WordPress

Поддержка бедных слоев населения

Поддержка бедных слоев населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Поддержка бедных слоев населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Государственная помощь бедным

Поскольку бедность — это неизбежный спутник современного общества, встает вопрос о путях и способах помощи бедным. Начиная с послевоенного периода, этот вопрос звучит как необходимость государственной поддержки социально незащищенных слоев населения.

Надо сказать, что необходимость государственной помощи бедным признавалась и признается далеко не всеми. Так, Т. Мальтус рассматривал бедность в связи с ростом населения. По его мнению, ограничение государственной помощи будет стимулировать людей работать более напряженно и ограничивать размер своих семей. Иначе будет расти число «лишних» людей в обществе, которым ничего больше не останется, как страдать в жестокой борьбе за существование.

В период после Второй мировой войны необходимость поддержки социально незащищенных слоев населения и достижения социально приемлемого уровня социального неравенства в обществе материализовалась в создании государства «всеобщего благоденствия» В настоящее время выделяются три модели вэлферизма: социал-демократическая, консервативная и либеральная, различающиеся в основном по охвату населения и объему предоставляемой помощи (она максимальна в социал- демократических государствах и минимально — в либеральных). Государственная помощь существенно влияет на уровень бедности в обществе. Так, в странах ОЭСР за счет государственных трансфертов социально незащищенным категориям уровень бедности снижается в 4—5 раз (Швеция, Норвегия, Финляндия), 2—3 раза (Германия, Франция) и 1,5—2 раза (США, Великобритания, Канада).

Однако, как показывает опыт функционирования государств всеобщего благосостояния, негативными последствиями практики перераспределения ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения являются снижение эффективности экономики, рост государственных издержек, снижение трудовой мотивации и формирование иждивенческих настроений в обществе.

В 1994 г. Э. Гидденс написал работу «Ни левая, ни правая» («Beyond Left and Right»), в которой показал, что и либеральный, и социал-демократический варианты социальной политики устарели, и обосновал необходимость выработки третьего пути — так называемой позитивной социальной политики. В основе такой политики лежит ответственное отношение самих получателей социальной помощи к предоставляемым им пособиям.

На практике это выливается в пересмотр в ряде развитых стран (например, в Великобритании) порядка предоставления пособий по безработице. Пособия становятся «условными», т.е. они предоставляются только при выполнении кандидатом на пособие определенного ряда условий. Например, такой человек должен в обязательном порядке пройти собеседования и выбрать одно из предложенных мест работы, согласиться на волонтерство, отдать ребенка в государственный детский сад и др. При этом меняется даже название пособия: вместо пособия «по безработице» оно теперь называется пособием людям, «ищущим работу».

http://studme.org/107608/sotsiologiya/gosudarstvennaya_pomosch_bednym

Поддержка бедных слоев населения

Поддержка бедных слоев населения - картинка 2

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум- представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности-показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. — 20-25%). Г л у б и н а б е д н о с т и- это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода-оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России — 3%; Эстонии — 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии — 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет- представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Рациональный потребительский бюджет- отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги-23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные — 35-40, обеспеченные — 20-25, состоятельные и богатые — 6-6,5%.

3.Основы системы социальной защиты населения в России.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

Представление о сущности социального обслуживания внесли федеральные законы «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995г.

В федеральном законе «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность представления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.

Российская система социального обслуживания находится на стадии становления. Важнейшим признаком становления системы является её динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных).

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

В половине всех центров социальной помощи функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети – отделения социальной помощи семье и детям. В 1996 г. в этих центрах обслужено более 296 тыс. пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составил 1 млн.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ действует свыше 1000 стационарных учреждений социальной помощи различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказание за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра,151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов с тяжелыми физическими недостатками.

Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.

По прежнему особо острой остается проблема лиц без определённого места жительства и занятий, «бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для них создается сеть социальных учреждений – специальных домов-инернатов, домов ночного пребывания.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нужды населения можно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ.

Примерно четверть субъектов РФ имеют всего 3-5 учреждений социальной помощи семьям и детям, причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в1995 г. предпринимались попытки создания центров социальной помощь семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания – отделений помощи семье и детям (их около 200).

Не может не тревожить тот факт, что, не смотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиление социально-психологического давления, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 г. их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили большое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (не редко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим детям.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети социальных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

· Слабая правовая база системы социального обслуживания;

· Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов не федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

· Отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

· Дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в сфере социальной работы;

· Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

· Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).

http://studopedia.ru/10_176648_podderzhka-bednih-sloev-naseleniya.html

Поддержка бедных слоев населения

В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п. Расходы бюджета на выплату социальных пособий -одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения. Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за порогом бедности. По мере построения основ рыночной экономики перечень бюджетных расходов, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, будет расширяться, их размер — увеличиваться, создавая условия для полной реализации социальной функции государства. [c.160]

Важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения [c.27]

Поддержка бедных слоев населения [c.614]

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут [c.614]

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г. в России — 3% Эстонии — 2,7 Польше — 0,6 и Венгрии — 0,2%. [c.616]

Помощь бедным не связана с необходимостью корректировки провалов рынка и повышения экономической эффективности. В ее основе лежат исключительно соображения этики и морали. Большинство людей считает несправедливым такое распределение доходов, при котором богатые имеют возможность кормить своих домашних животных лучше, чем бедные — своих детей .11 Их воля, реализуемая через политический механизм, воплощается в создании программ материальной поддержки беднейших слоев населения. [c.364]

Поддержка беднейших слоев населения представляет собой важнейшее направление социальной политики государства. В современных условиях в борьбе с бедностью государству следует не столько развивать систему денежных и натуральных пособий, сколько создавать благоприятные условия для того, чтобы бедные приобрели экономическую мобильность и смогли подняться вверх по экономической «лестнице». Однако при этом не следует забывать, что неравенство в доходах и бедность — явления весьма противоречивые, поскольку их источниками выступает множество факторов и причин, которые бывает трудно, а порой — невозможно определить и исчислить. [c.402]

Социальная политика государства осуществляется посредством социальной защиты и социальных гарантий. Социальные гарантии — система обязательств государства по удовлетворению необходимых потребностей населения, включает в себя гарантии общедоступности образования и права на труд. Социальная защита предполагает систему мер по обеспечению материального и социального положения населения и включает в себя поддержку беднейших слоев населения, подготовку к квалифицированному труду, обеспечение возможности трудиться и регулирование занятости. [c.110]

Таким образом, видно, что рудименты социалистического распределения доходов в форме субсидирования производителей под видом предоставления льгот гражданам вступают в противоречие со смыслом социальной помощи в цивилизованной рыночной экономике, где она должна быть ориентирована на поддержку бедных слоев населения. Возможно, нынешняя система льгот и скрытых субсидий работает на социальное расслоение даже больше, чем дифференциация оплаты труда. Если единственным шагом Правительства станет отмена только действующей системы поддающихся учету социальных льгот населению, то возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан будут достаточно ограниченными. Важен именно отказ от скрытых субсидий неэффективных производств и обеспеченного населения, который и позволит высвободить ресурсы для оказания не только адресной, но и действенной, т.е. значимой для повышения благосостояния населения, социальной помощи. [c.26]

Цели данного исследования определяются стремлением участников проекта преодолеть недостатки, отмеченные в пп. (i) — (vi). В частности, речь идет о разработке методологии эконометрического анализа (на основе данных о семейных бюджетах) распределения населения России по величине среднедушевых расходов, о построении и статистической оценке на базе этого распределения основных характеристик уровня бедности и имущественной дифференциации населения (различных индикаторов уровня бедности, коэффициента фондов и т.п.) и о постановке и решении задачи оптимального распределения денежных средств, выделенных на адресную социальную поддержку беднейших слоев населения. [c.9]

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средствам развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. [c.22]

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев имеет развитая система общественного вспомоществования, финансируемая из государственного бюджета. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития. [c.289]

В целом ожидается, что эти реформы значительно изменят нынешние пропорции в области финансирования существующего жилищного фонда доля консолидированного бюджета снизится, доля населения возрастет, а нынешнее финансирование промышленным сектором в форме перекрестного субсидирования планируется постепенно полностью исключить. Кроме того, бюджеты смогут собрать дополнительные налоги в энергетике, главным образом в газовой отрасли. Однако при сокращении бюджетных субсидий и общего объема государственных расходов на жилищную сферу возможен рост бюджетных расходов на поддержку бедных слоев населения, по меньшей мере, в начальный период вслед за повышением тарифов. [c.84]

Программы борьбы с бедностью. Цель многих правительственных программ — помощь бедным. Программы поддержки беднейших слоев населения финансируются из налоговых поступлений более обеспеченных семей. [c.242]

Кроме того, принцип получаемых выгод лежит в основе программ по борьбе с бедностью, финансируемых за счет обеспеченных граждан. Основная масса налогоплательщиков предпочитает жить в обществе всеобщего благосостояния, предполагая, что программы поддержки беднейших слоев населения — общественное благо (гл. 11). Если богатые оценивают это общественное благо выше, чем представители среднего класса, возможно, то просто потому, что они располагают большими средствами в соответствии с принципом получаемых выгод они должны платить высокие налоги. [c.266]

Рассмотрите государственную политику поддержки беднейших слоев населения [c.426]

Наше обсуждение распределения доходов пройдет через три этапа. Во-первых, мы оценим степень неравенства в обществе. Во-вторых, мы рассмотрим некоторые точки зрения ученых на роль правительства в изменении пропорций распределения дохода. В-третьих, мы обсудим различные методы поддержки беднейших слоев населения государством. [c.427]

Учет трансфертов в натуральной форме усложняет оценку изменений уровня бедности. По мере развития общественной политики, направленной на помощь малоимущим, соотношение вспомоществований в стоимостной и натуральной формах изменяется. Следовательно, некоторые колебания в уровне бедности отражают скорее изменение форм государственной поддержки беднейших слоев населения, нежели истинную степень относительного ухудшения их экономического положения. [c.432]

К тому же рост позволяет совершенствовать инфраструктуру страны, усиливать заботу о больных и престарелых, обеспечивать больше возможностей инвалидам и нетрудоспособным, укреплять полицию и пожарную охрану и т. д. Возможно, экономический рост — это единственный реалистичный способ борьбы с нищетой и бедностью, поскольку идея перераспределения дохода находит мало поддержки среди политиков. Экономическое положение бедных слоев населения улучшится, если возрастет общий уровень семейного дохода в результате повышения производительности труда и роста экономики. Кроме того, стратегия нулевого роста в промышленно развитых государствах может послужить серьезным препятствием для экономического роста бедных стран. Из-за неизбежного в этом случае сокращения иностранных инвестиций и зарубежной помощи такие страны надолго останутся в состоянии отсталости и нищеты. [c.429]

Лейбористская партия Антигуа — создана в начале 40-х гг., с февраля 1976 г.— правящая отражает интересы мелкой и средней буржуазии. Объединенная национальная демократическая партия — создана в 1986 г., осн. оппозиционная политическая организация, опирается на средние и беднейшие слои населения, пользуется поддержкой профсоюзов. Прогрессивное лейбористское движение — основано в 1970 г. опирается на поддержку городских и с.-х. рабочих, интеллигенцию, служащих гос. учреждений. Карибское освободительное движение Антигуа — партия национально-демократического характера, пользуется влиянием среди значительной части трудящихся. [c.348]

Государственная поддержка малоимущих слоев населения должна быть строго адресной, избирательной. Компромисс равенства и эффективности может наступить там, где система социальной защиты нацелена на действительно бедные домохозяйства. Ясно, что в этом случае объемы перераспределения дохода резко сокращаются, механизм рынка не испытывает существенных деформаций и имеет место поступательное развитие экономики. [c.413]

За последние 50 лет правительство США израсходовало на правительственные программы помощи беднейшим слоям населения более 5 трлн. Количество семей, получающих пособия, выросло с менее чем 8 млн в 1970 г. до почти 15 млн в 1990-х гг. Моральный ущерб, выражающийся в разрушении системы ценностей детей в семьях, получающих пособия, превышает материальные выгоды. В семьях, которые длительное время живут на пособие, дети воспринимают поддержку правительства как нормальное явление, более ценное, чем финансовая и психологическая независимость. Вот почему даже пять лет получения пособия — слишком долгий срок. Давление на родителей, живущих на пособие, с целью получения ими даже скромно оплачиваемой работы даст новую надежду и стимулы их детям. [c.440]

Несмотря на это в регионе отмечается понижение уровня жизни. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что физический объем товарооборота в расчете на душу населения сократился на 20 %. Произошло значительное расслоение населения по уровню дохода на душу населения. В округе появилась необходимость социальной защиты и поддержки наиболее бедных слоев населения. [c.15]

На первый взгляд, направление реформирования в данном секторе общественных и экономических отношений кажется понятным для того, чтобы добиться повышения эффективности социальной политики, необходимо отменить необоснованные льготы для высокообеспеченных слоев населения, а высвободившиеся ресурсы направить на поддержку бедных. Этот лозунг был продекларирован, но при переходе от декларации принципов к принятию конкретных практических решений оказалось, что не все так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку, во-первых, не совсем понятно, кого относить к бедным в России, а во-вторых, сложившаяся система социальных льгот громоздка, запутана, непрозрачна и противоречива. [c.3]

Программы поддержки бедноты должны включать большое количество разнообразных возможностей для получения микродоходов для самых бедных слоев населения. [c.252]

Например, услуги розничной торговли по продаже товаров, в зависимости от типа и стоимости реализуемых товаров, имеют различную социальную адресность. Магазины, реализующие дорогие товары престижных марок, удовлетворяют социальные потребности материально обеспеченных потребителей (потребность в определенном статусе), магазины для ветеранов и магазины экономического класса, реализующие товары по низким ценам, предназначены для удовлетворения потребностей в товарах повседневного спроса по доступным ценам магазины «Se ond Hand» для бедных людей удовлетворяют их потребность в товарах при низком сервисном обслуживании, а также общественную потребность в поддержке социально незащищенных слоев населения. [c.68]

http://economy-ru.info/info/124279/

Поддержка бедных слоев населения

В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Бедность — это такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне. Различают абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.

Бедность как социальное явление свойственна любой экономической системе. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики. В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях доходов богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с пере-ходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом.

Российская Федерация относится к разряду стран, в которых дифференциация доходов и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан составляют, по разным оценкам, 1 : 25—30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.

К настоящему времени бедность как социально-экономическое явление стало для России массовым: по оценкам примерно 21,6 млн. человек проживают за чертой прожиточного минимума, в 1990 г. — таких было всего 2,3 млн. человек.

Бедность стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и для значительной части интеллигенции в трудоспособном возрасте, занятых на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств для ее простого воспроизводства.

Минимальная зарплата (2300 руб.) составляет в настоящее время всего лишь 57% от прожиточного минимума (4414 руб.) и 15 — 16 % от средней заработной платы в народном хозяйстве (14 — 15 тыс. руб.) По данным федеральной службы государственной статистики: Российский статистический ежегодник, — http://www.gks.ru, 31.01.2008.

На основе нормативного метода Федеральной службой государственной статистики РФ был определен следующий состав населения, живущего за чертой прожиточного минимума (определяемого стоимостью минимального набора продуктов питания, самых необходимых промышленных товаров и услуг применительно к социально-экономическим условиям 2006 г. в процентах к общей численности населения России), это:

молодежь от 16 до 30 лет

трудоспособные от 31 до 59 лет

люди пенсионного возраста свыше 55—60 лет

Бедные слои населения неоднородны как по своему составу, так и по степени бедности.

Все население с денежными доходами

ниже величины прожиточного минимума

молодежь от 16 до 30 лет

женщины и мужчины в трудоспособном возрасте

21,6 млн человек

2,8 млн человек Российский статистический ежегодник, http://www.gks.ru, 31.01.2008

т.е. 15,3 % населения практически голодают.

Характерной чертой российской бедности является преобладание так называемой «текучей бедности», т.е. временной невозможности самообеспечения по сравнению с «застойной», постоянной невозможностью достичь самообеспечения без внешней социальной поддержки.

Борьба с бедностью или ее профилактика — важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый — это обеспечение и поддержание минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для обеспечения действующих в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния.

Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) — основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны.

В постсоциалистических странах гарантированный прожиточный минимум установлен лишь в Чехии, и он соответствует уровню минимальной пенсии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь те, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации в настоящее время система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей с детьми функционирует по второй модели — как система адресной помощи, о которой Римашевская Н.М. высказалась так: «Нельзя не упомянуть внедрение так называемой адресной социальной помощи, эффективность которой близка к нулю. На самом деле доля денежных трансфертов в доходах населения составляет сегодня менее 2%, в то же время административные расходы, связанные с установлением права на получение социальной помощи, будут перекрывать сумму пособий, открывая новый источник для коррупции среди чиновников» Римашевская Н.М./ Социально-экономические и демографические проблемы современной России/ Н.М.Римашевская// Вестник Российской Академии Наук. — 2004. — №3 С.217.

Проблема бедности в России является самой приоритетной в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики.

Другой путь борьбы с бедностью — это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники.

Раздача денежных пособий по принципу «всем сестрам по серьгам» не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение сводного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.п.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем, и носит исключительно неэффективный затратный характер.

Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает, прежде всего, экономическое оздоровление экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народнохозяйственных комплексов.

Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделить часть национального дохода страны, в условиях крайне ограниченных ресурсов, и довести помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование, прежде всего, перераспределительного механизма, настроченного на наименее обеспеченных людей при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения. В ходе использования налогового механизма, а также цен на товары и услуги, занятости должны быть восстановлены права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

— установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;

— отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;

— установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;

— обеспечение доступности для всех слоев населения социально-значимых товаров и услуг.

В ходе борьбы с бедностью главное — создание способов для личной самозащиты, а не только государственной, поощрение зарабатываемости доходов с предоставлением льгот по налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

http://studbooks.net/685413/sotsiologiya/podderzhka_bednyh_sloev_naseleniya

Кудрин предложил оказывать продовольственную помощь наиболее бедным

Поддержка бедных слоев населения - картинка 7

МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/. Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступает за выделение продовольственной помощи наиболее бедным слоям населения, которые не получают денежных выплат.

«Конечно, нужно балансировать с возможностями и думать чуть-чуть о будущем, но сейчас нам [нужно] бросить большие силы, в том числе, возможно, ввести дополнительные продовольственные выплаты или продовольственные такие пакеты для наиболее бедных граждан, которые не получают финансовые ресурсы, средства, и помочь им на это время какими-то просто натуральными продуктами», — сказал Кудрин в интервью Наиле Аскер-заде на канале «Россия-24» в воскресенье.

По словам Кудрина, уровень жизни в России из-за экономического кризиса существенно упадет, поэтому государство обязано в первую очередь прийти на помощь наиболее пострадавшим категориям граждан.

«К сожалению, когда я говорил, что будет больше безработных, снизится зарплата, конечно, это вызовет и снижение уровня жизни. Сейчас прогнозируется уже, с учетом тех значений падения ВВП в России, снижение уровня жизни на 5-7%. Это серьезно, поэтому по-другому государства должны сегодня подходить, чем в предыдущие кризисы, к помощи. На первом месте — человек, не банки даже, предприятия, и это должно уже соответствовать уровню развития нашего государства — что люди в первую очередь должны легче пройти этот кризис», — сказал он.

http://tass.ru/ekonomika/8337459

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях