WordPress

Особенности социальной поддержки сельского населения

Особенности социальной поддержки сельского населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Особенности социальной поддержки сельского населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Социальная защита сельского населения

Под социальной защитой населения обычно понимают государственные гарантии и обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально-экономических потребностей. Среди них находятся: право на жизнь, право на труд, выбор рода деятельности и профессии, защиту от безработицы, право на отдых, гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной, не запрещенной, законом экономической деятельности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь [3].

Объектом социальной защиты являются все группы населения, особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои – семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди.

Существуют два основных подхода к определению сущности социальной защиты населения:

— социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.

— социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер [2].

Важнейшей подсистемой системы социальной защиты является социальная защита трудоспособного населения, находящегося на рынке труда. Она должна предусматривать создание благоприятных условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать свои способности к экономической самостоятельности.

Социальная защита трудоспособного населения на рынке труда должна предусматривать также определенные механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих эффективной занятости человека.

К ним относятся гарантии безработным и другим категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы.

Второй базовой группой трудоспособного населения, нуждающегося в социальной защите и помощи, также выступающей на рынке труда, является молодежь в возрасте 15-29 лет, особенно в возрасте 15-20 лет. Эта группа молодежи особенно подвержена риску увольнения в связи с тем, что она в большинстве своем не имеет профессионального образования и практического опыта работы.

Учитывая процессы, происходящие на рынке труда, его развитие и трансформацию занятости в наиболее трудном положении оказывается также группа населения предпенсионного возраста. Она подвержена, в первую очередь, сокращению и, следовательно, переходу этой части населения в безработные.

Особо сложная ситуация сложилась на сельских рынках труда. Жизненная среда на селе всегда считалась более безопасной для здоровья, чем в городе, но непродуманная ломка производственного и жизненного уклада на сельской территории привела к тому, что деревня оказалась на десятилетия отброшенной назад. Тотальное ухудшение в социально-трудовой сфере села перешло рубеж, когда количественные изменения перерастают в качественные, по существу на селе идет глубокая, качественная деформация образа жизни, что ставит под угрозу формирование демографического и трудового потенциала отечественного продовольственного комплекса [1].

При изучении особенностей социальной защиты на сельском рынке труда следует особо обратить внимание на формы проявления безработицы. В первую очередь необходимо отметить, что в силу неразвитости сфер приложения труда она имеет большую продолжительность, чем в городской местности, а в депрессивных регионах наблюдается тенденция к ее застойному характеру.

Особенностями сельского рынка труда в плане социально-трудовых отношений являются также весьма ограниченные возможности большинства его участников в ведении социального диалога. Так, наемные работники небольших по размеру предприятий, надомники, занятые в ЛПХ, практически лишены возможностей защиты со стороны профсоюзов.

В сельской местности отмечается социально опасное увеличение численности бедного и крайне бедного населения и ущемление его прав на социальную защиту, локализация бедности в депрессивных регионах с низкой заработной платой (относительно стоимости жизни) и высоким уровнем безработицы.

Эффективность осуществляемых государством мер по социальной защите безработных на сельском рынке труда остается пока низкой. В условиях постепенного возрастания спроса на квалифицированную рабочую силу, средства, выделяемые на профессиональное обучение сельских безработных крайне недостаточны. В результате, внедряемая в центрах занятости система профилирования безработных остается недофинансированной. Назрела необходимость коренного пересмотра системы социальной поддержки безработных, имея в виду переход на новые принципы, стимулирующие безработных к активному поиску работы и переподготовке в регионах, где начался экономический рост. В депрессивных регионах, в которых преобладает занятость в ЛПХ, прекращение выполнения пособием по безработице функции государственной социальной помощи недопустимо, равно как и меры «по разгрузке» сельского рынка труда путем «перевода» безработных в категорию экономического неактивного населения.

Таким образом, формирование на сельском рынке труда надежной системы социальной защиты населения в целях обеспечения государственных гарантий поддержки безработных является одной из ключевых и наиболее острых проблем устойчивого развития сельских территорий.

Развитие на селе новых рабочих мест и поддержка работников, занятых в ЛПХ, реализуемая в рамках национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы позволяет частично снять угрозу дальнейшего роста безработицы и разрастания бедности на селе. Однако в силу того, что реальное высвобождение работников из сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики в результате рыночной трансформации занятости неизбежно, равно как и осложнение поиска работы для вступающих впервые на рынок труда, проблема социальной защиты сельских тружеников выходит на первый план. Социальные последствия экономических преобразований в аграрном секторе и сложившиеся негативные тенденции на сельском рынке труда требуют коренного улучшения функционирования данной системы, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

1. Бондаренко Л.В. Российской село в эпоху перемен: занятость, доход, инфраструктура. ВНИИЭСХ. М.:2003. — 510 с.

2.Политика доходов и качество жизни населении. Учебное пособие. под редакцией Н.А. Горелова. Питер. 2001. — 652.с.

3.Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов.- М.: Издательство МИК. 2003. -272 с.

http://be5.biz/ekonomika1/r2009/1528.htm

ЛЕКЦИЯ: СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Цель социальной работы на селе – вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Все средства социальной работы должны быть использованы во имя благополучия сельского жителя, развития ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, общественных потребностей. Защита социальных прав жителей села становится важнейшей задачей социальной работы.

Специфика социальной работы на селе обусловлена многими факторами:

· особенностью ценностных ориентаций, психотипа сельского жителя, который отличается определенным консерватизмом, основательностью, неторопливостью, приверженностью традициям, терпимостью, непритязательностью в быту, бережным отношением к природе;

· социальными условиями жизни, труда, быта и досуга, и соответственно, проблемами, порождаемыми этими условиями;

· особенностями сельской социальной среды, которой присущи открытость жизни каждой семьи, тесные соседские связи, сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений, занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом, близость к природе.

Многие факторы значительно осложняют социальную работу на селе:

Позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитывать при активизации социальной работы на селе, являются:

· Тесное срастание со средой обитания. Для сельского жителя общие условия и ресурсы окружающей природной среды: плодородие земли, состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение водными ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира, — остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения.

· Личное подворье. Основным средством выживания является личное подворье.

· Приверженность традициям (обычаи, обряды).

· Роль семьи. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизировать силы и средства для самообеспечения.

· Роль систем неформальной поддержки. Сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем к поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями. дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и др.

· Роль общественного мнения.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 1442 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


http://studopedia.su/4_19682_lektsiya-spetsifika-sotsialnoy-raboti-v-selskoy-mestnosti.html

Социальная работа в условиях сельской местности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена актуальность и специфика проблем социальной защиты сельского населения. В современном мире вообще и в России, в частности, она обусловлена социально-территориальными, природными условиями и образом жизни, характером трудовой деятельности жителей поселений аграрных регионов планеты. При этом очевидно и специфическое влияние на социальные проблемы сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества второй половины XX в., которые обусловили особое сочетание глобального, национального, а также индивидуально-личностного.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..…………….….3
Глава 1. Сельская местность как социально-экономическое пространство для реализации социальных проектов……………………………………………………………………….9
1.1. Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей……………………9
1.2. Традиции и формы социальной помощи сельской семье………………. 22
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………… . 37
Глава 2. Социальная работа в сельской местности…………………………………………. 40
2.1. Особенности социальной поддержки сельского населения……………….…40
2.2. Пути активизации социальной работы в условиях УСЗН г.Нязепетровска……………………………………………………………………………………………………49
Выводы по второй главе………………………………………………………………………………………53
Заключение… ………………………………………………………………………………………………………54
Библиографический список………………………………………………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению хозяйства. Многостороннее кооперирование становится основой осуществления личных подсобных хозяйств.

Роль общественного мнения. В пространственно-органической сельской среде большое значение имеет общественное мнение. К примеру, действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившейся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители-«чужаки», т.е. те, которые не были изначально его жителями – «своими» в сознании местных селян. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в сельской местности в целом и на положение каждой семьи в отдельности.

Л.Р., что конкретно Вы предлагаете для решения данных проблем, выделить в отдельный параграф, только теоретического анализа недостаточно. Ссылки на литературу без сносок внизу страницы и делаются следующим образом: [5, с. 35]. Необходимо также использовать рисунки, таблицы, графики, гистограммы и т.д. для усиления содержания. Необходимо также в этих целях использовать приложения, а в тексте ссылки на них. Отформатируйте текст, все исправьте и пришлите повторно на проверку.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, сделаем соответствующие выводы.

Для поддержки сельского населения, необходимо:

 во-первых, иметь представление о данных слоях общества, о том, что они обладают разным уровнем материальной обеспеченности, состоянием здоровья, неодинаковыми жилищными условиями, семейным положением и другими социально-демографическими характеристиками;

 во-вторых, необходимо выявить основные проблемы, потребности разных групп сельского населения;

 в-третьих, определить наиболее подходящие пути и формы оказания социальной помощи нуждающимся людям.

Как видим, социальная работа в сельской местности, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло:

 важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя;

 уважительно относиться к традициям данной местности;

 использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказание помощи человеку, его семье, общине.

В целом социальная работа в сельской местности определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный работник и которая тре­бует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.

Таким образом, отметим, что историография вопроса показывает, что крестьянская община в России накопила разнообразный опыт общественного призрения и социальной помощи, став низшим звеном административного управления в деревне.

Составной частью общинного крестьянского быта являлось призрение престарелых, увечных и вообще не способных содержать себя трудом. Тем, кто в какой-то степени могли работать на земле, «мир» выделял бесплатно небольшие земельные участки, где можно было построить избу и вести приусадебное огородное хозяйство. Что касается увечных, дряхлых и других немощных людей, то крестьянское общество использовало различные формы их социального призрения.

В связи с технической отсталостью сельскохозяйственной отрасли в России, острым дефицитом финансовых средств у большинства крестьян, недостаточным материальным вкладом государства в дело преодоления социальных болезней на селе, низким уровнем общей культуры крестьянства — общественное призрение в деревне страдало ограниченностью, осуществлялось главным образом в традиционных архаичных формах, медленно и с большим трудом воспринимало новые способы социальной поддержки нуждавшихся.

Используя положительный опыт можно рекомендовать на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха создавать Культурно-образовательные центры, Дома ветеранов, Реабилитационные пансионаты для ожоговых инвалидов с бюджетным и коммерческим финансированием за счёт промышленных предприятий, организаций, выкупающих у ветеранов их квартиры, а также частных лиц; кадетские школы, реабилитационные центры для детей из городских неблагополучных семей; спец ей с трудностями социальной адаптации. На базе реабилитационных учреждений создавать фельдшерско-акушерские пункты для сельских жителей близлежащих населённых пунктов, что будет способствовать сокращению ранней смертности на селе и увеличению продолжительности жизни. Решению бытовых проблем могли бы помочь зимние и летние «Студенческие десанты» из студентов высших и средних учебных заведений, получающих образование по профессиям бытового профиля.

Сложившаяся ситуация в сельской местности, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его школы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения для детского развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности является тормозом в формировании социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последние десятилетие в результате спада сельско­хозяйственного производства и ухудшения финансового положения, сложившегося в сельском хозяйстве, социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание сельской местности от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий привела к резким диспропорциям в развитии села в силу недостаточности средств областного и местных бюджетов для финансирования расходов.

Среди наиболее острых социальных проблем современного села, следует назвать:

— увеличение количества сельских населённых пунктов без жителей;

— рост количества сельских населённых пунктов, не имеющих работодателей;

— рост безработных в связи с банкротством сельхоз­предприятий;

— снижение уровня и качества жизни сельских жителей;

— усиление дифференциации сельского населения по уров­ню дохода;

— задержка выплаты заработной платы;

— миграция из села социально активного и квалифи­ци­рованного населения;

— неукомплектованность сельхозпредприятий специ­алис­тами, механи­заторами, работниками других профессий;

— снижение уровня квалификации кадров для сельского хозяйства;

— разрушение социальной инфраструктуры в связи с от­сутствием на­д­лежащего финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания;

— низкий уровень культурно-бытового обслуживания;

— значительная доля ветхого и неблагоустроенного жилья;

— рост заболеваемости во всех возрастных группах сельских жителей и недоступность соответствующей медицинской помощи;

— несоответствие уровня инженерных и транспортных коммуникаций (до­рог, электро- и газосетей, телефонной и телекоммуникационной связи) потребностям производства и сельского населения;

— увеличение доли одиноких лиц пожилого возраста сельских жителей;

— низкая мотивация проживания в сельской местности и падение прес­тижа сельского образа жизни в общественном мнении;

— снижение уровня подготовки кадров для сельского хозяйства в вузах и других учебных заведениях;

— отказ молодых специалистов от трудоустройства в сельской местности после окончания учебных заведений, и др.

Особенно обострилась ситуация в результате передислокации функций финансирования с федерального на территориальный уровень, дефицита региональных и местных бюджетов и кризисного положения сельхозпроизводителей. Резко сократилась инвестиционная деятельность, под угрозой необратимого разрушения материально-техническая база социальной инфраструктуры. Между тем направленность государственной политики, провозглашенной в начале 1990-х, остаётся неизменной.

Сегодня уже всем ясно, село или деревня, где нет аграрного производства, обречены на вымирание или на жалкое влачение своего существования.

Изученный в ходе написания выпускной квалификационной работы теоретический материал, научные исследования, проведенный анализ позволяют сделать ряд выводов. Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Опираясь на изученные материалы, следует говорить о многогранности подхода к самому понятию социального обслуживания. Правоведы считают, что цель социального обслуживания заключается в охране права на достойную жизнь. Политики часто используют понятие социального обслуживания в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обслуживание как перераспределение доходов.

Для муниципальных служащих, специалистов социальной защиты социальное обслуживание это, прежде всего установленная в законе деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных услуг бесплатно или безэквивалентно в соответствии с установленными государственными стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не зависящем от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных по закону их содержать). Именно такой подход наиболее значим для автора данной работы.

Главной особенностью села является то, что преобладающий контингент сельского населения – это пожилые. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально — бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения не только государственной, но и муниципальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Это может стать выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития профильных научных исследований и обменов в этой области.

http://www.stud24.ru/sociology/socialnaya-rabota-v-usloviyah-selskoj/320319-961304-page7.html

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Внимание правительств, международных неправительственных, коммерческих организаций, научного мира к «крестьянскому вопросу»[ Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93.]диктуется грамотной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях как развитых, так и развивающихся странах.

Вместе с тем во многих странах сельским сектором продолжают пренебрегать. Имеющиеся ресурсы используют для инвестиций в промышленность, поддержания государственных служб, улучшения городской инфраструктуры и условий жизни в городах. Сельскому населению во многих странах все труднее становится уйти от проблем бедности.

Медленно идет процесс интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества. Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств к удовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.

При этом стороны правительственных кругов проявляется определенная недальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума в приоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главных стратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, из кризиса. Именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития социальной работы как профессии, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий социально перспективного контингента любой страны.

Социальные работники в сельских местностях работают с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и так далее. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и так далее.

Помимо навыков и умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Это во-первых.

Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.

Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки — семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб.

Необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни. Суть новой парадигмы, опираясь на опыт России, последователь М. Гурьянова характеризует следующим образом:

— создание социальных служб непосредственно в общинах;

— развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;

— целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых;

— развитие и подготовка квалифицированного персонала — общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;

— приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы;

— вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, в работу по принятию решений и социальной политике муниципалитета;

— признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения.[1 1 Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93.

Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Опыт социальной работы многих стран мира позволяет и в сельском социуме отстаивать следующий тезис: побуждение людей к работе и улучшение условий их труда имеют приоритет иждивенчества ведет к снижению уровня жизни бедных слоев. Акцент на «трудообеспечение», а не на «благообеспечение» является более милосердным актом государства по отношению к малоимущим.

В проблеме обеспечения минимального дохода крестьян кроме четких физиологических параметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.

http://studbooks.net/620015/sotsiologiya/osobennosti_sotsialnoy_podderzhki_selskogo_naseleniya

Особенности социальной поддержки сельского населения

Социальная защита сельского населения

Буякова И.А.

к.э.н., старший преподаватель кафедры управления финансово-экономического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Формирование новой стратегии на сельском рынке труда требует кардинальных изменений в политике занятости, концепции управления и функциях государства. Необходим переход от пассивных мер борьбы с безработицей к активной политике занятости, связанной с созданием и сохранением высокодоходных рабочих мест, обеспечивающих расширенное воспроизводство населения, повышение качественных характеристик рабочей силы. Государство, оставаясь в рамках рыночной системы, должно оставлять за собой право устанавливать пределы допустимости либерализации на рынке труда, активно направлять его развитие в соответствии с поставленными социальными целями, наконец, возлагать на себя ответственность за конкретные показатели занятости, безработицы и цены труда. Ключевая задача – проведение гибкой, взвешенной политики занятости путем постепенного встраивания ее в агропродовольственную политику и социальную защиту сельского населения. В сложившейся ситуации большое значение имеет формирование и развитие политики социальной защиты сельского населения.

Под социальной защитой населения обычно понимают государственные гарантии и обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально-экономических потребностей. Среди них находятся: право на жизнь, право на труд, выбор рода деятельности и профессии, защиту от безработицы, право на отдых, гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной, не запрещенной, законом экономической деятельности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь [3].

Основные функции по социальной защите населения на рынке труда государство реализует через социальную политику, составной частью которой является общая система социальной защиты населения.

Объектом социальной защиты являются все группы населения, особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои – семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди.

Существуют два основных подхода к определению сущности социальной защиты населения:

социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.

— социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер [2].

Важнейшей подсистемой системы социальной защиты является социальная защита трудоспособного населения, находящегося на рынке труда. Она должна предусматривать создание благоприятных условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать свои способности к экономической самостоятельности.

Социальная защита трудоспособного населения на рынке труда должна предусматривать также определенные механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих эффективной занятости человека.

К ним относятся гарантии безработным и другим категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы.

В составе трудоспособного населения, выступающих на рынке труда, необходимо выделять женщин, особенно одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, женщинам, готовящихся стать матерью. У этих женщин многократно возрастают социальные риски, и это следует предусмотреть в системе социальной защиты. В этой связи должны быть разработаны специальные меры в целях защиты их на рынке труда, содействия повышению их участия и вовлечение в деловую активность.

Второй базовой группой трудоспособного населения, нуждающегося в социальной защите и помощи, также выступающей на рынке труда, является молодежь в возрасте 15-29 лет, особенно в возрасте 15-20 лет. Эта группа молодежи особенно подвержена риску увольнения в связи с тем, что она в большинстве своем не имеет профессионального образования и практического опыта работы.

Учитывая процессы, происходящие на рынке труда, его развитие и трансформацию занятости в наиболее трудном положении оказывается также группа населения предпенсионного возраста. Она подвержена, в первую очередь, сокращению и, следовательно, переходу этой части населения в безработные.

Особо сложная ситуация сложилась на сельских рынках труда. Жизненная среда на селе всегда считалась более безопасной для здоровья, чем в городе, но непродуманная ломка производственного и жизненного уклада на сельской территории привела к тому, что деревня оказалась на десятилетия отброшенной назад. Тотальное ухудшение в социально-трудовой сфере села перешло рубеж, когда количественные изменения перерастают в качественные, по существу на селе идет глубокая, качественная деформация образа жизни, что ставит под угрозу формирование демографического и трудового потенциала отечественного продовольственного комплекса [1].

При изучении особенностей социальной защиты на сельском рынке труда следует особо обратить внимание на формы проявления безработицы. В первую очередь необходимо отметить, что в силу неразвитости сфер приложения труда она имеет большую продолжительность, чем в городской местности, а в депрессивных регионах наблюдается тенденция к ее застойному характеру.

Особенностями сельского рынка труда в плане социально-трудовых отношений являются также весьма ограниченные возможности большинства его участников в ведении социального диалога. Так, наемные работники небольших по размеру предприятий, надомники, занятые в ЛПХ, практически лишены возможностей защиты со стороны профсоюзов.

В сельской местности отмечается социально опасное увеличение численности бедного и крайне бедного населения и ущемление его прав на социальную защиту, локализация бедности в депрессивных регионах с низкой заработной платой (относительно стоимости жизни) и высоким уровнем безработицы.

Низкий уровень оплаты труда не соответствует реальным трудовым затратам, что приводит к занижению цены рабочей силы. Такое положение сформировало экономику дешевого работника. В свою очередь, дешевая рабочая сила становится тормозом научно-технического прогресса. Поэтому любые кратко-, средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития страны без кардинального изменения уровня заработной платы неизбежно сделают еще менее доступным хорошее образование, медицинское обслуживание и удовлетворительное жилье.

Эффективность осуществляемых государством мер по социальной защите безработных на сельском рынке труда остается пока низкой. В условиях постепенного возрастания спроса на квалифицированную рабочую силу, средства, выделяемые на профессиональное обучение сельских безработных крайне недостаточны. В результате, внедряемая в центрах занятости система профилирования безработных остается недофинансированной. Назрела необходимость коренного пересмотра системы социальной поддержки безработных, имея в виду переход на новые принципы, стимулирующие безработных к активному поиску работы и переподготовке в регионах, где начался экономический рост. В депрессивных регионах, в которых преобладает занятость в ЛПХ, прекращение выполнения пособием по безработице функции государственной социальной помощи недопустимо, равно как и меры «по разгрузке» сельского рынка труда путем «перевода» безработных в категорию экономического неактивного населения.

Таким образом, формирование на сельском рынке труда надежной системы социальной защиты населения в целях обеспечения государственных гарантий поддержки безработных является одной из ключевых и наиболее острых проблем устойчивого развития сельских территорий.

Развитие на селе новых рабочих мест и поддержка работников, занятых в ЛПХ, реализуемая в рамках национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы позволяет частично снять угрозу дальнейшего роста безработицы и разрастания бедности на селе. Однако в силу того, что реальное высвобождение работников из сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики в результате рыночной трансформации занятости неизбежно, равно как и осложнение поиска работы для вступающих впервые на рынок труда, проблема социальной защиты сельских тружеников выходит на первый план. Социальные последствия экономических преобразований в аграрном секторе и сложившиеся негативные тенденции на сельском рынке труда требуют коренного улучшения функционирования данной системы, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

1. Бондаренко Л.В. Российской село в эпоху перемен: занятость, доход, инфраструктура. ВНИИЭСХ. М.:2003. — 510 с.

2.Политика доходов и качество жизни населении. Учебное пособие. под редакцией Н.А. Горелова. Питер. 2001. — 652.с.

3.Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов.- М.: Издательство МИК. 2003. -272 с.

http://www.rusnauka.com/8_DNI_2009/Economics/43290.doc.htm

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях