WordPress

Принципы социальной поддержки населения государством

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 1
Самое важное по теме: "Принципы социальной поддержки населения государством" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Принципы социальной поддержки

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 2Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 3

Вернуться назад на Социальные принципы

Парадокс современного российского общества состоит в том, что те социальные группы, которые традиционно относятся к бедным, не составляют сегодня их основную часть. Сегодня большинство российских бедных — трудоспособные, работающие люди, в возрасте от 28 лет и старше, имеющие одного или двух детей.

Для уточнения социальных границ бедности в современном российском обществе, можно выделить несколько типичных социальных групп бедных, включающих людей:

— имеющих небольшой доход и плохо обеспеченных материально. Например, лица с низкой квалификацией и, как следствие, с низкой заработной платой, безработные и т.п.;
— вытесненных с рынка труда и потерявшие, таким образом, источник устойчивого дохода в силу различных обстоятельств (малограмотность, недостаточная квалификация и др.);
— живущие в семьях с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные семьи, семьи инвалидов и престарелых) или родители-одиночки;
— материальные проблемы которых связаны с их субъективными ценностями, предпочтениями и образом жизни (бродяги, люди, не желающие работать, бросившие учёбу и т.п.);
— пострадавшие (в том числе и экономически) от природных и социальных катастроф (беженцы, жертвы стихийных бедствий и террористических актов).

Даже простой перечень возможных категорий бедных, существующих в современном российском обществе, позволяет сделать вывод о достаточно широких и неопределённых социальных границах бедности. Социальный и демографический состав этой категории населения позволяет с большой долей вероятности говорить о факторах риска, определяющих попадание или пребывание в бедности.

К таким факторам сегодня относятся:

— рождение человека в бедной семье. Бедность — это одна из немногих социальных характеристик, которая может передаваться по наследству;
— плохое состояние здоровья, тяжёлое заболевание или травма, что ограничивает доступ человека к получению хорошего образования, работы, требующей высокой квалификации и, следовательно, хорошо оплачиваемой, не позволяет сконцентрироваться на работе;
— низкие доходы, вследствие возрастных характеристик, владения не пользующейся спросом профессией или безработицы;
— низкий уровень образования, ограничивающий доступ к целому ряду престижных и высокооплачиваемых профессий;
— субъективные или личностные характеристики и качества человека, решения, принятые им ранее (склонность к алкоголизму, нежелание работать, уход из семьи и др.).

Воздействуя на личность, все они существенно повышают вероятность того, что человек окажется в состоянии бедности, и значительно усложняют решение проблемы оказания ему квалифицированной и необходимой социальной помощи.

Тем не менее, государство и общество не должны оставлять такую категорию населения, как бедные, один на один со своими проблемами и бедами. Какими бы ни были экономические и финансовые ресурсы и возможности государства, они должны использоваться для организации социальной поддержки этих людей. Эта задача должна решаться, опираясь на определённые принципы.

К основным принципам социальной поддержки бедных относятся:

— конкретности и адресности оказания социальной помощи, т.е., помощь со стороны государства должна оказываться, прежде всего, тем людям, кто по объективным показателям не в состоянии решить свои материальные проблемы самостоятельно. Если же социальная помощь будет оказываться всем без исключения, то вместо борьбы с бедностью общество и государство будут её поощрять и субсидировать;
— своевременности и достоверности необходимой информации о социальном и материальном положении различных социальных групп. Как уже было отмечено, бедность во многом является результатом субъективных оценок, для корректировки которых и необходима подобная информация;
— опора на собственные силы, создание в обществе условий, при которых человек сможет самостоятельно обеспечить себе желаемый уровень материального благополучия;
— равенство интересов всех групп населения. Оказание социальной поддержки и помощи одним социальным группам не должно ущемлять интересы других групп, слоев и объединений. Так, экономические льготы, пособия и выплаты, направленные на определённые категории населения, не должны осуществляться за счёт сокращения или задержки соответствующих выплат другим (зарплат, пенсий, премий и др.).

Реализация этих принципов на практике позволяет сформировать определённую систему социальной поддержки и помощи малоимущих и бедных слоев населения. Эта система с необходимостью включает в себя различные виды, формы и направления деятельности. Рассмотрим их более подробно.

Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь.

Социальная поддержка — это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.

Социальная помощь — это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:

— материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);
— социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);
— коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);
— профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др.

Реализация этих видов деятельности на практике позволяет использовать различные приёмы и формы её осуществления, чем и определяются основные виды социальной работы с бедными и малоимущими.

В условиях современного российского общества к ним можно отнести:

— институциональные формы, связанные с деятельностью различных социальных и государственных институтов, например, поддержка пожилых и нетрудоспособных членов общества через институты социального обеспечения и социального страхования;
— неинституциональные формы, предполагающие опору на общественную и личную инициативу граждан в деле оказания социальной поддержки и помощи (взаимопомощь, пожертвования, благотворительность);
— экстренная помощь, предполагающая разовое оказание конкретного вида помощи определённому человеку или группе людей (разовая выплата необходимой денежной суммы и консультация психолога);
— систематическая помощь, т.е., оказание конкретного вида социальной помощи на постоянной основе до тех пор, пока это необходимо или возможно (выплата пособия по безработице, пенсии по потере кормильца).

Организация деятельности по оказанию необходимой социальной поддержки и помощи, бедным и малоимущим слоям населения позволяет сформировать и поддерживать в обществе атмосферу взаимного доверия между властью и гражданами, создать условия, при которых возможно своевременное выявление и разрешение различных социальных конфликтов и укрепить единство и целостность социальной системы. Однако, при этом, общество и государство не должны полностью перекладывать на свои плечи бремя решения экономических и материальных проблем всех граждан без исключения. Ориентиром социальной политики должно быть не выравнивание уровня жизни всех социальных слоев и групп, а создание равных возможностей для формирования достойного уровня и качества жизни любому работоспособному и работающему социальному субъекту.

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 6

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальная деятельность
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальная сфера
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальные отношения
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальное регулирование
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальная политика
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальная роль
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальная структура
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальные нормы
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Специальные области логистики
Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 7Социальный статус

http://center-yf.ru/data/stat/principy-socialnoy-podderzhki.php

Принципы социальной защиты

Социальная защита как часть социальной реальности

В научной литературе многие исследователи зачастую соотносят понятия «социальная защита» и «социальное государство», так как именно государство реализует социальную политику, в основе которой лежат правила и принципы социальной защищенности и справедливости в отношении каждого члена общества.

Социальное государство и его деятельность обеспечивает социальную ориентацию в разных областях жизни. Например, в рыночной экономике, где формирует жизнеспособную систему социальной защиты населения как в целом, так и в отдельности каждого гражданина.

Под социальной защитой авторы понимают систему мер. Функционально они направлены на соблюдение прав человека, а также на удовлетворение его социальных потребностей с целью поддержки жизнедеятельности.

Раскрывая понятие «социальная защита», необходимо исходить из той позиции, что социальная защита представляет собой совокупность всех общественных и экономических отношений в социуме, посредством которых обеспечивается выработка принципов, правил и методов реализации конституционных прав, свобод и гарантий человека на высокий уровень жизни, законодательное закрепление прав и свобод, на их защиту от внешних неблагоприятных влияний.

Готовые работы на аналогичную тему

Само понятие «социальная защита» было закреплено в 1953 году в законодательстве Соединенных Штатов Америки. Был создан институт социального страхования, а позднее это понятие использовалось в различных документах и рекомендациях по организации общественного порядка.

Принципы социальной защиты

В системе социальной защиты существует несколько основных принципов:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Последний принцип – приоритет государственных начал в социальной защите населения. На сегодняшний день именно государство является главным гарантом экономической стабильности и экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тех слоев, кто не может достичь этого самостоятельно в силу вышеперечисленных обстоятельств (старость, инвалидность, нетрудоспособность по иным причинам).

Один из важнейших органов, регулирующих трудоустройство и социальную защиту в Российской Федерации – это Минтруд РФ. В его подчинении находится большое количество подведомственных органов и подразделений, которые также обладают властью и имеют право принимать решения в отношении некоторых уязвимых слоев населения.

Меры социальной защиты

В общем виде, социальные меры для обеспечения социальной защиты универсальны для всех государств и их членов. Сюда относятся следующие меры:

  1. Меры по преодолению безработицы – повышение мотивации человека к трудовой деятельности, увеличение числа рабочих мест, их доступность;
  2. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий и стипендий, которые будут поддерживать удовлетворение потребностей человека;
  3. Выплата пособий на детей, что будет влиять не только на материальное положение, но и мотивировать семьи к деторождения, что приведет к искоренению депопулляции в развитых странах;
  4. Контроль за соблюдением прав человека, детей, малоимущих, людей с ограниченными способностями и пенсионеров. Последние перечисленные группы населения являются самыми незащищенными, которые чаще и больше всех подвергаются рискам из вне.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/principy_socialnoy_zaschity/

Принципы и функции социальной защиты

К принципам социальной защиты относятся:

Формами реализации социальной защиты населения выступают социальные трансферты – услуги, выплаты и льготы.

Социальные услуги – содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью, которое осуществляется в натуральной форме (бытовые, медицинские, правовые, образовательные и другие услуги).

Социальные выплаты заключаются в предоставлении конкретным лицам или семьям денежных средств в виде пенсий, пособий (компенсаций, субсидий) и стипендий – в связи с социальными рисками, для возмещения утраченного дохода (имущества, собственности), либо предоставление дохода в связи с его отсутствием или низким уровнем.

Коротко остановимся на определении основных видов социальных выплат.

Пенсия – ежемесячная выплата гражданам, назначаемая в связи с достижением ими установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством РФ.

Социальные пособия, выплачиваемые в России, бывают двух видов: страховые и нестраховые. Первые зависят от размера заработной платы работника (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, на погребение и др.), а вторые регулируются специальными законами (пособия по безработице, подвергшимся радиации, беженцам и др.). К главным недостаткам пособий можно отнести их небольшой размер и нерегулярность выплат. Существует целый ряд страховых пособий, призванных поддержать семьи с детьми. К ним относятся единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие для беременных, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком и пр. В отдельных регионах устанавливаются пособия по бедности, призванные помочь малообеспеченным.

Стипендии в России предоставляются лицам, обучающимся на очном отделении образовательных (государственных и муниципальных) и научных учреждений. Функции, которые должна выполнять стипендия (стимулирование хорошей успеваемости и материальная поддержка учащихся), в настоящее время она не выполняет. Причиной такого положения является то, что эта форма социальной защиты привязана к государственным минимальным гарантиям.

Среди исследователей нет консенсуса относительно определения такой экономической категории, как льгота. Ряд ученых (К. Бэттл, И. Колосницын и др .) дают определение льготы, опираясь на присущие ей признаки, к которым они относят исключенность из общих правил, перераспределительный эффект и облегчение жизни получателей. Другие исследователи считают, что следует различать «льготы» и «привилегии», «. обозначая понятием “льготы” – обоснованные, законные права, а понятием “привилегии” – незаконные, необоснованные преимущества».

Согласно определению Росстата, которого мы придерживаемся в данной работе, льгота – эго частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги.

До 2005 г. льготы, которые получали граждане России, предоставлялись в натуральной форме. Их можно условно разделить на несколько больших групп в следующих областях их функционирования:

Согласно федеральному законодательству основными получателями льгот являлись следующие категории граждан: инвалиды; участники Великой Отечественной войны и члены их семей; ветераны боевых действий на территории других государств; Герои России и Советского Союза; Герои Социалистического Труда; полные кавалеры Ордена Славы; лица, награжденные медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; пенсионеры; граждане, подвергшиеся радиации; многодетные семьи; беременные женщины; беженцы; безработные; ветераны труда; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Кроме того, существовала значительная категория льготников, пользующихся благами в связи с их профессиональной принадлежностью: военнослужащие, работники милиции, пожарные, судьи, работники прокуратуры, таможни и т.д., а также работающие на вредных и опасных производствах и в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ часть льгот была отменена без какой-либо компенсации, а остальные были переведены в денежную форму. Это позволило, с одной стороны, отказаться от нефинансируемых государственных мандатов, а с другой – обеспечить большую прозрачность денежных потоков, направляемых на компенсацию льгот.

Ниже представлена схема структурных взаимосвязей, очерчивающих сложившиеся функциональные рамки распространения услуг, выплат и льгот для населения (рис. 1). Центральным звеном данной схемы является социальная защита, в верхней части рисунка показаны потребности в ней со стороны населения, а в нижней – институты и формы, в которых она осуществляется. Анализ функционирования системы социальной защиты населения в России позволил сделать ряд выводов. Во-первых, услуги, выплаты и льготы существуют в любом из приоритетных направлений социальной политики; во-вторых, они являются инструментом распределения как страховых, так и бюджетных средств, расходуемых на социальные нужды; в-третьих, льготы населению могут функционировать параллельно с другими формами социальной поддержки.

В настоящее время сложилось три вида моделей социальной защиты: федеральная, региональная и муниципальная.

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 17

Рис. 1. Схема функционирования системы социальной защиты населения

Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минтруд России. Он осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Роструда, а также координирует деятельность ПФР, ФСС.

Свои функции Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Полномочия Минтруда России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о социальном развитии. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы – проекты планов работы, прогноз показателей своей деятельности и др.

Минтруд России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Так, оно утверждает положения о территориальных органах подведомственной ему федеральной службы.

Министерство принимает различные нормативные акты в соответствии с направлениями своей деятельности.

В сфере пенсионного обеспечения министерство принимает акты, регулирующие:

  • • порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы и стажа, дающей право на различные виды пенсий, их подсчета и т.п.;
  • • правила, регламентирующие обращение за пенсиями, их назначение и выплату, перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой;
  • • перечень документов, необходимый для установления пенсий;
  • • разъяснения о порядке применения законодательства о пенсионном обеспечении;
  • • положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях.

В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше:

  • • порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • • формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • • перечни заболеваний, возникновение или обострении которых может быть связано с выполнением работ но ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других территорий;
  • • форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности и пр.

Министерство также обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение их устных и письменных обращений, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки. При этом они руководствуются Должностным регламентом федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.

Минтруда России наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.

Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, возглавляющий его министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС, проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов – проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.

Он также принимает нормативные правовые акты по направлениям деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности, обладает и другими правами, в частности, дает поручения федеральным службам и агентствам, подведомственным министерству, и контролирует их исполнение; отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам в сфере деятельности министерства – приказы ненормативного характера.

Как мы отмечали выше, в ведении министерства находится федеральная служба Роструд.

Роструд:

  • 1) осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
  • 2) регистрирует граждан в целях поиска для них подходящей работы и безработных граждан;
  • 3) оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным;
  • 4) проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • 5) содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовке безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержке и пр.

Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах.

Органы социального обеспечения на уровне субъектов РФ, на районном (городском) и местном уровнях могут носить разные наименования – министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.

Нижестоящие органы социального обеспечения населения в субъектах РФ находятся в двойном подчинении – Минтруда России и администраций субъектов РФ, района (города), муниципальных образований.

На уровне регионов также выделяют различные типы моделей социальной защиты населения:

  • 1) основанную на строгой централизации управления и характеризующуюся сосредоточением управленческих функций на уровне региона;
  • 2) предусматривающую централизацию управленческих функций (решение вопросов социального обслуживания и финансирования принимается в одном министерстве или ведомстве);
  • 3) предусматривающую дифференцирование ответственности за организацию социальной защиты (субъект – местные органы власти) (комплексная модель).

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод об обобщенных функциях социальной защиты населения, к которым относятся:

http://studme.org/1719101329408/sotsiologiya/printsipy_funktsii_sotsialnoy_zaschity

Принципы социальной поддержки населения государством

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 18

В любом обществе всегда есть люди, которые, в силу естественных, не зависящих от них причин, неспособны собственными усилиями обеспечить себе источники средств существования или самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов, дети с асоциальным поведением, беспризорные, несовершеннолетние родители, малообеспеченные граждане и семьи, одинокие старые и пожилые люди, семьи, в которых проживают инвалиды, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, люди, пострадавшие от конфликтов и жестокого отношения в семье, безработные граждане, лица без определенного места жительства, любые люди, временно либо постоянно потерявшие способность трудиться в связи с расстройством здоровья, функциональными расстройствами.

Общество и государство всегда пыталось так или иначе защитить таких граждан, оградить их от возможных трудностей. Государство, решая эти проблемы, посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величину прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, его образования и реализации культурных потребностей, решения жилищных и других повседневных проблем. Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения.

Одним из механизмов реализации социальной политики государства является развитая и эффективно функционирующая система социальной защиты населения. Важнейшей задачей социальной политики российского государства на современном этапе является преодоление негативных тенденций развития российского общества, стабилизация основных социально-экономических и морально-нравственных показателей его состояния.

Достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни возможно путем:

а) предоставления государственных гарантий предотвращения наиболее негативных последствий стихийных бедствий, болезней, глобальных социально-экономических процессов;

б) перераспределения материальных ресурсов;

в) реализации организационных усилий по закреплению достигнутого и дальнейшему повышению уровня жизни населения с помощью налогов, финансовых механизмов, развития благотворительности;

г) повышения социальной ответственности всех субъектов социальной политики,

д) решительное и, в тоже время, разумное и взвешенное применение репрессивных средств, основанное на нормах закона.

Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, различных слоев и общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс.

Социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.

Обычно социальная политика государства реализуется через различные формы социальной работы, масштабные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные или комплексные).

Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.

Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся социальная защита в целом и ее основные формы — социальная помощь и самопомощь; социальное страхование; социальное обслуживание и, предоставляемые в его рамках, социальные услуги, социальная реабилитация и социальная адаптация; меры по организации занятости населения.

Социальная защита:

— система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий;

— мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп;

— совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.);

— комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная помощь может оказываться в различных формах – в натуральном виде, в виде денежных выплат, услуг и льгот, которые предоставляются нуждающимся, дополнительно к гарантированным государством формам социальной защиты за счет средств муниципальных и местных органов власти, предприятий, организаций, благотворительных фондов, взносов частных лиц и др.

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное обслуживание – это деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная реабилитация — восстановление основных социальных функций личности, социальной группы, общественного института, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества, которая включает в свое содержание все аспекты реабилитации (собственно социальные, психологические, медицинские, профессиональные, педагогические).

Социальная политика как сфера реализации интересов различных социальных групп имеет целью социальное развитие общества на основе идей социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности людей.

Социальная политика осуществляется с помощью различных форм социальной работы, в виде масштабных государственных проектов и социальных программ, которые реализуются с помощью сложившихся в процессе эволюции общества механизмов социальной защиты населения.

Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так в Конституции Российской Федерации Россия определяется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб».

Также основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальная защита наименее обеспеченных слоев населения осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенности, агрессивности.

Появление понятия «социальная защита» имеет определенную логику развития и неразрывно связано с такими понятиями как «социальное страхование» и «социальное обеспечение» (рис. 1., с. 12)

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 19

Рис. 1. Логика формирования понятия «социальная защита»

Социальное обеспечение — один из способов распределения валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков.

Сегодня в развитых государствах сложились такие формы социальной защиты населения как:

— обязательное государственное социальное страхование;

— социальная помощь на государственном и местном уровне, которая, в основном, носит разовый или эпизодический характер;

— частное страхование добровольного характера;

— социальные услуги, которые оказываются на уровне предприятий или социальных учреждений.

Данные формы социальной защиты имеют различный вес, различные категории защищаемых, разные финансовые источники, а также отличаются системой организующих и управляющих ими органов.

Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным:

— здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства;

— нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от их состояния) за счет государства, гарантировать получение перечня установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для их нормальной жизнедеятельности.

Социальная защита направлена на наименее обеспеченные и социально-уязвимые слои населения и осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений.

Социальная защита населения является одним из механизмов, с помощью которых реализуется социальная политика государства. В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, одним из его социальных институтов.

Появляются и формы социальной защиты частного характера — пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания.

Таким образом, социальная защита населения как система — это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, прежде всего, социально уязвимых групп и слоев.

Финансирование социальной защиты осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, а также специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования).

Система социальной защиты населения базируется на правилах, с помощью которых она наиболее полно и эффективно реализует свои функции. К принципам социальной защиты населения относятся принципы гуманизма; социальной справедливости; системности; комплексности; превентивности мер по социальной защите; адресности; адаптивности и многосубъектности (рис. 2., с. 14).

Принципы социальной поддержки населения государством - картинка 22

Рис. 2. Принципы социальной защиты населения

Цели и задачи системы социальной защиты населения проявляются в ее функциях — относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видах деятельности по социальной защите человека или группы лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

— организации труда и отдыха и др.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает:

1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образо ванные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения , недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

— обеспечение прав и свобод личности.

Таким образом, социальная защита населения является одной из важнейших задач социальной политики, одним из механизмов, с помощью которых она реализуется. Социальная защита населения направлена на предоставление каждому человеку социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

http://studopedia.ru/15_7655_sotsialnaya-zashchita-naseleniya-sushchnost-i-printsipi-osushchestvleniya.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях