WordPress

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 1
Самое важное по теме: "Социальная поддержка населения муниципальными образованиями" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Раздел II. Муниципальное управление социальной сферой

Тема 8. Социальная работа в системе местного самоуправления

8.1. Предоставление социальной помощи на муниципальном уровне

Рассматривая социальную работу как вид деятельности, направленный на оказание помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, следует отметить, что на муниципальном уровне эта деятельность осуществляется в форме предоставления социальной помощи населению, оказания социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки, социального обслуживания, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними и др.

Спектр социальных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне, сократился со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ. Вместе с тем, закон оставляет право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения. Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля за их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

За счет средств местного бюджета на муниципальной уровне организуется предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для получения материальной помощи в денежной форме необходимо обращение в администрацию муниципального образования, предоставление документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию. В соответствии с утвержденным порядком документы рассматриваются, и принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальной помощи. Размер социальной помощи определяется с учетом трудной жизненной ситуации, сложившейся у гражданина, в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Как правило, устанавливается максимальный размер социальной помощи.

С целью предоставления социальной помощи населению в натуральной форме в муниципальных образованиях могут образовываться центры социальной поддержки населения. Помощь предоставляется лицам, оказавшимся в трудной ситуации в связи с утратой имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, потерей средств к существованию, долговременным лечением, низким уровнем дохода семьи и т.п. Помощь, как правило, предоставляется вещами, переданными жителями муниципального образования, учреждениями, организациями и пр. (одежда, предметы первой необходимости, бытовая техника и мебель). Кроме предоставления помощи организуется консультирование населения по вопросам получения мер социальной поддержки.

Несмотря на то, что полномочия по организации предоставления услуг социального обслуживания отнесены к компетенции субъектов РФ, в муниципальных образованиях некоторых субъектов РФ организуется работа центров социального обслуживания населения (например, в Новосибирской, Тюменской областях), предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, детям и семьям с детьми, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, муниципальных аптеках, банях и др.).

http://www.aup.ru/books/m266/3_2_1.htm

Социальные полномочия органов местного самоуправления

В соответствии с этим в действующем федеральном законодательстве предусмотрены, в частности, полномочия органов местного самоуправления:

Органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ принимать меры к обеспечению малоимущих граждан, проживающих соответственно в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. При этом под нуждаемостью в улучшении жилищных условий в данном случае понимается и нуждаемость в жилье как таковом, что может быть связано в том числе с его утратой по независящим от правообладателя причинам. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ из конституционных предписаний о праве каждого на жилище, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

http://studme.org/72178/pravo/sotsialnye_polnomochiya_organov_mestnogo_samoupravleniya

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями

Социальная политика муниципального образования включает в себя структурообразующие элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную работу.

Безусловно, центральное место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения муниципального образования.

Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т.д. Кроме того, изменение менталитета населения, постепенное укрепление гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию [31, с.163].

Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни; относительная — при сравнении различных групп населения. Следовательно, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.

Социальная защита муниципального образования, как и социальная политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.

Более широким понятием социальная защита является по той причине, что она носит (точнее, должны носить) преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.

При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой муниципального образования понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данной категории населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств [20, с.116-117].

Социальная защита муниципального образования, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты населения муниципального образования таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг.

Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального образования осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита населения муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью [31, с.165-167].

Вместе с тем социальная защита населения муниципального образования, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.

Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

В настоящее время институт социальной защиты каждого муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм [26, с.301-302].

Виды социальной защиты населения муниципального образования представлены на рисунке 1.1.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 2

Рис. 1.1 Виды социальной защиты населения муниципального образований

Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения муниципального образования представлены на рисунке 1.2.

Социальная защита населения муниципального образования также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимума, результатом которых обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 3

Рис. 1.2 Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения муниципального образования

Объектом социальной защиты населения муниципального образования выступают:

Во-первых, все население муниципального образования. В данном случае социальная защита населения муниципального образования предполагает обеспечение безопасности жизни людей муниципального образования; создание условий для реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья населения.

Во-вторых, отдельные группы и слои населения муниципального образования, например, социальная защита муниципальных служащих, военнослужащих, работников образования и т.д.

В-третьих, социально уязвимые группы населения муниципального образования: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т.д.

Исходя из этого, определяется и цель социальной защиты населения на муниципальном уровне — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики [29, с.153-154].

Рассмотрим принципы, на основе которых строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения:

1) Принцип общественной целесообразности. Согласно ему контингент защищенных в обществе должен быть строго отграничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.

2) Принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

3) Принцип экономической справедливости. Он выражается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

4) Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь того самостоятельно в силу объективных причин.

5) Принцип экономической самостоятельности местных органов. Он реализуется на основе разграничения экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования.

Целью и результатом деятельности социальной защиты населения муниципального образования является социальная защищенность индивида.

Социальные услуги — действия по оказанию помощи клиенту службы в соответствии с видами социального обслуживания. Услуги могут быть платными и бесплатными.

Бесплатные услуги предоставляются:

гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и имеющим доходы ниже четырех минимальным размеров оплаты труд;

гражданам, находящимся в чрезвычайной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной миграцией;

несовершеннолетним — сиротам и безнадзорным;

семьям, в которых совокупный доход каждого члена семьи ниже четырех минимальных размеров оплаты труда.

Органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные основания для предоставления бесплатных услуг. Платные социальные услуги в государственной и муниципальной социальных службах оказываются в порядке, установленном действующим законодательством, а в частных и иных службах — самостоятельно или на договорной основе.

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты населения муниципального образования: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и др. [31, с.98-100].

Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

Учреждение социальной защиты населения является не только организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но и действующим субъектом в системе общественных отношений государства. Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом.

Для учреждения социальной защиты населения эти факторы являются факторами окружающей среды, которые оказывают на него прямое или косвенное воздействие.

У числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и др.

Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики.

В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом учреждении, так и в его деятельности.

Деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.

Итак, в современных условиях политика социальной защиты населения занимает центральное место. Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т.д. Социальная защита носит преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.

http://studbooks.net/997123/pravo/sotsialnaya_zaschita_naseleniya_munitsipalnogo_obrazovaniya

Муниципальная политика в сфере социальной поддержки населения

Организация социальной защиты населения в РФ

Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В каждом субъекте РФ в сфере социальной защиты населения функционируют органы исполнительной власти субъектов. Совместно с федеральными органами исполнительной власти они образуют единую систему исполнительной власти в РФ по вопросам социальной защиты.

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы. Социальные службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, мини­стерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится социальная помощь населению. К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия соци­ального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия со­циального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделе­ния в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также госу­дарственные и негосударственные пенсионные фонды, социально-бытового обслуживания, материальной помощи; социального обслуживания на дому, специализированного стационарного социального обслуживания, протезирования, ортезирования и протезостроения, технических средств реабилитации, специального транспортного обслуживания, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и т.п.

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация муниципальной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Органы местного самоуправления согласно статье 20 пункту 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности».

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

Основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление.

На сегодняшний день не все муниципальные образования РФ осуществляют дополнительные мероприятия социальной защиты за счет собственных средств. Соответственно данные муниципальные образования не имеют муниципальных учреждений социальной защиты населения, а полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания реализуются на областном уровне.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1723 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/2_6577_munitsipalnaya-politika-v-sfere-sotsialnoy-podderzhki-naseleniya.html

Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной
защиты населения…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения………..6
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты
населения……………………………………………………………………………15
1.3 Финансирования социальной защиты населения ……………………………18
2.Реализация социальной защиты населения в России…………………………..24
2.1.Особенности социальной политики населения в современной России…….24
2.2.Механизмы реализации социальной политики в России……………………27
2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки
отдельных групп населения в России…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по муницип. управлению.doc

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

–социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и престарелых;

– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения являются:

– помощь в натуральной форме (продукты, одежда);

– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

– компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:

– низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

– нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;

– утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке:

3) граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);

в) попавшие в экстремальные ситуации:

2) пострадавшие при чрезвычайных ситуациях ( пожары, наводнения, землетрясения и т.д.);

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки. Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы). Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Итак, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи. В табл. 1 представлена социальная помощь бедному населению, оказываемая из бюджета города, млн.руб.

Социальная помощь бедному населению, оказываемая из бюджета города за 2010-2011гг.

Дефицит дохода бедного населения

Социальная защита населения — всего

-компенсация проезда на автотранспорте

-выплаты многодетным семьям

— жилищные субсидии населению

Доля бюджетных средств в покрытии дефицита дохода бедного населения, %

Итак, в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, на эти цели из бюджетов всех уровней израсходовано около 4 млрд. руб., что на 14% больше, чем в 2010 году. Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета города увеличился на 10% и составил 1,1 млрд.руб. Адресную помощь получили 128 тыс. граждан на сумму 154,4 млн. руб. с ростом 113%, ее размер на 1 человека в год увеличился на 45% и составил 1,2 тыс. руб. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составили около 548 млн.руб. с ростом 111%

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны.

В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.
Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

1. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

2.Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

3. «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2009г.-123с.

4. Российский статистический ежегодник 2010: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2010г. –819 с.

5.Борисенко, Н. О понятии финансовой устойчивости пенсионного фонда РФ./Под ред. Н.О.Борисенко-Вопросы экономики 2010г-с.106

6.Галаганов, В. П. Организация работы органов социальной обеспечения./Под ред. В.П.Галаганов. Право и политика- М., 2010г.- с.81-87.

7.Гусова, К.Н. Право социального обеспечения/под ред. К.Н. Гусова, ПБОЮЛ, 2010г.-32с.

8. Гусова,К.Н. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусовой- ПБОЮЛ, 2010г.-26с.

9.Лисица, В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения./Под ред. В.Н.Лисица- Трудовое право 2011г-с.

10.Макконнел, К.Экономикс/Под ред.К. Маконелла :2009 г.-345с.

11.Осадчая, Г.И. Социальное государство и социальная политика./Под ред. Г.И. Осадчая, 2009г.-с.24.

12.Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/Под ред.Т.С.Пантелеевой- ВЛАДОС, 2010г.-542с.

13.Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/Под ред. Т.С.Пантелеева, Г.А.-ВЛАДОС, 2009г.-232с.

14.Стафилова,О.В.Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования/Под ред О.В.Стафилова-Финансы 2009г.-с.53.

15.Социальная политика: реформы социального страхования /Общество и экономика – 2009г. – с.11

http://www.yaneuch.ru/cat_58/realizaciya-socialnoj-zashhity-naseleniya-na/91860.1547760.page5.html

Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения

Социальная защита — представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую и материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка — это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации, имеющие различные формы (схема 43).

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 8

Схема 43. Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений — оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки

на муниципальном уровне

Для каждой из перечисленных на схеме 44. категорий населения государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне — программы социальной поддержки.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 9Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 10Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 11Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 12Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 13Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 14Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 15

Схема 44. Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке

Основные критерии для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне:

1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.

2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания.

3. Утрата жилища и имущества.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода.

Можно выделить два вида программ:

· объектные:рассчитанные на определенную социальную группу населения;

· проблемные: рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов, и представлена на схеме 45.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 16Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 17Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 18Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 19Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 20Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 21Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 22Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 23Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 24

Схема 45. Субъекты социальной защиты населения в муниципальном образовании

Основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам.

Муниципальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов

Федеральный перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, включает:

· услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т. п.);

· услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги)

· содействие в трудоустройстве.

§6. Муниципальное управление образованием

Государственная и муниципальная политика в сфере образования

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусмотрен переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т. д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях — от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются:

· ст. 43 Конституции РФ,

· Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,

· Закон РФ «Об образовании»,

· ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»,

· ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждениях и моратории на их приватизацию»,

· ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»,

· ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие.

Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типом и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (схема 46).

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 25

Схема 46. Структура системы образования на муниципальном уровне

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.

На территории муниципального образования (в основном города) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности схема 47.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 26

Схема 47. Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования (города)

Финансирование муниципальной системы образования

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования. В их компетенции регулирование отношений собственности в системе образования, а именно — контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.

Согласно новому порядку финансирования муниципальной системы образования, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, включая расходы на оплату труда работников, учебные пособия технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, отнесено на бюджеты субъектов РФ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять соответствующие расходы вкачестве государственных полномочий, передаваемых одновременно с финансовымисредствами. К вопросам местного значения в сфере образования отнесена организация процесса образования, включая финансирование содержания имущественных комплексов муниципальных учреждений

Взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями высшей школы и науки

Функции муниципальных органов представлены на схеме 48.

Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.

Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет. Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

· подготовку местных квалифицированных кадров;

· проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жил ни и развития территории;

· повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 28

Анализ состояния и прогнозирования развития системы образования на территории

Схема 48. Функции муниципального органа управления образованием

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 29

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 30

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 31

Социальная поддержка населения муниципальными образованиями - картинка 32

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

http://cyberpedia.su/11×6629.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях