WordPress

Поддержка уязвимых групп населения

Поддержка уязвимых групп населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Поддержка уязвимых групп населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Конвенции и соглашения

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Поддержка уязвимых групп населения - картинка 2

Поддержка уязвимых групп населения - картинка 3

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 6. Охрана и укрепление здоровья человека

Программные области
С. Защита уязвимых групп населения

Основа для деятельности

6.18. Помимо удовлетворения основных потребностей в медицинской помощи особое внимание следует уделять защите и просвещению уязвимых групп населения, в частности детей, молодежи, женщин, коренных народов и беднейших слоев населения, что является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития. Особое внимание необходимо уделить потребностям пожилых людей и инвалидов в медицинском обслуживании.

6.19. Младенцы и дети. Приблизительно одну треть всего населения мира составляют дети в возрасте до 15 лет. По меньшей мере 15 миллионов этих детей ежегодно умирают от факторов, которые можно было бы предупредить, например родовая травма, родовая асфиксия, острые респираторные заболевания, недоедание, инфекционные заболевания и диарея. Дети в большей степени подвержены воздействию недоедания и негативных экологических факторов, чем другие группы населения; кроме того, многие дети подвергаются угрозе их использования в качестве дешевой рабочей силы или в целях проституции.

6.20. Молодежь. История развития всех стран свидетельствует о том, что из всех групп населения молодежь является наиболее уязвимой к проблемам, связанным с экономическим развитием, которое зачастую ослабляет традиционные формы социальной защиты, необходимой для здорового развития молодого поколения. Урбанизация и изменения нравов привели к увеличению числа случаев наркомании и токсикомании, незапланированной беременности и заболеваний, включая СПИД, передающихся половым путем. В настоящее время более половины населения мира — это люди в возрасте до 25 лет, причем четверо из каждых пяти проживают в развивающихся странах. В этой связи развивающимся странам важно извлечь соответствующий урок из исторического опыта развитых стран.

6.21. Женщины. В развивающихся странах состояние здоровья женщин по-прежнему остается относительно неудовлетворительным, и в 80-е годы число женщин, страдающих от нищеты, недоедания и слабого здоровья, даже увеличилось. Большинство женщин в развивающихся странах по-прежнему не имеют достаточных возможностей для получения базового образования и средств для укрепления своего здоровья, контроля репродуктивной функции и улучшения своего социально- экономического положения. Особое внимание следует уделять обеспечению надлежащего дородового ухода для обеспечения рождения здоровых детей.

6.22. Коренные народы и их общины. Коренные народы и их общины составляют существенную долю населения мира. Всех их постигла приблизительно одинаковая участь: основы их взаимоотношений с традиционной средой обитания подверглись радикальному изменению. Доля коренного населения непропорционально велика среди тех, кто не может найти работу или жилье, проживает в нищете или страдает от слабого здоровья. Во многих странах численность коренного населения растет гораздо быстрее, чем население страны в целом. В этой связи важно направить инициативы в области здравоохранения на коренных жителей.

Цели

6.23. Общая цель защиты уязвимых групп населения заключается в том, чтобы каждый представитель такой группы имел возможность полностью развить свои возможности (включая здоровое физическое, умственное и духовное развитие); обеспечить, чтобы молодежь могла вести здоровый образ жизни; позволить женщинам играть ключевую роль в обществе и оказывать поддержку коренным народам, предоставив им возможности в области образования и экономического и технического развития.

6.24. Конкретные основные цели в области обеспечения выживания, развития и защиты детей были определены на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей и остаются актуальными также и для Повестки дня на ХХI век. Вспомогательные и секторальные цели охватывают такие вопросы, как здоровье и образование женщин, питание, здоровье детей, водоснабжение и санитария, получение базового образования и положение детей, находящихся в неблагоприятных условиях.

6.25. Правительствам следует в срочном порядке и с учетом существующих в конкретных странах особых условий и правовых систем принять энергичные меры, обеспечивающие равное право мужчин и женщин свободно и со всей ответственностью принимать решения по вопросам деторождения, иметь, по мере необходимости, доступ к информации, образованию и средствам, позволяющим им осуществлять это право в условиях уважения их свободы, достоинства и разделяемых ими ценностей с учетом этических и культурных соображений.

Деятельность

6.27. Национальным правительствам в сотрудничестве с местными и неправительственными организациями следует осуществлять или укреплять программы в следующих областях:

i) укрепление служб по оказанию основной медико-санитарной помощи детям в рамках предоставления первичной медико-санитарной помощи, включая программы в области дородового ухода, грудного вскармливания, иммунизации и питания;

ii) проведение широких мероприятий в области обучения взрослого населения методам применения пероральной регидратационной терапии для лечения диареи, лечения респираторных инфекций и профилактики инфекционных заболеваний;

iii) содействие мерам по разработке, изменению и обеспечению осуществления правовой основы защиты детей от эксплуатации в сексуальных целях и эксплуатации детского труда;

iv) защита детей от воздействия токсичных соединений, содержащихся в окружающей и производственной среде;

i) укрепление служб, занимающихся вопросами молодежи в секторах здравоохранения и образования и в социальном секторе, с целью предоставления более надежной информации, образования, консультативных услуг и лечения конкретных заболеваний, включая злоупотребление наркотиками;

i) вовлечение женских групп в процесс принятия решений на национальном и общинном уровнях в целях выявления рисков для здоровья и включения вопросов здравоохранения в национальные программы действий, касающиеся женщин и развития;

ii) создание конкретных стимулов для поощрения и обеспечения обучения женщин всех возрастов в школах и на курсах подготовки взрослого населения, в том числе по вопросам здравоохранения и оказания первичной медико-санитарной помощи, помощи на дому и ухода за беременными женщинами;

iii) проведение базовых исследований и изучение знаний, подходов и практики в области здравоохранения и питания женщин в различные периоды их жизни, особенно в том, что касается воздействия ухудшения состояния окружающей среды и предоставления соответствующих ресурсов;

d) коренные народы и их общины:

i) укрепление лечебных и профилактических медицинских служб путем предоставления ресурсов и обеспечения самоуправления;

ii) учет в системах здравоохранения традиционных знаний и опыта.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

6.28. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3,7 млрд. долл. США, в том числе около 400 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.29. Следует принять меры по укреплению учреждений, занимающихся вопросами образования, здравоохранения и проведения научных исследований, в целях оказания помощи в деле укрепления здоровья людей, относящихся к уязвимым группам. Следует расширить социальные исследования по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются эти группы, и изучить методы, обеспечивающие их гибкое и прагматическое решение, уделяя при этом особое внимание профилактическим мерам. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям, представляющим молодежь, женщин и коренные народы, следует оказывать техническую помощь по вопросам здравоохранения.

с) Развитие людских ресурсов

6.30. Мероприятия по подготовке кадров для служб, занимающихся вопросами охраны здоровья детей, молодежи и женщин, должны предусматривать меры по укреплению учебных заведений, обеспечению применения интерактивных методов обучения по вопросам здравоохранения и расширению использования средств массовой информации для распространения информации среди целевых групп. Это требует подготовки большего числа общинных медицинских работников, медсестер, акушерок, терапевтов, социологов и преподавателей, а также проведения просветительской деятельности среди матерей, семей и общин и укрепления министерств по вопросам образования, здравоохранения населения и т.д.

d) Создание потенциала

6.31. Правительствам следует, по мере необходимости, содействовать:

i) организации национальных межстрановых и межрегиональных симпозиумов и других совещаний в целях обмена информацией между учреждениями и группами, занимающимися вопросами охраны здоровья детей, молодежи, женщин и коренных народов, и

ii) женским организациям, молодежным группам, организациям коренных народов в секторе здравоохранения и оказывать им консультативные услуги по вопросам разработки, изменения и обеспечения осуществления правовой основы в целях создания здоровых условий жизни для детей, молодежи, женщин и коренных народов.

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch6c.shtml

Раздел 3. Оперативная поддержка социально-уязвимых групп населения

N
п/п
Содержание мероприятийКол-воЗатраты
Тыс. руб.
Ответсв.
исполнитель
Источник
финансирования
1.Оказание материальной помощи гражданам,
находящимся в трудной жизненной ситуа-
ции, с учетом личных заявлений, средне-
душевого дохода
Продуктами питания505,0ЦСОМБ
Одеждой и обувью10020,0ЦСОГум. помощь
Моющими средствами301,5ЦСОМБ
лекарствами201,5ЦСОМБ, обл. Фонд
соц. поддержки
2.Оказание материальной помощи на приоб-
ретение дров, ремонт жилья малообеспе-
ченным гражданам. Стоящим на поименном
учете
306,0ЦСОМБ, обл. Фонд
соц. поддержки
3.Оказание материальной помощи малообес-
печенным гражданам, находящимся на на-
домном обслуживаниии, в приобретении
овощей на зиму
154,5ЦСОСредства, соб-
ранные за пре-
доставлен. ус-
луг
4.Предусмотреть в районном бюджете
на 2004 год выделение 18 тыс. рублей
ЦСО для социальной поддержки м/о граж-
дан
10018,0ЦСОМБ
5.Социальная поддержка малообеспеченных
граждан путем выдачи гуманитарной, бла-
готворительной и других видов помощи
100ЦСОБлаготворитель-
ная помощь

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/15110297/59024ce80075e0ec41e6a94e1d33ae69/

СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ

К социально уязвимым слоям населения относятся представители социальных групп, члены которых объединены высоким или средним уровнем дезадаптированности. Как правило, их дезадаптированность, а следовательно, уязвимость связаны с дисфункциями в какой-либо сфере жизни. Для пожилых граждан характерна уязвимость в связи с ухудшающимся состоянием здоровья, одиночеством (разрывом ряда социальных контактов — родственных, профессиональных и т.п.), а также с относительно низким уровнем жизни. Социальная уязвимость лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) исходит из стойких нарушений функционирования какой-либо физиологический подсистемы, что приводит к росту дезадаптированности в быту. Отсюда затруднения в профессиональной самореализации, низкий уровень доходов, реже — социальное одиночество. Социальная уязвимость несовершеннолетних может быть связана с отсутствием родителей, ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.п. К этому добавляется психофизиологические особенности детей — недостаточная физическая сила, излишняя доверчивость, что не позволяет им в должной мере постоять за себя и становится поводом для их использования в различных целях, в частности экономической или сексуальной эксплуатации.

Для отнесения индивида к социально уязвимому слою населения необходимо постоянное и длительное наличие дезадаптирован- ности, поскольку только в этом случае он может относиться к этому слою. Бытовые и материальные проблемы, возникающие у каждого индивида и носящие временный характер, не являются поводом относить его к социально уязвимому слою населения, если эти проблемы сравнительно быстро решаются при помощи какого-либо адаптационного ресурса.

К основным социально уязвимым слоям населения в российской статистике относятся: пожилые люди (женщины от 55 лет и старше, мужчины от 60 лет и старше) — около 34 млн человек; инвалиды — около 13 млн человек; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — более 80 тыс. согласно всероссийскому банку данных на июль 2015 г.; малообеспеченные (бедные) — около 23 млн человек в первом квартале 2015 г.; бездомные граждане (бомжи) — точной статистики нет, по разным оценкам, их насчитывается от 200 тыс. до 2 млн человек.

Лит.: Социальная работа: приоритеты и перспективы развития: Монография / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. М.: ИДПО ДТСЗН, 2015; Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2015; Инновационные методы практики социальной работы: Учеб, пособие / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Потапова, О.М. Коробкова и др. М.: ИТК “Дашков иК°”, 2014.

http://studref.com/412776/sotsiologiya/sotsialno_uyazvimye_sloi_naseleniya

Конференция «Социальная поддержка уязвимых групп населения: вызовы, подходы, успешная практика»

9 апреля состоялась заключительная конференция в рамках проекта «Дорога домой к полноценной жизни», финансируемого Европейским инструментом по развитию демократии и правам человека. Конференция проходила под названием «Социальная поддержка уязвимых групп населения: вызовы, подходы, успешная практика»

Поддержка уязвимых групп населения - картинка 5

9 апреля состоялась заключительная конференция в рамках проекта «Дорога домой к полноценной жизни», финансируемого Европейским инструментом по развитию демократии и правам человека. Конференция проходила под названием «Социальная поддержка уязвимых групп населения: вызовы, подходы, успешная практика». Со вступительной речью выступили Глава Делегации ЕС в Узбекистане Посол Эдуардс Стипрайс, директор Национального центра по правам человека г-н Акмаль Саидов, а также заместитель посла ФРГ в Узбекистане г-жа Мелани Мольтманн.

Все выступавшие отметили важность и ценность данного проекта в условиях претворения в жизнь реформ, предусмотренных Стратегией действий по дальнейшему развитию Узбекистана. В частности, г-н Посол Эдуардс Стипрайс особо подчеркнул, что, несмотря на то, что проект «Дорога домой» финансируется ЕС и Правительством Германии, он является исключительно узбекским. В заключение своей речи Посол поблагодарил исполнителей проекта не только за их профессиональный, но и личный вклад в достижение высоких результатов.

В числе докладчиков выступили международный эксперт в области социальной защиты Чарльз Роберт Аллен, поделившийся информацией об опыте Великобритании в данной сфере, а также директор Национального Центра по правам человека Акмаль Саидов, который рассказал об имплементации международных договоров в национальное законодательство и отметил предпринимаемые государством шаги в отношении социально-уязвимых слоев населения.

Кроме того, в ходе конференции была представлена информация о проекте «Дорога домой к полноценной жизни» и достигнутых результатах. Целевая группа проекта — не менее 1200 уязвимых женщин и мужчин, таких как бывшие заключенные, наркопотребители, люди с ВИЧ, больные туберкулезом, которым предоставляются юридические консультации, психологическая и медицинская помощь на бесплатной основе (в том числе с направлением к соответствующему специалисту). Также предоставляется возможность посещать курсы профессионального образования и получить знания и навыки. В конце презентации участники конференции смогли задать вопросы некоторым представителям целевой группы проекта.

В завершение мероприятия прошла панельная дискуссия на тему: «Социальное партнерство в поддержке уязвимых групп населения – вызовы и подходы» с участием местных и иностранных экспертов.

http://eeas.europa.eu/delegations/uzbekistan_ru/42671/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20″%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%8F%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F:%20%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B,%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B,%20%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0″

Специфика политики социальной защиты уязвимых семей

В результате изучения главы 9 студент должен:

знать

• понятие и сущность политики социальной защиты населения;

уметь

  • • квалифицированно оценивать потребности уязвимых групп населения в социальной помощи и поддержке;
  • • анализировать и обобщать процесс формирования системы социального обслуживания семьи и детей для определения основных функций деятельности учреждений социального обслуживания в отношении семьи;

владеть

средствами и методами социального обслуживания семьи.

Сущность политики социальной защиты уязвимых групп населения

Понятие политики социальной защиты относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного управления, однако его содержание нуждается в анализе и уточнении.

Политика социальной защиты населения является структурным элементом социальной политики как целого. Последняя, в свою очередь, представляет наиболее значимую сферу интересов современного общества и важнейшую часть деятельности современного государства. Социальная политика тесно связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Также исторически определенным и конкретным является место, объем и содержание в ней политики социальной защиты.

Социальная политика затрагивает наиболее широкие вопросы жизнедеятельности общества и государства, регулируя самые разные аспекты взаимоотношений индивида и общества, индивида и группы, социальных слоев, групп и классов. Какое же место в системе социальной политики занимает политика социальной защиты уязвимых индивидов и социальных групп?

Основой объективной уязвимости является теоретически любое отклонение индивида или социальной группы от количественной нормы данного общества. Данный тезис означает, что эти уязвимые социальные единицы будут существовать в любом обществе, включая вполне благополучные. Более того, по мере преодоления первичных социально-экономических трудностей, по мере расширения возможностей и ресурсов данного общества у индивидов в нем возникает представление о необходимости оказывать социальную помощь не только беднякам, беженцам или другим людям, обиженным судьбой, но также и тем людям, чья уязвимость не связана с материальной нуждой. Можно предположить, что политика в отношении уязвимых индивидов и групп будет являться неотъемлемой частью социальной политики общества современного типа, видоизменяясь в зависимости от его моральных норм и социальных ресурсов.

Существование такой политики подтверждается идеологическими концепциями, фиксирующими обязанность общества приспосабливаться к особым нуждам индивидов и обеспечивать для них стартовое равенство, законодательными актами, определяющими такую деятельность, а также появлением особых структур, органов и учреждений – как государственных, так и негосударственных, реализующих эту политику социальной защиты, и формированием института профессиональных агентов-специалистов социальной защиты со своей нормативной регуляцией и нравственной мотивацией.

Практика нашей страны, как и ряда других государств, переживавших периоды социальных потрясений, показывает, что в рамках социальной политики этот ее элемент – политика социальной защиты уязвимых индивидов и слоев – может занимать доминирующее место.

Следующий вопрос, который необходимо уяснить, – от кого защищать этих индивидов? Можно защитить человека от хулигана или преступника, поскольку неблагоприятное воздействие здесь воплощено в индивиде, конкретном, ограниченном субъекте злой воли и преступного дела. Значительная часть социальных рисков имперсональна, а в условиях нашей страны, с ее подавляющим преобладанием этатистских начал, источником и основным агентом социальных изменений выступает государство. Должна ли государственная политика социальной защиты защищать индивидов от государства или сама постановка такого вопроса – нонсенс?

Как представляется, основной целью политики социальной защиты уязвимых слоев населения является предотвращение перехода потенциальной уязвимости в актуальную, утраты стабильного социального статуса, нормальных условий жизнедеятельности. В редких случаях возможно также преодоление самой социальной уязвимости, но вряд ли можно формулировать такую цель постоянно. Поэтому следует признать, что среди направлений государственной политики социальной защиты может быть также и организация защиты индивидов от государства. Это связано с двумя обстоятельствами.

Во-первых, государство слишком масштабный социальный институт. В силу своей величины, неповоротливости, нацеленности на общие вопросы государство иногда может проявлять слепоту по отношению к проблемам и интересам отдельного, частного человека.

Кроме того, государство функционирует как более или менее упорядоченная совокупность органов и уровней управления, и неизбежная несогласованность или даже противоречивость в их деятельности сказывается как раз на благополучии индивидов, которые в первую очередь страдают от этой разобщенности. Противоречия в нормативных правовых актах, отсутствие реализации даже вполне приемлемых правовых актов мешает их действенности и не позволяет индивидам отстаивать свои права. Неоднократно отмечалось, кроме того, что законодательно устанавливается право на те или иные льготы, выплаты и привилегии на федеральном уровне, а выполнять такие решения должны региональные или местные органы, которые не имеют для этого соответствующих материальных ресурсов.

Наконец, само государство может оказаться в непредвиденно трудном положении, как это случилось в результате кризиса 1998 г., и выступить как слабый социальный субъект, не исполняющий свои обязанности и обязательства.

Еще одним источником угрозы для индивидов является социально-экономический процесс частнокапиталистической деятельности. Стихийная игра рыночных сил сама но себе нуждается в серьезной регуляции, защищающей в первую очередь слабых членов общества, но также и всех участников экономической деятельности. В наших условиях она ведет к хаосу и разрушению, которые переводят в уязвимое и слабое положение самые широкие слои населения. Постоянная практика упорядочения этого хаоса, использование государственных инструментов и механизмов необходимы не только в экономической, но и в социальной политике.

В этом смысле целям социальной политики, интересам развития общества в целом служит определенный отход от принципов чистого рыночного либерализма: возвращение в собственность государства ряда предприятий и объединений, приватизированных незаконно или управляемых неэффективно, применение административных ресурсов и государственных рычагов воздействия на социально- экономическую ситуацию. В конечном счете предпринимаемое с помощью административных методов подобное оздоровление приносит расширение численности рабочих мест, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и более эффективное осуществление собственных целей политики социальной защиты.

Поэтому можно сказать, что, если руководство страны, региона или даже муниципального образования реализует политику, направленную на позитивное развитие своей территории, есть основания с полным правом констатировать, что в целом проводится политика социальной защиты уязвимых категорий населения. Если же какие-то меры социальной поддержки наиболее слабых слоев проводятся на фоне деятельности, объективно ведущей к свертыванию производства, ликвидации рабочих мест, мы должны признать, что в итоге такая политика направлена не на социальную защиту уязвимых категорий, а на объективное увеличение их численности.

Социальная и экономическая эффективность деятельности руководящих органов страны в целом и ее регионов в частности тесно взаимосвязаны, и добиться успехов в одной сфере, пренебрегая интересами другой, невозможно. Целью экономической политики должно быть достижение такого результата, который позволял бы активно действовать и развивать свои способности представителям социально сильных слоев общества, но в то же время предоставлял ресурсы для функционирования политики социальной защиты, призванной обеспечить социально слабым такие условия жизни, которые считаются нормальными и приемлемыми в современных условиях.

Результатом позитивной политики социальной защиты уязвимых слоев населения может быть активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, направленный на материальное благополучие и социальную свободу; реформирование социальной системы с целью связать размер получаемой зарплаты и пенсии с трудовым вкладом; дальнейшее развитие системы социального обслуживания [1] . Подчеркнем, что, развивая такие механизмы социальной защиты, которые ориентированы на учет личного трудового вклада индивидов, мы в то же время в современных условиях не можем отказаться от уравнительной поддержки населения на гарантированном минимальном уровне, поскольку значительные слои населения, в первую очередь пожилые люди, не имеют возможности интенсифицировать свои труд и не смогут воспользоваться никакими страховыми или накопительными инструментами.

По мнению И. А. Григорьевой [2] , политика социальной защиты направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей. Справедливость этих утверждений не мешает отметить, что перечислительный подход всегда ограничивает охват проблемы. Можно указать, что в представленный автором список не вошли инвалиды и многодетные, беженцы и безработные. С другой стороны, следует априори предположить, что никакой, даже самый длинный, перечень не способен исчерпывающе включить все типы и разновидности социальной уязвимости, претендующей на защиту государства. Вероятно, рациональнее было бы на концептуальном уровне признать, что потенциально защищать необходимо всех, кто нуждается в защите. Формы этой защиты, величина представляемой помощи, нормативные основания ее представления – все это конкретные характеристики, которые должны точно фиксироваться в законах, постановлениях и других распорядительных документах.

Социальная политика является затратным видом деятельности. Чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства. История социального развития целого ряда стран (Германия, Швеция, Финляндия и др.) показывает, что между началом масштабного инвестирования в социальную политику, прежде всего направленную на развитие социального благополучия и образования детей и подростков, и скачкообразным ускорением темпа развития общества проходит достаточно короткий срок – приблизительно 20–25 лет.

Пока, к счастью, не было проверено на практике, к каким результатам может привести резкое сокращение инвестиций в социальную защиту взрослых и детей, в развитие человеческого фактора. Однако легко прогнозировать, что ряд социальных процессов имеет такие критические моменты, когда ресурсы для развития должны быть представлены в обязательном порядке. Если они станут доступны позже, то окажутся либо не столь эффективны, либо бесполезны. Политика социальной защиты принадлежит, вероятно, к числу таких процессов.

Недостаточное внимание сегодня может привести к тому, что защищать завтра будет уже некого или некому (процессы депопуляции приобретут необратимый характер, дети вырастут в нездоровых и неполноценных взрослых) или потребуется гораздо больший масштаб средств и ресурсов, чем сегодня.

http://studme.org/53443/sotsiologiya/spetsifika_politiki_sotsialnoy_zaschity_uyazvimyh_semey

Понятие «социально незащищенные группы населения»

Лекция 7.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Понятие «социально незащищенные группы населения»

2. Образование как фактор социальной защиты взрос­лого человека

Организаторы специальных видов образования

Понятие «социально незащищенные группы населения»

Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, в различных публикациях и документах обозначаются по-разному: «непривилегированные (обездоленные)»; «социально слабые»; «маргинальные»; «социально уязвимые». Использование обобщающего понятия «социально незащищенные группы» в андрагогическом контексте позволяет обозначить те слои населения, для которых социальная под­держка в решении жизненных проблем в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования.

Понятие «социальная защита» является одним из ключевых для социальной политики демократического государства. В СССР си­стема социальной защиты как важнейшая часть социальной по­литики включала в себя прежде всего:

— гарантированное государством пенсионное обеспечение;

— административно регулируемые цены, обеспечивающие «це­новую» доступность основных товаров и услуг;

— бесплатность образования, здравоохранения, форм досуговой активности и т.д.

В современных условиях под «социальной защитой» понимает­ся политика государства и регионов, направленная на обеспече­ние удовлетворительного существования тем группам населения, которые оказались в особо сложных условиях и не способны без внешней поддержки их улучшить.

Социальная защита населения представляет собой систему ши­рокого набора мер по профилактике социального неблагополучия. Это поддержка социально уязвимых групп (пособия, льготы, вып­латы); обеспечение минимальных социальных гарантий на труд, образование, отдых; всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных благ (стационары, социальная по­мощь оказавшимся в трудных условиях).

Гарантии на образование и труд закреплены Конституцией Украины и Законом «Об образовании», но формирующиеся рыночные от­ношения как в сфере труда, так и в сфере образования, развитие производственных отношений нового типа диктуют свои законы и зачастую придают этим гарантиям формальный характер. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют доступа к современным знаниям для широких масс населения. Осо­бенно остро эта проблема стоит в Украине по отношению к мало­обеспеченным, социально незащищенным группам населения.

Формирующийся рынок труда выдвигает возрастающие требо­вания к уровню профессиональной компетентности специали­стов, конкретизирует спрос на рабочих и специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недоста­точно квалифицированной рабочей силы становится одной из причин высвобождения работников из сферы труда, потери рабо­ты и появления безработицы. Участие в гражданском обществе невозможно без успешной профессиональной карьеры, составля­ющей фундамент личной независимости, самоуважения и благо­состояния и определяющей качество жизни.

Положение современного взрослого человека в обществе, и прежде всего в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профес­сиональной функциональной и информационной компетентно­сти как условие соответствия требованиям рынка труда, грамот­ного поведения в современной социально-экономической ситуа­ции, принятия эффективных решений, смену профессии или про­фессиональной квалификации, приобретение дополнительного об­разования, необходимого для личностного роста, духовного обо­гащения, удовлетворения интересов, как условие морально-пси­хологического комфорта.

Все это — поле проблем, решение которых позволяет человеку соответствовать требованиям современного рынка труда, сохра­нять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни.

2. Образование как фактор социальной защиты взрос­лого человека

Неготовность человека успешно решить первостепенные про­блемы погружает его в кризисную ситуацию, выйти из которой самостоятельно почти невозможно. Следствиями становятся потеря работы, безработица; профессиональная деквалификация; снижение жизненного уровня; морально-психологический дискомфорт, неуверенность в собственных силах, потеря жизненных перспек­тив, психологический стресс. При решении возникших проблем формальное и неформальное образование взрослых выступает фактором социальной защиты. Доступность дополнительного образования для широких масс работников, его ориентация на развитие компетентности, профессионально зна­чимых личностных качеств, конкурентоспособности на совре­менном рынке труда, на повышение квалификации или на обес­печение переквалификации могут выступать в качестве надеж­ного механизма вывода из кризисной ситуации.

Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня — это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий до­стойный уровень жизни.

Однако в сфере образования, где складываются рыночные от­ношения, население выступает в роли потребителя образователь­ных услуг только в том случае, если обладает платежеспособно­стью.

Взрослый человек, находящийся в кризисной ситуации, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать каче­ственные образовательные услуги. Круг замыкается. Без социаль­ной поддержки значительная часть населения не способна вос­пользоваться необходимыми образовательными услугами, а зна­чит, решить многие важные жизненные проблемы.

В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:

1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за­ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистриро­вались в Государственной службе занятости в качестве безработ­ных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;

2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные;

3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения Украины (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую без­работицу);

4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты;

5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в про­фессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек», нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реа­билитацией;

6) мигранты и вынужденные переселенцы;

7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях не­полной семьи;

8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионе­ры), одна треть из которых про­должают работать;

9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.

Все эти группы взрослого населения относятся к части населе­ния, которую сегодня определяют новым термином — «критиче­ская зона рынка труда». Критическая зона рынка труда включает лиц, получивших официальный статус безработного, а также людей, не имеющих официального статуса безработного, но с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума, заня­тых неполный рабочий день, не имеющих дополнительного дохо­да. В Украине численность этой группы населения носит региональ­ный характер и достигает 70 % экономически активного населе­ния. Это самая многочисленная группа, нуждающаяся в социаль­ной защите средствами образования и в сфере образования. Именно она является источником безработицы и несет в себе угрозу раз­вития процесса маргинализации населения, возникновения и раз­вития социальных осложнений.

http://megalektsii.ru/s37290t10.html

Министерство труда и социального развития

Представители государственных органов Кыргызской Республики, а также активные и неравнодушные граждане объединились в движение под названием Штаб Помощи, призванное помочь малоимущим семьям, лицам с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся и социально-уязвимым гражданам в это нелегкое время.

  • На сегодня к движению присоединились следующие организации и сообщества: «Красный полумесяц», «Народный штаб -Биз барбыз», «Perspective», Строительная компания “Элит Хаус”, «Дари добро», «Чон казат», КЦ «Спасатель», «Добровольный отряд спасателей», БИГ «Добрые руки», ОБФ «Путеводная звезда», «Никто кроме нас», «Азия ТВ», ОБФ «Ак демилге», «Газпром», ОО «Наш голос», ОБФ «Руки добра» и многие другие.

На сегодняшний день, Штаб Помощи, начал активную работу в городах Бишкек и Ош.

КОМУ НУЖНА ПОМОЩЬ!

Нуждающиеся граждане могут получить помощь в виде продуктов питания и средств защиты следующим образом:

  • Позвонив с 09:00 до 18:00 часов в call-центр по горячей линии «1227»(звонок бесплатный);
  • Через Telegram-канал НАРОДНЫЙ ШТАБ -БИЗ БАРБЫЗ;
  • Через мобильное приложение «ЖАРДАМ БЕРЕМ»;
  • Через страницу в Facebook «ШТАБПОМОЩИ».

КТО ХОЧЕТ ПОМОЧЬ!

Штаб помощи призывает всех неравнодушных граждан внести свой посильный вклад в общее дело. Помощь принимается в виде продуктов питания и денежных средств.

Лицевой счет для перечисления денежных средств: 4402011103034541 (Министерство труда и социального развития КР – обеспечение уязвимых слоев населения продуктами первой необходимости.

Перечень продуктов первой необходимости: мука, сахар, чай, картофель, растительное масло, рис, гречка, макароны.

Средства защиты: маски, перчатки, антисептические средства, формы спецзащиты.

Контакты ответственного лица за прием заявок на предоставление помощи: Айталиев Урмат Муктарович, телефон 0550 990 574.

Штаб помощи просит присоединиться активную молодежь и волонтеров, связавшись по телефону 0312 300 190 для адресной доставки и раздачи продуктов питания нуждающимся. По всем возникшим вопросам обращаться по короткому номеру 1227.

http://mlsp.gov.kg/2020/04/01/sozdan-shtab-pomoshhi-prizvannoe-pomoch-uyazvimym-sloyam-naseleniya/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях