WordPress

Меры поддержки градообразующих предприятий

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры поддержки градообразующих предприятий" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 3. Меры поддержки градообразующих предприятий

Статья 3. Меры поддержки градообразующих предприятий

Информация об изменениях:

Законом Тверской области от 30 мая 2000 г. N 106-ОЗ-2 в пункт 1 статьи 3 настоящего закона внесены изменения

1. С целью государственной поддержки деятельности градообразующих предприятий органами государственной власти Тверской области могут применяться следующие меры:

списание безнадежных долгов по региональным налогам и сборам в порядке, установленном действующим законодательством;

выделение денежных субсидий, льготных денежных и товарных кредитов, предоставление налоговых кредитов для пополнения оборотных средств, в том числе в счет обязательных налоговых платежей в областной бюджет, предоставление поручительств и отсрочек по платежам, реструктуризация задолженности по налогам и сборам в соответствии с действующим законодательством;

представление интересов градообразующих предприятий в Арбитражном суде при рассмотрении дела о банкротстве в порядке, установленном федеральным законодательством;

оказание мер содействия по предотвращению отключения предприятий от источников энергоснабжения;

освобождение от уплаты в областной бюджет налога на имущество при условии направления высвобождающихся средств на реконструкцию, приобретение оборудования;

выделение целевым назначением средств, предусмотренных в областном бюджете по статье «бюджетные кредиты»;

освобождение от уплаты налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств при условии содержания и строительства дорог соответствующего населенного пункта.

освобождение от уплаты налога на имущество, налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств устанавливается с очередного финансового года.

Информация об изменениях:

Законом Тверской области от 27 апреля 2000 г. N 99-ОЗ-2 в пункт 2 статьи 3 внесены изменения

2. Задолженность со стороны предприятий, финансируемых из областного бюджета, перед градообразующими предприятиями погашается путем зачета в счет платежей данного градообразующего предприятия в областной бюджет в порядке, предусмотренном органом исполнительной власти области.

3. Органы местного самоуправления вправе предоставлять градообразующим предприятиям аналогичные и иные меры поддержки, льготы по местным налогам и сборам, а также погашать задолженность путем зачета в счет погашения в местный бюджет.

В первоочередном порядке предоставляются формы поддержки, предусмотренные действующим законодательством.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/16300140/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Что такое градообразующее предприятие: сведения и особенности

Градообразующие предприятия – настоящие промышленные гиганты, благодаря которым на карте страны появляются новые города и поселения. Это территории тесного сотрудничества общества и предприятия, где существование заводов и фабрик невозможно без местных жителей, а комфортное существование населения напрямую зависит от бесперебойного функционирования производства.

Общие сведения

Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 2

Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» – учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города. Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность. В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.

На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.

Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.

Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.

Стоит заметить, что «многие» не значит «все». На карте страны отмечены около 100 моногородов, градообразующие предприятия которых остались на плаву даже во время кризиса и успешно ведут экономическую деятельность.

Нормативное регулирование

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 3

Изначально термин «градообразующее предприятие» регламентировался ПП РФ от 29.08.94 № 1001, которое было признано недействительным Указом РФ от 02.02.05 № 116. Нормативный акт признавал предыдущий Указ РФ от 02.06.94 № 1114 утратившим силу. А именно на основании этого акта и было издано Постановление.

Что интересно, на сегодняшний день нет ни единого нормативного акта, регламентирующего порядок признания объекта промышленной или хозяйственной деятельности градообразующим.

В настоящем своде законов можно обнаружить только упоминания, применяемые для особых случаев. Ст. 169 ФЗ от 26.10.02 № 127-ФЗ говорит, что градообразующими считаются организации, где работает не менее 25% жителей соответствующего населенного пункта. Информация повторяется в законе № 219 21.07.14.

Стратегическое планирование

Отсутствие стратегического планирования, как такового, стало основной проблемой градообразующих предприятий и причиной их упадка. Такие промышленные объекты просто не реагировали на изменения в экономике.

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, позволили определить следующие факторы, препятствующие развитию градообразующих компаний:

  1. Высокий уровень зависимости экономики города от предприятия. Так, любые изменения и реформации, требующие значительных финансовых затрат, невозможны без внешнего кредитования, поскольку промышленный объект является бюджетообразующим.
  2. Отсутствие проработанных планов дальнейшего развития предприятия, устаревание инфраструктуры производства.

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 4

Нужно заметить, что градообразующие компании являются крайне привлекательными для инвестирования при условии реструктуризации, смены вида деятельности, актуализации производимой продукции под современные нужды, внедрения принципиально новой стратегии деятельности, смены руководства. Однако, все реформы необходимо производить только после тщательной проработки и оценки всех рисков, поскольку существует вероятность возникновения негативных социально-экономических изменений для сотрудников промышленного объекта.

В настоящее время наиболее перспективны три модели стратегического планирования и развития:

  1. Стратегия снижения себестоимости при обеспечении конкурентной цены. Достижима при снижении производственных издержек.
  2. Стратегия приспособления оказываемых услуг к потребностям и нуждам потребителей из определенных групп населения.
  3. Путь первопроходца. Производство абсолютно нового вида продукции, оказываемых услуг.

Указанные стратегии являются универсальными, но применение их индивидуально в каждом конкретном случае.

Финансовое обеспечение

Учитывая узкую направленность деятельности объектов, образовавших вокруг себя поселения, в моногородах не так много возможностей для экономического развития и часто они направлены только на использование простаивающих производственных мощностей для создания абсолютно другой экономической базы.

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 5

Если руководитель градообразующего предприятия является профессионалом своего дела и настроен на активное развитие организации и территории, возможны поступления средств в бюджет города со стороны малого и среднего бизнеса, получающих дополнительную поддержку.

Но, как это часто бывает, далеко не каждый владелец подобных промышленных объектов проявляет желание к инвестированию средств.

Поэтому моногорода находятся на господдержке, выполняющейся в двух основных направлениях:

  1. Совершенствование и рост производственных показателей градообразующих объектов и повышение занятости местного населения.
  2. Вливания в бюджет моногородов, направленные на сохранение и повышение качества оказываемых услуг.

Мероприятия

Рассмотрим подробнее направления господдержки моногородов и организаций, вокруг которых они были основаны.

Законодательством РФ предусмотрены следующие меры господдержки:

  • возврат доли средств, затраченных на оплату кредитов посредством субсидирования
  • налоговые «каникулы» и кредитование
  • государственные гарантии при оформлении кредитов организацией

Для поддержки городского бюджета применяются такие меры поддержки:

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 6

  • дотации и бюджетные кредиты для содержания регионального бюджета сбалансированным
  • инвестирование средств в проекты регионального значения Инвестиционным фондом РФ посредством предоставления субсидий для совместного финансирования строительства объектов государственной собственности
  • субсидирование дополнительных процедур и мероприятий, позволяющих снизить уровень безработицы, включая спонсирование малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной деятельности

Дополнительные программы развития

Государственными органами, совместно с представителями местной власти, выполняются такие виды мероприятий, направленных на улучшение показателей социальной сферы и развитие экономики в моногородах:

  • стимулирование территориального рынка труда за счет подготовок и переподготовок кадров, профессиональных стажировок
  • в случае, если градообразующая организация начала процесс ликвидации, стимулируется процесс переселения местных жителей в более благоприятные регионы
  • совершенствование, перепрофилирование предприятия
  • искусственное повышение спроса на продукцию, выпускаемую предприятием, за счет присвоения высочайшего приоритета при участии в торгах государственного заказа
  • работа по модернизации и совершенствованию инфраструктуры города за счет аварийных и ветхих построек, проведения ремонтов зданий, восстановления и обновления инженерных сетей и т.д.

Дополнительными программами развития также предусматривается введение новейших средств сбережения энергии в сфере производства и социально-бытовом направлении.

Перечень градообразующих предприятий РФ

На данный момент, перечень градообразующих предприятий Российской Федерации включает 319 объектов. Крупнейшие промышленные объекты и связанные с ними города в порядке убывания численности населения:

  1. Тольятти, Самарская область, ОАО «АвтоВАЗ» – лидер рейтинга, численность населения города составляет порядка 705 тыс. человек.
  2. Новокузнецк, Кемеровская область, «ЗСМК» – население порядка 564 тыс. человек.
  3. Набережные Челны, Республика Татарстан, «КамАЗ» – более 516 тыс. человек.
  4. Чусовой, Пермский край, «Чусовский металлургический завод».

Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 7

В перечне приведены предприятия в моногородах, численность населения которых превышает 50 тысяч жителей.

Некоторые моногорода выросли вокруг предприятий военно-промышленной сферы, и являются по сути закрытыми административно-территориальными образованиями.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

http://pravodeneg.net/corporate/chto-takoe-gradoobrazuyushhee-predpriyatie.html

Методы государственной поддержки кризисных предприятий (стр. 3 из 4)

4. Поддержка градообразующих предприятий

Для того чтобы разобраться в данной области, необходимо, прежде всего, понять, что же такое градообразующее предприятие. Под градообразующим предприятием понимается производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называется моногородами.

Традиционно экономическое и социальное развитие многих — если не большинства — российских малых и даже средних городов в существенно степени зависело от находящихся на их территории основных градообразующих предприятий. Ряд городов обязан этим предприятиям даже своим возникновением. Сегодня же зависимость городов от своих главных предприятий может не только не иметь стимулирующего характера, но экономика города и его население часто оказываются заложниками предприятий. Многие позитивно настроенные и достаточно профессиональные руководители постепенно начинают связывать будущее своих городов с развитием на их территории не только небольшого количества крупных предприятий, но и массового малого и среднего предпринимательства. В то же время проблема развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействия малых и крупных предприятий — особенно если речь идет о малом или моногороде — выглядит по-разному в зависимости от общей социально-экономической ситуации на территории.

Стратегии экономического развития территории в этих условиях часто основываются на поиске возможностей возрождения и переориентации градообразующих и других предприятий. При наличии на территории города ресурсов — например, очень крупных (часто неиспользуемых) производственных мощностей — для него возникает потенциальная возможность создания практически новой экономической базы. К сожалению, имеется также и достаточно много примеров эгоистического, неквалифицированного и просто хищнического поведения властей и других местных групп влияния, вся деятельность которых сводится к разворовыванию ресурсов.

Возможности развития как малых и средних, так и крупных градообразующих предприятий могут зависеть от деятельности местных властей и предпринимательского сообщества. В некоторых случаях развитие ограничивается в первую очередь из-за изоляционистской политики власти. Другим аналогичным примером является распространение «силового» предпринимательства со стороны теневых силовых структур. Эти и другие аналогичные примеры показывают, что для социально-экономических ситуаций в городах (включая вопросы предпринимательства) характерно значительное разнообразие. В этой связи представляется очевидным необходимость участия государства в регулировании дел моногородов.

В качестве способов поддержки моногородов можно выделить несколько. Для начала рассмотрим механизм финансовой поддержки. Предполагается, что государственная финансовая поддержка для стабилизации ситуации в моногородах должна осуществляться по двум направлениям: поддержка градообразующего предприятия в целях развития производства, решение проблемы занятости населения и поддержка бюджетов моногородов с целью сохранения необходимого уровня бюджетных услуг.

а) Поддержка градообразующих предприятий.

К мерам государственной поддержки градообразующих предприятий в рамках действующего бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах Российской Федерации могут быть отнесены:

· предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;

· предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам предприятиям на территории моногородов;

· предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.

б) Поддержка бюджетов моногородов.

К мерам государственной поддержки бюджетов моногородов могут быть отнесены:

· учет необходимости поддержки моногородов при выделении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и дотаций на сбалансированность региональных бюджетов (в соответствующих методиках, исходя из удельного веса населения «проблемных» моногородов в общей численности населения);

· развитие государственно-частного партнерства, в частности реализация инвестиционных проектов регионального значения за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации;

· предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимо обеспечить приоритетное участие муниципальных образований в региональных программах поддержки занятости населения, установление в местных бюджетах дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Не менее важными являются мероприятия по стабилизации ситуации и развитию моногородах. В перечень таких программ входят мероприятия, направленные на:

— поддержку рынка труда в моногородах (в частности переподготовка, подготовка и стажировка кадров, повышение мобильности населения для решения проблем занятости, стимулирование переселения жителей проблемных городов в случае полной ликвидации градообразующих предприятий);

— реструктуризацию, модернизацию, перепрофилирование предприятий;

— поддержку спроса на продукцию предприятий, путем установления приоритетности для градообразующих предприятий при размещении федерального, регионального и муниципального государственного заказа при прочих равных условиях;

— стимулирование развития городской инфраструктуры (осуществление мероприятий по ликвидации аварийного и ветхого жилья и капитального ремонта жилого фонда, реконструкция и модернизация инженерных сетей, водозаборных и очистных сооружений, объектов тепло- и энергоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, выкуп и модернизация объектов тепло-, энерго- и водоснабжения у градообразующих предприятий).

5. Анализ положения автопрома Тольятти в условиях кризиса и используемые методы государственной поддержки.

Одним из примеров градообразующего предприятия является ОАО «АВТОВАЗ», который располагается в моногороде Тольятти. Ни для кого не секрет, что одна из наиболее сложных ситуаций все еще складывается в автомобильной промышленности. Связано это, прежде всего с тем, что склады готовой продукции и завезенной техники являются основным источником удовлетворения спроса, что в итоге сказывается на сдерживании производства. Не менее важным является и тот факт, что инвестиционные планы промсборщиков в нынешних условиях не сокращаются, а, напротив — у многих даже и расширяются.

Не очень гладко обстоят дела и у автопрома Тольятти. В результате экономического кризиса и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АВТОВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. В этой ситуаций одним из наиболее действенных методов было привлечение государственной поддержки. А именно, Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».

Также модельный ряд «АвтоВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. Согласно этой программе, россиянам предоставляется возможность на льготных условиях получить кредит на покупку автомобиля, цена которого, однако, не превышает 350 тыс. руб. Данная программа позволяет стимулировать спрос на российскую продукцию, тем самым оказывая поддержку российскому авто производителям.

Однако экономический кризис не мог не затронуть персонал организации, и в условиях растущих долгов рассматривалась необходимость увольнения большого количества работников. Так, по некоторым данным, число увольнений, которые произошли в крупнейшей российской автомобилестроительной компании, колебалось от 5 тыс. до 27 тыс. работников. Такие действия определенно несут негативный характер не только по отношению к предприятию, но и моногороду в целом, ставя социальную стабильность в очень неустойчивое положение. Поэтому, российское правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. планируется потратить на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. направлены для реализации программы создания новых рабочих мест. Также в качестве мер было принято решение о создании дочерних компаний завода, куда перейдут работать около 15 тысяч сотрудников «АвтоВАЗа» пенсионного и предпенсионного возрастов.

http://mirznanii.com/a/261542-3/metody-gosudarstvennoy-podderzhki-krizisnykh-predpriyatiy-3

Меры поддержки градообразующих предприятий

  • Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 8
  • Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 9
  • Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 10
  • Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 11
  • Меры поддержки градообразующих предприятий - картинка 12

Решение о включении организации в перечень принимается Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

В результате проведенной работы с представителями федеральных органов исполнительной власти, Федеральной налоговой службы, а также бизнес сообществом Минэкономразвития России представляет критерии отнесения организаций к системообразующим, утвержденные 10 апреля 2020 г. на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

Внесение в Правительственную комиссию предложений по включению организаций в перечень системообразующих осуществляется Минэкономразвития России после получения экспертного заключения отраслевого федерального органа исполнительной власти.

Решение об отнесении организации к системообразующим принимается при условии соответствия ее отраслевым критериям, дифференцированным по видам экономической деятельности. Указанные критерии разработаны для 72 видов экономической деятельности и содержат как универсальные показатели, такие как выручка и численность персонала, так и индивидуальные, учитывающие специфику соответствующих отраслей.

При этом по представлению федеральных и региональных органов исполнительной власти, организация может претендовать на включение в перечень системообразующих организаций, если она удовлетворяет одному из семи следующих специальных критериев:

  • градообразующее предприятие, оказывающее существенное влияние на развитие региона;
  • головной исполнитель или исполнитель первого уровня кооперации по гособоронзаказу;
  • осуществляет деятельность по эксплуатации критической инфраструктуры и (или) обеспечению безопасности на территории Республики Крым, города Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа;
  • осуществляет разработку и внедрение критических технологий, разработку критически важного программного обеспечения;
  • обеспечивает информационную безопасность, предоставление услуг по разработке и эксплуатации государственных информационных систем, общественно значимых сервисов в сети «Интернет»;
  • обеспечивает транспортную доступность удаленных территорий;
  • признано доминирующее положение организации на рынке определенного товара в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики (PDF 386КБ)

http://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/minekonomrazvitiya_rossii_predstavilo_kriterii_i_poryadok_otbora_v_perechen_sistemoobrazuyushchih_predpriyatiy.html

Градообразующие предприятия должны жить

В Тверской области, как и в целом по России, бездумно проведенные экономические реформы и последовавший за ними спад промышленного производства привели к нарастанию социально-экономической напряженности в тех населенных пунктах, для которых характерна монопрофильность производства. Расположенные на их территории предприятия оказались в критическом положении. Вывести их из этого состояния, возродить и приумножить производственный потенциал способен закон Тверской области «О градообразующих предприятиях», проект которого принят во втором чтении Законодательным Собранием. В этом убежден председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по экономике, аграрной и промышленной политике А.В. Ражев.

http://proza.ru/2020/02/02/837

Меры поддержки градообразующих предприятий

Содействие в подготовке и (или) участии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» в финансировании инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах)

Условия предоставления поддержки Фондом

  • Сумма — от 250 до 1000 млн руб.;
  • Процентная ставка — 5 % годовых;
  • Срок – до 15 лет;
  • Отсрочка по выплате займа — не более 3 лет;
  • Наличие обеспечения;
  • Отсутствие зависимости от деятельности градообразующего предприятия

Финансирование инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах)

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»

Номер НПА: 1186

Дата НПА: 11.11.2014

Администратор меры поддержки: Институты развития, ФРМ

Ссылка на сайт администратора меры поддержки: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/

Территориальный уровень мер поддержки: Федеральный

Регулярность оказания мер поддержки: на регулярной основе

Методика расчета величины поддержки:

Не превышает 80% общей стоимости затрат и должна составлять не менее 250 млн рублей и не более 1 млрд рублей.

Размер юридического лица-получателя гос. поддержки: крупный (от 251 чел.), средний (100 — 250 чел.)

Ограничения по форме собственности: Не принципиально

Типы проблем, на решение которых направлена мера:

Периодичность рассмотрения заявок на предоставление меры поддержки: По мере подачи заявки

Распространяется ли мера поддержки на действующие договоры: Нет

Возможность использования меры стимулирования деятельности в сфере промышленности для договоров, заключенных до подачи заявки:

Почтовый адрес для официальной подачи документов: Воздвиженка, 10, Москва, 125009, Россия

Цели предоставления поддержки: Диверсификация экономики моногорода

Задачи: Участие в финансировании инвестиционных проектов, не связанных с деятельностью градообразуюей организации моногорода в целях, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест

Требования к проекту:

1. Инвестиционный проект не является инвестиционным проектом по реконструкции, техническому перевооружению, модернизации и (или) дооборудованию градообразующей организации Моногорода;

2. Ежегодная стоимость товаров (работ, услуг), приоретаемых у градообразующей организации Моногорода, не превышает 50 процентов ежегодной стоимости всех товаров (работ, услуг), приобретаемых в целях реализации Инвестиционного проекта;

3. Ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) градообразующей организации Моногорода не превышает 50 процентов ежегодной выручки, получаемой от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных), в результате реализации инвестиционного проекта.

4. Проект предусматривает ведение Инициатором Проекта деятельности, разрешенной законодательством Российской Федерации и не отнесенной в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) к какому-либо из следующих видов:

  • а. охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (подкласс 01.7 класса 01 раздела А);
  • б. производство табачных изделий (класс 12 раздела С); в. производство алкогольной продукции (подклассы 11.01, 11.02, 11.03, 11.04, 11.05 класса 11 раздела С);
  • г. торговля оптовая и розничная (подклассы 45.1, 45.3 класса 45, класс 46, 47 раздела G), кроме торговли товарами собственного производства;
  • д. деятельность финансовая и страховая (раздел К); е. государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (раздел О);
  • ж. деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей (класс 92, раздела R);
  • з. деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S); и. деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления (раздел T); к. деятельность экстерриториальных организаций и органов (раздел U).
Необходимость софинансирования проекта:

Доля необходимого софинансирования: Не менее 20% от стоимости проекта участие собственными средствами Инициатора.

Общий бюджет проекта: от 312,5 млн рублей

Наличие исчисляемых показателей результативности проекта:
Список показателей результативности проекта:

Чистая приведенная стоимость (NPV), свободный денежный поток (FCFF), средневзвешенная стоимость капитала (WACC), стоимость заемного капитала (CoD), стоимость собственного капитала (CoE), внутренняя норма доходности (IRR), период окупаемости инвестиций (PBP), дисконтированный период окупаемости (DPBP), удельная эффективности инвестиционного проекта (PI), Терминальная стомость проекта (TV), коэффициент покрытия долга (DSCR), коэффициент покрытия кредита на срок действия кредита (LLCR), коэффициент покрытия расходов на выплату процентов по кредиту (ISCR), долг/капитал (D/E), долг/EBITDA (D/EBITDA), коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, кожффициент рентабельности активов (ROA), коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE), коэффициент рентабельности инвестиций (ROI), коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, коэффициент обрачиваемости запасов.

Действует ограничение на финансирование проекта иной финансовой государственной поддержкой:

Требования к заявителю:

1. Регистрация в качестве юридического лица на территории РФ;

2. Заявитель не должен являться российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территориях офшорных зон в совокупности превышает 50%;

3. Отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. в государственный внебюджетные фонды;

4. Отсутствие решения о ликвидации заявителя проекта, решение арбитражного суда о признании заявителя проекта банкротом.

Формат предоставления поддержки: возвратная (займ, кредит)

Срок возврата предоставленной поддержки: 15 лет

Процентная ставка предоставления поддержки: 5%

Контактное лицо:

ФРМ: Курчатов Евгений Эдуардович, консультант департамента программ развития моногородов, тел.: +7 (495) 734-79-19 (вн. 283), e-mail: [email protected]

Необходимые документы для предоставления меры государственной поддержки:

Документы, обязательные при подаче заявки на меру поддержки

Методические рекомендации, руководства и шаблоны:

http://gisp.gov.ru/support-measures/list/8806186/

Государственная поддержка градообразующих предприятий и моногородов

Проблемы государственной поддержки градообразующих предприятий и моногородов

Внимание на проблемы моногородов впервые обратили жители города Пикалево Ленинградской области в 2009 году. Люди перекрыли федеральную трассу, требуя погашения долгов по зарплате. В результате глава Правительства РФ В.В. Путин лично урегулировал данную ситуацию. После этого случая проблемы моногородов стали объектом пристального внимания органов власти. При Правительстве РФ была создана рабочая группа по модернизации монопрофильных территорий, министерство регионального развития РФ определено куратором подготовки государственной программы поддержки моногородов.

Минрегион определил параметры, наличие одного из которых дает основание называться моногородом:

1) доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, связанных единой технологической цепочкой, составляет не менее 25% экономически активного населения;

2) объем производства такого предприятия или группы предприятий не менее 50% в отгрузке продукции населенного пункта.

На основе этих двух признаков правительственная комиссия утвердила полный перечень моногородов России, состоящий из 335 городов. «В них проживают 25% городского населения страны, или 16 млн. человек, на долю моногородов приходится порядка 40% суммарного ВРП, хотя по данным Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, данный список шире: в него входят 460 населенных пунктов». Тимченко В., Пронина Л. Роль муниципальных образований в инновационной деятельности // Бюджет, № 10, 2009. С. 12.

В 2010 году реализован пилотный проект по поддержке моногородов: в соответствии с Программой антикризисных мероприятий оказана государственная поддержка моногородам, входящих в перечень, одобренный Правительством РФ. В данный список вошли всего 27 муниципальных образований, в которых живут почти три миллиона человек, в том числе 3 города из Свердловской области — Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Асбест (хотя в Свердловской области насчитывается 12 моногородов).

Ситуация в выбранных муниципальных образованиях наиболее сложная, это, прежде всего, те территории, где располагаются металлургические заводы, предприятия тяжелого машиностроения, автомобилестроения.

Чтобы получить господдержку, данные муниципальные образования должны представить программу по реструктуризации неэффективных градообразующих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики городов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса. Важно, чтобы создаваемые предприятия были высокотехнологичными, а их продукция пользовалась спросом.

В 2012 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 10 млрд. рублей в виде субсидий, 10 млрд. рублей в виде банковских кредитов, ставки по которым будут гораздо ниже, чем в коммерческих банках. 5 млрд. рублей будет выделено из средств фонда реформирования ЖКХ и еще 2 млрд. рублей на развитие малого и среднего бизнеса. Причем средства моногорода смогут получить только при наличии софинансирования из субъекта РФ и от инвесторов. По состоянию на 06.04.2010 г. правительственной комиссией РФ одобрено только три инвестиционных проекта: Сокол в Вологодской области, Тольятти в Самарской области и Нижний Тагил в Свердловской области.

Проблема моногородов — комплексная проблема, охватывающая политическую, экономическую, социальную, правовую сферы. В целях ее решения необходимо объединение усилий федеральных, региональных, местных властей, науки, бизнеса и населения. Одним из основных способов ее разрешения является проведение диверсификации экономики городов. Эффективность нового инструмента государственной политики можно оценить на основе следующих критериев:

1) количество моногородов, в которых проведена диверсификация экономики от общего числа моногородов;

2) количество моногородов, которым оказана государственная поддержка от общего числа моногородов;

3) объем финансовых средств, выделенных федерацией, субъектом РФ, муниципалитетом, инвесторами, собственниками градообразующих предприятий в структуре программ реструктуризации;

4) число созданных рабочих мест в соотнесении со структурой экономически активного населения моногорода;

5) размер спроса на продукцию реструктуризованного градообразующего предприятия.

Ситуация в российских моногородах не осознавалось федеральной властью, как проблема, вплоть до событий в г. Пикалево Ленинградской области. Между тем, эта проблема затрагивает значительную часть населения. «Сегодня моногородами в России являются 332 поселка городского типа (ПГТ) и 467 городов. В них проживают 24,5 млн. человек. Большая часть монопрофильных поселений образована при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности (20% от их общего числа), машиностроения (17%), пищевой промышленности (14%), топливной промышленности (11%)». Терентьев А. Проблемы защиты прав работников при (несостоятельности) банкротстве работодателя // Трудовое право, № 6, 2010. С. 54.

Существует два критерия, по которым федеральное правительство, относит то или иное муниципальное образование к категории «моногород»:

1. Если доля работающих на градообразующем предприятии или группе предприятий, связанных единой технологической цепочкой, должна составляет не менее 25% экономически активного населения.

2. Если объем производства такого предприятия или группы предприятий должен занимать не менее 50% произведенной здесь продукции.

Идей для решения проблемы моногородов в арсенале правительства оказалось всего три.

Первая идея — закрытие моногородов, признанных неперспективными, с переселением людей.

Вторая идея — это перепрофилирование моногородов и создание новых производств, вопрос ключевой, пока системно не решаемый.

Третья идея — оказание центром финансовой поддержки не всем, а части моногородов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации.

Говорить прямо о закрытии моногородов правительство боится. На самом деле, уничтожать города — неприемлемо, вместо этого всякий раз следует искать скрытые резервы для их роста и перепрофилирования, или, хотя бы, для сохранения status quo. Ибо любое переселение в этом случае — дело для власти проигрышное из-за неизбежных социальных издержек. Лучше вообще не регулировать этот процесс, чем начинать этим заниматься. Помимо жилья обитатели моногородов привязаны еще и к своим садовым участкам, благодаря которым они выживают, когда не получают зарплаты. Переселение, которое лишит их такого подспорья, для многих окажется гибельным. Тем более что пока проекты переселения, предложенные Минрегионом, не продуманы. Так, это ведомство предложило переселить работников АвтоВАЗа для работы на вагоностроительном заводе в Ленинградской области. Не вдаваясь в детали этого проекта, отметим, что упомянутый вагоностроительный завод находится в 40 км от Пикалева, в окрестностях которого, как известно, работы нет. В рамках этой инициативы можно было бы переселить, от силы, нескольких сот заводчан. Проблемы безработицы в Тольятти это, конечно бы, не решило. Зато нанесло бы непоправимый вред, как самому государству, так и рейтингу его руководителей.

Поскольку аккуратно и грамотно социальные проблемы на уровне конкретных семей российские чиновники все равно не решат, подобные акции породят у людей еще большие раздражение и протест, чем столь же топорно организованное переселение в Сочи. Слава Богу, что пока в этом направлении делается не многое. В любом случае, если говорить о переселении, министерским работникам не худо было бы предварительно ознакомиться с базой данных рабочих вакансий, сформированной в ФМС. Эта идея пока почему-то никому из них в голову не приходила.

Что касается второй идеи, то рано или поздно проблему перепрофилирования моногородов и создание новых производств придется решать. Однако серьезной программы такого рода в России или каких-нибудь действий власти, говорящих о ее подготовке, пока не видно. У Минпромторга и Минрегиона, а, следовательно, и у правительства в целом, которое поддерживает их предложения, есть только теоретические представления, как это надо делать. Причем, успешных примеров внедрения этих представлений на практике пока еще не было.

Думается, что в нашей промышленности в ближайшее время новые рабочие места в массовом порядке создаваться не будут. Если же учесть, что производительность труда у нас низкая, внедрение инноваций и модернизация потребуют высвободить половину занятой в современном производстве рабочей силы. Ситуация с АвтоВАЗом это ярко продемонстрировала.

Однако невостребованность не делает моногорода источником дешевой рабочей силы. Многие из них и сейчас чувствуют себя вполне хорошо и процветают на фоне региона в целом. Жители многих моногородов привыкли к хорошим зарплатам, с этой точки зрения они капризны, и, как кадровый потенциал, не перспективны для создания новых производств. Им нужно предложить что-то реально работающее. Хочется верить, что Минпромторг и Минрегион, занимаясь разработкой программ перепрофилирования, сумеют это учесть. При этом составленные ими списки прогрессивных и бесперспективных моногородов отличаются и друг от друга, и от официально не озвученного списка, имеющегося у правительства.

Третья идея состоит в оказании центром финансовой поддержки примерно половине моногородов. Вторая половина живет нормально. Это, в основном, нефтегазовые города (как, скажем, Альметьевск) и наукограды. Те, кто вошли в дотируемую половину, в 2010 году получили от государства 10 млрд. рублей. Однако какие суммы перепадут городским властям, неизвестно. До сих пор муниципальные образования получали помощь только из регионального бюджета. Сейчас пойдет, фактически, их прямое субсидирование из федерального бюджета. Кроме соответствующих траншей, для этих моногородов были предусмотрены бюджетные кредиты, госзакупки выпускаемой ими продукции и возмещение процентных ставок по кредитам.

Бюджеты кризисных территорий в Кремле поддерживают для того, чтобы в краткосрочной перспективе не допустить там дальнейшего спада производства и возможности возникновения спровоцированных им социальных протестов. Однако практика расходования этой помощи пока не отработана. По идее, это должны были бы быть целевые деньги для перепрофилирования производства.

Однако возобновление производства на Байкальском ЦБК вроде бы показывает, что речь идет лишь о восстановлении положения. Ссылаясь на необходимость сохранения там социальной стабильности, существующее предприятие накачивают деньгами, чтобы оно работало. На самом деле, комбинат уже несколько лет не работал, местное население давно уже пристроилось, или просто уехало оттуда. Поэтому запуск ЦБК, в первую очередь, отвечает экономическим интересам его владельца, Олега Дерипаски, который сейчас стремится избавиться от этого актива с максимальной для себя выгодой. Таким образом, становится понятно, что программа помощи стала итогом серьезного лоббирования приближенных к власти бизнес-групп для поддержки моногородов, где находятся принадлежащие им предприятия. Притом что критерии определения моногородов понятны, критерии того, кому из них будет помогать государство, и схема распределения этой помощи, вызывают у экспертов большие вопросы. Несомненно, подобной непрозрачностью воспользуются лоббисты, продвигая свои интересы и интересы «своих» моногородов.

http://studbooks.net/1992158/ekonomika/gosudarstvennaya_podderzhka_gradoobrazuyuschih_predpriyatiy_monogorodov

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях