WordPress

Поддержка реформы всеми слоями населения

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Поддержка реформы всеми слоями населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Какие две черты из перечисленных характеризуют преобразования Петра I? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) ориентация на .

В 14:26 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Какие две черты из перечисленных характеризуют преобразования Петра I? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) ориентация на европейские традиции и опыт 2) постепенный, эволюционный характер преобразований 3) поддержка реформы всеми слоями населения 4) большая роль насилия при проведении реформ 5) преобразования коснулись лишь системы управления и армии

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 2

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Васильева Пелагея Юлиановна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 60 704 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

http://uchees.ru/answer-75795.html

Реформы Столыпина Кратко по пунктам

Реформы Столыпина1906 – 1913 представляют собой неудачную попытку председателя Совета министров Российской империи создать в стране условия для ее экономического роста, при сохранении самодержавия, а также существующего политического и социального порядка. Следует отметить, что российское общество встретила реформы активным сопротивлением .

Таблица реформ Столыпина

РеформаСутьДата
АграрнаяРешение крестьянского вопроса1906-1911
ВоеннаяПроведение модернизации российской армии1906-1907
ЗемскаяРаспространение земств в западных губерниях1911
ОбразованияВведение обязательного начального образования1908

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 3

Аграрная реформа Столыпина

Причина реформы

Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.

Цель реформы

  • Повысить производительность крестьянского труда
  • Ликвидировать социальную напряженность в крестьянской среде
  • Вывести кулаков из зависимости от общинны и окончательно разрушить общину

Методы и программа

В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.

Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.

Итоги

Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.

Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 4

Военная реформа Столыпина

Причина реформы

Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Цель реформы

В качестве цели были определены следующие направления военной политики:

  • упорядочить принципы комплектования вооруженных сил;
  • перевооружить армию и флот;
  • создать необходимую инфраструктуру.

Методы и программа

В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.

Итоги

Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.

С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 5

Земская реформа Столыпина

Причина реформы

Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.

Цель реформы

Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.

Методы и программа

Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.

Итоги

Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 6

Образовательная реформа Столыпина

Причина реформы

Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.

Цель реформы

Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.

Методы и программа

Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.

Итоги

Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.

За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 7

Итоги реформ Столыпина

Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.

Отношение общества к проведению реформ

Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.

Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.

http://supernovum.ru/article/2875

Социальные реформы и преобразования Петра I Великого

Социальные реформы Петра I — закладывание основ образовательной, медицинской и научной деятельности на государственном уровне. Прежде всего представляли собой создание вспомогательных военных учреждений, которые впоследствии расширялись и переориентировались на гражданские нужды.

Полный список преобразований Петра I в социальной сфере можно изучить в таблице ниже.

Таблица
«Социальные реформы и преобразования Петра I Великого»

Год/СобытиеПричины и целиСуть и содержание
1698-1714

Развитие типографии и книгопечатания

Обеспечить создаваемые учебные заведения образовательными материалами1698 — по распоряжению Петра I Илья Кошевич начинает печатать в Амстердаме различные книги, преимущественно духовные и образовательные
1708 — произведена отливка нового гражданского шрифта взамен старому церковнославянскому,
1711 — открытие первой типографии в Петербурге,
1714 — открыта государственная библиотека в Петербурге, ставшая впоследствии основой для библиотеки Академии наук1698-1721

Развитие военного образования

Обеспечить армию и флот квалифицированными офицерами, подготовить новые типы войск1698 — открытие школы пушкарей,
1701-1702 — навигационные и артиллерийские школы в Москве и Петербурге,
1706-1715 — медико-херургические школы при госпиталях,
1708-1709 — инженерные школы, горные школы при заводах
1721 — гарнизонные школы для солдатских детей (всего около 50 различных учебных заведений связанных с военным образованием)1701-1714-1722

Цифирные школы

Введение общего начального образования, подготовка кадров для гражданской службы.1701 — Подготовительные классы для школ математических и навигационных наук
1714 — Указ при монастырях образовать цифирные школы, где дети обучались бы арифметике и началам геометрии.
1722 — к этому времени в разных городах создано около 45 школ, обязательных для посещения всем детей всех чинов государственной службы, кроме однодворцев.1701 3 декабря

Частные аптеки

Укрепление аптечной монополии, борьба с внеаптечной торговлей лекарствами, государственный контроль медицинских услугНовые аптеки освобождались от налогов, воинского постоя, а их владельцы и служащие — от воинской повинности.1706 25 мая

Основание Московского госпиталя

Организация медицинских услуг на государственном уровне, обучение военных хирурговНа базе действующего госпиталя была организована лекарская школа — практики лечения тщательно документировались, на их основе составлялись пособия и книги для врачей.1714

Основание огорода на Аптекарском острове

Обеспечение лекарственными травами15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января.

1725 8 февраля

Открытие Академии наук и художеств

http://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5/

Контрольная работа по истории Перемены в культуре России в годы Петровских реформ 8 класс

Контрольная работа по истории Российское общество в Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение Петровских преобразований в истории страны 8 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 13 заданий.

1 вариант

1. Основателем Навигацкой школы и первой в России обсерватории был сподвижник Петра I

1) Я. Брюс
2) А. Виниус
3) П. Гордон
4) Ф. Лефорт

2. Л.Ф. Магницкий прославился благодаря составлению книги под названием

1) Астрономия
2) Правда воли монаршей
3) Арифметика
4) Юности честное зерцало

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в России при Петре I.

1) Аптекарский огород
2) гравюра
3) Кунсткамера
4) Славяно-греко-латинская академия
5) ассамблеи

Найдите и запишите порядковый номер термина, появление которого относится к другому историческому периоду.

4. Какое новшество из перечисленных связано с преобразованиями Петра I?

1) появление придворного театра
2) установление празднования Нового года с 1 января
3) выпуск рукописной газеты «Куранты»
4) начало книгопечатания

5. Установите соответствие между именами деятелей культуры и сферами их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) А.Ф. Зубов
Б) Д. Трезини
В) И.П. Зарудный

1) архитектура
2) музыка
3) гравюра
4) скульптура

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Какое полотно принадлежит кисти И.И. Никитина?

1) Неизвестная
2) Напольный гетман
3) Портрет М. Лопухиной
4) Наездница

7. Какое архитектурное сооружение из перечисленных было построено в царствование Петра I?

1) Английский двор в Москве
2) Смольный собор в Петербурге
3) Грановитая палата в Московском Кремле
4) здание Двенадцати коллегий в Петербурге

8. Изобретателем новой модели токарного станка был

1) Г. Капустин
2) Е. Никонов
3) А. Нартов
4) М. Ломоносов

9. Какие два положения из перечисленных относятся к последствиям Петровских преобразований? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ограничение самодержавной власти
2) укрепление крепостного права
3) европеизация российской культуры
4) ликвидация сословной системы
5) установление приказной системы управления

10. Какое изменение в повседневной жизни россиян произошло при Петре I?

1) установление обычая послеобеденного сна
2) запрет женщинам посещать публичные собрания
3) запрет на карточные игры
4) разрешение курения табака

11. Рассмотрите изображения и выполните задание.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 9

Отметьте архитектурное сооружение, начало строительства которого относится к правлению Петра I.

12. Какой город вошёл в состав Российской империи в результате Каспийского похода?

1) Дербент
2) Ереван
3) Нахичевань
4) Тебриз

13. Составьте план ответа на вопрос «Развитие художественной культуры при Петре I». В плане должно быть не менее трёх пунктов. Раскройте в трёх предложениях один из этих пунктов плана.

2 вариант

1. Какое новшество связано с преобразованиями Петра I?

1) основание Славяно-греко-латинской академии
2) введение летосчисления с сотворения мира
3) появление парсуны как живописного жанра
4) выпуск печатной газеты «Ведомости»

2. Установите соответствие между изобретателями и учёными первой четверти XVIII в. и их достижениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Е.П. Никонов
Б) А.К. Нартов
В) Я. Брюс

1) открытие месторождений каменного угля на Украине
2) изобретение первой русской подводной лодки
3) составление первой в России карты звёздного неба
4) изобретение токарного станка

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Какое учебное заведение с 1701 г. размещалось в Сухаревой башне в Москве?

1) Навигацкая Школа
2) Московская Духовная академия
3) Славяно-греко-латинская академия
4) Художественная школа

4. Одним из первых русских портретистов был

1) Л.Ф. Магницкий
2) М.Г. 3емцов
3) И.К. Коробов
4) И.Н. Никитин

5. Ниже приведён ряд терминов. Все они и обозначаемые ими явления, за исключением одного, появились в России при Петре I.

1) музей
2) гражданская азбука
3) гравюра
4) ассамблея
5) придворный театр

Найдите и запишите порядковый номер термина, появление которого относится к другому историческому периоду.

6. Какое архитектурное сооружение было построено в царствование Петра I?

1) Казанский собор
2) Петропавловский собор
3) Дом Пашкова
4) Екатерининский дворец в Царском Селе

7. Какие две черты из перечисленных характеризуют преобразования Петра 1? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) ориентация на европейские традиции и опыт
2) постепенный, эволюционный характер преобразований
3) поддержка реформы всеми слоями населения
4) большая роль насилия при проведении реформ
5) преобразования коснулись лишь системы управления и армии

8. Какое изменение в повседневной жизни россиян произошло при Петре I?

1) разрешение женщинам посещать публичные собрания
2) обязательное ношение дворянами усов и бород
3) потребление чая в знатных семействах
4) появление в качестве предмета обуви сапог

9. Что было характерно для дипломатии Петра I в конце его царствования?

1) политика добровольной изоляции России
2) заключение династических браков с немецкими династиями в целях усиления влияния России
3) попытки установления союза с Англией против Франции и Пруссии
4) уступки Ирану в Каспийском регионе для освобождения сил, необходимых на европейском направлении внешней политики

10. Рассмотрите изображения и выполните задание.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 11

Отметьте архитектурное сооружение, создание которого относится к правлению Петра I.

11. При Петре I появился первый публичный городской парк, украшенный античными скульптурами, — это

1) Ботанический сад
2) Царскосельский парк
3) Летний сад
4) Эрмитаж

12. Как официально в XVIII в. назывался дворянин, не получивший образования и не поступивший на государственную службу?

1) юноша
2) барчонок
3) бурса
4) недоросль

13. Составьте план ответа на вопрос «Изменения в повседневной жизни и быте при Петре I». В плане должно быть не менее трёх пунктов. Раскройте в трёх предложениях один из этих пунктов плана.

Ответы на контрольную работу по истории Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение Петровских преобразований в истории страны 8 класс
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-314
6-2
7-4
8-3
9-23
10-4
11-4
12-1
2 вариант
1-4
2-243
3-1
4-4
5-5
6-2
7-14
8-1
9-2
10-2
11-3
12-4

http://testschool.ru/2019/09/07/kontrolnaya-rabota-po-istorii-peremeny-v-kulture-rossii-v-gody-petrovskih-reform-8-klass/

Положение основных слоев российского общества

Урок 35. История России 8 класс

Конспект урока «Положение основных слоев российского общества»

Вы уже познакомились с жизнью представителей крестьянства, казачества и пролетариата во второй половине XIX века.

Сейчас вам предстоит более подробно узнать, в каких условиях находились люди из таких сословий и классов общества как интеллигенция и буржуазия, духовенство, дворянство.

Интеллигенцию нельзя было назвать ни сословием, ни классом. Это социальная группа, объединенная по характерным признакам. Как правило, это были люди, которые профессионально занимались умственным трудом. К интеллигенции относились ученые, литераторы и художники, инженеры и техники, учителя, врачи, актеры и музыканты.

Профессиональное образование можно было получить в университетах, откуда и выходила русская интеллигенция. По данным переписи 1880 года в университетах обучались 8193 студента. Из них 23,1% были потомственные дворяне, 23,5% — личные дворяне и чиновники, 23,4% — духовенство, 9,1% — почетные граждане и купцы, 12,4% — мещане и цеховые, 3,2% — крестьяне, 5,3% — другие.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 12

Как видите, состав интеллигенции не был однородным, к ней относились представители самых разных слоев населения.

Например, детьми купцов были художники Иван Константинович Айвазовский и Иван Иванович Шишкин; из семьи мелких торговцев вышел Антон Павлович Чехов; историк Василий Осипович Ключевский был сыном священника, а певец Федор Иванович Шаляпин – мещанин; Илья Ефимович Репин родился в военном поселении, а из Сибирских казаков вышел Василий Иванович Суриков.

Преподавателями были также люди разных сословий. В сельских школах преподавали выходцы из крестьян, в народных училищах – разночинцы, а в гимназиях – дворяне и чиновники.

Особенностью интеллигенции в России было ее стремление улучшить жизнь в государстве. На это были направлены все силы.

Однако получение университетского образования не всегда было гарантией того, что человек сможет добиться положения в обществе. Выпускники не могли найти себе работу.

Также в России отсутствовали политические свободы. Поэтому в среде интеллигенции начали расти антиправительственные настроения. Художники и писатели в своих произведениях часто выступали против власти. Деревенские школы становились очагами пропаганды. Правительство пыталось с этим бороться. В университетах вводились строгие правила, на некоторое время закрывались многие высшие курсы. Однако это только способствовало росту недовольства. Многие будущие революционеры были представителями интеллигенции.

Таким образом, состав интеллигенции не был однородным. Особенностью интеллигенции было стремление улучшить жизнь. Среди интеллигенции росли антиправительственные настроения.

В России второй половины XIX века быстрыми темпами развивались капиталистические отношения. Это способствовало росту и укреплению такого класса населения как буржуазия. Представители его были ведущей силой в экономике, но не в политике. В отличие от западноевропейских буржуа, они не стремились к захвату власти.

Во время реформ буржуазия России всячески пыталась заручиться поддержкой правительства. Правительство также было заинтересовано в существовании и развитии этого класса. Ведь за счет крупной промышленности Россия могла оставаться ведущим мировым государством.

Для выражения своих интересов предприниматели создавали различные общества и съезды. Например, Постоянная совещательная контора железозаводчиков или Совет съезда бакинских нефтепромышленников и другие.

Представителями буржуазии были выходцы разных слоев населения. Родом из купеческой семьи был Савва Иванович Мамонтов.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 13

Это был очень рискованный и легкомысленный человек. С юности он не хотел заниматься предпринимательской деятельностью. Однако уже в 22 года по настоянию отца начал руководить Московским отделением Закаспийского товарищества, а после смерти отца стал директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Очень многое сделал Савва Мамонтов для развития дорог в России, но память о нем живет и благодаря его меценатской деятельности. Он любил устраивать дома спектакли, смог организовать частную оперную труппу. В его имении в Абрамцево часто останавливались знаменитые художники. Именно дочь Мамонтова изображена на картине Серова «Девочка с персиками». В 58 лет промышленник разорился, но сохранил теплые отношения со старыми друзьями из творческой среды.

Среди предпринимателей были и представители дворян. Ярким примером тому является внук Екатерины II Алексей Алексеевич Бобринский.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 14

Он детства отличался любознательностью, ему было интересно все новое. В результате он увлекся сельским хозяйством. В Украине он основал 4 сахарных завода. В 1835 году он создал акционерное общество для строительства железной дороги.

Интересна судьба рода Морозовых. В «списке богатейших предпринимателей России за 1914 год» они были помещены на пятую позицию. Основатель рода Савва Васильевич Морозов был крепостным ткачом. Чтобы продать товар он пешком ходил в Москву и искал там покупателей. В 27 лет он смог открыть свою мастерскую, а уже через 14 лет в мастерской насчитывалось 10 станков и 20 работников. Савва Морозов продавал свой товар в Москве самым знаменитым и богатым людям. В 51 год он смог выкупить себе и своим пятерым сыновьям вольную. За свою жизнь он основал множество фабрик и собрал громадный капитал, оставив сыновьям богатое наследство. Потомки Саввы Морозова продолжили его дело.

Многие чиновники стремились заниматься предпринимательской деятельностью. Однако среди них были распространены злоупотребления капиталом, похищение денег. Поэтому в 1884 году был издан указ, который запрещал чиновникам становиться предпринимателями.

Таким образом, буржуазия обладала мощной экономической силой, но не имела политического влияния. Предприниматели старались заручиться поддержкой правительства. Представителями буржуазии были выходцы из разных слоев населения. Чиновникам было запрещено заниматься предпринимательством.

Духовенство в России представляло собой особое сословие. Оно было разделено на черное и белое. К черному духовенству относились монахи, которые жили в монастырях. К белому – священнослужители, оставшиеся в «миру».

Черное духовенство имело некоторые преимущества над белым. Именно из его числа назначались все высшие церковные чины. В XIX веке монастыри в России были практически во всех губерниях и областях. Монахами могли стать мужчины не младше 30 лет, а женщина уйти в монастырь могла не ранее, чем в 40 лет. Одной из функций монастырей была миссионерская. Они несли православную веру в отдаленные и вновь присоединенные области империи. Также иногда монастыри были местом, где преступники отбывали наказание.

28 мая 1892 года вышел указ, который был направлен против роскоши в некоторых монастырях. Однако злоупотребления положением случались не везде. Большинство монастырей оставались очень бедными.

Белое духовенство было замкнутым сословием. Как правило, должность священника передавалась от отца к старшему сыну. Остальные дети должны были найти себе место в любом другом приходе. В 1867 году был издан указ, который отменял правила наследования церковных должностей. Однако эта традиция сохранялась еще долгое время.

Если дети священников оставались дома до наступления 15 лет и не были отправлены на обучение в семинарию или были исключены оттуда, лишались духовного звания. Иногда их отдавали в солдаты.

Сельские священники жили очень скромно, иногда, даже бедно. Но им всегда приходилось контролировать свое поведение и поступки, так как любое действие священника сразу становилось публичным. Несмотря на это, среди священников в селах частым явлением было пьянство.

Поддержка реформы всеми слоями населения - картинка 15

При церкви были учебные заведения. В Российской империи насчитывалось 4 духовных академии и 58 семинарий, где обучались будущие священнослужители. В 1867 году вышло Положение о духовных школах. Согласно ему, в каждой епархии должно было быть не менее 1 семинарии, срок обучения в которой составлял 6 лет.

После реформ упразднили около 2000 мелких приходов, священнослужителям было установлено годовое жалование, введены пенсии по старости. В 1869 году духовного звания были лишены церковные сторожа, пономари, псаломщики.

Таким образом, Александр II отменил замкнутость сословия, однако традиция некоторое время сохранялась. При церкви существовали учебные заведения, где готовили священнослужителей. В конце XIX века велась работа по улучшению быта духовенства.

Значительно изменилось положение дворянства после реформы 1861 года. В его среде стало заметно расслоение, все больше дворянами становилось выходцев из других слоев общества.

Чтобы остановить быстрый процесс расслоения в 1856 году были повышены классы чинов. Теперь личное дворянство, без права наследования, могли получить военные, которые достигли 12-ой ступени Табели о рангах, государственные служащие, достигшие 9-ой ступени. Потомственными дворянами могли стать военные, получившие 6-ую ступень и гражданские, получившие 4-ую ступень.

Однако, несмотря на принимаемые меры, количество дворян постоянно росло. За период с 1867 по 1897 год оно увеличилось в два раза.

Слабело политическое влияние дворян. Правительство по мере сил поддерживало их привилегии. Дворянство сохранило положение в органах местного управления. Согласно закону 1889 года земскими начальниками могли стать только представители дворянства.

Теряли дворяне и экономические преимущества. За 30 пореформенных лет количество помещиков среди дворян сократилось в два раза. Старые методы ведения хозяйства утрачивали эффективность, а перейти к чему-то новому были готовы не все. Среди дворян стало увеличиваться количество предпринимателей. Они вкладывали имеющиеся деньги в развитие промышленности, строительство дорог. Однако случалось и так, что дворяне разорялись и переходили в низшие слои общества.

Чтобы поддержать дворян в 1885 году был создан Дворянский банк, который предоставлял денежные ссуды на льготных условиях.

Был введен «закон о заповедных имениях», по которому дворяне вступали в пожизненное владение участком с правом передачи его по наследству. Отобрать имение у них никто не имел права.

После реформ дворяне утратили свои налоговые привилегии. Теперь на них распространялись все вводимые в государстве налоги.

В 1862 году дворяне лишились права формировать уездную полицию.

После реформ 1864 года они утратили монополию на формирование органов местного самоуправления, оказались под юрисдикцией общесословных судов, стали привлекаться к отбыванию воинской повинности на общих условиях.

В конце XIX века началось резкое расслоение дворянства. Дворяне утратили свое господствующее положение в жизни общества. Правительство предпринимало меры по укреплению положения дворян.

Таким образом, состав интеллигенции в России не был однородным, в ее среде росли антиправительственные настроения.

Мощной экономической силой стала буржуазия, которая пыталась заручиться поддержкой правительства.

Была отменена сословная замкнутость духовенства, предпринимались меры по улучшению быта этого сословия.

Началось расслоение дворянства, которое теряло свое привилегированное положение в обществе.

http://videouroki.net/video/35-polozhieniie-osnovnykh-sloiev-rossiiskogho-obshchiestva.html

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Петр I осуществил ряд важных социальных преобразований, которые привели к изменению социальной структуры общества. Особенность этих реформ состояла в том, что все они (за исключением реформы городских сословий) основывались на российской консервативной традиции и не выходили за рамки феодально-крепостнической системы.

Целью социальных преобразований было привлечение всех слоев общества к государственной службе, а это требовало четкого определения основных сословий и их обязанностей в обществе. В итоге глобальные перемены коснулись всех без исключения сословий.

Дворяне. Главной заботой Петра I в социальной сфере было формирование сильного сословия дворян. Для этого Петр собственноручно разделил некогда единое сословие «служилых людей». Верхушка служилого сословия превратилась в дворян, а низы сословия (однодворцы и др.) стали государственными крестьянами. При этом государь уделял большое внимание укреплению дворянства экономически и политически. В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому право наследования дворянской земельной собственности предоставлялось одному из сыновей; остальные были обязаны служить (этим предотвращалось дробление поместий). С этого времени дворянское поместье было уравнено в правах с боярской вотчиной, а светские феодалы стали называться дворянами.

Следующим шагом Петра было издание в 1722 г. «Табели о рангах» — свода законов о порядке государственной службы. Впервые в России службу разделили на военную и гражданскую. Служебная иерархия состояла из 14 рангов (высшим был первый), от генералиссимуса и канцлера до коллежского регистратора и прапорщика, с четким определением их обязанностей. Дворянином становился всякий, получивший чин VIII класса. При этом каждый подданный начинал службу с низшей ступени, что способствовало утверждению приоритета выслуги перед знатностью: при получении класса коллежского асессора и майорского чина присваивалось потомственное дворянство даже выходцам из незнатных сословий. Так, окончательно было зафиксировано новое иерархическое деление, в котором дворянство, ранее осознававшее себя государевыми слугами в рамках уездных корпораций, стало рассматривать себя как всероссийское сословие с едиными чинами и классами.

Крестьяне. Значительные изменения в петровские времена произошли с крестьянским сословием. Особенностью социальных реформ были изменения в сословии государственных крестьян. В 1723—1724 гг. Петр I решил объединить в единое сословие, контролируемое сверху, разнообразные категории некрепостного населения России (черносошных крестьян Севера, пашенных людей Сибири, ясашных крестьян Среднего Поволжья, однодворцев (бывших дворян южных уездов, не имевших крепостных), жителей секуляризованных [1] , монастырских и церковных владений и др.). Права государственных крестьян были значительно ограничены: они платили более высокую подушную подать, чем владельческие (к ней добавлялась оброчная подать 40 коп.); без ведома властей им не разрешалось бросать деревню. Но они могли записаться в ряды городского торгового люда, если были в состоянии заплатить положенный взнос.

Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Крепостное право получило дальнейшее развитие. Страна и прежде всего дворянство к отмене крепостного права не были готовы. Не был готов к этому и сам Петр I. Он рассматривал крестьянство как класс, неспособный к самостоятельной деятельности, который мог работать только по указке и по команде, под присмотром помещиков. Петр считал, что крепостной труд в его время был достаточно производительным, и поэтому распространил крепостные отношения на другие категории населения. Подтверждением этого стало объединение в 1724 г. в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Если раньше «кабальные холопы» получали свободу после смерти своего хозяина, то теперь холопы окончательно потеряли право получения свободы и навечно становились крепостными, превращаясь в «дворовых». Так, изыскивая средства для пополнения казны, Петр I обратил холопов в крепостных и в 1724 г. распространил на них подушную подать. Для ограничения передвижения крестьян (как, впрочем, и горожан) была введена паспортная система; нарушение паспортного режима строго каралось.

Социальная реформа, проводившаяся репрессивными методами, усиливала крепостной гнет, что вызывало сопротивление населения. В 1705—1706 гг. произошло восстание в Астрахани, затем в Башкирии (1705—1711). Наиболее крупным было восстание на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707—1708); на его подавление были посланы регулярные войска.

Горожане. Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Особенность этой реформы состояла в том, что в отличие от других социальных реформ она была проведена по европейскому образцу. Петр I решил унифицировать социальную структуру российских городов; в нее были перенесены западноевропейские институты — магистраты, цехи, гильдии. Примечательно, что в Западной Европе цехи как средневековый институт давно ушли в прошлое, в то время как в петровской России ремесленники, купцы стали членами цехов и гильдий. При этом богатые купцы получили право участвовать в городском самоуправлении; бедное же население городов было отстранено от участия в выборах магистрата. В целом городская реформа сдерживала возникновение рыночных отношений и во многом оказалась формальной.

Что касается промежуточных социальных групп населения, состоявших из разнорабочих, бродяг, не имеющих церковной службы детей священников и др., то они были поставлены перед выбором: записаться в крепостные к помещикам или поступить в армию солдатами.

Духовенство. В результате социальных преобразований в стране практически не осталось социальных групп, которые находились бы вне обязанностей в отношении к государству: уплата налогов, выполнение различных повинностей, несение военной и гражданской службы. Только привилегированное положение духовенства позволяло избегать обязательной службы и уплаты налогов. Однако и оно не избежало притеснений со стороны государства. Чтобы пополнить государственную казну, Петр фактически перевел духовенство на фиксированное жалованье, конфисковал значительную часть церковных и монастырских доходов, запретил строительство новых монастырей и т.п. На местное духовенство были возложены также пропагандистские функции: через сельских священников правительство доводило свои указы до крестьянства; кроме того, священники обязывались доносить на прихожан, если узнавали об антигосударственных настроениях.

В социальной политике петровское законодательство в целом следовало не западному опыту, а российским консервативным традициям XVIII в. Важнейшими итогами реформ были унификация сословного строя, дальнейшее закрепощение крестьян и укрепление власти дворянства. Другим основным результатом социальных реформ Петра I стало упрочение феодальных порядков в стране, расширение сферы крепостнических отношений и уменьшение количества свободного населения в России.

http://studref.com/383592/politologiya/sotsialnye_reformy

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях