WordPress

Проекты прямой поддержки государством инновационных проектов предприятий

Проекты прямой поддержки государством инновационных проектов предприятий - картинка 1
Самое важное по теме: "Проекты прямой поддержки государством инновационных проектов предприятий" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Государство — инновации — бизнес

Шадрин Артем Евгеньевич, Начальник отдела Департамента стратегии социально-экономических реформ

Поддержка на всех уровнях

В настоящее время правительство России продолжает формирование эффективной системы содействия инновационным проектам, находящимся на различных стадиях реализации.

Первая, посевная, стадия реализации инновационных проектов поддерживается в рамках программы «Старт», финансируемой государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). С 2004 г. данная программа обеспечивает конкурсное предоставление ученым и специалистам денежных средств на безвозвратной основе на проведение НИОКР, цель которых — снять сомнения потенциального инвестора с целью ускорения начала финансирования инновационного проекта. Это аналог известной американской программы SBIR (Small Business Innovation Research).

Предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до трех лет. Первый этап реализации проекта (до одного года) предусматривает выделение из средств программы до 750 000 руб. На второй и третий годы реализации проекта предоставляемое со стороны фонда финансирование на проведение НИОКР увеличивается в зависимости от хода работ, объема привлекаемого внешнего финансирования, суммарно за три года составляя до 4,5 млн руб.

За два года реализации программы уже создано более 850 новых малых инновационных предприятий, около 4000 высококвалифицированных рабочих мест. Из уже завершивших первый этап программы 100 предприятий 36 привлекли инвесторов со средним вкладом каждого в 2 млн руб., т. е. почти в три раза больше предоставленного государством гранта.

Описываемая программа направлена на поддержку самой первой, предпосевной и посевной, стадии инвестирования создаваемых инновационных предприятий.

Следующим направлением государственной поддержки является предоставление из средств федерального бюджета конкурсной поддержки создания региональных паевых инвестиционных фондов, работающих с высокотехнологическими предприятиями. Эта программа реализуется Минэкономразвития России в рамках мер по поддержке малого предпринимательства, предусмотренных распоряжением правительства Российской Федерации № 249 от 22 апреля 2005г.

В 2005 г. государство выделило на нее более 300 млн руб., или 25% от предполагаемого объема финансирования фондов. Такую же долю обязаны внести региональные бюджеты, остальное должно быть привлечено за счет частных средств. В числе победителей конкурса на получение софинансирования 200 млн руб. из федерального бюджета получил Татарстан, 50 млн руб. — Пермская область, по 30 млн руб. — Московская область и Красноярский край. Планируется, что венчурные фонды начнут активно работать уже в следующем году.

В 2006 г. объем поддержки из федерального бюджета таких региональных венчурных фондов предполагается увеличить, выделив на эту цель до 700 млн руб. из 3,0 млрд руб., предназначенных на поддержку малого бизнеса.

На ту же цель поддержки финансирования малых предприятий в научно-технической сфере направлена планируемая правительством активизация деятельности российского «фонда фондов» — Венчурного инновационного фонда, созданного еще несколько лет назад, но сейчас практически не работающего (вложенные в него деньги уже инвестированы в различные проекты).

Министерство образования и науки и Минэкономразвития в настоящее время совместно готовят проект постановления правительства, регламентирующего деятельность фонда. В частности, планируется увеличить его капитализацию и сделать условия предоставляемого им финансирования более привлекательными для реципиентов — учредителей частных венчурных фондов.

Сейчас Венчурный инновационный фонд (ВИФ) может финансировать не более 10% капитала поддерживаемых им частных инновационных фондов. Мы считаем возможным разрешить увеличивать эту долю до 49%, чтобы значительно повысить инвестиционные возможности частных фондов. Не исключено также, что в целях стимулирования создания частных венчурных фондов может быть использован применяемый в международной практике механизм усиления «инвестиционного рычага» — заключения договоров о выходе ВИФа из венчурного фонда по заранее оговоренной цене. При этом в случае получения сверхприбыли доходность вложений частного инвестора значительно увеличивается.

Инновационные предприятия, достигшие достаточно значимого уровня развития, могут претендовать на безвозмездную поддержку государства на условиях долевого участия в рамках известной программы конкурсной поддержки важнейших инновационных проектов государственного значения (мегапроектов), находящихся на ранних стадиях инновационного цикла.

Отобранные проекты поддерживаются бюджетными грантами, как правило, превышающими $10 млн. При этом государство осуществляет финансирование исключительно НИОКР, а коммерческие партнеры несут иные виды затрат, связанные с инвестициями в оборудование и прочими расходами.

В настоящее время на разных стадиях выполнения находятся 15 мегапроектов, поддерживаемых Минобрнауки и Минпромэнерго. Существенной особенностью данной программы было предоставление права окончательного решения независимой экспертной комиссии. Срок реализации проектов не должен был превышать четырех лет, и по окончании этого периода валовая выручка инициаторов проекта от его реализации должна была в 4-5 раз превосходить запрошенный объем стартового финансирования со стороны государства, что позволяло рассчитывать на окупаемость вложений государства в проект через будущий прирост налоговых платежей.

В ноябре правительство утвердило положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации, из средств которого будут поддерживать проекты стоимостью свыше 5 млрд руб. — в том числе и проекты инновационного характера. Насколько известно, сейчас есть по крайней мере два крупных научно-производственных проекта, по которым начата проработка документов для подачи на конкурс на получение средств Инвестиционного фонда.

Крайне перспективный механизм государственной поддержки инноваций — создание особых экономических зон. Этим летом был принят, наконец, закон, регламентирующий их деятельность. Законодательством обеспечивается предоставление предприятиям — резидентам ОЭЗ таможенных преференций, их освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на пять лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено также снижение базовой ставки единого социального налога до 14%.

В ноябре был проведен конкурс среди регионов на право формирования ОЭЗ; победителями были признаны заявки на создание технико-внедренческих ОЭЗ в Москве, Московской области, Томской области и Санкт-Петербурге, а также промышленно-производственных зон в Татарстане и Липецкой области.

Следует отметить, что в федеральном бюджете на 2006 г. уже заложено 8 млрд руб. на создание инфраструктуры особых экономических зон, сформировано Федеральное агентство по особым экономическим зонам (РосОЭЗ), так что ряд необходимых организационных предпосылок для старта формирования первых ОЭЗ уже создан.

При всей своей важности с точки зрения стимулирования инвестиционной активности число ОЭЗ неизбежно будет ограниченным. Поэтому мы считаем целесообразным обеспечить эффективную поддержку развития технопарков, которые будут базироваться и за пределами особых экономических зон. В соответствии с поручением правительства Минэкономразвития должно разработать к 1 февраля план мероприятий по мерам государственной поддержки промышленных парков и технопарков, а также подготовить предложения по отбору пилотных проектов.

По нашему мнению, технопарки должны создаваться не только в области ИТ-технологий, но и других инновационных направлений. Сейчас мы активно ведем проработку этих предложений совместно с ассоциацией технопарков, с движением «ОПОРа», с коллегами из Всемирного банка и Центра стратегических разработок. Также мы надеемся получить предложения от Минобрнауки, Минпромэнерго, Минрегиона, Мининформсвязи, которым также поручено участвовать в подготовке этих документов.

С нашей точки зрения, создание технопарков должно решить несколько задач. В частности, активизировать инновационную работу в университетах, вокруг которых, как правило, создаются технопарки. Бизнес-идеи со стороны преподавателей и студентов могут стать питательной основой для формирования новых предприятий, которые впоследствии будут финансироваться венчурными фондами.

С другой стороны, технопарки должны способствовать привлечению прямых инвестиций крупных технологических компаний в регионы.

Интересны перспективы привлечения к строительству технопарков частных инвестиций. Согласно материалам мэрии Дубны, подготовленным совместно с ИТ-компаниями к заседанию 30 сентября Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, на создание в районе социальной и инженерной инфраструктуры крупного технопарка планируется потратить 2,6 млрд руб. из бюджетных источников, тогда как предполагаемый объем частных инвестиций в рамках этого проекта — 16,8 млрд руб. То есть государственная поддержка необходима лишь в размере 13% от общего объема инвестиций. Такого рода пропорция привлекательна для государства.

Следующее направление государственной политики связано с повышением инновационной активности действующих предприятий.

Во-первых, государство активизирует политику поддержки экспорта, формируя механизмы гарантирования экспортных кредитов и субсидирования процентных ставок по ним. Кроме того, с 2005 г. в рамках мер по поддержке малого бизнеса начата реализация программы по софинансированию из федерального и региональных бюджетов расходов предприятий по выходу на внешние рынки, связанных с сертификацией продукции, с участием в зарубежных выставках и ярмарках и т. д.

Этот механизм начал апробироваться уже в текущем году почти в полутора десятках регионов; в следующем году в рамках его реализации планируется выделить из федерального бюджета порядка 150 млн руб. Казалось бы, деньги не очень большие, но они вполне могут стать очень важным стимулом для выхода предприятий на внешние рынки.

Еще одно направление деятельности государства — финансовая поддержка непрерывного образования на базе предприятий. Понятно, что их инновационная активность в значительной степени зависит от потенциала сотрудников, от их возможности обновлять знания. В целом развитие непрерывного образования — один из основных приоритетов образовательной реформы.

Хорошим примером государственной поддержки непрерывного образования является Президентская программа подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства, софинансируемая бизнесом, федеральным и региональными бюджетами. С 1998 по текущий год в ее рамках обучение прошли 34 500 человек, в том числе за рубежом — 8200 человек. Эта программа привела к ощутимому росту квалификации менеджеров и оказала немаловажное влияние на уровень подготовки кадров. Сейчас она активно продолжается, по результатам конкурса на 2005/2006 учебный год отобрано более 5000 специалистов, из них более 4000 пройдут зарубежную стажировку.

В рамках национального проекта в сфере образования в стране планируется создать две бизнес-школы мирового уровня. Это серьезный и очень важный шаг.

При этом кроме подготовки руководителей высшего звена необходимо инициировать подготовку высококвалифицированных менеджеров, занимающихся вопросами высоких технологий. Механизмы государственной поддержки подготовки кадров для инновационных отраслей сейчас обсуждаются.

Государство и бизнес

Государство намерено обеспечить возможность участия бизнеса в разработке государственной политики — как технологической, так и образовательной.

К заседанию Совета по конкурентоспособности наше министерство подготовило доклад о развитии частно-государственного партнерства. В нем уделено немало внимания развитию механизмов частно-государственных консультаций, вопросам вовлечения бизнеса в процесс принятия решений.

В частности, предлагается создать общероссийский, отраслевые и региональные советы работодателей по технологической политике. Это положение уже включено в проект плана мероприятий по реализации основных направлений развития национальной инновационной системы на 2006 г. Данный документ внесен Министерством образования и науки в правительство.

В области образовательной политики предполагается усилить участие работодателей в выработке образовательных стандартов и учебных планов вузов. Есть примеры эффективно работающих региональных и муниципальных трехсторонних советов по образовательной политике, состоящих из представителей работодателей, учреждений профессионального образования и региональных администраций.

А в ходе реализации административной реформы, концепция которой была одобрена распоряжением правительством 25 октября сего года, в рамках внедрения механизмов управления и бюджетирования, ориентированных на результат, мы рассчитываем обеспечить возможность максимально эффективного участия бизнеса, объединений работодателей и общества в целом в процессе выработки решений органами государственного управления, разработки целевых показателей деятельности министерств и механизма планирования бюджетных расходов.

http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_740B3022-B079-4D0A-A6F1-073C41B2C5EE.html

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

контрольная работа Государственная поддержка инновационных проектов и программТип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.10.2012. Год: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru:Проекты прямой поддержки государством инновационных проектов предприятий - картинка 2Алтайский Государственный Технический Университет
им.И.И. Ползунова
Институт Развития Дополнительного Профессионального Образования

Контрольная работа
Дисциплина: Инновационный менеджмент
Тема: «Государственная поддержка инновационных проектов и программ»

Выполнила:
студентка гр. МО-81
Сартакова М.В.
Проверила:
Верещагина Л.В.

Барнаул 2010
Содержание
Введение…………………………………. . . 3

    Понятие и виды инновационного проекта и программы………….4
    Государственная поддержка инновационной деятельности……. 12
    Государственное регулирование инновационной деятельности…14
    Инновационная деятельность в России…………………………. 20

Заключение…………………………………………………… ………. 27
Литература……………………………………… ……………………….28

2.Государственная поддержка инновационной деятельности

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-79254

Инновации

Проекты прямой поддержки государством инновационных проектов предприятий - картинка 3

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).

Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.

Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

2. Государство как создатель инфраструктуры

В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.

В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:

  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.

В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.

5. Государство и культура инноваций

Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.

http://www.rbc.ru/trends/innovation/state_support

Формы государственной финансовой поддержки инновационных проектов

экономические науки

  • Халдеева Виолетта Олеговна , студент
  • Теслова Светлана Анатольевна , кандидат наук, доцент
  • Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
  • ИНВЕСТИЦИИ
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ИННОВАЦИИ
  • ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Похожие материалы

Актуальность вопросов развития инноваций и связанных с ними научных исследований заключается в том, что инновационная деятельность является неотъемлемой частью функционирования государства, и именно через ее реализацию в жизнь общества внедряются все нововведения, повышающие уровень и качество жизни, двигающие науку и технику на новый уровень. Инновационная деятельность даёт огромные возможности для формирования и развития экономики, повышения ее стабильности, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа, именно поэтому она контролируется и регулируется государством. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: организационное, экономическое, финансовое и нормативно-правовое, и при этом является инициатором увеличения инновационной активности российских компаний. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов, основными из которых являются правовые акты, такие как, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», содержащий информацию о регулировании научной и инновационной деятельности

Субъектами научно-исследовательской деятельности, которые нуждаются в государственной поддержке при полном государственном финансировании инновационных проектов, являются:

  • организации, относящиеся к оборонному сектору экономики и занимающиеся разработкой новых и совершенствованием существующих техники и вооружений;
  • организации, подавляющая доля продукции и работ которых жизненно необходимы для общества, и которым важно ориентироваться на коммерческие критерии;
  • ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, также среди них выделяют предприятия и научные организации, у которых достаточно высокий научно-технический потенциал и возможность сохранения самостоятельности, а также малые инновационные предприятия [1].

Выделяют следующие формы поддержки проектов государством:

  • предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;
  • предоставление кредитных ресурсов, но на дополнительных условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых «под проект» акционерных обществ;
  • предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств в случае срыва сроков выполнения проекта не по вине первого [2].

В течение продолжительного периода функционирования рыночной экономики России сумма инвестиций, направляемых на развитие отраслей социально-производственной инфраструктуры, к которым относится и транспорт, была существенно ниже суммы инвестиций, вкладываемых в базисные отрасли народного хозяйства. В таблице 1 представлена динамика сумм инвестиций в основной капитал, из которой видно, что сумма средств, направляемых на развитие транспортной отрасли, значительно ниже направляемой на развитие добывающего (на 34,2%) и обрабатывающего производства (на 31,6%). Тем не менее, с 2010 года инвестиции в транспортный сектор народного хозяйства увеличились в 1,8 раза [3].

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по России, млрд. руб. [5]

Добыча полезных ископаемых

Операции с недвижимым имуществом, аренда

Транспорт и связь

из них транспорт

Прочие виды экономической деятельности

Однако, как видно из таблицы, структура инвестиций, направленных на развитие многих отраслей народного хозяйства, не сбалансирована, что влечет за собой значительные ежегодные суммы общих потерь и упущенной выгоды, около 40% которых приходятся на долю транспорта. К этим суммам необходимо добавить дополнительно 10‒20% неучтенных потерь общества, доля отраслей, обслуживаемых транспортом в которых составляет более 60% от общих по транспорту в целом.

Значительную роль в управлении транспортным комплексом развитых стран рыночной экономики и России играет автомобильный транспорт. Для них доля инвестиций из государственного бюджета, которая направлена на развитие подотраслей транспорта, составляет для автомобильного транспорта всего 2%, при этом в дорожное хозяйство — 20% [5].

Несмотря на достаточно высокую степень развития российской науки по различным направлениям и наличие производственных комплексов со значительным уровнем организации инновационных процессов во многих отраслях и регионах страны, можно отметить медленное продвижение инноваций, слабую динамику их осуществления. Значимой причиной этого является слабая инновационная активность, нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки по следующим причинам:

  • высокий уровень риска;
  • значительный размер единовременных затрат, не соответствующий затратам на осуществление и освоение традиционных технологий;
  • длительный период освоения и большой разрыв между периодом вложения денежных средств и получением желаемых результатов.

К иным причинам слабой инновационной активности относят:

  • малое участие государства в финансировании научных исследований;
  • низкий уровень оплаты труда научных сотрудников;
  • отсутствие полноценной правовой защиты интеллектуальной собственности и материального вознаграждения за внедрённые инновации;
  • отсутствие централизованной «инновационной среды» [6].

Предоставление государственной финансовой поддержки инновационных проектов происходит на основе тендерного отбора с учетом критерия срочности и при условии прохождения государственной экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов.

Еще одним из наиболее важных условий является то, что сам инициатор проекта обязан вложить в его реализацию минимум 20% от объема необходимых средств, и при этом срок окупаемости проектов не должен превышать период, равным двум годам [7].

Важное значение имеет и то, что именно государство определяет области, устойчивое развитие которых требует внедрения инновационных технологий и размещает заказы среди компаний частного сектора, тем самым стимулируя развитие и масштабирование инноваций по приоритетным направлениям. Таким образом, оно разделяет с частным бизнесом финансовую ответственность за научные достижения, выступая в роли конечного заказчика и развивая при этом различные формы государственно-частных партнерств. Государственный заказ на инновации является значительным толчком для развития инновационной деятельности высших учебных заведений, исследовательских институтов и частных компаний, а также для последующего распространения новых инновационных технологий в различных отраслях.

В настоящее время российское правительство активно содействует, например, разработке автопилотируемых транспортных систем, разработана система мероприятий «Дорожная карта» по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «АВТОНЕТ», призванному развивать и продвигать не только технологии беспилотного транспорта, но и сервисных телематических платформ, навигационных технологий, систем содействия водителю, технологий кибербезопасности, систем беспроводной связи нового поколения, технологий в сфере электротранспорта и связанных с ними сервисов [8].

В России государство прилагает существенные усилия для поддержания спроса на инновации, субсидируя инновационные проекты и напрямую размещая заказы на инновационную продукцию. Дополнительными мерами по усилению спроса на инновации могут стать внедрение программ совместного финансирования научных разработок и предоставление преференций и льгот для компаний, проводящих научные и опытно-конструкторские работы и исследования по приоритетным направлениям.

Таким образом, ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг, а также активная государственная политика в области инноваций. В современных условиях любое предприятие не сможет выпускать конкурентоспособный продукт и привлекать новых потребителей, не совершенствуя и не развивая инновационную деятельность. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства, изыскивая для обеспечения этих процессов

Список литературы

  1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров, 2-е изд., перераб. и доп.(изд:2) / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 292 c.
  2. Старжинский, В. П. Методология науки и инновационная деятельность [Текст]: учебное пособие : для аспирантов, магистрантов и соискателей ученой степени кандидата наук технических и экономических специальностей / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2016. — 327 с. : ил. — (Высшее образование — Магистратура).
  3. Казанская, Л. Ф. Экономические аспекты качества в инновационном развитии транспортной организации: монография/ Л.Ф. Казанская// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27654129, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  4. Барышева, А. В. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, К. В. Балдин, С. Н. Галдицкая, И. И. Передеряев // [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/521037/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  5. Инвестиции в России — 2019 [Электронный ресрус]. — Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b19_56/Main.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  6. Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1935609, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  7. Консультант плюс. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ ,свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  8. Распоряжение от 29 марта 2018 года № 535-р. «Об утверждении плана по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации дорожной карты «Автонет» [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31810/ (дата обращения: 14.12.2019).

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

http://novainfo.ru/article/17463

Инновационные проекты и проекты поддержки инновационной деятельности

Инновационная деятельность как совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основные элементы структуры инновационной деятельности, инновационная инфраструктура.

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Основными видами инновационной деятельности являются:

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

· технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

· приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;

· инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;

· сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;

· подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

В качестве важнейшей подсистемы в структуре инновационной деятельности выделяется инновационная инфраструктура – та подсистема, которая направлена на содействие и поддержку инновационной деятельности. Сама эта подсистема имеет сложную структуру. Ее основные элементы – это проекты и программы поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации.

Элементы инновационной инфраструктуры взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, а также с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

Проекты прямой поддержки государством инновационных проектов предприятий - картинка 7С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как информационное обеспечение, производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности, задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции, содействия продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов, проведения выставок инновационных проектов и продуктов, оказания консультационной помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.

Опыт успешного развития инновационной инфраструктуры многих стран позволяет рассматривать в качестве ключевых ее элементов технопарковые структуры и информационно-технологические системы.

Инновационный проект — процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. Инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций.

Проект поддержки инновационной деятельности — это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

· модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая тех­нология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность машины);

· новаторский, когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавле­ние новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

· опережающий, когда конструкция основана на опережающих тех­нических решениях, ранее нигде не применявшихся;

· пионерный, когда появляются ранее не существовавшие материа­лы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции.

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления [5].

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

1) монопроекты — проекты, выполняемые, одной организацией или даже одним подразделением, отличаются постанов­кой однозначной инновационной цели (создание конкретного изде­лия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансо­вых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

2) мультипроекты — комплексные программы объединяющие десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной тех­нологической проблемы. Требуются коорди­национные подразделения;

3) мегапроекты — многоцелевые комплексные программы, объе­диняющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, требуют централизованного фи­нансирования и руководства из координационного центра (тех­ническое перевооружение отрасли, решение региональных и федераль­ных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособ­ности отечественных продуктов и технологий). Формирование и реализация мегапроектов может потребовать объе­динения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран.

По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1—2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет). Состав стадий и этапов проекта опреде­ляется его отраслевой и функциональной принадлежностью. Из всего сказанного вытекает неразрывная связь таких понятий, как «проект» и «программа».

Инновационная программа, являющаяся сложной комбинацией проектов (мультипроекты и мегапроекты), как объект управления сильно отличается от отдельного проекта или совокупности слабо связанных между собой проектов, выполняемых организацией и ее соисполнителями. Проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Она выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руководство.

Управление проектом базируется на сопоставлении информации о сложившейся в данный момент ситуации с определенным заранее (при формировании портфеля заказов, разработке проекта) представлением о его целесообразности и эффективности.

При управлении инновационным проектом осуществляются следующие конкретные работы:

• оцениваются достижения в решении каждой задачи и выполнении каждого этапа по уровню затрат и длительности работ;

• выявляются те задачи, выполнение которых выходит за пределы намеченного графика, и оценивается вероятность их последствий для общего хода работы над проектом;

• измеряется развитие инновационного проекта в целом относительно запланированных финансовых и материальных затрат и даты его завершения;

• уточняется эффективность проектов и отдельных их этапов (стадий).

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1860 ; Нарушение авторских прав?

http://studopedia.su/7_6338_innovatsionnie-proekti-i-proekti-podderzhki-innovatsionnoy-deyatelnosti.html

Поддержка инновационных проектов

// 08.10.2009 Пресс-служба
Просмотров 1450

Содержание

1. Организации, предоставляющие гранты на проведение НИОКР

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Фонд — государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65, один из трех государственных научных фондов. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку (2,5 млрд. рублей в 2009 году).

Основные задачи Фонда:

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых
    предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым
    инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых
    видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям
    интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного
    предпринимательства.

На 1 января 2009 года в Фонд было подано около 16500 проектов, свыше половины из них из регионов России. Представительства Фонда активно работают в 29 регионах Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. В экспертизе проектов принимают участие более 4000 независимых экспертов, из них 1385 — доктора наук, 1050 — кандидаты наук. Профинансировано более 5500 проектов.

Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР. Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание высоко наукоемких продуктов.

Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1 ,5 млн. рублей.

119034, Москва, 3-й Обыденский переулок, д. 1, стр.5

Телефон +7 (495) 231 -1901, факс +7 (495) 231 -1902

Представительство в Краснодарском крае:

Межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий

350072, г . Краснодар, ул. Солнечная, д. 10

телефон +7 (861) 252-05-30, e — mail [email protected]

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

Российский фонд фундаментальных исследований образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации».

Средства Фонда формируются за счет государственных ассигнований, составляющих до 6% от средств, выделяемых на гражданскую науку в бюджете Российской Федерации (9,4 млрд. рублей на 2009 год), а также добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц.

Основная часть средств Фонда (более 70%) направляется на финансирование инициативных научных проектов, выполняемых небольшими научными коллективами (до 10 человек) или отдельными учеными. Инициативный проект финансируется не более трех лет.

Российский фонд фундаментальных исследований поддерживает фундаментальные исследования по таким областям знаний, как математика, механика, информационные технологии и вычислительные системы, физика, астрономия, химия, фундаментальные основы инженерных наук и т.д. Между областями знания финансовые средства распределяются с учетом количества поступающих заявок на конкурс инициативных проектов.

Фонд предоставляет средства на безвозвратной некоммерческой основе. Непременным условием предоставления средств Фондом является обязательство ученого, группы ученых или научной организации опубликовать результаты исследований, проведенных на средства Фонда, и сделать их общественным достоянием.

Принятие всех решений о выделении средств для поддержки тех или иных проектов фундаментальных исследований, осуществляется по результатам экспертизы, проводимой независимыми экспертами и экспертными советами, состоящими из активно работающих ученых — авторитетных специалистов в своих областях фундаментальных знаний. Окончательные рекомендации для Совета Фонда вырабатывает Экспертный совет (70-100 чел.).

Экспертный совет создается по каждой из областей знаний, в рамках Экспертного совета формируются секции по разделам данной области знания. В экспертных советах по математике, физике, химии и биологии работают представители 41-49 научных учреждений, а члены экспертного совета по наукам о человеке и обществе представляют 76 учреждений.

При проведении региональных конкурсов конкурсные материалы представляются в Фонд после экспертизы региональных экспертных советов, деятельность которых удалось активизировать благодаря созданию в РФФИ Координационного совета, в состав которого вошли ведущие представители академической и вузовской науки из всех федеральных округов страны.

119991, Москва, В-334, ГСП-1, Ленинский проспект, д. 32а Телефон: +7 (495) 938-5532 Интернет-сайт www.rffi.ru, www.rfbr.ru

2. Организации, предоставляющие венчурное финансирование

Фонды ОАО «РВК»

ОАО «Российская венчурная компания» («РВК») создана постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. № 516 с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.

ОАО «РВК» является фондом фондов, то есть не осуществляет финансирование инвестиционных проектов напрямую, а на паритетной основе с частными инвесторами формирует венчурные фонды.

Средства венчурных фондов, в свою очередь, будут направляться на инвестиции в инновационные высокотехнологические компании, которые находятся на ранней стадии развития и чья деятельность соответствует следующим приоритетным направлениям инвестирования:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • живые системы (биотехнологии, медицинские технологии и медицинское
    оборудование);
  • индустрия наносистем и материалов;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • рациональное природопользование;
  • транспортные, авиационные и космические системы;
  • энергетика и энергосбережение.

В настоящее время с участием ОАО «РВК» сформированы 7 венчурных фондов общим объемом около 19 млрд. рублей. Краткая информация о данных фондах, включая ссылки на конкурсную документацию, представлена в таблице.

Размер фонда, млн. руб.

Сайт в Интернете c инфорамцией для заявителей

ВТБ Фонд венчурный

ЗАО«ВТБ Управление активами»

Биопроцесс Кэпитал Венчурс

ООО«УК«Биопроцесс Кэпитал Партнере»

ООО«Максвелл Эссет Менеджмент»

Тамир Фишман CIG венчурный фонд

ЗАО «УК «ЦентрИнвест»

ООО«УК«Север Эссет Менеджмент»

ОАО «Альянс РОСНО Управление активами»

Венчурный фонд Краснодарского края

25 февраля 2009 года был сформирован закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края» объемом 800 млн. рублей.

Ключевым направлением использования средств венчурного фонда является финансирование реализуемых субъектами малого предпринимательства Краснодарского края инновационных проектов.

Управление средствами Фонда, в том числе отбор инновационных проектов и их последующее финансирование, осуществляет ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал». Общий объем средств на поддержку инновационных проектов, находящийся под управлением управляющей компании, составляет 800 млн. рублей.

Основная форма участия в финансировании проектов — участие в капитале (путем выкупа части акций закрытых акционерных обществ и приобретения долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью).

К числу формальных критериев отбора проектов относятся следующие:

  • Соответствие признакам субъекта малого предпринимательства в научно-
    технической сфере.
  • Организационно-правовая форма инициатора проекта — ООО или ЗАО.
  • Минимальная доля участия в проекте — блокирующий пакет для ЗАО,
    контрольный пакет для ООО.
  • Юридическое лицо — инициатор проекта должно быть зарегистрировано на
    территории Краснодарского края.
  • Инвестиции в одну компанию — не более 120 млн. рублей.

Экспертные критерии отбора инновационных проектов:

  • Ориентация бизнеса на высокие технологии (высокотехнологичную
    продукцию), инновации или изобретения.
  • Наличие собственно инновации, с защищенными правами собственности или
    патентоспособной в рамках развития проекта.
  • Наличие квалифицированной и активной команды.
  • Востребованность продукта на рынке, четкое понимание командой проекта
    круга потенциальных клиентов.
  • Перспективы рынка: значительный объем — сотни миллионов долларов,
    высокие темпы роста.
  • Возможность реализации проекта и «выхода» из него в течение 5 лет.

Формы заявки на инвестиции и резюме проекта размещены по адресу http://www.imancapital.com/proiect.html . Прием заявок по проектам от заявителей осуществляется по электронной почте: [email protected] в формате программ Word или Adobe Acrobat .

Методические рекомендации по заполнению документов размещены на сайте департамента промышленности Краснодарского края по адресу http://www.depprom.ru/innovaz.html

Инициаторы проектов, заинтересованные в привлечении средств Фонда, могут получить консультацию в по телефонам: (861) 277-30-16, 277-30-15.

Контактные лица — Анисимов Константин Викторович (директор представительства ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» в г. Краснодаре), Тернавский Алексей Александрович (исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края»).

3. Организации, предоставляющие финансирование в форме прямых инвестиций и других формах

Государственная корпорация «Роснано»

«Российская корпорация нанотехнологий» основана в 2007 г. федеральным законом № 139-ФЗ в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий 1 , развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Имущественный вклад Российской Федерации в уставный капитал корпорации составил 130 млрд. рублей.

Главным приоритетом деятельности корпорации является финансирование инвестиционных проектов. Инвестиционная деятельность «Роснано» фокусируется на финансировании начальной стадии коммерциализации, когда возможности привлечения частного капитала ограничены в силу высоких рисков, рыночной и технологической неопределенности. Корпорация выходит из проекта, как только частный капитал готов финансировать проект самостоятельно и возврат инвестиций корпорации может быть осуществлен на заранее установленных ею условиях.

Для осуществления финансирования инвестиционных проектов корпорация использует следующие инструменты:

  • участие в капитале компаний;
  • выдача займов;
  • приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств;
  • поручительства по кредитам;
  • приобретение долей в венчурных фондах;
  • участие в управлении проектами.

Принятие решения об инвестировании проекта осуществляется Правлением корпорации, которое руководствуется результатами экспертизы проекта, включая научно-техническую и инвестиционную экспертизу.

В ходе научно-технической экспертизы проект рассматривается па предмет соответствия следующим критериям:

  • соответствие проекта области нанотехнологий;
  • научная обоснованность (позволяют ли процессы, лежащие в основе
    предлагаемого промышленного производства (отдельных стадий производства.),
    обеспечивать достижение заявляемых в проекте характеристик продукта);
  • техническая реализуемость (позволяют ли предлагаемые технические решения,
    направленные на реализацию опытно-промышленного производства или его этапов,
    обеспечить получение продукта с заявленными характеристиками);
  • достаточность оборудования и сырья;
  • уровень и актуальность проекта (в том числе сравнение с мировыми
    аналогами).

Инвестиционная экспертиза проводится с целью определения инвестиционных и финансовых рисков, сопряженных с проектом. В рамках инвестиционной экспертизы оцениваются:

  • правомочность заявителя в отношении предмета проекта (наличие
    сертификатов и разрешений на данный вид деятельности);
  • отсутствие претензий к заявителю со стороны налоговых органов и третьих лиц;
  • соответствие запрашиваемого объема финансирования реальным затратам для проектов такого типа;
  • соответствие предлагаемого графика финансирования реальным обстоятельствам проекта;
  • рыночные перспективы и риски, связанные с осуществлением проекта;
  • объем собственных ресурсов, которые корпорация должна затратить в связи с осуществлением проекта;
  • возможности и условии привлечения внешнего финансирования к проекту.

Требования к проектам, финансируемым ГК «Роснано», размещены в сети Интернет по адресу http://www.rusnano.com/Section.aspx/Show/15357

117420, г. Москва, ул. Наметкина, 12А. Телефон +7 495 5424444, факс +7 495 5424434

http://old.slavyansk.ru/articles.php?articleId=1826

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях