WordPress

Объекты социальной поддержки населения

Объекты социальной поддержки населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Объекты социальной поддержки населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Субъекты и объекты социальной защиты

Государственная система социальной защиты основана на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества. Она предусматривает дифференцированное оказание социальной помощи на основе разработанных критериев отнесения граждан и социальных групп к ситуациям риска, степени нуждаемости и соответствующего льготного предоставления социальной помощи. Учет особенностей каждой социальной группы, соответствующей по значениям своих характеристик указанным критериям, — непременное условие эффективности осуществляемой социальной политики.

Частная система социальной защиты основана на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу. Предполагается, что она обеспечивается доходами, которые получает гражданин из всех видов источников: собственной трудовой и предпринимательской деятельности; доходов от собственности, сбережений и т.п.

Из изложенного выше легко понять, что социальная защита является целостным образованием, которое состоит из множества совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом, а также с внешней социальной и природной средой. Иначе говоря, это полноценная система управления, имеющая хотя и сложную, но вполне четкую структуру. Как и всякая система управления, система социальной защиты имеет субъект управления и объект управления 1 .

Главным субъектом социальной защиты является государство. Граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита, — одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Субъектное начало обеспечивается у них конституционными правами и гарантиями. К субъекту социальной защиты относятся также органы социальной защиты населения и лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники). Социальная служба представлена предприятиями и учреждениями различных форм собственности (государственной, муниципальной, негосударственной) и методов хозяйствования. К ним, в частности, относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям;

См. подробнее: Тавокин Е.П. Управление. Социальное управление. Социология управления. М., 2010.

центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечительства родителей и многое другое.

Объектом социальной защиты являются граждане, нуждающиеся в социальной помощи, а также учреждения и сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп.

Первая группа представлена трудоспособным населением в трудоспособном возрасте, в том числе лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят также безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.

Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.

Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.

Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.

К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты в качестве одного из субъектов являются органы социальной защиты населения и социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. По критерию форм собственности различаются три основные группы органов социальной защиты населения.

Первая группа — это государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.

Во вторую группу входят муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения.

К третьей группе относятся негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания. Они представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.

http://studref.com/427414/sotsiologiya/subekty_obekty_sotsialnoy_zaschity

Объекты социальной защиты

Объекты социальной поддержки населения - картинка 2Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Объекты социальной поддержки населения - картинка 3

Вернуться назад на Социальный объект

Объектом социальной защиты выступают:

Во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации.

Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования и т. д.

В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.

Исходя из этого, определяется и цель социальной защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.

Одной из важнейших проблем защиты населения сегодня, стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействий условий переходного периода.

При этом в качестве субъекта воздействия выступают государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной по мощи.

Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения и принципы их реализации.

Эти принципы объединяй» основополагающие правила, нормы и положения, на основе которых строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее роль экономике государства.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджеты городов и поселений, средства благотворительных и других некоммерческих организаций.

Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

— страховых взносов работодателей;
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
— страховых взносов иных категорий работающих граждан;
— ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости (Федеральная служба по труду и занятости) — предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

— предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
— оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
— организация бесплатного питания;
— предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
— обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
— создание собственных предприятий;
— содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Объекты социальной поддержки населения - картинка 5

Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный интерес
Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный контроль
Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный субъект
Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный тип
Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный факт
Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный человек
Объекты социальной поддержки населения - картинка 6Социальный элемент

http://center-yf.ru/data/stat/obekty-socialnoy-zashchity.php

Объекты и субъекты социальной защиты

Субъекты социальной защиты

Основным субъектом социальной защиты является государство, общественные организации в лице профсоюзов, разных союзов и ассоциаций предпринимателей, отдельных личностей.

При оказании разных видов социальной защиты роль государства будет различной. Обеспечивая абсолютную защищенность, государство объединяет в себе:

Располагая огромными ресурсами, оно имеет возможность подчинить экономику государственным инвестициям и расширить масштабы своего вмешательства через тотальное планирование.

Производственная сфера находится под полным контролем государства, что является источником власти над гражданами. Экономической деятельностью страны управляет государственный аппарат, поэтому под его контролем находится не только материальная сторона жизни общества.

В сфере деятельности оказывается распределение лимитированных средств, которые необходимы для реализации целей граждан. Чиновники определяют социальный статус человека, уровень их социальной защиты, но, в условиях рыночной экономики гарантировать стабильность доходов государство не может.

Готовые работы на аналогичную тему

Стабильность доходов всех граждан может быть достигнута с ликвидацией рыночных отношений. Чем больше общество будет стремиться к абсолютной защите, тем меньше будет реальная защищенность.

Большую роль в обществе призваны играть профсоюзы, которые являются важным субъектом трудовых отношений. Деятельность профсоюзов по защите интересов трудящихся регламентируют международные конвенции, государственные законы, трудовые договора с работодателями.

В сфере деятельности профсоюзов находятся самые разнообразные социально-экономические проблемы, которые необходимо решать, чтобы уровень социальной защиты работников был выше. Среди проблем выделяются такие как форма оплаты труда и её размер, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, вопросы, связанные с медицинским страхованием и др.

Профсоюзная деятельность сегодня «встроена» в рыночный механизм своей социальной ориентацией, что отражается в технологии заключения коллективных трудовых договоров. На сегодняшний день заключение коллективных договоров становится значимым моментом осуществления социального прогресса.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Имеющиеся трудовые и профсоюзные достижения отражаются в коллективных договорах, а потом закрепляются в законодательстве. Использование такой технологии предполагает уже элементы борьбы.

Предприниматели в этой системе имеют свои интересы. Их заинтересованность состоит в сохранении и увеличении уровня доходности своего предпринимательского дела. Чтобы эти цели были реализованы, необходим учет требований профсоюзов, а это значит, что предприниматели должны принимать активное участие в сохранении тех стандартов уровня жизни трудящихся, которые уже достигнуты.

С этой целью им необходимо принимать участие в создании страховых фондов, способствовать улучшению условий труда, вводить новые формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

Объекты социальной защиты

В системе социальной защиты люди занимают особое место, поэтому именно они являются главным объектом её защиты.

Во-вторых, объектами защиты являются отдельные слои населения и отдельные группы, например, работники образования, военнослужащие, работники здравоохранения и др.

К третьей группе объектов относятся самые уязвимые слои населения – дети, многодетные семьи, пенсионеры, безработные и др. Отсюда понятно, что данные слои населения должны быть избавлены от абсолютной нищеты и адаптированы к условиям рыночной экономики.

Проблема общей социально-экономической поддержки является важнейшей проблемой защиты населения в условиях переходного периода. Государство выступает в качестве субъекта воздействия, а его деятельность направлена на процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

Уязвимые слои населения и группы обеспечиваются социальной защитой преимущественным пользованием общественными фондами потребления, получают прямую социальную помощь, имеют сниженные ставки налогов.

Социальная защита носит комплексный характер и отличается многообразием форм и методов. Помимо социального обеспечения, помощи и поддержки используются различные формы социального обслуживания, консультирование, психологическая помощь.

Таким образом, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – безнадзорные и бездомные, жертвы насилия, переселенцы и беженцы и другие, являются объектами социальной защиты.

Объекты социальной защиты детства

Особую группу, как объектов социальной защиты, составляют дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Эти ситуации могут быть различными – социально неблагополучное положение в семье, дети без родителей, дети-инвалиды, дети группы риска и др.

С точки зрения гуманизма группу детей-инвалидов принято называть «дети с ограниченными возможностями». Их заболевания или психические, физические, интеллектуальные возможности настолько ограничены, что они являются субъектами специального федерального законодательства.

По характеру заболевания детей с ограниченными возможностями делят на категории:

  • глухие и слабослышащие;
  • слепые и слабовидящие;
  • дети с нарушениями речи;
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • умственно отсталые дети и др.

Надо сказать, что во всем мире, включая Россию, изначальная помощь детям с ограниченными возможностями развивалась на базе специализированных образовательно-воспитательных учреждений.

Это привело к тому, что в обществе постепенно начала происходить сегрегация и изоляция подобных детей. Уже во второй половине XX века в развитых странах мира в отношении таких детей стали применять новые подходы.

Суть этих подходов заключалась в том, что дети с ограниченными возможностями не являются социально обособленными, изолированными от общества и должны принимать участие во всех видах социальной жизни наравне с остальными.

Это положение прописано в Конвенции ООН, но, система специальных учебно-воспитательных учреждений в России для данной категории детей требованиям Конвенции отвечает не в полной мере.

Объясняется это тем, что такие учреждения традиционно были ориентированы на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей именно с такими отклонениями. Вопросы социализации и адаптации в обществе не являлись предметом внимания ни ученых, ни практиков.

Значительное внимание уделялось детям-сиротам в полном смысле этого слова, детям, оставшимся без попечительства, вследствие лишения родительских прав.

К сожалению, в России растет число детей, родители которых не лишены родительских прав, но своих функций не выполняют, поэтому такие дети тоже оказываются в категории нуждающихся в защите.

Обязанности по выявлению таких детей в России выполняют органы опеки и попечительства, а статус детей в установленном порядке закрепляется документально.

Те подходы, которые сложились в образовательно-воспитательных учреждениях по обучению и воспитанию детей-сирот имеют множество проблем и не удовлетворяют современное общество.

Неутешительную картину дают социологические исследования – 40% детей, воспитывающихся в этих учреждениях, являются зарегистрированными правонарушителями, 30% – алкоголики и наркоманы, 10% относятся к суицидентам.

И те, кто в данные статистические показатели не входит, не в состоянии самостоятельно адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни после ухода из стен сиротских учреждений.

К детям-правонарушителям относятся дети, совершившие уголовно наказуемые деяния. К ответственности привлекаются только те, кому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

Судьбу ребенка, совершившего правонарушение, но не достигшего этого возраста, решает комиссия по делам несовершеннолетних.

К группе риска относят детей, как правило, из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе и, имеющих проявления девиантного поведения. Это была «неофициальная» категория, но внимание к ней значительно возросло, особенно в последнее время.

Положение этих групп детей законодательно и нормативно регулируется государством.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/obekty_i_subekty_socialnoy_zaschity/

Объекты социальной поддержки населения

Объекты социальной поддержки населения - картинка 15

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. Во‑первых, главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во‑вторых, к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. В‑третьих, объектом социальной защиты являются социально‑уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.

Рассмотрим подробнее роли и функции субъектов социальной защиты.

Главным субъектом социальной защиты, как уже отмечалось, является государство. Однако роль государства при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты различна. Если обеспечение ограниченной защищенности требует от государства поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение данных рыночных отношений и даже сводит их на нет. В первом случае государственное участие является опосредованным. Государство разрабатывает и принимает меры социальной защиты, например, правовые акты, регулирующие трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. В настоящее время в развитых странах защита первого вида гарантирована всем. Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован: болезнь, несчастный случай, безработица и т. д.

При обеспечении абсолютной защищенности, государство объединяет в себе собственника, законодателя и исполнителя. Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тотального планирования. Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник определяет не только цели, достойные осуществления, но и социальный статус человека и даже отдельных социальных слоев общества, а следовательно, и уровень их социальной защиты.

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. Создание для всех граждан гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободы выбора жизненного поприща. Чем больше мы стремимся к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность. Таким образом, в подходе к определению меры социальной защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии» могут оказаться тяжелее самой болезни.

Важнейшим субъектом трудовых отношений являются профсоюзы. Их деятельность по защите интересов работников регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с работодателями. Профсоюзы призваны решать широкий круг социально‑экономических проблем для повышения уровня социальной защиты работников. Это: размер и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, медицинское страхование и т. д.

Деятельность профсоюзов характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией. Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает определенный элемент борьбы. Коллективные договоры являются сегодня одним из главных средств осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

Интересы предпринимателей в системе общественных интересов заключаются в сохранении и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Реализация этих целей требует учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого, во‑первых , работодатели участвуют в создании различных страховых фондов. Во‑вторых, способствуют улучшению условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. В‑третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

http://studopedia.ru/12_242189_sub-ekti-i-ob-ekti-sotsialnoy-zashchiti.html

Субъекты и объекты социальной защиты

Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной незащищенности.

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками.

К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития.

Во-вторых, отдельные группы и слои населения,

Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д.

В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Остановимся на рассмотрении роли и функций субъектов социальной защиты.

Государство

Оно является главным субъектом социальной защиты , выражающим общественные интересы. Равенне этой `проблемы является его неотъемлемой функцией. Но роль государства различна при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от государства требует поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение рыночных отношений, сведение их не нет.

В первом случае в какой-то мере государственное участие является опосредованным. Здесь оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты.

Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда; характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения,

Особое значение имеет установление минимального уровня заработной платы. В США минимальная почасовая ставка зарплаты равна 4,25 дол. и была установлена в 1991г. Вопрос выполняемости этих норм во многом зависит от механизма функционирования экономики.

В настоящее время в развитых странах социальная защита первого вида гарантирована всем. Несомненно, есть много сложных проблем, связанных с определением необходимого минимального уровня обеспеченности. В частности: доданы ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же благами, т. е. иметь такой же уровень дохода .что и граждане, принимающие активное участие в полезном труде.

Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай и другие ситуации требуют организации социального обеспечения на государственном уровне.

Несчастья, которых человек не в силах ни предусмотреть, ни избегать, несомненно требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных вопросов человеческого общества. Россия только начинает испытывать давление этого социального пресса .

Что касается роли государства в обеспечении абсолютной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования.

Последнее означает, что граню не избавлены от тяжелой обязанности решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы выбора. Выбор будут делать за них другие — государственные чиновники, аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой.

Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходим для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.

В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником.

Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения — эффективности их труда

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном поло женин, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается.

Нетрудно доказать, что создание для всех граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой.

Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.

Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необх1 Дима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.

http://studwood.ru/632974/sotsiologiya/subekty_obekty_sotsialnoy_zaschity

Субъекты и объекты социальной защиты

Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования. В России к ним относятся внебюджетные социальные фонды:

  • · пенсионный фонд РФ (ПФР);
  • · фонд социального страхования (ФСС);
  • · фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и др.). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения. Вместе с тем нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующий о том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5-10% населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где практически четверть населения находится за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единственная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Разработка комплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладения новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности — все эти функции профсоюзных организаций делают их в системе социальной защиты населения заметными и продуктивными.

Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Еще один субъект социальной защиты — работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и др.). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовым ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальную инфраструктуру, предоставлять различные социальные блага — бесплатные путевки, обеды, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия — экономические, организационные, правовые финансовые и др.- для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектам и социальной защиты.

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации. Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

  • · инвалидам;
  • · одиноким пенсионерами одиноким супружеским парам, не способным к самообеспечению;
  • · престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;
  • · детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;
  • · семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
  • · многодетным и неполным семьям;
  • · семьям безработного;
  • · лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);
  • · лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);
  • · лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др.

Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона. Материальное положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные критерии.

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь. Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

http://vuzlit.ru/128051/subekty_obekty_sotsialnoy_zaschity

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях