WordPress

Социальная поддержка граждан подвергшихся воздействию радиации

Социальная поддержка граждан подвергшихся воздействию радиации - картинка 1
Самое важное по теме: "Социальная поддержка граждан подвергшихся воздействию радиации" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции от 12.11.2018)

Еще документы:

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

http://ppt.ru/docs/fz/1244-fz-41501

Поддержка граждан, подвергшихся радиационным воздействиям

Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При этом под социальной поддержкой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая федеральными законами.

Размеры возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин.

Так, гражданам, получившим суммарную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются следующие меры социальной поддержки:

  • — внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
  • — обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
  • — ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 руб. на приобретение продовольственных товаров;
  • — доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, осуществляемая работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
  • — выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, не превышающего максимального размера пособия, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
  • — назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
  • — оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях.

http://studwood.ru/666502/pravo/podderzhka_grazhdan_podvergshihsya_radiatsionnym_vozdeystviyam

Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации, — это система мер, обеспечивающая социальные гарантии указанной категории граждан, устанавливаемая федеральными законами и предоставляемая в порядке, определенном Правительством РФ.

Особенность мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, состоит в том, что они неразрывно связаны с компенсациями вреда, причиненного их здоровью или риска проживания и работы на территории в условиях радиоактивного загрязнения. Поэтому меры социальной поддержки и возмещение вреда являются расходными обязательствами РФ [1] .

Правовую основу системы мер социальной поддержки и возмещения вреда рассматриваемым категориям граждан составляют следующие нормативные акты:

  • — Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • — постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска»;
  • — Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • — Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Действие указанных законов распространяется на граждан:

  • — оказавшихся в зонах радиационного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. или принимавших участие в ликвидации ее последствий;
  • — принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах сооружения и военных объектах;
  • — подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • — подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с законодательством различные группы граждан имеют право на социальную поддержку и возмещение вреда. Однако объем таких мер зависит от состояния здоровья пострадавших от радиации, величины полученной дозы облучения и иных предусмотренных в законах объективного характера факторов.

Можно с уверенностью охарактеризовать Закон от 15.05.1991 № 1244-1 как базовый, определяющий уровень социальной поддержки граждан в зависимости от их правового статуса (положения).

Правовое положение (статус) граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации, и виды их социальной поддержки устанавливаются нормами указанного Закона в зависимости от их проживания и (или) работы в различных местах радиационного загрязнения.

Исходя из особенностей территорий с радиационным загрязнением все граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона от 15.05.1991 № 1244-1, подразделены на 12 категорий (далее — категории).

Так, гражданам, отнесенным к 1-й и 2-й категориям (перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы), согласно ст. 14 Закона гарантируются:

  • 1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ;
  • 2) оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 14, распространяется на членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством РФ.

Меры социальной поддержки, предусмотренные п. 2, 3, 7, 8, 12—15 ст. 14 Закона, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2000 руб. (с 1 января 2015 г. — 9910,37 руб.).

Следует отметить, что указанной категории граждан (получивших лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы) предоставляется самый широкий перечень мер социальной поддержки и самые высокие размеры компенсаций. В этом отношении ст. 14 является базовой для иных правовых норм, устанавливающих меры социальной поддержки других категорий граждан, пострадавших от радиации, но не в полном объеме предусмотренных в ней мер, а избирательно и, как правило, в меньшем объеме.

В Закон от 15.05.1991 № 1244-1 введена ст. 27.1, согласно которой устанавливаются ежемесячные денежные выплаты нижеуказанным категориям граждан в следующих размерах [2] :

  • 1) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы — 1544 руб.;
  • 2) гражданам, отнесенным к категории 3, — 1544 руб.;
  • 3) гражданам, отнесенным к категориям 1 и 4, а также отнесенным к категории 6 из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, — 1236 руб.;
  • 4) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, отнесенных к категориям 1—3 и 6, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, — 772 руб.;
  • 5) гражданам категорий 7—9 — 309 руб.;
  • 6) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно прожи- вающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, — 464 руб.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение и денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежал индексации в порядке и в сроки, определенные Законом о трудовых пенсиях для индексации размера базовой части трудовой пенсии. С 1 января 2010 г. индексация проводится один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.

Независимо от указанных ежемесячных денежных выплат, как и других видов доходов (выплат) в соответствии со ст. 39—41 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы, выплачивается ежегодная компенсация. Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы (указанным в п. 1 и 2 ст. 13), выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью в размере (по состоянию на 1 января 2015 г.):

  • — инвалидам I и II группы — 1302,33 руб.;
  • — инвалидам III группы — 1041,87 руб;

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (указанным в п. 2 ст. 13), выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере:

  • — инвалидам I группы — 26 046,47 руб.;
  • — инвалидам II группы — 18 232,54 руб.;
  • — инвалидам III группы — 13 023,27 руб.

Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, с 1 января 2015 г. выплачивается единовременная компенсация в размере 26 046,47 руб.

http://studref.com/616455/pravo/mery_sotsialnoy_podderzhki_grazhdan_podvergshihsya_vozdeystviyu_radiatsii

Меры социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Страницы: 1 2

Узнай стоимость написания такой работы!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки
  • 1.1. Социальная поддержка лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в законодательстве России
  • 1.2. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • 1.3. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
  • Глава 2. Особенности социальной поддержки лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы
  • 2.1. Социальная поддержка лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • 2.2. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы
  • 2.3. Проблемы и перспективы развития законодательства по обеспечению пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС
  • Заключение
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что радиационные катастрофы опасны не только для тех, кто непосредственно пострадал в них, — под облучение попадают и ликвидаторы радиационных аварий. Причем последствия таких аварий будут сказываться на людях и окружающей среде в течение сотен лет. Так что государство обязано на долгосрочной основе оказывать помощь пострадавшим. В частности, в заявлении Госдумы РФ от 25.04.2011 № 5184-5 ГД № В связи с 25-летием аварии на Чернобыльской АЭС” говорится о том, что ГД РФ и в дальнейшем будет принимать меры по улучшению материального положения и условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на Чернобыльской АЭС стала «последней каплей», переполнившей чашу терпения общественности, поэтому ей уделяется приоритетное внимание. По совокупности долгосрочных последствий эта авария явилась самой масштабной катастрофой ХХ века из всех происшедших к тому времени подобных аварий в мире.

Население, которое проживает на зараженных территориях, подвержено влиянию всех тех проблем, которые, так или иначе, коснулись всего населения Российской Федерации и стран СНГ. При этом, проблемы значительно усугубляются в зонах бедствия. Зачастую у многих людей, столкнувшихся с этой бедой, формируется ощущение незащищенности, которое провоцирует повышенную тревожность, нервозность, подавленность. К сожалению, меры по социальной защите пострадавших часто являются малоэффективными. К тому же, одной из основных проблем является отсутствие объективной и правдивой информации о реальной угрозе тем или иным группам населения. Этим и определяется актуальность исследования данной темы.

Объект исследования – российское законодательство «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Предмет исследования – меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Целью исследования является рассмотрение социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных воздействий.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • проанализировать статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
  • выявить особенности социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • выявить особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы

При написании работы использовались нормативно-правовые акты, а также учебники.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть разделов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

1.1. Социальная поддержка лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в законодательстве России

С момента принятия Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в него более 40 раз вносились изменения федеральными законами. Неоднократно данный закон был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, а сопутствующие нормативные акты, предметом рассмотрения Верховного суда РФ. Неподъемность закона была отмечена даже в Верховном суде, так судья Верховного Суда кандидат юридических наук Зырянов А.И., отмечал:

«Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов» .

И действительно, за годы существования закона, по данным базы «КонсультантПлюс» (данные на март 2017 г.):

— количество нормативных документов, непосредственно посвященных чернобыльской тематике превысило 2000;

— из них 45 законодательных актов – 19 федеральных;

— 675 федеральных нормативных актов, из них 180 нормативных актов Правительства РФ;

— 5 Постановлений Пленума ВС РФ;

— 11 Постановлений КС РФ, 264 Определения КС РФ;

Для статистики нормативные документы, с упоминанием о Чернобыльской АЭС составляют:

— 20449 нормативных актов;

— из них 1259 законодательных акта – 198 федеральных;

Узнай стоимость написания такой работы!

— 2915 федеральных нормативных актов;

— 39 Постановлений ВС РФ;

— 154 решения ВС РФ об оспаривании нормативных актов из них — 24 по здравоохранению;

— 20 Постановлений КС РФ, 446 Определения КС РФ;

Не безынтересно мнение, касающееся и политики замены льгот денежными выплатами, еще одного специалиста в области укрепления законности и правопорядка, Красинского В.В, научного сотрудника НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

«…пример связан с проводимой руководством страны политикой т.н. «непопулярных решений», в основе которой лежит сокращение государственного финансирования социальной сферы за счет переноса на население соответствующих расходов. С этой целью рассмотрим историю появления законодательства о замене льгот на денежные выплаты.

12 апреля 2000 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Законопроект предусматривал отмену или приостановление действия ряда льгот, установленных для ветеранов, пенсионеров, инвалидов вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и общего заболевания лиц, подвергшихся воздействию радиации, жертв политических репрессий, граждан, работающих и проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лиц, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и иных граждан.

В своем обращении от 30 июня 2000 г. к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил: «…полагаю, что изыскание Правительством Российской Федерации дополнительных средств путем сокращения определенных льгот и социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, указанным категориям граждан (преимущественно из мало- и среднеобеспеченных слоев общества) и тем самым разрешить финансово-экономические проблемы за счет отказа от предоставления льгот этим гражданам недопустимо. Затрагивая основополагающие правовые гарантии в социальной сфере, данный законопроект существенно ущемляет и ухудшает социально-экономические права граждан и тем самым противоречит статье 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».

Очередная попытка была предпринята в 2001 — 2002 гг. Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», отменяющие льготы, предоставленные военнослужащим, членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Взамен льгот указанной категории граждан была установлена ежемесячная 50-процентная денежная компенсация расходов по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установки квартирных телефонов, абонентской плате за пользование телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами. Порядок выплаты денежных компенсаций, в соответствии с законом, должно было определять Правительство Российской Федерации.

Однако Правительством Российской Федерации не определен порядок выплаты указанных денежных компенсаций, в связи с чем они гражданам не выплачиваются» . И еще: »Отметим, что в качестве уловки юридической техники замена льгот на денежные выплаты установлена Законом с удивительно непонятным названием, не имеющим непосредственного отношения к предмету регулирования. См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«В связи с изложенным у автора есть предложение: раз уж прослеживается стремление государства максимально освободиться от социальных расходов, то зачем лицемерить: давайте исключим из Конституции Российской Федерации положение о том, что Россия является социальным государством» .

Значительным изменениям подверглись положения статьи (ст. 24) указанного закона, «Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В результате изъятия из нее положений: о бесплатном обязательном медицинском страховании со специальной базовой программой, содержание статьи носит характер пустой декларации, поскольку и так все граждане Российской федерации, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

А изъятие понятия »либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами» противоречащее многочисленным оценкам медицинских специалистов, практически полностью исключает необходимость присутствия данной статьи в законе.

В результате всех изменений и делегирования большей части своих функций другим законодательным и нормативным актам, бывший Закон прямого действия, выхолощен и, в настоящее время, в основном, стал носить декларативный характер.

И понятно, что нельзя серьезно воспринимать в качестве существенных мер социальной поддержки нижеуказанные рудименты времен СССР, оставленные в законе вероятно для количества при разгроме статьи 14 чернобыльского закона, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ:

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы;

внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы);

внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства;

внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении (дети уже выросли);

преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Изменения, внесенные в закон можно разделить на три группы.

  1. Нормы отмененные различными Федеральными законами;
  2. Нормы изъятые из закона и частично воспроизведенные в других законодательных актах;
  3. Отсылочные нормы – делегирующие реализацию прав граждан другим нормативным документам

Все три типа изменений внесенных в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разной степени, но все же, ограничивают и умаляют права граждан путем создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина гарантированные статьями 39, 40, 41, 42, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

http://xn--d1aux.xn--p1ai/mery-sotsialnoj-podderzhki/

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки граждан, направленных на компенсацию последствий, вызванных воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяется как система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами [1] .

К территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся территории:

  • • из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
  • • на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр);
  • • на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км 2 .

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

  • • зона отчуждения;
  • • зона отселения;
  • • зона проживания с правом на отселение;
  • • зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет [2] .

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование.

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км 2 , или стронцием-90 — свыше 3 Ки/км 2 , или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/км 2 .

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/км 2 , а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км 2 . Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км 2 . В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся:

Информация о состоянии здоровья и об изменениях состояния здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждан, указанных в и. 1, абз. 2-4 п. 2, п. 3-7, 9-12 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), а также потомков (в первом, во втором и в третьем поколении) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в частности, граждан, указанных в п. 1, абз. 2-4 п. 2, п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), подлежит включению в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр.

Национальный радиационно-эпидемиологический регистр представляет собой государственную информационную систему персональных данных граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных радиационных катастроф и инцидентов, которая создается в целях обеспечения учета изменений состояния здоровья таких граждан в течение их жизни.

Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за состоянием здоровья зарегистрированных в нем граждан для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных.

Национальный радиационно-эпидемиологический регистр содержит следующую информацию о зарегистрированных в нем гражданах:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при

  • 2) регистрационный номер и дата регистрации;
  • 3) фамилия, имя, отчество;
  • 4) дата рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес места жительства или места пребывания;
  • 7) серия, номер, дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и наименование выдавшего их органа;
  • 8) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории;
  • 9) сведения о воздействии радиации, которому подвергся гражданин;
  • 10) сведения о заболеваниях, имевшихся у гражданина до момента, когда он подвергся воздействию радиации;
  • 11) результаты обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации);
  • 12) сведения об изменениях в состоянии здоровья гражданина с момента, когда он подвергся воздействию радиации (в случае смерти гражданина указывается ее причина);
  • 13) дата и основание исключения из регистра.

Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации’ 1 .

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. [3]

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по указанному закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по указанному закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследс твие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные указанным законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» [4] .

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных следующими статьями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

ч. 1); ежемесячной компенсации на питание лиц, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также лиц, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ (п. 10 ч. 1);

Средства на осуществление переданного полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

http://studme.org/256394/pravo/sotsialnaya_zaschita_grazhdan_postradavshih_vsledstvie_radiatsionnyh_tehnogennyh_katastrof

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях