WordPress

Меры поддержки предпринимательства в россии

Меры поддержки предпринимательства в россии - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры поддержки предпринимательства в россии" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Меры поддержки предпринимательства в россии - картинка 2

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.11.2018 2018-11-19

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Сероштанов, Д. А. Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ / Д. А. Сероштанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53939/ (дата обращения: 12.05.2020).

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложены наиболее оптимальные меры по их разрешению.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, правовое регулирование малого бизнеса.

The article is devoted to the institutional regulation of small business in the Russian Federation, also describes the key forms of state support of the relevant business entities. The main problems in this area are identified and the most optimal measures for their resolution are proposed.

Key words: small business, business activity, state support, legal regulation of small business

В настоящее время в связи с нехваткой рабочих мест на рынке труда малая часть граждан нашей страны стала заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому практически все ниши на рынке заняты опытными или начинающими бизнесменами. Общепризнанно, что малый бизнес является важным элементом экономического развития современного государства. Малый бизнес — это локомотив экономики страны, это огромная сила [7].

Предприятия малого бизнеса в рыночной экономике — это ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста страны. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40 %. Развитие малого бизнеса имеет ряд преимуществ:

‒ предоставление широкой свободы рыночного выбора;

‒ создание дополнительных рабочих мест;

‒ оперативная реакция на изменение потребительского спроса;

‒ преодоление монополизации той или иной отрасли.

Данная тема является актуальной в настоящее время, ведь доля малого бизнеса в ВВП России составляла 21 % по состоянию на 2017 г.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия

Малый бизнес в российском государстве является той структурой, на которую возлагаются достаточно большие надежды со стороны государства и общества, так как активизация субъектов малого предпринимательства самым благотворным образом не только повлияет на уровень и качество жизни граждан, их занятость, но и на всю российскую экономику в целом — выбранная модель рыночной экономике за счет того, что малый бизнес способен создать благотворную конкурентную среду будет реализовываться в верном направлении развития.

Поэтому для малого бизнеса так важно соответствующее правовое регулирование, которое приведет к нужному положительному эффекту и будет способствовать развития малого бизнеса и росту субъектов малого предпринимательства [6].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса характеризуется двумя основными, на первый взгляд коллизионными особенностями: 1) государство оказывается в определенных пределах вмешательство в предпринимательскую деятельность; 2) государство занимается оказанием различного рода поддержки субъектам малого предпринимательства.

Данные особенности, хотя по отношению друг к другу и носят противоречивый характер, сочетаются друг с другом. Их наличие и одновременное существование обусловлено определенными причинами. Тот факт, что государство вмешивается в предпринимательскую деятельность объясняется необходимостью такого вмешательства в связи с тем, что, во– первых, рыночные отношения в принципе не могут существовать вне государственного регулирования, в противном возникает ряд негативных последствий, как пример — эстерналии, которые в конечном итоге приводят к крушению всей рыночной системы и продолжительным кризисным последствиям, а во-вторых, пассивность частных структур обусловлена так называемым историческим фактором — ведь сначала в царской России долгое было запрещено предпринимательство, а затем и командная экономика советского государства полностью исключала не только предпринимательскую деятельность, но и частную собственность, ее развитие.

При этом необходимо подчеркнуть, что государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность носит строго дозированный и ограниченный рамками закона характер. Это необходимо для того, чтобы четко следовать принципу свободы предпринимательства, который закреплен на конституционном уровне. Правовое регулирование малого бизнеса заключается в том, что разрабатываются и модернизируются соответствующие правовые нормы, составляющие в своей совокупности законодательство в сфере предпринимательства.

Именно на законодательном уровне закреплены пределы вмешательства государства, равно как и пределы, а также порядок оказания соответствующей государственной поддержки субъектам малого бизнеса РФ.

Правовое регулирование предпринимательства осуществляется на различных уровнях — начиная с международного и оканчивая региональным, на котором, например, разрабатываются конкретные локальные программы поддержки субъектом малого бизнеса того или иного округа/области и т. д. Естественно, если рассматривать национальный уровень правового регулирования, то здесь Конституция РФ играет превалирующую роль, так как она содержит ключевые положения, которые закрепляют права и свободы субъектов малого бизнеса — статья 8 Основного закона РФ гарантирует единое экономическое пространство, а также свободное перемещение товаров, работ, услуг, кроме тех, которые запрещены либо ограничены в обороте. Экономическая деятельность свободна, законная и здоровая конкуренция. Кроме того, равным образом защищаются все виды и формы собственности. Статья 34 Конституции РФ провозглашает возможность каждого по использованию собственных способностей занятием предпринимательской деятельностью, запрещает злоупотребление данной возможностью в целях создания монополии и ограничения конкуренции.

Имеет значение для правового регулирования малого бизнеса и статья 35 Конституции РФ, которая гарантирует защиту права собственности, а ведь имущество для субъекта малого предпринимательства — одна из наиболее ключевых основ, на которой построен бизнес [1]. Также важна и статья 57 Конституции РФ, устанавливающая обязанность платить налоги, в том числе и для субъектов малого бизнеса. Огромное значение имеет и Гражданский кодекс РФ, который выступает в качестве «основы основ» правового регулирования малого бизнеса в РФ.

Так, например, понятие предпринимательства закреплено именно ГК РФ, равно как и освящаются теоретические основы гражданского правового договора, и конкретизируются его виды — например, договор купли–продажи (поставка как разновидность купли–продажи в предпринимательстве наиболее основной вид гражданского правового договора, посредством которого регулируются права и обязанности предпринимателя и его контрагентов) и многие другие договоры. ГК РФ также устанавливает и правовой статус самих субъектов малого предпринимательства, содержит положения, касающиеся обязательственного и вещного права, интеллектуальной собственности и многие другие правовые нормы, которые так или иначе использует в своей деятельности предприниматель либо которые регулируют малый бизнес.

Такие кодифицированные нормативные правовые акты как Гражданский процессуальный кодекс РФ [2] и Арбитражный кодекс РФ [3], а также Кодекс административного судопроизводства РФ также направлены на правовое урегулирование малого бизнеса, однако уже несколько в ином, процессуальном разрезе — например, регулируют судебное рассмотрение споров, которые в том числе возникают именно в связи с осуществлением предпринимательства. Имеет значение уголовное и административное законодательство РФ, так как устанавливаются, соответственно, уголовная и административная ответственность за нарушение правовых норм, регулирующих предпринимательство в сфере малого бизнеса — осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и тому подобные нарушения [6].

Ключевым значением для правового регулирования обладает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в нем, в частности, закреплены положения, касающиеся порядка оказания поддержки малого бизнеса со стороны государства [4]. Поддержка, прежде всего, выражается в экономическом воздействии — то есть оказание непосредственно финансовых вливаний в развитие малого бизнеса — например, субсидий или кредитования на льготных условий, а также предоставление различных льгот — в сфере налогообложения или таможенного обложения.

Также государство предоставляет иную помощь в виде информационных и консультационных услуг и так далее. Думается, что правовое регулирование и политика вмешательства в разумных пределах оправданы, однако могут возникать и негативные последствия — когда вмешательство государства в предпринимательскую деятельность субъектов малого бизнеса превышает допустимые пределы — это, в частности, может выражаться в том, что присутствует бюрократия, налоговая отчетность субъектов малого бизнеса чрезмерно громоздкая, получение гарантированной на законодательном уровне поддержки по факту затруднено, государственные органы нарушают права и интересы субъектов малого бизнеса — например, при различных проверках, не предпринимаются меры для того, чтобы проинформировать предпринимателей об их правах и возможностях воспользоваться государственной поддержкой и т. д. Государство должно действовать таким образом, чтобы развить благоприятную конкурентную среду и увеличить количественную численность субъектов малого бизнеса, что будет способствовать сокращению безработицы и улучшению экономических показателей [5].

В связи с обозначенными проблемами можно предпринять следующие меры: максимально упростить все имеющиеся процедуры регистрации и отчетности, использовать в большинстве случаев метод «одного окна», дистанционную регистрацию с помощью интернет-технологий; усилить контроль за тем, как соблюдаются права и интересы предпринимателей, учредить специальный орган, который будет принимать и рассматривать анонимные обращения и производить по ним проверку; ввести понятие гарантированного обязательного минимума государственной поддержки каждому начинающему предпринимателю — субъекту малого бизнеса [7]. Таковы основные меры, которые, думается, при правильной разработке и реализации будут способствовать эффективному устранению имеющихся проблем в исследованной области.

На сегодняшний день не нашлось бы ни одного человека, который не хотел бы работать на себя, а предпочитал бы получать небольшой заработок от чужого «дяди». Слабая вероятность самореализации и воплощения в жизнь личных идей и амбиций, карьерного роста и заработной платы. Это лишь малый перечень аргументов в пользу открытия маленького, но все же своего дела, бизнеса, который позволит самим регулировать контроль над прибылью. На деле же все не так просто для этого требуется первоначальный капитал. Здесь то и приходит на помощь государство, которое обещает оказать регуляторскую и финансовую помощь. Стоит также отметить, что сегодня данный вопрос в органах законодательной и исполнительных властях звучит звонко.

Немаловажную роль имеет наличие у начинающего предпринимателя собственных денег, капитала, для открытия бизнеса. Государство может содействовать и компенсировать только 40 60 % затрат. Данная сумма не может превышать пятисот тысяч рублей. В Российской Федерации функционирует более тысяча трехсот центров, деятельность которых направлена на консультирование начинающих предпринимателей [9].

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики — кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания. В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний̆ день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной̆ российской̆ экономики.

Можно с уверенностью утверждать, что развитие малого бизнеса — это улучшение качества жизни населения страны, так как небольшие предприятия способны более быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка [5].

Именно поэтому государством разработаны программы поощрения развития малого бизнеса, предусмотрев такую форму как субсидии. Государство на законодательном уровне создало систему поддержки малого бизнеса.

Субсидии малому бизнесу — это один из востребованных и эффективных способов поддержки малого предпринимательства в России. Государство таким способом стимулирует людей на открытие собственного дела и на его дальнейшее развитие. Разработаны соответствующие региональные и федеральные программы.

Все формы господдержки малого бизнеса представляют собой разовую государственную помощь, которая должна быть использована на реализацию конкретной задачи в рамках деятельности предприятия. Возвращать такую помощь в дальнейшем не придется, однако государство будет контролировать целевое расходование средств, так как не каждая организация собирается использовать государственные денежные средства для достижения указанной цели

http://moluch.ru/archive/232/53939/

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

Какой бизнес поддерживает государство

Наибольший уровень поддержки оказывается государством малому и среднему бизнесу.

Поддержка малого бизнеса и среднего предпринимательства — важное направление государственной политики любой страны, а от эффективности мер помощи зависит экономическое благополучие как самого государства, так и его граждан.

Малый и средний бизнес создает места для трудоустройства. Конкуренция положительно сказывается на качестве товаров и услуг и их конечной цене. Кроме того, чем успешнее будет предприниматель, тем больше налогов он перечислит в бюджет.

Государство оказывает содействие в рамках многочисленных программ помощи малому бизнесу и среднему бизнесу.

Давайте выясним, какой бизнес является малым или средним.

Статья 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209 от 24.07.2007 (далее — закон № 209) в зависимости от числа сотрудников и уровня годового дохода предусматривает следующие категории субъектов бизнеса:

  • микропредприятия — не более 15 работников и доход, не превышающий 120 млн руб. в год;
  • предприятия малого бизнеса, где работает до 100 человек, с оборотом до 800 млн руб. за год;
  • средний бизнес, который предусматривает привлечение до 250 сотрудников и доход до 2 млрд руб.

Господдержка малого бизнеса в первую очередь осуществляется в отношении ИП и организаций, работающих в приоритетной для региона сфере. Самыми важными на сегодняшний день отраслями считаются:

  • здравоохранение и другие социально значимые направления;
  • ЖКХ;
  • строительство;
  • транспортная инфраструктура;
  • экотуризм;
  • сельское хозяйство;
  • технические разработки.

Важно! На поддержку предпринимательства не могут рассчитывать предприятия, деятельность которых связана с производством алкоголя и табачной продукции, владельцы казино, банки и другие кредитные организации, страховые компании, а также иностранные предприниматели, открывающие бизнес в России (ст. 14 закона № 209).

Виды оказываемой госпомощи

Поддержка малого и среднего бизнеса оказывается на федеральном уровне, в отдельном регионе, в пределах конкретного муниципалитета.

Предусмотрены конкретные виды помощи предпринимательству:

  • финансовая — предоставление денежных сумм, в том числе на безвозмездной основе;
  • имущественная — передача права пользования землей, зданиями, техникой и другим имуществом государства на выгодных условиях;
  • информационная — создание и функционирование необходимых систем информации;
  • консультационная — проведение бесплатных обучающих курсов и тренингов по ведению бизнеса;
  • помощь в подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.

Какие меры государственной поддержки малого бизнеса доступны в 2020 году, рассмотрим подробнее далее.

Субсидии

Самым востребованным вариантом оказания финансовой поддержки малого предпринимательства является субсидирование.

Субсидия — это безвозмездное предоставление денежных средств предпринимателю для решения конкретных задач, например для закупки материалов, оборудования или получения лицензии. Это не кредит, и никто не потребует от бизнесмена возврата денег или процента от дохода.

Важнейшее условие получения субсидии — целевое использование средств, которое предприниматель подтверждает отчетом. Неизрасходованная часть субсидии должна быть возвращена.

Размер таких выплат различается в зависимости от региона и от условий реализуемой программы. Ранее мы подробно писали о том, как получить субсидию в качестве поддержки бизнеса.

Субсидия может выдаваться как новичкам, только решившим открыть собственное дело, так и действующим предпринимателям с развивающимся бизнесом.

Об актуальных субсидиях и программах поддержки малому и среднему предпринимательству можно узнать на сайте Минэкономразвития РФ.

Гранты

Государственная поддержка малого предпринимательства может производиться в форме выдачи грантов.

Грант — выделение предпринимателю средств на безвозмездной основе на конкретные цели. Соответственно, такая помощь тоже имеет целевое направление, но отличается от субсидии механизмом предоставления и размером.

При получении гранта деньги поступают на счет предприятия не сразу, а частями. Это еще одно отличие от субсидии.

Гранты могут предоставляться в качестве поддержки молодых предпринимателей при открытии нового бизнеса. Получить положительное решение помогут грамотно составленный бизнес-план, полное соответствие организации условиям гранта.

Гранты бывают федеральными и региональными. Например, о грантах в Республике Татарстан можно узнать на региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Льготный лизинг и аренда

Еще один вид государственной поддержки малого и среднего предпринимательства — льгота на лизинг и аренду зданий или техники.

Суть лизинга проста: лизинговая компания приобретает по заказу предпринимателя технику или оборудование и сдает ему в аренду на определенный срок, по истечении которого имущество выкупается.

В качестве помощи власти могут взять на себя часть сумм, уплачиваемых лизинговым компаниям или арендодателям. Также предусмотрены программы, которые устанавливают более низкий процент по договору лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данный вид помощи предусматривает возможность аренды государственной земли или помещений для ведения бизнеса на лучших условиях, чем у арендодателей-частников.

Льготные условия кредитования

Программа льготного кредитования — одна из перспективных и эффективных мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Вариантов получения кредита несколько:


  • оформление кредита в банке, а затем получение государственной субсидии в размере процента по кредиту;
  • оформление займа на некрупную сумму по пониженной кредитной ставке;
  • кредит с предоставлением залогового имущества;
  • получение льготного кредита с использованием государственного поручительства в лице гарантийного фонда. Такая помощь, как правило, оказывается представителям ведущих отраслей, например фермерским хозяйствам.

Таким образом, помощь государства малому бизнесу в процессе кредитования выражается в двух формах: предоставление субсидии на погашение процентов или поручительство фонда поддержки.

Предприниматели могут получить кредит на инвестиционные цели (от полумиллиона до 2 миллиардов рублей на срок до 10 лет) и на пополнение оборотных средств (от полумиллиона до полумиллиарда рублей на срок до 3 лет) по ставке не более 8,5% годовых. Со списком банков можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития РФ.

Обучающие программы и бесплатное консультирование

В качестве государственной помощи малому бизнесу предусмотрены услуги по обучению и консультированию. Многие предприниматели в своей деятельности сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированных кадров, что существенно тормозит развитие. Возникает необходимость направления сотрудников на различные тренинги и курсы, на что требуются дополнительные финансовые затраты. Помощь государства в данном случае предусматривает:

  • частичную компенсацию затрат на обучение путем выдачи целевых субсидий;
  • проведение бесплатных обучающих программ (семинаров и конференций) для руководителей предприятий и их работников.

Такую помощь можно получить через региональный центр занятости или Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, эти организации периодически проводят бесплатные консультации по различным вопросам ведения бизнеса.

Итак, государство старается поддерживать малое и среднее предпринимательство. Решив открыть свое дело, при определенных условиях можно рассчитывать на получение субсидии или гранта, кредита по пониженной процентной ставке и иных видов помощи.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бизнес».

http://nsovetnik.ru/biznes/gosudarstvennaya_podderzhka_malogo_predprinimatelstva/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях