WordPress

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 2Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 3Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 4Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 5

Вопрос 14

Ниже приведены две точки зрения на характер Крестьянской реформы 1861 г.:

1. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

2. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян.

Какую точку зрения вы считаете более предпочтительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения (не менее трех).

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 6

Вопрос 15

Ниже приведены две точки зрения на роль российских самодержцев XIX в. в проведении преобразований (реформ).

1. Российские самодержцы XIX в. препятствовали проведению назревших реформ.

2. Цари в XIX в. прибегали к реформам вынужденно, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения;

(Позиция выпускника может быть сформулирована иначе.)

2) аргументы, например:

При выборе первой точки зрения может быть указано, что:

– в XIX в. российские императоры так и не учредили высший орган

законодательной власти (нереализованные проекты М.М. Сперанского и М.Т. Лорис-Меликова);

– контрреформы Александра III;

– российские императоры затягивали отмену крепостного права;

– в XIX в. не был решен крестьянский вопрос, несмотря на отмену крепостногоправа;

– в стране всяческие подавлялось инакомыслие (ценура, репрессии).

При выборе второй точки зрения может быть указано:

Проведение Александром II в 1860–1870 гг. реформ было обусловлено – внешнеполитическими проблемами России (поражение России в Крымской войне);

– осознание правительственными кругами неэффективности крепостнического хозяйства;

– давлением общественного мнения на правительственные круги;

– реформы не затронули сути самодержавия.

Ниже приведены две точки зрения:

  1. России принадлежит ведущая роль в освобождении народов балканского полуострова от турецкого ига в 1877—1878 гг. (т.к. именно такая позиция отвечала геополитическим интересам России)
  2. Позиция западных держав во многом противоречила интересам славянских народов Балканского полуострова,

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 8

Аргументами доказывающими позицию западных стран может также быть то, что на Берлинском конгрессе они выступали против

1) усиления позиции России на Балканах. В ходе конгресса Россия была подвергнута дипломатической изоляции

2) национально-освободительного движения славянских народов

3) образования на балканском полуострове крупного независимого славянского государства – Болгарии.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. (ФИПИ ст. 197)

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Уже несколько раз в течение своего царствования останавливался на мысли о возможности целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства.

. Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи. ».

Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).

«Петербург. Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада. как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чём дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окружённым потрясённой семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов

На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».

С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идёт речь. Укажите имя императора, о котором идёт речь, и название организации, участники которой устроили покушение.

С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трёх положений.

СЗ. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трёх положений.

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 10

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 11

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 — СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. (ЕГЭ стр. 426)

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие и отчасти в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка.

Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи. Потом, по случаю какого-нибудь события в царской семье, издавался манифест с разными милостями. дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.

С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?

СЗ. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 12

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 13

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 14

Сравните идейные основы заговорщического и бунтарского течений в русском народничестве второй половины XIX в. Укажите, что было общим во взглядах идеологов каждого из течений, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 15

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 16

Ниже приведены две точки зрения на внутреннюю политику императора Александра III:

  1. Политический кризис в Российской империи в начале XX в. является итогом внутренней политики Александра III.
  2. Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

1. Прекращение либеральных реформ, нерешенность основных вопросов, стоящим перед русским обществом: вопроса об ограничении самодержавия и крестьянского вопроса

2. Ужесточение политического режима, которое привело к росту недовольства и распространению революционной идеологии. Жесткий контроль за общественным движением вызвал рост количества подпольных организаций

3. Рост промышленности осуществлялся за счет ресурсов извне: иностранных инвестиций, роста косвенного налогообложения, выкачивания средств из деревни

  1. В правления Александра II были заложены основы индустриального могущества страны
  2. Профицит бюджета позволил государству развивать строительство железных дорог, стимулировавшее рост производства во многих отраслях
  3. Стабилизация политической системы и экономическое развитие привели к большей стабильности в жизни людей, развитию науки, литературы и искусства, остановила лавину террора в стране.

Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX — началу XX в.

Приведите не менее трёх характерных черт одного из названных объединений.

http://studopedia.ru/7_162374_spisok-osnovnih-proizvedeniy.html

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств

Внутренняя политика 1881-1894 гг .

1. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Острый экономический кризис, охвативший сельское хозяйство страны, ухудшивший положение крестьянства и подрывающий позиции дворянства.

1.2. Обострение социально-политической обстановки, вызванное деятельностью революционеров и убийством Александра II.

1.3. Представление о реформах 60-70-х годов как главном источнике бед страны, стремление восстановить порядок, вернуться к дореформенному самодержавию, которое в представлении Александра III и его ближайшего окружения выступало как гарант внутренней стабильности и внешней мощи России.

1.4. Сила традиционалистских установок в сознании народа, неприятие новшеств, тем более ухудшающих материальное положение, усталость от реформ.

1.5. Продолжающийся в стране процесс капиталистической модернизации объективно требовал продолжения преобразований. И хотя период правления Александра III характеризуется как время контрреформ и реакции, однако и в это время проводились определенные либеральные реформы в социальной и экономической сферах.

1.6. Личные качества Александра III. Будучи убежденным консерватором и патриотом, он искренне считал, что постепенное возвращение к старому чистому самодержавию и укрепление сословного строя отвечает интересам России, а реформаторство и европеизация страны несет ей гибель. Не обладавший стратегическим видением перспективы, Александр III отличался практичностью в введении повседневных дел, осторожностью. Он сумел не допустить втягивания России в войну во время своего правления.

2. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

2.1. Общая характеристика. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и постепенное ограничение реформ 60-70-х гг.

2.2. Положение об усиленной и чрезвычайной охране. После отставки либеральных министров одним из первых шагов правительства Александра III стало принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия августа 1881 г. — закона, который усилил полицейский режим в стране. Власти при введении его в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные и предприятия. Фактически в России устанавливалось чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого закона, до 1917 г.

Кроме того, были усилены репрессивные органы — созданы отделения по охране порядка — охранные отделения. Благодаря принятым мерам, а также внутреннему кризису революционного движения властям удалось разгромить Народную волю и восстановить порядок в стране.

2.3. Земские начальники. В 1889 г правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, которое, упразднив выборных мировых судей, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавала административную и судебную власть на местах назначаемым на эту должность дворянам из местных помещиков. Земским начальникам подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге, эта мера восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами, которые в результате ее реализации даже заговорили о восстановлении крепостного права.

2.4. Земская контрреформа. По закону 1890 г. в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль за земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой кури имущественный ценз понижался, что позволило мелкопоместным дворянам пополнить ряды гласных за свой счет. Во второй курии ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Представители от крестьянской курии должны были утверждаться властями.

2.5. Городская контрреформа (1892 г.) повысила имущественный ценз на выборах, а это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имеющих крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, еще активнее вмешиваться в дела думы и т.д.

2.6. В судах была ограничена гласность и из юрисдикции суда присяжных изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных заседателей, который правые органы печати пренебрежительно называли судом улицы.

2.7. Национальная политика. Вновь получила широкое распространение идея национальной самобытности России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи, были ограничены права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев.

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

3.1. Общая характеристика. В социально-экономической области проводилась, с одной стороны, консервативная политика, направленная на сохранения традиционного уклада жизни сословий и восстановление позиций помещиков, а с другой, принимались меры, способствовавшие развитию рыночных отношений, регулировавшие отношения между различными социальными группами.

3.2. Политика по отношению к крестьянству.

3.2.1. Меры либерального характера. В 1882 г. начал действовать Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли.

В 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп (т.е. ликвидировалось временнообязанное положение, в котором оставалось еще до 15% крестьянских хозяйств). Сокращалась сумма выкупных платежей, была отменена подушная подать, тяжелым бременем лежавшая на крестьянах.

Было ограничено право общины на передел земли (1893), который, в частности, не мог теперь проводиться раньше, чем через 12 лет после предыдущего.

Эти и другие меры способствовали приспособлению крестьянских хозяйств к рыночной экономике.

3.2.2. Консервативные шаги. По мере спада социальной напряженности и обострения экономического кризиса, правительство возвращается к политике патриархальной опеки (патернализма) по отношению к крестьянству, пытаясь, с одной стороны, оградить его от воздействия рыночных отношений, которые разлагали сельскую массу, выталкивали крестьян из деревни, а с другой — спасти тем самым дворянство от разорения, обеспечить его дешевой рабочей силой.

— ограничивалось переселение крестьян из центральных губерний на свободные земли окраин;

— укреплялась община за счет ограничения семейных разделов (1886 г.);

— принимались меры, направленные против отчуждения крестьянских наделов, в том числе вводился запрет закладывать надельную землю (1893 г.);

-вопреки направленности реформы 1861 г. собственником уже выкупленного надела становилась община, а не крестьянин;.

— усиливался контроль за крестьянами со стороны представителей помещиков — земских начальников.

3.3. Рабочий вопрос. Правительство Александра III столкнулось с новой для России проблемой — забастовочным движением рабочих. В ответ на это правительство попыталось восстановить порядок, подавляя забастовки и принимая репрессивные меры против их участников.

Но, с другой стороны, обеспокоенные сохранением стабильности, власти стремились оградить рабочих от наиболее жестоких форм эксплуатации, ограничить произвол предпринимателей.

В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, в 1885 г. — закон о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. были ограничены штрафы сверх установленного размера, приняты новые правила найма рабочих и т.д. Контроль за исполнением законов и соблюдением охраны труда возлагался на государственную фабричную инспекцию, созданную в 1882 г. усилиями министра финансов Н.Х. Бунге.

Проводя политику патернализма и по отношению к рабочим, государство пыталось обеспечить себе положение над обществом. Отношения между предпринимателями и рабочими начинали регламентироваться со стороны государства, но, с другой стороны, хозяева предприятий были обязаны сообщать в полицию о рабочих волнениях. Им было запрещено вступать в стачки для контроля над ценами и т.д.

3.4. Дворянская политика.

3.4.1. В 1885 г. создан Дворянский земельный банк, в котором помещики могли получить льготный долгосрочный кредит под залог имений. Помещичье землевладение поддерживалось и с помощью удержания в деревне дешевой рабочей силы за счет ограничения переселений крестьян и укрепления общины.

3.4.2. Введение земских начальников усилило власть помещиков над крестьянами, а земская и городская реформы расширили влияние дворянства в органах местного самоуправления.

3.4.3. Правительство создавало льготные условия для дворянского предпринимательства, которое было менее динамичным, чем купеческое и потому нуждалось в поддержке властей.

3.5. В области экономики правительство продолжало линию М.Х. Рейтерна.

3.5.1. Основные направления политики индустриализации.

— таможенным протекционизмом, льготными ссудами и концессиями поддерживалась отечественная промышленность, поощрялось создание крупных заводов и фабрик;

развернулось крупное железнодорожное строительство;

привлекались иностранные капиталы, как и раньше, в основном при помощи государственных займов.

3.5.2. В финансовой сфере Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский продолжали политику 60-70-х гг. Развернулась подготовка денежной реформы, главной целью которой должна была стать стабилизация рубля. В 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте, еще активнее осуществлявший поддержку развития промышленности и банков .приступивший к проведению денежной реформы 1895-1899 гг.

4. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.

4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное зло России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий административный контроль, предоставить преимущества дворянству в получении образования и др.

4.2. Реакция в области образования. Новый университетский устав 1884 г. снова лишал университеты автономии. В средней школе правительство попыталось сократить доступ представителей низших сословий. В начальной школе изменения носили более положительный характер, но в целом система образования России подверглась тяжелым испытаниям. (Подробнее см. ТЕМУ 43)

4.3. По Временным правилам о печати (1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал Отечественные записки и многие газеты. В то же время отдельные либеральные издания сохранились, например, Вестник Европы М.М. Стасюлевича.

5.1. Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся мер так и не осуществились, так как реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Несмотря на то, что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринимались и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепление Российского государства и стабилизацию общества, частично осознавая, при этом, объективную необходимость в прогрессивных мерах.

5.2. Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что, в итоге, способствовало накоплению горючего материала в деревне.

5.3. Попытка укрепить дворянство не привела к желаемым результатам т.к. противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировало в нем традиционалистские черты, порождало иждивенчество, что мешало ему трансформироваться в соответствии с требованиями времени.

5.4. Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, т.к. увеличила представительство, в первую очередь, либеральных дворян, отличающихся своей большей общественной активностью. В итоге, обострились отношения между центральной и местными властями.

5.5. Меры, принятые в области образования и печати и направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нараставшее недовольство образованной части общества, которое со временем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала ХХ в.

5.6. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала у них раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис начала ХХ в.

5.7. В целом, свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, реакционный курс, проводимый в социально-политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали одним из факторов структурного кризиса начала ХХ в.

http://sarist.narod.ru/tema40.htm

Аграрные (крестьянские) реформы эпохи Александра III

Реформы Бунге. Бунге – министр финансов в 1881-1886 гг (при АлександреIII). Бунге понимал, что низкий уровень жизни крестьян означаетнизкую платежеспособность и налогоспособность крестьян. Его вывод: нужно поднять уровень жизни крестьян. С этой целью:в1881 г. указ об обязательном переводе временнообязанных крестьян на выкуп(к этому времени 15% крестьян оставались временнообязанными).

в 1881 г. указ опонижении выкупных платежей

в 1882 г. учрежден Крестьянский поземельный банк. Банк выдавал ссуды на покупку земли как отдельным крестьянам, так и сельским обществам. Цель создания этого банка – смягчить остроту земельного вопроса,решить проблему малоземелья крестьян. Через его посредство продавались помещичьи земли.

2.в 1882 – 1886 гг. – постепеннаяотмена подушной подати, введенной еще ПетромIв 1724 г. Она отменялась с 1 января1887г. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45 % податей с государственных крестьян. Со всего населения были увеличены прямые налоги на 1/3 и косвенных налогов в 2 раза.

1886 г. указ, ограничивавший семейные разделы

Правительство проводило политику сохранения крестьянской общины, которая рассматривалась властью какопора социальной стабильностив стране. В1893 г. – закон, ограничивавший периодические земельные переделы, переделы дозволялись не ранее, чем через 12 лет.

1893 г. –отмена досрочного выкупа крестьянами своего надела и выдела из общины. Цель – сохранить крестьянскую общину, прикрепить крестьян к наделу.

Меры правительства в поддержку помещичьего хозяйства

Цель государства – поддержка дворянского землевладения и помещичьего хозяйства.

1885 г. – созданиеДворянского поземельного банка: выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях.

http://studfile.net/preview/1620239/page:5/

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств

Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

28 декабря 1881г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886г., с 1 января 1887г. (в Сибири с 1899г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и косвенных налогов в два раза.

В конце 80-х — начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Закон 14 декабря 1893г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель — в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов.

Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях.

В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886г. было издано «Положение о найме на сельские работы». Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и «за грубость», «неповиновение» и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889г. существенно ограничил переселение крестьян.

http://studbooks.net/684942/istoriya/agrarno_krestyanskiy_vopros

История государственного управления в России (41 стр.)

Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права

Увеличение дворянских привилегий как на государственной службе, так и в вотчинах привело к ужесточению крепостного права. Широких масштабов достигла торговля крестьянами. Крепостное право распространялось на новые территории России.

Важнейшими законодательными актами, определявшими правовое положение дворянства, являлись: Указ о единонаследии 1714 г., «Табель о рангах» 1722 г., Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г., Жалованная грамота дворянству Екатерины II 1785 г.

По Указу о единонаследии поместья в правовом отношении были уравнены с вотчинами. Вместо деления земли на вотчины и поместья все земельные владения дворян стали называться недвижимым имуществом. Запрещалось дробить недвижимое имущество (землю) при передаче его по наследству. Землю можно было завещать только одному из сыновей, а при их отсутствии – одной из дочерей. Если завещания не было, земля переходила к старшему сыну. Остальные наследники обоего пола получали лишь движимое имущество.

Изданием этого Указа достигались две цели:

1) младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на гражданской или военной службе, вследствие чего правительство получало необходимые ему кадры из дворян;

2) устранялось дробление земельных владений дворян, невыгодное государству.

В 1731 г. императрица Анна Иоанновна отменила этот Указ. По новому закону недвижимое имущество подлежало разделу поровну между сыновьями умершего. Отмена Указа Петра I была вызвана тем, что с расширением территории Российской империи в распоряжении правительства оказался обширный земельный фонд, из которого дворянам щедро раздавались земли.

Особую группу среди потомственных дворян составляли титулованные дворяне: князья, графы и бароны. Княжеский титул был древнерусского происхождения, а титулы графа и барона впервые были введены Петром I.

При Петре I все дворяне должны были нести военную службу, начиная с 15-летнего возраста и до старости или до утраты здоровья. Не более / 3 сыновей дворянской семьи могли находиться на гражданской службе. Уступая пожеланиям дворянства, императрица Анна Иоанновна установила начало военной службы для дворян с 20-летнего возраста и ограничила ее срок 25 годами.

В 1762 г. Петр III издал Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству. Дворяне были освобождены от обязательной военной службы. В то же время правительство в этом Манифесте выразило уверенность, что дворяне и впредь не будут отказываться от своего долга защиты Отечества.

1727

Привилегии в службе: Две трети офицеров и рядовых из дворян могли воспользоваться правом увольнения со службы на 3 года

1730

Привилегии в отношении вотчин и крестьян: В отмену Указа Петра о единонаследии дворянам было разрешено свободно распоряжаться вотчинами и делить их между всеми наследниками

1730, 1740, 1758

Привилегии в отношении вотчин и крестьян: Владение землями и крепостными крестьянами было признано неотъемлемым и монопольным правом только дворянского сословия

1731

Привилегии в отношении вотчин и крестьян: Сбор подушной подати с крестьян был возложен на помещиков

1732

Привилегии в службе: Учрежден Кадетский корпус для детей дворян. Обучение в нем избавляло дворян от службы в полках в качестве рядовых. Из корпуса они выходили офицерами

1736

Привилегии в службе: Отменена бессрочная служба для дворян. Один из сыновей мог освобождаться от службы для управления имением, а остальные могли выйти в отставку после 25 лет службы

Привилегии в отношении вотчин и крестьян: Помещикам было предоставлено право определять меру наказания своим крестьянам

1760

Привилегии в отношении вотчин и крестьян: Указ дал помещику право ссылать своих крестьян в Сибирь с зачетом их за рекрутов

1762

Привилегии в службе: Петр III издал Манифест о даровании вольности дворянству, где разрешил дворянам не служить вообще, служить другим государям, свободно выезжать за границу

В целом реформы Петра I пережили его время. Так, последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т. е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 г., т. е. 206 лет. Синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. в течение 197 лет. За период правления Петра I было принято более 3000 правовых актов.

3. Особенности государственного управления в России во второй половине XVIII в.

Общество и власть при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма»

Во второй половине XVIII в. в экономике России появляются черты кризиса и разложения феодального способа производства.

Признаки разложения феодального строя в экономической сфере:

– утрата замкнутости феодального хозяйства;

– натурального хозяйства, классического феодализма уже нет, крестьянское и помещичье хозяйство устанавливает все более тесные связи с рынком;

– дворянское предпринимательство в промышленности и сельском хозяйстве;

– стремление к извлечению прибыли при рыночных отношениях и производстве товаров на продажу заставляло дворян искать новые методы ведения хозяйства (вотчинные мануфактуры);

– создание рынка наемной рабочей силы;

– развитие отходничества и уход крестьянина в города на неземледельческие заработки являются признаком приспособления крестьянства к новым товарно-денежным отношениям;

– социальное расслоение крестьянства;

– появление купцов промышленников, организаторов производства путем снабжения сырьем ремесленников;

В России во второй половине XVIII в. происходит модернизация политической и экономической жизни, связанная с политикой просвещенного абсолютизма. Основная цель этой политики – приспособление феодальной абсолютной монархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим преобладать в обществе.

Сторонники просвещенного абсолютизма считали, что во главе государства должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого – создание царства разума, т. е. общества, основанного на буржуазных ценностях – гражданском равенстве, свободе личности и ее хозяйственной деятельности, неприкосновенность частной собственности и т. д. Именно таким монархом стремилась стать Екатерина II, с правлением которой традиционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится муж Екатерины – Петр III (1728–1762). Во время его недолгого правления важнейшим стал Указ о вольности дворянской от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению.

Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали: мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к гвардии.

В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с именем Екатерины, которая, хотя и была немкой по происхождению, прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России.

Болезнь Елизаветы заставила Екатерину задуматься о своем положении при дворе. В случае смерти императрицы Екатерину ждала незавидная участь: Петр стремился разорвать брак, чтобы иметь возможность жениться на своей фаворитке Воронцовой, а Екатерину наверняка ждал монастырь. В этот период она сблизилась с канцлером графом А. П. Бестужевым-Рюминым, который также не был заинтересован в царствовании Петра. Канцлер предложил Екатерине план провозглашения ее соправительницей мужа. Но соправительство не устроило Екатерину. «Или умру, или буду царствовать», – писала она.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа заговорщиков – в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины Григорий Орлов (1734–1783) и его брат Алексей (1737–1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сентябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Царствование Екатерины можно условно разделить на три периода. Пограничной чертой между ними будут служить крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и Великая французская революция, начавшаяся в 1789 г.

«Просвещенный абсолютизм» – период увлечения Екатерины идеями просвещения, период реформ, обусловленных заботой об общественном благе, попыток унификации и улучшения законодательства.

http://dom-knig.com/read_228687-41

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 19

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 20

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 21

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 22

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 23

Реформа 1861 года вызвала быстрое развитие земельного рынка, которое пошло особенно бурно через несколько десятилетий после её начала. Важнейшим звеном пореформенной кредитной системы России стали ипотечные кредитные учреждения, представленные в первую очередь двумя государственными земельными банками — Крестьянским и Дворянским. Благодаря им был создан не существовавший ранее механизм взаимосвязи между собственником свободных денежных средств и получателем ипотечного кредита — рынок ипотечных облигаций.

Крестьянский банк

Крестьянский поземельный банк был образован по инициативе министра финансов Николая Бунге и начал реально функционировать с 1883 года. Ссуды выдавались на длительные сроки (от 24,5 до 36,5 года) и были строго целевыми — только для приобретения земли. Получателями кредитов могли стать сельские общины либо отдельные домохозяйства. Максимальный объём кредита для общины устанавливался в 125 рублей на душу мужского пола, отдельный домохозяин мог занять у банка до 500 рублей. Перед выдачей ссуды на приобретение земли обязательно заключался договор о её купле-продаже. Банк самостоятельно передавал деньги продавцам земли, чтобы предотвратить случаи отказа крестьянских общин или домохозяйств от приобретённых ими земельных участков. По ссудам взималось от 7,5 до 8,5% годовых в зависимости от размера ссуды. Просроченные платежи облагались пенями величиной в 6% годовых.

Меры правительства по поддержке дворянских хозяйств - картинка 24

Передовая сельскохозяйственная техника конца XIX века

В 1883 году на европейской части Российской империи действовало 11 отделений Крестьянского поземельного банка. Во многом благодаря его деятельности частное крестьянское землевладение начало расти ещё до начала столыпинской реформы. Так, в 1877—1878 годах его удельный вес в совокупной площади обрабатываемых земель европейской части России составлял всего 1% (без учёта государственных земель — 2%), а в 1905 году этот показатель равнялся уже 6% (без учёта государственных земель — 10%). Но, несмотря на шестикратный рост, значение частного крестьянского землевладения было ещё невелико.

В период революции 1905—1907 годов Крестьянский банк препятствовал падению цен на землю, скупив у помещиков 2,7 млн десятин по 107 рублей за десятину. В августе 1906 года в распоряжение банка были переданы удельные земли и часть казённых земель для последующей их продажи крестьянам.

«Золотым веком» Крестьянского банка стал период столыпинской реформы (1906—1915). Банк выдавал льготные ссуды тем крестьянам, которые решительно порывали с общинным землевладением. Наиболее льготные условия кредитования покупки земли предоставлялись хуторянам: они получали ссуду в размере полной стоимости приобретаемого участка. Отрубники обязаны были вносить наличными 5% стоимости покупаемой земли. Для крестьянских товариществ ссуда банка составляла 80%, то есть доля необходимых собственных средств увеличивалась уже до 20%.

Таким образом, деятельность Крестьянского банка способствовала индивидуализации землевладения и развитию хозяйств фермерского типа, то есть стимулировала достижение главной цели столыпинской реформы. Всего в 1883—1915 годах с его помощью свыше 1 млн крестьянских дворов приобрели более 15,9 млн десятин земли (это больше территории современных Австрии, Швейцарии и Словении, вместе взятых). Общая сумма выданных кредитов превысила 1,35 млрд рублей.

Дворянский банк

Не такой значительной, как в случае с Крестьянским банком, но все же важной была деятельность Дворянского земельного банка. Он, конечно, не был благотворительным учреждением для разоряющихся помещиков, как иногда говорится, но его деятельность в значительной степени была связана с обслуживанием дворянских привилегий.

Известно, что после получения выкупных сумм за крестьянские наделы лишь небольшая часть помещиков сумела перевести свои имения на путь интенсивного рыночного предпринимательства. Большая часть дворянства руководствовалась полуфеодальными методами хозяйствования, используя труд и инвентарь временнообязанных крестьян, а после заключения выкупной сделки — кабальные условия аренды и отработки. Преобладающая часть помещиков постепенно разорялась и превращалась, по выражению Петра Столыпина, в «благородных нищих».

Но нельзя сказать, что Дворянский банк обслуживал только эту часть помещичьего сословия. Его услугами пользовались также дворяне, ставшие эффективными аграрными предпринимателями. Для них Дворянский банк был источником относительно дешёвого кредита, особенно в провинции, что было прогрессивной стороной его работы.

Дворянский земельный банк начал функционировать в 1885 году — со специальной целью восстановить «первенствующее место» дворянства в хозяйственной жизни России. На первых порах банк функционировал в великорусских губерниях, но с 1891 года распространил операции на Закавказье, а с 1894 года — на Украину, Белоруссию и Прибалтику. Основная деятельность банка состояла в выпуске «закладных листов», то есть ипотечных облигаций, которые реализовывались под залог земельной собственности исключительно потомственным дворянам. Величина ссуды достигала 75% от стоимости дворянского имения (в том числе обременённого долгами), а сроки погашения — 66,5 года. Ссудный процент с самого начала был льготным и составлял 5,5% годовых. В 1899 году он был понижен до 4,5%, а в 1897 году — до 3,5%. Напомним, что ставка по кредитам Крестьянского банка в этот же период равнялись 7,5—8,5%. Просроченные платежи могли привести к продаже заложенного имения с молотка. Так, за первое десятилетие XX века было продано 431 имение несостоятельных должников. Но в целом благодаря поддержке правительства число дворянских банкротств оказалось невелико.

Расцвет деятельности Дворянского земельного банка пришёлся на 1885—1905 годы. В этот период общий объём его операций превысил 717 млн рублей, то есть 34,6% объёма земельных ссуд, выданных всеми ипотечными учреждениями России.

Революция 1905—1907 годов вызвала острый кризис в деятельности банка. Он стал отставать от конкурентов по объёму операций и вынужден был расширить круг своих клиентов: к 1 января 1917 года лишь шесть его заёмщиков из десяти оказались потомственными дворянами. Остальные представляли другие, недворянские сословия.

В связи с отменой частной собственности на землю Дворянский и Крестьянский земельные банки были упразднены декретом Совета Народных Комиссаров от 25 ноября (8 декабря) 1917 года.

Деятельность Крестьянского банка способствовала индивидуализации землевладения и развитию хозяйств фермерского типа, то есть стимулировала достижение главной цели столыпинской реформы

После получения выкупных сумм за крестьянские наделы лишь небольшая часть помещиков сумела перевести свои имения на путь интенсивного рыночного предпринимательства. Большая часть дворянства постепенно превращалась в «благородных нищих»

http://fingram-history.oc3.ru/contents/krestyyanskiy-i-dvoryanskiy-zemelynye-banki

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях