WordPress

Система поддержки малого предприятия

Система поддержки малого предприятия - картинка 1
Самое важное по теме: "Система поддержки малого предприятия" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Система поддержки малого предприятия

Таблица 3.1. Динамика численности малых предприятий по отраслям экономики

Система поддержки малого предприятия - картинка 2

В 2005 г. сектор малого бизнеса заметно укрепил свои позиции. Количество малых предприятий увеличилось до 994 тыс. Численность занятых на них также возросло и составило около 9 млн чел., или 13,4% от общей численности занятых в экономике.
Отраслевая структура малого предпринимательства сохраняет прежние приоритеты, характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг.
Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики представлено на рис. 3.1.

Система поддержки малого предприятия - картинка 3

Рис. 3.1. Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики

Объем производства продукции малого бизнеса ежегодно растет. Динамика этого процесса характеризуется показателями, представленными на рис. 3.2.

Система поддержки малого предприятия - картинка 4

Рис. 3.2. Объем производства сектором малого предпринимательства

Ключевые термины: предпринимательство; явные функции; латентные функции; малый бизнес; сектор малого предпринимательства; малое предприятие; система государственного регулирования малого предпринимательства; государственная поддержка среднего и малого бизнеса.

1. Каковы организационные формы предпринимательства в России?
2. Почему латентные функции предпринимательства носят в основном общественный характер?
3. Какие подходы выделяют при определении малого предпринимательства?
4. Какими факторами диктуется необходимость государственной поддержки малого бизнеса?
5. Каковы масштабы участия сектора малого бизнеса в экономике России? Как они сопоставляются с опытом стран с развитой рыночной экономикой?
6. Назовите принципы, которые лежат в основе государственного регулирования малого бизнеса.
7. В чем заключается современные тенденции развития и ключевые проблемы малого и среднего предпринимательства?

http://eclib.net/27/27.html

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Для минимизации воздействия негативных факторов, для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый и средний бизнес.

Система поддержки малого и среднего предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Целью системы поддержки малого и среднего бизнеса является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в прочих аспектах, потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

Система поддержки малого предпринимательства предполагает:

  • • развитие инфраструктуры — создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;
  • • информационное обеспечение — создание баз данных для малых предприятий, а также муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации;
  • • обучение кадров — создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
  • • выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий. Важными задачами государственной политики, направленной на

поддержку малого и среднего предпринимательства, являются формирование и обеспечение устойчивого функционирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса на областном и муниципальном уровнях.

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства — основное направление федеральных и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Ряд элементов инфраструктуры создается в рамках реализации международных программ (TACIS, «Морозовский проект», Агентство США по международному развитию и др.).

Существующие элементы инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства многообразны, что соответствует разнообразию видов услуг, необходимых для развития малого предпринимательства, но одновременно отражает и существующую неопределенность в подходах к организации поддержки малого предпринимательства, разное понимание того, какие задачи и функции должны выполнять те или иные институты.

В настоящее время основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на основании Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются:

На рис. 3 показана модель системы поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения предпринимателя и учитывает влияние внешних факторов и согласованное взаимодействие органов власти, системы поддержки малого предпринимательства и самих субъектов малого бизнеса.

Функцию исследования и актуализации нормативно-правовой базы осуществляют органы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, затем разработанные предложения выносятся на утверждение законодательного собрания. Управление происходит на основании действующего законодательства, программ поддержки малого предпринимательства и методов анализа и исследования.

Система поддержки малого предприятия - картинка 5

Рис .3. Модель системы поддержки малого и среднего предпринимательства — SADT-модель

Результатом выполнения функции являются разработанная стратегия и актуализированная нормативно-правовая база (НПБ). На первом этапе для формирования стратегии используется накопленная информация. Периодически корректируемая нормативно-правовая база и стратегия действий являются управляющими для остальных функций. Стратегия представляет собой наиболее принципиальные и важные установки, планы, намерения, направленные на развитие малого предпринимательства.

Для выполнения функции ресурсной поддержки требуются:

  • • разработка инвестиционного проекта;
  • • экспертная оценка проекта;
  • • информация об источниках ресурсов;
  • • механизмы привлечения ресурсов;
  • • реализация проекта;
  • • мониторинг эффективности использованных ресурсов.

Функция координации и мотивации деятельности органов поддержки малого предпринимательства предполагает разработку мотивирующей модели их деятельности. На этом этапе выявляются недостающие, слабые, дублирующие функции. Кроме того, в связи с постоянно изменяющейся социально-экономической и политической ситуацией в стране должны быть предусмотрены функции для перспективного развития.

Процесс координации происходит по выявленным функциям в деятельности органов поддержки с учетом горизонтальной и вертикальной интеграции. Для успешной реализации поставленных задач необходима мотивация органов поддержки предпринимательства.

Построение системы мотивации, основанной только на материальном стимулировании, в современных российских условиях нецелесообразно ввиду дефицита финансовых ресурсов. Разработка механизма мотивации сотрудников к труду и повышению профессионализма не должна осуществляться по шаблону Наибольшая производительность труда при прочих равных условиях достигается в случае выявления индивидуальных мотивов сотрудников и адаптации механизма их удовлетворения. Причем эффект усиливается, если сотрудник имеет возможность принять непосредственное участие в разработке соответствующей программы. При ориентации только на заработную плату следует ожидать лишь минимальной отдачи от специалиста. Поэтому координационная и мотивационная политика должна быть направлена на развитие малого предпринимательства.

Функция содействия трансферу инноваций осуществляется органами поддержки предпринимательства. Кроме вышеперечисленных регламентирующих факторов существуют критерии оценки инвестиционных проектов. Результатом выполнения этой функции являются новые продукты, товары и услуги. За счет коммерциализации инновационных идей образуется прибыль.

Функция защиты интересов предпринимателей необходима для осуществления предпринимательской деятельности. Результатом ее являются прецеденты и их предварительный анализ.

http://studref.com/363300/ekonomika/ponyatie_sistemy_gosudarstvennoy_podderzhki_malogo_srednego_predprinimatelstva

Система поддержки малого предпринимательства

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Однако очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебания рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами, основной из которых является недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая).

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут предоставить. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их способности конкурировать с другими предприятиями.

К числу важных предпосылок для успешного развития малого бизнеса относится создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях.

Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства правительство Российской Федерации разработала программу содействия малым предприятиям, основными направлениями которой являются:

· формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого бизнеса, создание льготных условий финансирования, налогообложения, материально-технического обеспечения малых предприятий;

· установление упрошенного порядка регистрации субъектов, лицензирование их деятельности;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

· поддержка внешнеэкономической деятельности.

Например, в Томской области уделяют большое внимание поддержке развития малого предпринимательства и принята программа в поддержку малого бизнеса.

На собрании Томской областной Думы принят проект областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 годы».

Это уже пятая программа в поддержку малого бизнеса, которая принимается в регионе. Один из первых областных законов — о государственной поддержке малого предпринимательства — был принят в 1997 году. В связи с введением 1 января 2008 года нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства данный областной закон предстоит заменить другим, более современным, соответствующим реалиям сегодняшнего дня.

В этом году завершаются сроки реализации областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005-2007 годы». На смену этой программы придет новая — «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 годы».

Цель новой программы — обеспечить высокий уровень развития предпринимательства. В числе приоритетных задач — формирование и развитие инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий, устранение барьеров для развития бизнеса, формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, изменение структуры малого и среднего бизнеса и т.д. 1

Ежегодно на поддержку малых предприятий правительство предусматривает отчисления в размере не менее 5% от годового бюджета. Финансовое обеспечение политики государственной поддержки осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с Законом » О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г.

Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует так же Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а так же созданию малых наукоемких фирм — инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров.

Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства может оказываться в виде кредитов, субсидий и дотаций за счет бюджетных средств, так и в форме предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям. Правительство Москвы, например, намерено дотировать

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики и др.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнес создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политике; помощь в регистрации предприятия и лицензировании его деятельности, разработка и оформление учредительных документов; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.

Правительство пытается либерализовать налоговую систему, снижая налоговое бремя ради развития производства и привлечения инвестиций. Для этого введен самый низкий в мире единый подоходный налог — 13%, ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24%.

Кроме того, подготовлен Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Минэкономразвития Российской Федерации подготовило ряд мер, призванных поощрить создание малого бизнеса и облегчить жизнь малых предприятий, было заявлено главой министерства Эльвирой Набиуллиной 26 мая 2008 года в ходе всероссийского форума «Малый и средний бизнес — основа социально-экономического развития России в XXI веке». «Готовя стратегию до 2020 года, мы понимаем, что решение задачи вхождения к 2020 году в пятерку стран-лидеров невозможно решить без более быстрого развития малого бизнеса. Подготовлен комплекс мер, который включает более 100 мероприятий только на 2008 год. Мы должны перейти от разрешительного порядка открытия нового бизнеса на уведомительный.», — заявила министр. По ее словам в ближайшее время будут подготовлены проекты законов, направленные на введение уведомительного порядка нового бизнеса. Министерство также готовит меры, позволяющие на треть сократить перечень сертифицируемых видов продукции. Также она обещала, что будет добиваться ограничения полномочий милиции по контролю над организациями малого бизнеса. По словам главы Минэкономразвития, к 2020 году в России должно появиться не менее 6 миллионов малых и средних компаний.

В решении проблем малого бизнеса большую роль играет общественная организация предпринимателей — Российская торгово-промышленная палата (ТПП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных палат всего мира был своеобразный юбилей: 400 лет назад купцы объединились и создали торговую палату защиты своих интересов. Несколько позже к ним присоединились промышленники. Так был сформирован Институт торгово-промышленных палат.

http://studbooks.net/1903695/ekonomika/sistema_podderzhki_malogo_predprinimatelstva

Система государственной поддержки малого бизнеса

19.4. Имущественная поддержка малого бизнеса

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов: излишками площадей на предприятиях, недогрузкой производственных мощностей и оборудования, недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т.д.

Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малого бизнеса производственно- и научно-технического профиля.

Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках предоставленных полномочий Минимущество и МАП России содействуют решению имущественных вопросов поддержки малого бизнеса. По состоянию на 01.10.02 г. субъектами малого предпринимательства используются более 2 млн. кв. м федеральных площадей, из которых 44% задействованы в 2001 г., при этом 90% площадей являются арендуемыми. Общее количество субъектов малого бизнеса, которым предоставлено в аренду федеральное недвижимое имущество, составляет более 16,5 тыс. предприятий, на которых занято около 128 тыс. человек.

Перспективность данного направления подтверждает широкий спектр возможностей для поддержки малого бизнеса, заложенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации № 1024 от с1999 г.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам I Всероссийской конференции представителей малого бизнеса, и поручений Правительства Российской Федерации, Минимущество совместно с МАП России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало программу » Продажа и сдача в аренду субъектам малого бизнеса имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры». Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности.

В апреле 2002 г. состоялось совместное заседание коллегии Минимущества и МАП России по вопросу: «О содействии развитию малого бизнеса». В решении совместного заседания отражены конкретные меры имущественной поддержки малого бизнеса по следующим направлениям: нормативно-методическое обеспечение, учет и контроль над эффективностью использования государственного имущества, переданного и предназначенного для передачи субъектам малого бизнеса; организация конкретных мероприятий по содействию малому бизнесу на федеральном и региональном уровнях.

Имущественная поддержка заключается в разработке критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества в сферу малого бизнеса, с другой — обеспечивающих его субъектам режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам. Среди первоочередных задач — разработка параметров наделения субъектов малого бизнеса государственным имуществом (путем сдачи в аренду или безвозмездного пользования) на конкурсной основе.

Минимуществом и МАП России, их территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по выявлению потребности субъектов малого бизнеса в использовании государственного имущества в целях повышения эффективности использования федерального имущества для развития малого бизнеса в регионах.

Решение о предоставлении имущества, в том числе конкретные формы и условия предоставления объектов недвижимости, принимается с учетом эффективности его использования субъектами малого бизнеса исходя из следующих критериев:

  • увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы;
  • увеличение налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты всех уровней;
  • развитие приоритетных направлений бизнеса, особенно в производственной сфере;
  • выполнение условий использования федерального имущества (долговременное хозяйственное ведение, аренда, выкуп, передача оборудования в лизинг).

При формировании механизма ресурсного обеспечения субъектов малого бизнеса ключевое значение приобретают вопросы учета федерального имущества, задействованного в данной сфере. К приоритетным задачам относится построение и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества, которое может быть востребовано субъектами малого бизнеса, а также уже переданного имущества, обеспечение контроля эффективности его использования.

Эффективность имущественной поддержки субъектов малого бизнеса в существенной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению государственной политики в данной сфере (МАП, Минимущество, Минэкономразвития, МНС, Минфин). В целях согласованности и обеспечения эффективности их взаимодействия необходимо регламентировать эту деятельность нормативно-правовым актом, устанавливающим основные принципы, механизмы и формы данного сотрудничества.

Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы управления государственным имуществом создают возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной политики целесообразно направить на поддержку бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики.

19.5. Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса

Инфраструктура поддержки малого бизнеса включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации и пр.

В настоящее время насчитывается около 70 различных видов объектов инфраструктуры малого бизнеса. К ним относятся бизнес-школы, агентства поддержки малого бизнеса, региональные фонды поддержки бизнеса, научно-технические парки, лизинговые компании, кредитные союзы, бизнес-инкубаторы, различные центры: технологические, учебно-деловые, социально-деловые, региональные информационно-аналитические, инновационные, маркетинговые, охранные, центры развития бизнеса и др.

В инфраструктурной системе поддержки малого бизнеса можно выделить четыре уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный.

Наиболее емкий и развитый среди них — региональный уровень, в который входит большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, но их распределение в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается перенасыщенность ими, что приводит к дублированию функций.

Например, администрации Чувашской Республики (17 объектов инфраструктуры поддержки), Краснодарского края, Брянской (11), Саратовской, Новгородской (17), Ульяновской (20) областей отмечают, что количество региональных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионе достаточное. В Калининградской области инфраструктура поддержки бизнеса представлена только региональным агентством поддержки малого бизнеса.

Одной из причин такой неравномерности является отношение местных властей к проблемам развития малого бизнеса. Зачастую активность в развитии инфраструктуры малого бизнеса в регионе обусловлена исключительно позицией одного или нескольких лиц в местной администрации, наличием влиятельных предпринимательских организаций, способных воздействовать на региональную экономическую политику.

Существенное значение имеет ( по крайней мере, при реализации проектов с международным участием) понимание иностранными консультантами экономической и социально-политической ситуации в России, ориентация на те регионы, где, по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы, либо на те, которые представляют интерес для развития сотрудничества с конкретными зарубежными партнерами.

Вместе с тем в некоторых областях Российской Федерации инфраструктура поддержки малого предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

В 2002 г. в субъектах Российской Федерации созданы 82 региональных фонда поддержки малого бизнеса и около 60 — в муниципальных образованиях (с участием ФФПМП создается региональный фонд поддержки малого бизнеса в Свердловской области), 51 региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и около 50 агентств в муниципальных образованиях, 80 бизнес-инкубаторов, 59 региональных учебно-деловых центров Морозовского проекта67 учебно-деловых центров, около 30 инновационно-технологических центров, более 20 ремесленных палат, 41 технопарк, 54 региональные лизинговые компании и около 70 — в муниципальных образованиях, 65 региональных маркетинговых центров.

Завершается процесс формирования системы торгово-промышленных палат, которая насчитывает 163 территориальные ТПП (83 из них являются палатами субъектов Российской Федерации).

Создание инфраструктуры малого бизнеса невозможно без финансового содействия со стороны государства и участия органов исполнительной власти еще и потому, что такого рода объекты, как правило, характеризуются капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости или вовсе не приносят прибыли. Следствием этого является их относительная непривлекательность для частных инвесторов, в том числе в России, где участие в неприбыльной организации не приносит каких-либо льгот с точки зрения налогообложения и т.п.

По данным социологических опросов, бизнесмены недостаточно информированы о наличии в регионах объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В силу ресурсных ограничений рекламные кампании по направлениям деятельности объектов инфраструктуры малого бизнеса не проводятся.

Предстоит создать целостную и взаимосвязанную инфраструктурную систему, своего рода «окружающую среду» для бизнеса, способную охватить все стороны деятельности и все потребности малых предприятий различных отраслей экономики.

Актуальным остается решение вопроса о реализации принципа «одного окна» путем создания центров поддержки бизнеса с полным набором услуг для бизнесменов на региональном, муниципальном уровнях, в дальнейшем — для каждого города с численностью населения от 50 тыс. человек, а также совершенствования деятельности комплексных и специализированных объектов инфраструктуры в сфере поддержки и развития малого бизнеса.

Важнейшими объектами инфраструктуры поддержки малого бизнеса являются бизнес-инкубаторы. Мировая и российская практика показывает, что одной из самых эффективных форм поддержки зарождающихся предприятий является бизнес-инкубирование.

В России функционируют около 80 бизнес-инкубаторов, но надо признать, что большинство из них пока не в полной мере используют возможности бизнес-инкубирования. При этом, в отличие от других организаций, бизнес-инкубаторы не получили финансовой поддержки ни на федеральном, ни на региональном уровне. Их существование обеспечивалось за счет международных проектов, крайне редко — за счет поддержки на муниципальном уровне.

Так, благодаря содействию городских администраций в 2000 г. созданы бизнес-инкубаторы в Твери, Калининграде, Нижнем Новгороде, ведется работа в Ханты-Мансийске, Калуге, Сыктывкаре и других городах России, но ситуация далека от идеальной. К примеру, в Красноярске было принято постановление правительства Красноярского края по созданию бизнес-инкубаторов, но и оно не сдвинуло с места работу в крае.

Зрелость системы бизнес-инкубирования в России подтверждается активной работой Национального содружества бизнес-инкубаторов, которое за счет ресурсов сумело организовать решение наиболее насущных задач — таких, как организация информационного обмена между регионами, консультационная работа, международное сотрудничество, научно-методическое обеспечение и подготовка кадров для бизнес-инкубаторов.

Удачным оказался проект по подготовке региональных групп консультантов, осуществленный совместно с фондом «Евразия». В нем участвовали специалисты бизнес-инкубаторов из Калининграда, Нижнего Новгорода, Смоленска, Тамбова и других городов.

Соглашение между МАП России и Национальным содружеством бизнес-инкубаторов, подписанное в 2002 г., определяет стратегию развития бизнес-инкубирования в регионах и направлено на координацию усилий в области поддержки бизнеса.

Качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки бизнеса становятся ключевыми факторами успешного развития малого бизнеса в регионах. Именно посредством инфраструктуры поддержки бизнеса, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого бизнеса, ориентировать его на участие в приоритетных направлениях социально-экономического развития России.


http://www.intuit.ru/studies/courses/3544/786/lecture/30189?page=4

Поддержка малого бизнеса

Содержание:

В развитой рыночной экономике огромное значение имеет государственное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства является поддержка малого предпринимательства. В экономически развитых странах малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем в России. Формы государственной поддержки малого бизнеса в каждой стране свои, но при этом не обходится без одинаковых мер.

Если вы являетесь владельцем малого бизнеса или среднего предпринимательства в России, то можете использовать множество инструментов поддержки. Существуют универсальные методы. Также есть такие льготы, которые предусмотрены для конкретных видов деятельности. Лучшим способом не упустить возможность является получение консультации специалиста, который посоветует, какие методы поддержки оптимальны в вашем случае.

Нет времени читать статью?

Основные методы поддержки малого бизнеса

Экономические системы многих стран совершенно различны, однако, когда открывается предприятие малого бизнеса, то во многих случаях потребности одинаковы. Соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире. Перечислим самые распространенные механизмы:

  • специальные налоговые режимы;
  • доступ к государственному заказу;
  • грантовая поддержка начинающих бизнесменов;
  • снижение административных барьеров;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • консультации;
  • создание микрофинансовых организаций;
  • поддержка лизинга;
  • помощь в модернизации производства;
  • создание промышленных парков, технопарков, кластеров;
  • система гарантийного кредитования;
  • поддержка субъектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на инновационную деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на социальную деятельность.

Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются льготы по налогообложению, облегчение доступа к государственному заказу, грантовая поддержка начинающему предпринимательству, помощь в модернизации производства.

Состояние малого бизнеса в России

Малый и средний бизнес зародился в России приблизительно 25–30 лет назад. На данный момент малое предпринимательство является одной из ключевых ниш на рынке. Малые и средние предприятия — это 5,6 млн. компаний, которые дают рабочие места миллионам граждан.

Отношение общества к бизнесу является долговременным фактором, который может оказывать существенное дополнительное воздействие на развитие предпринимательства. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2018», лишь 5,5% россиян трудоспособного возраста являются предпринимателями.

Сектор малого и среднего бизнеса состоит из трех ключевых субъектов рынка: это микропредприятия, малые и средние предприятия. Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами и всегда рассматриваются в отдельности. По состоянию на 2018 год, в Российской Федерации действует 6 001 091 МСП: из них 5 729 651 (95,5%) микро, 252 521 (4,2%) малых, 18 919 (0,3%) средних.

Так как малый и средний бизнес является одним из приоритетных, за последнее время предпринято много действий для его развития. Разработаны и применяются следующие федеральные программы поддержки МСП:

  • программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса;
  • программа стимулирования кредитования субъектов МСП от АО «Корпорация МСП»;
  • поддержка молодежного предпринимательства;
  • поддержка социального предпринимательства;
  • поддержка инновационного предпринимательства;
  • поддержка промышленных проектов;
  • поддержка женского предпринимательства.

Властями разработана и принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, запущен и функционирует проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Финансирование малого бизнеса в России

Для любых механизмов государственной поддержки самым главным является доступная нормативно-правовая база и информационное обеспечение. В Российской Федерации сформированы организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, существует федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Она работает с 2005 года под контролем Министерства экономического развития России. Ее главной целью является увеличение числа фирм. Данная программа содержит в себе следующие направления поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства):

  • создание необходимой современной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, индустриальных парков);
  • полномасштабная поддержка экспорта;
  • развитие системы кредитования и микрофинансирования;
  • поддержка научно-технических сфер деятельности и инноваций.

С 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основным мероприятием поддержки стало содействие развитию малого инновационного предпринимательства, а также лизинговая поддержка и поддержка экспортно ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.

Помимо прочего, финансовая поддержка малого бизнеса также развивается по направлению субсидий, микрозаймов и льготного кредитования.

Снижение административных барьеров для малого бизнеса

Такое направление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства получило широкое распространение в период 2014–2017 гг. Так, за это время:

  • был упрощен бухгалтерский учет;
  • стало меньше отчетов, которые нужно сдавать в налоговую;
  • малый и средний бизнес теперь не штрафуют, а предупреждают;
  • процедура финансовой оценки активов и вложений стала проще.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года, микропредприятия могут не вести детальную кадровую отчетность. Так как зачастую микропредприятие не располагает возможностями для приема в штат специалиста по кадрам, то эти функции совмещает какой-то работник.

Данная мера поддержки позволяет снизить нагрузку, отказавшись от внутренних документов, таких как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда. Но если микропредприятие становится малым предприятием, то придется восстановить кадровую документацию за все время существования.

Налоговые льготы как мера государственной поддержки

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 477-ФЗ, если предприниматель зарегистрирован в первый раз, то до 31 декабря 2020 года ИП может применять нулевые налоговые ставки. Если предприниматель решит воспользоваться данной налоговой льготой, то необходимо проверить соответствие ряду условий:

  • ИП должен работать по упрощенной системе налогообложения или по патенту;
  • ИП должен работать в социальной или научной сфере либо заниматься производством;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.

Помимо налоговых каникул, существуют налоговые льготы. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.01.2015 № 98р, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям, предоставляется:

  • снижение ставки по УСН с 6% до 1%;
  • расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, снижение ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%;
  • патент для самозанятых граждан.

С 2016 по 2018 гг. для представителей МСП также действовали надзорные каникулы. То есть, если были допущены серьезные нарушения, в этот период их можно было исправить так, чтобы никто не заметил и не привлек к ответственности.

Поддержка инновационного развития экономики в России

В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.

Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор. Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок. То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.

Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.

Главные проблемы поддержки малого бизнеса в России

Главным показателем эффективности оказываемых мер государственной поддержки является число предприятий малого и среднего бизнеса. В России рост предприятий МСП является главной целью. Однако на территории нашей страны бизнес развивается крайне неравномерно. Наблюдается высокая концентрация предприятий в определенных регионах страны. Соответственно, в некоторых регионах есть нехватка предпринимательской активности.

Сравнивая со вкладом МСП в экономику других стран, можно сделать вывод, что в России он значительно ниже. На данный момент наблюдается низкая инновационная и инвестиционная активность малого бизнеса. Также по сравнению с развитыми странами в России недостаточно развит механизм грантовой поддержки МСП, хотя и присутствует в общей системе мер государственной поддержки.

В России ряд программ развития содержит в себе важность инноваций и повышения технологичности, ведется полномасштабная работа по обеспечению всей необходимой информацией для старта бизнеса, однако не в полной мере определена важность технологического перевооружения и модернизации производств. Кроме того, недостаточно внимания уделяется административно-правовым барьерам. Не все вводимые меры поддержки учитывают особенности малого бизнеса.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что сочетание высокой налоговой нагрузки, плохая информированность, а также административные барьеры препятствуют созданию новых субъектов МСП. А если предприятие создано, то бизнесмен не всегда может увеличить рынок сбыта, повысить свои доходы, чтобы перейти из микропредприятия в малый бизнес, например. Поэтому главные меры поддержки МСП должны осуществляться в области налогообложения, в сфере административно-правового регулирования, а также в области информации и консультаций.

http://rtiger.com/ru/journal/podderjka-malogo-biznesa/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях