WordPress

Меры поддержки кредитных организаций

Меры поддержки кредитных организаций - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры поддержки кредитных организаций" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Меры поддержки кредитных организаций

Меры поддержки кредитных организаций - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Меры поддержки кредитных организаций - картинка 3

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Меры поддержки кредитных организаций - картинка 4Обзор документа

Информация Банка России от 27 марта 2020 г. «Дополнительные меры по поддержке кредитования малых и средних предприятий»

Банк России с учетом развития текущей экономической ситуации и необходимости дополнительной поддержки наиболее уязвимых отраслей экономики и граждан в условиях пандемии, а также в рамках разработки совместных мер с Правительством Российской Федерации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), направленных на обеспечение ими выплат заработных плат, принял решение уточнить параметры нового механизма Банка России по поддержке кредитования субъектов МСП с установленным совокупным лимитом в размере 500 млрд рублей.

В рамках указанного совокупного лимита будет направлено до 150 млрд рублей на поддержку кредитования банками субъектов МСП с целью бесперебойного выполнения ими обязательств по заработной плате перед сотрудниками. Кредиты Банка России на эти цели будут так же предоставляться кредитным организациям по ставке 4,00% годовых и на срок 1 год, при этом максимальный объем предоставления средств для каждой кредитной организации будет рассчитываться из объема портфеля кредитов, предоставленных ею субъектам МСП на обеспечение расчетов по заработной плате в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации программой. Ставка по кредитам, предоставляемым банками субъектам МСП в рамках указанной правительственной программы в течение первых шести месяцев не должна превышать установленного программой уровня. Дополнительных ограничений и требований по объему портфеля для кредитной организации при предоставлении кредитов Банка России в рамках указанных 150 млрд рублей не предусмотрено.

При этом по предоставляемым кредитам в рамках оставшейся части общего лимита в 500 млрд рублей скорректирован порядок расчета максимального объема предоставления средств для каждой кредитной организации: теперь этот объем будет рассчитываться как разница между объемом рублевого кредитного портфеля банка субъектам МСП на первое число текущего месяца (за вычетом задолженности по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) и объемом этого портфеля на 1 апреля 2020 года, уменьшенного на 5% (ранее в качестве базы предполагался размер портфеля на 1 марта 2020 года).

Кроме того, снижение рублевого кредитного портфеля субъектам МСП (включая задолженность по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) на первое число текущего месяца ниже 95% объема соответствующего портфеля на 1 апреля 2020 года теперь не будет основанием для предъявления Банком России требования досрочно погасить привлеченные банком средства по данному механизму. При этом в случае снижения текущего объема портфеля ниже 95% от объема портфеля на 1 апреля 2020 года процентная ставка по уже предоставленным банку кредитам (за исключением кредитов на цели поддержки выплат субъектами МСП заработных плат в рамках правительственной программы) будет повышена до 5,00% годовых, а при снижении ниже 85% — до уровня ключевой ставки, увеличенной на 1 процентный пункт.

Кредиты в рамках нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП, в том числе для обеспечения ими расчетов по заработной плате, будут представляться кредитным организациям с высоким кредитным рейтингом 1 без обеспечения, а кредитным организациям, не имеющим такого рейтинга, — при наличии поручительства АО «Корпорация «МСП».

1 Кредитные организации, которым присвоен хотя бы один кредитный рейтинг не ниже «АА(RU)» по классификации рейтингового агентства АКРА (АО) или «ruАА» по классификации рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Обзор документа

Банк России уточнил параметры нового механизма по поддержке кредитования субъектов МСП с установленным совокупным лимитом в размере 500 млрд руб.

До 150 млрд руб. направляются на поддержку кредитования банками субъектов МСП с целью бесперебойных расчетов по зарплате с сотрудниками.

Скорректирован порядок расчета максимального объема предоставления средств для каждой кредитной организации.

Банк России смягчает последствия снижения рублевого кредитного портфеля субъектам МСП (включая задолженность по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по зарплате).

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73707828/

Власти Москвы определили перечень банков для предоставления льготных кредитов бизнесу

Правительство Москвы реализует программу субсидирования для предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). В утвержденный перечень ее участников вошли 12 кредитных организаций.

Программа субсидирования кредитных организаций вошла в третий пакет антикризисных мер поддержки бизнеса. Он был утвержден Правительством Москвы 15 апреля. Программа позволит предпринимателям всех сфер деятельности снизить процентную ставку по уже взятым займам или оформить на льготных условиях новые кредиты на любые цели.

Субсидируемая процентная ставка по взятым до 15 апреля этого года займам будет равна 6 процентам годовых. Также Правительство Москвы будет субсидировать до 8 процентов ставки по новым «стабилизационным» кредитам, оформленным уже после 15 апреля. Эти меры поддержки будут действовать до конца 2020 года.

«С учетом субсидий Правительства Москвы, ставка по новым займам для субъектов МСП составит всего порядка 3-7 процентов годовых, Ставка по оформленным до 15 апреля кредитам будет пересчитана автоматически по заявлению предпринимателя. Процедура потребует минимум усилий со стороны заемщиков. Мы договорились об этом со всеми банками-участниками программы», — сообщил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

При отборе банков учитывалось наличие у них на 1 марта 2020 года кредитного рейтинга не ниже уровня «A-(RU)» и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruА-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. В итоговый перечень организаций, уполномоченных предоставлять льготные кредиты субъектам МСП вошли 12 крупнейших банков Москвы:

— ПАО «Сбербанк России»

— ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие»

— АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства»

— ПАО Банк «Возрождение»

Получить кредиты на льготных условиях или снизить процентную ставку по уже оформленным займам могут любые субъекты малого и среднего бизнеса столицы. Единственное условие участия в программе — расходование полученных кредитных средств на финансирование текущей деятельности на территории Москвы.

http://www.mos.ru/news/item/73457073/

Государственная поддержка кредитных организаций.

В предыдущих параграфах мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективную поддержку предпринимательству государство оказывает опосредованно через банковскую систему, борясь с дефицитом денежных средств у бизнеса. Также, обеспечение доступа бизнеса к кредитам, означает не только поддержку уже существующего сегмента предпринимательства, но и стимулирование появления новых предприятий. Вполне понятно, что на современном этапе развития инновационной, конкурентоспособной рыночной экономики в любой стране необходим развитый кредитный рынок. Таким образом, банковская система является важнейшей частью рыночной экономики любого государства и обеспечивает ее развитие и функционирование. Соответственно, кредитные организации становятся значимыми и незаменимыми субъектами для экономики, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех иных участников предпринимательской деятельности. Именно данные субъекты, образуя банковскую систему, снабжают денежными средствами нуждающихся в них, то есть, обеспечивают доступ субъектов предпринимательской деятельности к банковскому кредитованию.

Как показала мировая практика, именно банковская система носит наиболее неустойчивый характер, любые потрясения для которой могут оборачиваться кризисом. И лишь поддерживаемая государством, как на финансовом, так и на законодательном уровне, такая система способна к выживанию. Во всех экономически развитых странах регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах контроль и надзор за деятельностью банков рассматривается как одна из важнейших функций центральных банков (США, Германия, Франция, Япония и др.). Разрешение большинства проблем контроля и надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных органов надзора, совершенствование их деятельности. Особое значение имеют международные принципы контроля и надзора на всех стадиях функционирования кредитных организаций, выработанные и принятые Базельским Комитетом.

Основными проблемами, ведущими банковскую систему к кризису, являются дефицит ликвидности и ухудшение качества активов кредитных организаций. Причиной этому становится сокращение внешних заимствований и отток вкладов клиентов, вывод капитала из страны, минимизация сделок на рынке межбанковского кредитования, отрицательная переоценка портфелей ценных бумаг и постепенное ухудшение качества кредитных портфелей. Этот набор негативных факторов ведет к банкротству части кредитных организаций, а это в свою очередь повышает недоверие между оставшимися на плаву банками, которые боятся делиться средствами и держат их у себя. В итоге, повышается спрос на банковские ресурсы, растут ставки на рынке межбанковского кредита, продолжает усугубляться кризис ликвидности, сокращаются объемы кредитования реального сектора экономики, что ведет к кризису всей экономической системы государства. Дестабилизация усугубляется, с одной стороны, недовольством банков в части отсутствия качественных заемщиков, с другой – боязнью заемщиков связываться с банкирами.

Таким образом, как последние три года, так и, по-видимому, еще длительный период времени, государству надлежит очень активно вмешиваться в деятельность кредитных организаций, тем самым оказывая им необходимую поддержку. В первую очередь – это правовое регулирование отношений в сфере банковских услуг, которое осуществляется на двух уровнях: федеральном и уровне нормативных актов Банка России. По сравнению с нормальной ситуацией, принятие нормативных правовых актов в период кризиса увеличивается и нормотворческий процесс принимает более оперативный характер (следует признать, что данная оперативность увеличивает риск принятия недостаточно продуманных решений).

Если проследить хронографию событий последнего кризиса, то можно увидеть следующее. В течение октября 2008 г. — февраля 2009 г. было принято десять федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность и банковский надзор, при том, что за аналогичный период 2007 — 2008 гг. было принято всего два федеральных закона, регулирующих указанную сферу общественных отношений. Цифры говорят сами за себя, из чего можно сделать определенные выводы. Действие первых трех принятых федеральных законов было направлено на срочное пополнение ликвидности банковской системы и предотвращение оттока капиталов вкладчиков.

Таким образом, Федеральный закон от 13 октября 2008 № 171-ФЗ «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливал право Банка России предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим установленный рейтинг. Перечень рейтинговых агентств, минимальные требования к рейтингам, порядок и условия предоставления кредитов определялись Советом директоров Банка России.

Федеральный закон от 13 октября 2008 № 174-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» устанавливал максимальный размер страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках в 700 000 рублей.

В дальнейшем, были приняты Федеральный закон от 27 октября 2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» и Федеральный закон от 27 октября 2008 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», которые устанавливали меры обеспечения стабильности финансово-банковской системы в условиях резкого уменьшения ликвидности, когда многие кредитные организации находились на грани банкротства. Для этого, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее Агентство по страхованию вкладов) получила возможность осуществлять меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. При этом, на осуществление мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, в ноябре 2008 г. Правительство РФ предоставило Агентству по страхованию вкладов 200 млрд. рублей из федерального бюджета в качестве имущественного взноса.

В период кризиса Агентство по страхованию вкладов приняло участие в санации 18 социально и экономически значимых проблемных банков, потратив 346,2 млрд. рублей под залог имущества санируемых кредитных организаций и их инвесторов.

Далее принятый Федеральный закон от 22 декабря 2008 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации» уточнял процедуры, осуществляемые при наступлении страхового случая в рамках системы страхования вкладов. После чего, Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 276-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» стабилизировал порядок определения полномочий Комитета банковского надзора Банка России. И наконец, Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» уточнял процедуры реорганизации кредитных организаций.

Необходимо отдать должное законодателю, т.к. принятые им законы стабилизировали рынок банковских услуг. Тем не менее, кредитный рынок не показал положительной динамики и вот по каким причинам. Банки, получившие от государства денежные средства, не стали направлять их в реальный сектор экономики в виде кредитов, тем самым поддерживая внутренний рынок, а большую часть этих средств вложили в валютный рынок, создав тем самым угрозу устойчивости национальной валюты. Это привело к тому, что Банк России в течение четырех месяцев девальвировал рубль на 40%, израсходовав при этом значительную часть своих резервов.

Причиной такого положения, помимо всего, являлось то, что Федеральный закон от 13 октября 2008 № 173-ФЗ устанавливал только процедуру выдачи субординированных кредитов ключевым банкам, не регламентировав порядок использования полученных средств и процедур предоставления отчетов об их расходовании, а также специальных мер ответственности за их нецелевое использование. Чтобы банкиры не вывели за границу последние бюджетные деньги, законодатель вынужден был в кратчайшие сроки принять Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором уполномочил Банк России назначать своих представителей в кредитные организации, получившие средства государственной поддержки. В результате, Банк России смог получать через своих уполномоченных информацию и документы, касающиеся деятельности кредитных организаций и проведения ими отдельных операций.

Параллельно с законодателем, в борьбе с кризисом в банковском секторе активно участвовало и Правительство РФ, которое разработало Программу антикризисных мер, которая для стабилизации системы кредитования предусматривала создание условий для расширения банковского кредитования и его удешевления для предприятий и граждан, посредством снижения процентных ставок и стабилизации стоимости иностранной валюты. При этом, гарантии, которые предоставляло государство, были направлены на поддержание таких отраслей экономики, как автомобилестроение, жилищное строительство, сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, транспорт, а также на поддержку предприятий, создающих рабочие места для населения и предоставляющих товары и услуги населению.

Таким образом, одной из составляющих сущность Банка России является политическая власть. В полной мере его можно считать представителем государства с соответствующими полномочиями во многих банковских правоотношениях. Его статус позволяет влиять на организацию и функционирование кредитных организаций, а, в конечном счете, на состояние всей экономики страны. В период последнего экономического кризиса, с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г., Банк России активизировал свою нормотворческую деятельность и издал во исполнение федеральных законов или одновременно с ними, около двухсот актов.

Не все правоведы считают действия государства в кризисные периоды достаточными и продуктивными. Например, на отсутствии у государства эффективных антикризисных механизмов, способных смягчить негативное влияние мирового экономического кризиса указывает П.Д. Баренбойм: «Потому, например, что в системе руководства финансов ввели вертикаль и нарушили статью 75 Конституции РФ, в соответствии с которой Центральный банк России является независимым при решении определенных вопросов. Превратили Центральный банк в филиал Министерства финансов (что удобно с точки зрения вертикали власти), лишив себя тем самым основного антикризисного механизма в финансовой сфере. В результате стабильность рублевых сбережений граждан и валютные резервы страны поставлены в зависимость от сиюминутных и, возможно, не всегда дальновидных политических решений, которым Центральный банк РФ в соответствии со своей конституционной компетенцией может и должен в необходимых случаях твердо оппонировать».

Не останавливаясь на достигнутом, государство стремиться развивать банковский сектор, повышая ликвидность и устойчивость его субъектов за счет улучшения состояния правовой среды, инвестиционного, налогового и делового климата, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

В соответствии с утвержденной Правительством РФ и Банком России Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, к 1 января 2016 г. банковским сектором должны быть достигнуты следующие совокупные показатели:

активы/ВВП — более 90 процентов (на 1 января 2011 г. — 76 процентов);

капитал/ВВП — 14 — 15 процентов (на 1 января 2011 г. — 10,6 процента);

кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП — 55 — 60 процентов (на 1 января 2011 г. — 40,8 процента).

Кредитные отношения служат объектом активного государственного регулирования. Кредитная политика государства представляет собой его прямое воздействие на кредитную организацию и направлена на расширение или сокращение кредитования субъектов экономической деятельности и преследует цели стабильного развития экономики страны, укрепления денежного обращения, поддержке экспортеров на внешнем рынке. Однако финансовый кризис указал на существующие недостатки и необходимость проведения реструктуризации российской банковской системы. Необходимо согласиться с Д.П. Лиговской, которая считает, что настала пора перехода банковской деятельности с депозитного и процентного в инвестиционный формат, поскольку предоставляет кредитным организациям значительно больший ресурс капитализации и «удлинения» денег для кредитования субъектов предпринимательской деятельности, особенно крупных его представителей.

http://pravoforyou.ru/statiy/gos-podderzka-credit-org.html

Меры поддержки кредитных организаций

  • Меры поддержки кредитных организаций - картинка 7
  • Меры поддержки кредитных организаций - картинка 8
  • Меры поддержки кредитных организаций - картинка 9
  • Меры поддержки кредитных организаций - картинка 10
  • Меры поддержки кредитных организаций - картинка 11

Минэкономразвития России объявляет о начале отбора российских кредитных организаций на получение субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на выплату заработной платы работникам.

Субсидии предоставляются российским кредитным организациям в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости».

Организатор отбора: Министерство экономического развития Российской Федерации.

Участники отбора: российские кредитные организации.

Адрес, по которому осуществляется прием заявок на отбор и прилагаемых к ним документов: 123122, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, Министерство экономического развития Российской Федерации, Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства.

Контактные телефоны: +7 (495) 870-29-21 (доб. 18652, 10550, 11361)

Контактные адреса электронной почты:

Дата, время начала и окончания приема заявок на отбор и прилагаемых к ним документов:

  • дата начала приема заявок: 16:00 «03» апреля 2020 года
  • дата окончания приема заявок: 16:00 «18» мая 2020 года

Обращаем внимание, что в период с 4 апреля по 30 апреля 2020 г. Минэкономразвития России продолжает работу в прежнем режиме. В связи с этим заявки на отбор рассматриваются по факту поступления, принятие решения о заключении соглашения, а также заключение соглашения с кредитной организацией возможно до даты окончания приема заявок.

Условия участия кредитных организаций и перечень документов для подачи заявки на отбор содержатся Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422.

Заявка на отбор направляется российской кредитной организацией для регистрации в экспедицию Минэкономразвития России, дополнительно электронная скан-копия заявки направляется на следующие адреса электронной почты: [email protected], [email protected], [email protected]

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 575 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

http://www.economy.gov.ru/material/news/izveshchenie_o_prieme_zayavok_na_uchastie_v_otbore_rossiyskih_kreditnyh_organizaciy_v_2020_godu.html

Ассоциация банков России предложила меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса

Ассоциация банков России направила письмо Председателю Банка России Э.С.Набиуллиной и первому заместителю председателя Правительства РФ А.Р.Белоусову с предложениями о расширении доступа кредитных организаций к программам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях минимизации экономических последствий пандемии коронавируса. Ассоциация предлагает предоставлять рефинансирование Банка России без поручительства под кредитование банками субъектов МСП при наличии кредитного рейтинга не ниже А-.

В своем письме Ассоциация банков России благодарит регулятора за оперативное расширение стабилизационных мер, в том числе по поддержке кредитования малого и среднего предпринимательства. В частности, было определено, что в рамках анонсированной 20 марта 2020 года программе льготного кредитования малого и среднего бизнеса до 150 млрд совокупного лимита рефинансирования будет направляться на поддержку кредитования субъектов МСП в целях обеспечения расчетов по заработной плате.

Вместе с тем, кредиты без обеспечения по-прежнему будут предоставляться банкам с высоким кредитным рейтингом — АА(RU) по классификации АКРА или ruАА по классификации «Эксперт РА», а кредитным организациям, не имеющим такого рейтинга — при наличии поручительства Корпорации МСП. Этим требованиям соответствуют 8 банков с госучастием, 1 частный банк и 22 банка с иностранным капиталом. При этом лишь единицы из этих кредитных организаций работают в сегменте малого и среднего предпринимательства.

Другие банки в настоящее время ограничены в своих возможностях реализовать программы кредитования на выплату зарплат для предприятий МСП, испытывающих проблемы в связи с пандемией и негативным влиянием ограничительных мер. Эта ситуация может привести к перетоку клиентов, ухудшению условий конкуренции на финансовом рынке. Но в первую очередь пострадают клиенты банков, не соответствующих формальным критериям, подчеркивается в письме.

Ассоциация просит пересмотреть в сторону снижения критерий для предоставления рефинансирования Банком России без поручительства под кредитование банками субъектов МСП — при наличии кредитного рейтинга не ниже А- по шкале национальных рейтинговых агентств, аккредитованых Банком России (АКРА, «Эксперт РА», НКР).

Это позволит получить доступ к программе клиентам еще 33 кредитных организаций, большинство из которых активно работает с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Ассоциация банков России отмечает, что рейтинг А- уже используется в качестве одного из критериев допуска банков при размещении средств федерального бюджета и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на банковских депозитах (Постановление Правительства от 24 декабря 2011 г. № 1121). Это является еще одним аргументом в пользу использования аналогичного требования в программе поддержки кредитования субъектов МСП Банка России, считает Ассоциация.

http://tpprf.ru/ru/businessNews/352921/

Банк России утвердил дополнительные меры поддержки граждан, экономики и финсектора

Банк России принял решение в дополнение к ранее принятым мерам и в соответствии с поручениями президента РФ от 25 марта реализовать комплекс новых мер , направленных на поддержку наиболее уязвимых отраслей экономики и граждан-заемщиков, столкнувшихся с сокращением доходов в результате пандемии, а также ряд временных регулятивных послаблений для финансовых организаций с целью сохранения их потенциала по кредитованию экономики. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.

Меры по защите интересов заемщиков-граждан, пострадавших от распространения пандемии

ЦБ констатирует, что многие граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые, столкнулись со снижением доходов в результате пандемии и испытывают объективные сложности с исполнением своих обязательств перед кредиторами.

В целях ограничения негативного влияния пандемии на финансовое благополучие граждан в текущей ситуации Банк России:

  • рекомендует кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам в случае обращения заемщика с заявлением о реструктуризации его долга из-за снижения уровня дохода с 1 марта 2020 года, приводящего к объективным сложностям с исполнением кредитных обязательств, оперативно рассматривать и принимать решение об удовлетворении такого заявления заемщика. При этом кредиторам в таких случаях рекомендуется не начислять заемщику повышенные проценты, штрафы и пени;
  • предоставляет кредитным организациям возможность не признавать такие кредиты реструктурированными в целях формирования резервов до 30 сентября 2020 года, если по указанным кредитам длительность просроченной задолженности не превосходила 30 дней на 1 марта 2020 года;
  • дает микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам возможность не признавать такие займы реструктурированными до 30 сентября 2020 года, если по указанным займам длительность просроченной задолженности не превосходила 30 дней на 1 марта 2020 года.

В целях защиты граждан от негативного влияния событий, связанных с реструктуризацией задолженности в связи с распространением коронавирусной инфекции, на кредитную историю и для сохранения у таких заемщиков полноценной возможности привлекать кредиты и займы в дальнейшем Банк России:

  • подготовит предложения по внесению изменений в федеральный закон «О кредитных историях», направленные на недопущение негативного влияния событий реструктуризации задолженности на кредитную историю и индивидуальный рейтинг гражданина в связи с распространением коронавирусной инфекции в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года;
  • до момента внесения поправок в федеральный закон «О кредитных историях» ЦБ будет рекомендовать бюро кредитных историй не учитывать события реструктуризации долга по таким кредитам при формировании индивидуального рейтинга гражданина.

Меры по поддержке уязвимых отраслей

«По мере развития пандемии расширяется перечень секторов экономики, которые испытывают сложности. Некоторые виды организаций столкнулись с ограничением работы в рамках реализации мер по сдерживанию пандемии, что приводит к существенному сокращению их доходов. В связи с этим Банк России принимает меры по поддержанию кредитования, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам, и по снижению нагрузки, связанной с обслуживанием бизнесом действующих кредитов», — отмечается в сообщении.

Регулятор считает целесообразным распространить ряд мер, принятых ранее в целях поддержки кредитования организаций малого и среднего бизнеса, транспорта и туризма (включая гостиничный бизнес), на дополнительный перечень отраслей, в который включены:

  • организация общественного питания;
  • деятельность в области искусства, спорта и отдыха и организации развлечений;
  • деятельность по организации конференций и выставок;
  • образовательные услуги;
  • деятельность по сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых зданий и помещений (выставочные залы, торгово-развлекательные площади, непродовольственная розничная торговля);
  • розничная торговля непродовольственными товарами;
  • стоматологическая практика.

По кредитам для организаций из данных отраслей, реструктурированным в связи с пандемией, Банк России предоставляет кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика.

Банк России также дает кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, в случае если ухудшение финансового положения заемщика произошло после 1 марта 2020 года и обусловлено распространением пандемии.

Также ЦБ обращает внимание на то, что валютные кредиты несут повышенные риски, в первую очередь если у заемщика отсутствуют необходимые доходы в иностранной валюте. На фоне возросшей волатильности на валютном рынке ряд заемщиков могут обратиться в банк с целью изменения валюты кредитования на рубли, что будет способствовать снижению кредитных рисков. В связи с этим Банк России:

  • рекомендует кредитным организациям в период до 30 сентября 2020 года в случае обращения заемщика с заявлением о реструктуризации его долга, предусматривающей изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на валюту РФ, оперативно рассматривать такие обращения;
  • предоставляет возможность в период до 30 сентября 2020 года не ухудшать по таким реструктурированным ссудам оценку качества обслуживания долга и/или финансового положения заемщика, осуществленную на 1 марта 2020 года.

«Банк России по результатам дополнительных консультаций с банковским и предпринимательским сообществом, а также в связи с проработкой совместно с правительством России программы предоставления субъектам МСП кредитов на выплату заработной платы принял решение уточнить параметры нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП. В рамках ранее утвержденного совокупного лимита до 150 млрд рублей будет направлено на поддержку кредитования банками субъектов МСП с целью бесперебойного выполнения ими обязательств по заработной плате перед сотрудниками», — напоминает ЦБ (об этом также было объявлено отдельно).

Меры по повышению доступности онлайн-торговли

В условиях распространения пандемии коронавируса дистанционная торговля становится все более важной для населения и предприятий, признает ЦБ. В связи с этим регулятор принял решение ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1% (в настоящее время эквайринговая комиссии в среднем составляет 1,2—2,2% в зависимости от типа карты или категории товара). Это позволит гражданам не выходя из дома осуществлять онлайн-покупки, а также даст возможность торгово-сервисным предприятиям (ТСП) предлагать товары повседневного спроса с доставкой на дом, указывают в ЦБ.

Снижение комиссий предусмотрено для ТСП, занимающихся розничной продажей продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса. При этом данное снижение для бытовой техники, электроники и средств связи установлено при покупке товаров на сумму не более 20 тыс. рублей.

Меры по смягчению регулирования ликвидности системно значимых кредитных организаций

В текущей ситуации системно значимым банкам целесообразно предоставить льготный режим соблюдения показателя краткосрочной ликвидности Н26 (Н27), чтобы у них было больше возможностей по кредитованию экономики, поясняет регулятор. В дополнение к объявленному снижению платы за право пользования безотзывной кредитной линией с 0,5% до 0,15% Банк России:

  • увеличил максимальный совокупный лимит по безотзывным кредитным линиям с 1,5 трлн до 5 трлн рублей на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года;
  • принял решение до 30 сентября 2020 года не считать нарушением норматива Н26 (Н27) снижение фактического значения норматива Н26 (Н27) в результате недостатка высоколиквидных активов и иных альтернативных инструментов вследствие ограниченной возможности пролонгации или привлечения денежных средств на срок свыше 30 календарных дней.

http://finansist-kras.ru/news/banks/bank-rossii-utverdil-dopolnitelnye-mery-podderzhki-grazhdan-ekonomiki-i-finsektora/

Банк России утвердил дополнительные меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса

В дополнение к ранее принятым мерам и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года, Банк России принял решение реализовать комплекс мер, направленных на поддержку наиболее уязвимых отраслей экономики и граждан-заемщиков, столкнувшихся с сокращением доходов в результате пандемии, а также ряд временных регулятивных послаблений для финансовых организаций с целью сохранения их потенциала по кредитованию экономики.

Меры поддержки кредитных организаций - картинка 14

1. Меры по защите интересов заемщиков-граждан, пострадавших от распространения пандемии

Многие граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые, столкнулись со снижением доходов в результате пандемии и испытывают объективные сложности с исполнением своих обязательств перед кредиторами.

1.1. В целях ограничения негативного влияния пандемии на финансовое благополучие граждан в текущей ситуации Банк России:

  • рекомендует кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам в случае обращения заемщика с заявлением о реструктуризации его долга из-за снижения уровня дохода с 1 марта 2020 года, приводящего к объективным сложностям с исполнением кредитных обязательств, оперативно рассматривать и принимать решение об удовлетворении такого заявления заемщика. При этом кредиторам в таких случаях рекомендуется не начислять заемщику повышенные проценты, штрафы и пени;
  • предоставляет кредитным организациям возможность не признавать такие кредиты реструктурированными в целях формирования резервов до 30 сентября 2020 года, если по указанным кредитам длительность просроченной задолженности не превосходила 30 дней на 1 марта 2020 года;
  • дает микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам возможность не признавать такие займы реструктурированными до 30 сентября 2020 года, если по указанным займам длительность просроченной задолженности не превосходила 30 дней на 1 марта 2020 года.

1.2. В целях защиты граждан от негативного влияния на кредитную историю событий, связанных с реструктуризацией задолженности в связи с распространением коронавирусной инфекции, и для сохранения у таких заемщиков полноценной возможности привлекать кредиты и займы в дальнейшем Банк России:

  • подготовит предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О кредитных историях», направленные на недопущение негативного влияния событий реструктуризации задолженности на кредитную историю и индивидуальный рейтинг гражданина в связи с распространением коронавирусной инфекции в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года;
  • до момента внесения поправок в Федеральный закон «О кредитных историях» Банк России будет рекомендовать бюро кредитных историй не учитывать события реструктуризации долга по таким кредитам при формировании индивидуального рейтинга гражданина.

2. Меры по поддержке уязвимых отраслей

По мере развития пандемии расширяется перечень секторов экономики, которые испытывают сложности. Некоторые виды организаций столкнулись с ограничением работы в рамках реализации мер по сдерживанию пандемии, что приводит к существенному сокращению их доходов. В связи с этим Банк России принимает меры по поддержанию кредитования, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам, и по снижению нагрузки, связанной с обслуживанием бизнесом действующих кредитов.

2.1. Банк России считает целесообразным распространить ряд мер, принятых ранее в целях поддержания кредитования организаций малого и среднего бизнеса, транспорта и туризма (включая гостиничный бизнес), на дополнительный перечень отраслей:

  • организация общественного питания;
  • деятельность в области искусства, спорта и отдыха и организации развлечений;
  • деятельность по организации конференций и выставок;
  • образовательные услуги;
  • деятельность по сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых зданий и помещений (выставочные залы, торгово-развлекательные площади, непродовольственная розничная торговля);
  • розничная торговля непродовольственными товарами;
  • стоматологическая практика.

По кредитам организаций данных отраслей, реструктурированным в связи с пандемией, Банк России предоставляет кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика.

Банк России также дает кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, в случае если ухудшение финансового положения заемщика произошло после 1 марта 2020 года и обусловлено распространением пандемии.

2.2. Валютные кредиты несут повышенные риски, в первую очередь если у заемщика отсутствуют необходимые доходы в иностранной валюте. На фоне возросшей волатильности на валютном рынке ряд заемщиков может обратиться в банк с целью изменения валюты кредитования на рубли, что будет способствовать снижению кредитных рисков. В связи с этим Банк России:

— рекомендует кредитным организациям в период до 30 сентября 2020 года в случае обращения заемщика с заявлением о реструктуризации его долга, предусматривающей изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на валюту Российской Федерации, оперативно рассматривать такие обращения;

— предоставляет возможность в период до 30 сентября 2020 года не ухудшать по таким реструктурированным ссудам оценку качества обслуживания долга и (или) финансового положения заемщика, осуществленную на 1 марта 2020 года.

2.3. Банк России по результатам дополнительных консультаций с банковским и предпринимательским сообществом, а также в связи с проработкой совместно с Правительством России программы предоставления субъектам МСП кредитов на выплату заработной платы принял решение уточнить параметры нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП. В рамках ранее утвержденного совокупного лимита до 150 млрд рублей будет направлено на поддержку кредитования банками субъектов МСП с целью бесперебойного выполнения ими обязательств по заработной плате перед сотрудниками.

3. Меры по повышению доступности онлайн-торговли

В условиях распространения пандемии коронавируса дистанционная торговля становится все более важной для населения и предприятий. В связи с этим Банк России:

  • принял решение ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1% (в настоящее время эквайринговая комиссии в среднем составляет 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или категории товара).

Это позволит гражданам не выходя из дома осуществлять онлайн-покупки, а также даст возможность торгово-сервисным предприятиям (ТСП) предлагать товары повседневного спроса с доставкой на дом.

Снижение комиссий предусмотрено для ТСП, занимающихся розничной продажей продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса. При этом данное снижение для бытовой техники, электроники и средств связи установлено при покупке товаров на сумму не более 20 тыс. рублей.

4. Меры по смягчению регулирования ликвидности системно значимых кредитных организаций

В текущей ситуации системно значимым банкам целесообразно предоставить льготный режим соблюдения показателя краткосрочной ликвидности Н26 (Н27), чтобы у них было больше возможностей по кредитованию экономики. В дополнение к объявленному снижению платы за право пользования безотзывной кредитной линией с 0,5 до 0,15% Банк России:

  • увеличил максимальный совокупный лимит по безотзывным кредитным линиям с 1,5 до 5 трлн рублей на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года;
  • принял решение по 30 сентября 2020 года не считать нарушением норматива Н26 (Н27) снижение фактического значения норматива Н26 (Н27) в результате недостатка высоколиквидных активов и иных альтернативных инструментов, вследствие ограниченной возможности пролонгации или привлечения денежных средств на срок свыше 30 календарных дней.

http://46biz.ru/bank-rossii-utverdil-dopolnitelnye-mery-po-podderjke-grajdan-ekonomiki-i-finansovogo-sektora-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях