадекватные меры поддержки бизнеса в кризис

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 9

    Правительство принимает недостаточно действий по поддержке бизнеса в кризис, заявил в письме Владимиру Путину бизнес-омбудсмен Борис Титов. Документ цитирует РБК.

    По мнению Титова, текущие шаги государства не соответствуют сложности ситуации, к которой привели одновременно пандемия коронавируса и падение цен на сырье. «Масштаб проблем в условиях отсутствия адекватного ответа со стороны государства может привести к массовым банкротствам предприятий и значительному росту безработицы», — пишет Титов (цитата по РБК).

    По оценке бизнес-омбудсмена, к моменту написания документа больше 50% бизнеса временно или навсегда прекратили деятельность. По словам Титова, ключевым вопросом для выживаемости бизнеса «в условиях недостаточности финансовой поддержки со стороны правительства» становятся сроки снятия карантинных мер.

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил несколько новых шагов поддержки.

    • Разрешить большинству компаний возобновить работу с условием полного выполнения санитарно-эпидемиологических требований;
    • Предоставить помощь всем компаниям, которые потеряли в марте-апреле не меньше 30% выручки, но сохранили больше 90% персонала, а не только предприятиям из списка наиболее пострадавших отраслей. Этот список тоже нужно расширить, считает Титов;
    • Разрешить предпринимателям отправлять работников в бессрочный отпуск с выплатой пособия не меньше одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) в месяц;
    • На время карантина приравнять индивидуальных предпринимателей к самозанятым: для них налоги ниже;
    • Запретить банкам ухудшать кредитную историю компаний, пострадавших из-за кризиса;
    • Для поддержки торговли снизить плату банкам за операции по картам (эквайринг) до 1%;
    • Запретить отключение коммунальных услуг до конца 2020 года для пострадавших предприятий. Заморозить энерготарифы до конца 2021 года и запретить взыскание неустоек за неуплату коммунальных платежей;
    • Дать торгово-развлекательным центрам налоговые каникулы на полгода и на тот же срок — мораторий на взимание платы по кредитам;
    • Объявить амнистию для тех, кто осужден за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Во время пресс-конференции Титов добавил, что предложил Путину распространить мораторий на банкротства на все пострадавшие предприятия, потому что есть риск банкротств в сферах деятельности, которые на данный момент в перечень пострадавших не включены, передает «РИА Новости».

    Владимир Путин несколько раз объявлял о мерах поддержки населения в ходе телеобращений и в выступлениях на совещаниях с правительством и главами регионов. 15 апреля Путин предложил ввести безвозмездные выплаты пострадавшему бизнесу, который сохранил не меньше 90% персонала, в размере одного МРОТ на каждого сотрудника. Кроме того, власти пообещали в том числе беспроцентные кредиты на выплату зарплат, реструктуризацию других займов и отсрочку по налогам на полгода с постепенной выплатой по истечении этого срока. Предприниматели жаловались, что мер поддержки сложно добиться. В кредите отказали в том числе министру экономического развития Максиму Решетникову, который выступил «тайным покупателем».

    28 апреля Путин поручил разработать новый пакет поддержки населения и бизнеса. Его параметры пока неизвестны.

    Сбербанк 29 апреля сообщил, что в некоторых сферах компании заметно сократили зарплаты или вовсе прекратили их выплачивать. Например, в сферах аренды, лизинга и трудоустройства доля таких компаний оказалась больше половины. Больше всех сократили расходы на персонал компании малого и среднего бизнеса, которые работают в сфере спорта, отдыха и развлечений.

    http://www.forbes.ru/newsroom/biznes/399533-titov-pozhalovalsya-putinu-na-neadekvatnye-mery-podderzhki-biznesa-v-krizis

    Карантинная помощь: разбираем меры господдержки бизнеса в период COVID-19

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 10

    Прошел первый месяц карантина. Давайте проанализируем антикризисный план правительства в целях поддержки бизнеса и сделаем выводы.

    Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика».

    1. Отсрочка по налогам

    Компаниям малого и среднего бизнеса предоставляется отсрочка по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев.

    Комментарий: позитивная мера, но лучше бы включили НДС. Многие представители бизнеса попали в крайне затруднительное положение с его уплатой в текущем периоде, а как из этого положения выпутываться — никто не подсказал.

    Проблема в том, что предприятия исчисляют НДС при отгрузке: подписал акт — возникла обязанность уплатить НДС. А факт оплаты за товар или услугу в расчет не берется. И в период карантина из-за этого масса перебоев. Выход может быть, если НДС оплачивать не по отгрузке, а по оплате. Но таких изменений пока не введено.

    2. Поддержка микропредприятий

    Микропредприятиям предоставлена отсрочка по налогам и уплатам страховых взносов в социальные фонды также в течение шести месяцев.

    Комментарий: здесь важно обратить внимание на то, что именно входит в категорию микропредприятий. Речь идет о компаниях средней численностью не более 15 человек и годовой выручкой до налогообложения до ₽120 млн за 2019 год. Для микробизнеса это хорошо. И многие ИП подпадают под эту категорию. Предоставленные им отсрочки помогут пережить кризис без дополнительной нагрузки в виде уплаты в социальные фонды.

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 11

    3. Отсрочка по уплате кредитов

    Отсрочка по уплате кредитов предоставляется микропредприятиям и компаниям малого и среднего бизнеса до шести месяцев.

    Комментарий: на самом деле это глоток воздуха для компаний, оставшихся без выручки. Многие из них работали «с колес» и без накопленной ликвидности, что не позволяет им выполнять текущие кредитные обязательства. Объективная картина выглядит так: малый и средний бизнес перекредитован, и платить им неоткуда при отсутствии выручки.

    4. Мораторий на банкротство

    Мораторий на шесть месяцев на подачу заявлений кредиторов о банкротстве и взыскании долгов и штрафов (это касается не только малого бизнеса).

    Комментарий: этот пункт меня беспокоит как инвестора. На самом деле это даст дополнительную возможность мошенникам, которые не планировали возвращение займов или долгов по облигациям. Категорически рекомендую инвесторам в ближайший год очень внимательно смотреть не только на отрасль, но и на то, кому они дают в долг, покупая те же облигации.

    5. Снижение страховых взносов

    Для малых и средних предприятий размер страховых взносов снизится с 30% до 15% на зарплаты выше МРОТ.

    Комментарий: очень действенная мера, помогающая снять часть нагрузки с бюджета организации. По опыту своей компании могу только подтвердить, что она облегчает жизнь собственнику и позволяет высвободившиеся средства направить на необходимые платежи.

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 12

    6. Беспроцентные займы на выплату заработной платы

    Беспроцентные кредиты на выплату заработной платы выдаются на срок в шесть месяцев. Сначала это касалось только малого бизнеса, теперь возможность распространили на крупный и средний.

    Комментарий: а через шесть месяцев их с чего платить? Предприятия остановлены, выручки нет, а зарплату платим из займа. Даже беспроцентный кредит нужно будет гасить в будущем. В лояльность банков через полгода верить не приходится, и эта мера вполне может толкнуть предприятия к банкротству.

    7. Прямая безвозмездная финансовая помощь

    Деньги можно потратить на выплату зарплат сотрудникам в апреле и мае. Объем поддержки будет рассчитываться с учетом числа работников по состоянию на 1 апреля, исходя из суммы в ₽12 130 на одного сотрудника в месяц.

    Комментарий: позитивная мера, но имеет ограничения — она распространяется на наиболее пострадавшие отрасли:

    • аэропорты, автоперевозки;
    • культура, организация досуга и развлечений;
    • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
    • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
    • гостиничный бизнес;
    • общественное питание;
    • организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения;
    • организация конференций и выставок;
    • предоставление бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

    Проверяйте, входит ли в одну из этих категорий ваш бизнес, и отправляйте заявку с 1 мая через личный кабинет вашей организации на сайте ФНС.

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 13

    8. Отсрочка по уплате арендных платежей

    Отсрочка по уплате арендных платежей распространяется на государственное, муниципальное и частное имущество (за исключением жилых помещений). Оплатить задолженность арендаторы смогут в течение двух лет. Владельцу недвижимости запрещено вводить дополнительные платежи. Также арендодателям рекомендовано снизить размер арендной платы по соглашению с арендатором.

    Комментарий: а как быть бизнесу, который зарабатывал на аренде? Из каких средств ему платить зарплату и обновлять фонд недвижимости? Я думаю, что нас ждут поправки и дополнения к данной мере поддержки.

    9. Мораторий на проверку бизнеса

    До 1 июня 2020 года приостанавливается проведение выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Автоматически на полгода продлеваются все лицензии и разрешения.

    Комментарий: остается только добавить, что если к вам пришли с проверкой, то ссылайтесь на приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 и звоните жаловаться на горячую линию ФНС 8 (800) 222-22-22.

    Вывод: безусловно, данных мер недостаточно. Ждем третий пакет мер и надеемся, что точка невозврата для большинства бизнесов не будет пройдена и помощь успеет как раз вовремя.

    Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

    http://quote.rbc.ru/news/article/5eaa7e279a7947aa744eda8c

    Поддержка бизнеса в условиях пандемии: предложения бизнес-сообщества

    Меры поддержки бизнеса в кризис - картинка 14
    Melpomene / Depositphotos.com

    Распространение новой коронавирусной инфекции несет за собой не только угрозу здоровью нации, но и создает значительные экономические препятствия для развития бизнеса. В условиях объявления нерабочих дней, введения режима повышенной готовности и самоизоляции в ряде регионов, обусловивших существенное снижение потребительского спроса, отсутствие условий для нормальной деятельности, уменьшение доходов организаций, представители бизнеса испытывают значительные трудности. В связи с этим на федеральном уровне уже принимаются отдельные меры поддержки субъектов МСБ – преимущественно в части отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.

    Однако Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает эти меры недостаточными и предлагает к принятию ряд дополнительных антикризисных мер, разработанных вместе с бизнес-сообществом. Так, в ходе состоявшейся 8 апреля пресс-конференции, омбудсмен выделил три ключевые группы мер, направленных на поддержание бизнеса в условиях пандемии:

    • меры по сохранению рабочих мест (предоставление работодателям права сокращать зарплаты до минимума – одного МРОТ и установление возможности отправлять сотрудников в отпуск с выплатой пособия в один МРОТ);
    • меры налоговой поддержки (изменение порядка уплаты НДС, отмена налогов для малого бизнеса);
    • меры по условиям кредитования (запрет на требования досрочного погашения кредитов и отсрочка выплаты кредитов на год).

    Рассмотрим каждое из указанных направлений.

    Меры по сохранению рабочих мест

    Такие меры бизнес-омбудсмен считает первоочередными в сложившихся экономических условиях. «Это важнейшая задача – и социальная, и предпринимательская, экономическая. Если предприятия сохраняют рабочие места, значит, они живы, они работают. И тот, кто сохраняет рабочие места, должен быть главным реципиентом всякой экономической помощи, которая оказывается сегодня государством», – подчеркнул омбудсмен.

    Борис Титов озвучил статистику, сформированную Центром стратегических разработок, согласно которой почти половина предприятий (49%) сообщила о переводе своих работников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, более 20% компаний уменьшили зарплату сотрудникам при сохранении норм рабочего времени. 16% организаций начали увольнять сотрудников, 30% компаний уже подумывают над увольнением, а еще 30% работодателей заставили своих работников взять отпуск без сохранения зарплаты. Проблема усугубляется тем, что денег у многих работодателей на выплату зарплаты нет, а ответственность за задержку ее выплаты есть – в виде штрафа в размере 20-30 тыс. руб. по ст. 5.27 КоАП и в виде уголовной ответственности по ст. 145.1 Уголовного кодекса вплоть до лишения свободы на срок до трех лет при повторном нарушении.

    Как отметила в ходе пресс-конференции Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова, в период с 30 марта по 30 апреля у работодателей, по сути, нет возможности минимизировать затраты на оплату труда законными способами, предусмотренными Трудовым кодексом (оформление простоя, предоставление отпуска без сохранения зарплаты с согласия работника). Поскольку такие механизмы могут применяться только в случае осуществления предпринимательской деятельности, то те компании, которые не имеют права осуществлять эту деятельность в связи с продлением Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 нерабочих дней и принятием других ограничений на уровне регионов, поставлены в неравные условия с теми предпринимателями, которые могут продолжать работать. Хотя и последние в связи с введением режима самоизоляции терпят существенные убытки в связи с падением спроса, что заставляет их снижать зарплату сотрудникам и принимать другие меры.

    Бизнес-сообщество полагает, что решить указанные проблемы поможет предоставление работодателям возможности сокращать размеры зарплаты до уровня МРОТ или отправлять сотрудников в бессрочный отпуск с выплатой пособия в размере не менее МРОТ в месяц. «Если требовать зарплаты полностью, то ее может вообще не оказаться, потому что предприятия уйдут в банкротства», – пояснил свою позицию правозащитник.

    Меры налоговой поддержки

    По словам директора Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилла Никитина, бизнес-сообщество выступает не просто за отсрочку уплаты отдельных налогов, а за более радикальные решения по снижению налогового бремени. В частности, речь идет об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда, а также о возможности установления отрицательных ставок взносов, например, на первые пять МРОТ (по сути, о субсидировании зарплат для организаций, сохранивших рабочие места). Кроме того, обсуждаются идеи снижения налоговой нагрузки на арендодателей при условии, что выгода от такого снижения будет передаваться арендатору.

    Борис Титов пояснил, что, в первую очередь, предлагается снизить фискальную нагрузку на фонд оплаты труда путем сокращения для всех представителей бизнеса объема страховых платежей в социальные фонды – «хотя бы до конца 2021 года, но лучше навсегда». Также рассматривается идея установления для предприятий, пострадавших от коронавирусной инфекции, платежа в бюджет по всем видам налогов, включая НДС, единоразово по истечении налогового периода 2020 года – то есть в первом квартале 2021 года (с возможной реструктуризацией). «Такая мера – это всего лишь кредитование, отсрочка выплаты, для бюджета это по-прежнему актив», – отметил уполномоченный.

    Помимо этого, предлагается вернуться к ранее действовавшему принципу уплаты НДС – по факту оплаты товара, а не по факту его отгрузки. Напомним, до 2006 года ст. 167 Налогового кодекса позволяла налогоплательщикам выбрать удобный для них порядок уплаты НДС – «по оплате» или «по отгрузке». Затем для упрощения администрирования этого налога вариативность была исключена, и все налогоплательщики перешли на метод уплаты «по отгрузке». Борис Титов считает, что в текущих условиях такой механизм уплаты может привести к формированию необоснованных обязательств налогоплательщиков, что усугубит кризис «неплатежей» за полученные товары, выполненные работы и оказанные услуги. «Уплата НДС «по оплате» выгодна тем, что если покупатели систематически задерживают оплату или же им предоставляется большая отсрочка, то обязанность по уплате НДС наступает после оплаты товара», – пояснил правозащитник. Принцип «нет оплаты, нет налога» он считает более справедливым в условиях нестабильной ситуации на рынке. Но, чтобы учет средств совпадал, правила уплаты НДС «по оплате» должны быть едиными для продавца и покупателя.

    Среди радикальных решений по части налогов, озвученных уполномоченным, – и предложение «забыть про налоги для малого бизнеса, забыть, что малый бизнес является фискальным источником бюджета». Отметим, ранее упоминалось о полном освобождении от налогов для предприятий МСП на специальных режимах налогообложения как минимум на три года.

    Что касается условий кредитования бизнеса, то видится целесообразным введение запрета банкам ухудшать кредитную историю заемщиков при реструктуризации кредитов субъектам предпринимательства в период борьбы с пандемией коронавируса. В частности, предлагается ввести мораторий на требования досрочного погашения кредитов или реализации залогов в случае несоблюдения заемщиками условий кредитования в связи с коронавирусной инфекцией. Это позволит сохранить стабильную ситуацию по уже выданным кредитам, считает уполномоченный.

    Среди антикризисных мер – и предоставление коммерческими банками льготного периода на год по выданным коммерческим кредитам, то есть отсрочка выплаты кредитов на 12 месяцев. Причем, по мнению правозащитника, за пролонгацию банками кредитов можно предоставлять банкам некоторые преимущества – например, Банк России мог бы аннулировать резервы, которые банки формировали для этих кредитов, и полностью отдать им эти средства. По подсчетам, в настоящее время на корреспондентских счетах в Банке России находятся порядка 2,6 трлн руб., принадлежащих коммерческим банкам.

    В числе дополнительных мер, которые были озвучены ранее, следует отметить такие, как:

    По сообщению на официальном сайте бизнес-омбудсмена, комплекс экстраординарных мер, предложенных региональным бизнесом, уже направлен Президенту РФ Владимиру Путину. Эти меры, сформированные по итогам массового опроса бизнеса в регионах страны, нацелены на изменение регулирования экономики в кризисных условиях. Они могут стать достойным подспорьем при подготовке очередных федеральных мер поддержки бизнеса.

    http://www.garant.ru/news/1345144/

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях