WordPress

Особенности социальной поддержки городского населения

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Особенности социальной поддержки городского населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

§ 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Социальная защита человека и различных социальных групп провозгла­шена в качестве социального права в международных документах ООН, Меж­дународной Организации Труда (МОТ), Совета Европы — Всеобщей декларации прав человека, Декларации социального прогресса и развития, Европейской со­циальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения.

В России основные гарантии социальной защиты граждан установлены Конституцией Российской Федерации. К ним относятся: ■ охрана труда и здо­ровья, ■ гарантированный минимальный размер оплаты труда, ■ обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвали­дов и пожилых людей, ■ развитие системы социальных служб, ■ государствен­ные пенсии и пособия, ■ социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Социальная защита является одной из основных функций общества и со­циальной политики государства.

Социальная защита населения — система мер по соблюдению социаль­ных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нор­мальной жизни людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, сни­жающих их качество жизни.

Социальная защита — защита от социальных рисков, то есть таких предполагаемых событий, наступление которых может привести к постоянной или временной нетрудоспособности человека или снижению спроса на труд. Социальный риск означает вероятность снижения материальной обеспеченно­сти в результате утраты дохода по социальным причинам, а также необходи­мость дополнительных расходов на лечение и социальные услуги. Основными видами социальных рисков являются — болезнь и необходимость получения ме­дицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье, профес­сиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, безработица, смерть застрахованного или нетрудоспособно­го члена семьи, находящегося на иждивении.

Функции социальной защиты населения:

профилактически-предупредительная — означает проведение мероприя­тий по обеспечению всесторонней защиты человека;

экономическая — связана с возмещением работнику ущерба в связи с ут­ратой работоспособности и здоровья, оплатой услуг по его лечению и реабили­тации;

социально-реабилитационная — предполагает осуществление мероприя­тий по реабилитации работника в связи с восстановлением утраченного им здо­ровья и трудоспособности;

административно-правовая — заключается в обеспечении гарантирован­ных норм социальной защиты, согласовании интересов и распределении ответ­ственности за социальную защиту между её субъектами[28,139-140].

Принципы социальной защиты населения:

• многосубъектность и солидарность субъектов социальной защиты;

• ответственность общества и государства за реализацию права индиви­дов на социальную защиту, её государственные гарантии.

Всеобщность. Социальная защита населения имеет всеобщий характер, распространяясь на всё общество. Предполагает равное, свободное и справед­ливое обеспечений условий доступа индивидов к получению образования, здравоохранению, искусству, физической культуре и спорту, туризму, санатор­но-курортному лечению, жилищно-коммунальным и другим объектам социаль­ной инфраструктуры и видам социальных услуг.

Социальная защита должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти. Так, для трудоспособного населе­ния она предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание усло­вий для нормальной жизни и занятия трудом. Гарантии и компенсации должны позволять человеку реализовать своё право на труд, свободный выбор места ра­боты, профессии, специальности.

Социальная защита работников предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное воз­награждение за равный труд. Она включает компенсацию утраты трудоспособ­ности, обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за временной нетрудоспособности, болезни, несчастного случая на произ­водстве, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца, старости, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабили­тации.

Социальная защита нетрудоспособных, инвалидов представляет сис­тему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих людям условия для преодоления сложившихся ограниче­ний их жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества.

Имеет свою специфику социальная защита детей, которая предполага­ет создание условий для их жизнеобеспечения. Сюда включается социальная защита детства, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья, воспитание (привитие установок), образование и обучение, развитие детей и их улучшен­ное питание. Особое место в этой деятельности занимают забота и поддержка государством детей, попавших в сложные обстоятельства: социально одиноких, брошенных, безнадзорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайниче­ством, оказавшихся в эксплуатации или сексуально принуждаемых.

Социальная защита престарелых осуществляется в соответствии с их реальным положением и заслугами: повышенная пенсия ветеранам войн и тру­да, единовременные пособия, санаторно-курортное лечение, льготный проезд в общественном транспорте, сестринский уход, помещение в дома престарелых.

Дифференцированность. Социальная защита осуществляется диффе­ренцированно, с учётом потребностей различных социальных групп и катего­рий населения. Дифференцированный подход означает наличие специфики в осуществлении социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Принципы всеобщности и дифференцированности диалектично взаимо­связаны.

Многосубъектность и солидарность субъектов социальной защиты

Субъектами, осуществляющими социальную защиту населения, высту­пают: 1) органы государственной власти на федеральном и региональном уров­не, а также органы местного самоуправления; 2) институты гражданского об­щества — партии, общественно-политические движения, союзы и ассоциации, благотворительные фонды, национальные и конфессиональные объединения, организации и общества по видам деятельности; 3) предприятия и учреждения различных видов собственности, профсоюзы; 4) институт меценатства. Соли­дарность субъектов социальной защиты основывается на выделении ими ресур­сов, в т.ч. финансовых, для её осуществления.

Принцип ответственности общества и государства за реализацию права индивидов на социальную защиту и её государственные гарантии обосновывается положением статьи 7 Конституции Российской Федерации, со­гласно которой Россия является социальным государством[28,140-141].

Понятие «социальное обеспечение» возникло в советский период истории России. Оно отражало совокупность взаимоотношений по поводу всесторонне­го государственного попечительства о гражданах в связи с рисками их соци­ального положения.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики го­сударства, направленная на материальное обеспечение определённой катего­рии граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджет­ных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством соци­ально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения, при­нятым Советом Европы 16 апреля 1964 г. во Франции в Страсбурге, социальное обеспечение включает оказание следующих видов помощи:

■ помощь по безработице;

■ помощь по старости;

■ помощь в случае производственной травмы;

■ помощь семьям с детьми;

■ помощь по инвалидности.

Существует две формы социального обеспечения — государственная и негосударственная.

Государственное социальное обеспечение в России включает. • государ­ственное пенсионное обеспечение, • материальную поддержку материнства, от­цовства и детства, семей с детьми, • социальные пособия, • компенсационные выплаты, • бесплатную медицинскую помощь в государственных и муници­пальных учреждениях, • социальные льготы.

При негосударственном социальном обеспечении застрахованные люди и их иждивенцы получают пособия и пенсии в дополнение к имеющимся у них пособиям и пенсиям в государственной системе социального обеспечения. Не­государственное социальное обеспечение может осуществляться на уровне ор­ганизации, предприятия, отрасли и на федеральном уровне.

Государственная социальная помощь и социальная поддержка, социальное страхование и социальное обслуживание

Социальная защита имеет относительно самостоятельные организацион­но-правовые формы: государственную социальную помощь, социальную под­держку, социальное страхование и социальное обслуживание населения.

Государственная социальная помощь означает предоставление мало­имущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальная поддержка означает предоставление помощи с учётом зако­нодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Для соци­альной поддержки отдельных категорий населения могут разрабатываться фе­деральные целевые программы.

Социальное страхование означает страхование граждан от возможного ухудшения их материального и социального положения. Оно осуществляется в форме обязательного и добровольного социального страхования. Добровольное социальное страхование осуществляют на добровольной основе негосударст­венные страховые организации. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения. Его суть в страхова­нии работающих людей от возможного изменения материального и социально­го положения. Обязательное социальное страхование представляет систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения ма­териального и социального положения работающих граждан. Оно также рас­пространяется на случаи признания безработными, на случаи трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беремен­ности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости полу­чения медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.

Социальное обслуживание населения представляет деятельность соци­альных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, соци­ально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лю­дей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Под последней понимается такая ситуация, которая оказывает существенное, как правило, негативное, влияние на человеческую деятельность, причём человек не может преодолеть её самостоятельно. К трудной жизненной ситуации относятся инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болез­нью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество нетрудоспособных и пожилых людей.

Учреждениями социального обслуживания являются различного рода центры социального обслуживания населения, территориальные центры соци­альной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несо­вершеннолетних. К ним относятся центры социального обслуживания, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры психолого­педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи по телефону, социальной помощи на дому, геронтологические центры. Учрежде­ния социального обслуживания: социальные приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания, социальные дома для одиноких престарелых. В сис­тему этих учреждений входят стационарные учреждения — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома- интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физиче­скими недостатками. Для детей и подростков, оставшихся без попечения роди­телей, организованы интернатные учреждения, сеть которых включает дома ре­бёнка, детские дома, детские дома-школы, дома-интернаты, школы-интернаты общего типа, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные виды социального обслуживания’, материальная помощь, соци­альное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учреждениях социального обслужи­вания, консультации, реабилитационные услуги. Материальная помощь пре­доставляется в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необхо­димости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и людей, нуждающихся в постоянном уходе. Соци­альное обслуживание на дому осуществляется путём предоставления социаль­ных услуг людям, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании[28,148-153].

http://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/osobennosti-sotsialnoy-zaschityi-72044.html

Особенности социальной защиты и поддержки населения

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 2 Одной из важных частей демократического строя является социальная поддержка незащищенных слоев населения. В каждом населенном пункте существуют специальные центры, где людям помогают различными способами облегчить существование и приспособиться к неблагоприятным условиям жизни в стране. Рассмотрим, какие меры для этого используются в настоящее время.

Общая информация

Социальная поддержка населения стала необходимой вместе с введением в государстве рыночной экономики. Программы зашиты населения направлены на тех, кто самостоятельно не может обеспечить себе достойный уровень жизни:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды;
  • ветераны войн;
  • сироты;
  • малоимущие.

В условиях рыночной экономики такие люди не могут получить достаточную прибыль при помощи собственного имущества или в виде оплаты за труд. Правительство реализовывает программы по защите этих групп населения для того, чтобы снизить напряженность между социальными классами внутри страны.

Поддержка оказывается все зависимости от возраста человека, его места проживания и пола. Важно лишь иметь российского гражданство и подтвердить сложную ситуацию в жизни документально. Сегодня власти страны ориентированы на оказание помощи конкретным людям в их жизненной ситуации.

На сегодня в стране открыто более 16 тысяч учреждений, в которых трудится порядка 400 тысяч человек. Практически в каждом районе крупного города есть отдел, куда люди могут обратиться за помощью. Существуют они и в небольших населенных пунктах. Сотрудники центра контролируют и отвечают за выполнение государственных программ.

Существует федеральная и региональная помощь населению. Наиболее узко направлена помощь, которая регулируется законами субъектов федерации. Работа центров поддержки в регионах строится по следующим принципам:

  1. Основной задачей является усовершенствование мер социальной защиты.
  2. Передача помощи населению производится в натуральном или денежном виде.
  3. На местах разрабатываются новые меры поддержки, которые будут более необходимы в конкретной ситуации.
  4. Работа с населением проводится в центрах и на выездных мероприятиях. К реализации проектов может быть привлечен Центр занятости и Пенсионный фонд.
  5. Центры социальной поддержки и защиты помогают получить необходимую медицинскую и юридическую помощь.
  6. Внедряются особые субсидии и льготы, а также контролируется выполнение федеральных программ.

Усилия власти на всех уровнях сконцентрированы на мерах социальной поддержки. Это позволяет добиться большей эффективности принятых мер и расширить для нуждающихся набор предлагаемых услуг.

Основные направления, по которым ведется работа

В органе социальной защиты каждого района готовы выслушать обратившегося и предложить ему одну из подходящих для ситуации мер. Наиболее востребованы мероприятия для поддержки материнства и детства, но их часто бывает недостаточно для семей в сложной жизненной ситуации. Тем не менее на сегодня для многодетных семей предусмотрена:

  • выплата пособий;
  • санаторно-курортное лечение;
  • выплата федерального и регионального материнского капитала;
  • предоставление земельных участков;
  • ежегодная помощь (если семья является еще и малоимущей).

Полный список мероприятий от органов социальной защиты, вы можете узнать в отделении этой структуры вашего района. Специалисты, работающие там, проконсультируют о подходящих для вашей семьи программах и видах помощи.

Департамент труда также работает над выполнением программ по поддержке населения. Его специалисты производят:

  • отправку на бесплатное профессиональное обучение и курсы переподготовки;
  • поиск вакансий для инвалидов, выпускников учебных заведений и трудоспособных граждан;
  • работу по созданию новых рабочих мест, при помощи распределения грантов на открытие бизнеса;
  • ежемесячные выплаты оставшимся без работы людям.

Государственная поддержка для пожилых людей и инвалидов может включать в себя посильную помощь, которую им предоставляют на дому (уборка, покупка продуктов) или в стационарных условиях. Для этого их помещают в пансионаты и дома-интернаты, где оказываются медицинские услуги и реабилитационные предприятия.

Еще одним способом социальной поддержки является распределение между незащищенными слоями населения гуманитарной помощи. В частности, перед первым сентября ежегодно проходит акция «Помоги пойти учиться». Российские бизнесмены и просто неравнодушные граждане собирают одежду и канцелярские товары, которые позже распределяют между самыми нуждающимися семьями. Многодетным благополучным семьями вместо гуманитарной помощи обычно оказывают поддержку в виде единовременной выплаты.

Существует помощь в покупке для нуждающихся. Например, сироты претендуют на получение квартиры по достижении ими 18 лет. Молодые семьи имеют право обратиться в муниципалитеты для получения льготной ипотеки и субсидии на приобретение жилплощади. Многодетные семьи впору претендовать на земельный участок, на котором можно возвести дом.

Из каких источников финансируются социальные программы

Федеральный закон № 131 («О социальной поддержке»), в частности статья 61, гласит, что финансирование мероприятий по защите населения от неблагополучных факторов производится из средств различных фондов. Дотации распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом.

Ежегодно в октябре-ноябре закладывается бюджет на будущий год, в котором одной из статей расходов является социальная помощь. Для этого проводятся расчеты:

  • затрат на приоритетные направления социальных расходов;
  • количества получателей адресной помощи (приблизительное);
  • потребности в социальной помощи;
  • необходимого количества средств на поддержку, с учетом индексации.

В качестве основы для расчетов чиновники берут данные за предыдущий год, которые анализируются с целью определения эффективности. Если региональные фонды не способны в полной мере обеспечить поддержку населения, они вправе обратиться в федеральные органы.

В вопросе распределения бюджета участвует целый ряд министерств, которые отвечают за успешную реализацию мер поддержки населения. На сегодня механизм управления расходами на социальную защиту по-прежнему остается сложной системой, не укладывающейся в простые схемы.

http://lgotyinfo.ru/posobiya/osobennosti-socialnoj-zashhity-i-podderzhki-naseleniya.html

Особенности социальной защиты населения

В Республике Беларусь

Социальная защита как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер, защиту его от безработицы, потери или сокращения доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости. Кроме этого, она предполагает предоставление медицинских услуг, условий для получения образования и профессиональной подготовки, отдыха.

Правовое обеспечение социальной защиты в республике базируется на Кодексе законов о труде, законах Республики Беларусь «О занятости населения», «О пенсионном обеспечении» и др.

Создано Министерство труда и социальной защиты. Образованы службы занятости, специальный фонд содействия занятости.

Реальная социальная политика отражает результат согласования и балансировки интересов различных слоев населения и возможностей экономики республики. Конкретное проявление согласования интересов – принятие компромиссных решений в форме законодательно утверждаемых стандартов, которые государство обязано обеспечивать, реализуя конституционные права граждан.

В настоящее время законодательно устанавливаются размеры минимальной заработной платы, минимальной пенсии; существуют стандарты в области образования, здравоохранения, разрабатывается и апробируется новая модель оплаты жилья, коммунальных услуг, потребляемой электроэнергии в быту.

Однако, весьма сложно перераспределить доход, полученный на базе налоговых платежей в бюджет, между конкретными гражданами, состоятельными и бедными. По этой причине и жилье, и общественный транспорт, и продукты питания должны оплачиваться в соответствии с их реальными издержками всеми социальными группами и слоями. Если дешевым газом и электроэнергией предприниматель обогревает свой офис или коттедж, то он получает по существу дополнительный доход, оплачиваемый всеми (в том числе и небогатыми) через налоги.

В условиях ограниченности финансовых и материальных ресурсов можно реально помочь только тем, кто в силу объективных причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного обеспечения. Избирательный подход к оказанию социальной помощи предполагает применение принципа адресности.

Не менее актуальным направлением социальной политики является создание многоуровневой системы, в которой целевые функции социальной защиты населения формируются на республиканском уровне, на региональном они дополняются с учетом местных особенностей и имеющихся в распоряжении местных советов ресурсов.

За государством может закрепиться право установления минимального уровня гарантий для всего населения республики вне зависимости от места проживания. Регионы (области), обеспечивая выполнение общегосударственных гарантий, исходя из конкретных условий и финансовых возможностей, могут повышать уровень этих гарантий для отдельных групп, особо уязвимых слоев населения, вводить дополнительные гарантии, действующие на данной территории (например, льготный проезд студентов в летний период в поездах пригородного сообщения).

Трудовые коллективы, в свою очередь, через коллективные договоры могут дополнять систему государственных и региональных гарантий, устанавливая дополнительные льготы и преимущества членам своего трудового коллектива и ветеранам в пределах, зарабатываемых на эти цели средств.

Такая многоуровневая система социальной защиты может строиться исходя из установленного законом прожиточного минимума, финансовых возможностей как регионов республики, так и трудовых коллективов.

Забота о людях проявляется и в уровне обеспечения их услугами: бытовыми, коммунальными, торговыми, медицинскими, юридическими, организаций культуры, страхования, управления имуществом. Право же на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, в общественно полезном труде, максимальной реализации возможностей граждан по самообеспечению.

Принципами социальной защиты граждан в республике являются:

– принцип надежности системы социальной защиты населения;

– принцип максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной защиты занятого трудоспособного населения;

– создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения;

– принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;

– принцип регулирования соотношения сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения;

– принцип реализации целевых программ поддержки государством малообеспеченных граждан (сирот, инвалидов с детства и др.).

Основными элементами системы социальных гарантий являются:

– гарантии формирования, поддержания и развития способностей;

– гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности);

– гарантии участия работников в принятии управленческих решений (в производстве, в решениях общесоциального и общегосударственного порядка);

– гарантии распределения по труду, получения доходов на основе общественно приемлемых способов и источников их формирования;

– гарантии в сфере потребления (гарантии общественного контроля за качеством и безопасностью для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг, гарантии минимального уровня удовлетворения первичных жизненных потребностей);

– гарантии обеспечения экологической безопасности для нормальной жизнедеятельности граждан общества;

– гарантии защиты гражданских прав и свобод, возможностей использования прав и выполнения обязанностей.

В целом, наиболее важными мерами социальной политики в Республике Беларусь в современных условиях являются:

– повышение государственных минимальных социальных гарантий;

– обеспечение социальных стандартов для городского и сельского населения;

– улучшение пенсионного обеспечения;

– сокращение уровня малообеспеченности;

– повышение эффективности адресной системы социальной защиты;

– регулярный пересмотр минимальной заработной платы, уточнение стоимости «потребительской корзины»;

– развитие страховой медицины, сферы платных дополнительных услуг в медицине, образовании;

– содействие развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности.

Таким образом, социальная политика в обществе реализуется в целях обеспечения условий повышения уровня жизни населения, поддержания справедливости в обществе, нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики.

http://megaobuchalka.ru/9/5035.html

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные и неформальные виды

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 5

Дата публикации: 12.11.2014 2014-11-12

Статья просмотрена: 2610 раз

Библиографическое описание:

Халикова, Г. Р. Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные и неформальные виды / Г. Р. Халикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 457-458. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13507/ (дата обращения: 12.05.2020).

В данной статье рассматриваются социальные, экономические, культурно-ценностные проблемы сельского населения, а также формальные (законодательно закрепленные) и неформальные виды социальной поддержки на селе, способствующие решению вышеперечисленных проблем. Затронут вопрос о необходимости внедрения такой формы социальной работы, как социальные выездные службы.

Ключевые слова:социальная поддержка, деревня, село, сельские жители, социальная депривация, социальные выездные службы, взаимопомощь, поддержка.

В связи с социально-экономическими изменениями и реформами в развивающихся индустриальных странах практически повсеместно ускоренными темпами развивается урбанизация населения — рост городов и стремительный отток сельского населения в большие города. Это связано, прежде всего, с отсутствием рабочих мест в деревнях и селах. Данное обстоятельство вынуждает работоспособное население уезжать из родных мест. Складывается некая замкнутая цепочка: нет работы — работники не нужны, работники уезжают — нет работы. Как следствие — село, особенно сейчас, находится в тяжелом экономическом положении.

Вместе с тем села и деревни не стремятся покидать: нетрудоспособное население — люди пожилого возраста и престарелые; семьи невысокого образовательного уровня, которым больше некуда податься; дети, живущие с бабушками и дедушками, в то время как их родители уезжают на заработки. В связи с этим социальное обслуживание и социальная защита населения на селе весьма актуальны и необходимы.

Условия проживания на селе в большинстве случаев отличаются отсутствием коммунальных услуг, ветхостью жилого фонда. Слабо развитая транспортная сеть затрудняет для сельского населения обращение в социальные службы и учреждения, расположенные в городах и районных центрах. Усиливается социальная дифференциация сельского населения, ухудшается здоровье селян и темпы их социокультурного развития.

Чрезмерная трудовая занятость родителей, вынужденных зарабатывать далеко от дома, негативно сказывается на воспитании детей и подростков, с которыми все меньше общаются родители — вплоть до полного самоустранения родителей от выполнения своих воспитательных функций или отказа от родительских прав. Бедность большей части сельских семей — одна из главных причин детского неблагополучия. Бедные семьи не в состоянии удовлетворить потребности детей в одежде, предметах быта, обеспечить должный рацион питания. У них нет средств на дополнительное образование детей, организацию их досуга и отдыха, оплату услуг дошкольных детских учреждений. Создается ситуация социальной депривации значительной части подрастающего поколения. [3, 55]

Вызывает тревогу продолжающееся свертывание в сельской местности сети дошкольных учреждений, учреждений культуры, отмечается неудовлетворенность населения медицинским обслуживанием. Из-за отсутствия источников финансирования закрываются врачебно-больничные учреждения и амбулатории. [2, 39]

Интеллектуальный, образовательный, профессиональный, культурно-нравственный потенциал сельской молодежи оставляет желать лучшего. Возможности получения достойного образования и актуальной профессии на селе чрезвычайно малы.

Специфика работы с сельским населением определила необходимость создания социальных выездных служб. Данные службы организуют выездные приемы населения в сельских округах, которые осуществляются регулярно по графику с предварительным оповещением населения. Социальные работники консультируют жителей по поводу жилищных субсидий, льгот, пособий, выявляют семьи «группы риска», осуществляют социальный патронаж. Кроме того, совместно с социальными работниками на селе выявляются и обсуждаются местные проблемы.

Основное противоречие в развитии социальной сферы села заключается в том, что происходящие преобразования на селе требуют значительных ресурсов, а уровень их финансирования низкий. В силу тяжелого финансового положения государственные сельхозпредприятия не в состоянии поддерживать социальную инфраструктуру села. Противоречивость и ограниченность федеральных законов, регулирующих социальное развитие, отношения между центром и регионами, неразвитость регионального социального законодательства осложняют решение проблем социальной защиты. [2, 38]

В связи со слабой развитостью системы социального обслуживания в деревнях и селах распространена неформальная взаимопомощь. Поскольку для сельского сообщества всегда была характерна разветвленная сеть родственной и сельской взаимопомощи, дружеской поддержки, значительная часть ресурсов в бюджет семьи поступает в форме безвозмездной материальной помощи или бартера. Также к соседям, родственникам и близким друзьям активно обращаются при осуществлении хозяйственно-бытовой деятельности (уборка картофеля, выпас, убой скота, заготовка дров и сена и т. д.), в случае необходимости какого-либо хозяйственного предмета (одалживание маслобойки, сепаратора, крышек и машинок для консервирования, вил, лопат и грабель), в случае необходимости присмотра за детьми.

Также прослеживается традиционный обмен продуктами и промышленными товарами между городскими и сельскими родственными семьями. Практически к каждой пятой сельской семье весной и осенью приезжают родственники из городов для проведения трудоемких сезонных сельскохозяйственных работ. Городские родственники забирают часть урожая себе, привозя взамен лекарства, одежду, обувь. [1, 85]

Особенность жизни на селе такова, что каждая семья в той или иной ситуации становится донором или реципиентом услуги, подразумевается, что получатель в свое время окажет ответную помощь, но её вид и сроки «оплаты» не оговариваются. [1, 84]

Таким образом, в деревнях и селах существуют серьезные проблемы в социальной, экономической, духовной сферах жизнедеятельности. Однако неформальные формы поддержки, крепкие родственные, соседские и дружеские связи, а также деятельность выездных социальных служб и областных центров социального обслуживания населения «спасают» сельское население в условиях социальной депривации и бедности.

Сельское население нуждается в переменах, реформах, государственных формах поддержки. От решения вечных проблем поиска работы, нехватки времени и денег на семью, культурной и интеллектуальной подкованности, зависит качество и уровень жизни сельского населения.

1. Лылова, О. В. Неформальная взаимопомощь в сельском сообществе [Текст]/О. В. Лылова//Социологические исследования. — 2002. — № 2. — с.83–86.

2. Садыков, Р. М. Проблемы социальной защиты сельского населения [Текст]/Р. М. Садыков// Отечественный журнал социальной работы. — 2003. — № 3. — с. 38–42.

3. Филинова, Н. В. Сельская семья: трудности и проблемы [Текст]/Н. В. Филинова//Отечественный журнал социальной работы. — 2008. — № 1. — с.55–58.

http://moluch.ru/archive/78/13507/

Социальная работа

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
1 Посмотреть кому понравилось

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 8

В учебнике изложены основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы. В основу книги лег богатый опыт автора в области социальной работы, а также отечественные и зарубежные исследования в этой сфере. Каждая глава сопровождается контрольными вопросами и списком литературы, работа с которым позволит расширить знание материала.

ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.

http://urait.ru/book/socialnaya-rabota-446649

10.5. Социальная работа в сельской местности и ее особенности

Проблема социальной защиты человека, проживающего в непростых социальных и экономических условиях жизни современного села, актуальна как для стабильно развивающегося, так и для кризисного общества.

Цель социальной работы на селе – вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Все средства социальной работы на селе должны быть использованы во имя благополучия сельского жителя, развития ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, общественных потребностей. Защита социальных прав жителей села становится важнейшей задачей социальной работы.

Специфика социальной работы на селе учитывает следующее: –

ограниченный доступ к услугам. Большинство сельских жителей имеют ограниченный доступ к таким социальным услугам, как: образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др. Ограничен доступ жителей села к услугам инженерной инфраструктуры – водоснабжению, газификации, санитарной очистке, электроснабжению, телекоммуникациям. Многие сельские жители, преимущественно преклонного возраста, живут в отдаленных деревнях, где зачастую нет дорог, магазинов, медпунктов, телефонов; –

низкий уровень государственной социальной помощи. Социальные службы, как правило, расположены в городах и райцентрах. Многие сельские жители вообще не получают никакой социальной помощи из-за отсутствия в общинах профессионально подготовленных кадров, из-за бездорожья, отсутствия транспортных средств. –

ограниченность источников общественной и частной поддержки. В сельской местности очень мало активно действующих общественных организаций социальной направленности. Иногда функцию социальной помощи населению добровольно берет на себя какой-либо институт (школа, церковь, сельский клуб, музей). Немного на селе представителей новой социальной прослойки общества – предпринимателей, способных и желающих оказать финансовую поддержку развитию социальной работы на селе; –

изолированность и территориальная отдаленность. Сельские жители, проживающие на территории одной сельской (поселковой) администрации, как правило, рассеяны на больших площадях удаленных друг от друга деревень; –

отсутствие конфиденциальности. В небольших городах, рабочих поселках, селах и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уровень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах; –

консерватизм и социальная инертность. Сельские жители в силу своей ментальности и образа жизни менее мобильны, чем городские жители; –

низкий образовательный уровень населения. Уровень образования сельских жителей гораздо ниже, чем городских; –

слаборазвитая социальная инфраструктура. Социальная работа на селе осуществляется в условиях слаборазвитой социальной инфраструктуры.

Работу в сельской общине можно квалифицировать как одну из сложных сфер социальной работы, требующих строгого профессионального отбора специалистов.

Практика показывает, что для сельской социальной практики в целом характерно решение типичных проблем: –

оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия; –

информирование о правах и льготах граждан, гарантированных государством; –

обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения; –

обеспечение трудозанятости подростков, молодежи с последующей оплатой труда; –

трудообеспечение граждан, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; –

помощь социально неблагополучным семьям, устранение причин социального неблагополучия; –

помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому, внедрение альтернативных форм дошкольного образования; –

содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни.

Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской общности, и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности, использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказание помощи человеку, его семье, общине.

http://scibook.net/sotsialnaya-rabota-kniga/105-sotsialnaya-rabota-selskoy-mestnosti-18310.html

§5. Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения

Социальная защита — представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую и материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка — это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации, имеющие различные формы (схема 43).

Формы социальной поддержки

Льготы (скидки) при оплате ряда услуг

Субсидии (целевые средства для оплаты услуг)

Компенсации (возмещение некоторых расходов)

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 9Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 10Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 11Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 12

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 13

Помощь в натуральной форме (продукты, одежда)

Схема 43. Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений — оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки

на муниципальном уровне

Для каждой из перечисленных на схеме 44. категорий населения государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне — программы социальной поддержки.

Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 14Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 15Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 16

Попавшие в экстремальные ситуации

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 17Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 18Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 19Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 20Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 21Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 22Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 23Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 24

Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 25Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 26Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 27Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 28Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 29Особенности социальной поддержки городского населения - картинка 30

Граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.)

Пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (радиационное воздействие пожары, наводнения, землетрясения)

Схема 44. Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке

Основные критерии для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне:

Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.

Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания.

3. Утрата жилища и имущества.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода.

Можно выделить два вида программ:

объектные: рассчитанные на определенную социальную группу населения;

проблемные: рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов, и представлена на схеме 45.

http://studfile.net/preview/5275411/page:45/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях