WordPress

Системообразующие предприятия поддержка государства

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 1
Самое важное по теме: "Системообразующие предприятия поддержка государства" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственная поддержка системообразующих организаций

Для повышения устойчивости функционирования российской экономики, а также снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений Правительство РФ (протокол заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1) утвердило перечень системообразующих организаций, в который вошли:

  • крупнейшие юридические лица, находящиеся в юрисдикции РФ, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность, и осуществляющие деятельность в секторах промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и связи
  • юридические лица, находящиеся в юрисдикции РФ, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и входящие в промышленные группы, холдинговые структуры, вертикально интегрированные компании (в перечне указывается наименование управляющей компании либо головной организации группы)
  • организации, осуществляющие свою деятельность, в том числе на территории РФ, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, управляющие компании которых находятся в иностранной юрисдикции.

Перечень содержит 197 организаций, включая холдинги и вертикально интегрированные компании, прибыль которых формирует более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике.

При подготовке Перечня учитывались показатели годовой выручки компании, налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, численности персонала, а также наличие существенной доли на рынке и влияние на социально-экономическую стабильность в субъектах РФ.

Формат работы с системообразующими организациями предполагает:

  • мониторинг финансово-экономического положения предприятий, групп, отраслей, в которых осуществляют деятельность организации, включенные в перечень, для своевременного обнаружения негативных факторов
  • разработка инструментов оказания государственной поддержки и установление порядка и условий ее предоставления для поддержания устойчивости и минимизации негативных социально-экономических последствий в случае прекращения деятельности системообразующих организаций
  • рассмотрение заявок организаций и планов их финансового оздоровления, а также принятие решений о целесообразности и формах предоставления государственной поддержки
  • оценка эффективности принятых решений по государственной поддержке организаций.

Включение организации в перечень не является гарантией предоставления государственной поддержки, равно как и отсутствие организации в перечне не исключает возможности оказания государственной поддержки.

Предоставление государственной поддержки предприятиям, входящим в перечень, должно быть обусловлено требованиями о выполнении предприятиями, получившими государственную поддержку, программ реструктуризации и повышения эффективности, а также иных обязательств, предусмотренных условиями предоставления государственной поддержки.

Перечень изменяется соответствующими решениями Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции при наличии аргументированных обоснований.

Приказом Минэкономразвития от 4 марта 2015 года образована Межведомственная комиссия по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих, к компетенции которой относятся в том числе вопросы предоставления госгарантий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 года №549 «О государственных гарантий РФ по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством РФ в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития.

В этом постановлении предусмотрена возможность предоставления госгарантий для реализации мер, направленных на развитие предприятий и реструктуризацию ранее привлеченных кредитов, а также определены цели привлечения кредитов и облигационных займов, обязательства по которым могут обеспечиваться госгарантиями.

Госгарантия в соответствии с постановлением предоставляется в обеспечение обязательств по кредиту (облигационному займу), привлекаемому на срок от 3 до 7 лет.

В соответствии с пунктом 9 постановления решение об отборе принципалов принимается при выполнении следующих условий: обеспечение принципалами прозрачности своей финансовой и хозяйственной деятельности и структуры собственности; выполнение принципалами обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников; соответствие принципалов требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса РФ; представление кредиторами (если видом заимствования является кредит) подтверждения проведения анализа финансового состояния принципалов и принятия кредитными комитетами кредиторов решений о предоставлении кредитов на основе представленных принципалами бизнес-планов; предоставление принципалами сведений о наличии иного (кроме гарантий) обеспечения исполнения обязательств принципалов по кредитам (облигационным займам); представление принципалами мотивированного предложения относительно обеспечения регрессных требований РФ, соответствующего требованиям, установленным бюджетным и гражданским законодательством РФ.

Порядок приема документов, представляемых принципалом для участия в отборе принципалов для предоставления госгарантий

Для участия в отборе для предоставления госгарантий принципал формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, и направляет его в Минэкономразвития.

Прием документов в Минэкономразвития, представляемых принципалом при проведении отбора в целях предоставления государственной гарантии, осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 477.

Контакты

Масленников Александр Владимирович

Директор Департамента развития секторов экономики (Ответственный секретарь Межведомственной комиссии).

Тел. + 7 495 650-87-00 доб. 1802, +7 495 650-84-25.

http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801

Поддержка системообразующих предприятий

1. Что такое системообразующие предприятия?

Системообразующие предприятия – это компании, оказывающие существенное влияние на развитие экономики страны, обеспечивающие наибольшую занятость в своих отраслях и являющиеся крупнейшими налогоплательщиками.

2. Как формируется перечень таких компаний?

Правительство решило отказаться от единого перечня системообразующих предприятий: вместо этого профильные министерства формируют динамичные отраслевые списки, которые утверждает Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, которую возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов (сейчас он также временно исполняет обязанности Председателя Правительства).

Комиссия утвердила шесть отраслевых списков, в которые вошла в общей сложности 1151 компания: 523 из них предложил Минпромторг, 162 — Минтранс, 98 — Минэнерго, 96 — Минсельхоз, 91 — Минкомсвязи, 76 — Минстрой.

Кроме того, три ведомства — Минэкономразвития, Минпромторг и Минэнерго — должны будут осуществлять еженедельный мониторинг финансово-экономического состояния предприятий и предоставлять отчет в Правительство.

Перечень системообразующих предприятий опубликован на официальном сайте Минэкономразвития.

3. Как поддерживают системообразующие предприятия?

Правительство разработало ряд специальных мер для системообразующих предприятий:

http://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/what-to-do/business/systemoobraz_predpriyatiya.html

Кому и чем поможет государство в кризис: список почти готов​

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 2Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 3

Современный офис в Москве

МОСКВА, 6 апр — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Список системообразующих предприятий в общих чертах уже известен, и сейчас в него вносятся лишь некоторые коррективы. Те, кому посчастливится туда попасть, получат господдержку в максимально возможном объеме – от налоговых льгот до прямых финансовых вливаний. Все прочие могут рассчитывать лишь на меры общего характера, считают эксперты.

Власти РФ приступили к формированию списка системообразующих предприятий, которые в условиях пандемии коронавируса получат первоочередное право на поддержку государства. По словам премьера Михаила Мишустина, в него войдут более 650 компаний. Окончательный вариант списка власти представят 10 апреля на заседании правкомиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

При его формировании учитываются предложения профильных министерств, а также оборот предприятий и численность сотрудников. Учитываются предложения властей субъектов РФ, которые дополняют список в оперативном режиме.

Опрошенные агентством «Прайм» эксперты констатируют, что состав списка в общих чертах уже известен – сейчас в него вносятся лишь некоторые корректировки. «Не стоит забывать, что как таковой перечень системообразующих предприятий существует уже более 10 лет – впервые он был сформирован в 2008 году на волне мрачных последствий мирового финансового кризиса. Правда, тогда там было всего около 300 предприятий. Впоследствии правительственная комиссия по повышению устойчивости экономики корректировала перечень; сейчас – как раз такой случай», — говорит доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Алексей Гришин.

Самое главное, на что обращают внимание власти, – значимость предприятия для экономики государства. Здесь важен не только финансовый, но и стратегический аспект. К примеру, широкий общественный резонанс вызвало появление в первом варианте списка таких компаний, как ИКЕА, Макдоналдс или Вкусвилл. Ключевая причина их появления в списке в том, что это – разветвленные производственно-торговые сети, обладающие отлаженной (и, что немаловажно, легко реплицируемой) системой производства, логистики и распределения товаров массового потребления. Подобные организации уже сейчас имеют немалую значимость, а при возникновении кризисных процессов в экономике и вовсе могут обрести ключевую роль, пояснил он.

ЧЕМ ПОМОГУТ

По мнению гендиректора разработчика IT-систем НОРБИТ Антона Чехонина, пакет мер будет обсуждаться индивидуально для каждой компании из этого списка. Это могут быть субсидированные кредиты и государственные гарантии, отсрочки по уплате налогов и сборов, размещение государственных контрактов, в отдельных случаях для компаний с государственным участием даже докапитализация.

В идеале, все меры поддержки должны работать в комплексе, считают аналитики. В отношении предприятий из списка государство, по всей видимости, будет действовать в большей мере целевым образом, поэтому возможны как косвенные методы, так и прямая поддержка за счет субсидирования или государственных заказов. Косвенные методы, такие, как налоговые и кредитные льготы, будут иметь место практически точно, полагает Гришин.

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 4

Как россиянам уйти на кредитные каникулы

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин высказал мнение, что необходимо ориентироваться на прошлый опыт. Он будет использован регуляторами, в той или иной мере, как показывает практика.

В период шока на рынке сырьевых деривативов 2014-2015 годов, в РФ основной стимулирующей мерой стала реализация принятого в 2015 году антикризисного пакета мер объемом в 1,33 трлн рублей и пакета докапитализации банков в объеме 1 трлн рублей (всего это составило порядка 3% ВВП РФ 2015 года).

Резервный фонд в 2015 году сократился с 7% до 5% от ВВП. Были сокращены на 5-10% расходы бюджета за исключением расходов социального характера, на обороноспособность, АПК и исполнение международных обязательств. Параллельно была предоставлена помощь предприятиям – заемщикам, прежде всего «системообразующим», для решения проблемы проблемных долгов было принято решение о формировании банка плохих активов, были снижены отдельные налоги.

Меры поддержки экономики в период глобального кредитного кризиса 2008 года были схожи, но, в целом аналогичны. Объем антикризисных мер поддержки составил порядка 9% ВВП.

КОМУ НЕ ХВАТИТ

Эксперты напоминают, что первыми удар кризиса ощутили на себе компании, связанные с туризмом, пассажирскими и грузоперевозками, организацией досуга (ТРЦ, театры, музеи и пр.).

Государство уже оказывает этим сферам помощь, хотя главным образом в виде «общеукрепляющих средств» косвенной поддержки. В текущих условиях сделать помощь адресной не позволяет острота ситуации и тот факт, что вскоре проблемы в той или иной мере коснутся всех.

Аналитики ссылаются на прогнозы многих экономистов и финансовых организаций, которые оценивают сроки восстановления мировой экономики в 2-3 года. «Поэтому кризисные явления, связанные с падением спроса, ограничениями в международной торговле затронут практически все отрасли экономики», — рассуждает Чехонин. Речь идет даже об относительно устойчивой до последнего времени нефтегазовой отрасли.

Ключевой задачей государства является обеспечение здоровья и безопасности населения. В этом свете предприятия из списка системообразующих с большей степенью вероятности могут рассчитывать на адресную поддержку, говорит Гришин.

ВНИМАНИЕ НА БАНКИ

Некоторые виды компаний не вносятся в список намеренно. В частности, речь идет о финансовых организациях, поскольку они находятся в ведении Банка России. Возможно, предполагается, что банки получат поддержку от ЦБ, как это было в 2014 году, считает Осин.

Однако банковский сектор должен стать объектом наиболее пристального внимания властей. В текущих условиях он нуждается и в докапитализации, и в централизованной помощи заемщикам, уверен эксперт.

Первая проблема в том, что накопленная задолженность в секторе кредитования нефинансовых предприятий, смежном с ипотекой, выросла в 2019 году до 8%, это максимум за 15 лет. Объем этого сектора – около 33 трлн рублей, в два раза больше объема рынка кредитования физлиц.

Вторая проблема – низкий с точки зрения долгосрочного периода уровень достаточности капитала в банковском секторе. Достаточность капитала российской банковской системы составляла в августе 12,3%, приблизительно, как и перед кризисом 2008 года и меньше, чем перед кризисом 2014-2015 года (на январь 2014 года этот показатель составлял 13,5%). Эта ситуация отражает потенциальные проблемы для банков, связанные с необходимостью получения значительного дополнительного капитала от регуляторов или сокращения активов при ухудшении макроэкономической ситуации, заключил он.​​

http://1prime.ru/business/20200406/831213566.html

Перечень системообразующих организаций экономики РФ

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 5

ВНИМАНИЕ! Ниже приводится актуальный список системообразующих предприятий России по состоянию на 21 апреля (246 позиций), с предыдущей версией перечня от 2 апреля (646 позиций) можно ознакомиться в конце текста.

Москва. 2 апреля. INTERFAX.RU — Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики 20 марта рассмотрела и утвердила новый перечень системообразующих организаций, чье финансовое состояние власти в условиях обвала цен на нефть и пандемии коронавируса будут мониторить и по необходимости рассматривать вопрос об оказании поддержки.

Список системообразующих предприятий — детище кризиса 2008 года, когда десятки крупных компаний из-за финансового кризиса оказались одномоментно отрезаны от кредитных ресурсов, и государству пришлось задуматься об их спасении. В 2014-2015 годах, после ослабления рубля на фоне подешевевшей нефти и геополитических рисков, чиновники вернулись к списку системообразующих организаций, периодически рассматривая на заседаниях правкомиссии вопросы оказания поддержки этим компаниям.

В перечень системообразующих предприятий в 2008 году включили чуть более 300 компаний, в 2015 году список сократился до примерно 200. На фоне кризисных явлений в мировой экономике, связанных с пандемией коронавируса, правительство решило обновить список: такое поручение первый вице-премьер Андрей Белоусов подписал 10 марта.

Минфин предлагал в этот раз включить в перечень в том числе финорганизации — более полусотни банков, страховых компаний, инфраструктурных организаций и даже брокеров, но правительство отказалось это делать, так как эти организации находятся под регулированием ЦБ.

Помимо возможности претендовать на господдержку, присутствие в перечне также, вероятно, будет означать мораторий на банкротство в ближайшие полгода — такой пункт есть в проекте постановления правительства, которое подготовило Минэкономразвития.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в понедельник подписал распоряжение о мониторинге финансово-экономического состояния системообразующих предприятий страны. Согласно этому распоряжению, отраслевые ведомства и госкорпорации должны будут обеспечить предоставление в государственную информационную систему промышленности и в систему топливно-энергетического комплекса показателей системообразующих компаний.

На основании этой информации Минпромторг и Минэнерго будут готовить отчеты по мониторингу организаций, а Минэкономразвития — формировать сводный отчет и направлять в правительство для принятия возможных решений по поддержке.

В итоговом списке — 646 позиций. «Интерфакс» публикует полную версию перечня в разбивке по отраслевой и ведомственной принадлежности (в такой редакции перечень был направлен в курирующие министерства на прошлой неделе, его подлинность агентству подтвердил источник в финансово-экономическом блоке правительства).

http://www.interfax.ru/sistemoobrazuyuchieorgangizatisii.html

Системообразующим компаниям назвали условия получения госсподдержки

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 6

Системообразующие компании для получения господдержки должны будут, помимо прочего, предоставить сведения обо всех бенефициарных владельцах. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник, знакомый с проектом постановления правительства о мерах поддержки системообразующих организаций.

Также есть другие условия для предоставления помощи организациям.

«Согласно проекту постановления о мерах поддержки системообразующих организаций, компании претендуют на получение одной или нескольких мер поддержки при условии, если она не является иностранным юрлицом, а также российским юрлицом, в уставном капитале которого доля прямого или косвенного участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50 процентов», — приводит агентство слова собеседника.

Кроме того, в заявлении на получение поддержки необходимо будет дать согласие на предоставление информации о деятельности организации, в том числе относящейся к коммерческой тайне. Также организации не должны увеличивать фонд оплаты труда, однако обязаны отказаться от бонусов руководству, его заместителям, главному бухгалтеру и иным управленцам. К заявлению должна быть приложена программа «мероприятий по снижению или оптимизации расходов».

15 апреля президент России Владимир Путин раскрыл детали нового антикризисного плана по поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса. В частности, он предложил направить дополнительно 200 миллиардов рублей на обеспечение сбалансированности бюджета регионов и выделить 23 миллиарда рублей авиакомпаниям. Также российский лидер пообещал льготные кредиты системообразующим предприятиям и предоставление малому бизнесу средств для выплаты зарплат.

Общее количество средств, выделенных на помощь российской экономике в условиях распространения коронавируса, превысило два триллиона рублей.

http://lenta.ru/news/2020/04/29/system/

Источник рассказал о критериях и формах господдержки системообразующих компаний

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 8

МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Системообразующие предприятия, претендующие на господдержку, должны будут предоставить сведения обо всех своих бенефициарах. Кроме того, они не могут быть иностранным юридическим лицом или российским юрлицом с долей иностранного участия более 50%. Об этом сообщил ТАСС источник, знакомый с проектом постановления правительства РФ о мерах поддержки системообразующих организаций.

«Согласно проекту постановления о мерах поддержки системообразующих организаций, компания претендует на получение одной или нескольких мер поддержки при условии, если она не является иностранным юрлицом, а также российским юрлицом, в уставном капитале которого доля прямого или косвенного участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50%», — сказал собеседник агентства.

Кроме того, в заявлении на получение поддержки должны будут содержаться сведения обо всех лицах, которые являются бенефициарами организации, сообщил источник. Также необходимо будет согласие на предоставление информации о деятельности организации, в том числе относящейся к коммерческой тайне.

Другие условия господдержки

Компании, претендующие на господдержку, не должны увеличивать фонд оплаты труда и отказаться от бонусов руководству в 2020 году и по его итогам. По словам собеседника агентства, к заявлению на получение господдержки компания должна приложить программу мероприятий по снижению или оптимизации ее расходов, которая в том числе должна включать «обязательства по отказу от принятия в 2020 году или по результатам деятельности в 2020 году решений, связанных с увеличением фонда оплаты труда и (или) поощрительных выплат руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру , а также иным работникам, осуществляющим управленческие функции».

Господдержка для системообразующих компаний может быть предоставлена, в частности, в форме субсидий, госгарантий по кредитам, налоговых отсрочек. «Меры поддержки предоставляются системообразующим организациям в форме субсидий , отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, госгарантий по кредитам или облигационным займам», — сказал собеседник агентства.

На господдержку смогут претендовать те компании, чье финансовое состояние по результатам мониторинга признано неудовлетворительным. При этом компания не должна иметь задолженностей по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, а также задолженностей по возврату субсидий.

«Проектом постановления установлено, что на меры поддержки могут претендовать системообразующие компании, финансовое состояние которых признано неудовлетворительным по результатам мониторинга либо по результатам проводимых стресс-тестов их финансовой устойчивости на перспективу. Это решение будет принимать межведомственная комиссия по мониторингу финансово-экономического состояния организаций из перечня системообразующих», — сообщил собеседник агентства. Кроме того, правительство может исключить из объема запрашиваемых системообразующей компанией средств господдержки уже уплаченные и планируемые в 2020 году дивиденды.

ТАСС пока не располагает комментариями правительства РФ и Минэкономразвития.

В конце апреля — начале мая должен быть запущен механизм поддержки системообразующих предприятий, анонсировал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Потенциал этой программы оценивается в 1 трлн рублей. На сегодняшний день в перечне 1,151 тыс. промышленных, транспортных, энергетических, телекоммуникационных, строительных, сельскохозяйственных компаний.

http://tass.ru/ekonomika/8368781

Опубликован список системообразующих предприятий. Им окажут поддержку

Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики утвердила новый перечень системообразующих организаций, чье финансовое состояние власти в условиях обвала цен на нефть и пандемии коронавируса будут мониторить и по необходимости рассматривать вопрос об оказании поддержки.

«Интерфакс» опубликовал полную версию перечня в разбивке по отраслевой и ведомственной принадлежности. В такой редакции перечень был направлен в курирующие министерства, его подлинность агентству подтвердил источник в финансово-экономическом блоке правительства.

http://www.klerk.ru/buh/news/497992/

Правительство утвердило меры поддержки системообразующих предприятий

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 9

Системообразующие предприятия из перечня правительства, которые пострадали из-за эпидемии коронавируса, смогут рассчитывать на отсрочки по налогам, субсидии на возмещение затрат, льготные кредиты и государственные гарантии. Соответствующее постановление кабмина опубликовано на сайте правительства.

В список системообразующих организаций входит сейчас 1151 компания. Чтобы получить помощь от государства, они должны пройти стресс-тесты. Если они покажут, что компания находится в зоне риска, то предприятиям окажут помощь.

Она предусмотрена в форме субсидий на полную или частичную компенсацию расходов на производство или реализацию товаров и услуг, отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей по ним и страховым взносам, госгарантии по кредитам или облигационным займам.

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 11

На помощь не смогут рассчитывать иностранные компании, организации, не прошедшие оценку финансово-хозяйственной деятельности, обладатели задолженности по налогам и сборам более 10 тыс. руб.

Ранее 10 мая и.о. премьер-министра Андрей Белоусов подписал распоряжение, в соответствии с которым из резервного фонда выделяется более 81 млрд руб. на поддержку малого и среднего бизнеса.

Деньги будут направлены на компенсацию зарплат сотрудникам и другие неотложные расходы в предприятиях, пострадавших от распространения коронавируса. Они выделяются из расчета 12 130 руб. на одного сотрудника компании, которая сохранила 90% их численности. В кабмине полагают, что мерой поддержки воспользуются около 970 тыс. организаций.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5eb7f3ba9a7947fd35569bb3

Системообразующие предприятия: реальная или фиктивная государственная поддержка?

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 12

Комментирует эксперт Центра Людмила Кравченко

Министерство экономического развития одобрило перечень предприятий, которым будет оказана первоочередная антикризисная помощь от государства. Фактически, это план поддержки крупного бизнеса, на долю которого приходится около 56,9% ВВП и 68,8% от общего объема произведенной продукции, выполненных работ и услуг. При формировании списка учитывались также такие показатели развития компании, как численность занятых, объемы отчисления в бюджет, доля на рынке и влияние на социально-экономическую стабильность в субъектах РФ.

Однако если предприятие попало в список, еще не значит, что оно непременно получит государственную поддержку. К нему могут быть выставлены определенные требования по реструктуризации и повышению эффективности. Примечательно, что в список попали не только крупнейшие компании, имеющие стратегическое значение для страны, как аэропорты, авиалинии, но и менее значимые. К примеру, это компания Интеко, ранее принадлежавшая супруге бывшего мэра Москвы, которая сейчас находится в собственности Сбербанка. Не совсем логично включение в список крупнейших ритейлеров: Ашан, Дикси Групп, М.Видео, Метро Кэш энд Керри, Седьмой континент, Тандер (Магнит) и X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель и Копейка). При высокой рентабельности в торговле и отсутствии требований сдерживания цен вопрос о поддержке вызывает крайнее недоумение. Сети ведь не несут убытки, а рост издержек тут же возмещают через повышение цен. Эти предприятия вообще не нуждаются в государственной поддержке, в отличие от предприятий производящего реального сектора экономики. Что сказать – лоббизм в действии!

В российской практике этот список стал уже вторым. Ранее в 2008 году, когда страна также оказалась в тяжелых условиях, но никто не говорил о крупных программах по импортозамещению, список включал около 300 предприятий, из них 34 организации – пищевой промышленности и агропромышленного комплекса. В этом году под девизом импортозамещения и поддержки сельского хозяйства число таких компаний было даже сокращено до 32. Новый список, представленный МЭР, в целом не стал неожиданностью. Фактически это урезанная версия списка 2008 года. Но какие противоречия вызывает этот перечень системообразующих организаций?

Во-первых, не прописаны конкретные механизмы и виды государственной поддержки. Упоминалось, что предприятия могут получить бюджетные гарантии в сумме 5 млрд рублей, и только в том случае, если специальная комиссия при оценке рисков вынесет положительный вердикт. А. Улюкаев назвал в качестве мер поддержки также «таможенно-тарифные меры, и предоставление бюджетных кредитов, и другие», то есть, полной ясности нет не только у потенциальных получателей помощи, но и у ведомства, которое этот список составляло.

Во-вторых, на сайте МЭР указано, что попавшему в список предприятию не обязательно оказывается государственная поддержка – «включение организации в перечень не является гарантией предоставления государственной поддержки, равно как и отсутствие организации в перечне не исключает возможности оказания государственной поддержки», но в таком случае в чем смысл этого списка? Представить список крупнейших российских компаний? Отчитаться для галочки? Или просто создать видимость поддержки широкому кругу участников, в то время как реально ее получат десятки? К примеру, по данным депутата Госдумы С.П. Обухова, из 295 предприятий списка 2008 года только 37 смогли получить бюджетные субсидии из федерального бюджета, 10 – государственные гарантии РФ, а 11 – бюджетные инвестиции. Помощь получили в том или ином виде только 40 предприятий, из них одновременно три вида помощи — 6 предприятий (РЖД и предприятия оборонно-промышленной сферы). Нефтегазовые компании не получали поддержку, однако применительно к ним вероятно будет использован другой механизм – финансирование из средств Фонда национального благосостояния.

В-третьих, в списке присутствуют компании, финансирование которых может увеличить отток капитала. Так, удивительным стало попадание Рено Россия в список компаний, ведь 100% акций принадлежат французским инвестором. В списке есть и компании, часть активов которых находится в офшорной юрисдикции (к примеру, около 50% активов Аптечная сеть 36,6 проходит через офшорную юрисдикцию). Обоснованно предположить, что при детальном изучении списка таких странных компаний можно будет обнаружить еще больше. Так почему же к этим компаниям не выдвигаются более жесткие требования?

В текущих условиях для поддержки компаний в первую очередь необходимо вернуть относительно доступный механизм инвестирования через кредитование, то есть снизить ставку до уровня 5,5%. Пока то, что происходит на рынке, сравнимо с принципом – выживает сильнейший. Государство собственными руками создает условия, при которых выжить на рынке не может никто: обнищание граждан, которое ведет к падению спроса, девальвация и высокая волатильность рубля, что порождает страх у инвестора и производителя, высокая стоимость кредитов. При этом на потенциальную помощь могут рассчитывать только избранные компании и банки: лишь некоторые получат средства на докапитализацию, только часть предприятий сможет воспользоваться государственной поддержкой. При низкой ставке и стабильном регулируемом курсе рубля (на что ЦБ РФ идти отказался) такой кризисной ситуации в экономике можно было бы избежать. Опять логичным становится предположение, что кризис делается своими руками. Вот только с какой целью? И чьи интересы все это реализует? Уж точно не российские.

http://rusrand.ru/actuals/sistemoobrazuyuschie-predpriyatiya-realnaya-ili-fiktivnaya-gosudarstvennaya-podderjka

Какие меры поддержки бизнеса имеют шанс на быструю реакцию правительства

В последние недели деловые сообщества, профсоюзы и отраслевые объединения направили в правительство десятки писем с описанием возможных мер поддержки бизнеса и граждан в условиях коронавирусной пандемии и экономических последствий карантина. По эволюции этих запросов и характеру работы с ними Белого дома уже можно констатировать — скорость и результаты их обработки будут зависеть и от цели, и от предложенных инструментов. Быстрее всего правительством удовлетворяются запросы на регуляторные послабления в госсекторе, самая же сложная судьба, вероятно, ждет идеи прямой финансовой и регуляторной помощи частному бизнесу: кроме экономии резервов, задачу осложняет балансировка интересов отдельных отраслей.

Поступающие в правительство инициативы деловых объединений и компаний, которыми делились с “Ъ” участники рынка, условно можно разделить на четыре блока — объектами поддержки выступают государственный и частный сектор, а спектр инструментов укладывается в диапазон от снятия избыточного регулирования до финансовой поддержки. При этом меры, предполагающие смягчение госрегулирования, взяты в работу раньше и практически не вызывали разногласий — правительство Михаила Мишустина согласилось на введение мораториев на проверки, штрафы и банкротства, предоставление госзаказчикам права менять условия контрактов и госзакупок, ослабление при необходимости норм закупочного законодательства и т. п. де-факто в инициативном порядке (см. “Ъ” от 27 марта), как и на продление бюджетных кредитов регионам.

Меры, предполагающие необходимость финансовой поддержки компаний, отраслей или видов бизнеса, включая отсрочки по налоговым платежам, налоговые послабления (Минфин, напомним, воспринимает их в логике «налоговых расходов» — снижение поступлений с точки зрения бюджетного планирования эквивалентно увеличению трат будущих периодов) и смягчение режимов оплаты аренды госимущества, реализуются медленнее и с разной скоростью в зависимости от аудитории — как в силу сложности и подробности налогового законодательства, так и из-за необходимости соблюдать баланс между поддержкой отдельных рынков и сбором налогов.

Так, относительно быстро были реализованы локальные меры для наиболее пострадавших от «коронавирусного» спада отраслей, включая туристический и гостиничный сектор.

Минэкономики, например, обновило список системообразующих предприятий (фактически это обеспечивает им доступ к прямой господдержке), но пока о нем известно лишь, что перечень расширен втрое до 600 компаний, его состав не публиковался. Так же сложно и непублично идет обсуждение поддержки госкомпаний: здесь поиск баланса осложняется аналогичным конфликтом интересов Минфина как их собственника — и как получателя доходов от их деятельности (см. “Ъ” от 2 марта).

Реализация пакета мер по поддержке экономики в условиях COVID-19 потребует 1,3 трлн руб.

Однако сложнее всего, вероятно, правительству окажется обработать запросы на вмешательство в рыночные отношения — изменения в одной из отраслей почти неизбежно затрагивают ее контрагентов. Так, вопрос об отсрочке платежей малого бизнеса по аренде у частных владельцев правительство рассчитывало решить уступками арендодателям по налогу на имущество, но в итоге оставило его на усмотрение сторон. Участники рынка в беседе с “Ъ” сами отмечают, что не ждут принятия большинства предлагаемых мер, понимая, что это может парализовать рынки.

Прямых денежных вливаний государство частному сектору пока также не обещает, ограничившись расширением льготного кредитования с субсидированием ставок и выдачей допгарантий, а как вариант стимулирования спроса со стороны государства рассматривается лишь сдвиг пика госзакупок с конца года на второй квартал. Компромиссным решением должна стать фиксация действующего регулирования для создания предсказуемых условий — в частности, продление ЕНВД, отсрочка введения маркировки и гостиничного сбора, фиксация кадастровой стоимости недвижимости и ставок по кредитам. Бизнес в целом эту логику, видимо, понимает: среди новых крупных инициатив — дальнейшее расширение налоговых льгот за счет налога на имущество и НДФЛ, а возможное продление карантина вызывает запросы на компенсацию выплат зарплат из бюджета.

http://www.kommersant.ru/doc/4309726

Кабмин расширит поддержку системообразующих предприятий

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 13Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 14

«Помощь этим предприятиям позволит поддержать рынок труда и быстро вернуться к нормальному ритму экономической жизни после снятия всех ограничений», — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания правительства.

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 15

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 15

Системообразующие предприятия получили право на льготное кредитование по ставке не выше 5 процентов годовых для пополнения оборотных средств. Суммарный объем программы — до 400 миллиардов рублей.

— Часть компаний, которая сегодня находится в зоне особо риска, сможет претендовать и на другие виды поддержки: субсидии для возмещения затрат на производство, выполнение работ и предоставление услуг, отсрочку уплаты налогов и авансовых платежей, а также госгарантии, необходимые для реструктуризации существующих или выдачи новых кредитов и облигационных займов, — заявил глава кабинета министров.

Правила отбора, на основании которых будут приниматься окончательные решения по поддержке, правительство установит отдельным постановлением. Михаил Мишустин пообещал четкие и прозрачные критерии.

http://rg.ru/2020/04/30/gospodderzhku-sistemoobrazuiushchih-predpriiatij-rasshiriat.html

Системообразующие организации АПК

Перечень системообразующих организаций АПК размещен в соответствии с протоколом Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 24 апреля 2020 г. № 9кв.

Предложения Минсельхоза России сформированы с учетом значимости данных организаций в различных отраслях и подотраслях агропромышленного комплекса страны, их вклада в экономику и социальную сферу регионов, роли в обеспечении занятости на местах и других параметров, соответствующих утвержденным критериям отбора системообразующих организаций.

Департамент экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России:

http://mcx.ru/ministry/departments/departament-ekonomiki-i-gosydarstvennoy-podderzhki-apk/industry-information/info-sistemoobrazuyushchie-organizatsii-apk/

Полный список предприятий, которым государство окажет поддержку

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 17

Системообразующие предприятия поддержка государства - картинка 18

Правительство РФ опубликовало перечень 295 системообразующих предприятий, которым будет оказана господдержка. Как говорится в сообщении правительственной пресс-службы, «включение организации в указанный перечень не является гарантией финансовой поддержки». Главная задача в отношении таких компаний — поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие, как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика и т.д. Кроме этого, при необходимости будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий. Компании объединены по 25 направлениям.

Транспорт : ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Совкомфлот», вкл. ОАО «Новошип», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» , ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Северо-западное пароходство», ОАО «Московское речное пароходство», ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Ростовский порт», ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» , ООО «Авиакомпания», ОАО «Авиакомпания Сибирь», ОАО «АК «Трансаэро», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», вкл. ОАО «Международный аэропорт «Владивосток», Группа компаний «Ист-лайн», ОАО «Международный аэропорт «Внуково», ОАО «Международный аэропорт «Пулково», ОАО «Международный аэропорт «Сочи», ОАО «Аэропорт Кольцово», Екатеринбург, ОАО «Аэропорт Толмачево», ОАО «Международный аэропорт «Калининград», ОАО «Дальневосточная транспортная группа», ФГУП «Росморпорт», Аэропорт Новый, Хабаровск.

Энергетика: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро», ГК «Росатом», в том числе ТВЭЛ, Энергоатом, ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Иркутская сетевая компания», ОАО «Ленэнерго», ОАО «МОЭСК», ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «Евросибэнерго» вкл. Иркутскэнерго, ОАО «РАО «Энергетические системы Востока», ОАО «Комплексные энергетические системы», ОАО «Татэнерго», ОАО «Башкирэнерго», Якутэнерго, Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна, ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-4», ОАО «ОГК-5», ОАО «ОГК-6», ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-2», ОАО «Мосэнерго (ТГК-3) «, ОАО «ТГК-4», ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-7», ОАО «ТГК-8», ОАО «ТГК-9», ОАО «ТГК-10», ОАО «ТГК-11», ОАО «ТГК-12», ОАО «ТГК-13», ОАО «ТГК-14».

Нефть и газ: ОАО «Башнефть», ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть им. В.Д. Шашина», ОАО «Руснефть», ОАО «Славнефть», Новатэк.

Угольная промышленность: Сибуглемет, СУЭК, ОАО Группа Белон, Русский уголь, ОАО «Распадская», Кузбассразрезуголь.

Связь: ОАО «Связьинвест», АФК «Ситема», ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком», Таттелеком, ФГУП «Почта России» , РТРС, ФГУП «Космическая связь», МГТС.

СМИ: ФГУП «ВГТРК», ФГУП «ТТЦ «Останкино», ФГУП РАМИ «РИА Новости», ОАО «Первый канал», ОАО ТРК «Петербург-Пятый канал», ФГУП «ИТАР-ТАСС», АНО «Russia Today», РГРК «Голос России».

Металлургическая и добывающая промышленность: ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь – Российская сталь», ОАО «ОК «Русал», ООО «Евраз Холдинг», вкл. Нижнетальгильский мет. комбинат, Западно-Сибирский мет. комбинат, Кузнецкий мет. комбинат, Качканарский ГОК «Ванадий», ОАО «УК «ММК» вкл. Магнитогорский метизный завод, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», в т.ч. ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» , ОАО «УГМК-Холдинг», ООО «УК «Мечел», ООО «УК «Металлоинвест», ЗАО «Объединенная металлургическая компания», ОАО «Трубная металлургическая компания», ЗАО «Группа ЧТПЗ», ЗАО «Алроса», ООО «УК «Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ)», Русская медная компания, Челябинский электрометаллургический комбинат, Полюс-Золото, ЭСТАР, Группа «Амурметалл», Группа «Магнезит», Металлургический завод «Электросталь», Русская горнорудная компания, УК «Союзметаллресурс», Компания «Вольфрам», Приморский ГОК, Кировградский завод твердых сплавов, Новосибирский оловянный комбинат, Минерал Групп, Соликамский магниевый завод, Энергопром Менеджмент, Каменск-Уральский металлургический завод, Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова.

Химическая и нефтехимическая промышленность : минерально-химическая компания «Еврохим», ОАО «Уралкалий», Фосагро, Сильвинит, Акрон, в т.ч. Дорогобуж, ОАО «СИБУР Холдинг», Группа компаний «Татаро-американские инвестиции (ТАИФ)», ХК Амтел, Уфанефтехим, Саянскхимпласт, Тольяттиазот, вкл.Трансаммиак, Куйбышевазот, ООО «Завод Полимеров Кирово-чепецкого химического комбината», Группа Компаний «Никохим», Уралхим, Нижнекамскшина, ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия».

Автомобильная промышленность: холдинг «Русские машины», в том числе ОАО «ГАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Соллерс», АМО «ЗИЛ», ОАО «КамАЗ».

Оборонно-промышленный комплекс: ГК «Ростехнологии», в т.ч. Оборонпром, ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», РусСпецСталь, НПО «Сатурн», Моторостроитель, ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Мотовилихинские моторы», ОАО «НПК Уралвагонзавод», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Авиастроение: ОАО «ОАК» , ОАО «РСК «МиГ», ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова».

Судостроение: ОАО «ОСК», ОАО «Северная верфь», ОАО «Севмаш», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ПСЗ «Янтарь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Звездочка», ОАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «ДВЗ «Звезда», ОАО «Завод Красное Сормово», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод».

Двигателестроение: НПО «Сатурн», ОАО «Климов», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», УФМПО, ФГУП «ММПП «Салют».

Сельхозмашино-строение: ОАО «Ростсельмаш», ХК «Тракторные заводы».

Энергетическое машиностроение и урановый цикл: ОАО «Силовые машины», Московский электрозавод, Элсиб, ОАО «ЭмАльянс», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы».

Ракетно-космическая промышленность: ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ОАО «ВПК «НПО Машиностроения», ФГУП «Московский институт теплотехники», ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева», ОАО «НПО Энергомаш им. ак. В.П. Глушко», ФГУП «Государственный ракетный центр им. В.П. Макеева», ОАО ЦСКБ Прогресс, ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения», ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф. Решетнева», ФГУП «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», ФГУП «Научно-производственное предприятие — Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г. Иоисифяна», ФКП «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности», ФГУП «Ордена Трудового Красного Знамени ЦНИИ «Комета», ФГУП «ЦКБ тяжелого машиностроения, ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал им. М.И. Фрунзе», ФГУП «Воткинский завод», ФГУП «ЦНИИ Радиотехнический институт имени академика А.И. Берга», ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина», ФГУП «Российский научный центр «Курчатовский институт», г. Москва.

Радиоэлектронная промышленность: ОАО «Ситроникс», ОАО «Ангстрем» , ОАО «Концерн «Вега», ОАО «Концерн «Созвездие», ОАО «Светлана», ФГУП «Научно-производственное предприятие «Полет», Корпорация Аэрокосмическое оборудование.

Транспортное машиностроение: ОАО «Трансмашхолдинг», ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Алтайвагонзавод», ОАО «Рузаевский завод химического машиностроения».

Станкостроение: ЗАО «Седин», ОАО «Рязанский станкозавод», Стерлитамакский станкостроительный завод, ОАО «Савёловский машиностроительный завод», ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения».

Промышленность строительных материалов: ОАО «Евроцемент групп», ОАО «Новоросцемент», ОАО «Сибирский цемент», ОАО «Себряков-цемент», ОАО «Мордовцемент», ОАО «Востокцемент», ООО «РАТМ Цемент Холдинг».

Лесопромышленный комплекс: ООО «Лесопромышленная компания Континенталь Менеджмент», ОАО «Группа «Илим», ОАО «Кондопога», ОАО «Целлюлозо-бумажный комбинат «Волга», ОАО «Архангельский ЦБК».

Аптечные сети: Аптечная сеть 36,6.

Фармацевтическая промышленность: ОАО «Фармстандарт», Верофарм, СИА Интернешнл, Протэк, Химрар, НПО Микроген МЗ РФ, Мосхимфармпрепараты, ОАО «Отечественные лекарства (Валента)», Фарм-центр, ЗАО «Фармсинтез».

Торговые сети: X5 Retail Group N.V., ОАО «Магнит», ОАО «Дикси Групп», ОАО «Лента», ОАО «Седьмой континент», ОАО «Группа компаний «Виктория», ОАО «Торговый дом «Копейка».

Пищевая промышленность и агропромышленный комплекс: ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ОАО Группа «Разгуляй», ООО «Зерновая компания «Настюша», ОАО «Компания Юнимилк», Агропромышленный холдинг «Мираторг», ОАО «Группа Черкизово», ООО «Группа компаний «Доминант», ООО «УК Солнечные продукты», ООО «Группа компаний «Русагро», ООО «Продимекс-холдинг», ЗАО «Управляющая компания «ЭФКО», ЗАО «Холдинговая компания «Золотой Колос», ОАО «Вамин Татарстан», ООО МЭЗ «Юг Руси», ОАО АПК «ОГО», Агрохолдинг «Продо», ООО «АПК «Аркада», ОАО АПК «Стойленская нива», ООО «Группа компаний «САХО», ЗАО «Приосколье», Русская агропромышленная корпорация (холдинговая компания «Оптифуд»), ООО «Белгранкорм» (агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм»), ЗАО «Талина», ЗАО фирма «Агрокомплекс», ОАО «Красный Восток Агро», ООО «ГК Агро-Белогорье», ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», ЗАО «Моссельпром», ЗАО АВК «Эксима», ЗАО «Птицефабрика Роскар», ЗАО МК «Авида», ООО «Управляющая компания Русские фермы», ОАО «Группа компаний «Русское море», ОАО «Росспиртпром».

Жилищное строительство: ОАО «Группа компаний «ПИК», ЗАО «СУ-155», ОАО «Группа «ЛСР», ОАО ДСК-1, ОАО «Главстрой», ЗАО «Интеко».


http://www.vesti.ru/doc.html?id=237015

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях