WordPress

Меры психологической поддержки

Меры психологической поддержки - картинка 1
Самое важное по теме: "Меры психологической поддержки" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Меры психологической поддержки

Меры психологической поддержки - картинка 2Меры психологической поддержки - картинка 3Меры психологической поддержки - картинка 4Меры психологической поддержки - картинка 5

Меры психологической поддержки - картинка 6

Меры психологической поддержки - картинка 7

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям):

1. По времени действия:

― неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности:

― прямая— направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;

― упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации:

― контактная, когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная, которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом:

― диагностическая — постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская — отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная — это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая — с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая — помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников:

― индивидуальная — когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая — акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;

6. По вмешательству психолога:

― директивная — указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная — «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так:

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, сначала, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

– дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 — 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 — 17 лет), II период (поздняя юность – 17 — 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 — 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 — 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 — 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 — 90 лет);

– долгожители или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых, может обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ти лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальт-терапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование. Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач:возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

http://studopedia.ru/17_80105_vidi-psihologicheskoy-pomoshchi.html

Психологическая поддержка

Правила поведения

Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки

В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.

Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.

Психологическая поддержка может быть направлена:

• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;

• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;

• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.

Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.

Для оказания психологической поддержки людям необходимо знать следующее:

1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.

Чаще всего отмечается частичная или полная утрата:

— способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование);

— способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей);

— способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком).

Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, наблюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.

2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологической поддержки.

Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в жизни. Но необходимо помнить о следующем:

• Позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние условия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы помочь.

• Пострадавший может в первую очередь нуждаться в оказании первой помощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет физических травм, проблем со здоровьем, и только тогда оказывать психологическую поддержку.

• Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно понимаете, какие конкретно действия необходимо предпринять) обратитесь за помощью к профильным специалистам.

• Если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам необходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь.

• Необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать:

— говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении;

— в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений;

— следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как «паника», «катастрофа», «ужас» и т.п.

• Сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением. А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.

3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.

Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию.

• человек уже плачет или готов разрыдаться;

• наблюдается ощущение подавленности.

Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции.

Нужно дать этой реакции состояться.

Помощь при плаче:

– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек.

– Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

– Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.

– Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего.

– Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Истероидная реакция (истерика)

• множество движений, театральные позы;

• эмоционально насыщенная, быстрая речь;

Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.

Помощь при истероидной реакции:

— Если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе.

— Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.

— Проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций.

— Говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном.

— Не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.

— Переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего, после чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа.

— После истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам, либо близким людям.

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

• повышенное мышечное напряжение;

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

• словесные оскорбления, брань.

Помощь при агрессивной реакции:

— Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности.

— Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций.

— Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам.

— Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи.

— Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему.

— Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.

— Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.

В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:

• у пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;

• пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел;

• пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать.

В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• учащенное поверхностное дыхание;

• сниженный контроль собственного поведения.

Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.

В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он:

— не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник);

— настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать.

Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.

Помощь при страхе:

— Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве.

— Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность).

— Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным).

— При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).

• непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом;

• равнодушие к происходящему;

• отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений;

• снижение темпа речи или полное ее отсутствие.

Помощь при апатии:

— Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться).

— Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.

— Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи.

— Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто.

— Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).

http://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/psihologicheskaya-podderzhka_7

Основные направления и методы социально — психологической поддержки

План

Тема: Социально — психологическая поддержка клиента в процессе ролевой игры

1. Понятие социально — психологической поддержки

2. Основные направления и методы социально — психологической поддержки.

3. Виды социально — психологической поддержки.

4. Особенности и правила проведения ролевых игр.

5. Социально — психологическая поддержка в социальной работе с различными категориями населения

1. Понятие «социально — психологическая поддержка»

А что же такое социально — психологическая поддержка для клиента? Это тоже процесс взаимодействия, но ведущую роль в нем играет консультант (или другое лицо, его замещающее). Именно социально — психологическая поддержка с его стороны создает для клиента атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствует снижению тревоги и остроты переживаний. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что задачей социально — психологической поддержки является создание оптимального фона, на котором будут происходить изменения (спонтанно или в рамках оказания консультантом психологической помощи). По данным разных авторов от 50 до 80 % клиентов нуждаются как в помощи, так и в поддержке. Опытный специалист всегда учитывает эти моменты, важно только понимать, что социально — психологическая помощь исоциально- психологическая поддержка – взаимодополняемые, но не взаимозаменяемые понятия. Когда особенно нужна социально — психологическая поддержка в жизни?

1.Тогда, когда клиент знает, чего ему хочется, и представляет, как этого добиться, но у него нет сил или уверенности в том, что это получится.

2.Квалифицированная социально — психологическая поддержка необходима тогда, когда клиент уже принял решение, но его трудно осуществить (например, из-за негативного отношения окружающих или близких).

3.Интенсивная социально — психологическая поддержка нужна в период расставания или утраты.

( ВНИМАНИЕ! Иногда требуется помощь психолога или психотерапевта!)

4.Особенно эффективна социально — психологическая поддержка в период осознания собственных ошибок и заблуждений.

Клиент может получить социально — психологическую поддержку не только у социального работника, но и в семье, у друзей, на работе.Качественную социально — психологическую помощь можно получить только у специалиста – профессионала.

Социально — психологическая поддержка – профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной социально — психологической ситуации.

Психологическая поддержка – оптимизация психологического состояния человека как следствие полного разрешения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями социально — психологической поддержки являются:

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Социально — психологическая поддержка осуществляется в целях:

v психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;

v предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодоления трудностей личностного роста, коррекция отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Основные методы социально — психологической поддержки

· социально — психологическое просвещение;

· социально — психологическое и психотерапевтическое консультирование;

· социально — психологическая диагностика;

· социально — психологический тренинг;

· социально — психологическая коррекция;

· другие индивидуальные и групповые методы социально — психологической работы (например, ролевые игры)

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 4896 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/8_35935_osnovnie-napravleniya-i-metodi-sotsialno—psihologicheskoy-podderzhki.html

Психологическая поддержка, ее направления, цели и методы

Психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированность к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются:

психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется в целях:

  • o психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
  • o предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Основные методы психологической поддержки:

  • o психологическое просвещение;
  • o психологическое и психотерапевтическое консультирование;
  • o психологическая диагностика;
  • o психологический тренинг;
  • o психологическая коррекция;
  • o другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Управление профессиональной ориентацией и психологической поддержкой населения

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами.

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан.

Для достижения психолого-профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию психолого-профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.

В целях осуществления действенной координации деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, содействия развитию территориальных служб психолого-профориентационной направленности по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекты РФ на своей территории могут создавать комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обеспечивает научно-методическую, организационно-практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения:

  • o оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;
  • o внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;
  • o осуществляют психологическую поддержку молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;
  • o осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории;
  • o организуют профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

По заказам администрации, организаций всех организационно-правовых форм, по заявкам работодателей могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого и незанятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность па основе договоров.

Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения предоставляют обязательные бесплатные профориентационные услуги:

  • o информируют и консультируют граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;
  • o осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);
  • o обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих их профессиональной и социальной самореализации;
  • o могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и, по заказу работодателей, — на вакантные рабочие места, на основе договоров.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости призваны способствовать эффективной занятости населения, формированию правовых, социально-психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.

Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.

Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами:

  • o активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
  • o создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
  • o оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;
  • o внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

Образовательные учреждения профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.

Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:

  • o осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
  • o проводят бесплатные учебные занятия но изучению мира труда; развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
  • o формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:

  • o выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;
  • o проводят оздоровительные мероприятия, врачебно-профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;
  • o осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;
  • o обеспечивают организацию мер профилактического характера, прежде всего по отношению к лицам из групп повышенного риска, контроль за их выполнением;
  • o создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.

Организации оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работодателей.

Общественным объединением психолого-профориентационной направленности ориентации и психологической поддержки населения является Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг включает в себя:

  • o предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы;
  • o проведение для учащихся общеобразовательных учреждений групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
  • o оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитанникам школ-интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.

Дополнительный перечень психолого-профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ с учетом местных условий и возможностей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, пользуются психолого-профориентационными услугами в полном объеме.


http://studme.org/1831072715343/menedzhment/psihologicheskaya_podderzhka_napravleniya_tseli_metody

Виды психологической помощи

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы. В зависимости от основных целей помощи выделяют:

  • психологическое консультирование;
  • психотерапию;
  • психологическую коррекцию;
  • кризисное вмешательство;
  • психологическую реабилитацию;
  • психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:

«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. . За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. Рейнеккер Хехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов. Они предлагают использовать следующие критерии:

  • эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
  • рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
  • степень удовлетворенности клиента;
  • теоретическая обоснованность.

http://psyera.ru/vidy-psihologicheskoy-pomoshchi_7366.htm

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях