WordPress

Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - картинка 1
Самое важное по теме: "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Понятие мер социальной поддержки граждан

Термин «меры социальной поддержки» нельзя назвать новым для современного законодательства РФ. Вместе с тем в ранее действовавшем законодательстве широко применялся другой термин — «льготы», который, однако, не получил законодательного определения.

Как правовое средство льготы используются в различных отраслях права. Особенностью социальных льгот является то, что они предоставляются исключительно с целью облегчения удовлетворения социально значимых потребностей, г.е. для достижения целей социального обеспечения. При таком подходе социальной является их целевая направленность, а не отраслевая природа, поэтому предоставляться социальные льготы могут не только в рамках отношений по социальному обеспечению, но и в рамках иных отношений (налоговых, трудовых, отношений, связанных с отбыванием уголовного наказания, и пр.).

Социальные льготы — это предоставление доступа к материальному или нематериальному благу отдельным категориям граждан в упрощенном порядке либо их освобождение (полное или частичное) от оплаты этого блага с целью облегчения удовлетворения жизненных социально значимых потребностей таких лиц.

Представляется ошибочным отождествление льготы с тем благом, доступ к которому она предоставляет. На этом основании многие авторы выделяют материальные и нематериальные льготы: материальные льготы представляют собой скидку но оплате тех или иных социальных услуг или бесплатное их предоставление, а сущность нематериальных льгот заключается в преимущественном (первоочередном, внеочередном) праве на различное социальное обеспечение. На наш взгляд, по своему существу льгота всегда нематериальна, она носит только организационный характер [1] .

Основаниями предоставления льгот по ранее действовавшему законодательству были: заслуги отдельных категорий граждан перед государством, обществом (например, право на льготы имели различные категории ветеранов, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации); получение лицом вреда здоровью, претерпевание каких-либо лишений или ограничение прав и свобод (например, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, пострадавшие в результате различных радиационных аварий). Одновременно с этим льготы предоставлялись и по иным основаниям. В частности, педагогические работники образовательных учреждений имели льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В целом, необходимость существования льгот была обоснована: льгота, являясь эффективным правовым средством реализации прав граждан, была призвана облегчить им доступ к социальным благам и повысить эффективность основного вида обеспечения. При ретроспективном взгляде на ситуацию, сложившуюся к 2004 г., следует признать, что законодательство того времени содержало значительное число льгот для населения, при этом не было предусмотрено финансирование предоставления этих разнообразных льгот, что стало одной из причин реформирования системы льготноправового регулирования Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ [2] (далее — Закон № 122-ФЗ).

До 1 января 2005 г. (даты вступления в силу названного закона) количество льгот и категорий граждан — получателей льгот было весьма велико. Разные исследователи называют различные цифры: от 150 видов на федеральном уровне до более 400.

Последствия принятия Закона № 122-ФЗ можно разделить на две группы: монетизация льгот (изменение формы предоставления: с натуральных льгот на денежные выплаты) и расширение полномочий субъектов РФ (меры социальной поддержки отдельных категорий льготников стали предусматриваться в законах субъектов РФ).

Принципы монетизации, т.е. перехода от предоставления натуральных льгот к денежным выплатам, содержатся в преамбуле и ст. 153 Закона № 122-ФЗ:

В результате монетизации само понятие «льгота», по существу, должно было исчезнуть из социального законодательства: в тексте Закона № 122-ФЗ данный термин заменялся другими — «меры социальной поддержки» и «социальные гарантии». Однако если определение понятия «социальная поддержка» было введено Законом № 122-ФЗ в два федеральных закона [3] , то определения «социальных гарантий» законодательство не содержит до сих пор, нет также определения и по-прежнему используемого термина «льготы». Да и сам законодатель не всегда учитывает различное содержание этих понятий, применяя тот или иной термин, и зачастую именует мерами социальной поддержки то, что фактически является льготой или социальной гарантией.

Таким образом, после 1 января 2005 г. льгота как правовая категория продолжает применяться в законодательстве (примеры этого будут приведены ниже), оказываясь «встроенной» в систему мер социальной поддержки граждан. Однако, несмотря на фактическое отождествление законодателем льгот с мерами социальной поддержки и социальными гарантиями, по своей сущности это различные понятия, разные правовые категории.

При анализе понятия «меры социальной поддержки» необходимо исходить из следующего. Льгота — это всегда преимущество, приоритет. Поэтому социальные льготы могут иметь место в тех случаях, когда реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу препятствующих этому объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя того или иного вида обеспечения, и ему предоставляется преимущество в его реализации перед другими лицами (первоочередное, преимущественное право на что-либо). Меры социальной поддержки имеют иную цель — они дополняют иные виды обеспечения для увеличения объема предоставлений какому-либо лицу и тем самым улучшения его материального положения. Поэтому право на них наступает наряду с правом на иные виды социального обеспечения. Кроме того, в силу своего разнообразия они не составляют самостоятельного вида обеспечения, а являются группой таких видов.

Меры социальной поддержки — это объединенная общей целевой направленностью группа видов социального обеспечения, выраженных в дополнительных денежных выплатах (отличающихся от пенсий и пособий по основаниям предоставления и принципам определения размеров), в освобождении от несения некоторых расходов и в дополнительных социальных услугах, т.е. являющихся дополнительными денежными или натуральными предоставлениями наряду с основным видом социального обеспечения.

В региональном законодательстве можно встретить различные подходы к пониманию категории «социальная поддержка». Например, в Красноярском крае [4] , Краснодарском крае [5] , Астраханской области [6] социальная поддержка граждан определяется как система правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, а в Ярославской области [7] — как предоставление отдельным категориям граждан социальных услуг, денежных компенсаций, денежных выплат. Меры социальной поддержки в субъектах РФ понимаются как способы обеспечения граждан определенными материальными благами в денежной или натуральной форме либо преимущества (льготы) в получении таких материальных благ за счет средств бюджета субъекта РФ (Омская область [8] ); как система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной форме (Владимирская [9] , Воронежская [10] области). Как вы полагаете, какое из них в наибольшей степени соответствует характеру рассматриваемого вида социального обеспечения?

Что же касается социальных гарантий, то они, будучи одним из видов гарантий как общеправовой категории, в отличие от мер социальной поддержки, предоставляются по профессиональному принципу — различным категориям служащих (государственных служащих, лиц, занимающих государственные должности РФ, и г.д.) или лицам, выполняющим ту или иную профессиональную деятельность (например, педагогические работники).

Социальные гарантии — правовые средства, с помощью которых обеспечивается реализация социальных прав лиц, замещающих государственные должности, должности государственной службы, муниципальной службы, а также иных категорий лиц в порядке, устанавливаемом законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, сложившаяся в законодательстве РФ после 1 января 2005 г., включает в себя:

  • — денежные выплаты (прежде всего ежемесячная денежная выплата);
  • — дополнительное право на получение блага в натуральной форме.

Кроме того, эта система охватывает и меры, фактически являющиеся

льготами (хотя формально законодатель, как уже упоминалось, попытался отказаться от данного термина):

  • — освобождение (полное или частичное) от несения денежных расходов по оплате блага;
  • — преимущественное (первоочередное, внеочередное) право на получение блага (материального и нематериального) по сравнению с другими гражданами.

Следует также учитывать, что в законодательстве отсутствует четкое разграничение мер социальной поддержки и государственной социальной помощи. Доктринально разграничение можно было бы провести по основанию и принципу предоставления: наличие нуждаемости или трудной жизненной ситуации как основание предоставления и адресный характер предоставления государственной социальной помощи или категориальный принцип предоставления мер социальной поддержки без учета индивидуальной нуждаемости и оценки жизненной ситуации их получателя.

Однако законодатель, поставив в государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан» [11] задачу повышения адресности при предоставлении мер социальной поддержки, собирается последовательно расширять адресный подход, основанный на оценке нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Таким образом, будет происходить смешение категориального и адресного подходов, при котором, возможно, не удастся разграничить социальную поддержку отдельных категорий граждан от государственной социальной помощи [12] .

http://studme.org/230832/pravo/mery_sotsialnoy_podderzhki_otdelnyh_kategoriy_grazhdan

Социальная поддержка отдельных категорий граждан

С 7 мая 2013 года на территории Омской области устанавливаются меры социальной поддержки новой категории граждан – лицам, проживающим на территории Омской области, которым по состоянию на 9 мая 1945 года не исполнилось 18 лет и родители (один из родителей) которых в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года погибли (пропали без вести), умерли в указанный период вследствие ранения, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий (далее – сироты войны).

Законом данной категории граждан предусматриваются следующие меры социальной поддержки:

1) внеочередное предоставление социального обслуживания организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области;

2) оплата в размере 50 процентов стоимости дополнительных социальных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области.

3) внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Перечень категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде денежных выплат:

http://mtsr.omskportal.ru/oiv/mtsr/otrasl/SOCPODDERZHKA/SocpoddershkaKategorGrazhdan

Информация о мерах социальной поддержки

В Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее-ЕГИССО) разработан сервис «Социальной калькулятор» для получения информации о мерах социальной поддержки, предоставляемых гражданам. Получить информацию о мерах социальной защиты, на которые гражданин имеет право, можно перейдя по ссылке — http://egisso.ru/site/social_calculator
Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - картинка 4
Министерством здравоохранения Республики Адыгея оказываются следующие меры социальной защиты (поддержки)

Форма (периодичность) предоставления

Расчетная сумма / Методика расчета размера назначения

НПА, которыми регламентируется предоставление меры

В Республике Адыгея за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея многодетным семьям устанавливаются возможность получения следующий меры социальной поддержки: бесплатная выдача лекарств, выписанных по рецептам врачей детям в возрасте до шести лет

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети в возрасте до трех лет за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, при амбулаторном лечении обеспечиваются бесплатно необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинскогоназначения по рецептам врача (фельдшера).

02 — Уровень субъектов российской федерации

Лица, страдающие определенными заболеваниями, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, при амбулаторном лечении обеспечиваются бесплатно по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Республики Адыгея.

02 — Уровень субъектов российской федерации

Лица, страдающие определенными заболеваниями, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, при амбулаторном лечении обеспечиваются бесплатно по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Республики Адыгея.

02 — Уровень субъектов российской федерации

Гражданину, заключившему с Министерством здравоохранения Республики Адыгея договор о целевом обучении, в период обучения предоставляется мера социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 100 рублей в месяц

02 — Уровень субъектов российской федерации

Лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предоставляется следующая мера социальной поддержки: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения п

02 — Уровень субъектов российской федерации

Ветеранам труда и лицам, приравненных к ним при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, предоставляется следующая мера социальной поддержки: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения по месту жительства

02 — Уровень субъектов российской федерации

Лицам, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированы, предоставляется следующая мера социальной поддержки: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения по месту жительства

02 — Уровень субъектов российской федерации

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в части 4 настоящей статьи образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея или местных бюджетов, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканск

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканск

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканск

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканск

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканск

02 — Уровень субъектов российской федерации

Беременные женщины и кормящие матери, среднедушевой совокупный доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Адыгея, по заключению врачей обеспечиваются бесплатно полноценным питанием через государственные учреждения здравоохранения Республики Адыгея, а также через специальные пункты питания и организации торговли.

02 — Уровень субъектов российской федерации

Дети в возрасте до трех лет, среднедушевой совокупный доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Адыгея, по заключению врачей обеспечиваются бесплатно полноценным питанием через государственные учреждения здравоохранения Республики Адыгея, а также через специальные пункты питания и организации торговли.

02 — Уровень субъектов российской федерации

Размер компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг определяется исходя из фактических расходов на указанные цели, но не выше сумм, исчисленных с учетом следующих социальных норм и нормативов, установленных Кабинетом Министров Республики Адыгея: 1) социальной нормы площади жилья; 2) нормативов потребления тепловой энергии при централизованном отоплении; 3) нормативов потребления газа природного, электроэнергии на нужды отопления или норм отпуска твердого топлива для населения при использован

02 — Уровень субъектов российской федерации

Так же сообщаем, что с начала 2018 года в стране работает новый ресурс — Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Это федеральная информационная система, в которой отражены сведения обо всех мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) является информационной системой, позволяющей получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.

Внедрение данной системы позволит повысить эффективность государственного управления в области государственной социальной помощи, повысить уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение и снизить их физические и временные затраты при получении тех или иных мер социальной поддержки.

Также одной из задач, поставленных перед информационной системой, является обеспечение возможности применения принципов адресности и критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Кроме того, данная система позволит проводить аналитику по интересующим показателям в сфере социальной поддержки граждан и, как следствие, прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения социальных обязательств государства.

http://mzra.ru/about/informatsiya-o-merakh-sotsialnoy-podderzhki/index.php

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях