WordPress

Меры поддержки населения при введении чс

Меры поддержки населения при введении чс - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры поддержки населения при введении чс" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС в России подписал Мишустин

Премьер Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций при введении в России режима повышенной готовности или ЧС. 3 апреля документ был опубликован на официальном сайте правительства и с этого времени вступил в силу.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ЧС

1. Граждане, получив сигнал об угрозе возникновения или возникновении ЧС, должны немедленно ознакомиться с алгоритмом действий, в случае, если такой возможности нет, необходимо обратиться в единую дежурную диспетчерскую службу муниципального образования или по номеру «112».

2. При введении режима повышенной готовности или ЧС необходимо соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

3. Выполнять законные требования руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

4. При получении инструкций от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ или операторов связи, эвакуироваться с территории на которой существует угроза возникновения ЧС или из зоны ЧС, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты.

5. Граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, а также при наличии документы, дающие право не соблюдать ряд ограничительных мер.

6. При обнаружении пострадавшего граждане должны вызвать уполномоченных лиц и до их прибытия, при отсутствии угрозы жизни и здоровью, оказывать пострадавшему первую помощь.

7. Организации обязаны незамедлительно оповещать находящихся на их территории работников и иных граждан в случае получения экстренной информации об угрозе возникновения ЧС.

8. Организации должны организовывать аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях.

9. Организации должны приостанавливать свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территории.

10. Организации обязаны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ДЕЛАТЬ ПРИ ЧС

1. Создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта,

2. Заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону,

3. Осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью.

4. Осуществлять действия, создающие угрозу безопасности жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС или в зоне ЧС.

5. Распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Еще больше материалов по теме: «Распространение коронавируса в мире»

http://www.kp.ru/daily/27113.7/4190805/

Что означает введение режима чрезвычайной ситуации

Меры поддержки населения при введении чс - картинка 3

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС).

Что такое режим ЧС — в материале ТАСС.

Режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций прописаны в законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:

— повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

— режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

— непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме как повышенной готовности, так и ЧС власти могут:

— ограничивать доступ людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;

— приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и других граждан;

— осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создавать необходимые условия для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Также органы власти устанавливают порядок использования различных резервов на случай возникновения ЧС, в том числе транспортных средств и средств оповещения. Более подробные правила и полномочия органов власти были прописаны в решении правительства 3 апреля 2020 года.

Как вводятся режимы повышенной готовности и ЧС

До 2020 года режим ЧС вводился и отменялся указами органов исполнительной власти субъектов РФ или местными властями. Федеральные власти могли вводить режим ЧС только для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На уровне регионов введение ЧС является достаточно распространенной практикой при разного рода стихийных и техногенных бедствиях (паводках, природных пожарах, землетрясениях и др.). На федеральном уровне режим ЧС в современной истории России не вводился. Однако в 2013 году во время паводков на Дальнем Востоке, затронувших несколько регионов, глава МЧС Владимир Пучков назвал сложившуюся ситуацию «чрезвычайной ситуацией федерального уровня». 1 апреля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому право введения режима ЧС как на уровне регионов, так и на уровне Федерации получило правительство РФ.

Отличие режима ЧС от ЧП

Следует отличать режим ЧС от режима чрезвычайного положения (ЧП). Последний может вводиться президентом РФ (на основании федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года) в случае природных катаклизмов, включая эпидемии. Однако режим чрезвычайного положения предусматривает гораздо более радикальные меры, в том числе ограничивающие свободы и права граждан. В частности, при ЧП власти в праве временно переселять жителей в безопасные районы, мобилизовывать трудоспособное население, отстранять от работы в экстренном порядке руководителей государственных и негосударственных организаций и т. д.

http://tass.ru/info/8157289

Самоизоляция, карантин, ЧС. Что вообще происходит?!

У людей возникла путаница — граждане не понимают: в стране введён карантин или всех обязали только самоизолироваться? В чём разница между повышенной готовностью и чрезвычайной ситуацией? Этому способствуют и представители власти, которые в своих речах сделали синонимами «карантин» и «самоизоляцию». Объясняем всё в этом тексте, а также напоминаем вам о ваших правах. Спойлер: при ЧС государство вам должно денег.

Самоизоляция и повышенная готовность

Многие регионы России объявили режим самоизоляции. Если говорить просто, для граждан это значит, что стоит оставаться дома, свести контакты с окружающими к минимуму, ждать, когда всё уляжется.

Это понятие мало, что объясняет с юридической точки зрения. Гораздо важнее знать, что все регионы страны уже объявили режим повышенной готовности из-за пандемии. Он вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, как говорится в законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При введении режима повышенной готовности власти должны принимать дополнительные меры по защите населения, которые изложены всё в том же законе. Вот некоторые из них:

а) Ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации

б) Приостанавливать деятельность организаций в зоне чрезвычайной ситуации

в) Осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создать необходимые условия для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия

То есть, ограничения на передвижения людей, работу предприятий, введение пропусков для перемещения по городу, QR-кодов и тому подобное законно и обязательно к исполнению гражданами. Тем более что за отказ подчиняться властям Госдума ужесточила наказание.

Уже сейчас придётся нести ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и карантина. Да, официально всеобщий карантин в России не объявлен (о нём чуть позже), но к тем, кто находится на самоизоляции, это тоже имеет отношение. Читаем на сайте Госдумы:

«За такие правонарушения предлагается установить штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней».

За невыполнения правил поведения при ЧС или угрозе её возникновения (то есть при режиме повышенной готовности) без тяжких последствий:

  1. Физлицам грозит штраф от 1 до 30 тысяч рублей
  2. Должностным лицам — от 10 до 50 тысяч рублей
  3. Индивидуальным предпринимателям — от 30 до 50 тысяч рублей
  4. Юрлицам — от 100 до 300 тысяч рублей.

Чрезвычайная ситуация — «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Формально ситуация с пандемией коронавируса попадает под понятие ЧС («иное бедствие»). Тем более, что режим повышенной готовности напрямую связан с угрозой чрезвычайной ситуации. Но ЧС в России пока не вводят. Возможно, потому что оснований для этого объективно нет. Но стоит помнить, что при введении режима чрезвычайной ситуации граждане имеют право:

  1. На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
  2. На медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций
  3. На получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций

Конечно, при ЧС граждане обязаны строго подчиняться властям. Однако по сути людей к этому уже обязали с помощью «повышенной готовности» и ввели наказание за невыполнение правил. Однако никто не компенсирует людям то, что они не ходят на работу и не могут заработать денег. Как и убытки работодателям. Ведь никакого ЧС официально нет.

Карантин

По закону об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения карантин — это ограничительные мероприятия. Они могут быть административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Карантин применяется в отношении инфицированных, либо к тем, кого подозревают в заболевании. Видимо, подозрения падают на всё население России, поэтому фактически карантин уже действует во многих регионах. Но карантином официально это не называют.

Наверное, поэтому власти собираются примерно одинаково сурово наказывать тех, кто нарушает самоизоляцию и карантин. Если из-за вас произойдёт массовое заболевание людей или их гибель — вам грозит до 5 лет лишения свободы. Видимо, подобное может случиться, если вы нарушили тот самый карантин. То есть вы стали инфицированным, врачи вас обязали изолироваться, но вы решили прогуляться.

Самоизоляция же подразумевает прекращение контактов с окружающими. Вы выходите из дома только в случае крайней необходимости. Желательно — не выходите совсем. Даже, если вы здоровы. По идее это должно происходить добровольно, но власти вводят всё больше ограничений, способствующих самоизоляции, нарушение которых может повлечь наказание. То есть по факту принуждают граждан к карантину.

Проще говоря, постепенно на граждан налагают обязанность соблюдения действующих правил, как при ЧС или всеобщем карантине. То есть ответственность у людей как при чрезвычайной ситуации, а вот права на компенсацию, как при «мирном» времени.

Ещё раз коротко: В регионах введён режим повышенной готовности, а не ЧС. Официально население страны принуждают к самоизоляции, хотя это похоже на карантин.

Возможно, сегодня Владимир Путин все же объяснит, в каком статусе мы сидим по домам

Мы собираем ответы на важные вопросы в период самоизоляции. Все материалы публикуются в проекте «Коронавирус в вопросах и ответах». Информация будет постоянно обновляться.

http://fn-volga.ru/news/view/id/142297

Кто заплатит за потери в случае карантина: чем может помочь бизнесу режим ЧС и какие убытки не компенсирует государство Материал редакции

Может ли предприниматель объявить форс-мажор, не платить за аренду и ждать компенсации от государства, если введён режим чрезвычайной ситуации.

«Если бы был введен ЧС, я бы мог законно не платить аренду», — некоторые владельцы бизнесов и юристы считают, что введение режима чрезвычайной ситуции поможет компенсировать часть расходов или взыскать убытки с властей.

Также есть «форс-мажорные» обстоятельства, которыми предприниматель может объяснить нарушение условий договора и освободиться от ответственности.

Коротко о том, может ли режим ЧС помочь предпринимателю компенсировать убытки и можно ли не выполнять условия договора при форс-мажоре — с комментариями руководителя юридической практики «B&B» Андрея Бодиловского.

Должно ли государство компенсировать ущерб во время ЧС

Предприниматели ссылаются на выдержки статей федеральных законов, по которым государство должно компенсировать причиненный вред во время чрезвычайных ситуаций:

При этом в законах нет конкретных условий и правил , по которым государство должно выплачивать компенсации.

«В теории, компенсацию ущерба можно потребовать с государства, но на практике без принятия дополнительных указов или законов могут возникнуть серьёзные сложности», — отмечает юрист Андрей Бодиловский.

Что предусматривает статья 9 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»

Компании могут потребовать компенсацию, если им был причинён ущерб во время карантина и других профилактических мероприятий — например, после закрытия всех предприятий (ресторанов, фитнес-центров и так далее).

Какие могут быть нюансы на практике:

Вред компенсируется только если действия властей противоречат закону или в законе прописана (финансовая) ответственность государства за его правомерные действия. В статье 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» такой оговорки нет, а значит, в суде могут отказать в жалобе, объяснив, что действия властей были законны и необходимы, считает юрист.

В гражданском кодексе указано, что государство возмещает вред только за незаконные действия госорганов. Чтобы взыскать ущерб нужно сперва доказать, что действия властей противоречили закону. Это сделать очень непросто.

Из этого правила есть исключение. Для этого необходимо, чтобы в законе была прописана ответственность государства за его правомерные действия. Например, в ФЗ «О противодействии терроризму» указано, что если при пресечении террористического акта причинен вред правомерными действиями, то его возмещают из федерального бюджета.

Статью 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» на мой взгляд тоже следует расценивать как исключение из общих правил, но в ней нет оговорки «если вред причинен правомерными действиями госорганов». И это плохо. Наши суды неохотно присуждают компенсации из бюджета.

Поэтому предположу, что на практике можно столкнуться с ограничительным толкованием статьи 9 и как следствие, отказом в удовлетворении жалобы.

Может ли бизнес применить законы «О защите населения» и «О чрезвычайном положении»

В статье 24 ФЗ «О защите населения» нет решений для бизнеса, отмечает юрист. Она о том, как финансируются мероприятия по ликвидации ЧС — кто платит за тушение пожаров, отселение людей и другие процессы. При этом у государства нет обязанности нести любые издержки.

В законе есть статья о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу в следствие ЧС, но она относится только к частным лицам , а не бизнесу. Более того, статья предлагает компенсировать ущерб вследствии ЧС , а не мероприятий по их ликвидации, заявляет Бодиловский.

Полномочия об оказании материальной помощи пострадавшим по закону о ЧС — право, а не обязанность властей. Они на своё усмотрение определяют, кому будет оказана помощь и в каком размере.

Что касается статьи 29 закона «О чрезвычайном положении» — для его работы должен быть введён режим чрезвычайного положения, а не чрезвычайной ситуации, а добиваться компенсации придётся через суд, — выиграть дело будет очень непросто, отмечает Бодиловский.

Таким образом введение режима ЧС или ЧП не гарантирует бизнесу компенсацию части убытков со стороны государства.

Чем форс-мажор отличается от ЧС

В Гражданском кодексе есть понятие форс-мажорной ситуации, при которой частное лицо или предприниматель не может выполнять свои обязанности по сделке и не несёт ответственности за произошедшее, отмечает Бодиловский. При этом форс-мажор может наступить и без ввода ЧС.

Форс-мажорные обстоятельства — чрезвычайные (мешают исполнить договор и не должны были наступить в конкретных условиях) и неотвратимые (другие участники рынка в той же ситуации не смогли бы избежать наступления обстоятельства или его последствий), их нельзя контролировать.

Форс-мажор не действует автоматически. Чтобы освободиться от ответственности, предпринимателю нужно доказать в суде, что на договор повлияли обстоятельства непреодолимой силы, которые невозможно исправить.

В спорах между российскими компаниями суды обычно признают форс-мажорами ситуации, перечисленные в «Положениях о порядке свидетельствования ТПП обстоятельств непреодолимой силы», пишет РБК. К ним же относится и эпидемия Covid-19 — налоговая служба поручила учитывать коронавирус при рассмотрении дел в суде.

При этом форс-мажор — это не сама эпидемия, а меры, которые приняты в связи с ней и мешают выполнению контракта , например, закрытие границ или запрет на проведение массовых мероприятий.

Он освобождает от ответственности, но не от исполнения обязательства — то есть не аннулирует договоры, а даёт отсрочку без штрафов на их выполнение.

Допустим, само обстоятельство форс-мажора существует и оно связано с обязательством по договору. Важно то, что форс-мажор освобождает от ответственности, но не от исполнения самого обязательства. То есть сделать поставку или оказать услуги придется, но чуть позже, а за период просрочки не будут начисляться штрафы.

Пример того как работает форс-мажор. Китайский поставщик должен был привезти в Россию запчасти для MacBook, но границу закрыли, и он не смог этого сделать. Обстоятельства форс-мажорные, поэтому поставщик не будет платить штраф за просрочку доставки. Но как только границу откроют, он должен привезти запчасти. Если не сделает этого, заплатит штраф.

А если заказчику уже не нужны эти детали?

Предположим, детали заказывал сервисный центр, в который принесли MacBook на ремонт. Сервис обещал, что отремонтирует ноут через 2 недели или вернет деньги. Из-за коронавируса деталь вовремя не поступила. Ноутбук и деньги пришлось вернуть. Границу откроют через 2 месяца, но деталь уже не нужна. В этом случае, сервисный центр может уведомить поставщика о прекращении обязательства и потребовать возврата аванса.

Можно ли приравнять ЧС к форс-мажору

Участники сделки могут в договоре предусмотреть какие события относятся, а какие не относятся к форс-мажору. Например, в договоре может быть указано, что введение режима ЧС — это форс-мажор.

Если в договоре это не прописано, введение ЧС не повлияет на отношения сторон, заявляет Бодиловский.

Но в таких случаях могут повлиять принятые властями меры, по которым невозможно исполнить обязательства. Например, если предписано закрыть для посетителей развлекательный центр, бассейн, фитнес-клуб, а деятельность организации невозможно перенести в онлайн.

Проверяйте договор. В нем может быть написано, что форс-мажором не признаются принятые для ликвидации эпидемии меры, тогда форс-мажор не применяется к договору.

В таких случаях поставщику придётся заплатить штраф несмотря на закрытие границ.

Для каких ситуаций форс-мажор не сработает

Обычно форс-мажор не применяется к денежным обязательствам , например, оплате аренды или зарплаты, а отсутствие денег не считается форс-мажором.

Единственное исключение — запрет на проведение платежей, что иногда происходит в международных отношениях. Все остальные обстоятельства, как правило, не признаются форс-мажором в вопросах оплаты, считает Бодиловский.

Но правительство признало, что меры по противодействию распространения коронавируса можно считать форс-мажором и утвердило план отсрочки арендных платежей на время действия уже введённого режима повышенной готовности.

Форс-мажор не действует на трудовые отношения: зарплату нужно платить даже если нет выручки, а отсутствие работы — не основание для увольнения, отмечает юрист. По трудовому кодексу РФ работодатель может уволить работника только в условиях ЧС.

Для поставщиков, турагентств, организаторов массовых мероприятий коронавирус может помочь перенести сроки и избежать ответственности.

Для всех остальных эпидемия — это потенциальные проблемы с поставщиками, клиентам и здоровьем, но никак не помощь в отсрочке исполнения сделок.

На 100% уверен, что эти законы по тихому «пофиксят» после окончания пандемии

«на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу . при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.» Раз речь идёт про имущество, то разве можно вести даже теоретически речь про убытки бизнеса, если имущество не пострадало? Речь же про упущенную прибыль?

+1
Писал уже, когда в другой теме кукарекали про импотенцию власти: речь можно будет вести только о каких-то (как правило, копеечных) скоропортящихся расходниках.
Реально режим ЧС бизнесу точно полезен будет только для одного: выкинуть работников на улицу без обязательств перед ними. Остальное — бабка надвое сказала

Большое спасибо за статью!
Если коротко, мечты о ЧС как об избавлении от всех проблем и трудностей соответствуют реальности, или снова слышали звон, да не поняли где он?

Так второе же, про то и статья.

Тут даже не в законах дело. Всем известно что в Фонде маеть его Национального Благосостояния есть 500 млрд. долларов. И товарищи временно захватившие власть в России не дают народу средства для выживания в тяжёлое время. Жадно им или нет, тоже не важно. Это сыграет против них. И после этого кризиса даже самые отбитые поцреоты будут плеваться на образ ВВП и соответственно на всех его назначенцев.
Не завидую кремлядям. Не спасут их итальянские виллы

Обычно форс-мажор не применяется к денежным обязательствам, например, оплате аренды или зарплаты, а отсутствие денег не считается форс-мажором.

Да вы что? Вы не можете осуществлять свою деятельность, приносящую вам доход. Причём не по своей воле, а по воле государства, которое ввело определённые ограничения на данный момент для улучшения санэпид обстановки. Кстати, в каком-то договоре видел, что одним из пунктов в форс-мажоре являлось введение правительством ограничений на ведение деятельности.

Отличная статья, спасибо. Подписался на вас в Twitter.

Да, я сам немного повыступал не по делу. сейчас разобрался. не могу сказать что я совсем неправ был.. но форс мажор на самом деле от ЧС мало зависит. В любом случае его надо обосновывать, режим ЧС автоматом его не дает. Тем не менее в такой ситуации кого то спасет право уволить работников.. Да да. Не надо тут на меня зыркать.. а с чего он должен платить зарплату? так что ЧС нужно.. По ущербу и убыткам — наверное тоже хлипко. притянуто.. самое главное — потрясающее свойство сознания.. проверил на себе.. Читаю 52 ФЗ и прямо уверен был, что прочитал «убытки». через день захожу еще раз проверить — написано «ущерб» имуществу. вот так так)) смеюсь над собой. увидел что хотел.

Еще хочу сказать, что ЧС конечно более по факту соответствует тому что сейчас ввели на террритории.. Для кого то это будет шансом. опять же , предприниматели скинут работников, но их обеспечит государство. Но самое главное.. По сути ограничены права и свободы, формально — режим повышенной готовности, который в основном как раз наоборот больше требований к власти предъявляет. Эта постоянная натяжка, видим одно, говорим другое, делаем третье.. Это в принципе раздражает. Не говоря уже о том, что ЧС , как и карантин (при условии разработки санитарных правил конечно) более четко прописывают взаимодействие. граждан, и власти. а вот при «повышенной» готовности все бедт решать исполнитель — захочет оштрафует, захочет — простит, захочет, сопротивление власти составит. Этого нельзя допускать.

а вот интересная статья, в которой автор настаивает, что не всякий вред ведет к убыткам, но любой убыток возникает в результате вреда (ну или собственной вине) https://moluch.ru/archive/226/52933/
Следовательно, не так все просто. действительно, можно подавать в суд при убытках в случае карантина.

Есть прямое несоответствие ссылочному документу:

Компенсация не право властей, а право граждан!

«Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:
.
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;»

http://vc.ru/legal/117223-kto-zaplatit-za-poteri-v-sluchae-karantina-chem-mozhet-pomoch-biznesu-rezhim-chs-i-kakie-ubytki-ne-kompensiruet-gosudarstvo

Правительство спешно «ремонтирует» закон о ЧС. Как это поможет борьбе с эпидемией?

Во вторник Госдума стремительно приняла в трех чтениях и передала на рассмотрение в Совет Федерации правительственный законопроект с поправками в федеральный закон о чрезвычайных ситуациях. В числе главных в этом пакете — поправка, которая призвана дополнить само понятие чрезвычайной ситуации: сразу после слова «катастрофа» в определении, прописанном в законе, теперь будет значиться «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Изменения связаны с необходимостью экстренного реагирования на угрозу распространения COVID-19. Разбираемся, что мешает этому реагированию сейчас и как власти хотят это исправить.

Что меняется?

Поправки, о которых идет речь, вносятся в федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, что в законе уточняется определение чрезвычайной ситуации (ЧС), дополняется статья 4.1 о функционировании органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дополнительные полномочия появляются у правительства. При угрозе возникновения или в случае возникновения отдельных ЧС кабинет министров сможет взять на себя координирующие функции — по сути, стать единым оперативным штабом, который будет согласовывать экстренные меры.

Сейчас, согласно закону, правительство напрямую этими функциями не обладает. В повседневном режиме действует МЧС — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ему подчинен подведомственный Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Глава МЧС руководит Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Сейчас именно она принимает решение о федеральном уровне реагирования на ЧС, если ситуация имеет общенациональный характер или затронула два и более региона.

Взяв на себя функции координирующего органа, правительство теперь само сможет вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на какой-то ее части.

Для чего это делается?

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его цель — уточнить полномочия правительства в критических ситуациях. В случае чего премьер на угрозу ЧС будет реагировать сам, а не через какую-то комиссию, которую к тому же возглавляет не он. Вероятно, премьеру Мишустину кажется, что так будет быстрее и эффективнее. К тому же это логично. На региональном уровне систему предупреждения и ликвидации ЧС возглавляют губернаторы, а на муниципальном — мэры. И именно они вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на своей территории.

Поправки отчасти легализуют ту конструкцию, которую Михаил Мишустин уже собрал для борьбы с COVID-19, образовав и возглавив межведомственный координационный совет по противодействию коронавирусу.

«Карантинное право»: как не стать преступником и защитить свои права во время эпидемии?

Важно и то, что одновременно правительству дается право устанавливать правила поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Это задел в том числе на возможное ближайшее будущее — на случай, если эпидемия продолжит набирать силу. Во всех российских регионах уже больше недели действует режим повышенной готовности. Но на федеральном уровне такого режима пока нет. Если дело дойдет до этого (или, что еще серьезнее, до режима самого ЧС), у правительства будут законные основания предписать, как надо действовать россиянам, а как действовать нельзя. И эти правила будут иметь силу закона — в отличие от тех рекомендаций, которые сейчас вводят своими указами губернаторы.

Что сейчас не так с ограничительными мерами в регионах?

По состоянию на этот час режим самоизоляции и другие ограничительные меры ввели уже почти 70 регионов. Половина из них сделала это сразу после того, как об ужесточении карантинных мероприятий объявили Москва и Подмосковье, а глава правительства фактически призвал последовать их примеру. И тогда же юристы, в том числе те, кого никак не заподозришь в нелояльности системе, указали на юридическую шаткость таких решений.

Лучше всех по поводу уязвимости региональных ограничений дал пояснения глава правозащитного объединения «Агора» Павел Чиков. По его словам, перечень введенных запретов больше соответствует тому, что допускается федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении (№ 3-ФКЗ от 30.05.2001). В числе возможных ограничений закон упоминает карантин. Но ввести чрезвычайное положение в России или на части ее территории можно только указом президента, который еще и должен быть одобрен Советом Федерации. Не случайно в числе первых, кто возмутился указу московского мэра, оказался глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.

Сам столичный мэр (как и его последователи в регионах) при этом ссылается на закон о ЧС. Но, как отмечает Чиков, в этом законе не упоминаются (пока) эпидемии, в том числе как повод для введения режима ЧС. А формулировка «иные бедствия» не выглядит достаточной. Иначе с подачи правительства в закон сейчас не вносились бы срочные поправки.

По мнению главы «Агоры», к проблемной ситуации, которую хотят купировать власти, пока наиболее применим федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999). В нем также есть понятие «карантин», который наделяет органы власти всех уровней полномочиями по введению различных ограничений. Но, например, в указе Собянина (как во многих аналогичных) ссылок на этот закон нет.

Более того, не во всех случаях решения руководителей субъектов пока подкреплены предписаниями главных санитарных врачей в регионах.

В России могут ввести чрезвычайные меры из-за коронавируса. К чему стоит готовиться?

Но даже там, где такие предписания были, конструкция все равно может оказаться юридически небезупречной. Бывший министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко даже не исключает, что могут последовать возражения со стороны органов прокуратуры. Но пока о таких действиях региональных прокуроров неизвестно. Зато известно о первых попытках общественников оспорить действия высших должностных лиц в своих регионах.

В итоге даже представители региональных властей вполголоса признают, что изданные распоряжения об обязательной изоляции в большей мере рассчитаны на сознательность граждан, нежели на полное законопослушание. Впрочем, практика первых дней изоляции показала, что при необходимости следуют меры, все же обязательные к исполнению. Так, например, было с одним из строительных гипермаркетов в Екатеринбурге, который в выходные останавливал работу, следуя точечному предписанию Роспотребнадзора.

Почему не вводится именно карантин?

Опрошенные Znak.com представители медицинских округов говорят, что власти действительно могли бы опереться не на № 68-ФЗ (о ЧС), а № 52-ФЗ (о санитарно-эпидемиологическом благополучии). И спокойно вводить любые ограничения, которые посчитали бы достаточными территориальные органы Роспотребнадзора, вплоть до самого настоящего карантина. Тем более что Дума одновременно приняла и ужесточающие поправки в Уголовный кодекс, которые «будят» доселе фактически «спавшую» статью 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»).

В Екатеринбурге приставы опечатали автосалон, не закрывшийся из-за пандемии

Но, как уже было сказано, в написанных под копирку губернаторских указах «санитарный» закон не упоминается. То, что события пошли по этому сценарию, некоторые даже считают признаком слабости ведомства, возглавляемого сегодня Анной Поповой. И намекают, что при Геннадии Онищенко, предшественнике Поповой в должности главного санитарного врача России, было бы иначе. На сайте самого ведомства найти разъяснений на этот счет не удалось.

Впрочем, тот же Павел Чиков вообще сомневается в праве санитарных врачей останавливать работу бизнеса в мегаполисах и запрещать жителям городов выходить из дома. Сомнения есть и у других юристов, которые напоминают, что есть статья 55 Конституции РФ (допускающая ограничения прав и свобод граждан, но только федеральным законом). И задаются вопросом, нельзя ли толковать эту статью так, что предписание главного санитарного врача — слишком слабый акт, чтобы ограничивать право граждан на свободное передвижение?

Как бы там ни было, № 68-ФЗ уже не впервые используется там, где, казалось бы, речь идет именно о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Когда в 2018 году в Челябинске из-за конфликта властей и компаний по вызову твердых бытовых отходов случился мусорный коллапс, поначалу тоже вспоминали о № 52-ФЗ. Но в конце концов был введен режим ЧС, в том числе, как стало понятно позже, потому что это развязало руки местным чиновникам по части проведения муниципальных закупок. В этом смысле закон о ЧС оказался просто удобней.

http://www.znak.com/2020-03-31/pravitelstvo_speshno_remontiruet_zakon_o_chs_kak_eto_pomozhet_borbe_s_epidemiey

Владимир Путин разрешил губернатору объявить режим ЧС. Что это значит и как изменит вашу жизнь

Президент Владимир Путин продлил до 30 апреля режим нерабочих дней — карантикулы, объявленные с 30 марта по 5 апреля. «С учетом ситуации будем принимать другие решения. Если ситуация позволит, нерабочий период может быть сокращен», — сказал президент в ходе обращения к нации.

Ужесточать режим глава государства не стал, сказав, что регионы сами будут принимать такие решения на своей территории. Между тем в России растет число заболевших: за минувшие сутки зарегистрирован 771 новый случай, общее число инфицированных достигло 3548 человек. Заболеваемость набирает обороты, а значит, регионы могут начать массово вводить у себя режим ЧС — следующий шаг после режима повышенной готовности, который уже действует в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.

В случае ухудшения обстановки режим ЧС может быть объявлен и на территории всей страны. 1 апреля Владимир Путин подписал закон, позволяющий правительству единолично устанавливать режим чрезвычайной ситуации на территории России. Раньше такие полномочия были у правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством главы МЧС.

Меры поддержки населения при введении чс - картинка 8

Президент подписал антикоронавирусные законы. За нарушение карантина и фейки будут сажать

Что такое режим ЧС

Согласно определению из ФЗ-68 («О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По новому закону , который вступил в силу 1 апреля 2020 года, этот перечень дополнен словами про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Таким образом, эпидемия коронавируса становится официальным поводом для введения ЧС.

В России существует несколько режимов защиты населения от ЧС:

  • Повседневный. Осуществляется в нормальной обстановке. В штатном режиме службы следят за состоянием природной среды, проводят превентивные меры для предупреждения ЧС.
  • Режим повышенной готовности. В это время вводят усиление контроля за обстановкой, информируют население о способах защиты, принимают оперативные меры по предупреждению возникновения ЧС. Из-за пандемии коронавируса с 20 марта режим повышенной готовности действует по всей России, в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.
  • Режим ЧС. Его часто путают с режимом ЧП — чрезвычайного положения. Между ними есть важные различия.

Чем режим ЧС отличается от ЧП

  • Режим чрезвычайной ситуации

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

  • Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Минусы и плюсы режима ЧС

Меры поддержки населения при введении чс - картинка 9

Минусы

Во время режима ЧС власти могут ограничивать конституционные свободы граждан. А когда режим снимают, обществу предстоит справиться со многими негативными экономическими последствиями.

  • Ограничение свободы передвижения: запрет доступа людей и транспортных средств на территорию ЧС.
  • Ограничение на срок до 90 дней оптовой и розничной торговли медизделиями и лекарствами по списку, который составит правительство.
  • Сокращение основных производственных мощностей.
  • Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы.
  • Снижение уровня жизни населения.
  • Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг.
  • Расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Плюсы

При этом введение режима может немного облегчить жизнь бизнесу. Так, если введут режим ЧС, это позволит предпринимателям:

  • Освободиться от уплаты арендных и коммунальных платежей.
  • Не платить пени и штрафы за неисполнение условий заключенных договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами — в большинстве договоров ЧС относится к форс-мажорам, в отличие от режима повышенной готовности.
  • Воспользоваться введением правительством моратория на возбуждение дел о банкротстве. Во время моратория нельзя обратиться за взысканием на заложенное имущество должников. Также приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, которые возникли еще до введения моратория. Но арест с имущества должника не снимается.
  • Возместить убытки. По закону, финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является обязательством государства.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

http://66.ru/news/society/229400/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях