WordPress

Совершенствование мер социальной поддержки

Совершенствование мер социальной поддержки - картинка 1
Самое важное по теме: "Совершенствование мер социальной поддержки" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Совершенствование мер социальной поддержки

Процессы, происходящие в обществе, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с профилактикой семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних, детской инвалидности.

Решающее значение в развитии системы социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми путем расширения спектра социальных услуг и повышения их качества имеет программа «Развитие системы социального обслуживания семьи и детей в Ленинградской области. Основная цель программы — содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним и семьям с детьми, и доведение их до уровня разработанных стандартов качества;

разработка и внедрение новых, эффективных форм социального обслуживания: сетевой терапии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; социально — педагогического сопровождения семей с детьми, молодых семей; социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях семьи, обучения родителей методам реабилитации детей- инвалидов; организации работы социального такси для обслуживания детей- инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, развития трудовых, творческих навыков и занятости детей- инвалидов.

усиление мер профилактической направленности социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми;

привлечение общественных структур и некоммерческих организаций к работе по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;

Основными задачами, решаемыми Программой являются:

увеличение охвата детей и семей профилактическими мероприятиями, повышение эффективности мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;

увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной реабилитации и повышение эффективности проводимых мероприятий по их социальной реабилитации и интеграции в общество;

предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

проведение мониторинга качества социального обслуживания семей;

организация и проведение культурно- массовых мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и пропаганду здорового образа жизни;

предоставление социального обслуживания детям-инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, сельской местности.

Программа разработана на основе региональных целевых Программ:

«Дети-инвалиды Ленинградской области на 2004-2006 годы», утвержденной областным законом № 65-оз от 30.09.2003 г.;

«Семья» на 2004-2006 годы», утвержденной областным законом № 76-оз от 16.10.2003 г.

Эффективность программы достигается совместной реализацией мероприятий данной программы и мероприятий следующих региональных целевых программ:

. Региональная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы», утверждена областным законом № 32-оз от 18.05.2006 г. (программа комитета общего и профессионального образования Ленинградской области).

. Региональная целевая программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально- технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы»,утверждена областным законом № 62-оз от 28.07.2005 г. с изменениями на 21.02.2006 г. (программа комитета по здравоохранению Ленинградской области):

. Региональная целевая программа «Молодежь Ленинградской области на 2005-2008 годы», утвержденной областным законом № 185-оз от 10.11.2004 г. с изменениями на 12.09.2006 г. (программа комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области).

Программа разработана с учетом Прогноза социально-экономического развития Ленинградской области до 2010 года. Мероприятия Программы направлены на профилактику и коррекцию асоциального поведения детей и подростков, выявленных по результатам данной операции, в Программу включены мероприятия по проведению месячника «Семья» — 2 этапа операции «Подросток».

Анализ организации системы социального обслуживания несовершеннолетних детей и семей в Ленинградской области показывает следующее:

. недостаточен охват несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, различными мерами социальной поддержки;

. социальные услуги предоставляются семьям с детьми на недостаточно качественном уровне;

3. требуется разработка новых форм социальной реабилитации и социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми с целью повышения эффективности мер профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, в том числе: сетевой терапии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; социального психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, молодых семей; социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях семьи, обучения родителей методам реабилитации детей- инвалидов; организации работы социального такси для обслуживания детей- инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, отработка методик развития трудовых, творческих навыков и занятости детей- инвалидов;

. недоступность получения социального обслуживания семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе: с детьми- инвалидами, проживающими в сельской местности.

В перспективном плане работы Комитета по труду и социальной защите населения — принятие Региональной целевой программы «Развитие системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы».

Правовой базой для разработки Программы являются:

. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 2005 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

. Закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

. Областной закон от 19 февраля 1999 года № 23-оз «О региональных целевых программах Ленинградской области».

  • 6. Областной закон от 29 ноября 2004 года № 97-оз «О социальном обслуживании населения в Ленинградской области».
  • 7. Постановление Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ Ленинградской области».

Цель программы — содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи Программы:

увеличение охвата детей и семей с детьми профилактическими мероприятиями, повышение эффективности мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;.

увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной реабилитации и повышение эффективности проводимых мероприятий по их социальной реабилитации и интеграции в общество;

предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

проведение мониторинга качества социального обслуживания семей с детьми;

организация и проведение культурно- массовых мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и пропаганду устоев семьи, здорового образа жизни. Предоставление социального обслуживания детям- инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, сельской местности.

Реализация предусмотренного комплекса мер по поддержке семей с детьми, в конечном итоге позволит улучшить их социально-правовое положение.

http://studwood.ru/651352/pravo/sovershenstvovanie_sotsialnoy_podderzhki

Направления совершенствования социальной защиты населения

За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.

Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.

В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.

Принцип государственной ответственности — постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений экономического вклада, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип соединения правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся.

Принцип социального участия — стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства — взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.

Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан — сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.

Принцип социальной эффективности — позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.

Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне — обеспечение предоставления пожилым людям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, дополняемых и развиваемых на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Развитие социальной защиты населения в Кемеровской области должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

  • — улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
  • — повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
  • — развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
  • — совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
  • — использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);
  • — организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
  • — обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:

В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов.

В настоящее время остро стоит проблема инвалидизации населения и этой проблеме нужно уделить достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности и обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того, необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.

В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.

В целом по многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения в области и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:

  • — обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями);
  • — создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
  • — обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).

Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:

  • — государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
  • — развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.

В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:

  • — обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
  • — расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);
  • — создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями.
  • — срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.
  • — на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.

В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.

Одним из основных направлений в системе социального обслуживания и социальная помощь гражданам пожилого возраста.

Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).

Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком диапазоне.

На основе вышесказанного целесообразно следующее:

  • — формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах, такие бригады существуют, но их очень мало;
  • — организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;
  • — рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;
  • — изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей.

В целом изменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

http://vuzlit.ru/834236/napravleniya_sovershenstvovaniya_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Министерство социальной политики — Правительство Калининградской области

Совершенствование механизма определения нуждаемости в предоставлении мер соцподдержки семьям с детьми.

Совершенствование мер социальной поддержки - картинка 6

Губернатор Антон Алиханов предложил увеличить предельный объем движения денежных средств членов семьи (одиноко проживающего гражданина) по счетам (вкладам) в кредитных организациях до 200 %.

Такое решение было принято после вступления в силу «Социального кодекса Калининградской области», в котором определены критерии нуждаемости для получения мер соцподдержки. Именно это пункт в «Социальном кодексе» вызвал больше всего вопросов граждан, только в инстраграме Губернатора было порядка 700 комментариев.

Проект постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 30 декабря 2019 года № 907» вносит изменение в постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2019 № 907, регулирующие механизм определения нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми: единовременного пособия при рождении ребенка, пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, ежемесячного пособия на ребенка-инвалида, пособия студенческим семьям, имеющим детей, областного материнского (семейного) капитала и дополнительного областного материнского (семейного) капитала.

Ранее речь шла о 150 % суммы доходов членов семьи (одиноко проживающего гражданина), теперь же в расчет будет взяты 200 процентов суммы доходов членов семьи. Тем самым будет значительно расширен список граждан, которые смогут получить существующие меры соцподдержки.

Вводится положение, что данная предельная величина применяется в случае, когда среднедушевой объем движения денежных средств превышает размер величины прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Калининградской области за квартал, предшествующий кварталу обращения за предоставлением соответствующей меры социальной поддержки.

Кроме этого установлено, что при определении объема движения денежных средств не учитываются средства, поступающие члену семьи с других его счетов (вкладов) в кредитных организациях.

По информации министерства соцполитики, указанные изменения улучшают положения граждан, будут реализованы в рамках предусмотренных бюджетных обязательств и распространяются на всех обратившихся с начала года.

Для справки: в 2019 году перечисленные меры социальной поддержки были предоставлены 71999 получателям. Законом Калининградской области 02.12.2019 № 347 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетные ассигнования на их предоставление предусмотрены исходя из численности получателей: в 2020 году – 73300, в 2021 году – 73004, в 2022 году – 72613 (исходные данные прилагаются).

http://social.gov39.ru/ministerstvo/social/news/sovershenstvovanie_mekhanizma_opredeleniya_nuzhdaemosti_v_predostavlenii_mer_sotspodderzhki_semyam_s/

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения (стр. 1 из 7)

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения муниципального образования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения

1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения

1.3 Финансовые основы социальной защиты населения

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА

2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.

В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.

Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.

Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.

Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;

– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;

– предложить направления совершенствования социальной защиты населения.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РФ — «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.

Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова и др.

Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные администрацией Кемеровской области и Отдела социальной защитой населения Заводского района, г. Кемерова.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной защиты населения в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [9, с.12].

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект[12, с.13].

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.[22, с.18].

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [21, с.315].

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [15, с.56].

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальную поддержку (помощь) [15, с.57].

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [23, с.29].

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [23, с.31].

http://mirznanii.com/a/34947/sovershenstvovanie-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-po-obespecheniyu-sotsialnoy-podderzhki-naseleniya

Социальное обеспечение

Одним из важнейших аспектов политики развития человеческого потенциала в регионе является деятельность Правительства Самарской области по повышению эффективности системы поддержки социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы) и созданию условий для их беспрепятственного доступа к социальным услугам. В I полугодии 2007 года на эти цели направлено 5,8 млрд. рублей или 18% от общей величины расходов консолидированного бюджета области.

Социальная поддержка населения

В области создана эффективная система поддержки социально уязвимых слоев населения, действующая на принципах адресности предоставления социальной помощи и направленная, прежде всего, на решение вопросов снижения уровня бедности и социально-экономической дифференциации населения (рис.1).

Действует Закон Самарской области «О социальной защите в Самарской области». На выплату адресной социальной помощи гражданам, имеющим среднедушевые доходы ниже величины бюджета прожиточного минимума, в I полугодии 2007 года направлено 66,7 млн. рублей бюджетных средств. Кроме того, в соответствии с региональным законодательством осуществляются доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий.

С 1 января 2005 года действует Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», согласно которому предусмотрены следующие виды государственной поддержки: ежемесячное пособие на ребенка, доплаты к ежемесячному пособию на ребенка, ежемесячное пособие на питание беременным женщинам, единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим матерям, ежегодное единовременное пособие на ребенка к началу учебного года. С 01.01.2007 увеличены размеры и расширены виды государственной поддержки граждан, имеющих детей. Новой редакцией Закона предусмотрено:

  • увеличение ежемесячного пособия на ребёнка до достижения им возраста шестнадцати лет с 70 до 130 рублей;
  • увеличение размера доплат к ежемесячному пособию с 50 до 100 рублей на каждого ребёнка из многодетной семьи, в составе которой трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • установление размера оплаты труда приёмных родителей на каждого воспитываемого приёмного ребёнка из расчёта 2500 рублей в месяц, при воспитании приёмного ребёнка, имеющего недостатки в психическом и (или) физическом развитии применяется повышающий коэффициент в 1,5 раза, при воспитании приёмного ребёнка-инвалида – в 2 раза;
  • ежемесячная доплата по уходу за ребёнком-инвалидом в размере 1000 рублей;
  • установление доплат к пенсии женщинам, родившим до 1 января 1992 года семь и более детей (надлежащим образом осуществлявшим родительские обязанности и не награждённым орденом «Материнская слава»).

Реализуется Закон Самарской области «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: с 01.01.2007 года размер выплат на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством) гражданина, составляет 4 тыс. рублей.

Размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) региональным льготополучателям ежегодно индексируются и с 1 января 2007 года составляют от 500 до 660 рублей. Пенсионерам, не отнесенным к льготным категориям граждан, предоставляется ЕДВ за счет средств консолидированного бюджета области на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте. В натуральном виде сохранены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, зубопротезированию, обеспечению лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, установке квартирного телефона. В I полугодии т.г. из областного бюджета на обеспечение мер социальной поддержки региональным льготополучателям направлено 1257,1 млн. рублей, в том числе на выплату ЕДВ, включая расходы на частичную оплату общей площади жилых помещений, — 1222,5 млн. рублей. Кроме того, 352,1 млн. рублей выплачено из консолидированного бюджета области пенсионерам, не отнесенным к категориям льготников федерального и регионального уровня ответственности, на обеспечение проезда городским и внутрирайонным транспортом.

Для поддержки малообеспеченных граждан установлена прогрессивная шкала региональных стандартов максимально допустимой доли собственных средств граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, расширяющая круг потенциальных получателей субсидий. В I квартале текущего года около 135 тыс. семей, проживающих на территории области, получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на сумму 272,9 млн. рублей.

В дополнение к действующей системе мер социальной поддержки населения с 1 января 2006 года региональные льготополучатели, работники бюджетных организаций, а также малоимущие студенты государственных высших учебных заведений в соответствии с региональным законодательством обеспечиваются бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение. В I полугодии 2007 года на эти цели из областного бюджета направлено 32,3 млн. рублей, что позволило обеспечить путевками 1,15 тыс. человек.

Совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей механизм предоставления социальных гарантий населению области, способствовало принятие Закона Самарской области от 06.12.2006 № 155-ГД «О ветеранах труда Самарской области», который позволяет обеспечить мерами социальной поддержки 66 тысяч пенсионеров, не имевших статуса льготополучателя.

Система социального обслуживания

В области действует разветвлённая, вертикально интегрированная структура учреждений социального обслуживания, адаптированная к условиям развития рыночных отношений. Потребность в дальнейшем её развитии обуславливается значительной долей населения старше трудоспособного возраста (27,8% от общей численности населения области) и увеличением численности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В муниципальных образованиях Самарской области действует 47 центров социального обслуживания, 418 отделений обслуживания на дому, 68 отделений дневного пребывания, 23 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Количество домов-интернатов для престарелых и инвалидов на начало 2006 года составило 39, в них проживают более 4,8 тысяч пожилых людей и инвалидов (рис.3).

В целях повышения доступности для населения стационарной социальной помощи продолжается расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания и создание автономной социально-бытовой инфраструктуры уже действующих пансионатов. В рамках содействия внедрению рыночных механизмов в сферу оказания социальных услуг осуществляется разработка концепции по созданию коммерческих стационарных учреждений социального обслуживания Самарской области.

Реабилитация граждан с ограниченными возможностями

В Самарской области значительное внимание уделяется созданию условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни. Реализуются Мероприятия по социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2006-2008 годы, направленные на дальнейшее совершенствование системы социальной интеграции инвалидов: развитие сети учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги; внедрение новых технологий и методик в реабилитационную деятельность учреждений, расширение спектра услуг по социально, медицинской, профессиональной реабилитации; внедрение новых социально-культурных технологий, развитие единой информационной системы по проблемам инвалидов и инвалидности. В 2007 году на финансирование Мероприятий из областного бюджета будет направлено 57,9 млн. рублей, что позволит обеспечить техническими средствами реабилитации около 4000 человек, открыть 5 комнат социально-бытовой адаптации и 5 пунктов проката технических средств реабилитации, приобрести 9 микроавтобусов «Газель», оснащенных устройством для подъема инвалидов в кресло-колясках, создать государственное учреждение социального обслуживания Самарской области «Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Чапаевский» и провести ряд социально-значимых культурных мероприятий.

Для повышения информированности населения о деятельности Правительства области в сфере социальной интеграции инвалидов области в январе 2007 года создан сайт «Реабилитация инвалидов в Самарской области». В целях повышения эффективности работы психологов центров реабилитации, улучшения качества предоставляемых услуг разработано и внедрено автоматизированное рабочее место «Психолог центра реабилитации».

В конце 2005 года принят Закон Самарской области «Об обеспечении транспортными средствами инвалидов войны и лиц, к ним приравненных» №247-ГД, который предусматривает обеспечение автомобилями инвалидов войны, имеющих медицинские показания на получение транспортного средства. В 2006 году за счет средств областного бюджета обеспечены автомобилями по медицинским показаниям: 345 инвалидов войны и лиц, к ним приравненных, 231 детей инвалидов и инвалидов с детства и 4 инвалида, являющихся реабилитированными лицами. Ещё 66 инвалидов и участников войны обеспечены автомобилями «Ока» за счёт средств федерального бюджета (рис. 4). В I полугодии 2007 года за счет средств областного бюджета по медицинским показаниям обеспечено автомобилями 134 инвалида войны.

Инновационные механизмы социальной поддержки

В настоящее время на территории области ведутся работы по созданию и развитию единого информационного пространства для органов исполнительной власти, государственных учреждений и коммерческих организаций. Внедрение «Единого информационного окна по обслуживанию населения» позволит: активизировать межведомственные регламенты взаимодействия человека с органами исполнительной власти для предоставления запрашиваемых услуг; предоставлять гражданам средства прямого доступа для обеспечения адресного взаимодействия с представителями органов исполнительной власти; минимизировать затраты времени по получению социальных услуг.

Одним из инновационных проектов социальной направленности в сфере информационных технологий является реализуемый в Самарской области проект «Развитие системы управления регионом с применением мультиагентных технологий» — СУПРЕМА. В настоящее время в муниципальных образованиях в учреждениях социальной сферы (социальные службы, поликлиники, библиотеки) установлены и функционируют 220 Интернет-киосков. К концу 2007 года их общее количество составит 258. Идентификация человека при работе с Интернет-киоском осуществляется при помощи «Социальной карты» жителя Самарской области. Выпущено 62,5 тыс. социальных карт, на 41% которых производится перечисление социальных выплат. Для владельцев социальных карт доступен сервис по оплате услуг ЖКХ в безналичной форме через банкоматы и Интернет-киоски.

Основные направления развития системы социальной поддержки и социального обслуживания на среднесрочный период:

За счет областных бюджетных инвестиций продолжится формирование, укрепление и расширение материально-технической базы учреждений социального обслуживания и инфраструктуры пансионатов для ветеранов и инвалидов, что повысит уровень социальной защищенности населения области.

В частности в период 2007-2010 годы предусмотрено:

  • строительство закрытого манежа, хозяйственного корпуса, склада для «Реабилитационного центра по иппотерапии» в городском округе Самара;
  • реконструкция государственного учреждения «Самарский пансионат ветеранов и инвалидов» в городском округе Самара;
  • реконструкция пансионата для ветеранов труда в селе Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский;
  • строительство спальных корпусов и столовой во Владимировском пансионате для инвалидов в с. Владимировка муниципального района Безенчукский;
  • реконструкция пансионата для инвалидов в п. Тимашево муниципального района Кинель-Черкасский;
  • реконструкция государственного учреждения «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда»;
  • реконструкция комплекса зданий государственного учреждения «Новокуйбышевский пансионат для ветеранов труда»;
  • реконструкция государственного учреждения «Красноармейский пансионат для ветеранов труда».

http://www.samregion.ru/economy/social_sphere/social_security/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях