WordPress

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 1
Самое важное по теме: "Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения" с полными данными и описанием от специалистов. Если после прочтения возникли вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 2

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 3Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 4Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 5Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 6

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 7

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 8

В конце XX в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта.

Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных. Как показывает опыт западно-европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

Определяющее влияние на системы социальной защиты в странах ЕС оказывают современные демографические тенденции (падение рождаемости ниже уровня естественного воспроизводства населения и его старение), усиление европейской интеграции и экономической глобализации. Это вызывает необходимость поиска в странах Евросоюза новых путей для достижения оптимального соотношения между экономическими и социальными составляющими общественного развития, которые позволили бы избежать конфликта между приоритетами экономического развития и принципами социальной справедливости. С этой точки зрения представляется интересной оценка наиболее эффективных вариантов модернизации существующих систем социальной защиты в странах ЕС на примере отдельных их программ (пенсионного обеспечения, медицинского страхования и обслуживания, социальной помощи).

http://studopedia.ru/11_128627_zarubezhniy-opit-sotsialnoy-zashchiti-naseleniya.html

Зарубежный опыт в области социальной защиты населения

Национальные системы социальной защиты формируются с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов.

Учреждения социального страхования функционируют по принципу самоуправления, согласно которому они наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. В то же время государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Решение о форме и размере социальной помощи принимается по усмотрению ведомства социального обеспечения. Выплата социальной помощи начинается с того момента, когда этому ведомству станет известно о выполнении предпосылок для её предоставления. Для получения социальной помощи необходимо подать соответствующее заявление, т.к. выплаты начинаются именно с этого момента. Предоставление социальной помощи задним числом исключено. Ведомство социального обеспечения не покрывает старых долгов получателя, а лишь обеспечивает его необходимыми средствами на существование в настоящем и будущем [7, c. 16].

Швеция в проведении социальной защиты населения выбирает отличные от Германии подходы для обеспечения этой защиты. Для этой страны характерна скандинавская модель социальной защиты. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высокоорганизованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния [8, c. 259-261].

Финансирование системы социальной защиты, относящейся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее время наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Основополагающим принципом шведской социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских «социальных экономик», в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью [7, c. 21].

Что касается России, то согласно Конституции РФ страну можно также включить в ряд так называемых «социальных государств», которые проводят политику в области социальной защиты населения. Как и в других странах, она основывается на указанных выше принципах. Модель социальной защиты населения в России имеет следующие черты: социальная поддержка осуществляется из государственных бюджетных и внебюджетных фондов путем солидарного распределения финансовых ресурсов, поступающих в виде налоговых, неналоговых и иных отчислений, однако такое распределение имеет адресный характер [9].

Социальное страхование основывается на уплате взносов во внебюджетные фонды социального страхования. К таким фондам относят Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации [10, c. 57].

Видами социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии в Федеральным законом № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении [11].

Согласно государственной программе «Развитие пенсионной системы» реализуется развитие добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Социальная обеспечение и помощь государства имеет адресный характер и направлена на поддержку отдельных категорий граждан, поддержку семьи, развитие эффективной системы социального обслуживания.

Материальная поддержка женщин, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием включает:

пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [12].

К иным выплатам относятся ежемесячные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий, реабилитированным лицам. Проводятся меры, содействующие росту заработной платы, повышению уровня пенсионного обеспечения населения, а также направленные на социальную защиту инвалидов, ветеранов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций [13].

Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Также организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на региональном и местном уровнях. Передача части полномочий по осуществлению социальной защиты населения на нижние уровни управления в значительной степени способствует повышению эффективности и качества результатов деятельности органов государственной власти по данному вопросу [9].

Таким образом, каждая страна имеет свою систему социальной защиты населения, обусловленную историческими, социально-культурными и иными предпосылками развития. Для Германии большое значение имеет социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В Швеции действует универсальная система социальной защиты, которая охватывает все слои населения. Социальная защита населения в России осуществляется на федеральном и местном уровнях за счет средств бюджетов и имеет адресный характер.

http://studwood.ru/604609/sotsiologiya/zarubezhnyy_opyt_oblasti_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА

А.А. Минаев
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
[email protected]

Организация социальной работы с семьями группы риска имеет свои особенности в различных регионах мира. Так, социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание семьям группы риска значительной помощи со стороны государства.

В Великобритании хорошо развита организация помощи семьям группы риска. Здесь половина всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода». При этом одинокая родительница может оставаться дома до достижения ребенком 16 лет. Получая необходимое содержание от государства. В рамках этой стратегии одиноких матерей не стимулируют работать или получать какую – то процессию. Налоговая политика и система социального обеспечения таковы, что они не заинтересованы работать даже в режиме неполной занятости. Работать же полный рабочий день матери с маленькими детьми не могут, так как в стране не развиты в несемейные формы ухода за детьми. Одинокие матери также получают пособие на детей, бесплатно пользуются услугами здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья [1, с.145].

В Норвегии оказывается существенная помощь одиноким родительницам.

Одиноким матерям предоставляется специальная материнская помощь, с тем чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком 10 лет. В течение указанного времени они получают специально пособие для одиноких родительниц (пособие переходного периода). Неполные семьи получают также пособие (общее для всех, специальное пособие для детей), если второй родитель не платит алименты, пособие на оплату жилья, бесплатную медицинскую помощь и различные льготы в налогообложении. В рамках этой стратегии все одинокие матери живу выше уровня бедности, но хуже, чем полные семьи. В результате такой политики одинокие матери работают гораздо реже, чем замужние. А после достижения ребенком 10 лет и, соответственно, окончания выплаты пособия испытывают трудности в связи с необходимостью поступить на работу (утрата квалификации, привычки к труду и др.) [1, c.23].

Во Франции поддержка оказывается всем семьям имеющих детей. В рамках данной стратегии неполным семьям оказывается дополнительная государственная поддержка, но основную помощь они получают за счет активной социальной поддержки семьи в целом.

Здесь все семьи получают семейное пособие как общее, так и зависящее от дохода), включая основное пособие. Дополнительное, пособие на оплату жилья, специальное пособие матерям с детьми до 1 года, оплачиваемый матери (отцу) отпуск по уходу за ребенком. Такая политика отделяет тех, кто имеет несовершеннолетних детей, от тех кто их не имеет, обеспечивая первым минимальный уровень жизни. Пособие родителям до достижения ребенком 3 лет выплачивается вне зависимости от того, работают они или нет. Таким образом, у них есть выбор либо оставаться в этот период дома, либо работать и платить за уход за ребенком. Одиноким матерям с низкими доходами и течение года после достижения ребенком 3 лет выплачивается небольшое пособие. Однако большинство матерей в это время уже выходят на работу – 78 % одиноких родительниц во Франции работают.

В Швеции организация социальной работы, ориентированная на успешное сочетание быть одинокими родителями и профессионально расти. В отличии от Великобритании или США она ориентирована не на «поддержание бедности», а на уменьшение неравенства. Поэтому в Швеции наряду с социальной политикой по отношению к семье активно реализуются программы, ориентированные на создание рабочих мест, стимулирующие получение образования, обучение, переобучение и занятость, в том числе и матерей с малолетними детьми. Одинокие матери получают специальные пособия, как и в Норвегии, но здесь они предназначены лишь для детей, а не для содержания неработающей матери. При этом государство обеспечивает не только рабочие места, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой матери для получения более высокооплачиваемой работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных форм внесемейного ухода за детьми. Любой из родителей может использовать оплачиваемый годичный отпуск по уходу за ребенком; им оплачиваются дни болезни ребенка или же когда необходимо посетить школу; рабочий день для родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста, сокращается на несколько часов [2, c.157].

Опыт европейских стран в поведении активной социальной политики в отношении одиноких родителей свидетельствует, что вопреки мнению некоторых скептиков, женщины не рожают детей специально для того, чтобы воспользоваться социальными пособиями, а супружеские пары не разводятся ради этого. При этом специалисты считают, что более эффективной является политика, ориентированная одновременно на занятость одиноких родителей и на развитие всех форм социальной помощи, позволяющей совмещать профессиональную и родительскую роли (уход за детьми, гибкий или сокращенный график работы, бесплатное переобучение и др.). При этом всем малоимущим семьям с детьми выплачиваются денежные пособия на детей и на оплату и приобретение жилья, а одиноким родителям, не получающим помощи от второго родителя, дополнительное государственное пособие [2, c.253].

Европейские страны являются также примером проведения единой социально политики в отношении неполной семьи вне зависимости от причин ее формирования.

В США, в отличии от европейских стран, государство не оказывает значительной помощи неполным семьям, хотя их доля среди семей с детьми достаточно велика – 26 %. В США нет общей для всех системы поддержки семей с детьми. Одиноким родителям не выплачивается пособие на жилье.

Дети разведенных родителей не получают гарантированного минимума в тех случаях, когда живущий отдельно родитель не оказывает материальной поддержки. Кроме того, в США не так, как в Европе (или у нас в стране), развиты внесемейные формы ухода за детьми.

Помощь семьям группы риска чаще оказывается в рамках программ на уровне отдельных штатов либо на уровне социально – территориальных сообществ (коммун). Однако специальных агентств, занимающихся проблемами «взрослой» неполной семьи, а не одиноких матерей – подростков, крайне мало [3, c.126].

Большинство данных проблем решается на уровне сообществ в рамках консультативной помощи семье в целом при работе с семьями, имеющими низкие доходы. Однако из наиболее известных агентств – «Центр ресурсов для оказания помощи одиноким родителям». Это независимое неприбыльное агентство предоставляет непосредственные услуги одиноким родителям, оказывает техническую поддержку территориальным программам Нью – Йорка, непосредственно обслуживающим эту категорию, а также выступает в качестве юридического защитника при решении проблем неполной семьи на всех уровнях (города, штата, федерации). Службы этого агентства предоставляют одиноким родителям информацию, наводят нужные справки, дают советы и при необходимости выступают в качестве адвоката. В нем были разработаны две специальные программы для бездомных одиноких родителей и одиноких матерей, находящихся в тюрьме [4, c.48].

Свои специфические особенности социальной работы с неполными семьями существуют в Австралии, где доля неполных семей составляет 15 %. Одинокие родители, в том числе и отцы, получают государственную помощь в рамках программ «Пособие для поддержки родителя», причем размер этого пособия зависит от их заработка. В 1998 г. создан специальный государственный фонд, в который перечисляется фиксированный процент от заработка второго родителя, не выплачивающего алименты, и из которого разведенные одинокие родители (если им не платит бывший супруг) получает пособие на ребенка независимо от собственной зарплаты. Особые категории пенсий получают вдовы с несовершеннолетними детьми и те, которым уже исполнилось 50 лет.

Подавляющее большинство матерей в Австралии не имеют высшего образования, поэтому в начале 70-х годов была создана специальная государственная программа, стимулирующая поступление одиноких матерей в высшие учебные заведения. Их принимают туда при условии прохождения специальных тестов, при чем наряду с государственным пособием они получают и стипендию. В университетах, в свою очередь, созданы специальные группы для студентов старше 25 лет. Специалисты высоко оценивают результаты этой программы как с точки зрения психологического самочувствия и дальнейшей профессиональной карьеры матерей, так и в отношении воспитания детей, их будущего [3, с.127].

Интересен опыт оказания организации социальной помощи матерям – подросткам на Ямайке. Началом осуществления этой программы, разработанной Центром по делам женщин, послужило решение о том, чтобы беременным девушкам в возрасте от 12 до 16 лет была дана возможность продолжать свое образование в школе, занятия в которой они, как правило, были вынуждены прекращать из-за резко отрицательного отношения к ним со стороны общества.

Здесь придается большое значение вопросам практического обучения навыкам жизни в семье и всячески поощряется групповая дискуссия и участие предполагаемых отцов в мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. Его задачей является помощь молодым мужчинам страны лучше осознавать свою роль и ответственность в семейной жизни.

В течение трех лет реализации данной программы свыше двух третей молодых мам, принимавших в ней участие, благополучно возвратились в школы, у них усилилось чувство уверенности в себе. И они приобрели способность строить планы и влиять на свою дальнейшую судьбу. Работа, проделанная Центром, не только улучшила состояние дел на Ямайке, но и прослужила также примером решения проблемы для других стран Карибского бассейна [5, c.69].

Таким образом, в зарубежных странах имеется опыт социальной работы с матерями – подростками, неполными семьями, работа по профилактике рождений детей в юном возрасте и другими категориями группы риска. В Великобритании хорошо развита организация помощи семьям группы риска. Здесь половина всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода». В Норвегии оказывается существенная помощь одиноким родительницам.

Одиноким матерям предоставляется специальная материнская помощь, с тем чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком 10 лет. В США оказывается государственная помощь неполным семьям в рамках федеральной программы «Помощь семьям с детьми».

Таким образом действуя во всех этих направлениях, социальные службы накопили огромный опыт для работы с такими категориями граждан. Использование зарубежного опыта серьезно повлиет на улучшение социального здоровья общества в целом.

Литература

  1. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Вест. Психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. 1995. № 4. с. 62 – 66.
  2. Социальная политика Швеции.М.: «Социальная работа», 1999.
  3. Закирова В.М. Опыт семейной политики в Австралии // Ученые записки. 2003. № 3. с. 131 – 140.
  4. Справочное пособие по социальной работе / Л.С.Алексеева, П.В. Бобков, П.Ю. Бурлака и др.: Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
  5. Социальная работа в Германии.Ульяновск, 1996.

http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/stanovlenie_professii_soczialnyij_rabotnik_metodologii,_modeli_i_texnologii/2_zarubezhnyie_i_otechestvennyie_modeli_i_opyit_soczialnoj_rabotyi_i_soczialnogo_obrazovaniya/zarubezhnyij_opyit_organizaczii_soczialnoj_rabotyi_s_semyami_gruppyi_riska

Зарубежный опыт социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение 3
1 Социальная защита населения: общетеоретические основы 4
2 Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза 8
3 Социальная защита в Германии 11
4 Социальная защита в Швеции 188
Заключение 255
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Зарубежный опыт социальной защиты населения

ФФБД, 3-ий курс, ДФФ-4

О. С. ГавриловаРуководитель

А. В. Сидорова

Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

Наличие системы социальной защиты характерно практически для всех стран. Ее значение и уровень предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится более значимой и актуальной.

Основной целью данного реферата является исследование опыта социальной защиты населения в зарубежных странах. При написании данного реферата были решены следующие задачи: рассмотрены общетеоретические основы социальной зашиты населения; исследованы основные модели социальной защиты населения в странах ЕС; изучены модели социальной зашиты, реализующиеся в Германии и Швеции (как в странах с наиболее успешно проводимой социальной политикой).

Объектом исследования является социальная защита в зарубежных странах, предметом исследования являются модели социальной защиты населения в зарубежных странах, а также социальная защита в развитых странах на примере Швеции и Германии.

При написании второй главы реферата были использованы статьи В.В. Антропова «Модели социальной защиты в странах ЕС», А. Луговцовой «Модели социальной защиты в странах ЕС» и автореферат В.В. Антропова «Экономические модели социальной защиты населения в странах ЕС». При изучении шведской модели социальной защиты населения была использована статья В.В. Аксёнова «Шведская модель развития общества».

1 Социальная защита населения: общетеоретические основы

Социальная защита населения — это система управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Как социально-экономическая категория социальная защита представляет собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения установленных социальных стандартов жизни для каждого человека в условиях действия социальных рисков.

Социальная защита населения — достаточно новое понятие, появившееся в отечественной экономической литературе сравнительно недавно, с началом перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству.

В качестве предмета социальной защиты необходимо рассматривать прежде всего социальные риски. С помощью системы различных мер, входящих в систему социальной защиты государство управляет социальными рисками с целью компенсации ущерба, способствует снижению или предупреждению их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения.

Большинство систем социальной защиты включают в себя следующие основные составные элементы:

  • пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);
  • медицинское страхование;
  • страхование от несчастных случаев на производстве;
  • страхование по безработице;
  • социальная помощь и социальные трансферты в рамках жилищной, образовательной и семейной политики.

В реальной практике существуют все перечисленные виды социальной защиты населения, однако определяющей формой из них в условиях рыночной экономики является обязательное социальное страхование.

Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов:

1) особенность организации современной рыночной экономики, в которой значительное число его членов являются наемными работниками (сегодня временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования);

2) невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков;

3) невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительные организаций;

4) снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможность снижения рисков путём добровольного личного страхования большинства граждан из-за высоких страховых взносов;

5) необходимость страхования рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция.

В конце XX века социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Основная задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых странах социальная защита населения является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной зашиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных.

Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

Определяющее влияние на системы социальной защиты в странах ЕС оказывают современные демографические тенденции (падение рождаемости ниже уровня естественного воспроизводства населения и его старение), усиление европейской интеграции и экономической глобализации. Это вызывает необходимость поиска в странах Евросоюза новых путей для достижения оптимального соотношения между экономическими и социальными составляющими общественного развития, которые позволили бы избежать конфликта между приоритетами экономического развития и принципами социальной справедливости. С этой точки зрения представляется интересной оценка наиболее эффективных вариантов модернизации существующих систем социальной защиты в странах ЕС на примере отдельных их программ (пенсионного обеспечения, медицинского страхования и обслуживания, социальной помощи) [2, с. 3].

Выделяют следующие принципы социальной защиты населения:


Принцип социального страхования. Согласно этому принципу финансирование предоставляемых услуг осуществляется за счет взносов членов страхового объединения, которые при наступлении страхового случая получают социальные выплаты, объем которых ориентируется на размер страховых взносов (принцип эквивалентности). Принцип социального страхования играет значительную роль прежде всего в системах социальной защиты Германии, Австрии, Франции, Италии и Нидерландов, финансирование которых осуществляется либо на основе трехстороннего участия работников, работодателей и государства, либо преимущественно за счет работодателей и государства.

Принцип социального обеспечения. В отличие от принципа страхования в рамках принципа социального обеспечения социальные услуги и выплаты предоставляются по другим основаниям (например, обеспечение государственных служащих и жертв войны) и финансируются за счет налоговых поступлений в бюджет. На основе данного принципа происходит финансирование программ государственной социальной политики, системы среднего и высшего образования. Принцип социального обеспечения является определяющим в системах социальной защиты с унифицированными базовыми социальными услугами, где они предоставляются всем гражданам государства. Такие системы функционируют в Скандинавских странах (Дании, Швеции, Финляндии), а также в Великобритании.

Принцип вспомоществования. Согласно этому принципу социальные выплаты и услуги может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объеме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из бедственного положения. Несовершенство организации социальной защиты на основе этого принципа связано с необходимостью проверки нуждаемости и, как следствие, отсутствием определенности в объеме нужных социальных услуг.

Принцип социальной солидарности предусматривает взаимную помощь всех участников социальной защиты, связанную с перераспределением средств между различными социально-экономическими и демографическими группами населения.

Закономерности эволюции систем социальной защиты. Формирование современных систем социальной защиты связано с процессом индустриализации, усилением государственного регулирования социальных процессов, усложнением социально-демографической структуры общества. Первоначально социальные риски покрывались в добровольном порядке за счет создания фондов взаимопомощи среди ремесленников и купцов (цеховые кассы), затем среди наемных работников (кассы взаимного страхования рабочих). Индустриализация и вызванная ею массовая пролетаризация населения, низкий уровень жизни трудящихся привели в конце XIX века к возникновению обязательного социального страхования с участием работодателей и государства и оформлением соответствующего гражданского и трудового законодательства.

Как правило, первым вводилось страхование от несчастных случаев, затем медицинское страхование, пенсионное и значительно позже — страхование по безработице.

Пик развития систем социальной защиты приходится на 1960-1970 гг., когда многие государства приняли на себя высокие обязательства по обеспечению социальной защиты населения. Этому способствовали ускоренные темпы экономического роста, усиление роли государства в социально-экономических процессах, научное оформление теории “социального государства”.

http://student.zoomru.ru/finans/zarubezhnyj-opyt-socialnoj-zashhity-naseleniya/62513.503302.s1.html

Социальная поддержка населения: реформа, универсальное пособие, зарубежный опыт

Зарубежный опыт организации социальной поддержки населения - картинка 14

Какие ограничения накладывает текущая экономическая ситуация на социальную политику страны? Как можно оптимизировать систему мер социальной поддержки россиян?

Государственные расходы на социальную политику в России составляют сегодня более 30% расходов консолидированного бюджета и внебюджетных фондов или 14% от ВВП. Это одна из самых больших статей расходов бюджета расширенного правительства.

Жизнь в условиях новой реальности в финансовой и бюджетной сферах увеличивает потребность в социальной защите наиболее уязвимых слоев населения. Но действующий сегодня конгломерат мер социальной поддержки (767 на федеральном уровне и в каждом регионе в среднем 100 мер) направлен, в первую очередь, на поощрение граждан, имеющих особые заслуги перед государством, на обеспечение привлекательности гражданской службы или службы в условиях повышенного риска (силовики), а также на поддержку граждан, здоровью или имуществу которых был нанесен ущерб.

С поддержкой уровня доходов связано мало мер: на федеральном уровне их только пять, в регионах — основных адресных мер — три. Доля этих мер в расходах консолидированного бюджета РФ и внебюджетных фондов на социальное обеспечение в 2015 году составила 0,4% ВВП. Эта цифра не покрывает масштаба проблемы бедности и не способна решить ее.

В такой ситуации встает вопрос о реформировании системы мер социальной поддержки с целью концентрации ограниченных бюджетных ресурсов на оказание помощи наиболее нуждающимся в ней.

Способы оптимизации системы мер соцподдержки

Улучшить ситуацию, на наш взгляд, могло бы слияние нескольких мер, имеющих похожую цель – поддержку уровня доходов – в единую меру. С одной стороны, это позволило бы снизить административные издержки на предоставление социальной поддержки и повысить эффективность бюджетных расходов. С другой стороны, такой подход обеспечит соблюдение принципа социальной справедливости: государство поддерживает те семьи, чей среднедушевой доход оказался ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам.

Предоставляемое с учетом нуждаемости универсальное пособие должно быть направлено на вывод бедных домохозяйств на самообеспечение и профилактику социального иждивенчества.

Кроме того, получение семьей такого единого пособия может являться критерием для назначения других, так называемых обусловленных мер социальной поддержки, которые будут направлены на удовлетворение потребностей конкретных категорий семей: многодетных, пожилых, с инвалидностью и т.д. К ним могут относиться различные меры по обеспечению питанием, летним отдыхом, лекарствами в денежной и натуральной (ваучеры) форме.

Введение универсального пособия потребует переформатирования системы социальной поддержки, как в части архитектуры самой системы мер, так и в части их финансирования. Концепция универсального пособия, разработанная НИФИ, предполагает, что оно заменит собой большую часть действующих мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации малоимущим гражданам и семьям, а также безработным. При этом его финансирование будет осуществляться в рамках тех средств, которые ранее направлялись на меры социальной поддержки малоимущих и безработных на территории субъекта РФ. Обусловленные меры также предоставляются в рамках тех средств, которые до введения универсального пособия направлялись на отдельные мер социальной поддержки семей, материнства и детства, а также мер, связанных с ограничениями жизнедеятельности у граждан, вызванными нарушениями здоровья.

Семьям с трудоспособными членами, которые не заняты или частично заняты, универсальное пособие должно предоставляться на условиях социального контракта, предусматривающего обязательства по получению незанятым трудоспособным членом семьи официального трудового дохода, а для частично занятых — обязательства по обеспечению большей занятости и (или) получению большего официального трудового дохода.

Универсальное пособие: международный опыт

Подобная задача уже решается и в других странах, в частности, в Великобритании и Грузии. Лондон и Тбилиси используют два разных подхода к слиянию мер, имеющих сходные цели, и к универсализации.

В Великобритании внедрение универсального пособия осуществляется в условиях развитой системы социальной защиты, охватывающей практически все социальные риски. Задача реформы заключается не в том, чтобы добавить еще одно пособие тем, кто недостаточно защищен. Главная цель заключается в том, чтобы рационализировать существующую систему, повысить ее нацеленность на наиболее нуждающихся, и помочь тем, кто способен самостоятельно зарабатывать на жизнь.

В Грузии для введения универсального пособия была проведена масштабная реформа советской системы льгот и гарантий. Универсальное пособие стало практически единственной мерой социальной поддержки населения трудоспособного возраста, поскольку государство было намерено полностью отказаться от категориального принципа, прекратив оказывать социальную поддержку тем, кто получал ее вне зависимости от своего материального положения. Для страны, финансовые возможности которой ограничены, а потребность в ресурсах для помощи беднейшему населению большая, оказание социальной помощи исключительно тем, кто больше всего в ней нуждается, – не только разумный, но и практически неизбежный путь.

Осуществление такой реформы в России потребует времени и ресурсов, и решиться на такой шаг в момент неблагоприятной экономической ситуации, когда ставится цель сокращения бюджетных расходов, достаточно трудно. Но именно кризис открывает новые возможности для реализации масштабной реформы, необходимость которой в период благополучного экономического развития не всегда очевидна. Отказ от реформирования системы мер социальной помощи обойдется в конечном итоге дороже модернизации.

http://newsland.com/user/4297748510/content/sotsialnaia-podderzhka-naseleniia-reforma-universalnoe-posobie-zarubezhnyi-opyt/5514539

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях