WordPress

Социальная поддержка малообеспеченного населения

Социальная поддержка малообеспеченного населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Социальная поддержка малообеспеченного населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Социальная поддержка малообеспеченного населения

Сущность социальной защиты

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.

Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.

Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.


http://studwood.ru/629703/sotsiologiya/sotsialnaya_podderzhka_maloobespechennogo_naseleniya

Социальная защита малообеспеченных граждан, семей

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения.

В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения». Кроме того, социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Малоимущими признаются семьи, средний доход которых на одного человека не превышает прожиточного минимума. Для определения этого показателя, необходимо сначала высчитать общий семейный доход, полученный в натуральном и денежном виде за предыдущие 3 месяца. Учитываются заработные платы, пособия, выплаты, доходы от имущества (например, от аренды), авторские вознаграждения, прибыль по акциям и др. Общая сумма дохода делится на 3 и количество человек в семье. Полученное значение должно быть меньше прожиточного минимума, который устанавливается 2-3 раза в год для каждого региона в отдельности.

Следующий важный критерий, которому должна соответствовать семья для признания ее малоимущей, — наступление тяжелого материального положения по причинам, от них не зависящим. Это означает, что семьи, в которых трудоспособные люди не трудоустроены из-за своего нежелания (например, алкоголики или наркоманы), не вправе претендовать на льготы, предназначенные для действительно нуждающихся семей.

Быть признанной малоимущей и рассчитывать на государственную поддержку может только та семья, в которой все взрослые работают или, по крайней мере, числятся на учете в службе занятости. Исключение составляют женщины, находящиеся в декретном отпуске.

Статус малообеспеченной семьи могут иметь:

  • 1. Семьи, состоящие из двух взрослых и детей, то есть полные. Помощь им предоставляется, если они имеют низкий общий доход, а также если у них есть ребенок-инвалид.
  • 2. Неполные семьи с детьми.
  • 3. Родные военнослужащих, которые были призваны по повестке.
  • 4. Семьи, в которых воспитывается 3 или больше детей.

Социальная помощь малоимущим семьям представляется в довольно разнообразных формах. Это могут быть и прямые денежные выплаты в виде пособий или стипендий, и помощь в натуральном виде (например, одежда, лекарства, обувь, топливо и др.).

При получении помощи в качестве малоимущей семьи не утрачивается право на получение выплат и пособий, предназначенных для всех семей с детьми. Имеются в виду единоразовые и ежемесячные пособия при рождении и воспитании детей, материнский капитал и др.

Кроме того, льготы малоимущей семье предоставляются на различных уровнях — и на региональном, и на федеральном. Региональная помощь разрабатывается для каждого субъекта федерации отдельно и планируется каждый год. Она довольна разнообразна. Зачастую на детей из малоимущей семьи выплачивается пособие. Его размер зависит от численности и состава конкретной семьи, а также возраста ребенка.

Федеральная помощь представляется в следующих формах:

— ребенок младше 20 лет.

Кроме того, меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям установлены ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», рядом других федеральных и региональных нормативно-правовых актов которыми предусмотрены:

  • 1. Субсидия родителям на оплату детского сада;
  • 2. Государственная социальная стипендия студентам, доход на одного члена семьи которых меньше установленного прожиточного минимума в среднем по Российской Федерации;
  • 3. Социальная доплата к пенсии пенсионерам, у которых общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания;
  • 4. Социальная материальная помощь отдельным категориям малообеспеченных граждан (в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви)
  • 5. Ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет в регионах.
  • 6. Бесплатный проезд в транспорте. Особенно часто эта льгота предоставляется многодетным семьям. Причем транспорт может быть как местным, так и междугородним.

Каждый регион или город может устанавливать свои льготы и выплаты малообеспеченным. Обычно дети из малоимущих семей имеют право на:

  • — бесплатное питание в школе;
  • — возмещение затрат по покупке школьной и спортивной формы;
  • — бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • — субсидии на питание или бесплатный набор продуктов;
  • — обеспечение питанием детей до 3 лет (молочная кухня);
  • — льготы при поступлении в вузы.

Петрова в 55 лет обратилась за назначением пенсии по старости. Она проживает вместе с сыном 20 лет, который учится на вечернем отделении университета и не работает. Кроме того, Петрова помогает своей 75-летней матери — инвалиду IIгруппы.

При каких условиях и в каком размере будет назначена пенсия Петровой?

Какие факты влияют на увеличение размера пенсии Петровой?

К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся:

  • 1. достижение общеустановленного пенсионного возраста:
    • · для мужчин — возраста 60 лет;
    • · для женщин — возраста 55 лет;
  • 2. наличие страхового стажа — не менее 5 лет.

Социальная поддержка малообеспеченного населения - картинка 5

Волеизъявление застрахованного лица на получение трудовой пенсии по старости выражается в письменной форме с приложением необходимых документов. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления.

Размеры трудовых пенсий по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» по формуле:

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается в соответствии со Справкой о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П — размер трудовой пенсии по старости;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.

При отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года. Это правило распространяется и на досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»). Дополнительным условием является наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) или стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Одновременно с трудовой пенсией в данном случае может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». При заключении безработным трудового договора или возобновлении иной деятельности, включаемой в страховой стаж, выплата пенсии прекращается.

Доплаты к пенсии на иждивенцев устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” путем увеличения страховой части трудовой пенсии или пенсии по инвалидности.

Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы) на иждивении которых находятся определенные законом нетрудоспособные члены семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

  • — при наличии одного иждивенца — 3 416 рублей в месяц;
  • — при наличии двух иждивенца — 4 270 рублей в месяц;
  • — при наличии трех и более иждивенцев — 5 124 рублей в месяц.

Фиксированная выплата к страховой пенсии в увеличенном размере предусмотрена (ст. 17 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»):

  • · для инвалидов I группы;
  • · граждан, достигших возраста 80 лет;
  • · граждан, работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • · граждан, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

[1] Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006. 106-113

[2] Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157

[3] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 46.

[4] Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1988. С. 47-55.

http://vuzlit.ru/154069/sotsialnaya_zaschita_maloobespechennyh_grazhdan_semey

Социальная защита малообеспеченных слоев населения (стр. 3 из 9)

В ноябре 1995 г. был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он расширил льготы инвалидам, предусмотрел дополнительные меры их реабилитации.

В августе 1994 года была утверждена федеральная программа «Дети России». Этим указом также предусматривалось расширение состава целевых программ, входящих в эту президентскую программу. В 1996 году действие этой же программы было продлено.

С переходом к рыночной экономике стали создаваться условия для возрождения благотворительности как избирательной помощи нуждающимся.

С 1996 г. Правительство Российской Федерации приступило к разработке комплексной программы по реформированию системы социальной защиты населения страны. К началу 1997 г. им была подготовлена Программа социальных реформ в Российской Федерации до 2000 года.

Социальная защита является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы. Дальнейшее целенаправленное развитие социальной защиты населения в России, как целостной системы, требует определенной упорядоченности образующих ее элементов и их взаимосвязей.

1.3 Понятие и структура малообеспеченных слоев населения

Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно – необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, — в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние пять лет увеличился с 4 до 15 раз. Были проведены исследования, которые показали, что наше общество состоит из четырех социальных слоев. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 — 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными. К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в поддержке государства, относятся инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше), пенсионеры, многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми – инвалидами, студенческие семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация – механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Помимо индексации существует Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам [1.2].

Государственная социальная помощь — система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным 2006г., % к общей численности населения):

дети в возрасте до 15 лет – 25,0%;

молодежь от 16 до 30 лет – 20,5%;

трудоспособные мужчины и женщины от 31 до 54-59 лет – 40,0%;

лица пенсионного возраста свыше 55-60 лет[1] – 14,5% [12, с. 42].

Таким образом, в настоящее время в России бедность превратилась в массовое явление – треть населения (по разным оценкам, 20-40% населения) проживает за границей прожиточного минимума (в 1990 г. – 1,6%), а примерно 2% наших сограждан живет в условиях прямого недопотребления и выживания. Но специфика малообеспеченных слоев в России заключается в том, что они имеют определенные, не учтенные статистикой, возможности поддержания своего потребления: подсобное хозяйство (сельское и ремесленное), торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить отсутствие массового голода.

1.4 Сущность и специфика управления социальной защитой

С позиций науки и практики управления социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Причем социальная защита населения становится все более важным направлением реализации целей и задач социальной политики.

Главной целью социальной политики является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики. Следует согласиться с тем, что «на этапе вхождения экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять не только защитные функции, но и активно воздействовать на ход экономической реформы, стимулируя участие в ней самых широких слоев населения».

Место социальной защиты в социальной политике определяется двумя основными моментами. Во-первых, преобладающая часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход, однако эта основа нарушается при наступлении старости или болезни; во-вторых, многочисленные группы населения, по объективным причинам, вообще не могут обеспечить свое существование с помощью участия в труде. Социальная защита населения, как органическая часть социальной политики, базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей.

Социальная защита населения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов. Однако к настоящему времени отсутствует однозначное понимание категории «социальная защита». Это обстоятельство дает основание для того, чтобы рассмотреть сущность данной категории в современных условиях.

Представляется обоснованный подход, при котором, категория «социальная защита» рассматривается в широком и узком смысле.

Социальная защита в широком смысле — это система мер по

соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:

трудоспособным гражданам — путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;

— нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения) — гарантирование социальной защищенности и поддержки.

В узком смысле социальная защита населения определяется как

система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.

Приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер

оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

По-существу социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.

Для трудоспособного населения социальная защита со стороны государства и профсоюзов предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий для нормальной жизнедеятельности людей, занятия трудовой деятельностью. Социальная защита предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.

В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества.


http://mirznanii.com/a/212383-3/sotsialnaya-zashchita-maloobespechennykh-sloev-naseleniya-3

Социальная работа с малоимущими (стр. 1 из 10)

Глава 1. Исторические факты и настоящее в развитии социальной работы с малообеспеченным населением

1.1. Сущность социальной работы

1.2. История развития социальной работы с малоимущими

1.3. Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в России и за рубежом

Глава 2. Социальная поддержка малообеспеченного населения

2.1. Сущность социальной защиты

2.2. Государственная система социальной помощи

2.3. Адресное предоставление социальной помощи

Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности

3.1. Бедность в России

3.2. Борьба с бедностью

3.3. Роль социальных работников в преодолении бедности

Список используемой литературы

Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (Армии спасения, женские союзы и пр.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим социально обездоленным категориям населения.

Важно отметить, что сегодня социальная работа в России и за рубежом как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Для раскрытия актуальности темы данной работы важно отметить, что социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Актуальность темы исследования. Повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

В результате проведения либеральных реформ в 90-х годах ХХ века наша страна подверглась интенсивным процессам социально-экономических преобразований, которые повлекли за собой изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Произошла трансформация социальной структуры российского общества, сложилась глубокая социальная поляризация. Обесценивание доходов в результате гиперинфляции привело к массовому снижению уровня жизни россиян. В бедственном положении оказались не только те, кто и в прошлом жил за чертой бедности, но и огромная доля трудоспособного, работающего, довольно благополучного до недавних пор среднедоходного слоя населения.

В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России.

Именно неудовлетворительное социально-экономическое положение значительной части семей вызывает социальную напряженность, негативно влияет на все процессы в обществе, препятствует успешному развитию страны.

Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д.

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является определение и совершенствование социальной работы с малообеспеченным населением, а также анализ состояния социальной защиты малообеспеченных семей.

Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:

1. Определить основы, обеспечивающие выполнение государством принятых социальных гарантий, а также уточнить место и роль социальных стандартов в системе социальной защиты населения.

2. Рассмотреть малообеспеченные семьи как очаги социальной напряженности.

3. Проанализировать проблемы малообеспеченных семей и технологии социальной профилактики.

4. Рассмотреть формы и методы социальной защиты семьи.

Объект исследования — социальная работа с малообеспеченными семьями.

Предметом исследования являются особенности социальной работы с малообеспеченными семьями.

Теоретической и методической базой дипломной работы стали фундаментальные труды отечественных, а также некоторых зарубежных ученых, занимающихся исследованиями социальной сферы, в том числе и механизмами реализации социальных гарантий.

При подготовке работы были рассмотрены законодательные и нормативные документы, определяющие институциональные основы социальных гарантий государства.

Научная новизна. Научная новизна работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы с малообеспеченными слоями населения и определения роли социальных работников в преодолении бедности.

Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования, проведенного в данной работе, состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для изменения некоторых параметров российской системы социальной защиты, а также при корректировке социальной работы с малообеспеченными слоями населения.

Отдельные результаты дипломной работы могут быть положены в основу практической деятельности социальных служб.

Выводы, полученные в процессе исследования, позволяют обосновать необходимость выработки властными структурами и социальными институтами общей стратегии социальной работы с малоимущими в новых социально-экономических условиях. Исследование может способствовать своевременному выявлению групп населения, требующих специальной государственной поддержки, и может использоваться для проведения всесторонней и объективной оценки эффективности мероприятий по борьбе с бедностью.

Материалы дипломной работы могут быть полезны для последующего изучения данной проблемы, проведения дальнейших исследований и написания более крупных, обобщающих работ.

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Содержание работы изложено на 51 странице.

Глава 1. Исторические факты и настоящее в развитии социальной работы с малообеспеченным населением

1.1. Сущность социальной работы

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

http://mirznanii.com/a/213478/sotsialnaya-rabota-s-maloimushchimi

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях