WordPress

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 1
Самое важное по теме: "Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

В чём суть учения Ж. Кальвина? Среди каких слоев населения кальвинизм получил наиболее широкое распространение?

Ваш ответ

решение вопроса

  • Все категории
  • экономические 42,694
  • гуманитарные 33,415
  • юридические 17,860
  • школьный раздел 591,701
  • разное 16,674

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

http://www.soloby.ru/1339648/%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции Слои населения, поддерживающие кальвинизм Распространение кальвинистского учения. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнатолий Жеребцов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции Слои населения, поддерживающие кальвинизм Распространение кальвинистского учения.» — Транскрипт:

1 Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции Слои населения, поддерживающие кальвинизм Распространение кальвинистского учения во Франции Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви Некоторая часть крестьянства Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви Часть горожан и первые буржуа- предприниматели Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви Часть дворянства Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости Представители старинной знати

Похожие презентации

1. Что такое Реформация? А. Борьба за проведение реформ в стране Б. Борьба за переустройство церкви В. Борьба за демократические права человека Г. Борьба.

Реформация во Франции Какое вероучение господствовало во Франции? Начало XVI в. – распространение идей кальвинизма во Франции Гугеноты («товарищи») –

Укрепление абсолютной власти во Франции. Реформация.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Распространение Реформации в Европе Начало Реформации в Германии.

Религиозные войны во Франции. Предпосылки: 1. Распространение идей протестантизма во Франции. 2. Стремление дворян прибрать к рукам церковные богатства.

Распространение реформации. Контрреформатция.. Распространение реформации «протестантский» мир — Англия, Швейцария, Нидерланды, Скандинавские страны;

Новая история 7 класс. XIV век Графство Голландия и Нидерланды 17 провинций Самая густонаселённ ая страна Европы 16 века.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции: Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош 4 МОРФ Латыпова О.Ш.

Начало Реформации в Европе Д/З: § 11, читать, вопросы 3,6,7, пересказ, вопрос 1, письменно.

Англия накануне Столетней войны Что англичане считают началом своих свобод?

Да, путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет: Загадок больше, чем разгадок И поискам предела нет! Татьяничева Л.

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ 10 класс (гражданская война между католич. и гуситским лагерями в Чехии)

Объединение Франции Д/З: § 17, читать, пункты 1,4, пересказ, Р/Т 2-4.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1. Назовите причины Великих географических открытий. 2. Покажите на карте основные направления путешествий. 3. Каковы особенности доколумбовых цивилизаций.

Тест 19. Как происходило объединение Франции 6 класс.

Религиозные войны и укрепление абсолютной власти во Франции. Автор: Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей 36». 10.09.2014.

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация »

http://www.myshared.ru/slide/1213464/

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 3

Слои населения, поддерживающие кальвинизмПричины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции
Представители старинной знатиНедовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости
Часть дворянстваДворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви
Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предпринимателиХотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви
Некоторая часть крестьянстваПереход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом, обращения к художественной литературе. Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников полезно включить в содержание рассказа характеристику государственного деятеля, данную французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами. Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел.

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Чтобы восстановить те далекие события, учитель привлекает фрагмент из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля. Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

. Екатерина Медичи. не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже. Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля.

Далее рассказ продолжается по учебнику. Заканчивая эту часть урока, следует провести беседу с учащимися, в ходе которой станет очевидно, что им понятны религиозные, социальные, политические причины, которые привели к трагедии Варфоломеевской ночи. Семиклассники выскажут свое осуждение в адрес религиозной нетерпимости и фанатизма, приводивших к кровопролитиям и повторяющимся в наше время.

Пятый пункт плана может быть рассмотрен путем рассказа учителя и работы с документом (Нантский эдикт). Затем ученики в форме плана записывают в тетрадь те действия Генриха IV, которые позволили ему получить лестную характеристику «короля, спасшего Францию».

Последний сюжет изучается по учебнику. Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. При возможной нехватке времени на уроке эти вопросы могут быть перенесены в домашнее задание. В заключительной части занятия учащиеся предъявляют свои варианты решения учебных проблем.

1 Рациональный — разумно обоснованный, целесообразный.

2 Эпитафия — надгробная надпись.

3 Теология — систематизированное изложение вероучения.

4 Ландскнехт — наемный солдат, наемник.

Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) (5 ч)

Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ (1 ч)

http://studopedia.ru/19_58301_rasprostranenie-kalvinistskogo-ucheniya-vo-frantsii.html

КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (36 стр.)

Протестантская реформация побеждала главным образом в северных областях и государствах Европы. Исключением была только Франция, в которой протестантское движение сторонников кальвинизма, гугенотов, наступало с юга и юго-запада, где были основные хозяйственно развитые области страны с большим числом городов, с укоренёнными традициями борьбы за семейные интересы собственности. Во Франции, как и в большинстве других стран континентальной Европы, протестантское движение оказалось полностью зависимым от поддержки его малоземельным дворянством, заинтересованным в том, чтобы отобрать у церкви её земли. Поэтому в этих странах оно не приобрело того настроя непримиримой классовой борьбы против феодального права, который вызрел в Нидерландах, а затем привёл к голландской народно-буржуазной революции, началом которой стало восстание податного населения против испанской королевской власти в 1566 году.

Феодальные привилегии испанского короля, которые позволяли ему из дворца в Мадриде жёстко навязывать ту и такую хозяйственную жизнь в каждой области своей империи, какая ему представлялась необходимой, превращались в путы хозяйственного развития Нидерландов, раздражали в ней горожан и крестьян. Ибо король и его чиновники не считались с тем, что горожане и крестьяне желали заниматься такой хозяйственной деятельностью, которую полагали наиболее выгодной и прибыльной для себя, дающей наибольшие средства жизнеобеспечения. Тлеющие угли недовольства раздувал и произвол испанского короля, его наместников в налогообложении небольшой страны, из которой королевская казна получала в четыре раза больше доходов, чем из огромных колоний за океанами. Поэтому самые радикальные, революционные течения кальвинизма находили в Нидерландах благодатную почву для распространения.

http://dom-knig.com/read_159028-36

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА В ЕВРОПЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Новое понимание религии должно было охватить, по мнению вождей протестантизма, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о невидимой церкви к церквям видимым. Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев.

Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей:

— он был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма;

— в нём в большей степени были возрождены такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности;

— ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии;

— Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения суеверия и язычество, т. е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т. п.;

— особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе;

— в то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение;

— отдельные общины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство);

— кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.

Кальвинист XVI в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности.

Центром кальвинизма остаётся Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он стал буфером между лютеранским севером и католическим югом.

На родине Реформации, в Германии, кальвинизм не получил широкого распространения. Кальвинистов было немного и они враждовали с лютеранами. Вражда была настолько сильной, что среди лютеран ходила поговорка лучше паписты, чем кальвинисты. К кальвинизму обратились прежде всего те, кто жил лучше в финансовом отношении.

Закрепился кальвинизм в Пфальцграфстве (Палатинате), правитель которого курфюрст Фридрих III поддерживал кальвинистское богословие и пресвитерианское управление церкви. После диспута 1560 г. он склонился окончательно к кальвинизму.

В период Тридцатилетней войны (1618-1648) враждебность по отношению к кальвинистам со стороны немецких реформаторов сохранялась. Лютеране не поддержали заключенную кальвинистскими князьями унию 1609 г. Вестфальский мир 1648 г. распространил принцип терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом, что способствовало некоторому распространению данного вероучения на территории германских княжеств.

В Нидерландах кальвинизм начал распространяться довольно рано и широко. Лютеранским идеям императором Карлом V был нанесен здесь серьезный удар и в 50-х гг. начал распространяться кальвинизм, на первых порах среди низших слоев города. С самого начала он принимает форму оппозиционного течения. К 1560 г. большинство протестантов были кальвинистами, а меньшинство анабаптистами, во главе которых стоял Менно Симонс, часть следовала за М. Лютером. Проповеди кальвинистов собирали многотысячные толпы, если правительственные чиновники производили аресты, арестованных освобождали силой. С 1566 г. развернулось иконоборческое движение [5].

В 1571 г. Национальный собор в Эдмоне принял пресвитерианскую кальвинистскую систему церковного управления. Однако здесь среди протестантов у кальвинизма появился богословский противник — арминианство. Последователи Якоба Арминия в противовес учению Кальвина о предопределении судьбы каждого человека, выработали свои 5 статей «Ремонстрации».

Сущность их сводилась к следующему:

— выбор человека к спасению предопределяется верой, осуждение предопределяется неверием;

— выбор к спасению принадлежит всем, и именно таким образом, что никто не получает прощения кроме тех, которые уверовали;

— вера идет не от человека, а от Бога;

— благодать действует не непреодолимо;

— остается нерешенным, является ли благодать непреодолимой.

Этим статьям нидерландские кальвинисты противопоставили свои 5 канонов ортодоксального кальвинизма:

— полная порочность человека, то есть человек ничего не может сделать для своего спасения;

— безусловный выбор, то есть человек избирается Богом без всяких на это оснований и условий;

— ограниченность искупления, то есть Христос умер только за избранных, а не за всех людей;

— непреодолимая благодать, то есть, если человек избран для спасения, он не может совершить сопротивление Святому Духу;

— вечная безопасность, то есть раз спасенный — спасен навсегда и не может быть оставлен Богом никогда.

Впоследствии эти каноны стали основой всех форм кальвинизма и были приняты во французских, английских, швейцарских и других реформатских церквях. Следует отметить также, что арминиане, как и кальвинисты верили в полную испорченность человека грехом и невозможность спасения человека без действия Божьей благодати. С развитием богословия протестантизма происходило появление новых течений, часть из которых приняла пять основных канонов ортодоксального кальвинизма. В данное время его исповедуют многочисленные реформатские и пресвитерианские церкви Западной Европы и Америки. Пять основных канонов кальвинизма также исповедует большинство баптистов [4].

Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов (протестантов во Франции начали называть гугенотами по фамилии одного из своих руководителей — Безансона Гуга). Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления определялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие.

В 50-х годах XVI в. кальвинизм начинает распространяться в Шотландии. Во время регентства Марии Гиз, правившей при малолетней дочери Марии Стюарт, в среде дворянства сформировалась политическая оппозиция против династии Стюартов. Эти группировки начинают активно использовать кальвинистские идеи и принципы организации кальвинистской общины. С самого начала вождем протестантов становится Джон Нокс. В своих проповедях он беспощадно бичевал идолослужение королевского двора. Джон Нокс и шотландские кальвинисты большое внимание уделяли различным социально-политическим вопросам. Он высказал мысль о народной воле как источнике гражданской власти, обосновывал необходимость ограничения полномочий монарха и правомерность сопротивления тирании. Его идеи окажут большое влияние на радикальные слои английских пуритан.

В 1560 г. постановлением парламента была проведена секуляризация церковных земель, большая часть которых досталась дворянству. Шесть Иоаннов (Нокс и пять других людей по имени Джон) за одну неделю составили так называемое Шотландское исповедание веры, которое оставалось основным шотландским исповеданием до принятия Вестминстерского исповедания в 1647г. Позже были составлены первая Книга наставлений и в 1561г. Книга общего порядка. В итоге в Шотландии был введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви. Новая церковь имела синодальную организацию. Священники в ней избирались, но не народом непосредственно, а церковными советами и пользовались большим авторитетом.

В Англии кальвинизм распространяется после проведения реформации. В результате он находится в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской англиканской церкви. Англиканская церковь, созданная при Эдуарде VI и Елизавете, имела целый ряд черт, общих с католицизмом. Кальвинисты требовали дальнейшего очищения церкви от суеверий и идолослужения. Вскоре они получат название пуритан (от лат. purus- чистый, puritas — чистота). Официальная церковь стала именовать их нонконфоромисты, ибо они отвергали единообразие учения и культа, или диссентеры (разногласные, от англ. dissent — разногласие, расхождение во взглядах). Это течение не было однородным. Наиболее умеренные пуритане готовы были смириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и остатки католицизма в культе. Другая группа была близка по своим воззрениям к шотландским кальвинистам и выступала за республиканско — аристократическую организацию пресвитерианства во главе с национальным синодом.

Пуритане активно боролись против королевского верховенства в церковных делах и абсолютизма в государстве. Тяжесть этой борьбы и преследования властей заставили многих пуритан переселиться в Америку. В самой Англии пуританство постепенно распадается на различные толки и группы и утрачивает своё влияние [5].


Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связано с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были увлечены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали самые образованные люди, которых приглашали богатые лица для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. Из первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковском, Павле Зеновиче, Николае Житнем, Александре Витрелине. На Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины до Подолья и Киевщины, однако сами собрания, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. В 1554 г. состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. В 1562 г. в Несвижской типографии князей Радзивилов был впервые отпечатан на русском языке кальвинистский катехизис, который составил Сымон Будный. В 60-х годах XVI столетия в Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.

Следует отметить, что распространение кальвинизма на Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси из-за принадлежности Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме в результате принадлежности к кальвинизму высокой шляхты. В целом, благодаря стараниям князя Николая Радзивила Черного, который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на определенное время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель [4].

Распространение кальвинизма в Европе имело своим результатом появление его различных разновидностей, особенности которых зависели от конкретных обстоятельств места и времени. Кальвинистская теория и практика порой достаточно сильно отходили от Кальвина. Многоликость кальвинизма при сохранении его фундаментальных принципов не была чем-то необычным: существование различных течений оказалось характерным и для других крупных направлений Реформации, в том числе лютеранства.

http://studbooks.net/526495/istoriya/rasprostranenie_kalvinizma_evrope_posledstviya

Учение Жана Кальвина — основные положения и идеи

С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 8

В возрасте 26 лет он опубликовал свой главный труд «Наставления в христианской вере», который дорабатывал на протяжении всей своей жизни. Эта книга послужила основой проведенной им Реформации католического христианства.

Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.

Основные идеи Жана Кальвина

Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 9

Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.

Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.

В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 10

В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

праздником признавалось только воскресенье.

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 11

Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 12

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.

Интересные факты из жизни известного реформатора

Таблица слои населения причины поддержки кальвинизма - картинка 13

Несколько любопытных фактов о Кальвине:

Жан Кальвин прожил 55 лет, был высокообразованным человеком;

в возрасте 18 лет он вел проповеди в своем приходе;

он был женат на вдове с двумя детьми, а его единственный сын родился недоношенным и вскоре умер;

в период внедрения реформистских взглядов, в Женеве приговорили к смертной казни 58 жителей, 76 человек изгнали из города;

образованные Кальвином учебные заведения впоследствии стали колледжем (Collegt Calvin) и Женевским университетом.

http://nauka.club/istoriya/uchenie-zhana-kalvina.html

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных течений протестантизма.

Ис­то­рия кальвинизм бе­рёт на­ча­ло в середине XVI века Каль­вин, по­лу­чив­ший в Па­ри­же, Ор­леа­не и Бур­же хо­ро­шую под­го­тов­ку в об­лас­ти тео­ло­гии, пра­ва и ли­те­ра­ту­ры, под влия­ни­ем М. Лю­те­ра и др. про­тес­тант­ских дея­те­лей вклю­чил­ся в борь­бу за ре­фор­ми­ро­ва­ние ка­то­лической Церк­ви. Вы­ну­ж­ден­ный по­ки­нуть Фран­цию, Кальвин пе­ре­ехал в Ба­зель, где в 1536 году из­дал на латинском языке своё основное тео­ло­гическое сочинение «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре», ко­то­рое мно­го­крат­но пе­ре­из­да­ва­лось с вно­си­мы­ми ав­то­ром из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми. В этом тру­де, за­ду­ман­ном как сво­его ро­да вве­де­ние к Биб­лии, про­воз­гла­ша­лись прин­ци­пы Ре­фор­ма­ции в их по­ни­ма­нии Каль­ви­ном, да­ва­лось из­ло­же­ние важ­ней­ших дог­ма­тических по­ло­же­ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль­вин пе­ре­ехал в Же­не­ву, где впер­вые бы­ли реа­ли­зо­ва­ны его ре­фор­ма­тор­ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в Южной Фран­ции, Швей­ца­рии, Ни­дер­лан­дах (смотрите в статье Ни­дер­ланд­ская ре­во­лю­ция XVI века), ря­де об­лас­тей Гер­ма­нии (Рейн­ский Пфальц, Гес­сен, Бре­мен), Шот­лан­дии, Анг­лии (смотрите в статье Пу­ри­та­не), Венг­рии. В конце XVI — начале XVI века с кальвинизмом сли­лось цвинг­ли­ан­ст­во, ока­зав­шее на не­го зна­чительное влия­ние. Док­три­ны кальвинизма бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны с не­боль­ши­ми ва­риа­ция­ми в не­сколь­ких ис­по­ве­да­ни­ях: Гал­ли­кан­ском (1559 год), Бель­гий­ском (1561 год), Вто­ром Гель­ве­ти­че­ском (1566 год), Вест­мин­стер­ском (1647 год), а так­же в Гей­дель­берг­ском ка­те­хи­зи­се (1563 год) и др. до­ку­мен­тах. В начале XVII века от кальвинизма от­ко­ло­лось уче­ние Я. Ар­ми­ния (ар­ми­ни­ан­ст­во), осу­ж­дён­ное по­сле­до­ва­те­ля­ми стро­го­го кальвинизма на Дор­д­рехт­ском (Дорт­ском) си­но­де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя­зи с го­нения­ми на каль­ви­ни­стов во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, не­ко­то­рых германских зем­лях на­чи­на­ет­ся их эмиг­ра­ция в др. стра­ны Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рию), а за­тем и за её пре­де­лы. С 1620-х годов кальвинизм рас­про­стра­ня­ет­ся в Северной Аме­ри­ке (смотрите Но­вая Анг­лия), со 2-й половины XVII века в Аф­ри­ке (в Кап­ской ко­ло­нии). В XVIII-XX веках бла­го­да­ря даль­ней­шей эмиг­ра­ции из Ев­ро­пы, а так­же ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти зна­чительное чис­ло по­сле­до­ва­те­лей кальвинизма поя­ви­лось в ря­де стран Северной и Южной Аме­ри­ки, Аф­ри­ки, Азии и Океа­нии.

Вероучение кальвинизма

В ос­но­ве каль­ви­ни­ст­ско­го ве­ро­уче­ния ле­жит пред­ло­жен­ная Каль­ви­ном ин­тер­пре­та­ция Биб­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­во Бо­жие, яв­ляю­щее­ся от­кро­ве­ни­ем Бо­га че­ло­ве­ку, за­пи­сан­ное людь­ми по наи­тию Свя­то­го Ду­ха, в кальвинизме, как и в др. те­че­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма, счи­та­ет­ся един­ст­вен­ным не­по­гре­ши­мым ру­ко­во­дством в ве­ре и жиз­ни. Центральное ме­сто в тео­ло­гии кальвинизма за­ни­ма­ет прин­цип все­вла­стия Бо­га над ми­ром, в ко­то­ром всё оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко Его ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной во­лей. Она не­по­сти­жи­ма для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, по­сколь­ку гре­хо­па­де­ние ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло при­ро­ду че­ло­ве­ка, пре­вра­тив её в су­гу­бо гре­хов­ную, ли­шён­ную сво­бо­ды во­ли. Всё, что де­ла­ет пад­ший че­ло­век, — гре­хов­но и ве­дёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли, да­же ес­ли внеш­не его по­ступ­ки вы­гля­дят как до­б­рые де­ла.

Из этих по­ло­же­ний в кальвинизме ло­ги­че­ски вы­во­дит­ся док­три­на аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог ещё до гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка и да­же до Со­тво­ре­ния ми­ра оп­ре­де­лил од­них к спа­се­нию, дру­гих — к веч­ным му­кам в аду. Кальвинизму чу­ж­да ха­рак­тер­ная для не­ко­то­рых др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (например, пра­во­сла­вия) идея си­нер­гии, со­уча­стия Бо­жи­ей бла­го­да­ти и че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. С точ­ки зре­ния каль­ви­ни­стов, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста от­кры­ла путь к спа­се­нию греш­ни­кам, но не всем, а лишь из­бран­ной их час­ти. При этом спа­се­ние воз­мож­но толь­ко че­рез бла­го­дать, дей­ст­вие ко­то­рой на из­бран­ных столь же не­одо­ли­мо, как и дей­ст­вие гре­ха на осу­ж­дён­ных. Та­ким об­ра­зом, ве­ра и бла­го­чес­ти­вая жизнь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как ос­но­ва­ние для спа­се­ния, а как при­знак из­бран­но­сти че­ло­ве­ка. Час­то в ка­че­ст­ве ука­за­ния на пре­до­пре­де­лён­ность к спа­се­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся и ус­пех в де­лах (в т. ч. ма­те­ри­аль­ный).

В дог­ма­тическом уче­нии о Еди­ном в трёх Ли­цах Бо­ге кальвинизм унас­ле­до­вал за­пад­нох­ри­сти­ан­ский прин­цип filioque (латинский — «и от Сы­на»), со­глас­но ко­то­ро­му Свя­той Дух ис­хо­дит не толь­ко от От­ца, но и от Сы­на. Боль­шин­ст­во каль­ви­ни­стов при­зна­ёт Апо­столь­ский, Афа­нась­ев­ский и Ни­кей­ский (Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ский c fi­l­ioque) Сим­во­лы ве­ры, а так­же вы­ра­бо­тан­ное на Хал­ки­дон­ском со­бо­ре (смотрите в статье Все­лен­ские со­бо­ры) по­ни­ма­ние Ии­су­са Хри­ста как ис­тин­но­го Бо­га и ис­тин­но­го че­ло­ве­ка в од­ном Ли­це.

В со­от­вет­ст­вии с уче­ни­ем о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию трак­ту­ют­ся в кальвинизме и цер­ков­ные та­ин­ст­ва как не имею­щие са­ми по се­бе спа­си­тель­ной си­лы. Та­инств в кальвинизме два — кре­ще­ние и Ве­че­ря Гос­под­ня (при­ча­ще­ние). Кре­ще­ние счи­та­ет­ся ини­циа­ци­он­ным зна­ком член­ст­ва че­ло­ве­ка в Церк­ви и его ос­во­бо­ж­де­ния от гре­хов, ко­то­рое да­ёт ве­ра в Хри­ста. До­пус­ка­ет­ся кре­ще­ние мла­ден­цев ве­рую­щих ро­ди­те­лей как чле­нов «об­щи­ны спа­сён­ных». Свое­об­раз­но по­ни­ма­ет­ся каль­ви­ни­ста­ми и при­ча­ще­ние. Каль­вин, в от­ли­чие от Лю­те­ра, счи­тал, что во вре­мя Ев­ха­ри­стии Те­ло и Кровь Хри­ста при­сут­ст­ву­ют в эле­мен­тах при­час­тия не фи­зи­че­ски, а ду­хов­но. В на­стоя­щее вре­мя многие каль­ви­ни­сты при­ня­ли нес­коль­ко от­лич­ную от точ­ки зре­ния Каль­ви­на трак­тов­ку при­ча­ще­ния, пред­ло­жен­ную У. Цвинг­ли, со­глас­но ко­то­рой при­ча­ще­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь как уве­ко­ве­чи­ва­ние па­мя­ти о Ве­че­ре Гос­под­ней, вос­по­ми­на­ние об ис­ку­пи­тель­ной жерт­ве Хри­ста.

Цер­ков­ная ие­рар­хия в кальвинизмн прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет. На ос­но­ве идеи о все­об­щем свя­щен­ст­ве ве­рую­щих в кальвинизме при­зна­ют­ся как ус­та­нов­лен­ные Бо­гом 4 чи­на цер­ков­ных слу­жи­те­лей: пас­то­ры (свя­щен­ни­ки), док­то­ра (учи­те­ли), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны. Пас­то­ры про­по­ве­ду­ют и яв­ля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми та­инств, док­то­ра пре­по­да­ют бо­го­сло­вие, ста­рей­ши­ны за­бо­тят­ся о дис­ци­п­ли­не, диа­ко­ны ве­да­ют бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Час­то док­то­ра и диа­ко­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся как вспо­мо­га­тель­ные слу­жи­те­ли, а пас­то­ры и ста­рей­ши­ны — как ос­нов­ные. В не­ко­то­рых каль­ви­ни­ст­ских церк­вах (например, в Венг­рии) име­ют­ся епи­ско­пы, но толь­ко как долж­но­сти цер­ков­ных ру­ко­во­ди­те­лей, а не как осо­бая сте­пень свя­щен­ст­ва. В ка­ж­дой об­щи­не (кон­гре­га­ции) при­сут­ст­ву­ют пас­тор и несколько ста­рей­шин, об­ра­зую­щие сес­сию, или кон­си­сто­рию. Церк­ви управ­ля­ют­ся ли­бо пре­сви­те­рия­ми (цер­ков­ны­ми со­ве­та­ми), ку­да вхо­дят пас­то­ры и ста­рей­ши­ны из не­сколь­ких со­сед­них об­щин, ли­бо не­по­сред­ст­вен­но со­б­ра­ния­ми кон­гре­га­ций. По­доб­но др. про­тес­тант­ским де­но­ми­на­ци­ям, кальвинизм от­вер­га­ет при­ня­тый в ка­то­ли­че­ст­ве це­ли­бат ду­хо­вен­ст­ва, а так­же мо­на­ше­ст­во. В не­ко­то­рых церк­вах к пас­тор­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

Современный кальвинизм су­ще­ст­ву­ет в 3 фор­мах: ре­фор­мат­ст­во, пре­сви­те­ри­ан­ст­во (смотрите Пре­сви­те­риа­не) и кон­гре­га­цио­на­лизм (смотрите Кон­гре­га­цио­на­ли­сты). Пер­вые две ма­ло от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га: ре­фор­мат­ство воз­ник­ло в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе (Фран­ции, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии), пре­сви­те­ри­ан­ст­во — на Бри­тан­ских островах. Кон­гре­га­цио­на­лизм от­ли­ча­ет­ся от ре­фор­мат­ст­ва и пре­сви­те­ри­ан­ст­ва тем, что в нём от­сут­ст­ву­ют пре­сви­те­рии и ка­ж­дая кон­гре­га­ция впол­не са­мо­стоя­тель­на. Тер­мин «кальвинизм» са­ми каль­ви­ни­сты, как пра­ви­ло, не ис­поль­зу­ют, от­ка­зы­ва­ясь свя­зы­вать се­бя с к.-л. др. име­нем, кро­ме Хри­ста. Ино­гда тер­мин «каль­ви­ни­ст­ский» по­ни­ма­ет­ся рас­ши­ри­тель­но: его от­но­сят не толь­ко к каль­ви­ни­ст­ско­му те­че­нию про­тес­тан­тиз­ма, но и ко всем др. церк­вам, при­ни­маю­щим каль­ви­ни­ст­скую док­три­ну об аб­со­лют­ном пре­до­пре­де­ле­нии, например к боль­шин­ст­ву бап­ти­ст­ских церк­вей (смотрите Бап­тизм).

В це­лом для каль­ви­ни­ст­ских церк­вей ха­рак­тер­ны от­кры­тость к раз­ви­тию, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, от­сут­ст­вие при­вя­зан­но­сти к стро­гой кон­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти. Б. ч. каль­ви­ни­стов объ­е­ди­ня­ет Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), соз­дан­ный в 1970 году в ре­зуль­та­те слия­ния Все­мир­но­го сою­за ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва) и Ме­ж­ду­народного кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ско­го со­ве­та. В начале XXI века в аль­янс вхо­дило бо­лее 200 церк­вей. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны — в Же­не­ве. Мно­гие каль­ви­ни­ст­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Куль­то­вая прак­ти­ка в раз­ных каль­ви­ни­ст­ских церк­вах нес­коль­ко раз­ли­ча­ет­ся, но в це­лом для неё ха­рак­тер­но су­ще­ст­вен­ное уп­ро­ще­ние бо­го­слу­же­ния не толь­ко по срав­не­нию с пра­во­сла­ви­ем, ка­то­ли­циз­мом, анг­ли­кан­ст­вом, но да­же по срав­не­нию с лю­те­ран­ст­вом. Важ­ное ме­сто в ли­тур­гии от­во­дит­ся про­по­ве­ди, ко­то­рая, как и Сло­во Бо­жие, счи­та­ет­ся основным сред­ст­вом по­лу­че­ния бла­го­да­ти. Как и лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты от­ка­за­лись от по­чи­та­ния свя­тых, ре­ли­к­вий и мо­щей; но ес­ли лю­те­ра­не, уда­лив из церк­вей ико­ны, до­пус­ка­ют там на­стен­ную жи­во­пись, то каль­ви­ни­сты от­верг­ли лю­бые изо­бра­же­ния, счи­тая их идо­ло­по­клон­ст­вом. Цер­ков­ные по­ме­ще­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­тя­за­тель­но­стью, от­сут­ст­ву­ют к.-л. специальные об­ла­че­ния для ду­хо­вен­ст­ва, во вре­мя бо­го­слу­же­ний не за­жи­га­ют­ся све­чи. В хра­мах нет ал­та­ря, крест не счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным цер­ков­ным сим­во­лом. Цер­ков­ные служ­бы со­вер­ша­ют­ся на язы­ках ве­рую­щих.

Со­глас­но док­три­не Каль­ви­на, куль­то­вая му­зы­ка мо­жет быть толь­ко во­каль­ной и од­но­го­лос­ной. В 1539 году в Страс­бур­ге под на­блю­де­ни­ем Каль­ви­на бы­ли из­да­ны «Не­ко­то­рые псал­мы и гим­ны для пе­ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же­не­ве бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пол­ная Псал­тирь, т. н. Же­нев­ская, или Гу­ге­нот­ская, со­дер­жа­щая 125 про­стых ме­ло­дий, на­пи­сан­ных ма­ло­из­ве­ст­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми (в от­но­ше­нии многих ме­ло­дий ав­тор­ст­во не ус­та­нов­ле­но); в даль­ней­шем она бы­ла пе­ре­ве­де­на на др. ев­ропейские язы­ки. Вско­ре по­сле смер­ти Каль­ви­на в бо­го­слу­же­ние про­ник­ло мно­го­го­ло­сие. Ком­по­зи­то­ры со­чи­ня­ли мо­те­ты на тек­сты и ме­ло­дии Же­нев­ской Псал­ти­ри (а так­же и на свои собственные ме­ло­дии) не толь­ко в про­стом го­мо­фон­ном, но и в раз­ви­том по­ли­фо­ническом сти­ле; сре­ди ав­то­ров — К. Гу­ди­мель, Я. П. Све­линк. В современном кальвинизме ис­пол­ня­ют­ся как тра­диционные од­но­го­лос­ные, так и мно­го­го­лос­ные пес­но­пе­ния (главным образом ком­по­зи­то­ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся бо­го­сло­ви­ем. Это так­же ре­лигиозно-фи­лософская сис­те­ма, вклю­чаю­щая оп­ре­де­лён­ные взгля­ды на об­ще­ст­во, нау­ку, куль­ту­ру и го­су­дар­ст­вен­ность. Сам Ж. Каль­вин на­стаи­вал на ав­то­но­мии Церк­ви от свет­ской вла­сти, но на прак­ти­ке соз­дал в Же­не­ве свое­об­раз­ную мо­дель тео­кра­тического го­су­дар­ст­ва. Каль­ви­ни­ст­ские церк­ви яв­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ны­ми в ря­де стран (Ни­дер­лан­ды, б. ч. швейцарских кан­то­нов, американские шта­ты Но­вой Анг­лии и др.), но ны­не они ут­ра­ти­ли преж­ний ста­тус, лишь Цер­ковь Шот­лан­дии со­хра­ни­ла по­ло­же­ние «на­цио­наль­ной» Церк­ви, хо­тя и она яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­но от­де­лён­ной от го­су­дар­ст­ва. В современном кальвинизме при­зна­ёт­ся не­об­хо­ди­мость пол­ной сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния (за ис­клю­че­ни­ем ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ных по сво­ей су­ти уче­ний) и ра­вен­ст­ва всех кон­фес­сий пе­ред го­су­дар­ст­вом.

Иллюстрация:

Служ­ба в церк­ви Вес­тер­керк (Ам­стер­да­м). Архив БРЭ.

http://w.histrf.ru/articles/article/show/kalvinizm

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях